Библия

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские  ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно  вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII  вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими  свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

На что влияет включенность человека в церковную общину?

Первый столбец — воцерковлённые люди —
ядро общины. Даже когда речь шла о периферии общины, её
ядро определялось включёнными в общинные практики.

Второй столбец — периферия общины — те,
кто знает об общине, причащаются регулярно, но в общие
дела не включены.

И мы видим поразительные результаты —
совершенно разное отношение к семье, понятию патриотизма
и к так называемым социальным болезням (например,
курение).

Статистика наглядно показывает, что
воцерковление даёт реальное изменение жизни человека. Но
воцерковление чрезвычайно затруднено, поскольку нет
никакого инструмента для него кроме нас с вами —
священников.

И возникает простой, но тяжёлый вопрос,
который даже звучит ужасно: Сколько человек может поисповедовать
один священник и за какое время?

Только что владыка Тихон говорил, что
молодые священники очень долго разговаривают с
прихожанами, и мы прекрасно знаем эту проблему. Но есть
и другие вопросы: а можно ли говорить о каком-то
определённом времени исповеди? Каков бюджет времени
исповеди у священника? Сколько времени среди других
своих активностей он уделяет именно исповеди?

Мы знаем, что постоянные прихожане,
которые стремятся строго соблюдать правила посещения
воскресных и праздничных богослужений, часто приходят на
исповедь именно в связи с ними. Обычно мы стараемся
призывать их приходить накануне вечером на Всенощную, но
многие всё равно приходят утром — с детьми, по каким-то
другим обстоятельствам или просто по некоторой своей
лени и недобросовестности. И получается, что весь этот
слой верующих людей (в общем, самый активный и
воцерковлённый) мы исповедуем исключительно в связи с
вечерним богослужением в субботу, утренним в воскресенье
и также на большие церковные праздники.

Конечно, если это члены общины, твои
постоянные прихожане — то ты можешь поехать к кому-то
домой, или кто-то придёт и попросит тебя на неделе
встретиться и поговорить. Но тем не менее, основная
часть исповеди у воцерковлённых людей происходит в
субботу, в воскресенье и на праздники.

А дальше оказывается, что можно очень
просто оценить время для исповеди этой самой
воцерковлённой части верующих — просто исходя из
количества воскресных и праздничных дней. Подсчитать это
довольно просто: в итоге, за вычетом месячного отпуска
священника, мы имеем где-то от 58 до 61 воскресного и
праздничного дня (в зависимости от того, сколько
праздников попадает на воскресенье).

Получается, что мы с вами имеем очень
ограниченное время, которое на самом деле уделяем
исповеди. Нам кажется, что мы исповедуем постоянно, но
на самом деле эта исповедь ограничивается примерно 61-м
воскресным и праздничным днём, которые нужно умножить на
время исповеди вечером в субботу и утром в воскресенье.
Правда, мы знаем, что оно может быть очень большим. Как
показывают наблюдения. в некоторых случаях это время
доходит до 6-ти часов.

Для понимания, что значит с точки зрения
паствы священника вопрос об уделяемом времени, нужно
понять, насколько часто исповедуются наши прихожане. Как
правило, постоянные прихожане — те, кто исповедуются не
реже раза в месяц. Соответственно, эту частоту можно
принять равной в среднем 12-ти раз в год (кто-то реже,
кто-то чаще).

Дальше получаем не сложную формулу,
которая фактически позволяет посчитать возможное
количество постоянных прихожан на одного священника.
Берём время, которое он тратит на исповедь за весь год
(61, умноженное на время исповеди за всенощной + время
исповеди на Литургии), делим его на среднюю частоту
исповеди (12) и делим на среднюю длительность исповеди
одного человека(Т):

Количество постоянных прихожан = (61 х
(исповедь на всенощной + исповедь на Литургии)) / (12 х
Т)

Загадочное «Т» каждый раз бывает разное.
Все мы, каждый раз исповедуя в субботу, прекрасно
чувствуем, что с одним человеком говорим совсем коротко,
а с другим всё-таки приходится говорить в два раза
дольше.

Спасение

В христианстве человек признается существом изначально несовершенным, которое легко поддается искушению (первородный грех Адама и Евы). При этом каждый может обрести спасение, которое дается в виде Божьей благодати. Оно необходимо, чтобы люди приняли присутствие Бога после смерти. Как именно происходит этот процесс? До конца не ясно, поскольку существует несколько различных утверждений: одни считают, что самое главное — это вера; другие — что она должна подтверждаться благими делами. Тем не менее принято считать, что смерть Иисуса Христа является искуплением за прегрешения всего человечества.

В среду, св. Кресту

Тропарь в среду, св. Кресту, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак в среду, св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

«Воплощение бога-предка Атума»

«Лента.ру»: В прошлом интервью «Ленте.ру» про пирамиды Древнего Египта вы сказали, что их строительство «консолидировало население вокруг власти фараонов и скрепляло единство страны». Сооружение Большого сфинкса тоже было своего рода национальным проектом фараонов? Известно, когда этот огромный памятник появился на плато Гиза?

Роман Орехов

Роман Орехов: Он появился во времена царствования фараона Хуфу. Об этом факте косвенно свидетельствует памятник XXVI династии, так называемая «Стела дочери Хеопса» («Инвентарная стела»).

Каким образом?

Сфинкс — это воплощение бога-предка Атума, берущего под свое покровительство местность, выбранную для строительства царского некрополя. Сфинкс олицетворял идею передачи царственности — умирая, он передавал силы новому царю. Сейчас большинство египтологов сходятся во мнении, что фараон, повелевший создать эту скульптуру, в ее облике хотел увековечить собственный образ.

Многие считают, что это был фараон Хафра.

Я думаю иначе, мне ближе точка зрения германского египтолога Райнера Штадельмана и болгарского исследователя Васила Добрева. Штадельман, в частности, считает, что скульптурный канон, на основе которого высечен сфинкс, восходит не к правлению Хафры (Хефрена), а к эпохе его отца Хуфу (Хеопса). По мнению Райнера Штадельмана, изначальный проект подразумевал строительство двух сфинксов: один должен был охранять эту территорию с южной стороны, а другой — с северной.

Известный нам сфинкс стоит с юга плато Гиза, а где тогда северный его собрат?

Неизвестно: либо он не сохранился, либо его вообще не успели построить. Сохранившийся сфинкс был воздвигнут в каменоломнях Хуфу, то есть в том месте, где рабочие брали камень для строительства самой пирамиды. Но на самом деле все эти споры относительно того, чей лик воспроизводит сфинкс, не имеют значения

Важно то, что он воплощал собой бога-создателя, оберегавшего место упокоения фараонов

Почему сфинкс сооружен в виде льва с головой человека, да еще с негроидными чертами лица?

Изображение фараона в виде льва — это древняя египетская традиция, в этом нет ничего удивительного. Что касается негроидных признаков, то они в той или иной степени присущи всем древним египтянам, особенно южанам (жители севера антропологически были ближе к европеоидам). Взять, например, изображения фараона Джосера — у него темная кожа и типичный негроидный рот. Но здесь стоит сразу оговориться, что египтяне не придавали цвету кожи абсолютно никакого значения.


Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре

У сфинкса имелась борода?

По этому вопросу ученые тоже до сих пор спорят. Я отношусь к тем, кто считает, что изначально сфинкс был безбородым и она у него появилась в более позднее время. Чтобы не возникло дисбаланса в весе, борода опиралась на основание скульптуры, на туловище сфинкса.

Когда эта борода исчезла?

Документально это нигде не зафиксировано, но это могло случиться в любое время — в правление греческих Птолемеев, при римском владычестве или уже при арабах. Фрагменты бороды нашли возле сфинкса относительно недавно.

Вам может быть интересно:

1.
Катехизис – протоиерей Олег Давыденков

2.
Катехизис – Введение – протоиерей Олег Давыденков

3.
Догматическое богословие – РАЗДЕЛ II. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ – протоиерей Олег Давыденков

4.
Догматическое богословие – РАЗДЕЛ III. БОГОПОЗНАНИЕ И ЕГО ГРАНИЦЫ – протоиерей Олег Давыденков

5.
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви – Часть первая. Введение – святитель Филарет Московский (Дроздов)

6.
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви – святитель Филарет Московский (Дроздов)

7.
Священная Библейская история Ветхого Завета – епископ Вениамин (Пушкарь)

8.
Библейская история Ветхого Завета – Период первый. От сотворения мира до потопа – профессор Александр Павлович Лопухин

9.
Сорок вопросов о Библии – Андрей Сергеевич Десницкий

10.
Священная Библейская история Ветхого Завета – Глава I. Творение Богом Мира и Человека – епископ Вениамин (Пушкарь)

Адвентисты 7-го дня – секта? Расхождения с Православием

Как и все протестантские течения, адвентисты седьмого дня не признают Священного Предания. По их мнению, вся полнота Слова Божьего содержится в Библии, никаких дополнений и разъяснений к Писанию не требуется. Православные христиане, опасаясь неверно истолковать вероучение и впасть в ересь, опираются на благодатную мудрость Святых Отцов в трактовке Библии.

Адвентисты соблюдают субботний день и не признают особого дня Воскресения Иисуса Христа. Православные особо чтят воскресный день и именно его посвящают Богу.

По мнению адвентистов, спасение души зависит лишь от веры в Иисуса Христа, вне зависимости от внешних религиозных обрядов и исполнения заповедей. Православная Церковь  следует сформулированному апостолами принципу “вера без дел мертва.”

Адвентисты 7-го дня отвергают бессмертие души. Они считают, что душа грешников будет сожжена безвозвратно по приговору на Страшном Суде. В Православии душа считается бессмертной. Посмертная участь души будет определена Богом в зависимости от земной жизни, поступков и веры человека.

Адвентисты верят, что земная жизнь Спасителя и Его Воскресение – это лишь часть миссии. После 1844 года Иисус Христос является Первосвященником в Небесном Святилище. Православная Церковь не находит подтверждения этому в Писании и Предании.

У адвентистов служение состоит из чтения Библии и проповеди. В Православии огромное значение имеет Литургия – богослужение, суть которого Причащение Святых Христовых Тайн, духовное и физическое соединение с Богом.

Русская Православная Церковь оценивает адвентистов седьмого дня как одну из протестантских сект, не имеющих корней и тесных связей с христианством».

“Для адвентистов скорее свойственны языческие представления о Божестве. Не понимая духовного бытия, они начали представлять духов по образу плоти, впадая в обычный антропоморфизм. Бог превратился у них в того самого «старичка на облаках», над которым так злобно смеялись атеисты, и мало чем отличается от Зевса. И это еще более любопытно, учитывая то, что большинство своих отклонений от традиционной христианской догматики и адвентисты объясняют очищением от «языческих влияний»” (Священник Даниил Сысоев, “Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы”).

Что такое христианство как вероучение?

Прежде всего, это вера в то, что спаситель человечества Иисус Христос был Богом во плоти, который был зачат Святым Духом и рожден Девой Марией. Живя на Земле в период правления Понтия Пилата, он познал страдания и был распят. После своей смерти Иисус сошел в ад, а на третий день воскрес из умерших и вознесся на небеса. И теперь оттуда он придет судить и живых, и мертвых.

Точное значение слова «христианство» довольно туманно. И при его толковании большое значение имеет то, на какие исторические и религиозные источники можно опираться или с кем ведется разговор. Традиционно его понятие излагается в трех основных положениях: Апостольский Символ Веры, Никейский Символ Веры, Афанасьевский Символ Веры. Однако разработаны и другие положения.

В разные времена православные, католики, катары, гностики, протестанты, мормоны, квакеры и другие религиозные группы не считались христианскими и были признаны еретическими. В большинстве церквей ересь считалась предательством, что в итоге приводило к массовым гонениям, пыткам и убийствам.

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти

Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

***

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

***

Также в «Словаре»: Владимир Святой, Древнерусское государство, Древнерусская народность

Об устроении семейной жизни

1. О долголетии хозяина семьи и тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие:

Пс. 86

2. Чтобы благословил Господь имущество людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога:

Пс. 103

3. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога:

Пс.116

4. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей:

Пс. 76

5. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора:

Пс.126

6. Чтобы младшие уважали старших:

Пс. 109

7. Об усмирении непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей:

Пс. 22

8. О матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь:

Пс. 75

9. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потере ей плод:

Пс. 142

10. Молодым, когда страдают от несчастной любви:

Пс. 41

11. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись:

Пс. 19

Предпосылки принятия Христианства

Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.

Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.

В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.

В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.

В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.

Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.

Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.

Вам может быть интересно:

1.
Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» – архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

2.
Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Второе Послание Апостола Иоанна. – профессор Александр Васильевич Иванов

3.
Богословие Послания к ефесянам – архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

4.
Каноническое право – 1. Введение – протоиерей Владислав Цыпин

5.
Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви – Часть первая. О храме, его частях и принадлежностях – протоиерей Константин Никольский

6.
Славословие Божественной любви – епископ Кассиан (Безобразов)

7.
Христос и первое христианское поколение – Часть II. История апостольского века – епископ Кассиан (Безобразов)

8.
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Василид, гностик – профессор Александр Павлович Лопухин

9.
Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви – Часть вторая. О богослужебных книгах – протоиерей Константин Никольский

10.
Священная история Нового Завета – протопресвитер Михаил Богословский

Социум

Различные социальные инструменты не
работают как инструменты воцерковления. Дело в том, что
эти инструменты работают тогда, когда дают крепкие
связи. В России их нет, о чем свидетельствует такая
простая вещь, как уровень закредитованности. Если
сегодня посмотреть на результаты регулярных опросов, то
каждый третий житель страны ежегодно берёт кредиты, и у
каждого десятого в России была ситуация, когда он мог не
возвратить долг. С точки зрения так называемой
«солидарности общественной» — это катастрофические
цифры.

Это значит, что люди не могут или не
хотят просить помощи у своих близких.

Так не должно быть, это совершенно
катастрофическая ситуация, связанная не с кредитной
сферой, а с очень глубоким кризисом и невозможностью
жить общей жизнью в нашей стране.

В защиту от стихии и бедствий

1. О сохранении от всякой опасности:

Пс.133

2. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну:

Пс. 111

3. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу:

Пс. 31

4. О прекращении пожара:

Пс. 21

5. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря:

Пс. 28

6. О сохранении корабля при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля):

Пс. 92

7. Во время наводнения:

Пс. 68

8. При землетрясениях, молниях и стихийных бедствиях:

Пс. 17

9. О спасении людей во время эпидемий:

Пс. 85

10. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней:

Пс. 47

11. Благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает:

Пс. 149

12. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас:

Пс. 150

Иеромонах Христодул. «О Герон Паисиос»

О ежедневном чтении Шестопсалмия

Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.

Шестопсалмие (Екзапсалмы)

Шестопсалмие – это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием: Слава в вышних Богу, и молитвою: Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным аллилуиа.

Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную»

Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.

Псалом 3

Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня…)

Псалом 37

Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).

Псалом 62

Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст. 8) в продолжение наступающего дня.

Псалом 87

Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Псалом 102

Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.

Псалом 142

Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8), научить исполнять Его волю и удостоить его земли правды (ст. 10).

Характерные черты христианства

В данной религии присутствуют такие основные принципы:

  1. Спиритуалистическое единобожие с учением о тройственности Лиц в одном божественном существе.
  2. Бог является абсолютно совершенным Духом, Бог есть любовь.
  3. Человеческая личность абсолютно ценна и является бессмертным духовным существом, созданным Богом по своему подобию.
  4. Идеальное назначение человека заключается во всестороннем бесконечном духовном усовершенствовании.
  5. Духовное начало господствует над материей. А Бог — ее владыка.
  6. Зло находится не в материи и создано не от нее, а от извращенной воли ангелов и человека.
  7. Христианство — это также учение о воскресении плоти и о блаженстве, обретаемом праведниками в мире просветленном и вечном.
  8. Догмат христианства — учение о Богочеловеке, который спустился на Землю ради спасения людей от греха.
  9. Данная религия основана на главной книге, Библии, и вере.

Таким образом, христианство — это еще и религия гармонии материи и духа. Она не уничижает ни одного из видов деятельности человека, но старается облагородить их все.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора