Аматус

Загадки и легенды древного Аматуса

История города овеяна легендами. Одна из них повествует о герое Троянской войны Тесее и его возлюбленной Ариадне. Согласно приданию, после победы над минотавром пара сбежала от отца девушки в Пафос, где и закончилась их любовь.

Тесей бросил беременную Ариадну, которая через некоторое время умерла при родах. Ее могила находится рядом с руинами Аматуса.

Вторая легенда повествует о Тихоне Амафунтском – самом знаменитом горожанине уже христианской эпохи. Он был православным диаконом и активно проповедовал христианство на Кипре, уничтожая остатки языческих культов и ритуальных принадлежностей.

Примечательно, что город всегда был, так сказать, профиникийским, независимо от того, к кому он присоединялся в тот или иной исторический момент.

Например, в V веке до н.э. его жители отказались вступить в греческую лигу наместника Саламина Онесилуса. Это стало причиной осады города греками, у которых, в общем-то, ничего не получилось.

Зато все хорошо получилось у горожан Аматуса. В отместку они захватили Онесилуса и отрезали ему голову, прибив ее к главным воротам в назидание остальным захватчикам.

Спустя несколько месяцев «мирные» жители сменили гнев на милость и похоронили голову Онесилуса, в которой к тому времени уже поселился рой пчел.

Правительство Аматуса проявило неслыханную душевную щедрость, воздав своему врагу все почести как герою и даже устроив в его честь ежегодные празднества.

Технические характеристики Показать больше

Общая информация
Цвет источника света

Нейтральный белый 840

Сменный источник света

No

Количество единиц ПРА

1 unit

Драйвер / блок питания / трансформатор PSU

 

Драйвер в комплекте

Yes

Тип оптики No

 

Распределение света светильника

100°

Соединение

Соединительный зажим трехполюсный

Кабель

Cord 1.5 m with push-in connector

Класс защиты по МЭК

Класс безопасности I

Испытание на воспламеняемость от раскаленной проволоки

Температура 650°C, продолжительность 30 с

Знак пожароопасности F

 

Маркировка CE

CE mark

Метка ENEC

Гарантийный период

5 лет

Примечания

*-Per Lighting Europe guidance paper “Evaluating performance of LED based luminaires — January 2018”: statistically there is no relevant difference in lumen maintenance between B50 and for example B10. Therefore the median useful life (B50) value also represents the B10 value.

Постоянная светоотдача

No

Количество продуктов на прерывателе

24

Универсальная оценка бликования CEN

28

Эксплуатационные и электрические характеристики
Входное напряжение

220 to 240
V

Входная частота

50–60
Hz

Пусковой ток

19
A

Время пуска

280
ms

Коэффициент мощности (мин.)

0.9

Системы управления и регулировка яркости света
Возможность изменения яркости света

No

Механические компоненты и корпус
Материал корпуса

Алюминий

Материал отражателя

Оптический материал

Материал оптической крышки/линзы

Поликарбонат

Материал фиксации

Сталь

Покрытие оптической крышки / линзы

Опаловое

Общая длина

1135
mm

Общая ширина

58
mm

Общая высота

82
mm

Цвет

White

Размеры (высота x ширина x глубина)

82 x 58 x 1135 mm (3.2 x 2.3 x 44.7 in)

Соответствие требованиям и область применения
Код защиты от проникновения IP40

 

Код степени защиты от механических воздействий IK02

 

Первоначальная производительность (соответствие МЭК)
Начальная светоотдача

3800
lm

Допустимое отклонение светового потока

+/-10%

Начальная эффективность освещения светодиода

90
lm/W

Нач. корр. цветовая температура

4000
K

Нач. индекс цветопередачи

≥80

Начальная цветность (0.38, 0.38) SDCM
Начальная входная мощность

40
W

Допустимое значение потребляемой мощности

+/-10%

Производительность со временем (соответствие МЭК)
Частота отказов ПРА при среднем сроке эксплуатации 50 000 ч

5
%

Стабильность светового потока при среднем сроке эксплуатации* 50 000 ч

L70

Условия эксплуатации
Диапазон температуры окружающей среды

+10 to +40 °C

Performance ambient temperature Tq

25 °C

Подходит для случайного переключения

Да

Данные об изделии
Полный код продукта

871869938022999

Название продукта для заказа

SP140P LED38S/840 PSU PI3 SM2 L1135

EAN/UPC — продукт

8718699380229

Код заказа

912401483008

Нумератор — количество на упаковку

1

Нумератор— упаковок на внешний короб

6

Материал № (12NC)

912401483008

Вес нетто (шт.)

2,700
kg

На городских улицах

Туристский маршрут начинается с нижнего города. В акрополь нужно подниматься по лестнице. Там сохранились остатки оборонительных сооружений с арочными ходами, пыльные чаши городских фонтанов. Городские площади представляют огромные, вымощенные из камня участки, они хранят руины чудесных колонн из мрамора, украшенных причудливым спиральным орнаментом. Капители колонн украшены тонкой каменной резьбой.

В нижнем городе найдены остатки храма (базилики) периода раннего христианства, полы которого в древности очень символически были отделаны драгоценными камнями. С востока и с запада города расположены два некрополя. Обнаруженные там гробницы еще ждут своих исследователей.

Дорогу, ведущую в так называемый верхний город, — акрополь — окружают дома горожан эллинистического периода. Здесь же находится городская рыночная площадь — агора — и отчетливо видны остатки древнего водопровода и общественных бань с бассейнами. Система водоснабжения города оснащена керамическими (составными) трубами и трубами, вырезанными из цельного камня. Архитектурные ансамбли храмов имеют несомненную художественную ценность.

Наивысшей точкой акрополя является площадка храма Афродиты. Именно оттуда туристы делают наиболее впечатляющие снимки города и его окрестностей.

На территории храма находится точная копия знаменитой гигантской чаши Аматуса, вывезенной французами. Ее вес — 14 т, а высота составляет 1,85 м. Чаша вырезана из известнякового монолита и имела в древности, скорее всего, культовое назначение. Дата ее изготовления — предположительно VI век н.э.

Практичные римляне являлись язычниками, поэтому культ Диониса и Афродиты сохранялся на Кипре на протяжении многих веков. На территории архитектурного городского комплекса находятся руины сразу двух храмов, посвященных Афродите.

Раскопки и артефакты

Раскопки древнего города Аматус в Лимассоле начались еще во второй половине XIX века. В первые десятилетия были найдены ценнейшие экспонаты, большинство из которых вывезли за границу.

Одним из них является роскошный резной саркофаг, который сегодня выставлен в музее «Митрополитен» в Нью-Йорке.

Гигантская чаша из храма Афродиты, найденная при раскопках акрополя, тоже покинула родные земли и отправилась во Францию, в Лувр. По некоторым неподтвержденным данным в храме было найдено две чаши, но местонахождение второго уникального артефакта до сих пор неизвестно.

Сегодня копия монументальной чаши установлена на вершине акрополя, где каждый спешит прикоснуться к ней и сфотографироваться. Она изготовлена из монолитного известняка и весит 14 тонн.

Многие древние здания вывозились с острова целыми блоками и становились обычным строительным материалом для чьих-то особняков.

Такое, мягко говоря, небрежное отношение к историческим находкам объясняется тем, что как раз в те времена Кипр примыкал к землям Османской империи, а мусульманское правительство мало заботилось об античных древностях.

Многие другие ценности, которые по праву должны принадлежать киприотам, находятся в музеях США, Великобритании и европейских стран. Все раскопки, которые велись до 1980 года, больше напоминали вандализм.

И только в конце XX века власти Кипра обратили внимание на угрозу тотального уничтожения и исчезновения своего культурного достояния. Все найденные ценности стали передавать в Национальный музей Кипра в Никосии и в Археологический музей Лимассола

Руины древнего города Аматус пропитаны героической атмосферой и морской романтикой. Это прекрасное место для семейного путешествия и встреч заката, для потрясающих фотосессий и уединенных прогулок.

Рядом с древним городом расположено множество комфортабельных отелей, позволяющих странникам отдохнуть в роскошном номере после осмотра древних достопримечательностей.

Обратите внимание, что в Аматусе не так много тени, поэтому в теплый солнечный день не забудьте взять с собой немного воды и солнцезащитный крем

Древнейшие времена и античность

История Аматуса является смесью мифов и истории. В бронзовом веке города на его месте ещё не было, а первые следы человеческой деятельности в этой местности датируются археологами в эпоху раннего железного века около 1100 года до н. э.. Легендарным основателем города считается Кинир, отец Адониса и основатель культа Афродиты на острове, который назвал город в честь своей покойной матери Аматус (Аматеи). Так же существует легенда, согласно которой Тесей бросил свою возлюбленную Ариадну в священной роще под названием Аматуса, где та умерла во время рождения ребёнка и была там же похоронена. В этой роще находилось святилище Афродиты и её священный лес, и впоследствии этим же именем стал именоваться появившийся город. Также, согласно преданиям древними жителями Аматуса были представители народа пеласгов.

Аматус был построен на прибрежной скале с естественной гаванью в непосредственной близости, и на ранних этапах своей истории был процветающим городом. В VIII веке до н. э. в городе был сооружён дворец и порт, который способствовал развитию торговли с Грецией и Левантом. Своё богатство город нажил в основном за счёт экспорта своего зерна, а также благодаря своим рудникам меди и развитому овцеводству.

Наиболее древними археологическими объектами являются гробницы раннего железного века (-600 до н. э.) периода греко-финикийского влияния. Аматус упоминается как один из десяти городов-государств в анналах (табличках) ассирийского царя Асархаддона (668 до н. э.), где идентифицировался с городом Картихадасти (по-финикийски «Новый город»).

Население Аматуса в период X—V вв. до н. э. говорило в основном на этеокипрском языке (однако греческий язык использовался и имел высокий статус), в отличие от остальной части острова, где греческий язык был разговорным. Тем не менее, признаки этнической обособленности Аматуса от остального Кипра отсутствуют, а имена местных правителей являются греческими.

Саркофаг V века до н. э. из Аматуса

На высокой скале вблизи города был построен храм Афродиты, которая стала считаться покровительницей города под именем Афродиты Аматузы. В I веке до н. э. началось сооружения ещё одного храма Афродиты в местности, где устраивались празднества в честь Адониса, на которых спортсмены соревновались в охоте на кабанов, а также в танцах и пении. Но строительство храма так и не было завершено и прекратилось на заключительном этапе.

Аматус на протяжении своей древней истории был в основном профиникийским городом, что продемонстрировано его отказом вступить в греческую лигу наместника Саламина Онесила, из-за которого вскоре на Кипре произошло восстание против империи Ахеменидов ( — 494 год до н. э.) и Аматус даже подвергся вражеской осаде, хотя и неудачной. Вскоре Амутус отомстил Онесилу, и по сообщениям Геродота жители Аматуса отрезали ему голову и повесили над своими городскими воротами. За время, что она там висела, в ней поселился рой пчёл. По совету оракула жители затем сняли голову и с почестями её похоронили, а также стали устраивать в его честь ежегодные почести, как герою.

Около  — 380 годов до н. э. Аматусу противостоял Саламин, под руководством Эвагора, а также Китиону и Солам. В 332 г. до н. э. царь Аматуса Андрокл перешел на сторону Александра Македонского и принял участие в осаде Тира. Даже после захвата Кипра Александром Македонским он продолжил сопротивление против аннексии и власти Селевкидов. В то же время её политическое значение постепенно сошло на нет, но процветающие там культы Афродиты и Адониса оставались известными длительное время. Эпитет «аматуский» в римской поэзии встречался намного чаще, чем «кипрский», что свидетельствует о большой славе города. Во времена Римской империи город стал столицей одного из четырёх административных районов Кипра.

Колонны храма в Аматусе

Как добраться

Чтобы осмотреть достопримечательность, прежде доберитесь до Лимассола. Затем отправляйтесь на 30 автобусе до соответствующей остановки. Долго ехать не придется. Руины расположились в 8 километрах от города.

Также доедете на такси. Место знакомо жителям, довезут быстро. Но киприоты не заботятся о правилах дорожного движения, а за поездку просят много.

Туристы предпочитают ехать на арендованном автомобиле. Прокат транспорта на острове дешевый, доступен каждому гостю.

Любители активного отдыха отправляются на велосипедах.

Аматус – музей древности – стоит обязательного посещения. Это интересное место идеально подходит для прогулок на свежем воздухе.

Впечатлений от увиденного хватит на год вперед. Путешественники возвращаются на Кипр, чтобы еще и еще раз увидеть достопримечательность мирового значения.

Интересные факты

Античный город не перестает привлекать туристов. Полис славится легендами и преданиями. Утверждается, что:

  1. Ариадна захоронена рыбаками в одной из прибрежных скал.
  2. Ариадна родила двух сыновей, благодаря которым на Кипре появилось виноделие.
  3. При раскопках найдены захоронения людей вместе с макетами кораблей. Символ того, что после смерти человек отправляется по воде в Царство мертвых.
  4. Археологи обнаружили здесь табличку с надписями-проклятиями, свидетельствующими о процветании магов и колдунов.
  5. Афродита посадила в честь возлюбленного гранат. С тех пор плодовые .

Легенды об античном селении рассказывают до бесконечности. Экскурсия по месту станет увлекательной в сопровождении гида.

Легенды о возникновении Аматуса

Согласно преданиям, город основал царь Кинир, потомок легендарного Геракла. Правитель назвал полис в честь матери – Аматеи. Еще одна легенда утверждает, что здесь горевала, оставленная Тисеем, Ариадна, и город основан в честь несчастной женщины.

Экскурсионное сопровождение позволит познакомиться со всеми сказаниями, связанными с достопримечательностью.

Древнейшие времена и античность

Расцвет полиса сделал его известным торговым центром. Отсюда поставлялись медь и леса, шерсть и зерно в заморские страны. Город знали в мире, как крупный морской порт. О красоте судят по артефактам. Найдены мозаичные фрагменты зданий, колонны, декоративные элементы. Ученые считают, что они относятся к первым векам нашей эры. Но просуществовало поселение лишь до 7 века.

Средние века

В 7 веке город выжгли арабы. Полис пришел в упадок. Окончательно разрушил селение Ричард Львиное Сердце. Жители бежали, от крупного торгового центра ничего не осталось уже в 12 веке. Усыпальницы, дома, храмы разграбили, край превратился в пустынное место. В отличие от других средневековых поселений, его не восстановили. Часто можно услышать высказывания об Аматусе, как о городе мертвых.

Лимассол, который вскоре стали возводить, выстроен из плит, вывезенных отсюда. В 19 веке, при строительстве Суэцкого канала, руины еще более пострадали. Материал использовали для работ; известно о специально организованных поездках в эту местность за каменными плитами и столбами.

Современность

Руины древнего селения заинтересовали исследователей в конце 19 веке. Начали вести раскопки, которые продолжаются и в настоящее время. Находки развозят по музейным объектам мира. Воссоздаются детали быта и образа жизни жителей. Путешественники осматривают руины, остатки зданий, наблюдают за работой археологов. К сожалению, многое уничтожено, и реставрации не подлежит.

О месте Руины античного города Аматус

Аматус является одним из самых древних городов Кипра, он расположен возле Лимассола,. По легенде, город был основан сыном Геракла. Другая легенд гласит, что убежав из лабиринта своего отца, на остров прибыла Ариадна — избранница Тесея. При родах она умерла и здесь была воздвигнута ее гробница, считавшаяся у местных жителей священной. Согласно историческим исследованием, город появился около 3000 лет назад и был назван в честь матери Кинираса Пафосского. Город был хорошо защищен, поэтому облюбован купцами и торговцами. Около 1 века до н.э. на вершине скалы был воздвигнут храм Афродиты. В этот период Аматус стал административным центром одного из четырех районов, на который был разбит Кипр Римской администрацией. В 4 веке нашей эры город стал епископатом. В 6 веке в Аматусе произошло событие, увековечившее этот город, тут родился святой, покровитель рыцарства —  Иоаннис Благотворительный. Постепенно город терял свою мощь и к 12 столетию пришел в упадок. Он был разрушен, гробницы и здания разграблены, часть сооружений разобрано и использовано на строительных площадках Лимассола, молодого города по соседству. Уничтожение руин Аматуса продолжилось в 19 столетии, когда большое количество каменных блоков городских строений было вывезено для постройки Суэцкого канала. Масштабное изучение руин Аматуса проведено лишь в 1980 году. Ученые из Франции и Турции, проводя раскопки, обнаружили фундаменты многочисленных зданий. Были изучены останки рынка, акрополя, городских стен и храма Афродиты. Теперь к руинам Аматуса организовано большое количество туристических экскурсий. Путешественники могут прогуляться по улицам некогда процветающего полиса, осмотреть останки ранне-христианской базилики, стены и пол которой некогда украшали россыпи драгоценных камней. Подняться к останкам храма Афродиты и с площадки возле храма осмотреть живописные руины Аматуса. Большая часть древних находок, обнаруженных в Аматусе под Лимассолом, была перевезена в крупные музеи Кипра, находящиеся в Никосии и Лимассоле. Кроме того, одна из находок, обнаруженных при раскопках, заняла особое место в коллекции парижского Лувра.  Взору посетителей знаменитого музея предстает вырезанный из цельного куска известняка сосуд для хранения винограда. Его размеры поражают воображение — высота составляет 1,85 м, а вес около 14 тонн. Ученые предполагают, что сосуд был изготовлен в 6 веке нашей эры.

История Аматуса

Первые полисы были результатом объединения нескольких общин. Аматус (второе название – Амафунт) был одним из таких полисов.

Появился он на карте в 1100 году до н.э. и располагался на двух холмах, между которыми протекала река. Достоверно неизвестно, кто именно его строил, но, согласно легендам, главным основателем был отец Адониса – Кинир.

В дохристианские времена жители Аматуса поклонялись богине Афродите, поэтому в центре города на возвышенности был построен в ее честь огромный храм. Звучит романтично, но этот языческий культ отличался одной пикантной традицией.

Правила культа предписывали отдаваться мужчинам за деньги, поэтому с наступлением вечера по берегу моря бродили жрицы храма и соблазняли моряков, чьи суда подходили к причалу.

Такое оригинальное проявление благочестия высоко ценили римские поэты, в произведениях которых эпитет «аматуский» по отношению к культу Афродиты встречается даже чаще, чем римский (культ практиковался во многих греческих, римских и других поселениях Средиземноморья).

В былые дни своего расцвета Аматус был не просто типичным приморским поселением, а политически и экономически независимым городом с высоко развитой культурой и комфортным бытом. Фактически, он был отдельным государством со своими правилами, законодательными и исполнительными органами власти.

Основным фактором экономического развития города и залогом его процветания была торговля. Местные купцы поставляли товары в Грецию и на территории современной Палестины, Сирии и Ливана.

Они торговали зерном, шерстью, оружием, украшениями и бытовыми предметами из меди. Жителям города приходилось постоянно отстаивать свою независимость в сражениях с соседними полисами – Соли, Саламином и Китионом.

Архитектурные ансамбли города являлись зеркальным отражением его богатства. Византийские храмы, мраморные колонны с причудливыми орнаментами и искусной резьбой, установленные вокруг главной площади, купальни и акрополи, фасады домов, инкрустированные самоцветами, драгоценные металлы в декоре памятников и зданий – все свидетельствовало о благополучии и славе Аматуса.

Периодически Аматус попадал под власть то финикийцев, то греков. Его ворота также были вынуждены открываться перед греческими и персидскими завоевателями.

Последними, кто оказал влияние на развитие города, были римляне. Падение великой империи привело к экономическому спаду Аматуса, ослаблению его торговых связей и постепенной утрате стратегического значения.

Окончательный упадок полиса произошел в начале XII века н.э. До этого его несколько раз пытались реконструировать, но толку от таких работ было немного. Постройки разрушались под действием времени, склепы и усыпальницы были разграблены.

Самые значительные разрушения Аматуса спровоцировало строительство Суэцкого канала. Тем не менее руины Аматуса в Лимассоле до сих пор представляют немалый интерес как для путешественников, так и для ученых.

Недостатки проекта 11357:

  • 12 ПКР у фрегата будут не адекватны водоизмещению (большой 500-тонный катер проекта 12248 «Молния» вооружен 16 ПКР «Уран»,  кстати, в последней модификации дальность Х-35УЭ составляет 260 километров).
  • Не отвечают современным требованиям о малозаметности в РЛС диапазоне  решётчатая металлическая мачта и такая же опора под РЛС.
  • Имеют избыточную массу и пониженные ТТХ средства противолодочной и противоторпедной обороны фрегата в сравнении  с новыми образцами вооружения (торпедные аппараты ДТА-53-11356 + 4 единицы торпед СЭТ калибра 533мм + РБУ-6000, принятая на вооружение в 1961 году).
  • Вероятнее всего будет установлен ЗРК «Штиль-1» с ВПУ (24 ячейки). Ракета «Штиль-1» тяжелее, чем у ЗРК «Редут» и менее совершенна.

Постом и молитвой

Уроженцем Аматуса (Амафунта) является известный православный святой и чудотворец Тихон Амафунтский. День его памяти приходится на 29 июня по новому стилю. Воспитанный христианами-родителями в благочестии, в ранней юности он был принят в церковный клир и занял должность церковного чтеца. Затем чистый помыслами юноша был поставлен дьяконом.

Тихон творил чудеса при жизни и после своей кончины, ревностно искоренял язычество, всю жизнь занимался благотворительной деятельностью. Свою кончину пророчески предсказал и возвестил об этом. Тихон Амафунтский является святым, особо почитаемым в России и на Кипре. Деревня, названная в честь святого, Агиос Тиханос, находится неподалеку от Аматуса.

До наших дней сохранились лишь руины некогда величественного города на выжженной солнцем земле. Но даже сейчас видно, каким красивым он был, насколько продумана была его планировка и внутренняя структура. Интерес к остаткам древнего города не угасает. По сей день они хранят атмосферу древности и дух тысяч людей, превративших дикие приморские утесы в утопающий в роскоши шумный торговый город.

Безжалостное время и природные катаклизмы необратимо изменили рельеф местности. Практически вся территория бывшего порта Аматуса и часть нижнего города ушли под воду. Их очертания еще можно рассмотреть на снимках со спутника.

Весной окрестности Аматуса покрывает разноцветный цветочный ковер. На побережье, как и много столетий назад, кипит жизнь: многочисленные туристы сидят за столиками ресторанов, а отели и клубы не пустуют никогда. Но древний город на склоне холма продолжает хранить свои тайны для будущих поколений исследователей.

Храмы Аматуса

Жители поклонялись Афродите и Адонису, которые олицетворяли красоту и молодость. Считается, что это место Афродита и Адонис избрали для любовных встреч. После гибели Адониса Афродита оплакивала на холмах побережья возлюбленного. Горожане, знавшие и почитавшие богов, возвели храм в честь богини красоты.

Чтобы осмотреть руины храма, поднимитесь на возвышенность – Акрополь. Получить представление о том, каким был храм прежде, можно по зарисовкам, полностью реконструировать здание не удалось.

С вершины открываются виды на остатки древнего процветающего полиса. Для удобства оденьте соответствующую обувь, местность каменистая.

Примечания

  1. Walter Burkert, Greek Religion 1985, p. 153; J. Karageorghis, La grande déesse de Chypre et son culte, 1977.
  2. Любкер. .
  3. T. Petit, «Eteocypriot myth and Amathousian reality, » JMA 12 (1999:108-20
  4. ; M. Iacovou, «Amathous, an early Iron Age polity in Cyprus: the chronology of its foundation», Report of the Department of Antiquities of Cyprus (2002) pp 101-22.
  5. Plutarch, vita of Theseus (20.3-.5), citing the lost text of an obscure Amathusan mythographer, Paeon.
  6. Страбон 340, на основе данных Гиппонакта.
  7. Овидий, Метамарфозы x. 220, 227. 531.
  8. For example by E. Oberhummer, Die Insel Cypern, i., 1902, pp. 13-14.
  9. Геродот, v. 105
  10. ↑ Геродот, Истории 5.114
  11. The mytheme of bees in the carcase, familiar from the legend of Samson (Judges 14:8, a lion’s carcase) and the Greek myth of Aristaeus (a bullock carcase), and in Virgil’s Georgics, is examined by Othniel Margalith, «Samson’s Riddle and Samson’s Magic Locks» Vetus Testamentum, 36.2 (1986:.
  12. Диодор Сицилийский xiv. 98.
  13. Diodorus Siculus xix. 62.
Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора