Текст песни мы жесткие буряты — буряты

Жизнь

Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.

Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.

Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.

Название

До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Существует несколько версий этимологии этнонима:

  1. от выражения буру халядг (смотрящий в сторону, сторонний).
  2. от слова бар (тигр);
  3. от слова буриха (уклоняться);
  4. от слова бури (заросли);
  5. от этнонима курыкан (курикан);
  6. от слова бу (древний и старый) и слова ойрот (лесные народы). В целом два этих слова переводятся как коренные (древние) лесные народы.
  7. от слова хакасского происхождения пыраат, которое восходит к термину бури (волк) или бури-ата (волк отец). Многие древние бурятские народы почитали волка и считали это животное своим прародителем. Звук «б» в хакасском языке произносится как «п». Под этим названием о предках бурят, проживавших к востоку от хакасов, узнали русские казаки. Позже слово «пыраат» подверглось трансформации в слово «брат». Монголоязычное население, проживающее на территории России, стали называть браты, брацкие мунгалы и братские люди. Постепенно название было принято хори-бурятами, булагатами, хондогорами и эхиритами как общее самоназвание «буряад».

Бурятский язык и его сложности

Буряты представляют собой общность этнических групп людей с близкими культурами, традициями и диалектами. К концу 19-го века их для удобства в административном плане объединили в единый народ. После 1917 года был введен единый бурято-монгольский язык, на основе монгольского вертикального шрифта, с его помощью носители разных диалектов могли понимать друг друга. В 30-х годах этот шрифт был заменен латиницей, а чуть позже кириллицей, что негативно сказалось на самом языке, так как кириллица не могла продемонстрировать все его тонкости. Именно по этой причине передать с помощью современной письменности личные бурятские имена и фамилии достаточно трудно.

Эксплуатация в регионах

Через косую черту указано количество всего ПС / только действующего ПС.

Регион Кол-во
Москва 16 / 14
Донецкая область 10 / 9
Ханты-Мансийский АО 9 / 8
Луганская область 8 / 5
Днепропетровская область 7 / 5
Рязанская область 5 / 3
Ленинградская область 5 / 4
Краснодарский край 5 / 5
Львовская область 5 / 4
Челябинская область 5 / 3
Ставропольский край 4 / 4
Республика Крым 4 / 3
Кировоградская область 4 / 4
Коми 4 / 0
Адыгея 4 / 4
Венгрия 4 / 4
Николаевская область 3 / 2
Одесская область 3 / 3
Приднестровье 3 / 3
Житомирская область 3 / 2
Ростовская область 3 / 2
Саратовская область 3 / 0
Волгоградская область 3 / 2
Курская область 3 / 2
Закарпатская область 3 / 2
Санкт-Петербург 2 / 2
Свердловская область 2 / 2
Ямало-Ненецкий АО 2 / 2
Херсонская область 2 / 2
Киев 2 / 2
Волынская область 2 / 1
Харьковская область 2 / 1
Черкасская область 2 / 2
Вологодская область 2 / 1
Восточно-Казахстанская область 2 / 2
Абхазия 2 / 1
Кабардино-Балкария 2 / 2
Ульяновская область 2 / 2
Северная Осетия 2 / 2
Московская область 1 / 0
Тульская область 1 / 1
Владимирская область 1 / 1
Ровненская область 1 / 1
Киевская область 1 / 1
Калужская область 1 / 0
Запорожская область 1 / 1
Полтавская область 1 / 1
Смоленская область 1 / 1
Винницкая область 1 / 0
Самарская область 1 / 1
Новгородская область 1 / 0
Алтайский край 1 / 1
Карелия 1 / 1
Башкортостан 1 / 1
Гродненская область 1 / 1
Марий Эл 1 / 1
Воронежская область 1 / 1
Архангельская область 1 / 1
Оренбургская область 1 / 1
Липецкая область 1 / 1
Орловская область 1 / 1
Тернопольская область 1 / 1
Ивано-Франковская область 1 / 1
Черновицкая область 1 / 1
Сумская область 1 / 1
Ингушетия 1 / 0
Дагестан 1 / 1
Белгородская область 1 / 0
Омская область 1 / 1
Иркутская область 1 / 1
Амурская область 1 / 1
Западно-Казахстанская область 1 / 1
Алматинская область 1 / 1
Литва 1 / 0
Болгария 1 / 1
Всего 190 / 150
     
Регион Кол-во
Венгрия 22 / 18
Днепропетровская область 17 / 14
Донецкая область 12 / 12
Башкортостан 8 / 5
Харьковская область 7 / 6
Полтавская область 7 / 7
Саратовская область 7 / 7
Запорожская область 6 / 6
Луганская область 6 / 6
Краснодарский край 5 / 4
Ямало-Ненецкий АО 5 / 5
Республика Крым 4 / 2
Львовская область 4 / 4
Ханты-Мансийский АО 4 / 4
Кировоградская область 4 / 4
Белгородская область 4 / 3
Москва 3 / 1
Тульская область 3 / 2
Свердловская область 3 / 3
Киев 3 / 3
Челябинская область 3 / 1
Воронежская область 3 / 3
Коми 3 / 2
Омская область 3 / 3
Ставропольский край 2 / 2
Николаевская область 2 / 2
Одесская область 2 / 1
Вологодская область 2 / 0
Минская область 2 / 2
Татарстан 2 / 1
Гомельская область 2 / 1
Курская область 2 / 1
Сумская область 2 / 2
Красноярский край 2 / 2
Адыгея 2 / 2
Рязанская область 1 / 1
Санкт-Петербург 1 / 1
Ленинградская область 1 / 0
Могилёвская область 1 / 1
Удмуртия 1 / 1
Кемеровская область — Кузбасс 1 / 0
Винницкая область 1 / 1
Нижегородская область 1 / 1
Черкасская область 1 / 1
Житомирская область 1 / 1
Оренбургская область 1 / 0
Орловская область 1 / 1
Астраханская область 1 / 0
Тернопольская область 1 / 1
Закарпатская область 1 / 1
Всего 183 / 152
     
Регион Кол-во
Санкт-Петербург 2 / 1
Польша 2 / 2
Свердловская область 1 / 1
Самарская область 1 / 0
Вологодская область 1 / 0
Литва 1 / 1
Венгрия 1 / 1
Всего 9 / 6
     

Выведена из эксплуатации:

Регион Кол-во
Алматы
Алтай
Брестская область
Брянская область
Ивановская область
Калмыкия
Карачаево-Черкесия
Кировская область
Костромская область
Латвия
Магаданская область
Минск
Мордовия
Мурманская область
Новосибирская область
Павлодарская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Севастополь
Таджикистан
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тюменская область
Хабаровский край
Хакасия
Хмельницкая область
Черниговская область
Чечня
Чувашия
Эстония
Ярославская область

Блеск и чёрный дым

Вопрос, какой след в истории и людской памяти оставит «Икарус-256» в итоге, пока что открыт. В наши дни классические «Икарусы» двухсотого семейства, особенно междугородные, встречаются на дорогах, как правило, не в лучшем виде: обычно эти машины уже доживают свои дни, устав на междугородных линиях и бюджетных заказных перевозках, ржавые и чадящие густым чёрным дымом. Одна из машин, поступивших в гараж Центробанка одновременно с героем этой статьи, например, ныне возит по городу строителей и быстро потеряла лоск, всего за несколько месяцев превратившись в весьма и весьма печальное зрелище.

Новыми же эти машины были совсем другими: венгерские автобусы – лучшее, что могло достаться среднему советскому гаражу, поэтому «Икарусы» были гордостью и лицом каждого автопредприятия. Автобазы «Интуриста», «Совтрансавто» и других перевозчиков, имевших дело с иностранцами и международными перевозками, тоже долгие годы эксплуатировали главным образом «Икарусы».

Отдельную историю следует поведать об эксплуатации автобусов этой модели в автобусных предприятиях петербургского «Пассажиравтотранса». В девяностые годы, когда маршрутная сеть пригородных и междугородных перевозок у городских автобусных парков стала неуклонно сокращаться, а выпуск на городские линии стал по разным причинам падать, автобусы с межгорода стали переводить на коммерческие экспрессы. Коммерческие и экспрессные маршруты ПАТа имели нумерацию Э-***, К-*** и Т-***, ходили с минимумом остановок и работали по отличным от обычных городских направлений тарифам без предоставления льгот. Особый расцвет они получили в середине – конце девяностых, а причиной тому была банальная нехватка городских автобусов. С другой стороны, столь необычное применение междугородников было как средством затыкания прорех в бюджете автопредприятий, так и способом занять невостребованную по прямому назначению технику. В итоге по мере перемен в транспортной политике города коммерческое направление в ПАТе сошло на нет, а машины, применявшиеся там, со временем были выведены из эксплуатации.

Представители этой модели пока нечасто оседают в музеях: достоверно известно лишь, что как минимум один «256-й» из последней московской партии сохранил музей «Мосгортранса». Нескольким машинам в разных регионах посчастливилось оказаться на постаментах. В Европе же, главным образом на исторической родине, «256-е» стали всё чаще появляться в частных коллекциях, где машины получают полноценную глянцевую реставрацию и радуют глаз посетителей всевозможных мероприятий с ретротехникой.

По окончании работ «интуриста» ждёт интересная рутина жизни коллекционного экспоната: заказные выезды, мероприятия, выставки и работа в кино. Первые шаги на этой ниве он делает весьма и весьма активно: автобус уже сыграл роль самого себя в фильме «Восхождение на Олимп». Из других эпизодов новой биографии – обслуживание военно-исторического фестиваля в Новгородской области, экскурсионная «Икарусовка» по забытым экспресс-маршрутам для любителей транспорта, участие в торжественном параде ретротранспорта в мае этого года, и, как достойное логическое завершение восстановления, – выставка исторического подвижного состава в рамках петербургского транспортного форума в «Ленэкспо». А то, что автобус обрёл жизнь глянцевого музейного экспоната, даёт надежду на главное: в людской памяти «Икарус-256» оставит след вовсе не из густого чёрного дыма.

Автор благодарит Дмитрия Кострова, Фёдора Черноусова и компанию Retro-Bus за предоставленный для ретротеста автобус.

Религия

На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.

В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.

Шаманизм

Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.

Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена

По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят

Буддизм

Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.

Христианство

В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.

Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами — буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции

Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника

Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.

Язык

В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:

  • западнобурятская
  • восточнобурятская
  • старобаргутский
  • новобаргутский

и диалектные группы:

  • аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
  • нижнеудинская, этот диалект распространен на западных территориях проживания бурят;
  • хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
  • селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
  • эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский.

Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.

Комментарий ламы

А что думают ламы про смену имени? Содномов Лунрик, унзэт-лама Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин», рассказывает, что буддисты относятся к выбору имени очень серьезно. Опираясь на дату, время и учитывая, в какой лунный день родился ребенок, ламы выбирают малышу имя. Так как мы живем в многонациональной стране, то выбор не ограничивается лишь бурятскими именами. 

Важно, чтобы родитель знал, какими качествами желает наградить свое дитя, чтобы имя влияло на него именно так, как задумывали родители и духовный наставник. Считается, что молитвы духовного родителя, который дал имя, быстрее доходят до божеств

Самое важное, чтобы имя имело смысл, а уже его происхождение не имеет значения. Также у буддистов есть традиция давать вторые имена — одно для паспорта, другое для внутреннего пользования. Этот обычай уходит корнями в древность. Раньше бытовало поверье: зная истинное имя, можно навредить человеку. Поэтому тайное, второе имя знал лишь узкий круг людей. Сейчас люди, приходя к ламе, дают список, и он выбирает наиболее подходящее ребенку имя по месяцу, году, часу рождения. Раньше еще учитывали место, но сейчас в основном все рождаются в одном месте, так что это немного потеряло смысл. 

Тема имени взаимосвязана со всей жизнью человека – как он себя ведет, какой у него жизненный настрой. Совет молодым родителям: не надо выбирать непонятные имена, имя должно быть со смыслом

Важно, чтобы имя подходило, оно должно быть традиционным, по крайней мере для той или иной местности. Потому что мы не просто так приверженцы традиций. 

— Дарование имени — это начальный импульс, который будет менять жизнь твоего ребенка или тебя. А разовьется ли это, зависит от многих факторов. То есть если имя человека в переводе означает «богатый», еще не факт, что он им станет. Если родители приложат определенные усилия к этому, научат его, то, конечно, предопределенность у него уже будет. Имя дает толчок для развития, но дело все равно за человеком, — уверен лама. 

МААМ Новости

5 марта. День рождения степлера

5 марта считается днём рождения степлера, поскольку именно в этот день, в 1867 году, был запатентован этот простой, но очень полезный канцелярский прибор. Впрочем, в первом своём воплощении он был не так уж и прост: этот пресс весил тяжело, скобы в него загружались по одной, и пробить ими можно было только небольшое количество тонких бумажных листов.

5 марта. День весенней поэзии на МААМ

Весна — время пробуждения природы и рождения новой жизни. Сколько новых надежд, мечтаний и открытий несет в себе она! Приход весны воспевают поэты и художники. Весенние поэтические строки полны очарования и радостных настроений. Свершилось — к нам весна шагает!

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому. Величественная скульптурная группа, прославляющая лидеров народного ополчения 1612 года, стала первым историческим скульптурным памятником в Москве, одним из главных символов Кремля и всей нашей столицы. Судьба этого памятника была непростой и интересной.

4 марта. Праздник весенних окошек на МААМ

Пришла весна, а с ней и вдохновение! Дошкольные педагоги могут даже такую обыденную вещь, как окно превратить в арт-объект. Тематически оформленные окна в детском саду служат не только для красоты, а являются частью развивающей среды. По деталям оформления дошколята учат сезонные приметы и развивают фантазию, придумывая свои сказочные истории.

История

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.

Буряты подразделяются на этнические группы:

  • сартулы
  • узоны
  • забайкальские буряты («черные мунгалы» или «братские ясашные Турукая табуна»)
  • шошолоки
  • коринцы и батуринцы
  • шарануты
  • табангуты
  • сэгэнуты
  • корчины
  • икинаты
  • хонгодоры
  • булагаты
  • готолы
  • ашибагаты
  • эхириты
  • куркуты
  • хатагины
  • тэртэ
  • алагуй
  • шараиты
  • шуртосы
  • атаганы

Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.

Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.

баргуты (буряты) Цинской империи:

  • старые баргуты или чипчин
  • новые баргуты

забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:

  • хоринские
  • баргузинские
  • агинские
  • селенгинские

иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:

  • закаменские
  • аларские
  • окинские
  • балаганские или унгинские
  • кудинские
  • идинские
  • ольхонские
  • верхоленские
  • нижнеудинские
  • кударинские
  • тункинские

История одного имени

А вот еще один случай смены имени, однако девушка предпочла рассказать об этом анонимно. Имя она сменила пять лет назад, на тот момент ей было 23 года. 

— У меня не было веской причины делать это. А данное имя решила выбрать потому, что оно перекликается с моим, можно сказать, производное от него. И сейчас, когда старые знакомые называют меня прежним именем, а новые слышат его, я говорю, мол, сокращённая форма, — рассказывает девушка. 

Официально сам по себе процесс оказался несложный. В ближайшем ЗАГСе она подала заявление о смене имени, указав в качестве причины — «для благозвучия». Там заявку рассматривали около месяца и, наконец, одобрили. Далее ее ждал долгий процесс смены бумаг, который она стойко преодолела. По ее словам, ей удавалось достаточно долго скрывать этот факт от мамы, но в итоге родительница узнала и сильно обиделась. 

Некоторые знакомые даже говорили, что от нее отвернется ангел-хранитель, чего, как она считает, не случилось. Когда улан-удэнка знакомится с людьми, представляется новым именем. К нему привыкли и многие старые знакомые. А один человек с паранормальными способностями даже сказал, что у нее они тоже есть, поэтому, уверен экстрасенс, девушка поступила правильно, когда «переименовалась». 

— Это нужно было для того, чтобы, скажем так, «спрятаться» от злых духов. Недаром у бурят по религиозным верованиям детям часто дают два имени, — дополняет «переименованная». 

Сейчас девушка очень не любит, когда ее называют сокращённой вариацией нового имени. 

— Оно звучит довольно интимно, что ли. Разрешаю употреблять его всего паре человек, — говорит она.

Правила написания фамилий

Все бурятские фамилии и имена в настоящее время пишутся в соответствии с правилами русского языка.

  • Правило № 1. Составные имена в русском языке пишутся слитно. Например, в русском языке пишется имя Дарижап, несмотря на то, что по-бурятски будет Дар-Жаб.
  • Правило № 2. Долгота в фамилии передается с помощью ударного гласного звука. Например, Бабу-Бабу.
  • Правило № 3. Конечные гласные «э», «а» в составных именах передаются гласной «о». Исключениями являются имена, у которых в первом слоге «и», «у». Например, по-русски Бато, а в бурятском языке Бата.
  • Правило № 4. Гласные «е» и «а» перед последним согласным могут передаваться через «е», «а», «и», «у», «ы». Например, Удбэл-Удбэл.
  • Правило № 5. В некоторых фамильных именах в первом слоге гласная «э» может заменяться на «ы» или «и». Например, Гэпэлмаа – Гыпылма.
  • Правило № 6. Вместо гласных «э», «о», «а» после шипящих пишется «и». Например, Даша — Даши, Баджа – Баджи.
  • Правило № 7. Звонкие согласные в конце имени перед глухими заменяются на глухие. Например, Согто – Цокто.
  • Правило № 8. Звук «ш» заменяется на «ц», или «ч». Например, Ошор – Очир, Шаган – Цаган.

Папка «Файлы пользователя»

КАБИНЕТ ФАЙЛЫ БЛОГ ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ ОБЩЕНИЕ НАСТРОЙКИ ЗАКЛАДКИ

 О сходстве бурятских и чеченских фамилий

Почему некоторые бурятские фамилии совпадают с кавказскими?

Отвечает историк Олег Булутов.
— Мне очень много приходилось встречаться с людьми, которые задавали этот же вопрос. По этому поводу мы провели исследования с выездом на Северный Кавказ. В результате получили очень важный материал о происхождении и сходстве наших фамилий.
Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств, прозвищ или других родовых имён.
До середины XIX века фамилий на территории России не было. Процесс их приобретения в основном завершился только к 30-м годам XX века.
Бурятские и кавказские фамилии также сформировались по отчеству своего отца. В основном эти фамилии произошли от древних имён эпохи XIII века.
В 1258 году Закавказье вошло в состав государства Ильханов (или Хулагидов), занявшего обширную территорию от Дербента до Персидского залива. Больше половины Северного Кавказа оказалась под властью другого монгольского государства — Золотой Орды. Южный Дагестан и Закавказье надолго стали ареной борьбы между государством Хулагидов и Золотой Ордой. В этом противостоянии активно участвовали воинские формирования булагатов, эхиритов и хори.
После распада Великой Монгольской империи часть из них осталась на этих территориях (вспомним песню «Наян-Наваа» и географические названия). Скорее всего, эти воины имели большой авторитет у местного населения, и поэтому их именами стали называть своих детей.
К сожалению, сегодня многие на Кавказе и в Бурятии, имея абсолютно одинаковые фамилии, не знают их происхождения. Думаю, что чем больше у нас будет интереса к общей истории своих предков, тем меньше будет конфликтов и разногласий.Приведем несколько фамилий: Абаев, Айдаев, Алсаев, Асаев, Асалханов, Багаев, Банаев, Бадиев, Бадуев, Бараев, Баратаев, Басаев, Батаев, Басанов, Бороев, Будаев, Бугдаев, Бураев, Бухаев, Габеев, Дагаев, Дадуев, Дамбаев, Дудаев, Дудеев, Елаев, Мадаев, Турлаев, Хабаев, Хамаев, Хантаев, Хараев, Хатуев, Хахаев, Хусаев, Шадаев. Мяхоев, Похоев, Ханхалаев, Шодноев, Шороев и другие. Через своих предков люди, носящие эти фамилии, родственны друг другу.

ОБСУЖДЕНИЕ
Комментариев пока нетВыскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

Фамилии по характерным признакам людей

В давние времена бурятские имена давали по характерным качествам людей. То есть это были слова нарицательного значения.

Кроме того, в качестве личного имени могли служить скотоводческие термины. Например, распространенные бурятские имена, от которых впоследствии образовались фамилии:

  • Сагаан – означает «белый»;
  • Борсой – «съежившийся»;
  • Тургэн – «быстрый»;
  • Табгай – означает «ступня или лапа».

В бурятских былинах часто встречаются имена, которые являются метафорами. Например, имя Алтан Шагай означает «золотая лодыжка», бурятское имя Шухаан Зурхэн – означает «кровавое сердце», или Алтан Хайша — в переводе «золотые ножницы», имя Нара Луугаа – в переводе «солнце», имя Сара Луугаа – «луна» и так далее. От этих имен собственных шел процесс образования фамилий, например Хухэнов, Хайшев, Шагаев.

История фамильных имен

История происхождения бурятских фамилий очень молодая. До второй половины 19-го века буряты, как и остальные монгольские племена, вместо родовых имен употребляли имя отца. Например, Аслан Тумэр, что означало Аслан, сын Тумэра. Когда возникла необходимость в оформлении официальных документов, было принято решение давать человеку фамилию, образованную от имени его отца, деда, прадеда или любого предка.

Для того чтобы бурятские фамилии легко читались, их образовывали с помощью русских фамильных суффиксов –ев, -ов, -ин. Иногда использовали окончания –он, -о, -э. Таким образом появились фамилии Цыренов, Будаев, Санжиин, Балдано, Бадмажабэ, Хандаев, Цыренов, Гомбоин и другие.

Значение фамильных имен тесно связано со значением имен, от которых они образованы. Кроме того, бурятские фамилии могут отражать личностные качества предка, его уникальные отличительные черты характера. Очень часто значение фамилий трудно толковать из-за искажения в написании, ученым приходится искать их смысл в других языках, например тибетском.

Мнение психолога

Психолог с 20-летним стажем работы со взрослыми и детьми Анна Марактаева рассказала, каким образом имя влияет на человека с психологической стороны. 

Психолог утверждает, что на судьбу человека влияет огромное количество факторов, и один из них — это имя, данное при рождении. То, как мы относимся к ребенку, что слышит он в свой адрес, безусловно, влияет самым непосредственным образом на его самооценку, отношение к себе, миру. В возрасте до 8 лет у детей не развита способность к анализу, и они принимают на веру все, что говорят им окружающие. А свое имя ребенок слышит огромное количество раз. И здесь имеет значение не только само звучание имени, его мелодика, но и отношение окружающих к этому имени, с ассоциациями, которые возникают, с переносами. Имеет значение, кем и как было дано имя. Например, отец называет ребенка именем кого-либо из своих родственников, а у матери не самые лучшие отношения с новой родней. И каждый раз, называя по имени своего малыша, мама как будто прикрепляет к ребенку негативный эмоциональный «слепок» со своих неудачных отношений

Поэтому важно, чтобы у родителей было 100%-ное принятие имени ребенка и оно вызывало только позитивные ассоциации и эмоции. 

Эксперт людских душ говорит, что не стоит называть детей именами тех родственников, у кого была трагичная, неудачная судьба, кто был несчастлив, кто прожил короткую жизнь. Наоборот, выбирайте такие имена, чьи носители прожили долгую, счастливую жизнь в браке, стали хорошими родителями, были успешны в профессиональном плане, создавали ценности и были полезны многим людям. 

— Если вы решаете дать ребенку национальное имя, скорее всего, у него будет более сильна принадлежность к роду, связь с культурой, традициями своего народа. В таких случаях, скорее всего, стоит посоветоваться со своим наставником, духовником, сходить в дацан, церковь, пообщаться с родовым шаманом, в зависимости от вашей веры и религии. 

Если вам не нравится ваше собственное имя, нужно подумать над вопросами: а нравитесь ли вы сами себе? есть ли что-то, что вас не устраивает в себе? можно ли сказать, что вы принимаете свою уникальность, ценность, неповторимость? – продолжает специалист. 

Наряду с отношением к себе с возрастом у нас формируются убеждения относительно самих себя: на что я способен? могу ли я? Смена имени взрослыми людьми в некоторых случаях позволяет выйти за рамки этих ограничивающих убеждений, ведь это у меня, прежнего, не получалось, а у меня, нового, все может легко получиться. Если решение сменить имя осознанное, выношенное не одним месяцем размышлений, то, может, и стоит воплотить в жизнь ваше желание. 

Всего случаев перемены имени по Бурятии за 2018 год, не считая декабря, насчитывается 777. Стоит отметить, что больше всего имен меняют в Улан-Удэ, а самый «переименованный» район республики — Иволгинский. Здесь за  11 месяцев этого года зарегистрировано 42 случая смены имени.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора