Егэ. история. архитектура. 10 вопросов

МХК 10 класс

«Эрмитаж» — Частное собрание Екатерины II. История Эрмитажа. Открытие Эрмитажа. Большой Эрмитаж. Эрмитаж. Малый Эрмитаж. Постсоветский период. Коллекция музея. Эрмитаж после революции. Новый Эрмитаж. Леонардо да Винчи. Корреджо. Эрмитаж в первой половине XIX века. Эрмитажный театр. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зимний Дворец. Здания Эрмитажа.

«Архитектура Древней Руси» — Начальный период в развитии древнерусского искусства. Искусство приобрело монументальный, величественный характер. Русское средневековое зодчество. Архитектура Древней Руси. Древнерусское искусство. Древнерусское зодчество. Небольшие сельские храмы строились по типу избы. Процесс развития древнерусской архитектуры. Древнейшее художественное творчество славян. Роль законодательницы мод. Первоначально использовалось дерево.

«Культура Древней Америки» — В изобразительном искусстве майя существовал канон. Паленке — условное название развалин большого города. Главный храм бога войны. Крышка саркофага Пакаля II. Дорога мёртвых, Теотиуакан. Цивилизация индейцев. Майя — цивилизация Центральной Америки. Храм Лиственного Креста, Паленке. Коатликуэ – богиня земли, смерти и весеннего плодородия. Поющий жрец в сцене ритуального сева (фреска), Теотиуакан. Пирамида Луны, Теотиуакан.

«Пирамиды Гизы» — Объёмное изображение расположения камер пирамиды. Пирамиды цариц Хеопса. Пирамида царицы Meritites. Разрушение. Карта плато Гиза. Поперечный разрез пирамиды Хеопса. Пирамида Хефрена. Остатки облицовочного известняка. Древнеегипетский некрополь. Ахет-Хуфу. Пирамида Хеопса. Пирамида царицы Henutsen. Пирамиды Гизы. Назначение и название. Большой Сфинкс. Реставрация. Пирамида Хафры. Комплекс пирамид. Сфинкс на западном берегу Нила.

«Развитие русской культуры XVII века» — «Букварь» Кариона Истомина. Московское барокко. В живописи XVII в. Выделяются несколько направлений. Русские люди. «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Царские мастера. Колокола. Культура в XVIIв. Парсуна юного Петра I. Дифференциация культуры. Сильвестр Медведев. Деревянный дворец. Изобразительное искусство XVII века. Школа для учения детям. Прокопий Чирин. Знания по географии. Деревянное зодчество. Иконы отличались утоненной красотой фигур.

«Искусство Новгородского княжества» — Иконописание. Софийский собор. Изображение поясного «Деисуса». Фрагменты монументальной композиции «Страшного суда». Ряд древних изображений. Живопись второй половины XIII в.. Церковь Николы на Липне сильно повреждена. Изображение св. Георгия. Храм Николы на Липне. Церковь Георгия в Старой Ладоге. Две иконы из Юрьева монастыря. Икона «Богоматерь знамение». Спас Нерукотворный. Большая икона Николая Чудотворца.

«МХК 10 класс»

Архитектура церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Первое же, что приходит в голову при взгляде на церковь Троицы в Никитниках, — как она не похожа на храмы, которые строили на Руси прежде! Куда делся аскетизм? Словно кто открыл окно, и ворвался праздничный вихрь красок. Ярко-красные стены, украшенные белокаменными резными наличниками и увенчанные зелеными крышами и главами над рядами цветных кокошников, — эти формы и эти цвета надолго стали образцом для архитекторов.

Не всем, впрочем, пришелся по душе этот праздник — узорочье приходило в Россию в непростой борьбе с консерваторами, говорившими об «обмирщении» храмовой архитектуры. В их доводах было рациональное зерно: действительно, все эти кокошники, теремки, килевидные бочки, гульбища — наследие гражданской архитектуры, богатых княжеских и боярских хором. Те, как правило, строились в дереве; узорочье смело перенесло эти художественные решения в камень.

Композиция Троицкой церкви сложна, но в основе ее лежит традиционный для русских храмов четверик. К нему с разных сторон примыкают другие элементы здания — два выделенных внешне придела, алтарная часть, трапезная и колокольня. Слитность всего сооружения обеспечивает двухъярусная галерея, оживляющая юго-западный фасад храма рядами одиночных арок внизу и двойных овальных, в тон аркам, проемов вверху. В северной части галереи — вход на колокольню, кровля его как раз приходится под ярус звона, создавая смелую и красивую асимметрию с нисходящими линиями входа собственно в верхний храм. Его крылечко тоже «позаимствовано» из гражданской архитектуры — такие часто можно видеть в палатах XVI века; в XVII столетии прием уже активно используется в церковном зодчестве.

Строителям московской церкви Святой Троицы в Никитниках удалось необыкновенно точно уловить соотношение пропорций, ни разу не перейдя ту грань, за которой причудливое сочетание вертикальных и горизонтальных объемов и формообразующих линий становится бесформенным, избыточным, безвкусным. Тяжеловесность подклета и галереи сводится на нет разно высотными вертикалями крыльца, приделов, колокольни, пятиглавия. Главный четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и углублений. Эффектная игра светотени дополняет общее декоративное оформление Троицкой церкви.

Фото и описание

Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1628-51 гг. по заказу купца Григория Никитникова на территории его усадьбы. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Никиты Мученика на Глинищах, которая сгорела в одном из московских пожаров.

Церковь Троицы в Никитниках является интересным архитектурным памятником в стиле «русского узорочья». Этот храм впоследствии стал образцом для строительства многих московских храмов. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.

С северо-востока и юго-востока примыкают два придела, северный и южный. Северный придел имеет трапезную, как и главный храм. Шатровая колокольня отнесена в северо-западный угол храма и соединена с трапезными крытой галереей – папертью. Вся эта часть храма напоминает хоромы древнерусского деревянного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Такие «хоромные» крыльца стали позднее пристраивать к более древним храмам. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы, а сообщался только с храмом.

Хорошо сохранившаяся многоцветная стенопись храма со множеством бытовых деталей была выполнена, предположительно, кремлёвскими мастерами (Я. Казанец, С. Ушаков и др.), и в дальнейшем стала образцом для росписей церквей XVII-XVIII веков в таких городах как Ярославль, Ростов, Кострома и Вологда. Эти же кремлёвские мастера позднее писали иконы для иконостаса храма.

В 1904 году в подклете был освящён придел Грузинской иконы Божьей Матери, по которому храм получил второе название.

Храм был закрыт в 1920 году, и в нём разместился филиал Государственного Исторического музея. В 1923 году в церкви был открыт музей живописи Симона Ушакова. В 1941-45 гг. музей был эвакуирован и вновь открыт после войны только в 1963 году.

Как добраться самостоятельно к Храму Живоначальной Троицы в Никитниках:

Неподалеку от церкви, в Китайгородском проезде, останавливаются троллейбусы №№2, 12, 23 и автобус № 12ц (остановка «Станция метро „Китай-город“»). Впрочем, учитывая загруженность центра Москвы, проще и удобнее добираться до храма на метро. Выход со станции «Китай-город» Таганско-Краснопресненской линии на улицу Варварку (переход с одноименной станции Калужско-Рижской линии) или со станции «Лубянка» Сокольнической ветки. От метро пешком — не более двухсот метров. Следует пройти по Старой площади мимо пропускных пунктов Администрации Президента, первый поворот налево в Никитников переулок. Можно зайти с Варварки, через Ипатьевский переулок, но КПП на этом проходе бывает закрыт.

Для автомобилистов: парковка в центре Славянской площади платная. В будние дни найти бесплатное место в окрестностях можно только случайно.

Примечания

  1. [http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/10/111027_moscow_center_fence.shtml BBC Russian — Россия — Власти огородили район Китай-города в центре Москвы]
  2. Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.480
  3. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 58. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  4. Власов В. Г. [http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Троицы%20в%20Никитниках%20церковь/ Троицы в Никитниках церковь](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1357 дней))//Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2009.
  5. П. А. Раппопорт. [http://books.google.com/books?id=j9fVAAAAMAAJ Древнерусская архитектура]. Стройиздат: СПб, 1993. Стр. 192.

В помощь паломникам

Проще всего добраться до Троицкой церкви в Никитниках на метро. На карте следует найти остановку Китай-город, которая находится на Старой площади, а там пройти в Никитников переулок, дом 3. Храм уникальной архитектуры виден сразу.

Храм Святой Троицы открыт ежедневно с 10.30 утра до 15.30.

Накануне христианских праздников в 17.00 начинается Всенощное бдение, по воскресным и праздничным дням в 9.00 звучит литургия.

Все желающие исповедоваться, могут это сделать после всенощного служения или перед литургией.

Каждую среду в 17.00 — молебен с чтением акафиста Богородице и святому лику «Грузинская».

Храм Троицы Живоначальной в Никитниках

Архитектура и убранство

Файл:Holy Trinity Church in Nikitniki 11.jpg Церковь в Грузинском переулке. Вид с юго-востока.

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.

Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели.

Исторические сведения

Историки считают, что на месте современного храма ранее стояла деревянная церковь еще с начала XVI века, которая носила имя святого мученика Никиты и располагалась на Глинищах. Предполагается, что она сгорела во время пожара в Москве в 1926 году. Верующие успели спасти главную святыню храма – древнейшую икону великомученика Никиты. Место пустовало недолго, и уже через 5 лет под руководством благочестивого мецената Григория Никитникова был построен новый храм во имя Живоначальной Троицы.

Церковь Троицы в Никитниках

В новопостроенном здании соорудили придел для поминания великомученика Никиты, который позже стал родовой усыпальницей семьи купца Никитникова. Сказать однозначно, что стало причиной названия храма, сложно. Название может происходить как от имени святого, так и от фамилии мецената, построившего храм.

Церковь Троицы, как и другие храмы, не раз подвергалась реставрации и необходимым изменениям. Но архитектура святыни практически не изменила первоначальный облик и не была переделана в соответствии с новыми веяньями и вкусами.

Пожертвования

Дорогие Друзья!

Приходской совет храма Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы (Никитников переулок, д. 3) обращается к Вам с просьбой об оказании спонсорской поддержки в виде материального пожертвования для восстановления главного придела храма, иконостаса придела Святой Троицы и кровельной части храма.

Сегодня, к сожалению, еще не каждый православный человек, в силу разных обстоятельств, нашел свою дорогу к храму. Порой что-то останавливает, что-то мешает открыть эту дверь. Однако в самые трудные минуты мы все же приходим в Дом Божий, подходим  к святым образам, ставим свечи, молимся за ушедших, просим Господа о помощи.

Восстановление и возведение храмов всегда почиталось величайшей добродетелью и было самым любимым делом православных людей. Они всегда строились всем миром. На это святое дело тратились последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей. Так давайте же и мы оставим свой след на нашей родной земле, построив сокровищницу для спасения бессмертной души, и чтобы наши дети радовались за нас, поминали нас.

Будем помнить, что Церковь всегда молится за строителей, благотворителей и жертвователей храмов. Господь принимает наши пожертвования и благословляет нас, а через нас – и наши семьи.

Обращаясь ко всем людям доброй воли, просим Вас оказать посильную помощь в этом Богоугодном деле. Не имеет значения сумма, которую Вы сможете пожертвовать. Любая сумма будет бесценным вкладом в это благое дело. Для всех, кто решит откликнуться на просьбу и внести свою лепту, сообщаем банковские реквизиты прихода.

Полное наименование Местная религиозная организация Православного прихода храма Живоначальной Троицы в Никитниках г.Москвы Русской Православной Церкви (Московской патриархат)
ИНН/КПП 7710408527/771001001
ОГРН 1037739716850
Наименование банка ОАО СБЕРБАНК РОССИИ г.Москва
Расчетный счет 40703810838120000420
Корр.счет 30101810400000000225
БИК 044525225
ОКАТО 45286585000
Для юридических лиц назначение платежа
  1. Пожертвование на уставную деятельность
  2. Ремонт кровельного покрытия храма
  3. Восстановление иконостаса главного придела храма

Святые отцы учат нас – «создающий рукотворный дом Божий на земле, создает себе нерукотворный дом на небе».

«Те, кто строит храмы, входит в историю – не только человеческую. Их имена особо записываются в Книге жизни. Верим, что многие грехи людям прощаются за такое святое дело!»

Патриарх  Московский и всея Руси Кирилл.

Исторические сведения

До 1626 года на месте Троицкого храма стояла Никитская церковь, которая сгорела, но икона святого Никиты была спасена.

Купец Григорий Никитников увековечил свое имя в названии московского переулка тем, что в 1628 году начал строительство каменный Троицкий храм. Почти четверть века строительство то начиналось, то прекращалось, менялись декоративные украшения, вносились изменения во внутреннюю отделку.


Храм Святой Троицы в Никитниках, Москва

Параллельно с возведением церкви Святой Троицы купец позаботился и о своем семействе, построив семейную усыпальницу в домовой церкви, которая расположилась в южном престоле великомученика. Никиты. Церковный подклет одновременно служил хранилищем для купеческих товаров. Из домовой церкви попасть в храмовое помещение можно было по специальному переходу.

Благодаря многофигурной, динамичной росписи, сделанной по рисункам Святого Писания голландского художника Бохта, которая создавалась лучшими специалистами своего дела из Оружейной палаты, началось новое направление в русском церковном зодчестве.

Художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков написали шедевры икон, которые украсили местный иконостас. Уникальная картина «Древо государей Российских» стала местной достопримечательностью.


Фрески Симона Ушакова в интерьере верхнего храма Троицкой церкви

Со времени постройки шедевра русского зодчества в дизайне многих московских церквей появились шатровые пристройки, крылечка, колокольни, с декорированными наличниками окон. Если внимательно присмотреться к фасадному окну, выходящему в переулок, можно увидеть уникальную резьбу, на которой изображены попугаи.

Декор Троицкой церкви перекликается с еще одним шедевром зодчества, московским Теремным дворцом, построенным в Кремле в 1636 году. У историков возникали предположения, что именно царские мастера были приглашены на строительство нового храма.

Интересно! До 1926 года Никитников переулок называли Грузинским, хотя с Грузией он не имеет ничего общего. Это название закрепилось за переулком благодаря Грузинской иконе Богородицы, ставшей святыней церкви. Список чудотворного образа был написан в 1654 году в память об избавлении Москвы от моровой язвы.

1871 год едва не стал последним годом существования красавицы-церкви, когда на ее месте было решено возвести торговые здания. Торговый комплекс вырос в 1901 году, закрыв своим видом шедевральную постройку XVII века, но это не повредило храму.

Через три года после революции храм закрыли, но не снесли и не разрушили, признав в нем архитектурный памятник культуры первого порядка.


Интерьер нижнего храма Троицкой церкви

Через 14 лет в 1934 году здесь стал работать Государственный исторический музей, затем музей художника, создавшего уникальные шедевры для церкви в Никитниках, Симона Ушакова, с 1963 года здесь работали выставки, демонстрирующие древнерусскую живопись.

Возрождение прихода началось в 1999 году и только через девять лет храм вернули Православной Церкви.

Храм Святой Живоначальной Троицы в Никитниках или Грузинской Божией Матери, что на Варварке

Москва, м. Китай-город, Старая площадь, Никитников переулок, д.3
Телефоны:
Дежурный: (495) 698-15-29, (495) 698-26-43;

Настоятель: (495) 698-17-06;

Факс: (495) 698-17-06;

Моб.: 8-926-521-27-70.

Сайт: www.nikitniki.org

Электронная почта: nikitniki@mail.ru

Время работы

Храм открыт для посещения с 10.30 до 16.00.

Схема проезда

Метро Китай-город, выход на ул. Варварка. Пересечь улицу и подняться наверх, к зданию администрации президента РФ. Вход через проходную или открытый шлагбаум, идти вверх до Никитникова переулка д.3 (слева).

Богослужения

По воскресеньям, в великие и двунадесятые праздники в 9:00 утра — Божественная литургия. Накануне воскресных дней, великих и двунадесятых праздников, в 17:00 — всенощное бдение. Исповедь совершается после всенощного бдения и перед литургией.

По средам в 17:00 — молебен с акафистом перед иконой Божьей Матери «Грузинская».

По пятницам в 11:30 совершается панихида .

Престолы

Святой Живоначальной Троицы (главный престол);

Великомученика Никиты Воина (южный придел);

Святителя Николая (северный придел);

Грузинской иконы Божией Матери (придел в подклети храма);

Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (придел в помещении колокольни).

Престольные праздники:

День святой Живоначальной Троицы — главный престольный праздник;

28 сентября — день памяти святого Великомученика Никиты Воина;

19 декабря — день памяти святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца;

4 сентября — праздник Грузинской иконы Божией Матери;

21 мая — день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

История

Храм построен на средства известного гостя из Ярославля Григория Леонтьевича Никитникова с 1629 по 1634 год. На его средства храм и был расписан в 1650 году.

В 1812 г. храм был разграблен французами, часть трапезной сгорела. К всеобщему удивлению, росписи в храме сохранились, а также сохранился иконостас с иконами, созданными царскими изографами Симоном Ушаковым, Яковом Казанцевым и др.

12 апреля 1900 года храм посетил Его Величество Св. мч. Царь Николай II с супругой . По желанию императора впоследствии был устроен нижний придел в честь Грузинской иконы Божьей Матери. В честь сохранившегося чудотворного образа Грузинской Божьей Матери храм получил второе название «Грузинской иконы Божьей Матери, что на Варварке».

После революции храм был закрыт. В 1920 году верхний храм оставался закрытым; в нижнем храме проводил богослужения протоиерей Сергий Голощапов (в 1937 году он был расстрелян). 18 августа 1929 г. был закрыт и нижний храм. После этого храм был передан Историческому музею.

Во время Великой Отечественной войны, в 1939-1944 гг, в храме были устроены квартиры, после чего там разместилась выставка музея. Начался процесс быстрого обветшания: проседания, трещины, смещение грунтов под каменным крыльцом.

В 1999 г. в храм был назначен священник, а в 2008 г. храм был передан Московской Патриархии, оставаясь при этом государственной собственностью. За несколько лет храм был восстановлен и отреставрирован. На сегодняшний день в нем проводятся регулярные богослужения.

Святыни

«Шип» от тернового венца Христа Спасителя.

Честные мощи (из частных коллекций).

Иконы, написанные Симоном Ушаковым: Св.Троица, Икона Божьей Матери «Насаждения древа Государства Российского» (в верхнем храме); «Галатская» икона Божьей Матери и «Тобольская-Казанская» икона Богоматери, перед которой молился император Николай II во Время Тобольской ссылки (в нижнем храме).

При храме с 2003 г. действует Детская Воскресная школа.

Развивается благотворительная, социальная, катехизическая и молодежная деятельность.

Совершаются катахизические беседы для взрослых.

Приход оказывает благотворительную помощь 21-му интернату для детей-инвалидов и многодетным семьям на Приходе.

В храме в помещениях Воскресной школы 2 раза в месяц транслируются видиофильмы религиозного и исторического содержания.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора