Кто был прототипом барыни из рассказа тургенева «муму»?

Рассказ Тургенева «Муму». О чём писал автор

В своём повествовании автор выделяет несколько основных героев, каждый из которых играет свою роль в поиске ответа на вопрос «За что Герасим утопил Муму».

Герои рассказа:

  • Центральный герой рассказа — глухонемой крепостной дворник Герасим, не имеющий ничего в жизни: ни дома, ни близких. Единственное, что скрашивало его однообразную тяжёлую жизнь, была любовь к прачке Татьяне.
  • Прачка Татьяна — тихое и забитое существо, осознающее и принимающее своё бесправие.
  • Хозяйка Герасима и Татьяны — властная и капризная барыня, жестокие прихоти которой должны были исполняться тотчас же. Крепостных она за людей не считает и её жестокое отношение к Татьяне, которую она насильно приказывает выдать замуж за алкоголика Капитона, тому пример.
  • Муму — маленькая дворняжка, спасённая главным героем рассказа от неминуемой смерти и являвшаяся его единственным близким и преданным ему существом.

Однажды Герасим совершенно случайно спасает тонущего щенка. Он даёт собачке кличку Муму и оставляет его себе. Зачем же он делает это? Трогательная забота и нежность, которую проявлял главный герой к Муму, может сравниться лишь с заботой матери о собственном ребёнке. Не имея близких и друзей, Герасим находит родную понимающую его душу в этой маленькой преданной собачке.

Это весьма необычное поведение главного героя — во времена крепостного права отношение к животным было исключительно потребительское. Собаки не пользовались особой любовью у хозяев и предназначались лишь для охраны двора.

Эгоистичной, думающей только о себе барыне был важен лишь собственный покой. Поэтому услышав ночью лай Муму, она приказывает избавиться от собачки. Животное похищают и увозят, но преданная собачка перегрызает путы и возвращается к любимому хозяину. И когда барыня обнаруживает Муму во дворе во второй раз, она приказывает утопить несчастное животное.

Безусловно, приказ барыни мог выполнить любой из дворовой челяди, но расправиться с Муму вызывается сам Герасим.

Так зачем Герасим утопил Муму вместо того, чтобы предпринять какие-то действия по спасению дорогой ему собачки? Почему не отпустил её на волю, сохранив тем самым жизнь? Ответ на этот вопрос заложен в самой сути жестокого крепостного права.

Сочинение на тему Барыня

Сварливая старуха, которая впала в старческий маразм от безделья и духовной пустоты. Кто приходит на ум, сразу же после такого описания? Лишь Барыня из произведения «Муму», да именно та самая богатая помещица, которая сочетает в себе просто отвратительные качества. Давайте разберемся почему?

Прежде всего вспомним, что барыня списана с матери самого автора, с Варвары Петровны, что до отмены крепостного права проявила себя как властная женщина, которая довольно жестоко и несправедливо относилась к дворовым людям. Как и мать Тургенева, так и старуха, он обе желали, чтобы их приказы безропотно выполнялись, желали сделать из своих слуг рабов, без права на свое личное мнение, это у них прекрасно получалось. Рассмотрим, какой образ писатель придал барыне.

Она имеет довольно дурной нрав, капризная, причудливая вдова, которая все старается контролировать. Самое отвратительное в ее характере то, что она не принимает в серьез своих же слуг, относится к ним, как к вещам и не уважает их мнение. Для примера можно взять прачку Татьяну, которую самовольная старуха решила женить на пьянице башмачнике Капитоне, игнорируя ее теплые чувства к Герасиму. Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона, и эта свадьба была направлена на то, чтобы башмачник наконец остепенился.

Читая дальше, мы понимаем, что помещица любит привлекать к себе внимание и прикидываться бедной старушкой. «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко»

Так же она была довольно ветреным человеком, как показано в моменте, когда ей привели Муму и собака лишь оскалилась на нее от испуга, мы можем наблюдать быструю смену в ее настроении, когда от умиления она быстро переметнулась к некой ненависти к несчастному зверьку.

Из всего приведенного ранее можно сделать вывод, что Тургенев создает перед нами образ довольно скверной и противной помещицы, наделяя ее ролью отрицательного и довольно влиятельного персонажа в этой истории, который имеет особенную власть над ними, ведь именно ей никто не мог воспротивиться.

Новый жених

Варвара Петровна заманила Муромцева к себе в Спасское, где окружила невиданной роскошью. «В мою честь она давала праздники, иллюминацию, у нею был домашней театр и музыка. Все с её стороны были ухищрения, чтобы за меня выйти замуж. На мои именины, 9 августа, она преподнесла мне в подарок купчую на Елецкое имение в 500 душ. Но я был молод, и потому отверг подарок, изорвав купчую», — вспоминал после Муромцев.

Ночью гусар сбежал из поместья, Варвара Петровна впала в глубокое разочарование, из которого видела только один выход. В Орел в это время приехал красавец-поручик из нищей многодетной семьи Сергей Тургенев. Смазливого парня не испугала даже десятилетняя разница в возрасте, он был рад избавиться, наконец, от нищеты.

Вариант 2

Барыня в рассказе “Муму”, является второстепенной героиней. Она является некой хозяйкой Герасима. Она ведёт скучную, мрачную, однообразную жизнь, а так же является вдовой. Все её дети разъехались кто куда. Сыновья служат в армии, а дочки давно вышли замуж, и детям до барыни не было никакого дела. Возможно, барыня относилась к своим детям скептически, так как они её не навещали, и она не желала с ними контактировать.  Она не чувствовала себя счастливой и жизнерадостной.  У неё не простой характер, она может нервничать, капризничать. Как зовут, в рассказе барыню не уточняется, а так же не уточняется её возраст, но по виду она уже пожилая женщина. 

Не чего не уточняется и о внешности старой барыни. Автор её описывает как женщины “с сладкой улыбкой”, но это не значит в данном случае, что барыня добрая и без причудливых намерениях, а наоборот, её улыбка ложная и от её ухмылки не чего хорошего ждать не стоит.

У барыни было полно слуг по дому. Как говорится, слуги на разные дела. Кто-то был строителям, а кто-то портным или швеёй. Все слуги боялись барыни. Так как от неё не понятно, что можно было ожидать.

У барыни был очень вредный характер. Все должны были плясать под её дудку. Если у неё было плохое настроение, то все то же должны были быть в плохом настроении, а если у неё хорошее настроение, то все, должны сиять от радости. Но хорошего настроения у неё почти не когда не было. Она всегда думала о чём-то плохом, наполняла свой разум мрачными и тусклыми мыслями. Она часто хотела что бы ей уделяли внимания, она закатывала истерики, что бы все суетились во круг неё. У барыни были даже такие люди, которые веселили её. Они должны были выполнять всё, что она им прикажет.

Старая барыня уважала тех, с кого имела какую либо выгоду. К примеру, к крепостным она относилась с агрессией и недовольством, а к тому же самому Герасиму с уважениям и почтением,  так как он выполнял все её прихоти и указания. Она просто управляла жизнями людей, она могла просто взять и поженить тех, кого она захотела.

Показательные экзекуции

Смерть мужа Варвара Петровна восприняла довольно холодно, чем расстроила сына – будущего великого писателя Ивана Сергеевича. Ставить крест или памятник на могилу мужа она отказалась: на что оно ему это все на том свете. Могила была утрачена, о чем вдова никогда не жалела.

В ту пору ее садистские наклонности приобрели размах. Варвара Петровна устраивала показательные массовые экзекуции крепостных, «казнила» неугодных ей собак, кошек, индюков и петухов, которые, к примеру, раскукарекались не ко времени или погнались за ее любимцами. Для этого собирался целый «суд», зачитывался приговор, «виновному» отрубали голову и закапывали его в землю.

Судьба собачки, которую Иван Сергеевич Тургенев описал в «Муму», реальна. Живший при дворе немой дворник по имени Андрей действительно утопил собачку, не угодившую барыне. Был он глуп, беззаветно предан барыне, любившей его больше родных сыновей.

Варвара Петровна своей волей могла отменить Пасху, запретить девкам рожать, о чем говорят многочисленные останки новорожденных, которые были найдены после ее смерти на территории поместья.

Больше всего барыня любила «целование ручек». Для этого объявлялось, что барыня хочет со всеми попрощаться накануне смерти, холопы выстраивались в ряд, по очереди причитали и лили слезы, целуя барыне ручки, а та после собирала «совет», и там решали, кто хуже всех «прощался с барыней». Последних ждала неминуемая расправа.

Богатая невеста

Только на Орловщине ей принадлежали пять тысяч душ крепостных, были еще деревни в Курской, Тамбовской, Тульской, Калужской губерниях. В деньгах ей досталось 600 тысяч рублей серебром, что делало ее богатейшей невестой даже по питерским меркам.

Но богачка была до крайности некрасива: массивный подбородок и нос с широкими ноздрями, следы оспы на лице. К тому же помещица была нелюдима, не знала светского обхождения, не имела понятия об ухаживаниях, но твердо верила, что за деньги может купить все. Даже мужа, который по нраву именно ей.

В то время в Орле расквартировался гусарский полк, и Варвара Петровна присмотрела там красавца Матвея Муромцева, который приходился ей дальним родственником. В него молодая помещица влюбилась с первого взгляда и навсегда.

Образ героя в произведении

(Барыня рассматривает собачку)

Образ героя в произведении помогает раскрыть главную мысль и трагедию. Барыня много контактирует с главным героем Герасимом. Она хорошо к нему относится, но ненавидит собаку Муму. Узнав, что Герасим может работать за троих, она перевозит его в город, не посоветовавшись и не спросив его согласия.

В образе барыни собраны самые худшие человеческие качества злость, жадность, неумение считаться с мнением других. Именно барыня толкает Герасима на убийство собаки, вынуждая его предать верного друга в лице Муму.

Главная проблема барыни заключается в ее душевной пустоте. Именно из-за нее она была настолько недовольна жизнью и вымещала свою злость на крепостных.

Барыня считается одним из самых худших типажей в русской литературе. Ее скверность, глупость и безнравственность не знали границ. В заключении произведения барыня заставляет Герасима избавиться от бедной собаки, показывая тем самым свою черствость и малодушие. Однако, вскоре после смерти Муму умерла и сама барыня.

Главные герои

Главный отрицательный персонаж: капризная, упрямая, своенравная старуха с частыми сменами настроения, по прихоти которой и разыгрались трагические события повести. Вместе с тем она весьма хозяйственна и требовательна, прекрасно распоряжается большим домом. Главной ее чертой является страстное желание вершить судьбами людей, находящихся в полной ее власти. Из-за деспотических замашек старой барыни было сгублено немало человеческих судеб.

Замкнутый нелюдимый мужчина средних лет, чей непростой характер объясняется врожденным недугом – Герасим с рождения глухонемой. Это настоящий русский богатырь, обладающий недюжинной силой, усердием и трудолюбием. Он невидимыми нитями связан с землей, матушкой-природой, но по прихоти барыни вынужден жить в непонятном ему и ненавистном городе. Спокойный и покладистый по своей натуре, он отваживается на проявление бунта после всех несчастий, случившихся с ним по вине барыни.

Ласковая и преданная собачка, спасенная Герасимом от неминуемой гибели. Единственное утешение главного героя в его безрадостной жизни. Пользуясь большой любовью всех дворовых, Муму опасается и откровенно недолюбливает лишь старую сердитую барыню. Случайно попав ей на глаза, Муму отказывается ей подчиниться и тем самым навлекает на себя страшный гнев. По приказу барыни Герасим вынужден утопить свою питомицу, и это событие накладывает большой отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Почему Герасим утопил Муму

Герасим был крепостным с рождения. Бесправное положение казалось для него естественным. Мысль о том, что он может принимать решения о своей судьбе самостоятельно, даже не приходит ему в голову. Сначала, по прихоти барыни, он был взят из деревни в усадьбу. Следующей потерей главного героя рассказа была прачка Татьяна, безответная глубокая любовь к которой была смыслом его жизни.

Когда Герасим решил утопить Муму, он уже понимал, что привязанность к этой маленькой собачке сделала его зависимым от чувств. Каждая потеря в жизни главного героя причиняла ему невыносимые страдания, и он не желал больше испытывать эту боль. Так зачем он лично решил лишить жизни собачку, к которой был так трогательно привязан? Зачем он покорился воле взбалмошной старухи, даже не предприняв попытки каким-то образом спасти дорогое ему существо?

Рождение и жизнь в статусе крепостного крестьянина также сыграло свою роль. Получив воспитание крепостного крестьянина, наш герой психологически осознавал и принимал безграничную власть барыни над собой и своей жизнью. Он понимал, что ослушание приказу может повлечь более жестокую кару как для Муму, так и для самого Герасима. И, страшась страданий своих и единственного близкого существа, решил исполнить жестокий приказ сам, выбрав для этого наиболее лёгкий, на взгляд Герасима, способ убийства собачки.

В итоге Герасим потерял все, что было дорого ему в жизни. И единственный самостоятельный поступок, который совершает в отчаянии главный герой — уходит в деревню.

Автор в конце рассказа пишет, что больше Герасим никогда не заводил собак и прожил свою жизнь бобылём. Он понимал, что уязвимым его делают чувства любви и привязанности, и больше не хотел ни с кем сближаться, пускать кого-то в свою душу и сердце. И единственное спасение от кажущихся ему неминуемых потерь он видел в одиночестве.

Возможно, таким способом главный герой старался уберечься от душевной боли и страданий при потере дорогих ему существ.

«Не те» дети

Даже рождение трех мальчиков не восстановили семейные отношения. Один из них умер в 16-летнем возрасте, оставшихся двоих – Николая и Ивана Варвара Петровна, конечно, любила, но это были «не те» дети, не «от того» мужчины, с которым она хотела бы прожить свою жизнь.

Поэтому любовь ее имела странный характер: фанатичное обожание могло смениться ледяной жестокостью, поэтому они всю жизнь боялись мать.

В 1827 году семья переселилась в Москву, чтобы дать сыновьям хорошее образование. Сергей ударился в самый настоящий разгул, чем вызвал не только раздражение супруги, но и желание отомстить.

Варвара Петровна сошлась с семейным доктором Андреем Берсом, от которого родила дочь Варвару. Девочку записали на фамилию ее крестного отца, а  в доме матери Варвара жила как воспитанница, хотя мать относилась к ней чуть получше, чем к собственным сыновьям.

Второстепенные персонажи

Молодая прачка, бедная и безответная девушка, которая вынуждена терпеть бесконечные унижения и издевательства в свой адрес. Неожиданно для себя и всей дворовой челяди она становится объектом заботы и нежной привязанности со стороны дворника Герасима. Однако по воле барыни девушка вынуждена выйти замуж за пропойцу Капитона, чем окончательно губит свою и без того безрадостную жизнь.

Башмачник при дворе барыни, горький пьяница. Будучи по молодости лет человеком неглупым и даже образованным, со временем быстро спился. Желая наставить его на путь истинный, старая барыня насильно женит своего башмачника на прачке Татьяне. Однако это не меняет положения вещей, и Капитон спивается еще больше. Барыня избавляется от пьянчуги, отправляя его с молодой женой в деревню.

Дворецкий барыни, простой мужичонка, готовый ради своей выгоды пойти на крайнюю хитрость. Будучи от природы человеком незлобным, он, все же, способен совершить откровенную подлость, лишь бы угодить своей сумасбродной хозяйке. По его наущению барыня разлучает Герасима с Татьяной, и именно он приказывает дворнику расправиться с Муму. Так проявляется негативная суть этого персонажа.

В рассказе Тургенева «Муму» герои представлены очень ярко и живо, с полными характеристиками, которые будут наиболее полезны при написании сочинения на заданную тему. Для читательского дневника любознательных учеников полезно будет знать, что в творческой копилке Ивана Сергеевича Тургенева есть не только повести и рассказы, но также замечательные сказки для детей.

Характеристика персонажа

(Советский диафильм «Муму», 1949)

Старая женщина являющаяся нашей героиней ведет одинокую замкнутую жизнь, она вдова, ее дети уже давно разъехались позабыв отчий дом. Автор не рассказывает подробно о ее молодости или юности. В произведении перед читателем предстает образ женщины в преклонных годах, богатой и своенравной. Барыня обладает сложным характером, не любит считаться с мнением других и считает лишь свои решения верными.

 Будучи женщиной деспотичной, она возлагает на себя право вершить судьбы своих крепостных. Без согласия она выдает их замуж, женит, перевозит из деревни в город, решает, как им жить. Ее ничуть не смущает тот факт, что девушкам и юношам это не нужно или что они имеют собственные желания. У барыни слабое душевное здоровье.

Периодически на нее находят нервные припадки она кричит, ругается, нервничает без особой на то причины. Автор произведения не дает читателю четкого представления о герое, кроме указания черт характера, поэтому каждый читающий может самостоятельно представить себе образ скверной старухи, озлобленной на весь мир.

 Ворчливая, нервная старуха «сама себе на уме» живет в Москве в собственном большом доме с наклонившимся балконом. Она имеет во владении несколько небольших деревень, где неустанно трудятся крестьяне во благо хозяйского достатка. 

 Пожилая женщина ведет затворнический образ жизни, она не любит гостей и сама редко выбирается в свет. Ее общение в основном ограничивается крепостными, которых она и без того не жалует, заставляя трудиться день и ночь. 

(Елена Полевицкая в роли Барыни, кадр из к/ф «Муму», 1959)

У барыни было много прислуги, которую она не жаловала и держала во всей строгости. Капризная, пожилая женщина была своенравна и заставляла своих крепостных работать за двоих. Она не жалела своих людей и старалась максимально загрузить их работой. Девушки и юноши работали за двоих, они не могли пожаловаться на усталость или болезнь.

Барыня относилась к крепостным как к вещам

Очень часто героиня любила прикидываться брошенной, одинокой и несчастной старушкой, привлекая тем самым к себе внимание. В эти моменты в доме всем становилось неловко, но это не смущало ее, и игра продолжалась

Ветреная, недалекого ума, капризная и злая именно этими прилагательными можно описать образ барыни. Барыня своенравная, капризная старуха, обладающая тяжелым, дурным характером. 

Прислуга боится ее, близких друзей не имеет, с родней не общается. Для того, чтобы не скучать, барыня поселяетв свой дом приживалок. День барыни никогда не отличается чем то особенным. Она гадает себе на картах, выполняет ежедневные рутинные дела.

Заключение

Главный герой рассказа «Муму» – глухонемой крепостной Герасим является воплощением в произведении представлений Тургенева о свободолюбивом, отважном русском народе. По воле барыни Герасим сначала лишился родины, затем возлюбленной Татьяны и даже любимицы Муму – все это привело к внутреннему бунту внутри героя

В конце произведения мужчина разрывает крепостные узы. Он возвращается домой и становится человеком, живущим по собственной воле.

Краткий пересказ «Муму» позволяет ознакомиться с сюжетом произведения, однако для лучшего понимания произведения, рекомендуем прочесть его полностью.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора