Барельеф на основании александровской колонны

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп

На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.

Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.

Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.

Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.

Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.

Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.

Возведение гранитного монолита

В работах по выполнению проекта Монферрана использовалась уникальная инженерная подъёмная система, разработанная генерал-майором А. А. Бетанкуром. Она была снабжена десятками кабестанов (лебёдок) и блоков.

То, как именно с помощью этой подъёмной системы производилась установка гранитного монолита в вертикальное положение, наглядно проиллюстрировано на макете, находящемся в экспозиции музея города Санкт-Петербурга, который размещается в доме коменданта Петропавловской крепости. Водружение монумента на отведённое место происходило 30 августа 1832 года. При этом использовался труд 400 рабочих и 2 000 солдат. Процесс подъёма занял 1 час 45 минут.

Чтобы наблюдать за этим уникальным событием, на площадь пришло великое множество народу. Людьми была заполнена не только Дворцовая площадь, но и крыша здания Генерального штаба. Когда работа успешно завершилась, и колонна встала на предназначенное место, раздалось дружное «Ура!» По свидетельствам очевидцев и государь, император, присутствовавший при этом, также был весьма доволен и горячо поздравил автора проекта с успехом, сказав ему: «Монферран! Вы себя обессмертили!»

После успешного водружения колонны предстояло установить на пьедестале плиты с барельефами и декоративные элементы. Требовалось, кроме того, отшлифовать и отполировать поверхность самой монолитной колонны. Выполнение всех этих работ заняло ещё два года.

Заключительный этап работ

Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.

Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.

По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.

Неофициальная версия появления памятника

На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.

К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.

Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.

Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.

Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.

Золотой Ленин в облаках

В середине 1920-х годов, когда город сменил имя на Ленинград, у властей появилась идея превратить колонну из царского памятника в революционный.

«Шли весьма бурные дискуссии между председателем Исполкома Ленсовета Георгием Зиновьевым и главой Наркомпроса Анатолием Луначарским, — рассказал ИТАР-ТАСС член городской топонимической комиссии Алексей Ерофеев. – Зиновьев предлагал демонтировать с колонны ангела с крестом, заменив его на фигуру Ленина».Позолоченный Ильич должен был парить в облаках, символизируя торжество пролетарской революции, однако Луначарский поддержал защитников колонны, и главе ленинградского Исполкома пришлось отказаться от своего грандиозного замысла.

«Зиновьев наложил на письме Луначарского резолюцию: «Ну их к черту. Оставимте им колонну с «ампирным ангелом», — рассказывает А.Ерофеев.

Установление статуи на вершине колонны

После установки оставалось только закрепить элементы декора и барельефные плиты на пьедестале, а также выполнить полировку колонны. В сентябре 1830 года, параллельно с работами по сооружению колонны, Монферран работал также над статуей, которая должна была увенчать ее. Она должна была быть обращена, согласно желанию Николая I, к Зимнему дворцу. Колонну в первоначальном проекте завершал крест, который обвивала змея. Скульпторами Академии художеств, кроме того, предлагались несколько вариантов ангелов с крестом. В итоге фигура, выполненная Б. И. Орловским, была принята к исполнению. Два года длилась полировка и отделка памятника.

Оформление колонны и пьедестала

Наверху слегка суженной к вершине гранитной колонны была установлена римско-дорическая капитель и прямоугольная плита, выполненная из кирпичей и покрытая бронзой. На цилиндре-пьедестале с закругленным возвышением, установленном на плите, появилась более чем шестиметровая скульптура «Ангела с крестом» (автор Б.Орловский) – «Сим победиши!»  Кстати, скульптура ангела также выточена из целого гранитного куска и держится собственным весом.

Ангел с крестом на вершине Александровской колонны

Четырехконечный латинский крест зажат левой рукой ангела, а правая его рука вознесена к небу. Взгляд ангела направлен вниз – это взгляд стражника и защитника русской земли. Говорят, что черты лица ангела Монферанн заимствовал с Александра Первого.

Четыре стороны пьедестала выполнялись довольно большим коллективом авторов – эскизы готовил Монферран, группа художников изготовляла барельефные картоны,  группа скульпторов лепила барельефные заливочные заготовки, а уже затем барельефы из бронзы отливались в заводских цехах.

Барельефы пьедестала

Рассматривать барельефные сюжеты пьедестала можно очень долго, находя в них все новые и новые элементы. Все изображения относятся к военной тематике – это и щиты, и кольчуги, и шлемы эпохи А.Невского, вооружение эпохи Алексея Михайловича, аллегорично изображенные символы Победы и Славы. Кроме того, повсюду присутствуют гирлянды из дубовых листьев  и двуглавые орлы. Двумя женскими крылатыми фигурками удерживается табличка с лаконичной эпитафией.

Табличка на пьедестале Александровской колонны

По всему периметру Александровский памятник был обнесен декоративной бронзовой оградой полутораметровой высоты, украшенной двенадцатью трофейными пушками  и более чем сотней двуглавых орлов. Проект ограды также был разработан Монферраном. На каждой стороне ограды присутствовали ворота, увенчанные трехглавыми орлами.

Первый этап создания памятника

История Александрийского столпа в Санкт-Петербурге началась с выбора материала. Так как предполагалось вырубать колонну из единого куска гранита, то Монферрану пришлось отправиться изучать каменоломни, чтобы выбрать подходящее место для добычи такой массивной глыбы. После некоторого времени поисков архитектор решил направить своих рабочих на Пютерлакскую каменоломню в Финляндии. Именно там находилась подходящая по размеру скала, о которой планировалось отколоть огромную глыбу.

В двадцать девятом году в Северной столице приступили к созданию фундамента Александрийского столпа на Дворцовой площади. Через год начались работы по добыче гранита в каменоломнях. Продолжались они два года, а участие в этом процессе принимали около четырехсот рабочих. По данным, указанным в официальных источниках, они трудились день и ночь посменно. А технологию добычи камня разработал юный самоучка Самсон Суханов. До сих пор неизвестно, как именно от скалы была отколота глыба, которая в дальнейшем пошла на изготовление колонны. Не сохранилось ни одного официального документа, где технология была бы описана в малейших подробностях. В альбомах Монферрана написано только о том, что кусок гранита превышал одну тысячу тонн. Его откололи с помощью каких-то длинных ломов и рычагов. Затем монолит перевернули и отсекли от него огромный кусок для фундамента.

Еще полгода ушло на обработку глыбы. Все это производилось вручную самыми простейшими инструментами. Советуем читателям запомнить этот факт, так как в дальнейшем мы еще вернемся к нему и рассмотрим немного с другой стороны. Практически готовый Александрийский столп был готов к поездке в Санкт-Петербург. Было решено делать это водой и для сложного путешествия пришлось строить специальный корабль, совместивший в своей конструкции все инновационные технологии того времени. Параллельно в Северной столице строился причал, готовый принять необычный корабль и его груз. В планах архитектора было сразу же после выгрузки по специальному мосту из дерева докатить колонну до площади.

История Александровской колонны

Разработать внешний вид памятника поручили архитектору Огюсту Монферрану. Он решил создать монумент в стиле ампир с бронзовым ангелом мира на его вершине. Этот ангел мира был поставлен на гранитный постамент и напоминал царя Александра I по чертам своего лица. Крест в его левой руке направлен против змеи. Александровская колонна не поддерживается опорой или как-нибудь закреплена иначе, она держится за счет собственного веса и силы тяжести. Ангел мира высокий, его длина составляет 4,2 метра. Высота креста гораздо выше, чем фигура ангела — 6,3 метра. Пьедестал украшен рельефами. Чтобы людям было понятно, что памятник посвящен царю Александру, там нанесена благодарственная надпись к нему.

Ангел на Александровской колонне

Символы Мира, Победы, Милости, Милосердии, Изобилия изображены под надписью. Молодая девушка и старец украшают стороны постамента. Пьедестал украшен двуглавыми орлами, несущие в своих лапах лавровые веточки. Середина отмечена словами «Всевидяще Око», которое находится в центре венка из дубовых листьев.

Строительство

Колонна изготовлена из уникального гранитного камня, который добыли в каменоломне в Финляндии. Вес этой глыбы составляет 600 тонн и она является уникальной, так как довольно трудно найти такой объемный камень. Во времена возведения памятника было трудно привезти скалу в Петербург, но это все-таки удалось ценой неимоверных усилий.

Колонна была сформирована и высечена прямо на месте и это процесс занял почти два года. Для переправы ее из Финляндии был снаряжен целый пароход, которые был построен специально для этой цели.

Установка колонны

Фундамент под памятник был подготовлен заранее. Сначала была вырыта глубокая яма в 36 метров, куда вбили множество высоких сосновых свай. Чтобы сделать поверхность максимально ровной, на них положили гранитные плиты. Из самой большой глыбы сформировали пьедестал. Работа была крайне тяжелой. Чтобы сделать это нужно было использовать различные механические приспособления. Памятник возводился в суровую русскую зиму и цемент никак не хотел сцепляться. Но с помощью водки его удалось сцепить. В фундаменте оставили шкатулку с монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном.

Постамент Александровской колонны

Колонна не стоит в самом центре дворцовой площади как думают многие. От Главного штаба ее отделяет 140 метров, а от Зимнего дворца 100 метров. Для того, чтобы установить колонну, также потребовалось много усилий. Она была установлена с помощью строительных лесов около пьедестала. Сначала колонну поместили на специальную платформу и подняли с помощью канатных колец с блоками.

Высокую колонну подняли в торжественной обстановке.

Сам царь Николай первый 30 августа 1832 года и его семья прибыли туда, чтобы наблюдать за этим процессом. Площадь была заполнена простым народом, чтобы смотреть возведение памятника. Народ разместился даже на крыше Главного штаба. Колонну поднимали около 2000 солдат и 400 рабочих: они взяли канаты и с их помощью подняли колонну и опустили ее на пьедестал. Подъёмка колонны заняла 1 час 45 минут. Все люди стоящие на площади после этого громко закричали «Ура!». Император также был в восторге, он похвалил архитектора за такой великолепный памятник и сказал, что архитектор Огюст Монферран прославил себя на века:

Торжественное открытие колонны состоялось в день святого Александра Невского — 30 августа 1834 года.

Отделочные работы после этого длились еще два года. После этого Александровскую колонну освятили по православному обычаю, при этом присутствовал император вместе со своим войском.

Реставрация памятника в наши дни с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300 летию Санкт-Петербурга с 2001 по 2003 годы.

Предыстория появления колонны

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.

Щит с ворот Цареграда

Памятник императору Александру мыслился одновременно и памятником русской армии, поэтому в декоре колонны использованы образцы отечественного оружия со времен Древней Руси до первой половины XIX века. Присутствует там и копия шлема Александра Невского, и броня («панцирь») царя Алексея Михайловича.

Все они воссозданы с максимальной точностью, для чего было тщательно изучено старинное оружие и доспехи, хранившиеся в Оружейной палате Кремля. Монферран утверждал даже, что воссоздал в декоре Александровской колонны щит Вещего Олега, прибитый, как утверждает легенда, в Х веке к воротам Цареграда (Константинополя), однако российские историки считали эти заявления француза «наивными».

Ангел на Александровской колонне

Фигура ангела — работа скульптора Бориса Орловского — огромная и изящная, поражает виртуозной чеканкой каждой детали, каждого пёрышка крыла. Автор представил проект на рассмотрение, как изображение разительной мысли — “Сим победиши”.

Навершие Александровской колонны. Римско-дорическая капитель, украшенная иониками (подобие яйца) и бусами.

Эти слова напоминают о чудесной победоносной битве будущего римского императора Максенция в 312 году. Перед сражением в небе он увидел знак:  крест с начертанными словами.

Ангел смотрит вниз, на землю, правою рукою указывает на небо, а крестом в левой — придавил змея — символ вражды и злобы. Высота

  • фигуры ангела — 4,26 м (2 сажени),
  • креста — 6,4 м (3 сажени)
  • полного навершия колонны с крестом ~12 м.

Вес навершия колонны (капитель, цилиндрический пьедестал, статуя) составляет 37 тонн.

Израненная колонна

В годы блокады Александровская колонна была закрыта лишь на две трети своей высоты, и после войны реставраторы извлекли из гранитного монолита более полусотни осколков. Получил «ранение» и Ангел – осколок повредил одно из его крыльев. Еще один осколок повредил напоминание о другом Александре – Невском: он застрял в барельефном изображении шлема князя, откуда его удалось вытащить лишь в 2003 году.

За свою историю колонна реставрировалась пять раз. Следы Великой Отечественной войны удалили с «Александрийского столпа» в 1963 году. Спустя 14 лет вокруг колонны восстановили исторические фонари, а асфальт вокруг постамента заменили гранитом и брусчаткой из диабаза.

Самая масштабная реставрация колонны была проведена в 2001-2003 гг. Стоимость работ составила 14,7 млн рублей.

14 октября 2009 года приказом Минкультуры РФ права оперативного управления колонной, являющейся федеральной собственностью, были закреплены за Государственным Эрмитажем.

Описание Александровской колонны в Санкт-Петербурге

Образцом для творения Монферрана послужили колонны, воздвигавшихся в эпоху Античности. Но Александровская колонна превзошла всех своих предшественниц и по высоте, и по массивности. Материалом для её изготовления послужил розовый гранит. В её нижней части помещён барельеф с изображением двух фигур женщин с крыльями. В их руках доска с надписью: «Александру І-му благодарная Россия». Ниже помещено изображение доспехов, слева от них молодая женщина, а справа изображён старик. Эти две фигуры символизируют две реки, находившиеся на территории военных действий. Женщина изображает Вислу, старик — Неман.

Установка колонны

В середине лета тридцать второго года девятнадцатого века строители подошли к завершающей стадии создания памятника. Перед ними стояла едва ли не самая сложная задача за все прошедшие годы – докатить монолит до места назначения и поставить его вертикально.

Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, пришлось сооружать сложную инженерную конструкцию. В нее входили строительные леса, рычаги, балки и другие приспособления. По официальной версии посмотреть на установку колонны собрался чуть ли не весь город, даже сам император и его приближенные приехали взглянуть на это чудо.

В поднятии колонны участвовало около трех тысяч человек, которые смогли сделать всю работу за один час сорок пять минут.

Окончание работы ознаменовалось громким восхищенным криком, вырвавшимся из уст всех присутствующих. Сам император был очень доволен работой архитектора и заявил о том, что памятник обессмертил своего создателя.

Как делали фундамент под монумент?

До 15 марта 1830 года для уплотнения грунта забили 1250 сосновых свай на квадрате со стороной 22 м, на глубину от поверхности земли 4,26 метра (Н.П.Никитин, «О.Монферран», Лен-д, 1939, стр. 257). На них уложили гранитные блоки толщиной 45 см и длиной 1,5 метра. Кладку скрепили штырями и скобами. Затем блоки чередовали с забутовкой. Под самым пьедесталом снова сделали тесовую кладку гранитных блоков, подобно 1 ряду.

Работа с цементным раствором осложнялась зимними морозами ниже 12 градусов по Цельсию. Гранитный монолит для пьедестала весил более 400 тонн. Смекалка, изобретательность и инженерная грамотность помогли доставить его в Петербург, отшлифовать все 6 сторон и уложить на подготовленное место.

5 ноября 1931 года при помощи лебёдок (кабестанов) монолит выгрузили на Дворцовую набережную. Несколько дней ушло на его пердвижение к месту окончательной обработки.3 февраля 1832 года , спустя 3 месяца после доставки, оставалось отщлифовать только одну сторону глыбы, на которой она лежала

Описание эпизода по переворачиванию камня читайте в статье Беспримерность работ привлекала внимание тысяч зрителей и царского семейства

9 апреля 1832 года закончились 2-летние подготовительные работы, пьедестал стоял на месте и ждал колонну. За это время в карьере вырубили и обработали начерно заготовку для будущей колонны.

Добыча камня для будущей колонны

Для основной части колонны (гранитного монолита) использовали скалу. Ее скульптор наметил еще в предыдущие свои поездки в Финляндию. В 1830-32 гг. производилась добыча и предварительная обработка скалы в Пютерлакской каменоломне, находившейся между Фридрихсгамом и Выборгом. По методу Суханова проводились эти работы. В. А. Яковлев и С. В. Колодкин руководили производством. После того как, обследовав скалу, каменотесы подтвердили пригодность этого материала, от нее отсекли призму, по своим размерам значительно превосходившую будущую колонну. Гигантские приспособления были использованы для этого: громадные ворота и рычаги для того, чтобы сдвинуть огромную глыбу с места и затем опрокинуть ее на упругую и мягкую подстилку из елового лапника. Из этой же скалы после отделения заготовки вырублены были для фундамента памятника громадные камни. Самые большие из них весили более 400 т.

Водружение колонны

Новым этапом стало водружение 400-тонного монолита на фундамент. Этот монолит служит основанием пьедестала. По тем временам, конечно, было непросто установить на фундамент такой тяжелый камень. Но с этой задачей справились. В 1832 году, к июлю, пьедестал был завершен, а монолит колонны находился на подходе. Теперь предстояла самая сложная задача — установить на пьедестал колонну. Оригинальная подъемная система была сконструирована А. А. Бетанкуром в декабре 1830 года. Для этого нужны были строительные леса высотой в 47 метров, 60 кабестанов, а также система блоков.

Колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу, располагавшуюся у подножия лесов. После этого ее обмотали кольцами из канатов с прикрепленными к ним блоками. На вершине лесов находилась другая система блоков. Большое количество канатов, которые опоясывали камень, были намотаны свободными концами на расставленные на площади кабестаны. Государь вместе со всей императорской семьей приехал на поднятие. На Дворцовой площади для приведения в вертикальное положение колонны Бетанкуру понадобилось привлечь силы 400 рабочих и 2000 солдат, установивших за 1 час 45 минут монолит.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора