Гостиница «сийский паломник» хостел, холмогорский район

Кийский Крестный монастырь

Рекомендовать место

2

1

Кийский Крестный монастырь является один старейших монастырских обителей России. Он основан в 1656 году на возвышенном месте Кий-острова по личной инициативе патриарха Никона. Создание обители – это своеобразная благодарность Богу за спасение патриарха в морской буре. И назван он был «Ставрос», что обозначает «крест», «крестный». Его отличительною особенностью было применение гранитных глыб при строительстве, что удачно вписалось в скалистый ландшафт острова.

В этом монастыре хранилась православная Святыня – «Кийский Крест», выполненный из кипариса как прототип Креста Распятия. Внутри него хранились ковчежцы с частицами мощей Святых и и землей из Святых мест. В настоящее время это реликвия хранится в храме Сергия Радонежского в Москве.

В XVIII-XIX столетиях обитель пришла в упадок, а в период Крымской войны он был разорен английскими войсками. В 1922 году монастырь и вовсе был закрыт.

До наших дней сохранились многочисленные монастырские постройки, в том числе Крестовоздвиженский собор, Надкладезная церковь, двухъярусная церковь Рождества Богородицы, церковь Всех Святых и небольшой фрагмент деревянной монастырской ограды с четырехгранной башней.

Кроме этого, можно посмотреть двухэтажный Настоятельный корпус с мезонином, трапезную и келарские палаты. Многие из этих построек являются единственными сохранившимися памятниками деревянного зодчества Русского Севера. В данный момент монастырь не действуют, но можно совершить увлекательную экскурсию по сохранившимся объектам.

Красногорский Богородицкий монастырь

Рекомендовать место

2

На красивейшем берегу реки Пинеги и недалеко от Архангельска располагается Красногорский Богородицкий мужской монастырь, известный своими Святынями. Первой Святыней считается Владимирская икона Божьей Матери, установленная на месте будущего монастыря, после явленного сна игумену Варлааму. Передана чудотворная икона была в 1606 году преподобному Макарию Красногорскому (в миру — Мирон).

В 1608 году на Черной горе была построена деревянная церковь и другие монастырские строения. В это время в монастырь приносит вторую святыню — чудотворную Грузинскую икону Божьей Матери. Приобретенная на крупнейшем рынке Персии, она была принесена в дар купцом Егором Лыткиным. В дальнейшем Егор Лыткин был постоянным меценатом, воздвигая каменные храмы и церкви.

К сожалению, старания предков по благоустройству и укреплению монастыря прошли даром. В 1920 году Красногорский Богородицкий монастырь был закрыт и разорен. Судьба двух чудотворных икон неизвестна. Упоминается лишь в архивных документах, что в 1946 году Грузинскую икону Божьей Матери носили во время крестного хода в Архангельске. До 1990-х годах XX столетия в монастырских постройках располагался психоневрологический интернат. Лишь в 2006 году начались восстановительные работы по жилым зданиям монастыря и то для нужд туристического комплекса «Красная Горка».

Архитектурные памятники

Троицкий собор с колокольней (слева) и надвратная церковь (справа)

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Озеро

Файл:Siysky Monastery by Igor Grabar 1920.jpg Большое Михайловское озеро на пейзаже Грабаря (1920). Вдали можно различить очертания монастыря.

Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым.

Николо-Коряжемский мужской монастырь


справа

Основан преподобным Логгином (Лонгином) Коряжемским, иноком Вологодского Обнорского монастыря, на берегу реки Вычегда, в устье реки Коряжемка. Монастырь получал пожертвования от купеческих семей Великого Устюга и Сольвычегодска, своей деятельностью внес заметный вклад в хозяйственное развитие края. В конце XVI в. к монастырю была приписана Христофорова Пустынь. Свой расцвет обитель пережила в XVII в., к кон. XIX в. была приписана к Сольвычегодскому монастырю. В 1927 закрыт. В 1989 храмы возрождены как приходские.

Адрес: Архангельская обл., г. Коряжма, ул. Кедрова, д. 1.

Добраться до Николо-Коряжемского мужского монастыря (ныне храма преп. Лонгина Коряжемского) можно следующим образом: самолетом или поездом до г. Котлас и от Котласа до г. Коряжмы автобусом № 355 (Котлас-Коряжма).

Антониево-Сийский монастырь

Антониево-Сийский монастырь — мужская обитель на п-ове
Михайловского оз., через к-рый протекает р. Сия, приток Сев. Двины, прибл. в 90
км от г. Холмогоры (ныне в Холмогор. р-не Архангельской обл.). Осн. (1520) преп.
Антонием Сийским (1479—1556), выходцем из Онежского Кенского монастыря,
канонизированным (1570) Рус. правосл. церковью. В 1579 монастырю пожалована вся
терр. на 6—15 км вокруг (в сторону Каргополя — на 50 км). В 1589 в монастыре был
построен каменный соборный храм во имя св. Троицы, куда из деревянной церкви
были перенесены мощи преп. Антония. Над его гробницей висел образ Св. Троицы,
написанный, по преданию, самим преподобным. В ризнице монастыря хранилась
духовная грамота преп. Антония братии монастыря и книга, содержавшая службу
преподобному, составленная (1579) царевичем Иваном Ивановичем (+1581). Монастырь
вёл крупное феодал. хозяйство, играл видную роль в хоз. освоении Поморья. В 70-х
гг. XVI в. стал местом крупных крестьян. волнений, для подавления которых из
Москвы был прислан специальный «государев посланник ». При игумене Ионе здесь 6
лет пров ёл в заточении боярин Ф. Н. Романов, постриженный (1601) под именем
Филарета. Имел 4 каменных и 2 деревянных храма: 1) упом. соборный Троицкий с юж.
приделом во имя преп. Антония; 2) в честь Благовещёния Прсв. Богородицы с
приделом во имя св. Николая Чудотворца; 3) во имя святителей Петра, Алексея и
Ионы; 4) во имя преп. Сергия Радонежского; 5) кладбищенский деревянный
Успенский; 6) деревянный Крестовоздвиженский. В архиве и библиотеке монастыря
хранились многочисл. древние грамоты и рукописные книги, позже переданные в
Архангельское древлехранилище. А.-С. м. Играл важную роль в хоз. освоении
Поморья. К А.-С. м. было приписано несколько небольших монастырей и пустыней в
Двинском и Устюжском у. К нач. XVIII в. А.-С. м. имел ок. 400 дворов, 1600 креп.
крестьян; владел обширными землями по берегам Белого м., по Двине, Мезени,
соляными варницами, рыбными ловлями на Кольском п-ове. В самом монастыре
находилось до 100 монахов и 40 послушников. В 1593 сильно пострадал от пожара,
но был быстро восстановлен. В 1613 разрушен польско-литовскими интервентами. В
1658 почти полностью выгорел. После секуляризации (1764) пришёл в упадок.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: «Славянская
энциклопедия. XVII век». М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан в 1520 году монахом Антонием (1479-1556),
происходившим из черносошных крестьян. Расположен в современной Архангельской
области, близ реки Сии, притока Северной Двины. Антониево-Сийский монастырь вел
крупное феодальное хозяйство, играл видную роль в хозяйственном освоении
Поморья. В 70-х годах 16 века в Антониево-Сийском монастыре произошли
крестьянские волнения, для подавления которых был прислан специальный «государев
посланник» из Москвы. В 1764 году накануне секуляризации имел свыше 3300
крестьян.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Далее читайте:

Монастырь
— комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих
общине монахов, имеющих единый устав.

Идиоритм — тип
византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного
проживания своих насельников.

Православные
монастыри
(справочник).

Православные
иконы
(справочник).

Патриархи Русской
православной церкви (биографический справочник).

Константинопольские патриархи
(биографический справочник).

Религиозные деятели:  | АВ |
ВА
| ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА |
ФА |

Литература:

Макарий, Историч. сведения об Антониевом Сийском монастыре, в кн.: ЧОИДР, кн.
3, М., 1878;

Чаев Н., Из истории крест. борьбы за землю в вотчинах
Антониева-Сийского монастыря в XVII в., «Исторический архив», 1936, (т.) 1;

Образцов Г. Н.,
Оброчные и порядные записи Антониево-Сийскому монастырю XVI-XVII вв.,
«Исторический архив»,
1953, (т.) 8;

Корецкий В. И., Известие о неповиновении крестьян в вотчине
Антониево-Сийского монастыря во 2-й пол. XVI в., «Исторический архив», 1957, No 4.

Время возрождения

В начале осени 1992 года епископ Архангельский и Холмогорский Пантелеимон добивается у Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ благословения на возвращения уникальной архангельской святыни под лоно православной Церкви.

Назначенный настоятелем попранной обители иеромонах Трифон застал только развалин, но он почувствовал живой дух святителя, основателя святыни преподобного Антония и в октябре 1992 года провел первую Литургию в Сергиево-Радонежской церкви.


Богослужение в Антониево-Сийском мужском монастыре

Так началось возрождение православия в северном крае России.

Прибывшие монахи возобновили работу в иконописной мастерской, начали совершать служения в приходах края, не имеющих своих священников. Монастырская братия с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во славу Божью на восстановлении Сийской святыни.

Кожеозерский Богоявленский женский монастырь


справа

Мужской монастырь основан на полуострове озера Кожозеро монахами Нифонтом и Серапионом. Несколько раз горел с утратой всех храмов. В 1758 из-за малочисленности приписан к Спасо-Преображенскому монастырю, в 1764 упразднён с обращением церквей в приходские. Возобновлён в 1851 как приписной к Николо-Корельскому монастырю. В 1853 получил самостоятельность в миссионерских целях, начато каменное строительство. В 1918 закрыт и разграблен, на территории располагалась коммуна, позднее посёлок ссыльных. В 1950-х местность заброшена. В 1991 установлен поклонный крест, с 1998 возобновляется монашеская жизнь. В 2009 преобразован в женскую обитель.

Адрес: Россия, Архангельская обл., Онежский р-н, Кожеезерский (Кожозерский) монастырь

Из Москвы до г. Вологда, а оттуда в 14 часов поездом «Вологда – Мурманск» до станции Нименьга. Или на поезде «Москва – Архангельск» до станции Обозёрская, далее поездами местного сообщения до станции Нименьга (расписание часто меняется).

От станции Нименьга на попутном лесовозе 80 км до лесной тропы, ведущей в монастырь. Обычно лесовозы начинают ходить с 6 утра (кроме воскресений и праздничных дней).

Путь по тропе до монастыря составляет 30 км. Сёстрам добираться по тропе до обители самостоятельно не благословляется!

История Антониево-Сийского Троицкого монастыря

На фото: Антониево Сийский монастырь на открытке начала XX века.

После смерти в 1634 году Игумена Ионы, Антониево-Сийская обитель находилась в благоустроеннейшем состоянии — с каменным «о пяти верхах» Троицким собором, где помимо главного престола были еще приделы во имя мч. Феодора Стратилата и прп. Антония, Сийского чудотворца. В монастырской ризнице хранились дорогие облачения и утварь, библиотека постоянно пополнялась новыми книгами.

Уже с начала 1680-х годов Сийский монастырь мог заметить перемену в отношении к себе со стороны царствующего дома. Так, в 1681 году, впервые за всю историю существования обители, получили отказ в своей просьбе снять с монастыря часть пошлин ради строительных расходов.

Тем не менее в 1692 году Антониево-Сийский монастырь стал архимандритией. Первый настоятель в этом сане — архимандрит Никодим — много сил приложил к благоустройству монастыря, а в особенности к пополнению книгохранилища. Именно о. Никодим является составителем уникального Сийского иконописного подлинника, и его «мирская» подпись — «иконник Васка Мамонтов Уваровых с Шеренги» — встречается на многих листах подлинника.

Всего по описи 1701 года в библиотеке Антониева монастыря числилось 387 рукописных и 364 печатные книги. Больше «единиц хранения» содержалось, если говорить о северных обителях, только в библиотеке Соловецкого монастыря.

Упадок Сийского монастыря

Всю первую половину XVIII века Сийский монастырь, теснимый, как и прочие русские обители, государственной властью, клонился к упадку. Логическим завершением государственных мер к «приструниванию церковников» стала секуляризация 1764 года. В одночасье Сийский монастырь лишился пахотных земель, покосов, рыбных ловель, крестьян — всего того, что веками стяжалось стараниями настоятелей и щедротами царей. Его причислили ко второму классу с соответствующим содержанием, умеренным настолько, что оно позволяло братии разве что не протянуть ноги.

Большой проблемой стала необходимость изыскивать средства на поддержание в должном порядке многочисленных монастырских построек. На собственные доходы монастырь не мог их ремонтировать, а на вклады теперешняя знать была куда менее торовата, чем князья и бояре прежних времен.

Отремонтировать Троицкий собор, давно и настоятельно требовавший внимания к себе, удалось только на пожалованные Екатериной II 500 рублей. Но в целом состояние монастыря оставляло желать много лучшего.

В XIX веке состояние Сийского монастыря несколько поправилось — однако о былом величии речи уже не шло. Число монахов не превышало в эту пору двадцати человек, ремонты хотя и производились время от времени, но носили такой безалаберно-ремесленный характер.

После революции

В 1923 году Антониево-Сийский Троицкий монастырь был окончательно закрыт. Целенаправленного разрушения зданий обители, в которой поочередно находились детская колония, коммуна, дом отдыха и пионерский лагерь, по счастью, не знала. Но и ремонтом (а тем более — реставрацией) никто из ее пользователей себя не обременял.

К 1992 году, когда монастырь вернули Церкви, он являл собой плачевное зрелище.

Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь


справа

Монастырь, созданный прот. Иоанном Кронштадтским в родном селе, где он родился в 1829. Открыт в 1899 как женская община, уже в 1900 преобразован в монастырь. В течении 1900-х сооружены кирпичная ограда с башнями и могоярусной колокольней, ряд келейных корпусов, создано большое хозяйство. В 1920 закрыт, позже часть построек разобрана, часть занята больницей. В 2000-х восстановлена женская монашеская община, но официально монастырь ещё не открыт. Сестры живут в бывшем доме монастырского священника.

Примечания: К монастырю в 1900-х был перевезён дом, в котором прошло детство Иоанна Кронштадтского, для сохранности поставленный под деревянным чехлом.

Адрес: 164630, Архангельская область, Пинежский район, с.Сура, ул. им. И. Кронштадтского, д. 16

Телефон: +7(81856) 5-22-92; 5-21-12

История

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Никольской пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III. Река Сия (приток Двины), вытекающая из озера, дала название обители.

Политика монастырских властей привела к волнениям монастырских крестьян в 1577—1578 годах в Антониево-Сийском монастыре, в которых приняли участие и чёрные крестьяне Емецкого стана Двинского уезда.

В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей сложности 20 лет. В это время (с 1601 по 1605 годы) здесь содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя.

К обители был приписан Ивановский Емецкий монастырь, существовавший до года в Холмогорском уезде в 180 километрах от Архангельска на реке Ёмце.


Антониево-Сийский монастырьДореволюционная открытка

В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА).

В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. К концу XVIII века обитель захирела, благодаря чему допетровские постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом сохранили первоначальный облик.

Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря.

Современное состояние

К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:

  • храм-колокольня в честь Трех Московских Святых;
  • Сергиево-Радонежская надвратная церковь;
  • Церковь Благовещения Пречистой Богородицы;
  • трапезная.

Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.

С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора