Гостеприимство — национальная черта белорусов

Жилище

В средние века на территории Белоруссии существовало несколько видов селений:

  • околицы
  • застенки
  • выселки
  • деревни

Деревни состояли из нескольких домов или нескольких десятков жилых строений. Постройки ставили в ряд, постепенно формировалось от двух и более улиц. К 19 веку в одном селе насчитывалось до 1000 жителей. В них хорошо была развита торговля, существовали своя церковь, школа, правление. Между жителями деревни были распределены сельскохозяйственные угодья, четко разделявшиеся границами (стенами). То, что лежало за ними, называлось застенками. Эти участки отдавали в пользование отдельным поселенцам, ставившим дома за пределами деревни. Околицы располагались возле деревни (на краю). Это были мелкие поселения из 2-3 домов. Одиночный дом с постройками и земельным наделом, стоявший отдельно от всей деревни, назывался выселком. Это аналог украинского хутора.

Комплекс построек, принадлежавших к одному дому, назывался двором. Такое расположение характерно для всех белорусских поселений. Напротив дома строили хозпостройки: амбар, сараи, навесы, загоны для скота. Часто их располагали таким образом, чтобы все строения образовали прямоугольник или квадрат. В середине делали колодец. Двор обносили забором с воротами. Дома располагали тесно друг к другу, чтобы они соприкасались стенами.

Традиционным белорусским жилищем был срубный дом. Сруб делали преимущественно из сосны. Фундамент отсутствовал, бревна укладывали на землю. Пол делали глинобитный или просто утрамбовывали землю. Снаружи стены укреплялись насыпью из земли — завалинкой. Бревна не обтесывали, стены утепляли мхом. Крышу конструировали двускатной. В качестве кровельного материала использовали солому или камыш.

Окна были прямоугольные и узкие, для уменьшения теплопотерь в холодное время года. Стекла в те времена отсутствовали, проем задвигался досками. Зимой на окно вешали плетеные соломенные циновки. В основном в доме было три оконных проема: одно выходило на улицу, два — во двор. Хозяйственные постройки часто примыкали к основному строению и находились под общей с ним крышей. Гумно (участок для хранения зерна) ставили на некотором расстоянии. Такие постройки, как кузница, баня размещали в отдалении. Баню располагали у реки, чтобы не носить далеко воду.

Как и во многих постройках тех времен, в хатах был высокий порог и низкие дверные проемы. Это позволяло экономить тепло. Сначала жилье было двухкамерным. Оно делилось на комнату и сени (входная часть). Сени служили для сохранения тепла, также в них хранили продукты, корм для животных. Комната не разделялась на отдельные помещения. В ней готовили еду, спали, выполняли домашние дела. Если зимой было очень холодно, некоторых домашних животных на время брали в хату, чтобы они не замерзли.

Главным элементом дома была печь. Ее ставили в угол напротив двери. В противоположном печи углу делали бабий кут — место для хранения домашней утвари. Рядом располагался красный угол — самое почетное место в доме. Там размещали иконы, рушники, лавки для гостей. Печь топилась по-черному: дым выходил в окна и двери, дымохода не было. В хате находилась такая мебель:

  • обеденный стол
  • лавки
  • настил для сна, отдыха
  • посудный шкаф

Часто в хате стоял ткацкий станок. Перед печью прикрепляли жерди для сушки одежды, полотенец. На полу раскладывали тканые половики, стены украшали рушниками (вышитые полотенца), кружевными салфетками. Посуда была нескольких видов: глиняная, железная, берестяная.

Календарные традиции и обычаи белорусов

Традиции Белоруссии, относящиеся к этой группе, связаны с различными календарными праздниками и событиями. Каждая из них так же по-своему уникальна и интересна.

Дожинки

Данный праздник отмечается белорусами по окончании всех земельных работ. На территории Белоруссии очень много хлеборобных земель, богатых урожаем. Дожинки – это день, когда подводятся итоги собранного и убранного урожая, запаханных и подготовленных к зиме земель. В празднике принимают участия все семьи, имеющие большие угодья и собирающие большие объемы культур. Внутри таких групп проводятся соревнования, подсчитывается количество собранного, определяются победители. Как правило, такие соперничества провоцируют азарт среди работников. Каждый стремится отличиться.

Женщины по случаю победы готовят подарки для мужчин. Обычно это хлебосольные яства, самотканые рубахи и штаны, традиционные настойки и т.д. По завершению официальной части праздника следует всеобщее гулянье. Столы обычно накрывают на открытом воздухе.

Иван Купала или «Купалле»

Данный праздник – один из самых древних у белорусов. В нем тесно переплетены христианские и языческие традиции. День Купалы празднуется в июльскую ночь с шестого на седьмое число. В эту ночь принято организовывать массовые гулянья, прыгать через костер, караулить русалок в водоемах и самим купаться в реках. Считается, что купаясь в эту ночь, происходит очищение души, так как крещение происходит именно в воде.

Еще одним обычаем Белоруссии в эту ночь считается поиск папоротника. Этот цветок по древнему преданию знает ответы на все вопросы, понимает язык животных и умеет общаться с русалками. В эту ночь считается, что все травы наделяются целебными свойствами, именно поэтому женщины с детьми собирают различные растения, освещают их в церкви и лечатся потом в течение года.

Колядки

День коляды или святки – особый зимний день, который большинство белорусов ждут с нетерпением. К нему готовятся с особой тщательностью: ходят в баню, вышивают новую национальную одежду, убирают избы, готовят угощения для гостей. Коляда празднуется с 6 на 7 января. Считается, что «коляда» образована от слова «коло» – круглое, жаркое солнце. С этим связано зимнее солнцестояние, после которого начинает прибавляться день.

Вообще среди традиций и обычаев белорусов колядки – один из любимых праздников. Люди собираются небольшими компаниями, разучивают танцы и песни и ходят с ними по дворам. Жителями принято выслушивать пришедших, угощать их заранее подготовленными яствами и приглашать к столу. Чаще всего жители нескольких домов объединяются для организации общего веселья: накрывается один стол, за которым собираются все желающие.

В 21 веке уже мало какими народами соблюдаются подобные обычаи в их полной мере. Однако традиции и обычаи белорусов сохраняются в их исконном виде на протяжении многих веков. Представители этой нации чтут их и передают из поколения в поколение с особым трепетом.

Масленица

Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей.

Иноземный путешественник, некто Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа такпотому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни ониупотребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; онипекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом иводкою до упаду и до беспамятства».

В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, безособенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел,олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к нимлишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины напоминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просятпрощения у близких.

Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины,стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. Вболее богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки смясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье,когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенноусердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперьбы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумноимпровизированные качели (гойданки).

Женский головной убор

Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.

Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.

Где поесть национальную кухню Белоруссии в Минске

Мы посетили ресторан «Васильки». Меню разнообразное и готовят вкусно. И главное, есть блюда национальной кухни. Это сеть ресторанов. В Минске их несколько. Вот адреса:

  • ул. Я. Коласа, 37 МЦ «Айсберг»
  • пр-т Независимости, 89
  • пр-т Независимости, 16
  • ул. Бобруйская, 6 ТРЦ «Galileo» (4 этаж)
  • ул. П. Глебки,5 ТЦ «Скала»
  • ул. Налибокская, 1 ТЦ «Караван»
  • пр-т. Победителей, 9 ТРЦ «Galleria Minsk»
  • ул. П. Мстиславца 11 ТРЦ «Dana Mall»

Несколько раз кушали в ресторане-бистро «Лидо». Там можно попробовать драники и налистники, да и, впрочем, не плохо подкрепиться. Таких кафе в Минске три: 

  • по ул.Кульман, 5А
  • по пр. Независимости,д.49, пом.1, д.51, пом.2
  • по ул.Немига, д.5, пом.47, 48, 59, 60

Подготовка к свадьбе семьи невесты

У невесты перед свадебной церемонией было также огромное количество обязанностей и хлопот. Угощения обычно собирала родня девушки. Подружки одевали невесту в специально выбранном доме. При этом, он должен был находиться на стороне родни молодой. А традиции предполагали при этом, чтобы жених проехал мимо выбранного дома.

Также запрещалось наряжать молодую невесту в доме с неполными семьями или там, где были вдовы или вдовцы. Основной критерий при выборе дома-наличие крепкой и дружной семьи. Экипировка молодой невесты включала в себя такие элементы, как сапожки, платье, красочный яркий пояс и лента, которой обвязывали талию женщины. Фата также присутствовала и она была важным атрибутом, который включал в себя следующие элементы:

  • она должна была скрывать лицо невесты;
  • сверху должен был быть надет венок из цветов.

При этом, венки изготавливались по особым традициям. Часть цветов делали при помощи лент и обычной бумаги, некоторые были настоящими. Основой для венка служил картонный круг. Из полевых цветов обычно вплетали защитные вроде мяты, барвинка, руты и калины. Основное значение мяты заключалось в сиротстве невесты, потому без повода ее не вплетали. Венок надевала исключительно невинная девушка.

Верещака

Верещаку готовили еще во времени княжества Литовского. По одной из версий блюдо было названо в честь автора рецепта, повара при польском короле Августе. Но есть ещё одна версия, белее традиционная, на мой взгляд. Когда Верещака готовится, она «верещит и шкварчит», издавая громкие (манящие) звуки от этого и название. По составу верещака напоминает Мочанку. В нее входят свиные ребра (свежие и копченые), свиная колбаса, белые грибы, морковка, сельдерей, лук. Мясо тушат на сковородке, добавляют соль, перец, семена можжевельника. Овощи пассируются. На основе мясного бульона готовят соус, добавляя в него муку и зелень. Подается верещака с драниками или блинами.

Драчена

Еще одно древнее блюдо Белоруссии. Мне оно напомнило омлет. Но, как и множество белорусских блюд не обошлось без сала. Взбиваем яйца, добавляем муку, молоко. Получившуюся смесь вливаем в сковороду с поджаренным салом. После чего сельские хозяйки отправляли блюдо в печь на 15 минут. Когда драчена «спреглась» сжарилась ее вынимали, разрезали как тортик, и кормили семейство. За счет шкварок драчена получалась сытной и калорийной. Два кусочка вполне хватало на одного, чтобы возобновить силы и дальше работать. На стол Драчену подавали с молоком.

Клёцки с душами

Клёцки с душами еще одно национальное блюдо Белоруссии. Клёцки издавна были в меню жителей Витебской области, но со временем они вошли в меню многих хозяек и поваров. Основной ингредиент, кто бы сомневался, — картошка. В середину кладётся начинка, которую и называют «душой». Как правило, это фарш. К столу клёцки подают, полив зажаркой (лук и сало) или со сметаной, различными соусами, или залив бульоном в котором варились клёцки.

Кроме основных обалденных блюд национальная кухня Белоруссии презентует не менее интересные первые блюда. Я поделюсь с вами самыми популярными из них, и какие стоит попробовать в Беларуси.

Какие требования предъявлялись к молодым

Если учитывать древние обряды, то согласно законам в брак могла вступать только невинная и целомудренная девушка. Данный признак говорил об общественном признании и уважении в дальнейшем. А если девушка обманывала супруга и родню, то по поверьям всех родственников семей ждет череда проклятий и неурядиц.

Иногда неприятности насылались на целые деревни. Поэтому традиция выставлять простыню на всеобщее обозрение после первой брачной ночи до сих пор сохранилась в стране в ряде деревень.

Еще одна традиция заключалась в разбивании молодыми горшков из глины после первой брачной ночи. При разбитом горшке можно было говорить о невинности молодой. В противоположном случае расплачивалась за ошибки не только невеста, но и ее родня. В знак наказания выступали следующие ритуалы:

  • гости могли разломать печь или разбить посуду;
  • родне молодой могли надеть хомут на шею и водить по деревне в знак всеобщего презрения;
  • стены и ворота мазали чем-нибудь неприятным, например, дегтем;
  • обливали грязью в буквальном смысле родню.

Саму провинившуюся невесту сажали на коня задом наперед и в таком виде отправляли обратно в родительский дом.

Но требования предъявлялись не только к невесте, но и к жениху. Традиции Белорусской свадьбы предполагали, что каждый парень в возрасте 16 лет должен внести своеобразную плату в размере 1 рубля. Только после этого его допускали в общество остальных и разрешали знакомиться с молодыми девушками.

В то время для молодых людей сумма была значительной и если ее не было, то ни о каком знакомстве речи идти не могло. Дело в том, что в прежние времена общество строго делилось на бедняков и зажиточный слой. Если предполагаемая пара была из разных слоев общества, то обычно брак считался недопустимым.

Мужская одежда

Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.

Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.

Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.

Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».

Ход занятия

Вводная часть: традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11—12 вв. К концу 19—началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.

Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.

Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет — естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.

Зеленый цвет – это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).

Белорусская девочка была одета в юбку с кофточкой, жакет, передник, которые были украшены национальным орнаментом. На голове – кокошник. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет; на ногах надеты лапти.

Самостоятельная работа: Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.

Дети выполняют аппликацию на фартуке и кокошнике в виде национального орнамента; разукрашивают остальные элементы одежды на картинке.

Во время выполнения самостоятельной работы проводиться физминутка:

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Заключительная часть:

Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.

Мы играли и плясали, много нового узнали.

Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.

Бывайте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой

Пусть он радостью, весельем

В душах отзовется.

А вот и угощение!

Педагог дополнительного образования Чещевик Е. Ф.

Как выбиралось время для свадебной церемонии

Если учитывать, что Белоруссия — это православная страна по большей части, то логично предположить, что такие увеселительные мероприятия не рекомендовались в период постов, особенно четырех великих:

  • Успенского;
  • Великиго;
  • Петровского;
  • Рожденственского.

Также были особенные даты, в которые не рекомендовалось проводить торжество. Например, май месяц, канун любого церковного праздника, во вторник и четверг, а также неблагоприятным считался для свадеб високосный год. Но помимо неблагоприятных периодов существовал обычай, который не рекомендовал проводить свадьбы в течение года после смерти родственника любой степени родства.

Наиболее благоприятными временами для проведения свадебных торжеств считались следующие периоды:

  • с конца августа до Рождественского посла. Исключение — специальная поминальная неделя;
  • время от Крещения до праздника Масленицы. Иначе он назывался зимним Мясоедом.

Исключая любой из неблагоприятных дней, семья могла выбрать любое подходящее время свадьбы на свое усмотрение по согласованию друг с другом.

Троица

У белорусов этот праздник называется называется Сёмухой или Зелёными святками. Понедельник послеТроицы — Духов день, или «Брэзжыны»: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух,подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходитиз глубин язычества.

Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез илуговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походитьбосым по земле — не будут болеть ноги.

Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убираяразноцветными лентами.

Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. И берёзовые ветки с почками, ранними листочкамисимволизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их доКупалы, сжигая потом в купальском костре.

Национальные черты белорусского народа

Прежде всего, что характеризует белорусов, это гостеприимность и радушие. Их характер и жизненный уклад схожи с традициями и чертами других славян, живущих по-соседству. Однако, если сравнивать белорусов с жителями прочих государств Восточной Европы, то можно отметить, что жители Белоруссии сохранили больше обрядов и языческих традиций.

На национальные особенности жителей Белоруссии значительно влияет природа этого края. Природа живет величественно и неспешно. Так же этими чертами отметились и белорусы. «Вынос сора из избы», прилюдные сцены — это не в их характере. Зато белорусы обладают следующими чертами:

  •  уважают старших;
  •  умеют слушать собеседника;
  •  склонны к общительности;
  •  помогают друг другу;
  •  склонны к взаимному уважению и доверию;
  •  ведут себя приветливо.

Белоруса можно повстречать как в национальном наряде, так и в европейском костюме. Больше узнать о культуре и кулинарных традициях этого народа можно из разделов «Кухня Белоруссии», а также «Культура Белоруссии».

Семейно-обрядовые обычаи Белоруссии

Свадьба или «вяселля»

У Белорусского народа празднование свадьбы отражает основные черты привычной нам традиции, так как сохраняет основные этапы и атрибуты славянской свадьбы. Конечно, в настоящее время многие молодожены скептически относятся к соблюдению всех свадебных нюансов, привычных старшему поколению. Однако этого не скажешь про белорусский народ. Празднование свадьбы – исконная традиция Белоруссии, которая в 94% случаев соблюдается по всем правилам и поверьям. Каждая пара свято верит, что от этого зависит благополучие их дальнейшей семейной жизни.

Белорусская свадьба состоит из трех этапов: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. В первый – предсвадебный входят следующие процессы: сватовство (посещение дома невесты и знакомство со сватьями), заручение (жених ручался, что возьмет в жены невесту), смотрины (родители невесты осматривают будущее жилище молодых – хату жениха), девичник (невеста прощается с девичьей жизнью: плетет венки с подругами и поет песни в последнюю субботу перед свадьбой).

Само торжество – это второй, свадебный этап. Молодые в обязательном порядке должны пройти обряд венчания, соблюденный по всем христианским традициям. Только после него гостям и молодым позволяется вкушать еду, алкоголь и веселиться.

На послесвадебном этапе молодых провожают «в амбар», где дружка должен передать мужу все необходимые знания. На утро крестная мама проверяет «честность невесты» путем демонстрации простыни родственникам. Если невеста была «честной», молодых еще раз поздравляют и одаривают подарками.

Родины

Рождение ребенка – знаменательное и радостное событие

В традициях и обычаях белорусов  родины занимают важное место. Ведь с появлением ребенка появляется новых жизненный путь, отражающий культуру нации со всеми ее деталями

Когда на свет появляется младенец, родней выбирается бабка-купанья, которой доверяется первое купанье младенца. Она обязана организовать все необходимое для этого процесса и, не подпуская родителей, искупать младенца в первой мирской воде. После этого новорожденный считается новым божественным посланником, пришедшим на землю на радость людям.

После купания младенца следует всеобщее чествование  бабки. Молодые заранее готовят для нее подарки, осыпают благодарностью. Начинается всеобщее веселье, которое обычно затягивается на несколько дней.

Крестины

Обычай Белоруссии крестить детей по своей сути очень похож на русский, так как его основой являются христианские догматы. Детей разрешается крестить в любом возрасте, но обычно это делают в первый год младенца. Малышу подбираются крестные родители, чаще всего это кто-то из родственников. Тот, кто хорошо знает семью, крепко любит ребенка и готов нести за него ответственность. Но часто в качестве крестных выбираются друзья или кто-то мудрый и опытный из старшего поколения.

В день крестин ребенку надевают торжественную одежду. Далее следует церемония крещения. Младенца трижды окунают в чан со святой водой, после чего его принимают крестные родители. Затем проводят несколько христианских обрядов во главе с батюшкой. После надевания крестика на тело младенца, он считается приобщенным к вере и Богу.

Завершается данный обычай праздничным застольем по этому случаю.

Деды – народная традиция, которая хорошо характеризует именно белорусскую культуру. Что же конкретно вкладывается в термин «Дзяды»?

Дедами белорусы издавна называли умерших предков. Причем слово использовалось для обозначения почивших независимо от их пола и возраста. После смерти и девушка, и юноша, и ребенок старше года, и почтенный старик переходят в общую категорию предков.

– Слово «Деды» имеет несколько значений. Оно обозначает умерших предков, а также сам праздник, в котором центральное место занимает трапеза. В некоторых местностях именно трапеза называется Деды. Деды также – день, в который, по преданию, умершие предки приходят на поминальный ужин к своим родным – в дом, где они жили. Для Дедов обязательно оставляли отдельное место за столом, им отливали питье, для них откладывали еду, чтобы души умерших пришли и напитались, – объясняет Владимир Овсейчик. – Деды обычно отмечались во второй половине дня, вечером. И в народной традиции этот день четко отграничивался от дней, связанных с посещением кладбищ. «Дзяды – гэта ж дома», – говорят старики. Хотя и в научной литературе, да и среди сельского населения под этим термином нередко понимают все поминальные дни.

Владимир Овсейчик добавляет: хоть в обществе сегодня под этим словом подразумевается именно осенний день поминовения, еще в народе отмечаются «масленичные» Деды, «троицкие», «радуницкие», «вербные». В некоторых регионах Деды отмечали до шести раз в год.

Исследователь отмечает, что народные традиции изменяются под воздействием духовенства. Православные ходят на кладбища на Троицу, так как в этот день приезжает священник. Хотя раньше в этот день они кладбище не посещали. А католики ходят на кладбища осенью (в День Задушный), потому что именно в это время туда приходят священники.

– Полоцким государственным университетом каждый год проводится трехнедельная этнографическая экспедиция на Витебщине. В результате сделали вывод, что самой распространенной традицией в западной части Витебщины является вовсе не посещение кладбищ на Пасху. Жители старшего возраста нам объясняли, что, да, раньше ходили на Пасху на могилки, а сейчас нельзя. Простым языком: батюшки запрещают ходить на кладбища в пасхальный день, поскольку для этого есть специально отведенный – Радуница. В то же время для северной и восточной части Витебского Подвинья характерно посещение кладбища на Радуницу или Троицу.

Опять же, Радуница становится общим днем поминовения, когда на кладбища едут все, независимо от конфессий, потому что в этот весенний вторник установлен выходной день на государственном уровне.

Неглюбские рушники

Все женщины в Беларуси умели ткать на кроснах. И у всех в доме были рушники: как обычные «утиральники», так и обрядовые, ритуальные – вытканные по определенным канонам, украшенные орнаментами. Узоры каждой местности отличались между собой, могли быть неповторимыми даже в соседствующих деревнях. Но именно неглюбские рушники стали известными на весь мир. Отчасти, возможно, потому, что еще в 80-х годах прошлого века, когда традиции ткачества стали повсеместно забываться, в деревне Неглюбка Ветковского района они продолжали развитие. Неглюбские ткачихи создавали свои шедевры, привнося в традицию новые элементы – орнаменты, цвета, которые с безупречным чувством вкуса сочетали между собой.

Здесь продолжают ткать до сих пор: и дома, и в местной школе, и в сельском доме культуры, в котором создали центр ткачества. Раз в год в деревне проходит «Свята ручніка». Кроме того, неглюбскую традицию ткачества взял на вооружение Ветковский музей и обучает всех желающих этому мастерству в своем гомельском филиале. И это, кстати, не только рушники, а еще и постилки, скатерти, элементы народной одежды.

Где можно приобрести уникальный хэндмэйд от неглюбчан? Конечно же, в самой Неглюбке. Но можно попытать счастья в музее в Ветке, а также в Гомеле: в том же филиале Ветковского музея или выставочном зале Областного центра народного творчества.

Адрес: Гомельская обл., Ветковский р-н, д. Неглюбка.Контакты: +375 (23) 303-57-37 (Неглюбский сельский центр ткачества).

Крупеня или Крупник

Крепеня это поливка которая готовится на мясном бульоне с добавлением перловой крупы. Крупник сытный густой суп, в основу которого входит перловая, ржаная или овсяная крупа. Это, что касается классического приготовления. Сейчас прогрессивные белорусские хозяйки добавляю рис, гречку, ячмень, часто смешивая одну с другой. Кроме крупы в суп входит картофель. Его заправляют сметаной, желтком и запекают в духовке. Получается очень вкусный сытный суп. В наше время есть много вариантов приготовления круника. На мясном или рыбном бульоне. Его либо варят, либо запекают, как я писала выше.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора