Архитектурный стиль

Режим посещения и часы работы Чесменской церкви в Санкт Петербурге

Как и в любом другом храме, при посещении Чесменской церкви женщинам нужно быть обязательно с покрытой головой, ни в коем случае не в мини-юбке или брюках, а мужчинам – не в шортах. Внешний вид должен соответствовать посещаемому мероприятию.
Посетителям Чесменской церкви запрещается:

  • курить;
  • выражаться нецензурными словами;
  • шуметь;
  • бегать.

Принимает паломников и верующих

  • Среди социальной деятельности можно выделить Клуб чесменских бабушек и «Пространство радости»,
  • среди молодежной – Молодежный клуб и Школу капитанов,
  • а среди образовательной – патрология, хоры и кукольный театр.

Все мероприятия и обучение проходят в расположенном рядом с церковью дворце ежедневно:

  • по понедельникам – с 19:00;
  • по вторникам – с 14:00;
  • по средам – с 16:00;
  • по четвергам и пятницам – с 17:00;
  • по субботам – с 15:00;
  • по воскресеньям – с 14:00.

История храма

Существует предание о выборе места для строительства храма: согласно легенде, именно на том месте, где впоследствии возвели церковь, Екатериной II было получено сообщение о разгроме турков. Но никаких доказательств достоверности этой истории не существует.

Строительство храма началось во второй половине 70-х годов XVIII столетия. Закладка здания проходила в торжественной обстановке, присутствовали русская императрица и король Швеции. Проект здания был разработан Юрием Фельтеном.

Освящение церкви состоялось в начале 80-х годов XVIII века. На этой церемонии вновь присутствовала императрица. Был также приглашен правитель Священной Римской империи (он присутствовал на освящении храма инкогнито). Впоследствии императрица часто посещала богослужения в новом храме. В нем даже существовало специальное место, которое она занимала во время посещений. Это место не мог занимать никто другой.

Храм являлся летним (то есть, не отапливался). В связи с этим во дворце, расположенном неподалеку от храма, была освящена зимняя церковь.

Вскоре после революционных событий начала XX века он был закрыт. Некоторое время прихожане и священники пользовались другим зданием (богослужения проходили на даче одного из горожан), но в середине 20-х годов XX века они лишились и этой возможности. Храм в послереволюционное время оказался на территории лагеря, где отбывали наказание приговоренные к принудительным работам. В тот период времени здание лишилось колоколов. Крест был заменен новыми изображениями: теперь купол венчали наковальня, молот и клещи.

В середине 20-х годов XX века лагерь закрылся. Некоторое время здание использовалось для хранения различных архивов, потом в нем разместилось несколько столярных мастерских. В начале 30-х годов в здании бывшего храма произошел страшный пожар. Интерьеры были полностью уничтожены (в частности, сгорел старинный иконостас).

В 40-е годы XX века здание сильно пострадало в результате военных действий. Реставрационные работы в нем начались лишь в 60-е годы. Реставраторам пришлось приложить много усилий для восстановления архитектурного облика церкви. Были отремонтированы ее купола, произведено укрепление кирпичной кладки, восстановлен целый ряд утраченных элементов. Были отреставрированы и интерьеры (пострадавшие еще в довоенное время)., отлиты новые колокола. В конце 70-х годов XX века (то есть, спустя почти два века после закладки храма) в здании открылся музей. В нем можно было увидеть экспозицию, посвященную победе в Чесменской бухте.

В начале 90-х годов в храме возобновились богослужения. Спустя несколько лет был восстановлен старинный иконостас, уничтоженный пожаром в 30-е годы XX века. Для его восстановления использовались чертежи, которые удалось найти в одном из российских архивных хранилищ. В конце 90-х годов XX века иконостас был освящен. Эта церемония была проведена митрополитом Владимиром.

История храма

Самые известные соборы и храмы Санкт-Петербурга были построены в XVIII веке. Чесменская церковь – не исключение. Местность, где она стоит, представляла заболоченную равнину, и ее называли «лягушачьим болотом», по-фински – «Кикерики». После окончания Северной войны залесенная низменность отошла России, а потом через нее проложили дорогу в Царское село.

В июне 1770 года Екатерина II ехала в свою летнюю резиденцию. На седьмой версте Царскосельского тракта ее догнал посыльный и передал известие о долгожданной победе русского флота в Чесменской бухте

Императрица пожелала отметить важное событие и распорядилась выстроить возле дороги на Царское село Путевой дворец для отдыха

Государыня получила подготовить проект нового дворца Юрию Матвеевичу Фельтену. Талантливый зодчий получил образование в Германии и помогал Франческо Растрелли строить Зимний дворец. Фельтен подошел к делу творчески и спроектировал уникальный дворцовый ансамбль в непривычных для России традициях псевдоготики.

Вид Чесменской церкви с улицы Ленсовета

Чесменскую церковь заложили в 1777 году. Императрица Екатерина II пригласила на торжественное событие весь свой двор и короля Швеции Густава III. Этим поступком она хотела напомнить северному соседу о могуществе русской армии.

В 1780 году, в 10-ю годовщину знаменитого Чесменского сражения, новую церковь освятили в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церемонию проводил архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Гавриил.

Обрадованная Екатерина II позвала на праздник императора Священной Римской империи Иосифа II. По политическим причинам официальный приезд столь высокого лица в Санкт-Петербург и присутствие Иосифа II на освящении православного храма считались неуместными. Императора насколько возможно «зашифровали», и он числился в списке гостей, как «граф Фалькенштейн». C этого времени церковь и дворец стали называться «Чесменскими».

Вскоре после открытия новый храм приписали придворному ведомству. Церковь стала капитульным храмом высшей военной награды России – ордена Святого Георгия Победоносца. Какое-то время жители Санкт-Петербурга называли ее «Георгиевской».

Императрица часто бывала в Путевом дворце и отмечала престольный праздник во дворцовом храме. Для нее было специально устроено царское место, где Екатерина II молилась во время церковной службы.

В 1796 году, когда государыня умерла, новым владельцем дворцового комплекса стал Павел I. Молодой император не любил все, что было связано с Екатериной II, и предпочитал жить в Гатчине. По его распоряжению дворец и храм хотели переделать под богадельню для Мальтийского ордена, но по каким-то причинам этого делать не стали.

Церковь была холодной. Чтобы можно было проводить богослужения в зимние месяцы, в начале XIX века во дворце построили новый отапливаемый храм Рождества Христова.

Чесменская церковь имела гармоничные пропорции и производила сильное впечатление на зодчих, поэтому в России было построено два похожих «мавританских» храма. Затейливые неоготические реплики располагались в селе Посадниково на Псковщине и селе Красное в Тверской губернии. К счастью, храм под Старицей в Красном сохранился до наших дней.

Вид на Чесменскую церковь от Чесменского воинского мемориального кладбища

Летом 1919 года Чесменскую церковь закрыли. Верующие вынуждены были собираться для церковных служб на частной даче, расположенной на Московском шоссе. Тем временем внутри храма и на территории дворца устроили первый в стране лагерь принудительных работ для врагов советской власти. Новые хозяева сняли с колокольни колокола и отправили их на переплавку. Место креста на куполе заняла скульптура, которая изображала наковальню, клещи и молот.

Концентрационный лагерь «Чесменка» принимал заключенных до 1924 года. Потом здесь разместили архив Главнауки, а после этого помещения переделали под столярные мастерские, которыми владел Автодорожный институт. В начале 1930-х годов в церкви произошел сильный пожар. Разбушевавшийся огонь уничтожил уникальные интерьеры и резной иконостас.

Пострадавшее здание отдали под склады. В военные годы оно было разрушено еще больше, но памятник воинской славы не снесли. В 1960-е годы в церкви провели масштабные восстановительные работы, которым руководил архитектор А. П. Куликов. Реставраторы укрепили обветшавшие каменные стены, отремонтировали старые купола, восстановили все утраченные фрагменты и интерьеры.

Церковные купола

Для возрожденного храма отлили новые колокола. В 1977 году он получил статус филиала Военно-морского музея. Внутри оформили экспозицию, посвященную знаменитому Чесменскому сражению. Верующим храм вернули в начале 1990-х годов.

Архитектура

Собор Рождества И. Крестителя — уникальный архитектурный объект, созданный во времена правления Екатерины II. Главным зодчим храма являлся Ю. Фельтен, при создании проекта он ориентировался на готический стиль.

Использование подобной архитектуры, редкой на фоне традиционной (барокко или классицизм), связывается исследователями с событием победы русского флота над турками. Эти новшества приобрели быструю популярность, стилистику применяли при постройке богатых усадеб, принадлежавших военным и сановникам.


Скульптуры над входом в Чесменскую церковь

  • Пятиглавое здание Предтеченской церкви геометрически устремлено ввысь. Форма равноконечного креста или четырехлистника создается за счет основного объема, окруженного четырьмя полукружиями и возвышающимися над ними невысокими башнями. Центральное пространство образует квадрат, который перекрывается куполом.
  • Стрельчатые арки церкви опираются на пилоны (усеченные пирамиды), особое впечатление на наблюдателя оказывают высокие оконные проемы. На главах располагаются кресты, колокольня же находится в передней башне. При декорировании здания использовали элементы готического зодчества эпохи средневековья: стрельчатые окна, башни с острыми окончаниями и вертикальные тяги (выступы).

Главный вход обрамлен переплетающимися лепными лентами, сильным украшением служат статуи Веры и Надежды, аллегорически подчеркивающие качества этих великих добродетелей. В руках первой находятся крест и чаша, а у второй — пальмовая ветвь и огонь.

Интерьер

Оригинальное внутреннее пространство сгорело во время пожара 1930 г., в период ВОВ эти разрушения только усилились. В 1947 г. городские власти все входы здания заколотили, восстановление началось спустя три десятка лет. Реставрацией руководил зодчий А. Куликов.

Интерьер украсили рельефной лепниной, в которой сочетались неоднородные фрагменты, — такой подход характерен для екатерининской эпохи.

«Готический» иконостас, находящийся сегодня в соборе Рождества И. Крестителя, создавался современными мастерами-иконописцами из Петербурга. В нижнем ярусе помещены образы Христа, Предтечи, Пречистой Девы с Младенцем. На втором ярусе — изображения святого Давида Солунского и великомученика Ианнуария. Над главными вратами находится икона Тайной вечери.


Интерьер Чесменского храма

Иконостас увенчан скульптурами Распятия и фигурами ангелов с орудиями Страстей.

История постройки

В конце XVIII столетия Екатерина II распорядилась построить путевой дворец на участке царскосельской дороги. Небольшое двухъярусное здание треугольной формы находилось на возвышенности, окруженной большим количеством растительности. Главная особенность Чесменского (Кикерикексенского) дворца — создание иллюзии о том, что строение является средневековым замком. Настенными картинами интерьер пестро информировал посетителей о предках императрицы.


Чесменский храм Рождества святого Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге

Предание гласит, что Екатерина II услышала известие о победе отечественного флота в Чесменской бухте, находясь в путевом дворце

Началось сражение 24 июня 1770 г, в памятный день Рождества Иоанна Предтечи, а спустя сутки Российская империя праздновала полный разгром противников.
В честь победы в Северной столице создавались различные памятники, но наибольшее внимание императрица уделила воздвижению Чесменского собора. Первый камень храма Рождества Крестителя заложили в 1777 г

прямо напротив путевого (Кикерикексенского) дворца, на торжественном мероприятии присутствовал король Швеции Густав II. Освящение новоявленного храма состоялось 24 июня 1780 г. С этого времени путевой дворец и церковь, как и вся местность, стали называться Чесменскими.
Императрица приезжала сюда на главный престольный праздник собора и на торжества Масленицы. Для Екатерины II в храме установили специальное царское место, увенчанное символом империи и накрытое бархатным балдахином. После богослужений сервировали пышный стол, устраивали разнообразные развлечения, многолюдные ярмарки.
В 1830 г. Николай I распорядился устроить в Чесменском дворце благотворительную богадельню, где находили приют ветераны войны 1812 г. Вскоре к зданию пристроили три флигеля, а сама территория благоустраивалась посредством парка и часовен. Богадельня находилась в распоряжении государственных правителей, которые проявляли большое милосердие к защитникам отечества.

На заметку! День рождения Иоанна Предтечи, в честь которого построена Чесменская церковь, является одним из великих христианских торжеств.

Евангелист Лука писал, что родители пророка были праведными людьми, чтущими религиозные законы. Они чрезвычайно скорбели, ибо бездетных евреев клеймили позором. Старики ежедневно возносили молитву Господу, который услышал их в свое время. Ангел возвестил пророку Захарии (отцу Предтечи), что даровал Бог ему сына, которому уготована великая слава. Чудесное рождение Крестителя произошло 24 июня, как и завещал небесный посланник.

Советский период и новое время

Традиция богослужений и пышных обедов продолжалась до 1919 г., после чего большевистские власти ликвидировали богадельню, закрыли Предтеченскую церковь, а во дворце устроили первый советский концлагерь.

  • Иконы и церковную утварь отобрали и передали в Эрмитаж. До 1924 г. прихожане храма собирались в доме местного барона, где и проводились богослужения.
  • Закрытую церковь использовали в качестве склада, в 1930 г. здесь случился пожар, уничтоживший уникальный иконостас.
  • В период ВОВ Чесменский дворец и Предтеченский собор пострадали от обстрелов, так как территория находилась на военном рубеже обороны государства.
  • В 1946 г. начались работы по восстановлению дворцового здания, а в 70-е годы отреставрировали и саму церковь.


Богослужение в Чесменском храме

  • Чесма возродилась в 1990 г., храм торжественно передали в управление Петербургской епархии, во главе которой стоял преподобный Алексий (Крылов). Первые богослужения после продолжительного простоя состоялись в конце 1990 г., ритуал проходил перед закрытым входом.
  • В 1998 г. мастера воссоздали копию старинного иконостаса XVIII столетия. В этом же годы состоялось полноценное освящение собора Рождества И. Крестителя, процессией руководил митрополит Владимир. Сегодня здесь функционирует воскресная школа, а также проходят постоянные богослужения.

На заметку! С 1836 г. рядом с Чесменским дворцом и храмом существовало одноименное кладбище, где хоронили тела ветеранов значимых военных походов в истории Российского государства (война 1812 г., оборона Севастополя, русско-турецкие сражения и т.д.).

Участок кладбища имеет форму правильного прямоугольника и располагается симметрично в отношении к зданиям дворца и собора. Священнослужители каждый год совершают на этой территории поминальные служения.

Архитектура храма и его убранство

Рассмотрим подробнее некоторые архитектурные особенности здания и элементы убранства храма:

План здания является компактным, «центрическим»: храм выстроен в виде «четырехлистника» (или греческого равноконечного креста). Основой пространства церкви является квадрат, его перекрывает купол. К этому помещению примыкают четыре апсиды. Они объединены с главным помещением четырьмя стрельчатыми арками. Окна в храме также стрельчатые, высокие.

— Стены храма украшает ажурный белокаменный орнамент

Обратите также внимание на барельеф, изображающий Божье око и херувимов. Он размещен на фронтоне

Яркими особенностями архитектурного облика здания являются зубчатый парапет и остроконечные башенки. Когда-то в одной из башенок находились часы.

Пять небольших куполов венчают миниатюрные шпили. На каждом из шпилей — ажурный крест. Все эти кресты отличаются легкостью, изяществом. Под главами храма размещены колокола.

— Возле входа в здание установлены две скульптуры. Одна из них символизирует Веру (та, что держит в руках чашу и крест), а вторая — Надежду (та, которую украшают пальмовая ветвь и стилизованное пламя).

— Отличительные черты внутреннего убранства церкви — простота и строгость. Иконостас, который вы увидите в храме, является восстановленной копией старинного иконостаса, изготовленного по рисункам знаменитого в XVIII столетии архитектора. Этот иконостас, выкрашенный в белый цвет (символ небесной чистоты), украшает позолоченная резьба. Над ним высятся скульптурные изображения святых, их также покрывает позолота.

До того, как храм был закрыт, в нем находилось несколько образов, созданных итальянскими мастерами. Две из этих икон являлись изображениями эпизодов из жизни Христа, на третьей можно было увидеть батальную сцену (знаменитое Чесменское сражение), еще одна изображала царевича Дмитрия. Сегодня их заменили образа, выполненные современными художниками, которые тщательно следовали старинным канонам итальянской живописи.

Обратите внимание на мраморную доску, установленную у входа в храм. Надпись на ней является фактически кратким изложением истории здания (год закладки храма, год его освящения и так далее)

Кладбище при храме

Отдельно нужно сказать несколько слов о кладбище, находящемся при знаменитом храме. Оно существует с середины 30-х годов XIX столетия (то есть, гораздо моложе, чем храм). Кладбище имеет форму прямоугольника. Здесь можно увидеть могилы ветеранов, принимавших участие в походах Александра Суворова. Здесь похоронены те, кто сражался с армией Наполеона в 1812 году, рядом — могилы воинов, принимавших участие в обороне Севастополя (в 50-е годы XIX века), в русско-турецкой и русско-японской войнах. Здесь покоятся солдаты, павшие на полях сражений Первой мировой войны. На кладбище при храме похоронены красноармейцы (погибшие в сражениях в первые годы советской власти) и защитники Ленинграда (оборонявшие его от фашистских захватчиков в 40-е годы XX века).

В середине 60-х годов XX столетия существовал проект переустройства территории возле храма, в том числе и кладбища. Площадь возле церкви планировали обнести якорной цепью, эту территорию также должны были окружать березы. На площади была запланирована установка старинных якорей и пушек. На кладбище должны были установить обелиски. По ряду причин этот проект так и не был осуществлен. В конце 60-х годов появился проект создания памятника, посвященного неизвестным матросам, погибшим в сражениях многочисленных войн минувшего времени. Возле памятника должен был гореть вечный огонь. Но этот проект также не был осуществлен.

В начале XXI века у входа на территорию кладбища был установлен памятник всем павшим российским воинам. Памятник представляет собой крест с памятной доской у основания.

Примерно в этот же период времени при строительстве одного из городских магазинов были обнаружены останки нескольких защитников Ленинграда. Они были торжественно захоронены на воинском кладбище (в его левом углу, ближайшем ко входу).

Фото и описание

Один из памятников архитектуры XVIII столетия, украшающих северную российскую столицу и формирующих ее неповторимый облик, — Чесменская церковь (или, точнее, церковь Рождества Иоанна Предтечи — так звучит ее официальное название).

Храм был выстроен в память об одном из сражений Русско-турецкой войны, происходившем неподалеку от Анатолии и острова Хиос, а именно в Чесменской бухте. В этом бою флот Турции был разгромлен.

Когда-то храм составлял единый архитектурный ансамбль с находящимся неподалеку императорским путевым дворцом. В настоящее время это архитектурное единство между ними утрачено. Поблизости от церкви также расположено кладбище (воинское). Храм является действующим.

Здание выстроено в соответствии с канонами псевдоготики. Этот стиль также известен как русская или ложная готика.

Двойники-копии

В XVIII столетии были выстроены две церкви, являющиеся копиями Чесменского храма. Одна из них сохранилась до наших дней — это Преображенская церковь, построенная в 90-е годы XVIII века. Она была возведена в одном из сел, находящихся неподалеку от Твери, в имении, принадлежавшем оперному певцу. При ее строительстве использовался белый камень, добытый в местных каменоломнях. Нужно отметить, что это здание все же немного отличается от знаменитой санкт-петербургской церкви. В частности, скульптуры, являющиеся символами Веры и Надежды, были заменены здесь фигурами ангелов.

Второй храм, выстроенный в 80-е годы XVIII века, до наших дней не сохранился. Он находился в усадьбе, владельцем которой был генерал-поручик Александр Ланской, фаворит императрицы. Он присутствовал при закладке знаменитого санкт-петербургского храма; возможно, именно тогда ему и пришла в голову идея выстроить в своем имении копию этого здания. Впрочем, храм, построенный фаворитом Екатерины II, все же не был точной копией знаменитой церкви: генерал-поручик дополнил сооружение колокольней, которая, согласно сохранившимся документам, была достаточно высокой. После смерти владельца имения построенная им церковь использовалась очень редко, постепенно она обветшала. Уже в XIX столетии местные жители считали, что здание необходимо разобрать. Крестьяне устроили ульи в его башенках. В 20-е годы XX века здание было разобрано.

Как лучше добираться к Чесменской церкви

Чесменский храм имеет очень удобное расположение в Питере между проспектами Юрия Гагарина и Московским, и самым быстрым способом добраться к ней будет метро или автомобиль.

  • На метро. Необходимо будет выйти на станции «Московская». Там увидите сквер, который приведет к Авиационной улице. Следуя по ней в сторону увеличения нумерации, дойдите до перекрестка с улицей Ленсовета, свернув на которую останется отыскать розовую церковь.
  • На авто. На своей машине, конечно, гораздо быстрее доехать к церкви. Для этого достаточно забить в своем навигаторе GPS-координаты церкви: 59°51’25.1″N 30°19’51.1″E.

Архитектурные особенности

Одноэтажное кирпичное здание возведено в виде «четырехлистника» или равноконечного греческого креста. С четырех сторон к квадрату примыкают пристройки – полукруглые абсиды. Основной объем перекрыт куполом. С какой бы стороны вы не подошли к храму, он выглядит великолепно.

В оформлении церкви использованы элементы средневековой готической архитектуры. На стенах видны узкие стрельчатые окна и белые вертикальные тяги. Нежные розовые фасады декорированы стрельчатыми арками, белокаменными узорами, крошечными башенками и изящным зубчатым парапетом. На фронтоне помещен праздничный барельеф с тремя херувимами, расходящимися лучами и Всевидящим Оком Господним.

Интерьер Чесменской церкви

Пять барабанов венчают небольшие купола со шпилями и крестами. Наверху, в передней башне, размещены 8 звонких колоколов. Над входом находится круглое окно-роза, а по бокам – две аллегорические скульптуры «Вера» и «Надежда».

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора