Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города москвы «школа № 1363»

Содержание
  1. Нганасаны
  2. История заселения Красноярского края
  3. Численность и расселение
  4. Социальная структура
  5. Похожие новости
  6. Происхождение
  7. Исторические сведения
  8. Жизненный уклад
  9. Примечания
  10. Все новости
  11. Язык
  12. Энцы
  13. Кеты
  14. one thousand and seventy-six rubles and sixty-four kopecks
  15. Начислить НДС на сумму 1076.64:
  16. Сумма НДС 18% (Россия) = 193.80 прописью:
  17. Сумма 1076.64 с НДС 18% (Россия) = 1270.44 прописью:
  18. Сумма НДС 10% (Россия) = 107.66 прописью:
  19. Сумма 1076.64 с НДС 10% (Россия) = 1184.30 прописью:
  20. Сумма НДС 12% (Казахстан) = 129.20 прописью:
  21. Сумма 1076.64 с НДС 12% (Казахстан) = 1205.84 прописью:
  22. Сумма НДС 20% (Украина) = 215.33 прописью:
  23. Сумма 1076.64 с НДС 20% (Украина) = 1291.97 прописью:
  24. Выделить НДС из суммы 1076.64:
  25. Сумма НДС 18% (Россия) = 164.23 прописью:
  26. Сумма 1076.64 без НДС 18% (Россия) = 912.41 прописью:
  27. Сумма НДС 10% (Россия) = 97.88 прописью:
  28. Сумма 1076.64 без НДС 10% (Россия) = 978.76 прописью:
  29. Сумма НДС 12% (Казахстан) = 115.35 прописью:
  30. Сумма 1076.64 без НДС 12% (Казахстан) = 961.29 прописью:
  31. Сумма НДС 20% (Украина) = 179.44 прописью:
  32. Сумма 1076.64 без НДС 20% (Украина) = 897.20 прописью:
  33. Интересные факты
  34. Традиции и обряды
  35. Быт

Нганасаны

Так же как и долганы, нганасаны живут на Таймыре, правда, в северной и центральной его частях. Их значительно меньше – приблизительно 850 человек (всего!). Народность эта возникла в восемнадцатом веке, а предками нганасан являются тунгусы и самодийцы. Сами себя нганасаны называют очень забавно и емко – «ня», что в переводе на русский означает «товарищ». Данные «товарищи» считаются самым северным евразийским народом.

Нганасаны говорят на нганасанском языке (125 человек) и на русском (остальные). Их традиционные занятия – пушная охота, рыболовство и домашнее оленеводство. Женщины выделывают шкуры, шьют национальные костюмы (как раз из оленьих шкур и собачьего меха) и обувь. Впрочем, если раньше было принято носить только национальную одежду, сейчас нганасаны могут надевать и европейскую. Очень распространен местный фольклор – частушки, предания, сказки и так далее.

История заселения Красноярского края

По сведениям некоторых историков, первые коренные народы, населяющие Красноярский край, появились на его территории аж 200 тысяч лет назад. Освоение площади началось на юге края и протянулось на север вдоль Енисея. Установлено, что первыми жителями этого региона стали монголоидные племена, вслед за которыми там появились тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие (кстати, именно от древних тюрков и произошли хакасы, одни из нынешних жителей Красноярского края).

Если, отвечая на вопрос о том, какие народы населяют Красноярский край сейчас, говорить именно о коренных жителях, то таких этносов наберется всего десять. Это долганы, нганасаны, чулымцы, кеты, эвенки, юги, ненцы, энцы, селькупы и хакасы.

Численность и расселение

В XVIII веке, по данным Б. О. Долгих, численность энцев превышала 3 тыс. человек. По переписи населения СССР 1926 года энцы насчитывали 376 человек. По данным переписи 1989 года, в СССР проживало 209 энцев, а в РСФСР — 198 энцев, из которых лишь 46 % считало родным энецкий язык (впрочем, в данных этой переписи часть энцев была записана ненцами и нганасанами; по опросным же этнографическим данным, численность энцев составляла 340 чел.). Бо́льшая часть энцев (103 чел.) в 1989 году жила на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

В 2002 году, по данным переписи населения, численность энцев в Российской Федерации составляла 237 человек, в том числе 213 чел. — в Красноярском крае, в основном в Таймырском Долгано-Ненецком районе (197 чел., из которых владело энецким языком 66 чел. (33,5 %)).

Наибольшее количество энцев (86 человек) в 2002 году проживало в посёлке Потапово, где живут лесные энцы. Тундровые энцы в основном живут в посёлке Воронцово; население обоих посёлков является многонациональным.

Помимо этого, энцы живут в районе города Дудинка, посёлка Усть-Авам и др. в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Несколько энцев проживает в самом городе Дудинка (Таймыр), некоторые — совместно с нганасанами в других местах Таймыра.

Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно две трети численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади или Могади) и имела самоназвание сомату-онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду (родственники по жене).

Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне между Игаркой и Дудинкой. В их состав входили родовые группы Ючи, Муггади (меньшая часть) и ряд семей группы Бай. Этнографическая специфика этих групп в значительной степени утрачена и они рассматриваются в качестве чисто территориальных подразделений.

Социальная структура

Комплексное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев требовало гибкой системы организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и на территориальных связях. Главенствующую роль в обществе играет мужчина. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребёнка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения. В быту энцы обычно пользуются не именами, а прозвищами, которые есть у каждого человека. У одного человека их может быть несколько. Например, человеку с короткой шеей дано прозвище Бякши ‘без шеи’. Встречаются также прозвища Ниби ‘паук’, Найку ‘лысенькая’, Тэтако ‘богатенький’.

Похожие новости

14/08/2017

​Группа ученых из России, Киргизии и Великобритании выяснила, что средневековое городище Бухта Находка на Ямале было основано во второй четверти XIII века, при этом аналогичные постройки в средние века возводили жители Исландии и саамы на севере Европы.

1525

24/10/2016

​Ассоциация учителей литературы и русского языка проводит в Красноярске Международный Сибирский филологический форум, который продлится с 24 по 29 октября и будет проходить в крупнейших университетах города (Красноярском государственном педагогическом университете им.

2300

04/12/2017

С 30 ноября по 2 декабря 2017 года в Сибирском федеральном университете проходит международная научно-практическая конференция «Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы» с участием ведущих зарубежных и российских ученых, экспертов в области миграционных процессов и национальных вопросов.

1148

28/08/2017

​Исследователи из Института математики и фундаментальной науки Сибирского федерального университета (СФУ) совместно с коллегами из Тувинского государственного университета и научно-образовательного центра «Тюркология» Республики Тыва изучили тувинские фольклорные произведения с помощью алгебраического метода формального анализа понятий, сообщила пресс-служба СФУ.

923

03/11/2018

Проектный офис развития Арктики «ПОРА» совместно с Сибирским Федеральным Университетом реализует уникальный проект по созданию энецкой письменности. Для самого малочисленного коренного народа севера, каковым является энецкий народ – это знаковый и весьма важный процесс.

792

27/10/2016

​3 ноября 2016 года Сибирский федеральный университет посетит делегация Израиля в лице первого секретаря посольства Государства Израиль в РФ Ирис Цвайг, административного директора Израильского культурного центра в Новосибирске при посольстве в РФ Мати Цвайга и писательницы, переводчика, журналиста Марины Грослернер.

1120

04/10/2017

Древнеегипетская мумия из Эрмитажа оказалась забальзамированным телом мужчины. Исследование было проведено на компьютерном томографе.  ​​В конце августа в Клинической больнице №122 на спиральном компьютерном томографе проводилось сканирование древнеегипетской мумии из коллекции Эрмитажа.

894

21/05/2018

​Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) по заказу Везувианской академии этноисторических традиций (Accademia Vesuviana di Tradizioni Etnostoriche) разработали проект развития природного историко-архитектурного парка «Национальный парк Везувий».

863

10/08/2017

Доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения АлтГУ Юлия Лысенко вернулась с Международного форума «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» под патронатом президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.

1841

Происхождение

В этногенезе энцев участвовали как местные северно-сибирские племена, так и продвигавшиеся со среднего Енисея и из бассейна Томи самодийцы, ассимилировавшие местное население. В новгородском памятнике конца XV века энцы впервые упоминаются под названием «монголзеи» — от названия энецкого рода Монгкаси, Муггади или Моггади (от этого наименования происходит и название основанного в 1601 году в землях энцев русского острога Мангазея). Название этого рода происходит от энецкого слова могга — «лес», так как его представители жили в лесу и любили лес. Ранее энцы состояли из патрилинейных родов: Моггади, Бай, Аседа, Лодоседа, Чор, Ючи, Солда и Садо и др. В настоящее время названия этих родов переведены на русский язык. Моггади, например — Болины (так как название этого рода переводилось как ‘полено, лес’). Представители рода Бай носят фамилию Силкиных, так как они обладали «силой», властью и имели много оленей.

В XVII веке энцы кочевали в бассейне Таза и Турухана и лесотундре между низовьями Таза и Енисея, но в конце этого века под натиском ненцев с запада и селькупов с юга они отступают на восточный берег нижнего течения Енисея.

У энцев/нганасан западно-евразийские митохондриальные гаплогруппы (Н, Н2, НЗ, Н8, U2, U4, U5, U7, J2, W) обнаружены у 33,4 %, при этом «палеолитическая» гаплогруппа U4 у энцев/нганасан достигает 20,8 %. На восточно-евразийские митохондриальные гаплогруппы (А, С, D, Z) у энцев/нганасан приходится 62,5 %. У энцев Y-хромосомная гаплогруппа N1a2b-P43 (ранее N1b) достигает 78 %.

Исторические сведения

Девушка народа энцы в традиционном костюме

Впервые об этом этносе заговорили на официальном уровне только в девятом веке. Именно этим временем датировано первое упоминание о них.

Немного позже люди стали расселяться и по другим землям, выбрав для этого низовья Енисея. При этом схематически всех представителей народа можно разделить на две категории: тундровую, которую еще называли хантайскими самоедами, и лесную, которая получила второе имя – карасинкие самоеды.

Тундровые энцы более известные как хантайские самоеды. Фото: nat-geo.ru

Первые предпочитали компактно селиться на самой крайней точке, выбирая окрестности поселка Караул. В некоторых источниках встречается особенное их обозначение – сомату.

Лесные энцы – карасинкие самоеды

А вот лесные энцы выбирали для проживания поселки, которые так или иначе выступали частью городской административной единицы поселка Дудинка. Этих жильцов часто называли пэбайями.

При этом вне зависимости от конкретной группы влияние соседствующих ненцев на культуры и обычаи энцев чувствуется до сих пор.

Жизненный уклад

С древних времен энцы отличались умелыми навыками в охоте на северных оленей. Лучше представители сообщества отправлялись за ними с луками, выбирая для засады озерные перешейки. Охотники предпочитали использовать незамысловатые ловушки с сетями, выбирая для этого речные переправы.

Современная охота на оленей в тундре

Одним из наиболее интересных способов охоты являлось использование в качестве приманки домашних оленей для ловли диких. Люди связывали рога животного плотными ремнями и отпускали пастись.

После того как домашний олень и его дикий собрат вступали в схватку, бодаясь, обычно свободные животные быстро увязали рогами в веревочных лабиринтах своего соперника. В результате, убежать в таком состоянии оба уже никуда без посторонней помощи не могли.

Жизнь народа энцы без оленей в условиях севера России не возможна

Несмотря на то, что согласно официальному предписанию энцы считаются частью православной церкви, часто это очень далеко от истины. Проблема кроется в том, что изначально представители этого этноса использовали в качестве основной религии шаманство и другие аспекты язычества.

Но так как православные миссионеры не всегда доходили до таких глухих мест, вера в единого Бога местами прижилась как-то слабенько.

Шаман энцев старинное фото

Люди до сих пор продолжают использовать основы идолопоклонничества, используя в своих обрядах обращения к различным природным явлениям, духам.

Так выглядяи шаманы народа энцы в наши дни. Фото: travelask.ru

Не зря ведь местные продолжают прятать в лесу изображения различных идолов, раскладывая их по секретным священным местам, а в жертву духам для выполнения разных просьб приносят деньги, ткань и еду.

Продолжение рассказа о исчезающем народе России энцах читайте во второй частьи статьи на нашем .

Отблагодарите автора лайком и подписывайтесь на канал. Делитесь в соцсетях.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения 24 декабря 2009.
  2. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2011.
  3.  (Проверено 7 декабря 2015)
  4. , с. 383.
  5. , с. 281.
  6. ↑ , с. 420.
  7. Сорокина И. П., Болина Д. С. Энецкие тексты.
  8. ↑ , с. 421.
  9. Терещенко Н. М.  Энецкий язык // Языки мира: Уральские языки / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Наука, 1993. — 398 с. — ISBN 5-02-011069-8. — С. 343—349.
  10. ↑ , с. 281—282.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 ноября 2012.
  12. ↑ , с. 282.
  13. Хелимский Е. А.  Самодийская лингвистическая реконструкция и праистория самодийцев // Сравнительно-историческое изучение языков разных семей: Лексическая реконструкция. Реконструкция исчезнувших языков. — М.: Academia, 1991. — 120 с. — ISBN 5-02-010972-X. — С. 86—99.
  14. ↑ , с. 283.

Все новости

  • 02/03

    74

  • 02/03

    79

  • 02/03

    77

  • 02/03

    154

  • 02/03

    69

  • 02/03

    69

  • 02/03

    90

  • 02/03

    132

  • 02/03

    106

  • 02/03

    82

  • 02/03

    92

  • 02/03

    Минобрнауки РФ предложила использовать фестиваль NAUKA 0+ для популяризации нацпроекта

    74

  • 02/03

    108

  • 02/03

    83

  • 02/03

    81

  • 02/03

    67

  • 02/03

    93

  • 02/03

    93

  • 02/03

    110

  • 02/03

    155

  • 02/03

    67

  • 02/03

    91

  • 02/03

    109

  • 02/03

    84

  • 02/03

    106

  • 02/03

    70

  • 02/03

    67

  • 02/03

    75

  • 02/03

    78

  • 02/03

    Десятая Российская молодёжная научно-практическая школа «Новое в
    познании процессов рудообразования»

    138

  • 02/03

    77

  • 02/03

    48

  • 02/03

    85

  • 02/03

    53

  • 02/03

    78

  • 02/03

    51

  • 02/03

    XV МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕЙСМОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
    «Современные методы обработки и интерпретации сейсмологических данных»

    73

  • 02/03

    127

  • 02/03

    111

  • 02/03

    84

  • 02/03

    72

  • 02/03

    90

  • 28/02

    304

  • 28/02

    324

  • 28/02

    437

  • 28/02

    320

  • 28/02

    362

  • 28/02

    307

  • 28/02

    291

  • 28/02

    286

Язык

Основная статья: Энецкий язык

До середины XX века энецкий язык считался диалектом ненецкого; в переписях и 1979 годов энцы не считались отдельной этнической группой, и их записывали ненцами или нганасанами. Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков, причём наиболее близок он ненецкому языку, от которого отделился 1,5 — 1 тыс. лет тому назад; после этого имело место вторичное контактное сближение с нганасанским языком. Среди северносамодийских языков энецкий язык наиболее архаичен в плане лексики, однако его фонетика претерпела радикальную перестройку. Энецкий язык подразделяется на два диалекта: тундровый и лесной, которые значительно отличаются друг от друга на большинстве уровней языковой структуры.

Длительное время энецкий язык оставался бесписьменным. В 1986 году Н. М. Терещенко опубликовала проект энецкого алфавита (опорой послужил лесной диалект); этот алфавит используют в энецких публикациях газеты «Таймыр», в изданиях фольклорных текстов. В 1995 году Д. С. Болина, применяя данный алфавит, опубликовала первую книгу на энецком языке — перевод «Евангелия от Луки».

По данным переписи 1989 года, энецким языком владело несколько менее половины всех энцев. Фактически же, по данным полевых исследований, полноценными носителями языка были единицы среди тундровых энцев и несколько десятков человек среди лесных энцев, причём в основном это были люди старших возрастов (энцы в возрасте 30—40 лет ещё владели в определённой степени энецким, но в обиходе предпочитали говорить по-русски). Основная масса энцев многоязычна: почти все владеют русским и/или ненецким языком, многие понимают речь долган, нганасан, эвенков. Часть энцев перешла на ненецкий язык, некоторые тундровые энцы — на нганасанский.

По переписи 2002 года, энецким языком в России владели 116 чел. (как среди энцев, так и среди других народностей страны — условно 49 % от энцев в РФ), а на Украине по переписи 2001 из 26 энцев родным признали свой язык 18 чел. (69 %).

Энцы

Ближайшая родня нганасан и ненцев – энцы, которых до недавнего времени и относили к этому народу. Они проживают на Таймыре в составе двухсот с небольшим человек. Энцами этот этнос стали называть лишь с 1980-х годов. И язык, и культура энцев очень схожи с нганасанскими и ненецкими. Язык до середины восьмидесятых годов двадцатого столетия не имел своей письменности.

Энцы произошли от смешения северно-сибирских племен с самодийцами. Название переводится на русский как «человек». Основные занятия энцев – пушной промысел, рыболовство, оленеводство. Как и ненцы, они живут в чумах, при этом есть у них и летнее, и зимнее жилище.

Энцы очень ревностно относятся к рождению детей, предпочитая, чтобы появлялся мальчик – именно мужчина считается у них главным в семье. Женщина же создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта. Интересен обычай энцев называть друг друга не по именам, а по прозвищам, которые символизируют либо внешние особенности человека, либо его характер, увлечения и так далее. Так же как и у многих иных народов Красноярского края, у энцев было широко распространено воздушное погребение. У данного этноса существует куча разнообразных запретов – нельзя, например, кричать, иначе проснутся злые духи; нельзя бросать камни в воду; нельзя убивать животных – допустимо только лишь ради добычи пропитания.

Кеты

Около девятисот человек в Красноярском крае относится к еще одной народности – кетам (иногда их называют кето). Они живут в Туруханском районе региона, а также возле Эвенкии и Игарки. Перевод названия на русский язык обозначает «человек». Предками кетов, появившихся примерно в десятом веке, считаются эвенки, ханты и селькупы.

У кетов есть свой язык, с 1980 года существует и своя письменность. Впрочем, большинство носителей разговаривает все же на русском – из детей лишь десять процентов знают родное наречие. Как и другие племена, кеты в основном промышляли охотой, особенно пушной (на белку и соболя), рыболовством, а также обработкой древесины. Кеты-мужчины изготавливали орудия труда и охоты (например луки), которые затем меняли на необходимый товар. Кеты-женщины занимались производством одежды из шкур и предметов домашнего обихода.

В отличие от, например, чулымцев, чье обычное жилище – чум, кеты испокон веков селились в землянках. Отказ от них произошел только в середине двадцатого века. Несмотря на то что кеты были православными, кое-где у них сохранялись культы и верования предков, в том числе и шаманизм. Впрочем, шаманы у них всегда считались лекарями.

У кетов были и свои традиции захоронения. Так, в земле хоронили всех, кроме детей и шаманов – для этих двух категорий населения имелся воздушный обряд погребения – в срубленном дереве или на специальном помосте.

one thousand and seventy-six rubles and sixty-four kopecks

Начислить НДС на сумму 1076.64:

Сумма НДС 18% (Россия) = 193.80 прописью:

На русском языке: сто девяносто три рубля восемьдесят копеек На английском языке: one hundred and ninety-three rubles and eighty kopecks

Сумма 1076.64 с НДС 18% (Россия) = 1270.44 прописью:

На русском языке: одна тысяча двести семьдесят рублей сорок четыре копейки На английском языке: one thousand, two hundred and seventy rubles and forty-four kopecks

Сумма НДС 10% (Россия) = 107.66 прописью:

На русском языке: сто семь рублей шестьдесят шесть копеек На английском языке: one hundred and seven rubles and sixty-six kopecks

Сумма 1076.64 с НДС 10% (Россия) = 1184.30 прописью:

На русском языке: одна тысяча сто восемьдесят четыре рубля тридцать копеек На английском языке: one thousand, one hundred and eighty-four rubles and thirty kopecks

Сумма НДС 12% (Казахстан) = 129.20 прописью:

На русском языке: сто двадцать девять рублей двадцать копеек На английском языке: one hundred and twenty-nine rubles and twenty kopecks

Сумма 1076.64 с НДС 12% (Казахстан) = 1205.84 прописью:

На русском языке: одна тысяча двести пять рублей восемьдесят четыре копейки На английском языке: one thousand, two hundred and five rubles and eighty-four kopecks

Сумма НДС 20% (Украина) = 215.33 прописью:

На русском языке: двести пятнадцать рублей тридцать три копейки На английском языке: two hundred and fifteen rubles and thirty-three kopecks

Сумма 1076.64 с НДС 20% (Украина) = 1291.97 прописью:

На русском языке: одна тысяча двести девяносто один рубль девяносто семь копеек На английском языке: one thousand, two hundred and ninety-one ruble and ninety-seven kopeck

Выделить НДС из суммы 1076.64:

Сумма НДС 18% (Россия) = 164.23 прописью:

На русском языке: сто шестьдесят четыре рубля двадцать три копейки На английском языке: one hundred and sixty-four rubles and twenty-three kopecks

Сумма 1076.64 без НДС 18% (Россия) = 912.41 прописью:

На русском языке: девятьсот двенадцать рублей сорок одна копейка На английском языке: nine hundred and twelve rubles and forty-one kopecks

Сумма НДС 10% (Россия) = 97.88 прописью:

На русском языке: девяносто семь рублей восемьдесят восемь копеек На английском языке: ninety-seven rubles and eighty-eight kopecks

Сумма 1076.64 без НДС 10% (Россия) = 978.76 прописью:

На русском языке: девятьсот семьдесят восемь рублей семьдесят шесть копеек На английском языке: nine hundred and seventy-eight rubles and seventy-six kopecks

Сумма НДС 12% (Казахстан) = 115.35 прописью:

На русском языке: сто пятнадцать рублей тридцать пять копеек На английском языке: one hundred and fifteen rubles and thirty-five kopecks

Сумма 1076.64 без НДС 12% (Казахстан) = 961.29 прописью:

На русском языке: девятьсот шестьдесят один рубль двадцать девять копеек На английском языке: nine hundred and sixty-one ruble and twenty-nine kopeck

Сумма НДС 20% (Украина) = 179.44 прописью:

На русском языке: сто семьдесят девять рублей сорок четыре копейки На английском языке: one hundred and seventy-nine rubles and forty-four kopecks

Сумма 1076.64 без НДС 20% (Украина) = 897.20 прописью:

На русском языке: восемьсот девяносто семь рублей двадцать копеек На английском языке: eight hundred and ninety-seven rubles and twenty kopecks

  • ← 1076.63
  • 1076.65 →

Интересные факты

  1. Все племена, жившие на территории будущего Красноярского края до появления там русских, склонны были к шаманизму.
  2. В настоящее время в Красноярском крае действует более 60 национально-культурных объединений, в работе которых участвуют люди из почти пятидесяти различных этносов.
  3. У ненцев существует больше десятка календарей, а у селькупов – четыре.
  4. Год для нганасан начинается в феврале.
  5. Двенадцать месяцев ненцев – это сразу два года: зимний и летний.
  6. Чулымский язык является бесписьменным.
  7. У эвенков до двадцатого века существовал обычай коллективного распределения добычи среди сородичей – нимат.
  8. Священное дерево ненцев – береза.

В каком бы краю, большом или маленьком, мы ни жили, в нем непременно найдется что-то удивительное и необычное – вещи ли, люди ли, история ли. Впрочем, все это тесно связано между собой. И, без сомнения, заслуживает того, чтобы быть известным как можно большему количеству человек.

Традиции и обряды

Последние представители народа энцы в России. Фото: culture.ru

Самодийцы считали, что олень – это особенное животное, а белые олени и вовсе принадлежали у них к священной касте, так как считались собственностью божества Нума, который являлся ответственным за создание этого мира.

Еще одной оленьей традицией стало почитание животного во время шаманских ритуалов. Так, например, энцы полагали, что бубен шамана – это волшебный олень, который выступает кем-то вроде связного между миром человеческим и духовным.

Тубяку Костеркин шаман народа энцы. Фото: http://clubmagics.com

Чтобы шаман мог связаться с небесными силами, ему предстояло оживить бубен. Завершались призывы тем, что человек «кормил» деревянные фигурки, которые представляли собой поколение предков, и закатывал пир.

1-2-3

4-5-6. 1 – Нагрудник шамана. Начало XX века. 2 – Шаманская парка. Принадлежала Тубяку Костеркину. 3 – Головной убор шамана. Принадлежал Тубяку Костеркину. 4 – Шаманская корона. Возможно, ХVII век. Принадлежала Тубяку Костеркину. 5 – Шаманская корона. На месте третьего глаза прикреплен патрон. В качестве подвесок используются, по-видимому, скифские украшения и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». 6 – Бубен шамана. Принадлежал Тубяку Костеркину. Фотои описание с сайта http://clubmagics.com

Что касается праздников, то тут самым большим можно называть окончание полярной ночи. Его принято было отмечать в конце января или первых числах февраля. Ориентировались тут на зимнее солнце, которое показывалось после затянувшейся ночи. Для проведения основного обряда использовался так называемый «чистый чум», в котором несколько дней подряд шаман производил предписанные ему ритуалы.

Используя ритуальный бубен в качестве главенствующего музыкального инструмента, шаман призывал удачу в новом году, а звучащая из чума ритмичная мелодия становилась командой для молодежи, которая резвилась снаружи.

Шаман проводит ритуал. Фото: http://travelask.ru

Также нередки были случаи, когда для поддержания традиций шаманы «строили» схематические ворота. Местным предписывалось три раза пройти под такими воротами следом за своим предводителем, чтобы набраться годичного запаса удачливости в любых начинаниях.

Быт

Основное жилище энцев — конический чум, близкий к ненецкому, но отличавшийся меньшими размерами покрытия-нюка (так что для покрытия чума энцам требовалось четыре нюка, а не два, как в ненецком чуме). Зимним жилищем служил нартяной чум — близкий по конструкции к долганскому, но имевший дверь с левой стороны. Традиционный комплекс одежды энцев у двух этнотерриториальных групп различается: у лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда, а у тундровых энцев комплекс одежды являлся более сходным с нганасанским: в основе лежала парка (глухая у мужчин и распашная у женщин), состоявшей из двух шуб — нижней (с мехом наружу, доходившей до колен) и верхней (с мехом внутрь и более длинной); обе шубы шили из оленьих шкур, а по подолу делали оторочку из собачьего меха. Мужскую парку дополняли штанами, а женскую — комбинезоном. В настоящее время энецкая одежда полностью вышла из употребления.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора