Альбрехтдюрер

Путешествия

В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Иллюстрация А. Дюрера

В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.

Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)

С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было.В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис». Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов.В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.

А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)

В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе).В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы, и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини.Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.

Дом-музей Дюрера

Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера.По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».

Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)

Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле).С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.

А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»

Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».

Страница из Молитвенника

В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.

Масло и Библия

К масляным картинам Дюрера, безусловно относится большая часть портретов и автопортретов, но здесь мы поговорим именно о его «серьёзных» полотнах, которым эта самая серьёзность и помешала. Нет, они технически почти безупречны, библейские сюжеты придают им глубины, страсть к деталям, явно ощутимая даже в гравюрах, не даёт назвать их поверхностными, но им как будто не достаёт той страсти, духа авантюризма или даже озорства, что Дюрер позволяет себе в других техниках и жанрах. Впрочем, мастер не был бы собой, если бы и здесь не пошатнул «основы нравственности», его диптих «Адам и Ева» – одно из первых изображений обнажённых людей, основывающихся на библейских сюжетах.

Христос среди учителей (1506)

Адам и Ева (1507)

Бегство в Египет (1494)

Оплакивание Христа

Мученичество десяти тысяч христиан (1508)

Алтарь Паумгартнеров

Поклонение волхвов (1504)

Праздник четок (Праздник розовых венков) (1506)

Христос, поддерживаемый ангелами

Гравюра

За свою жизнь мастер создал более четырёхсот пятидесяти (!) гравюр, которые стали для него не только способом постоянного заработка, но и ещё одним страстным увлечением. Именно гравюру принято считать высшим творческим достижением Дюрера. Он стал первым немцем, освоившим как традиционную гравюру на деревянной основе, так и набирающую популярность гравюру на меди. Утилитарная, «нишевая» техника, которая должна была посредством картинок передавать неграмотным суть написанного в книге, стала благодаря Дюреру самоценным видом искусства. Многие издания классических произведений по сей день сопровождают именами художников-гравёров, как например «Божественная комедия» Доре или Апокалипсис Дюрера. Детализация, полутона, объём фигур и предметов, наконец, сюжеты, полные многозначительной таинственности («Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол») – вот причина по которой философ Эразм Роттердамский говорил: «Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью».

Рыцарь, Смерть и Дьявол (1513)

Танцующие крестьяне (1514)

Четыре всадника Апокалипсиса (1496)

Воскресение Христа (1510)

Триумфальная колесница Максимилиана I (1518)

Турнир на лошадях (1518)

Меланхолия (1514)

Морское чудовище (1498)

Немезида (1502)

Повар и его жена (1496)

Святой Георгий на коне (1505)

Семь трубящих ангелов (1511)

Солдат и Смерть(1510)

Волынщик (1514)

Турецкая семья (1496)

Четыре ведьмы (1497)

Мадонна на полумесяце (1511)

Молодой заяц

Синопсис

Шедевральная работа немецкого искусства эпохи Возрождения «Молодой заяц», авторства Альбрехта Дюрера, является одной из первых работ, в которой раскрывается тема природы и стиль художника. Животное окрашено, как и более поздняя работа «Большой кусок луга» (1503, Альбертина), в гиперреалестичной манере, придающей правдоподобности.

Акварельный заяц — пример детального реализма Северного Возрождения, стиля, возникшего в фламандской живописи 15-го века. Одним из самых известных представителей этого направления был Ян ван Эйк (1390–1441).

Дюрер

Альбрехт известен также, благодаря ксилографии и ряду гравюр, чему поспособствовал отец-ювелир. Кроме этого, за плечами Дюрера есть серия инновационных автопортретов, увлечение ландшафтным дизайном, растениями и животными, возникшее во время путешествий в Германии и Италии. Визиты Дюрера в Италию, к слову, дали мастеру представления о популярных методиках и тенденциях эпохи Возрождения.

В работах живописца можно увидеть синтез идей и приемов средневековой живописи и искусства ренессанса.

Описание работы

Фрагмент работы

До сиз пор не известно, создан ли «Молодой заяц» целиком в мастерской или автор сделал наброски животного в дикой природе, а затем завершил работу в закрытом помещении. Некоторые искусствоведы утверждают, что отражение оконной рамы в глазах зайца может доказывать последнее. Однако, автор известен тем, что использует отражения как метод придания дополнительной естественности и реалистичности своим персонажам. Многим экспертам, наиболее вероятным кажется то, что Дюрер использовал чучело животного для окраски, после создания эскизов и заметок в дикой природе.

Конечно, реалистичность зайца впечатляет. Для этого Дюрер применяет сложную структуру и впечатляюще использует светотень. Помимо того, что ему удалось выделить уши и каждый волос на всем туловище модели, также создать эффект теплого золотого света, придающего жизненной энергии зайцу.

Фрагмент работы

Изначально, Дюрер создал контур фигуры, а затем покрыл работу коричневой краской. В дальнейшем, используя совокупность темных и светлых мазков окрасил мех, используя акварельные краски. Следующим шагом стало добавление мелких деталей, вроде усов и отражение окна в глазах. После окончания работы с акварелью, мастер нанес гуашью ряд мазков, для придания меху необходимой структуры. Наконец был добавлен ряд белых бликов, что придало объемности животному.

Пейзажи

Следует откровенно признать, что пейзажи не являются любимым жанром самого мастера или важной вехой в его наследии, но игнорировать их было бы неправильно и нечестно. Порой идеально-прозрачные, порой ярко-лубочные виды городов и природы колеблются между отстранённостью и страстью

Они написаны быстрой рукой, без излишних подробностей и сложнейших полутонов, которых Дюрер умел добиваться даже чёрно-белой штриховкой, но они вместе с этим точно передают настроение самого мастера.

Мельница в Пегнице (1494)

Пруд в лесу (1496)

Трент. Вид с Севера (1495)

Цитадель Арко в Южном Тироле (1495)

Водяная мельница в горах и рисовальщик (1490)

Высокогорная дорога (1490)

Инсбрук (1495)

Двор замка в Инсбруке без облаков (1494)

Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве

Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г

художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.

1498 Четыре всадника Апокалипсиса

Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.

1510 Взятие под стражу

Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.

1514 Меланхолия

Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.

1513 Рыцарь, смерть и дьявол

Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.

1508 Руки молящегося

Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.

1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.

1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками

Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.

1502 Молодой заяц

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.

Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.

В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов

Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы

Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.

Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.

Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»

«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Автопортреты и портреты

Может быть подобная последовательность в заглавии может удивить человека незнакомого с творчеством мастера, но только не знатоков и ценителей

И не столь важно, что именно с портретов, написанных для немецкой знати, началась карьера мастера. Дюрер создал множество блестящих портретов, демонстрируя высочайшее мастерство, но именно автопортреты, которые мастер продолжал создавать многие годы (первый был написан им ещё в тринадцать лет) совершили переворот в жанре, впервые продемонстрировав его таким, каким он известен нам

Помимо того, что его усилиями портрет стал «самостоятельным» жанром в живописи, Дюрер впервые изобразил на (авто)портрете человека полностью анфас. Решение было противоречивым и скандальным – прежде так изображали на картинах и иконах только Христа. Молодой и привлекательный художник двадцати восьми лет от роду с длинными волосами и бородкой кажется самодовольным захватчиком, посягателем на «свято место», а авторская приписка о том, что нарисован портрет «вечными» красками, выглядит едва ли не кощунственно. Сейчас даже смешно говорить о подобном, но тогда Дюрер бросил настоящий вызов миру. И победил, конечно.

Автопортрет (1500)

Портрет Барбары Дюрер, урожденной Хольпер (1490)

Портрет императора Максимилиана1 (1518)

Портрет Бернарда фон Ризена (1521)

Портрет Ганса Тухера (1499)

Портрет Эльсбет Тухер (1499)

Святой Иероним (1521)

Портрет молодой венецианской женщины (1505)

Старуха с кошельком (1507)

Портрет Барбары Дюрер (1514)

Портрет Якоба Муффеля (1526)

Автопортрет (1498)

Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.

1515 Карта Северного неба

В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.

Пропорции человека

Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.

Другие мотивы

Одним из ключевых моментов творчества, продолжающим в некотором роде натуралистическую серию, является изображение простых крестьян, типажей иностранцев, и просто зарисовок всего вокруг: от подушки, до собственного кукиша(!), которые чаще всего встречаются на рисунках и гравюрах, допускающих известную демократичность. Это и антропологическое наблюдение, и социологическое исследование в одном произведении

В этом весь Дюрер – внимание к деталям, отказ от вероятности существования несущественных подробностей, серьёзность и ирония в одном флаконе

Три знатных дамы из Ливонии (1521)

Турки и слуга

Ирландские воины и крестьяне (1521)

Карта северного неба (1515)

Арион (1514)

Смерть верхом на лошади (1505)

Шесть этюдов подушек (обратная сторона Автопортрета с этюдами руки и подушки) (1493)

Этюд с женской фигурой (1528)

Этюд. Левая рука Альбрехта Дюрера (1494)

Голова ангела (1506)

Помимо вышеперечисленного Дюрер создавал фамильные гербы, экслибрисы для личных библиотек, эскизы витражей и даже… рисовал собственные сны. Вот текст, написанный под абстрактной, на первый взгляд картинкой: «В 1525 году после Троицы ночью между средой и четвергом я видел во сне, как хлынуло с неба множество воды. И первый поток коснулся земли в четырех милях от меня с великой силой и чрезвычайным шумом и расплескался, и затопил всю землю. Увидев это, я так сильно испугался, что проснулся от этого раньше, нежели хлынул еще поток. И первый поток был очень обилен, и часть его упала вдали, часть — ближе. И вода низвергалась с такой высоты, что казалось, что она течет медленно. Но как только первый поток коснулся земли и вода стала приближаться ко мне, она стала падать с такой быстротой, ветром и бурлением, что я сильно испугался, я дрожал всем телом и долго не мог успокоиться. И когда я встал утром, я нарисовал все это наверху. Боже, обрати все к лучшему».

Сновидение (1525)

19 июня, 2019

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора