Паломничество во святую землю

Примечания

  1. Лукомский Г. К. Вологда в её старине. — репринт 1914 г.. — Пг.: Сириус, 1914. — 365 с.
  2. Сазонов А. И. Моя Вологда: Прогулки по старому городу. — Вологда: Древности Севера, 2006
  3. ↑ «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 104.
  4. ↑ Военкор Н. Малыгин, «Красный Север», 1 августа ; информация о публикации взята из книги «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 163.
  5. «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 161.
  6. . cultinfo.ru. Дата обращения 11 ноября 2019.
  7. Запись в Сборнике конца XV века, РГБ. Ф. 178. Муз. № 3271. Л. 39 об.; см.: Кучкин, 1984. С. 125—127; Столярова, 2000. № 151. С. 174—176.
  8. ПСРЛ. Т. 26. С. 292
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 24 ноября 2012.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 июля 2009.
  11. Виноградова Е. А. Успение Богоматери // Иконы Вологды XIV—XVI веков. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 421—431. — ISBN 978-5-94431-232-7.
  12. Преображенский А. С. Воскресение — Сошествие во ад // Иконы Вологды XIV—XVI веков. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 245—251. — ISBN 978-5-94431-232-7.
  13. ↑ «Описание Вологодского Горнего Успенского женского монастыря», Н. Суворов, Вологодская губерния, 1885 год.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения 24 ноября 2012.
  15. ↑ «Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь», издательство игуменьи Сергии, Вологда, 1899 год.
  16. «Вологда прежде и теперь», свящ. С. Непеин, Вологда, 1906 год.
  17. «Православные русские обители», Санкт-Петербург, 1910 год.
  18. «Вологодская старина. Историко-археологический сборник», составитель И. К. Степановский, Типография Вологодского Губернского Правления, Вологда, 1890 год.
  19. «Успенский женский монастырь в Вологде» — А. Лебедев, 1898 год.
  20. ↑ «Описание Вологодского Горнего Успенского женского монастыря»: раздел «Список настоятельниц» (с. 17—21), Н. Суворов, Вологодская губерния, 1885 год.

Русская православная церковь заграницей

Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим)


справа

Монастырь Вознесения Господня — православный русский женский монастырь на вершине Елеонской горы в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Находится в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, которая здесь и расположена.

В 1930 году в обители было около 300 сестер, затем их количество постепенно сокращалось, и в середине 1990-х годов в монастыре подвизалось около 50 монахинь и послушниц, а сам монастырь на тот момент был самым крупным в РПЦЗ. В настоящее время в монастыре 46 насельниц, среди них русские, арабки, румынки, эстонки, немки и австралийки.

29 августа 2006 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) возглавил торжества, посвященные 100-летию Спасо-Вознесенской женской обители на святой горе Елеонской. К концу Божественной литургии прибыл Патриарх Иерусалимский Феофил III с членами Священного Синода Иерусалимского Патриархата и Свято-Гробского братства.

Адрес: Russian Convent on Mt.Olives P.O.Box 19229 Jerusalem, 91191

Телефон: +972 (0)2 628-4373

Монастырь Марии Магдалины (Иерусалим)


справа

Монастырь св. Марии Магдалины — женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова. Юрисдикция: Русская православная церковь заграницей.

Строительство храма в память императрицы Марии Александровны было предложено начальником РДМ в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Он же предложил участок для возведения церкви на склоне Елеонской горы и вскоре, к осени 1882 года, земля была куплена. Архитектор Д. А. Гримм составил проект и церковь была заложена 21 января 1885 года. Вело строительный проект Императорское православное палестинское общество под наблюдением и руководством строительства архимандрита Антонина. Сами работы по строительству храма вели известные Иерусалимские архитекторы Конрад Шик, а затем Георгий Франгия. На сооружение храма царь Александр III внёс 100 тысяч рублей, его четыре брата — по 15 тысяч; великая княжна Мария Александровна — 5 тысяч рублей. Патриарх Иерусалимский освятил храм 14 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Адрес: Gethsemane Convent P.O. Box 19238 Jerusalem 91191, Israel

Телефон: 972-2 / 628-4371

Мужской скит Харитона Исповедника (Вади Фара)


справа

Скит Святого Харитона, находящийся в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, был основан в XX веке на месте утраченной Фаранской Лавры.

Фара́нская ла́вра (араб. Дир Фаран) — утраченный мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, самый древний из сохранившихся в Палестине, основан преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками.

Расположен в нескольких километрах к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне в долине Нахаль Прат (англ. En Prat (En Fara)), по-арабски Вади Кельт (англ. Wadi Qelt).

Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel

Храмы, архитектура

Храм Сергия Радонежского

Каменный одноэтажный одноглавый теплые храм Сергия Радонежского был возведены в — годах на месте двух деревянных церквей — холодной Успенской и теплой Троицкой — по храмозданной грамоте архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (Кичигина). Средства на строительство храма были пожертвованы Иоанном V и Петром I, царствовавшим одновременно с по год.

Храм имеет обширную трапезную, на правой стороне которой находился придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, освященный в году, и устроенный 4 апреля года придел преподобного Иосифа Песнописца. На левой стороне трапезной имелся придел во имя святого Николая Мирликийского, освященный в году.

В приделе Сергия Радонежского находилась древняя икона Троицы Живоначальной, перенесенная из деревянной теплой Троицкой церкви. От церкви Сергия Радонежского получила свое название Сергиевская улица города Вологды (ныне ул. Пролетарская).

Надвратный Алексеевский храм

Каменный холодный одноглавый однопрестольный храм во имя Алексия человека Божия построен в — годах при игуменье Екатерине. Освящена в году. Чтобы завершить строительство церкви, игуменья с монахинями вынуждены были «на Москве и в городах ходить и собирать по верующим… кто что подаст».

Нижний этаж храма служил своего рода подклетом. Решен он подчеркнуто асимметрично, в левой части прорезаны два арочных проема (ныне заложены): меньший – для пешего прохода, больший – для проезда. В правой части находится небольшое помещение сторожки с одним окошечком. Верхний этаж занимает храм с четырьмя окнами на фасаде. Церковь венчал купол в классическом стиле. Лаконизм обработки нижнего яруса сменяется богатым убранством второго этажа: окна украшены нарядными наличниками, на углах и в межоконных простенках – спаренные или одиночные пилястры, в завершении – карниз с зубчиками. Весь декор выполнен в барочных формах начала XVIII века.

В храме находился древний образ Нерукотворного Спаса с изображением многих святых, а также резное изображение сидящего Спасителя в терновом венце в особом стеклянном футляре. Двухъярусный иконостас, созданный одновременно с церковью, был украшен золотой резьбой по голубому фону.

История

Монастырь получил название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери.

Монастырь основан в 1590 году старицей Домникией, в годы царствования Фёдора Иоанновича и правления архиепископа Вологодского и Великопермского Ионы Домникия стала первой настоятельницей. Дата основания монастыря устанавливается на основании двух сохранившихся грамот (одна из них — челобитная 1613 года, поданная старицами монастыря архиепископу Сильвестру).

Первым каменным зданием монастыря был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. В —1699 годах построена соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (зимней церковью) преподобного Сергия Радонежского. В —1714 годах построена надвратная церковь Алексия, человека Божия. Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов.

В 1792 году в монастыре был пожар, уничтоживший все деревянные постройки. Сгорели и многие документы, поэтому сведений об истории монастыря до XIX века сохранилось немного.

В 1824 году монастырь посетил император Александр I. В —1828 годах на его средства был построен двухэтажный настоятельный корпус.

В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь.

В —1890-х годах строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища. Монастырь до конца XIX века служит местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию.

В 1880 году перестраивается колокольня.

В 1888 году епископ Феодосий преобразовал приют при монастыре в епархиальное женское училище, которое в 1903 году переехало в новое здание за пределами монастыря.

В 1918 году монастырь был закрыт, но часть монахинь оставалась в нём до —1924 годов, пока он не был окончательно отдан под нужды Красной Армии. Успенский собор оставался действующим до 1924 года. После выселения некоторые из монахинь поселились в домах рядом с монастырём. В советский период на территории монастыря располагались пересыльная тюрьма НКВД для политических заключенных и для спецпереселенцев, а также воинская часть (солдатская столовая). Монастырская ограда была разрушена.

В 1995 году началось восстановление Успенского храма, и с 1996 года в нём стали проводиться службы. Игуменский дом и здание приюта используются под магазины и склады.

15 ноября 2014 года, после совершения всенощного бдения в Успенском храме, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) осмотрел сохранившийся на территории Успенского прихода настоятельский двухэтажный корпус. В ходе осмотра здания и оценки его сохранности и пригодности для проживания монахинь, он принял решение образовать Горне-Успенский женский монастырь в статусе Архиерейского подворья. За год бывший игуменский корпус был подготовлен для проживания сестер обители и размещения в нем регентского отделения Вологодской духовной семинарии. 24 декабря 2015 года Священный Синод Русской православной церкви постановил открыть монастырь и назначить на должность игумении монахиню Филарету (Дорохину). 26 декабря митрополит Игнатий возвёл монахиню Филарету (Дорохину) в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста.

После возрождения монастыря был выполнен капитальный ремонт нескольких помещений келейного корпуса, произведена замена части кровли старинного здания, создано монастырское подсобное хозяйство, развивается иконопись и швейное дело.

Использованные материалы

  • Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125:

  • Страницы официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата:
    • — «Горненский женский монастырь в Эйн Кареме»
    • — «Одни приходят в монастырь жить, а другие — спасаться» , 6 мая 2010
  • Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.:

  Антонин (Капустин), архим., Из записок Синайского богомольца, К., 1871, с. 11.

  Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 7.

  ЦВ, 1880, № 41, с. 21.

  Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 17.

  «Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 226.

  «Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 227.

  «Письмо В. Н. Хитрово к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву от 29 июня 1897 г.», Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 22.

  Дьяконов М. Я., «Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: «, Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 286.

  Дьяконов М. Я., «Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: «, Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 297.

  Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

  «Русская женская община в Горнем: Описание зданий и список насельниц», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 240-242. Цит. по Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

  Донесение управлявшего русскими учреждениями в Палестине Н. Р. Селезнёва Совету ИППО от 26 ноября 1919 г., цит. по Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

  Данные были оглашены митрополитом Смоленским Кириллом на Архиерейском Соборе в октябре года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012,

Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось.  Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь — начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Самые ценные места на территории

Паломники всегда стремятся в Казанский храм (старую церковь стали именовать так в честь Казанской иконы Богоматери, которую почитают за спасение инокинь от холеры, эпидемия которой унесла множество жизней в Палестине). Здесь по правую сторону от входа стоит камень, на котором вел проповеди Иоанн Креститель. Иконостас украшен изображением Иисуса Христа в терновом венце, которое было написано еще архимандритом Антонином.

Перед храмом на территории Горненского женского монастыря сохранился старый столб, который по преданию является частью дома праведной Елисаветы и священника Захария.

Попав в Горненский монастырь в Израиле, непременно стоит пройти к источнику, из которого брала воду Святая Дева Мария. Это чудо, что спустя столько лет он сохранился.

Отдельно на этих землях построен пещерный храм в честь Иоанна Крестителя. Он был освящен в 1987 году. Можно увидеть его на видео о Горненском монастыре в Иерусалиме, здесь над входом из мозаики выложено изображение проповедника, а стены снаружи украшают удивительные иконы с эпизодами зачатия Крестителя, бегства Елисаветы в пустыню.

История

Архимандрит Антоний (Капустин)

В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин)
принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых
деревьев в 7 км. к юго-западу от Старого города Иерусалима близ селения Эйн-Карем, которое традиционно считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39-56). Владелец участка бывший драгоман французского консульства в Иерусалиме Ханна Джельяд запросил за него 4000 наполеондоров (80 тыс. франков или около 25 тыс. рублей серебром). Для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет.

Сразу после закупки участка в 1871 году на нём поселились отдельные
монахини и паломники. Первая монастырская церковь была освящена 14
февраля 1883 году в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чудотворная Казанская икона Богородицы. Справа от входа в Казанскую церковь находится перенесенная святыня — камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.
Этот камень был доставлен в монастырь из окрестностей Иерусалима,
недалеко от так называемой «пустыни» св. Иоанна Предтечи, рядом с
современным поселком Эвен-Сапир.

Статус монастыря община монахинь получила от Святейшего Синода в 1898 году, а в 1903 году в обители открылись иконописная и золотошвейная мастерские, за счёт которых монастырь сам себя кормил.

В 1910 году началось строительство собора, который предполагалось освятить в честь Святой Троицы. Оно прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

К 1914 году в монастыре находилось около 200 монахинь, которым по
требованию оттоманских властей пришлось покинуть обитель и переехать в
Александрию, откуда вернулись в 1918 году в основательно повреждённый
монастырь. Однако усилиями сестер он был восстановлен.

Из-за невозможности связи с Московским Патриархатом монастырь, как и
вся Русская духовная миссия, с 1920 года перешли в подчинение Русской Православной Церкви заграницей. В 1924 году Горненская община снова получила канонический статус монастыря.

Многие насельницы, пришедшие в обитель в эти годы, были русскими
монахинями-эмигрантками, бежавшими в Бессарабию, оттуда в Сербию, а
затем во Святую Землю. Лишь несколько послушниц были из арабок.

В 1945 году, после визита в Святую землю Святейшего Патриарха Алексия I,
среди сестер монастыря возникло разделение по вопросу юрисдикции,
появилась большая часть сторонниц перехода в юрисдикцию Московской
Патриархии. Тогда Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение
этим сестрам греческий храм в Эйн-Кареме.

Во время арабо-израильской войны, когда в июле 1948 года начались бомбежки Эйн- Карема, сёстры покинули монастырь и бежали в Иорданскую часть Палестины.

После образования Государства Израиль в 1948 году, монастырь (как и здания Русской Духовной Миссии) был передан израильскими властями Московской Патриархату.
Монахини, не пожелавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата,
перебрались в Англию, где основали Благовещенский монастырь в Лондоне. Пять монахинь переехали в Чили, где в 1958 году архиепископом Леонтием был основан Успенский монастырь.

С середины 1950-х годов монастырь стал пополняться монахинями, приезжавшими из СССР. Продолжал оставаться одним из действующих монастырей РПЦ
в течение всей последующей истории СССР, являясь единственным женским
монастырём Московского патриархата за пределами советских границ.

В 1987 году был освящен пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя.

В 1997 году было возобновлено строительство собора в честь Святой Троицы и завершено в 2007 году к 160-летию обители. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Основание монастыря

Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная
церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь
каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Тогда
же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с
трапезной.

Из первых лет Горицкой обители сохранились только имена игумений: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569).

История

Виффагия (ивр. «бейт паги» — «дом смокв») — небольшое селение на склоне Елеонской горы, примыкающее к Вифании. Ныне часть Иерусалима. Из Виффагии было начато торжественное шествие Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В Виффагию апостолы привели Спасителю ослицу и осленка. В ее окрестностях Христос проклял неплодную смоковницу. Окрестности Виффагии были покрыты фиговыми деревьями (смоковницами), плоды которых созревают ранее других, это и дало название селению.

В описаниях Святой земли IV—VIII вв. не говорится о каких-либо церковных строениях на месте Виффагии. Епифаний Монах (IX в.) упоминает о многовековой маслине в Виффагии, ветви которой паломники срезали на праздник Входа Господня в Иерусалим. C IX в. появляются свидетельства паломников о камне, с которого Спаситель воссел на осла (большой кусок мрамора, согласно монаху Бернарду). В «Хождении на Святую Землю» русского игумена Даниила (XII в.) также упоминается о «столпе». Большой монолитный камень в форме правильного куба с остатками живописи нашли во время раскопок в районе современной Джабаль ат-Тур или Кафр ат-Тур. Сохранившийся фрагмент латинской надписи на одной из сторон содержит название «Виффагия». Камень, получивший название Виффагийская стела, в XII в. был покрыт фресками с 4 сторон: встреча Иисуса Христа с Марфой и Марией, Воскрешение праведного Лазаря, 2 апостола, ведущие в Виффагию ослицу и осленка, «Вход Господень в Иерусалим». Росписями также была покрыта верхняя сторона камня. С одной из сторон в стеле имеется небольшая ниша непонятного назначения. Католики считают виффагийскую стелу именно тем камнем, с которого Господь воссел на осленка, однако она слишком большая для этого. Сейчас стела находится слева от алтаря в храме францисканского монастыря на Елеонской горе и окружена декоративной железной решеткой.

На одном из холмов Виффагии расположен греческий православный мужской монастырь в честь Входа Господня в Иерусалим. Там находится сень над условным камнем, где Спаситель воссел на осла. От этого монастыря в Вербное воскресенье начинают крестный ход, повторяющий путь Спасителя в Иерусалим.

Елеонский Русский Православный женский монастырь

Рекомендовать место

11

5

Елеонскую гору называют еще Масличной или Оливковой. Ее место в христианской традиции огромно. Монастырь Вознесения Господня на Масличной горе обязан своим существованием архимандриту Антонину (Капустину), который купил землю на вершине Елеонской горы, и инициировал раскопки. Результат их превзошел все ожидания: здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода с многочисленными мозаиками, погребальные пещеры, сосуды и даже бюст царя Ирода I Великого, который теперь хранится в Эрмитаже.

Но главной находкой стал камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения Иисуса, на месте этой находки и была воздвигнута церковь, разбит сад, построены помещения для паломников. Проект церкви принадлежит отцу Антонину. Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена у входа.

Росписи стен монастыря были сделаны самими монахинями. Иконостас был привезен сюда из Афона, а иконы — из России. Икона Божией Матери «Елеонская Скоропослушница» почитается как чудотворная. Слева от алтаря в пол вмонтированы фрагменты белого мрамора с проступившими на нём красными пятнами. Это остатки древнего пола сохранились со времён нашествия персов в 614 году и напоминают об убитых тогда монахинях.

Часовня святого Иоанна Крестителя, стоит на том месте, где при раскопках была найдена его отсеченная голова. Здесь сохранился древний мозаичный пол с изображениями различных птиц и животных. Колокольня Иоанна Крестителя за свою красоту и стройность была названа «Русской свечой». Колокол для нее был отлит в России и привезен на Масличную гору в 1885 году.

Площадь монастыря имеет 54 гектара и окружен стеной протяженностью 1,5 километра. При монастыре есть большая оливковая роща, которая поставляет сестрам оливки и масло. Сегодня на Елеонской горе живут 46 монахини. Сестричество многонационально — среди сестер есть русские, арабки, румынки, эстонки, австралийки и немки.

Настоятельницы монастыря

В списке приведены те промежутки времени, для которых имеются источники, что им управляла та или иная игуменья. При этом в пропущенные промежутки монастырём, возможно, управляли те же самые настоятельницы.

  • С  — Домникия;
  • До 1613 года — две старицы: Евлампия и Говдела;
  • На 1613 год — Анисья;
  • 1613— — вновь Домникия;
  • 1623— — Марьемьяна;
  • — — Анна Левашева;
  • — — Вера;
  • — — Наталья;
  • — — Екатерина;
  • — — Анисия Зуева;
  • На 1689 год — Агрипина Бердяева — переведена из Псковского Ильинского монастыря;
  • — — Екатерина Лунинских, возможно, вместо Евгении до 1714 года;
  • — — Евгения;
  • В 1714 году — Афанасия;
  • — — Досифея;
  • — — Аркадия Скворцова;
  • — — Евдокия;
  • 1746— — Аркадия;
  • 1770— — Араксана;
  • 1784— — Ирода;
  • — — Анастасия;
  • 1795— — Дорофея;
  • 1805— — Феоктиста;
  • 1814— — Евстолия;
  • 1818— — Митрополия;
  • 5 июля 1822 — † — Серафима — мещанская дочь, девица, определена в Горний монастырь послушницей 2 ноября 1809 года, в нём же была пострижена в монахини в 1816 году. Назначена казначеем 11 декабря 1818 года;
  • 21 января — † — Мефодия;
  • 13 августа 1844 — † — Евфрасия;
  • 25 сентября 1847 — 17 декабря  — Раиса — перемещена в настоятельницы Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря;
  • 2 февраля 1848 — 2 февраля † — Соломия;
  • 27 мая 1850 — 22 ноября † — Раиса — повторно, перемещена из настоятельниц Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря;
  • 22 ноября 1856 — 7 июня  — Амфилохия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи;
  • 7 июня 1857 — 1 ноября  — Смарагда;
  • 31 октября 1866 — 21 января † — Севастиана;
  • 21 января 1871 — 4 июня 1871 — Виталия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи;
  • 4 июня 1871 — 27 декабря † — Арсения (Варвара Александровна Ярышкина, в девичестве — Болтина);
  • 20 февраля — — Сергия.

Монастырь в XX веке

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году
монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937
году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны
в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь
был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было
недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

Святыни


Темница апостола Петра в нижнем храме

Темница апостола Петра в нижнем храме. В Деяниях апостольских сказано, что по повелению Ирода апостол Петр был схвачен, посажен в темницу и закован двумя цепями. Вся Церковь усердно молилась о нём, и ночью Ангел Господень, явившись Петру, освободил его: цепи спали, и тюремные ворота сами собой отворились. Ангел вывел Петра на улицу, после чего стал невидим.

В темнице помещена большая икона апостола и цепи, однако, они не подлинные. Настоящие, которыми был скован первоверховный апостол, крестоносцы увезли в Рим.

Напротив темницы находится необычный образ Спасителя, покрытый кровавыми точками и пятнами. Это копия кровоточащей иконы, находящейся в одном из храмов в Афинах.

В обители хранится котёл, в котором готовили пищу первые строители храма Гроба Господня во время царствования равноапостольных императрицы Елены и императора Константина Великого, обретших Крест Христов (IV век).

Здесь имеется и мощевик с останками монахов, убиенных в монастыре преподобного Саввы Освященного во время персидского нашествия в 614 году.

Плащаница, которая хранится в простом деревянном ковчеге. На ней большими буквами вышита надпись: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое…» Каких-либо документальных свидетельств или описаний плащаницы не сохранилось. Известно только, что она была сделана русскими монахами из Китаевой пустыни три или четыре столетия тому назад, украшена драгоценными камнями и привезена на Святую землю как один из многочисленных даров нашего Отечества. Прежде чем приступить к её изготовлению, иноки много дней строго постились и усердно молились; изготовлялась плащаница также с молитвами и постом.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора