Церковь ризоположения в кремле

Уникальная история древней святыни

Упоминание о Леоновской пустоши впервые встречает в книгах песцов в 1573 году, далее об этих землях упоминается в 1629 году, когда по благословению их владельца Ивана Хованского было начато возведение деревянной церкви в честь Ризоположения Пречистой Богоматери.


Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове

Церковь строили более шести лет, так как в округе было мало населения из-за татарских набегов, поэтому и пожертвования поступали в очень небольшом количестве.

Василий Петрович Хованский, на то время молодой повеса, принял Леоново в наследство в 1716 году. Вначале на шалости молодого князя смотрели с нисхождением, но когда в пьяном виде, ради шутки, его уложили в гроб, занесли в храм и совершили шуточное отпевание, терпению местного священника Филиппа Леонтьева пришел конец.

Посланная царю Петру Первому записка вначале вызвала у того бурю гнева, поступил наказ немедленно казнить всех участников попойки, потом царь успокоился и явил милосердие. В царском присутствии молодые повесы были при всенародно биты плетьми.

Раскаявшийся князь просил Священный Синод дать разрешение на возведение каменного храма на месте деревянного, строительство которого началось в 1719 году и длилось три года.

На заметку! Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове, имеющий на то время 2 придела, был освящен в 1722 году протопопом Феодором Панкратьевым в присутствии братии.

Через полстолетия Леоновские владения переходят во владение ученого-натуралиста Павла Демидова, который занимался предпринимательством и меценатством.

Более 30 лет новый владелец уделяет особое внимание устройству прекрасного парка, редкостные растения для которого выписывались даже с Сибири. В парке появились оранжереи с прекрасными птицами и искусственные водоемы с уникальными рыбами, но страдающего психическими расстройствами ученого раздражал звон колоколов


Фрески на стене храма

В 1800 году по настоянию Демидова церковь была закрыта по разрешению митрополита Платона, при этом церковная утварь и иконостас передали в другие храмы.

При вторжении французов в 1812 году, в святом месте поместили стойла для коней.

После смерти Павла Демидова в 1821 году усадьба в Леоново была продана купцу Кожевникову.

Новый хозяин в 1825 году приказывает вырубить все деревья и расчистить парк, но оставляет без внимания еще на 25 лет древние развалины церкви, на крыше которой выросли деревья.

Переехавшая в Леоново семья Капустиных в 1859 году начала возрождение храма, меценатом реставрации пожелал стать хозяин ситценабивной мануфактуры, расположенной неподалеку от усадьбы Капустиных.

В то время появились уникальные фрески на внешних стенах Леоновского храма, подкупольное пространство украшала копия картины «Явление Христа Народу», ярко освещаемая лучами Солнца.

Описание

Церковь Ризположения была возведена в 1484-1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450-1451 гг. Годы строительства церкви приходятся на время грандиозной перестройки Кремля. Известные своим искусством каменщики из Пскова одновременно с митрополичьим храмом построили новый великокняжеский Благовещенский собор. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви Ризположения почти лишен псковских черт: о происхождении мастеров напоминает лишь узор тройного кирпичного фриза, опоясывающего барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Церковь возведена из кирпича, заменившего в Москве во второй половине XV столетия белый камень. В плане здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет), с тремя полукруглыми апсидами (алтарная часть) с восточный стороны и входами-порталами с южной, северной и западной стороны. Стены церкви, разделенные вертикальными лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Высокий барабан главы на граненом постаменте увенчан шлемовидным золотым куполом.

Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану выполнен без использования парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Стены храма расчленены на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо.


Внутреннее убранство

Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи — возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: выразительный контраст изящного облика Ризположенской церкви и строгих торжественных форм кафедрального собора обогатил архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.

Интерьер

Церковь Ризположения отличают изящные пропорции и камерный интерьер, прекрасно соответствующие ее назначению – служить местом для домашней молитвы. Вход в церковь предваряет крытое крыльцо с восточной стороны, которое ведет в северную часть галереи. Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены. Часть восточной стены северной паперти церкви, над лестницей, занимает живопись конца XIX века, которая была также расчищена, отреставрирована и дописана совсем недавно.

Несмотря на небольшие размеры церкви, ее значительная высота, мощные столпы и украшенные росписями стены придают храму московских святителей подобающую торжественность. Особенностью внутреннего убранства храма является стилистическое единство всех его составляющих: иконы иконостаса, стенные росписи, произведения прикладного искусства относятся к началу XVII веку и представляют собой прекрасно сложенный, хорошо сохранившийся ансамбль. После разорения Кремля и патриаршего двора в период Смутного времени, а также пожара 1626 года интерьер храма был восстановлен при патриархе Филарете и, позднее, патриархе Иосифе.

История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

В память об этом спасительном чуде – заступничестве Богородицы против татарского нашествия, в Кремле при содействии митрополита Ионы и был построен храм Ризоположения. Первая церковь была деревянная. Но ее сгубил большой пожар, случившийся в Москве в 1473 году. Позже, при митрополите Геронтии, во время грандиозной перестройки Кремля, за два года нанятые в Пскове мастера возвели каменный храм, закончив строительство к 1486 году.

Долгое время Ризоположенский храм был домовым для митрополитов, а позже – для патриархов московских. Но когда в середине XVII в., во времена патриарха Никона возвели другой домовый храм в памяти о Двенадцати Апостолов, Ризоположенская церковь стала дворцовой. Она использовалась русскими самодержцами для частной, домашней молитвы.

Тогда же, в XVII веке храм перестроили, покрыв его четырехскатной кровлей. А открытые раньше паперти, расположенные с запада и севера от церкви, перекрыли сводами. Получившаяся в результате этого крытая галерея стала служить для царице и царевнам для перехода из Теремного Дворца к Успенскому собору.

В более поздней своей истории храм дважды был сильно разрушен. В первый раз – во время большого Троицкого пожара 1737 года. После него храм восстанавливали под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. Для Ризоположенской церкви сделали новый шлемовидный золотой купол и растесали окна алтаря.

А второй раз – во время артиллерийского обстрела кремлевских зданий в 1918 году. Но как и все храмы Кремля, эту церковь реставрировали, но не оставили для религиозных службы, а в 1965 году открыли здесь музей.

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

Вид на церковь со стороны Соборной площади

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах — северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны. Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор. Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

Вид церкви с севера

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного. Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма. Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

Стоимость посещения

Вы можете приобрести билеты на самостоятельное посещение Кремля и его музеев в кассовых павильонах, расположенных в Александровском саду, (выход из метро Библиотека имени Ленина, по переходу — к Александровскому саду).Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9:30 до 16:30.взрослый: 350 руб.российские школьники, студенты, пенсионеры, иностранные школьники и студенты (при предъявлении соответствующих документов): 100 руб.семейный билет (по сб, вс и праздничным дням родителям с детьми, на каждого члена семьи (не более 2-х взрослых и 2-х детей в возрасте до 16 лет): 100 руб.

В помощь паломникам и туристам

Ежедневно с 9 утра до 17.00 можно посетить храм Ризоположения в Леонове, расписание богослужений на каждый день следует уточнить на сайте церкви. Священники храма ведут постоянную работу среди населения и прихожан.


Богослужение в церкви Ризоположения

В воскресенье:

  • в 12.00 служится молебен перед святым образом «Неупиваемая чаша» для освобождения зависимых от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • 17.00 — богослужение и чтение акафиста Воскресению Христа;
  • 18.00 — беседы с людьми, которые готовятся к принятию Таинства Крещения.

По вторникам на вечернем служении чтение акафиста святому образу «Неопалимая Купина». Каждую среду священники ведут занятия по изучению Нового Завета. На вечернем пятничном богослужении читается акафист иконе Ризоположения, после чего в 19.30 клирики ведут беседы с молодыми людьми.

В субботу накануне православных праздников в 17.00 начинается всенощное бдение.

Адрес святыни: Москва, район Ростокино, улица Докукина, д.15. Добраться до святой обители проще всего на метро, она находится в 300 м от станции «Ботанический сад».

Храм Ризоположения в Леонове

История

Каменная церковь построена в 1719–1722 годах в вотчине князя Василия Хованского, сменив деревянный храм, известный с 1633-го. Постройка каменного храма, по преданию, связана с раскаянием князя за пристрастие к алкогольным напиткам и нарушение церковных обрядов в нетрезвом виде.

В 1800 году церковь была закрыта по распоряжению учёного-натуралиста и мецената Павла Демидова, страдавшего психическими заболеваниями и не выносившего никакого шума. В соответствии с резолюцией митрополита Платона, утварь и иконостасы были розданы другим церквям. После 1859 года, когда усадьба перешла к семье Капустиных, церковь снова открылась. Как отмечает в своих воспоминаниях Михаил Алпатов, «в самом подкупольном пространстве ярко освещённая солнцем высилась копия ивановского Явления Христа народу» .

В 1918 году церковь была передана советской властью в безвозмездное пользование прихожанам. В 1922 году из неё были изъяты ценности. В 1931—1937 годах в церкви служил священник Павел Фелицын (прославлен в лике святых в 2000 году).

На рубеже 1930-х – 1940-х годов богослужения в церкви не совершались в связи с политикой государственного атеизма, проводившейся в СССР.

Во время войны, в 1942 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Марков († 1955); приход вносил значительные суммы в фонд Красной Армии.

История

Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В 1479 году храм сгорел.

В 1484 году митрополит Геронтий заложил новую церковь, которую строили псковские мастера, приглашённые в Москву для выяснения причин обрушения нового Успенского собора. Они возвели Благовещенский собор и новую одноглавую Ризоположенскую церковь, которая была освящена 31 августа 1486 г.

До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. После Московского пожара 1547 г. она была возобновлена митрополитом Макарием. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.

Церковь пострадала во время польского нашествия в 1612 г. В 1624 г. патриарх Филарет заложил при ней придел в честь Георгия Победоносца, освящённый в 1626 г. В том же году церковь пострадала от пожара и в 1627 г. была восстановлена, а группой мастеров во главе с Назарием Истоминым был создан новый внушительный иконостас.

Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризположения в Московском кремле. г.

В 1644 году при патриархе Иосифе церковь перестроили. Щелевидные окна давали мало света, и патриарх приказал «для свету прибавить окон, откосы и стены утёсывать, даже и у царских дверей». Стены были расписаны фресками, в создании которых принимали участие Иван Борисов, Сидор Поспеев и Семён Абрамов. Фрески изображают Христа, пророков и царей, а также сцены из жизни Богоматери. Этот же патриарх подарил храму две «тощие свечи».

В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана царскому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.

На миниатюре 1673 г. церковь изображена с луковичной главой и четырёхскатной кровлей. Несколько позже с южной стороны была устроена лестница для доступа к чудотворной иконе Печерской Богоматери, располагавшейся в нише на западной стене церкви, а надстройка западной паперти со временем была обращена в часовню. В пожар 1682 г. на церкви сгорела кровля, лестница к иконе и иконный киот.

К 1722 г. церковь обветшала: пол, окна и двери требовали починки, через прохудившуюся кровлю сквозь своды текла вода. Ветхости исправлены не были, дров на отопление храма не отпускали, и к 1730 г. от сырости осыпалось во многих местах стенное письмо.

Во время Троицкого пожара 1737 г. храм сильно пострадал, сгорели все кровли, лестница к иконе и киот, а сам чудотворный образ с обеих сторон «потлел». Восстанавливал храм архитектор Иван Мичурин. В 1737 г. к иконе был сделан железный киот, а над церковными сводами возвели ещё один сомкнутый свод толщиной в кирпич. В следующем году для безопасности церковь и находившуюся при ней столовую палатку вместо тёса покрыли железом, сохранив прежнюю расцветку (зелёная глава, красная крыша).

В 1812 г. церковь была разграблена и осквернена, поэтому в 1813 её вновь освятили.

Серьёзные ремонтные работы (починка кровли, замена полов и дверных полотен, роспись коридора и паперти и др.) производились в связи с постройкой Большого Кремлевского дворца в 1838—1849 годах. В 1855 г. «без малейшего изменения прежнего рисунка» была выполнена роспись, а в следующем году состоялось великое освящение отремонтированного храма.

К началу XX века богослужения в церкви совершали всего 2 раза в год: 4 мая (в день Печерской Богоматери) и 2 июля — в день храмового праздника (даты по старому стилю).

Богослужения прекратились в 1918 г. В 1920—1922 гг. под руководством И. В. Рыльского была разобрана крытая лестница от южного крыльца к Печерской часовне, восстановлен белокаменный портал и растёсанные окна. Северный и западный порталы в 1932 г. восстанавливал Д. П. Сухов. В 1950 г. церковь отреставрировали под руководством Л. А. Петрова (заменили четырёхскатное покрытие позакомарным, восстановили первоначальную форму барабана, а вместо барочной главы с перехватом устроили шлемовидную; разобрали часовню) В 1965 году восстановили украшения алтарных апсид. В том же году в церкви открыли музей. Около 1980 г. позолотили главу. В 1993 году возобновили богослужения. В настоящее время они бывают только в день престольного праздника.

Современное состояние


Внутреннее убранство

Описание

Построена из камня и кирпича, отштукатурена. Состоит из храма типа восьмерик на двухсветном четверике с прямоугольной в плане апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Первоначальная фасадная декорация (угловые пилястры, профилированные карнизы с так называемыми сухариками на четверике и рядом мелких филёнок на апсиде) дополнена штукатурными наличниками с «ушами», а также наружной настенной живописью, относящейся ко времени реставрации церкви в 1859, осуществлённой на средства фабриканта Молчанова для нужд рабочих Ростокинской ситценабивной мануфактуры, располагавшейся неподалёку. Тогда же, по-видимому, была несколько расширена трапезная и возведён верхний ярус колокольни. В 1859 выполнены иконостасы и живопись в интерьере.

Приходская жизнь

При храме действует воскресная школа, курсы обучения иконописи и пению.

Проводится работа по социальному служению, работает клуб православной молодежи.

Ежемесячно выходит в свет иллюстрированный журнал «Леоновский Благовестник».

Каждый понедельник вечером проводятся беседы с прихожанами.

Современная жизнь храма

При церкви существует воскресная школа — как для детей, так и для взрослых. Есть библиотека.

Литургия совершается ежедневно по будням в 9 часов утра. По воскресеньям в зимнее время две божественные литургии: ранняя — в 6:30 , поздняя — в 9:40. В летнее время одна божественная литургия в 9:40 Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17 часов вечера.

Настоятель храма — протоиерей Андрей Рахновский.

Социальная работа

Клирики и прихожане храма ведут социальную работу (окормляют):

  • Российский геронтологический научно-клинический центр
  • Хоспис № 4
  • Территориальный центр социального обслуживания «Ярославский» — филиал «Ростокино»
  • Исправительное учреждение ИЗ-50/8 ГУ ФСИН Московской области

Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность. Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском. Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.

Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.

Музейная коллекция включает порядка 80 уникальных экспонатов. Она дает полное представление, как развивался этот вид церковного искусства. Необычные формы выставленной здесь деревянной скульптуры и самобытные художественные решения резчиков говорят о мощных традициях, уходящих корнями в глубокую древность.

Сам храм охраняется как памятник архитектуры второй половины XV века. Здесь можно побывать ежедневно, помимо четверга, с 10.00 до 17.00.

В честь Ризоположения в России выстроено множество церквей, но храм в Московском Кремле – самый известный. Его изящные и компактные формы продолжают служить образцами архитектурных решений для культовых зданий православной церкви.

Иконостас церкви Ризоположения

Древние тябловые иконостасы представляют собой алтарные перегородки, состоящие из нескольких горизонтальных рядов. В каждом ряду, называемом чином, находятся иконы, написанные, как правило, одной артелью иконописцев. Самые значимые и ценные образа размещаются в центральной части каждого яруса. В Ризоположенской церкви Московского Кремля иконостас относится к такому же типу, и основной комплекс его икон был написан в 1627 году бригадой Назария Истомина Савина по заказу патриарха Филарета. Мастерами были созданы образа для трех верхних чинов иконостаса – деисусного, праздничного и пророческого. Самый нижний ярус, называемый местным, содержит две иконы Назария Истомина Савина – недавно раскрытую Богоматерь Одигитрию, написанную в полный рост, и Троицу Ветхозаветную. Они расположены слева от Царских врат храма.

Иконостас церкви Ризоположения в Московском Кремле – одна из наиболее значительных работ Назария Истомина Савина. Происходивший из семьи иконописцев мастер за свою жизнь выполнил множество и государевых, и патриарших заказов. Его росписям свойственны безупречная техника выполнения, утонченность образов и особый цветовой характер икон, который называют уникальным живописным почерком Савина, узнаваемым среди множества других.

Паломнику


справа

Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.

Выходной день — четверг.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.

Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.

Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.

Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:

Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.

Билеты можно приобрести:

— Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;

— в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.

Дополнительные услуги:

— экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.

Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.

Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету.

Настенные росписи

Сохранившиеся до наших дней и восстановленные в ХХ столетии фрески храма были выполнены в 1644 году бригадой художников, в составе которой были известные русские иконописцы Семен Абрамов, Иван Борисов и Сидор Поспеев. Они работали около трех месяцев и, скорее всего, руководствовались предыдущей системой росписи. Ее датируют 1605 годом, хотя есть мнение, что первые фрески появились сразу после строительства храма в середине XV века.

Во время экскурсии в церковь Ризоположения стоит обратить внимание на следующие росписи:

— Каноничное расположение фресок предполагает, что центральный сюжет находится в куполе. В церкви Ризоположения это изображение Христа Вседержителя, верхний пояс барабана занимают фигуры ветхозаветных пророков, а нижний ярус посвящен евангелистам.

— На западных столпах храма выполнены портреты русских князей, причисленных к лику святых, и митрополитов. Восточные столпы и арки, соединяющие их со стеной, заняты изображениями отцов церкви.

— Стенные росписи большей частью посвящены теме похвалы Богородицы, в честь Ризы которой построен храм. Фрески расположены в четырех ярусах – жизнеописание Девы Марии занимает два верхних, а прославляющий ее Великий Акафист – нижние.

— Своды храма и верхние уровни столпов содержат портреты святых, которые считались покровителями дома Романовых. Они выполнены в виде медальонов. Откосы окон занимают изображения святых монахов, серафимов и херувимов.

— Алтарная часть церкви расписана подобно Успенскому собору Московского Кремля. В верхней части центральной апсиды можно видеть композицию Великого входа, а на стене апсиды – композицию Собора Всех Святых.

— Нижний ярус стен церкви Ризоположения покрывает орнаментальная роспись, называемая «полотенцем». Фрески этой части храма напоминают тканевый декор, которым было принято закрывать стены, дабы защитить их от постоянного прикосновения одежд молящихся прихожан.

Легкая и праздничная атмосфера церкви – несомненно заслуга иконописцев, которые использовали в работе краски белых, голубых, бирюзовых и охристых тонов. Фрески и росписи выглядят гармоничными и красочными и прекрасно сочетаются с архитектурными элементами храма.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора