Мозаики из смальты в церкви сан-витале в равенне, vi в

Оформление интерьера.

Византийские архитекторы отказались от классических ордеров, а взамен им выработали колонные опоры, капители, карнизы, фризы и архитектурные профили. В отличие от классических образцов, в византийских произведениях пяты приподнятых арок часто ставили прямо на капители. Чтобы придать этой новой практике форму, архитекторы переработали ионическую и коринфскую капители: с целью увеличения конструктивности они сделали их более компактными и цельными, урезав величину выступов и врезок. Кроме того, между пятой арки и капителью они ввели дополнительный мощный трапециевидный блок, призванный передавать нагрузку от более широкой арки тонким капители и стволу колонны. Объединив этот блок и капитель в одну функциональную форму, архитекторы создали т.н. подушкообразную капитель (пульван или пульвино), которую отличали большая выразительность и разнообразие вариантов.

Как правило, капители выполняли сверлением из белого мрамора и покрывали позолотой; базы также изготавливали из профилированного белого мрамора, контрастировавшего с сочными цветами стволов колонн, на которые шел цветной мрамор или порфир (часто красного, синего или зеленого тонов). Колонны использовали в качестве вспомогательных элементов, например в аркадах, соединявших опорные столбы. Сочетание столба, арки, свода и купола – конструктивный признак «арочного» стиля. Этот пластический принцип неизменно присутствует во всех частях византийского храма, однако господствующим элементом остается купол.

Интерьер в целом отличает эстетическое совершенство

При всей важности конструктивных достижений византийской архитектуры главное ее достоинство состоит в величии продуманного до мелочей и функционально обусловленного убранства, высшей степени логичного и одновременно трепетно-эмоционального

В том, как византийцы переносили едва не все убранство внутрь здания, проглядывает склонность к уходу в себя, чуть ли не восточный примат внутренней жизни над внешней. Именно тогда был получен первый великий опыт осмысленного применения декоративных элементов. Эта система конструктивно заданного убранства образована четырьмя главными составляющими: (1) мозаики или написанные темперой фрески; (2) разнообразная мраморная облицовка, колонны, резные капители, резные или инкрустированные фризы, панели и т.д.; (3) обладающие собственной пластической выразительностью архитектурные формы, которым подчинены первые два момента; (4) тщательно выверенное использование света как деятельного элемента в создании общего декоративного эффекта.

Все четыре элемента декора столь тесно сопряжены между собой, что анализ каждого из них в отдельности не может дать общей картины. Полы покрывали мраморными плитами, образовывавшими геометрические узоры. Нижнюю часть внутренних стен часто облицовывали тонкими плитами разноцветного мрамора, распиленными таким образом, чтобы выявить богатую текстуру материала. Ряды этих плит чередовались с блоками мрамора иного цвета, плоскими или резными, так что все вместе образовывало единое целое. Иногда применялись вставные резные панели, на которых в технике барельефа изображались линейно стилизованные орнаменты, например виноградные лозы и павлины. Отделанные мрамором стены были отделены от криволинейных или сводчатых поверхностей, обычно по линии сопряжения сводов со стеной, мраморными профилированными поясами, карнизами или фризами – плоскими, лепными, резными или инкрустированными. Эти поверхности отводились для размещения мозаик, а в более поздний период на смену мозаике пришла темпера.

Примечания

  1. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 25. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  2. Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 56
  3. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 30. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  4. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 26-30. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  5. Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 80
  6. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 48. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  7. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 31. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  8. Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 64
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 июля 2008.
  10. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 44. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  11. Ravenna. City of art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 70. — 144 с.
  12. A. Alföldi. Insignien und Tracht der römischen Kaiser. — RömMitt, I 1935, 133 ff
  13. Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 72
  14. Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 76
  15. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 34. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  16. Ravenna. City of art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 72. — 144 с.
  17. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 38-40. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  18. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 июля 2009.
  19. Ravenna. City of art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 76. — 144 с.
  20. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: Лонго, 2008. — С. 38. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.

Строительные конструкции.

Конструктивная простота и эффективность византийского метода возведения сводов и куполов сами по себе еще не гарантировали доведения купольного архитектурного стиля до совершенства. Прежде большие купола сооружались только над круглыми в плане помещениями. Опыт римлян не давал требуемого ответа, поскольку они применяли купол в сочетании со стоечно-балочной конструкцией и не стремились к масшатбному использованию парусов. В своих купольных постройках они не отходили от круглого плана и никогда полностью не отказывались от принципов балочной конструкции. Следовательно, и применение римского метода не давало решения проблемы полного купольного перекрытия.

В соборе св. Софии в Константинополе, построенном в 532–537 архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл, система парусов была усовершенствована, и купол был возведен над квадратным в плане пространством

Создатели проекта полностью понимали важность своего достижения и использовали его при развитии чисто сводчатых принципов перекрытия в конструкции всех частей собора. Поддерживаемые столбами арки, своды, полукупола и купола сделаны ведущими конструктивными элементами

Колонны оттеснены на второй план и используются между колоссальными столбами в качестве перегородки, разделяющей внутреннее пространство, а также в качестве задающего масштаб элемента. Классические ордера упразднены, пластическая концепция в решении плана, фасада и интерьера обрела окончательную форму, выражающую во всех своих моментах главенство арочно-сводчатого принципа.

Крестокупольный тип.

Будучи признанным византийским типом, крестокупольные церкви тем не менее не получили широкого распространения. Для них характерен четкий крестообразный план, образованный нефом и пересекающим его широким трансептом. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (собор Сан Марко в Венеции).

Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Их можно легко расширить в стороны и в глубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма, исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом. Поскольку обратные углы креста остаются незаполненными, распор купола уравновешен слабо. Имеются упоминания о церкви такого типа в Газе (разрушена в 402). Примером здания того же типа была знаменитая церковь св. Апостолов в Константинополе, в том виде, как ее расширил император юстиниан в 6 в. Она послужила прототипом при перестройке собора Сан Марко, который остается выдающимся образцом византийской крестообразной купольной церкви, сохранившейся до наших дней. Его влияние ощущается в ряде романских церквей, например в соборе в Перигё (Франция).

Особенности архитектуры

План базилики

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких-либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкие кирпичи, трапециевидные капители, пульван и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол украшен геометрическим орнаментом.

Аркада ротонды

Мозаичное украшение капители

Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала — вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам

Благодаря описанному устройству внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия. Использование данного архитектурного решения привело к достижению следующего пространственного эффекта:

Перед апсидой, освещённой тремя высокими окнами, круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, который окружён двухэтажными аркадами. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изображением креста, помещённого между двумя агнцами. Такое оформление, однако, разрушает тектоническую природу ордера.

К числу особенностей Сан-Витале следует отнести и необычное устройство нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий. Причины такого устройства нартекса не установлены. По мнению исследователей, архитектор мог таким образом сохранить память о ранее существовавших на месте храма часовнях, теснее включить в основной объём здания две лестничных башни или просто создать, помимо основного входа по оси здания, ещё один в боковой части церкви.

Базилика в Равенне послужила образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения — дворцовой капеллы в Ахене — в частности. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени (флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.

Уход за санвиталией в саду

Так как санвиталия является нетребовательным в уходе и неприхотливым растением, то вырастить ее будет достаточно просто. Поливать такой цветок нужно умеренно. Если на улице стоит сырая погода, то санвиталию можно не поливать вовсе, так как ей хватит естественных осадков. Помните, что застой воды в почве может стать причиной появления гнили на корневой системе, при этом небольшая засуха негативно на цветении не отразится. После окончания полива надо обязательно разрыхлить поверхность участка, при этом не забудьте вырвать все сорняки.

В том случае, если участок, где растут данные цветы, располагается на сильном ветру, то для сохранения формы кустов рекомендуется установить каркасные подпорки.

Если санвиталия выращивается в грунте насыщенном питательными веществами либо при посадке вы внесли в него удобрения, подкармливать растение дополнительно нет необходимости. В остальных случаях подкормку устраивают 1 раз в 2 недели и используют для этого комплексное минеральное удобрение.

Чтобы растения были более кустистыми, необходимо несколько раз прищипнуть кончики стеблей, при этом успеть это сделать нужно до того, как санвиталия зацветет.

Пересаживать кустики можно в любое время. Такие цветы хорошо переносят пересадку даже в период цветения.

Заболевания и вредители

Санвиталия обладает достаточно высокой устойчивостью к вредителям и болезням. С растением могут возникнуть проблемы только в том случае, если будет нарушен режим полива (слишком обильный либо чересчур редкий полив). При этом помните, что растение лучше переносит небольшую засуху, чем застой жидкости в грунте. Если вы заметили, что листовые пластины у цветка начали скручиваться и переменили свой окрас, то это говорит о том, что он нуждается в срочном поливе.

Во время выращивания рассады у нее может развиться такая болезнь, как черная ножка. Причиной развития данного грибкового заболевания является теснота, чрезмерное увлажнение почвы и недостаток свежего воздуха. В целях профилактики не забывайте своевременно проветривать рассаду, а также выработайте правильный режим полива.

Санвиталия после цветения

Так как данный цветок относится к теплолюбивым, и его может погубить температура воздуха ниже минус 3 градусов, культивируется санвиталия в средних широтах только в качестве однолетника. Однако при желании кустики можно сохранить до весны. Для этого их в осеннее время надо пересадить в вазон, который убирается на хранение в прохладное (около 5 градусов) помещение.

Квадратнокупольный тип.

Применявшийся главным образом в небольших церквах, этот тип был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста. Соответственно совершенно иначе, чем в крестокупольной церкви, размещаются вертикально нарастающие массы и показаны эффекты симметричности форм относительно вертикальной и горизонтальной осей плана. Несомненно, эта схема развилась из типа купольной базилики.

Первый известный пример этого типа – церковь Неа в Константинополе, сооруженная при Василии I в период с 867 по 886 (не сохранилась). Другие примеры: церковь Богоматери Диакониссы (9 в.) и св. Петра и Марка (9 в.), обе в Константинополе, малая церковь монастыря св. Луки в Фокиде (11 в.), церковь св. Федора в Костантинополе (12 в.) и церковь в местечке Фереджик в Македонии (13 в.). Среди множества вариантов этого типа встречаются сложные, с трехлепестковым завершением с восточной стороны, как, например, в нескольких монастырских церквах на Афоне (Ватопед, 11 в., и Хиландар, 13 в.).

Архитектура (11)

по алфавиту
   по популярности  

Мавзолей Галлы Плацидии6

Мавзолей Галлы Плацидии – это одна из главных
достопримечательностей Равенны, расположенная рядом с базиликой Сан Витале.
Мавзолей, построенный во второй половине 5-го века, представляет собой
крестово-купольное здание.

Базилика Сан Витале5

Базилика Сан Витале, расположенная в Равенне, на
самом деле в архитектурном смысле не является базиликой. Это – один из самых
интересных образцов раннехристианского византийского искусства в Западной
Европе.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе4

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе
является ярким образцом
ранневизантийского искусства. Она была построена в 6-м веке на месте могилы
первого епископа Равенны святого Аполлинария. Мощи святого были обнаружены здесь
в ходе строительства, и затем долгое время хранились внутри базилики.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово4

Базилика Сант Аполлинаре Нуово – одна из
старинных церквей Равенны, построенная в первой половине 6-го века королем
остготов Теодорихом как дворцовая часовня. Изначально эта арианская церковь была
посвящена Христу Искупителю, а в 561-м году византийский император Юстиниан I
дал ей имя Санктус Мартинус ин Коэло Аурео.

Собор Санто Спирито4

Кафедральный собор Равенны Санто Спирито стоит в
непосредственной близости от баптистерия православных, построенного в конце 5-го
века. Сам собор был возведен в начале того же 5-го века по инициативе местного
епископа Урса и был известен как Урсианова базилика.

Арианский баптистерий3

Арианский баптистерий был построен в Равенне в
5-6-м веках по приказу императора Теодориха, сторонника арианства. Для того,
чтобы отличать этот баптистерий от православного, ему и дали такое название –
Арианский.

Мавзолей Теодориха Великого3

Мавзолей Теодориха Великого, построенный королем
остготов Теодорихом в 520-м году, расположен в предместье Равенны. Это
единственный сохранившийся памятник готского зодчества и единственная гробница
варварского правителя.

Сад Забытых Растений3

Сад Забытых Растений, известный также как Сад
Распони, расположен на пересечении улиц Виа Распони и Виа Гуэррини в Равенне.
Этот очаровательный зеленый оазис, открытый для публики, словно спрятан за
мощными стенами.

Архиепископская капелла1

Архиепископская капелла – одна из старинных церквей
Равенны, построенная в конце 5-го – начале 6-го веков по приказу императора
Теодориха на первом этаже епископского дворца. Это самое маленькое из знаменитых
зданий Равенны, украшенных мозаиками.

Сад Палаццо делла Провинчиа1

Сад Палаццо делла Провинчиа в
Равенне – это одна из самых необычных достопримечательностей курортного города.
Он примечателен тем, что расположен на крыше вышеупомянутого Палаццо, а также
занимает часть крипты Распони.

Баптистерий православных

Баптистерий православных, также носящий имя Неона, —
это самое древнее здание Равенны, украшенное византийской мозаикой. В 1996-м
году он был включен в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки.  Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Внешний облик зданий.

Главную роль в византийских строениях играют купол или купола, возвышающиеся над массивным объемом самой церкви, который завершается с восточной стороны одной или бóльшим числом увенчанных полукуполами апсид и имеет по бокам перекрытые сводами нефы в один или два яруса. Оконные проемы чаще всего увенчаны аркой (или арками) и снабжены решетками или каменными плитами с крупными отверстиями. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнаментальными розетками и бордюрами, которые придавали им массивность.

В результате возникает впечатление мощи и силы, в противоположность парящей легкости готического собора, чьи аркбутаны и целые витражные «стены» столь резко отличаются от сплошных, непроницаемых стен византийских храмов из комбинации кирпича и камня (либо полностью каменных – там, где было вдоволь строительного камня). На ранних этапах византийской архитектуры наружные украшения применялись мало, а купола обычно возводили низкими, сливающимися с объемом здания. Позже купол часто устанавливали на барабане с окнами по периметру, но окна могли прорезать также и основание самого купола. Позднее строились более высокие храмы, вертикаль в них усилилась, снаружи появилось больше украшений, узорная кирпичная кладка, мраморная облицовка, глухие и сквозные аркады, пилястры, группы сложных окон, ниши, профилированные пояса и карнизы. В более поздних зданиях, меньших по размеру, но превосходных в мастерстве пластической и ритмической разработки проекта, нередки выступающие портики и пристроенные приделы.

Экскурс в историю

Сан-Витале принялись возводить в пятьсот двадцать седьмом году, после того, как архиепископ Равенны возвратился из Византии. Храм соорудили на средства грецкого ростовщика, и он был освящен в честь Виталия Миланского в пятьсот сорок восьмом году.

Внутреннее убранство формировалась различными создателями в пятьсот сорок шестом-пятьсот сорок седьмом годах. Позднее строение базилики немножечко преобразилось: в частности, в тринадцатом столетии у неё возникла башня, а в шестнадцатом веке из-за опасности быть затопленной весь храм полностью приподняли высоко над уровнем земли. Двор перестроили в середине шестнадцатого столетия.

Звонница была развалена вследствие землетрясения, и ее построили вновь в семнадцатом веке. Храм одним из восьми знаменитых исторических памятников Равенны, занесенных в Перечень элементов Мирового наследства.

Церкви в Эсре и Боере в Сирии, Сан Витале в Равенне

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Архитектура в провинциях империи


Равенна. Церковь Виталия, окончена в 547 г.: план; разрез; керамические сосуды, из которых сложен купол; тромп

    Центрические купольные здания строили в различных частях империи. Очень характерны церкви в Эсре и в Боере в Сирии. Здание в Эсре, 510—515 гг., перекрыто куполом, опирающимся на восемь столбов. Церковь в Боере, 512—513 гг., круглое в плане помещение, связанное с квадратными наружными очертаниями здания в углах четырьмя полуциркульными нишами, имела в середине четыре столба, которые несли купол. К столбам примыкали четыре экседры, каждая с четырьмя промежуточными колоннами. Оба здания продолжают позднеантичную архитектурную традицию.

    Значение константинопольской архитектуры первой половины VI в. очень отчетливо выступает при сравнении церкви в Боере с церковью Сан Витале в Равенне, оконченной в 547г. Церковь Виталия в Равенне очень похожа на церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Однако между ними лежит развитие константинопольской архитектуры первой половины VI в. Между постройкой церквей в Боере и Сан Витале в Равенне лежит создание Константинопольской Софии, характер архитектуры которой определяющим образом повлиял на композицию равеннской постройки, хотя формально последняя сильно отличается от главного столичного собора.


Византийские центрические здания в Сирии: 1 — церковь в Эсре, 510—515 гг. (план и разрез); 2 — церковь в Боере, 512—513 гг.

    Можно было бы утверждать, что церковь Виталия в Равенне соединяет в себе особенности сирийских церквей в Эсре и Боере, если смотреть с точки зрения формальной схемы плана. Однако увеличение числа экседр до восьми и восьмигранное очертание наружных стен представляют собой настолько существенные особенности, что они коренным образом меняют характер архитектуры.


Равенна Церковь Виталия. Интерьер главной части


Равенна Церковь Виталия. Деталь мраморной облицовки алтарного помещения

    Как и в Константинопольской Софии, присутствовавшие при культовых действиях находились в Сан Витале во внутреннем обходе. При движении по нему развертывается замечательная непрерывная последовательность живописных архитектурных картин. Восьмиугольные в плане наружные стены, постоянно меняющие свое направление, подчеркивают сложные перспективы, открывающиеся при взгляде сквозь ажурные коллонады в подкупольное пространство; экседры противоположной стороны своей вогнутостью контрастируют с выпуклыми экседрами на переднем плане. Очень характерно асимметрическое расположение нартекса и атриума по отношению к главной оси здания, усиливающее живописность целого: при входе внутрь через северные двери нартекса попадаешь на главную ось ротонды, однако сдвинутый к югу нартекс сохраняет начало асимметрии; при входе через южные двери нартекса попадаешь на одну из второстепенных осей, и главная часть здания выглядит асимметрично.


Равенна. Церковь Виталия. Вид из внутреннего обхода на центральную часть

    Отличительной особенностью Сан Витале, которую мы не находим в это время в Константинополе и которая связывает здание с последующим развитием архитектуры Западной Европы, является система сильно вытянутых по вертикали столбов между экседрами.

Церковь в Сала в Месопотамии     >>

Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»   >>

Всеобщая история архитектуры | Первобытнообщинный период | Рабовладельческое общество | Архитектура античного мира | Архитектура Восточной Европы. Средние века | Архитектура Западной Европы. Средние века | Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения | Архитктура России, Украины и Белоруссии XIV-первая половина XIX вв. | Главная Карта Сайта

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора