Домский собор

Как добраться до Домского собора

Старинный Домский собор находится собор на Вышгороде на ул. Toom-Kooli, 6. Туристам, кто размещается в отелях близ Старого города или непосредственно в нём самом, можно запросто дойти до этой достопримечательности пешком, следуя от Ратушной площади (сердца Таллина) по маршруту, указанному на карте.

От Ратушной площади (1) к Домскому собору (2) можно добраться всего за 7 минут, минуя ворота Pika jala väravatorn (3) и поднявшись по моей любимой улице Пикк Ялг (на которой есть замечательное одноименное кафе) на Дворцовую площадь. Слева будет православный кафедральный собор им. Александра Невского (4). Сверните направо и по улочке Toom-Kooli дойдите до конца, где Toom-Kooli встречается с Церковной площадью (Kiriku plats), где и находится Домская церковь Святой Девы Марии.

Чтобы добраться до отправной точки (1) – Ратушной площади, вам надо просто попасть в Старый город, все дороги Нижней части которого непременно выведут к ней.

От автовокзала до Старого города можно доехать на трамваях № 2 (остановка «Hobujaama») и № 4 до станции «Виру» или «Vabaduse väljak» (пл. Свободы), а также на автобусах № 17 (остановка «Театр «Эстония») и № 23 (остановка «Площадь Свободы»).

Чтобы добраться до Домского собора от железнодорожного вокзала (1), откуда Старый город виден непосредственно, вам стоит лишь перейти дорогу (2) и подняться по улице Nunne (3) до Pika jala väravatorn (4).

Далее всё, как по карте выше. В Старом городе просто невозможно заблудиться! А ещё, если это мне необходимо, я всегда прибегаю к помощи окружающих. В Таллине очень многие говорят по-русски, да и добрая часть населения – русскоязычная.

Упадок

В середине 1520-х годов Тарту начало ощущаться влияние Реформации. 10 января 1525 года собор подвергся нападению протестантских иконоборцев, после чего началось всё нарастающее его разрушение. После депортации в Россию последнего католического епископа Дерпта, Германа Везеля (епископство с 1554 по 1558, ум. в 1563), собор закрывается. Во время Ливонской войны (1558–1583) русская армия разрушила Тарту, а вместе с ним и собор. Когда в 1582 году город перешел под власть Польши, католики собирались восстановить собор, но разразившаяся Польско-шведская война (1600–1611) нарушила эти планы. Пожар 1624 года добавил новые повреждения.

В 1629 году Тарту перешел под шведское господство. Новые власти интереса к старому зданию почти не проявили, из-за чего оно всё больше превращалось в руины. Функционировало только кладбище, использовавшееся для погребения горожан вплоть до XVIII века. Сохранившаяся часть здания была превращена в овин. В 1760-х годах высота обеих башен была уменьшена до 22 м, т.е. до уровня нефа, после чего на них разместили пушки. В это же время был замурован главный вход.

Режим работы Домского собора в Таллине в 2019 г.

  • Режим работы собора
    • В июне — августе ежедневно с 9:00 до 18:00
    • В сентябре ежедневно с 9:00 до 17:00
    • В октябре ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:00
    • В ноябре — марте ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 16:00
    • В апреле ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:00
    • В мае ежедневно с 9:00 до 17:00
  • Режим работы смотровой площадки
    • В июне — августе ежедневно с 9:30 до 17:30
    • В сентябре ежедневно с 9:30 до 16:30
    • В октябре ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 16:30
    • В ноябре — марте ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 15:30
    • В апреле ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 16:30
    • В мае ежедневно с 9:30 до 16:30
    • Вход в башню ограничен во время служб и концертов

Легенда о Кельнском Соборе

Уже несколько столетий из уст в уста переходит старинная легенда о рождении Кельнского Собора. Возводить храм, было поручено известному немецкому архитектору Герхарду фон Риле. Долгое время он трудился над чертежом, в голову ничего оригинального не приходило. Каждый новый чертеж отправлялся в урну. И вот однажды, архитектора посетил сам Сатана. Он предложил свою помощь в обмен на бессмертную душу. Герхард был вынужден согласиться, сделка была назначена на следующее утро. Сигналом к ее началу должен был послужить первый петушиный крик. Жена архитектора в это время стояла за дверью и слышала весь разговор. Рано утром она вышла во двор и прокукарекала три раза. План строительства храма был получен. А Сатана, узнав об обмане, рассвирепел и решил отомстить, наложив на Собор проклятие – «после того, как последний камень будет заложен в основание храма, мир рухнет и начнется конец света». Конечно это всего лишь легенда, но ведь строительство Собора действительно продолжалось несколько столетий, а работы по его реставрации не закончены и по сей день.

Расписание посещений

Собор работает ежедневно. Вход бесплатный.

  • Понедельник: 9:00–18:00.
  • Вторник: 9:00–18:00.
  • Среда: 9:00–17:00.
  • Четверг: 9:00–18:00.
  • Пятница: 9:00–17:00.
  • Суббота: 9:00–18:00.
  • Воскресенье: 9:00–18:00.

Каждый гость столицы Латвии, побывавший в Домском соборе, увозит незабываемые впечатления о витражах и органе на всю оставшуюся жизнь. Желание послушать впечатляющую музыку органа, манит сюда обратно. Кафедральный сбор, ставший символом все Прибалтики, сегодня служит людям, как и много веков подряд. В тишину центрального зала люди приходят помолиться и провести время наедине с Богом.

Концерты

Достоверное расписание концертов можно посмотреть на официальном портале Собора — http://www.doms.lv.

Билеты обойдутся в сумму от 7 до 15 евро. Купить их лучше заранее, потому как органные концерты пользуются огромной популярностью.

Раз в год, в начале июля, сюда съезжаются ведущие органисты мира, чтобы порадовать любителей классической музыки на Международном фестивале «Rīgas Doms».

Отличительной особенностью рижского органа является многоплановость звучания, насыщенность и обилие красок. В глубоких звуках органа можно услышать шум волн, дыхание ветра, пение птиц и звучание любого музыкального инструмента.

В декабре перед Собором разворачивается шумный рождественский базар, где можно приобрести интересный тематические сувениры.

Интересные факты и легенды о Домском соборе в Риге

  • Здание храма является самым осевшим в землю зданием Риги. Раньше, чтобы войти в храм, надо было подниматься по ступенькам, однако, за 800 лет из-за пожаров и возведения насыпей, укрепляющих берег Даугавы, уровень земли вокруг церкви поднимался. В результате сам Домский собор как будто погружался в землю и теперь, чтобы попасть в церковь, надо спуститься на 16 ступенек вниз.
  • Существует легенда, согласно которой, в подземельях храма расположены кладовые, в которых сохранились драгоценности и дорогие картины, шпаги и мушкеты, усыпанные алмазами, сундуки с украшениями, золотыми и серебряными монетами, а планы этих подземелий вместе с ключами находятся в Ватикане. Косвенно легенду подтверждает тот факт, что до сих пор не найдена могила основателя Риги епископа Альберта, погребённого «под третьим камнем, под светильником».
  • Домскому собору Риги посвящены две картины Николая Рериха — «Рига. Интерьер кафедрального собора» и «Собор», написанные в 1903 году
  • Орган может передать не только звуки музыкальных произведений, но и любого музыкального инструмента, а также звук морских волн, ветра и даже человеческий голос.

Рядом с храмом построен монастырь с внутренним двором и открытой галереей с крестовыми сводами – так называемый «Крестовый ход», по которому проходили монахи, вспоминая страдания и смерть Христа. Галерея длиной 118 метров соединяла храм с находящимися рядом монастырскими помещениями — резиденцией Домского капитула. В Крестовой галерее можно увидеть гипсовую копию памятника Петру Первому, а также несколько экспонатов из Музея истории Риги и мореходства  — пушки и надгробные плиты, фрагменты каменного декора и металл ковки различных утраченных рижских зданий. Здесь также хранится петушок, находившийся на шпиле церкви до 1980 года, когда во время реставрационных работ он был заменен на новый.

В сумрачном зале собраний Домского капитула обсуждались важнейшие церковные дела.

В настоящее время в Домском соборе расположен приход, Музей истории Риги и мореходства, а также филиал филармонии – концертный зал.

История

Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбертом Буксгевденом

За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы

Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля — от романского к «северной готике».

Домский собор на почтовой марке Латвии

В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году он был разобран. Вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.

Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле. Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века с части Домской площади, вдоль северной стены и восточной алтарной части собора, был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.

Достопримечательности собора также включают в себя мемориальный камень небольших гильдий (XIX век), барочную резьбу (около 1641 года) и могилу первого епископа Ливонии Майнхарда фон Зегеберга.

В 1991 году собор передан ЛЕЛЦ

Домский собор сегодня

Вместе со строительством новой колокольной башни в Домском соборе появляется органная галерея. И вот в таком виде знаменитый лютеранский таллинский храм и дожил до наших дней. Сегодня перед нами – соборное здание, совмещающее в своих линиях гармонию готики и барокко, имеющее три нефа, центральный из которых заключает в себе алтарное продолжение. Над ним поднимается барочная башня-колокольня. Внутриархитектурное решение создает прекрасную акустику, и звучание органа, появившегося в Домском соборе в 1878 году, непременно обрадует ценителей этого музыкального вида искусства. Одна из вековых функций этого храма состояла в том, что он играл роль усыпальницы для местной знати. Сегодня эти каменные надгробные плиты признаны произведениями искусства и находятся в зоне свободного обозрения посетителей собора. Строгие лаконичные надписи напоминают нам много известных имён. Среди них – русский адмирал Самуил Карлович Грейг (1736–1788 г), прослуживший в Российском императорском флоте с 1764 по 1788 гг. Также вспоминается уроженец Эстонии Иван Фёдорович Крузенштерн (1770–1846 г.) – адмирал, легендарный русский мореплаватель, под началом которого было совершено первая русское кругосветное плавание, в котором участвовали суда «Нева» и «Надежда».

Об этом событии символически повествует находящаяся справа от монумента рельефная скульптура женщины, держащей одной рукой якорь и поднявшей в другой горящий факел над головой. Фигура изображена на фоне корабля под названием «Надежда». По кругу изображения можно прочитать надпись, гласящую: «Первому русскому плавателю кругом света». Стоит отметить, что Иван Фёдорович также был одним из основателей Русского географического общества и пионером среди тех, кто стоял у истоков регулярных исследований глубин Мирового океана. Его трудам принадлежит и создание знаменитого «Атласа Южного моря». В Таллине вы можете также увидеть корабль, именованный в его честь. в Дни моря вход на него свободный для всех желающих.

Кстати, надгробие адмирала завершает собой вереницу усыпальниц известных людей, размещенную в Домском соборе. В итоге, в настоящее время здесь представлено 107 гербовых эпитафий. Продолжая разговор о внутреннем убранстве храма, непременно стоит особенно отметить епископскую кафедру (1686 г.) и алтарь (1696 г.) работы одного из известнейших мастеров барокко XVII века Кристиана Аккермана. Кстати, большинство размещённых в Домском соборе эпитафий также было рождено именно в его мастерских. Потолочный навес над кафедрой, усиливающий голос епископа и также относящийся к уникальным шедеврам, выполнен в 1730 году

Также обратите внимание на картину над алтарём (1866 г.), где немецкий художник Э. Гебхардт изобразил Распятого Иисуса Христа

А непосредственно сам роскошный деревянный алтарь в стиле барокко представит вашему взору гармоничный союз скульптуры и живописи, который очень интересно воспринимается на строгом фоне гладких стен алтарной части. Есть в интерьере собора и такие необычные фрагменты, которые людям других конфессий скорее напомнят о театре, нежели о храме. Речь идёт о ложах, предназначенных для аристократической знати, посещавшей мессы. Служили эти места для комфорта дворянских лиц из Лифляндии и Эстляндии, хотя, мне кажется, что христианский принцип равенства всех людей перед Богом здесь явно был нарушен. Но это моё личное мнение, а в Домском соборе, тем не менее, интересно посмотреть на эти своеобразные «укрытия от толпы простолюдинов».

Одна из лож, принадлежащая семье некого von Patkul, располагается напротив пастырской кафедры, в месте схождения алтарной части и восточной стены южного нефа. Выполнена она была в стиле классицизма и относится к середине XVIII века. Также в Домском соборе на стене южного нефа можно увидеть другую ложу, которой владела семья von Manteuffel. Этот древний баронский род прибалтов восходил к началу XIII века. К дворянству он был приписан в 1620 году. В застекленных окнах этих аристократических лож вставлены, пожалуй, самые древние стекла в Таллине.

Фото и описание

Кафедральный собор Уэски, также известный как собор Преображения Господня, — главная церковь города Уэска на северо-востоке Испании. Строительство готического собора началось в конце 13-го века и завершилось только в начале 16-го столетия.

Идея возведения собора в Уэске появилась во время правления короля Хайме I Арагонского (1213 – 1276), когда в других городах провинции уже были свои соборы, датированные преимущественно романским периодом. Такое опоздание связано с тем, что в Уэске христианские службы на протяжении почти двух столетий проводились в здании мусульманской мечети. Но новый епископ, племянник короля Хайме I, решил, что такое положение дел недопустимо, поэтому в 1273-м году было решено строить готический кафедральный собор на месте старинной мечети (от нее сохранились только арка в форме подковы в клуатре, которая, вероятно, служила входом в минарет). Правда, само строительство началось несколько позже – в 1294-м году. Оригинальный проект предполагал возведение храма с тремя нефами, пятью часовнями спереди и трансептом.

Передняя часть собора с пятью апсидами была построена между 1294-м и 1309-м годами, тогда же была сооружена северная стена трансепта с арочным дверным проемом. Возведение боковых нефов шло с 1296-го по 1304-й годы, еще позже были построены часовни. В первой половине 14-го века в боковых нефах появились простые крещатые своды, а центральный неф и трансепт были перекрыты деревянной крышей.

Фасад собора – работа мастера Гийома Инглеса – выдающийся образец готической скульптуры. Здесь можно увидеть семь архивольтов с 16 фигурами, 14 изображениями дев, 10 ангелами и 8 пророками. Тимпан увенчан статуей Девы Марии с Младенцем, а по бокам от нее стоят волхвы и воскресший Христос с Марией Магдалиной.

В 15-м веке по инициативе Папы Римского Бенедикта XIII был частично построен готический клуатр на месте романского, в частности – галерея с южной стороны. А в 1620-м году Дамиан Формент создал главный запрестольный образ собора – огромный триптих с изображением Страстей Христовых.

Тоомемяги

Место, где находится собор (Toomemägi — Домская горка), в XIX веке превращено в парк. Кроме пунктов общественного питания, в парке установлено несколько памятников учёным и литераторам Тарту:

  • Карл Эрнст фон Бэр (1792—1876) — выдающийся естествоиспытатель;
  • Кристьян Яак Петерсон (1801—1822) — первый эстонский поэт;
  • Николай Иванович Пирогов (1810—1881) — великий русский врач;
  • Фридрих Роберт Фельман (1798—1850) — писатель, автор идеи эпоса «Калевипоэг».

Дорога вниз с холма к городу проходит через Inglisild или Ангельский мост (что, скорее всего, является искажённым названием «Englische Brücke», Английский мост), построенный между 1814 и 1816 годами. На мосту имеется рельефное изображение первого ректора восстановленного университета Георга Фридриха Паррота (1767—1852) и девиз «Otium reficit vires» («Отдых восстанавливает силы»). Также на Toomemägi находится Верховный суд Эстонии, Тартуская обсерватория (Tähetorn), построенная в 1811 году, и старый анатомический театр.

Соборы в разных направлениях христианства

Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.

Православие

У православного храма выделяют три части:

  1. Алтарь;
  2. Наос (или средняя часть под куполом);
  3. Притвор (вход внутрь).

При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.

Католицизм

Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.

Протестантизм

В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.

Университет

Библиотека Дерптского университета, построенная на руинах Домского собора в Тарту (Дерпте). Гравюра 1821 года

После повторного открытия Дерптского университета (нем. Kaiserliche Universität zu Dorpat) с преподаванием на немецком языке (ранее с 1632 по 1665 работал шведский университет), который 12 апреля 1802 года основал Александр I, на руинах собора по проекту архитектора Йогана Вильгельма Краузе построили трёхэтажную университетскую библиотеку. Работа велась с 1804 по 1807 год. Краузе планировал также организовать в одной из башен обсерваторию, но эта идея не была реализована. Обсерваторию выстроили заново. К концу XIX века северная башня была превращена в водонапорную башню.

В 1960-х годах здание библиотеки было расширено и оборудовано центральным отоплением. Когда в 1981 году университет построил новую библиотеку, оно было превращено в исторический музей университета (эст. Tartu Ülikooli ajaloomuuseum). Масштабная реставрация здания была проведена в 1985 году. В ходе неё был восстановлен интерьер XIX века. В настоящее время музей хранит множество экспонатов, имеющих для университета историческую ценность, в том числе научные инструменты и редкие книги. Остатки внешних стен хоров и другие руины законсервированы.

Колокольня

Когда я пытаюсь сфотографировать удивительную Домскую церковь, мне всегда приходится отходить на приличное от неё расстояние, так как хочется, чтобы в кадре непременно попала и её уникальная колокольня. Она была возведена над собором в конце XVIII века во времена Екатерины II. Известный архитектор Карл Гайст создаёт проект этой колокольной башни в стиле барокко.

Взгляните вверх и полюбуйтесь вместе со мной её своеобразным кивером. Его восьмиугольное основание плавно перетекает в лёгкую арочную галерею, выше которой поднимается шпиль с флюгером, укреплённым на шаре. Но не смотря на сложность конструкции, согласитесь, что воспринимается она вполне гармонично, вписываясь в мелодию самого древнего собора. На флюгере колокольни видны цифры «1779», ознаменовывающие собой год завершения её строительства. На самой макушке флюгера находится золоченая лилия, как цветок, символизирующий чистоту и непорочность Девы Марии.

Правда, для людей мало ознакомленных с символикой Евангелия, порой кажется, что на шпиле расположена корона. Я думаю, что в силу того и бытует легенда, что это сделано специально в благодарность нашей русской императрице Екатерине II, пожертвовавшей немалую часть финансовых средства для строительства башни. Для меня интересным стал факт, что она является самой молоденькой колокольней старейшей таллинской церкви. Вот такой парадоксальный архитектурный симбиоз этого собора на холме Тоомпеа.

Самые известные православные соборы

  1. Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, расположенный в Москве, особенно популярен у политиков и бизнесменов. Его отстроили в 1997 году, восстановив собор 19 века. 
  2. Собор Василия Блаженного (или Собор Покрова Пресвятой Богородицы) так же расположен в Москве на Красной площади и уже считается ее символом. Построен был в середине 16 века, о его архитекторе до сих пор идут споры.
  3. Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Он совсем непохож на обычную православную церковь, потому что выполнен в стиле ампир. Во времена СССР его сделали Музеем религии и атеизма, но в 200 году его снова сделали собором и заново освятили.
  4. Успенский собор во Владимире известен тем, что построен до времен татаро-монгольского ига и до постройки Москвы считался важнейшим собором Руси.
  5. Церковь покрова на Нерли была заложена в 1165 году. Формы просты и изящны. И пусть храм не может похвастаться особой пышностью, но все равно достаточно ценится историками.

Капелла Ферзена

Когда вы решите зайти в храм, я предлагаю на недолго задержаться в его притворной части, где можно заметить за решетчатой деревянной дверью эту погребальную капеллу. В ней располагается не до конца законченный в работе саркофаг знаменитого барона Отто Вильгельма Ферзена (1623–1703) шведского фельдмаршала, который в 1691–1698 годах был генерал-губернатором Ингерманландии и Кексгольма (нынешнего Приозерска). Мне, как петербурженке, интересно было узнать эту историческую ремарку о городке в нашей Ленинградской области. Капелла появилась в соборе XVI веке, а надгробный памятник создан в 1704 г. стараниями и талантом Йохана Стокенберга, скульптора, принявшего активное участие в восстановлении собора после пожарища 1684 года. Саркофаг выполнен в стиле барокко, а на нём прилёг грозный каменный лев, строго взирающий на приходящих туристов.

Ранее в этой капелле, помимо надгробия Ферзена, помещалась украшенная искусной резьбой гербовая эпитафия этого дворянского рода. Теперь она перенесена внутрь собора, а вместо неё на стене появились три мраморные плиты

Я предлагаю вас обратить на них своё внимание. На центральной из этих мемориальных досок, окрашенной в чёрный траурный цвет, высечена надпись «Они погибли за Родину», под которой идёт перечисление имён местных дворян, погибших во время Отечественной войны 1812 года, а также военных действий 1813–1814 годов

На двух белых крайних досках сообщаются имена тех дворян, которые сражались за Родину и отличились в этой войне. Среди списка на правой я с гордостью встретила фамилии наших знаменитых соотечественников. Это представители рода князей Голицыных: Александр Сергеевич (1789–1858), Сергей Сергеевич (1783–1833), Владимир Сергеевич (1794–1861) и Василий Сергеевич (1794–1836) Голицыны. На левой доске я нашла упомянутым русского героя Отечественной войны 1812 года Александра Ивановича Остерман-Толстого (1770–1857). И здесь, как на колоколоколах Домской звонницы мне слышится застывшая музыка времён давно минувших!

Орган

Орган

Главной достопримечательностью Домского собора является его орга́н, установленный в 1883—1884 годах. Произведения для органа Домского собора писали, в числе прочих, и такие известные композиторы, как Франц Лист и Макс Регер.

Дошедший до наших дней инструмент был изготовлен фирмой «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса, поэтому в декоративной резьбе присутствуют детали стилей маньеризм, барокко и рококо.

Впечатляющий орган высотой в 25 метров включает в себя 6 768 труб (по другим сведениям — 6 718), металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну для ног — педаль. На большом пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подаётся при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект — фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599—1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризм или раннего барокко. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента и давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведён за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим габаритам, хотя и не по числу труб, он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и бывшего СССР.

В 1981—1984 годах голландская фирма «Flentrop Orgelbouw Zaandam» выполнила реставрацию органа.

История

Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбертом Буксгевденом

За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы

Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля — от романского к «северной готике».

Кафедра 1641 года

В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году он был разобран. Вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.

Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле. Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием, и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века с части Домской площади, вдоль северной стены и восточной алтарной части собора, был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.

Достопримечательности собора также включают в себя мемориальный камень небольших гильдий (XIX век), барочную резьбу (около 1641 года) и могилу первого епископа Ливонии Майнхарда фон Зегеберга.

Приметы и легенды Toomkirik

Ну, раз при Домском соборе есть школа, то, думаю, что мне стоит рассказать вам и об одной из примет, связанную с ним у учеников (да и взрослых людей). Оказывается, если к противоположной входу стене церкви приложить ладонь и загадать желание, то оно непременно исполнится! Конечно, учащиеся бегают сюда перед экзаменами и зачётами, но если и вы будете когда-то гулять по Вышгороду, можете тоже попытать удачу. Мы вот возможности такой не упускаем!

Есть у Домского собора, как у любого таинственного здания, родом из средневековья и легенда. На полу при входе в церковь можно увидеть странную надгробную плиту с надписью, которая гласит: «Могила Отто Иоханн Туве помещика Эдизе, Вяена и Коону. Год 1696». Этот эстонский дворянин, чья фамилия в переводе означает «Голубь», был вовсе не смиренным голубком, а настоящим повесой и гулякой. Недаром при жизни его прозвали таллинским Дон Жуаном. Но перед смертью, видимо, и ему было не чуждо переосмыслить своё поведение и покаяться в грехах. И покаяние его было так искренне, что завещал он похоронить себя прямо на входе в Домский собор, чтобы все прихожане попирали его могильную плиту ногами, ну, а сердобольные христиане, чтобы вспоминали его словом молитвы перед девой Марией. Так или иначе, но я нашла информацию, что на севере Эстонии действительно проживал дворянский род Туве, чей герб находится на колокольне церкви, построенной этим семейством в Йыхви.

Видимо, религиозность была характерна всем родственникам нашего Туве. Так что непременно уделите ему секунду вашего внимания и вздохните о неприкаянной душе. А заодно заметьте любопытную особенность. Чтобы зайти в храм вам приходится спускаться, а не подниматься, как это принято, по ступеням. Всё объясняется именно возрастом собора. За время его стояния успел образоваться так называемый «культурный слой». Вот мостовая вокруг храма постепенно и «поднялась», а пол опустился относительно уровня земли. И вновь — застывший ход времён, и это удивительно!

Школа при Домском соборе

Мне очень интересно было узнать, что сегодня при Toomkirik существует и детская евангелическо-лютеранская Соборная частная школа, которая получила в аренду на 30 лет 2 здания в старом городе (Apteegi, 3 и Toom-Kooli, 6).

Традиция создания подобных образовательных учреждений была положена ещё в далёком XIII веке, когда при Домском соборе появилась школа для семей рыцарей. В 1765 г. школа принимала детей знати и давала хорошие на тот момент академические знания. С 1920 г. здесь обучали немецкому языку. Школа называлась «Domschule в Ревеле». В 1939 г. была закрыта. Возобновила свою деятельность в 2011 г. в качестве первой лютеранской частной школы при Домском соборе.

В наши дни здесь сегодня обучается 170 ребят с 1 по 6 класс, и с каждым годом их становится больше. Кстати, мне очень нравится их школьная форма! Кроме общеобразовательных занятий дети изучают Евангелие. Для них существуют кружки обучения игры на арфе, гитаре, пианино, скрипке и хорового пения. Цель этой школы – дать детям хорошее современное школьное образование совместно с культурным, экологическим и духовным просвещением. Обучение построено на сотрудничестве школы, церкви и семьи на основе христианского мировоззрения.

Главным считается воспитание совестливого, порядочного человека. Образовательная среда построена так, что ребята могут раскрыть свой творческий потенциал, получить помощь в сложной жизненной ситуации и не испытывать при обучении стрессов и негативных эмоций.

В месяц такое обучение стоит 90 EUR, но многие дети получают спонсорскую помощь

Здесь отмечают государственные, церковные и народные праздники, уделяется большое внимание патриотическому воспитанию и изучению фольклора, устраиваются семейные выезды

История собора

Создание этого уникального памятника архитектуры восходит к первой трети XIII века. Построена церковь была в честь особенно почитаемой католиками и лютеранами Девы Марии (на эстонском языке – Püha Neitsi Maarja).

Само имя собора, звучащее, как Toomkirik, пришло из древнего немецкого языка, из которого, кстати, в эстонском языке немало заимствованных слов. Буквально имя храма означает «церковь, являющаяся главным собором». Правда, несмотря на немецкую природу этого названия, само духовное здание появляется благодаря заслугам датчан. Первое упоминание о Домском соборе встречается в государственном реестре, как датируемое 1233 годом. Хотя точное время его основания и неизвестно. Предполагают, что это случилось при вторжении датчан на территорию эстов в 1219 году. Завершение строительства относится к 1240 году, и храм, как римско-католический, был освящен в честь Святой Девы Марии. Домская церковь, таким образом, стала матерью для всех последующих христианских храмов в Таллине, а саму Эстонию называют землёй Святой Марии.

Поначалу в силу политических причин Toomkirik была тесно связана с историей развития немецкой церкви, потом – со Шведской. Становится лютеранским храмом этот собор лишь в 1561 году. Тот облик здания церкви, который мы видим с вами сегодня, стал результатом многократных реконструкций и достроек. Да и перипетии истории внесли свою лепту. Так, летом 1684 года пожар, разгулявшийся на Тоомпеа, уничтожает основную часть внутреннего благолепия храма и башню под южным нефом. Но за 2 года собор наскоро реставрируют, и Рождественская служба 1686 года вновь возрождает здесь духовную жизнь. Правда, предстояло ещё масса трудов до его окончательного восстановления. Но впереди была Северная война, притормозившая эти работы.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора