Ивантеевский смоленский храм

Социальная работа храма

Социальная деятельность в районе курируется настоятелем храма Смоленской иконы Богородицы.

Под опекой прихожан находится московская детская инфекционная больница, они собирают пожертвования для приобретения медицинских препаратов и средств гигиены для малышей. Настоятель храма со священниками проводят раз в месяц обряд Крещения младенцев прямо в больнице.

Важно! Под духовным опекунством центра социального обслуживания находятся ветераны кино, солдаты воинских частей, сотрудники детских домов. Прихожане поддерживают духовной литературой осужденных исправительных колоний. Престарелые и немощные люди здесь нашли приют, где их оденут и накормят. В воскресной школе идут занятия как для детей, так и для взрослых. С 11.00 утра и до вечера. 19.00 все желающие могут посетить церковную библиотеку

Престарелые и немощные люди здесь нашли приют, где их оденут и накормят. В воскресной школе идут занятия как для детей, так и для взрослых. С 11.00 утра и до вечера. 19.00 все желающие могут посетить церковную библиотеку.

Архитектура, убранство

вид с востока

Храм был построен в стиле классицизма. Его непривычный для русской церковной архитектуры внешний вид полностью соответствует увлечению императрицы Екатерины II «оживлением античности». Кваренги воплотил образ небольшого храма, ориентированного на раннехристианскую древность в представлении эпохи классицизма. По композиции, организации внутреннего пространства и декору фасадов храм очень близок построенным архитектором в то же время церквям: Вознесенской в Фёдоровском посаде и Преображенской в Московской Славянке. Сходство проектов такое, что исследователи не всегда были уверены в верности их атрибуции.

Храм имеет простой кубический объём с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом. Здание покрыто четырёхскатной крышей без купола и шпиля. Западный фасад храма увенчан двумя квадратными башнями, в одной из которых располагалась колокольня. В здании три входа: центральный, северный и южный. Притвор был пристроен в 1823 году на средства петербургского купца Василия Семьянова и при воссоздании храма не был восстановлен. В нише алтарной апсиды расположена Смоленская икона Божией Матери, выполненная в темперной технике.

Угол здания для сдерживания распора сводов был усилен изнутри пилонами, что делает внутреннее пространство крестообразным. Боковые ниши внутри также перекрыты цилиндрическими сводами одинаковой высоты с основным продольным сводом, на их пересечении в центре храма образуется крестовый свод. Храм освещается через большие полуциркульные окна в верхней части ниш. Внутри стены храма золотистые, с белыми тягами, карнизами и филёнчатыми рамами. Под карнизом проходит орнаментальная полоса. Центральный свод (как и алтарный с западным) окрашены голубым цветом, по его сторонам — образы четырёх Евангелистов.

Церковь однопрестольная. На Горнем месте расположен образ Воскресения Христова. Четырёхъярусный иконостас белый с позолотой, восстановлен как копия первоначального, написанного по рисункам и указаниям Кваренги академиком живописи Императорской Академии художеств Иваном Акимовичем Акимовым. Вырезал первый иконостас в —1785 годах мастер Франц Брюлло.

Среди святынь в храме до разрушения почитался напрестольный крест с мощами святых святителя Афанасия Цареградского, великомученицы Варвары, мученика Василия, святителя Григория Чудотворца, преподобного Никона Сухого, преподобного Тита Печёрского.

История

Смоленский собор расположен при пересечении бывшей Николо-Песковской (Нормандия-Неман) и бывшей Смоленской (Маяковской) улиц, и, хотя он утратил до половины первоначального архитектурного облика, по-прежнему радует взор, а благодаря своему удачному расположению виден из многих точек Орла,являясь архитектурной доминантой нашего города.

Первая Смоленская церковь была заложена жителями Стрелецкой слободы в 1767 г. по благословению преосвященного Тихона (Якубовского), епископа Севского и Брянского.

Жителями слободы были сосланные в Орёл Петром I после бунта 1698 года стрельцы. Большинство из них были старообрядцами, тем не менее в Орле переселенцы стали посещать храмы официальной Церкви. Ввиду отдалённости Стрелецкой слободы от центра города встал вопрос о строительстве храма. Его открытие было особенно важным ввиду активной деятельности раскольнических проповедников-беспоповцев, молельня которых располагалась неподалёку.

Учитывая действовавший при Екатерине II негласный запрет на строительство новых церквей, именно необходимостью как ведения миссии среди старообрядцев, так и противодействия влиянию раскольников обосновывал архипастырь поданное на Высочайшее Имя прошение о строительстве нового храма.

Ответом императрицы Владыке и новым орловцам был Указ «о дозволении им за прописанном в том прошении резонах построить церковь каменного здания во имя Одигитрии Смоленской Пресвятыя Богородицы» на земле однодворца Ивана Чепахина, в самом центре слободы.

Алтарем храм был ориентирован строго на восток, согласно православной традиции. Выделенной земли (18/30 саженей) хватило и на храм, и на отдельно стоящую колокольню, и на сад, в котором в дальнейшем был построен и новый, сохранившийся Смоленский храм. Первый («древний») был разрушен в начале 1940-х годов, перед началом Великой Отечественной войны (тогда же начата разборка колокольни храма), на его месте позже находился кинотеатр «Комсомольский».

Основной храм в дальнейшем расширялся приделами, и в законченном виде имел три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, Нерукотворного Образа и Дмитрия Солунского. В 1777 году в храме уже совершались богослужения. Строился он под руководством старосты Ивана Еленина на средства прихожан, и на их же добровольные пожертвования украшался. В 1852 году «Орловские губернские ведомости» опубликовали завещание купца, потомственного гражданина Ивана Серебренникова, о выделении 8000 рублей серебром и ежегодные 10-процентные доходы его сыновей на построение нового храма во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Святынями храма являлись иконы Смоленской Божией Матери и мученика Мины Александрийского. Церковь упоминается в произведениях Н. С. Лескова «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборяне».

Проект храма разработал в 1856 г. архитектор Ефимов. В 1857 г. была освящена закладка. В 1869 г. в этой церкви венчался орловский летописец Г. М. Пясецкий.

Главная церковь еще достраивалась и была закончена в 1889 году, в 1895-м была освящена, в 1908-м — возведена колокольня. В 1899 году при церкви открыта школа для неимущих прихожан.

В 1938 году храм был закрыт, а в период немецкой оккупации использовался под бомбоубежище. В 1951 году были разобраны остатки колокольни, до 1995 г. в храме размещался хлебозавод.

В апреле 1994 г. постановлением главы администрации Орловской области церковь передана Орловско-Ливенской епархии. 10 августа 1995 г. после торжественного богослужения и крестного хода церковь снова стала действующей. В апреле 1998 г. состоялось освещение нового (правого) алтаря Нерукотворного Спаса, возведенного по проекту дизайнера А. И. Кавешникова. Левый алтарь церкви освящен во имя святого мученика Дмитрия Солунского — покровителя воинов. В мае 1998 г. для главного купола храма на заводе им. Медведева был изготовлен православный металлический крест. В декабре 1999 г. закончены работы по отделке золотом купола центральной главы храма и креста на ней. В 2014г. были выполнены работы по внутренней росписи храма, а в 2015г. — установлен новый иконостас.

Иерей Серафим Юрашевич.

  Иерей Серафим Степанович Юрашевич родился 31 июля 1965 года в городе Орле в семье протодиакона Кафедрального собора.

  В 1982 году окончил 10 классов средней школы № 23, в 1982-1984 г.г. обучался в Орловском учётно-кредитном техникуме (ныне-Орловский банковский колледж) по специальности «Денежное обращение и кредит».

  В 1984-1986 г.г. проходил срочную службу в Вооружённых силах.

1986-1987 г.г.-старший экономист Тургеневского отделения Госбанка СССР,   1987-1989 г.г.-старший бухгалтер-ревизор треста «Орёлагропромдорстрой».

      Февраль-август 1989 года-иподиакон Орловского Кафедрального собора.

    1989-1994 г.г.-студент Минской духовной семинарии, в 1994 году защитил дипломную работу на тему «Проблема женского священства в Церкви Англии», получив степень бакалавра богословия.Научный руководитель Михаил Рар (ныне-протоиерей, клирик Берлинско-Германской епархии РПЦ). В январе 1991 года представлял Минскую и Слуцкую епархию на I Съезде Всецерковного православного молодёжного движения (МГУ), в ноябре 1991 года в составе делегации Минской духовной семинарии посетил Высшую богословскую школу Евангелической лютеранской церкви Германии (Северный Рейн-Вестфалия), в 1992-1994 г.г.-епархиальный ревизор Новогрудско-Лидской епархии Белорусского Экзархата (Республика Беларусь), сентябрь 1992-стажировка по английскому языку в Доме опеки г.Чеплице (Польша, Польская Православная Церковь),сентябрь-декабрь 1993- студент Selly-OakCollege г.Бирнингема (Великобритания, Церковь Англии), 1994-1995-дежурный помощник инспектора Минской духовной семинарии.

    В 1995 году зачислен на дневное отделение Московской духовной академии, 1995-1996 – гид-переводчик Церковно-археологического кабинета при МДА. В 1996 году переведён на отделение экстерната Московской духовной академии и назначен на должность младшего научного сотрудника сектора международных христианских организаций ОВЦС Московской Патриархии.

      В 2000 году окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на кафедре нравственного богословия на тему «Ценность бытия как реализация смысла существования в работе современных зарубежных философов (научный руководитель – профессор-архимандрит Платон (Игумнов).

  2000-2001 г.г.-преподаватель Основ православной культуры филологического факультета Орловского государственного университета.

      В 2002 году женился на выпускнице Регентской школы при Московской духовной семинарии.

   С марта 1999 по настоящее время – заведующий канцелярией управления Орловской митрополии.

  В 2003-2009 годах обучался на заочном отделении юридического факультета Орловского государственного университета (специализация -гражданское право). Тема дипломной-«Рассмотрение налоговых споров в арбитражном процессе».

    20 мая 2005 года архиепископом Орловским и Ливенским Паисием (+2008) рукоположен в сан диакона, а 1 сентября  2005 года назначен штатным диаконом храма Смоленской иконы Божией Матери.

    С 2006 года по настоящее время — секретарь Орловского церковного историко-археологического общества.

     В 2006-2007 году по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия (Самчука) вёл православную рубрику в одной из орловских еженедельных газет.

     7 июля 2010 года назначен секретарём епархиального Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

      9 мая 2012 года архиепископом Орловским и Ливенским Антонием рукоположен во пресвитера.

      За время служения удостоен:

  • ордена св.князя Даниила Московского III степени — 2005 год,
  • правом ношения двойного ораря в 2012 году,
  • правом ношения набедренника в 2013 году,
  • правом ношения камилавки в 2014 году,
  • памятного Патриаршего знака «700-летие преп.Сергия Радонежского» в 2014 году.

      Воспитывает сына и дочь.

Часовня Ксении Блаженной

Часовня Святой Ксении Блаженной — действующая православная часовня в Санкт-Петербурге. Расположена в Василеостровском районе на Смоленском кладбище. Открыта ежедневно с 10 до 16 часов (в выходные — с 10 до 17 часов).

Ксения Петербургская, умершая в конце XVIII или в начале XIX века, была похоронена на Смоленском кладбище. На её могиле насыпали земляной холмик. Люди, почитавшие Ксению, верили в чудодейственную силу земли с её могилы и брали по горстке с собой. Холмик насыпали много раз и каждый раз его разносили. Позже на месте холмика положили каменную плиту, которую люди также разбирали по камушкам. В третьей четверти XIX века над могилой построили маленькую часовенку. В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была возведена обширная каменная часовня в псевдорусском стиле.

В сентябре 1940 года часовню закрыли вместе со Смоленской церковью. Тогда же было принято решение снести часовню, однако оно было позже отменено. Во время Блокады Ленинграда в часовне находился склад тары из-под горючих жидкостей. В те годы было утеряно большое количество церковных ценностей.

В 1947 году часовня была открыта и после ремонта, 1 февраля 1947 г. освящена настоятелем Смоленской церкви протоиереем Василием Раевским. По решению властей 18 ноября 1962 года она была снова закрыта и отдана под скульптурную мастерскую.

Русской Православной Церкви она была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером).

В 2003 году над часовней была восстановлена золочёная главка.

Архитектура

Каменная часовня покрашена в светло-зелёный цвет. Каждую сторону фасада украшает группа из трёх арочных остроконечных окон с распорками в виде колонн. Окна украшены витражными иконами. На передней и задней сторонах фасада карниз украшен полукруглым кокошником с мозаичными образами Христа (на задней стороне) и Ксении Петербургской (на передней стороне). Здание завершает крытый медью чешуйчатый шатёр, увенчанный золочёной луковичной главкой с крестом. Внутри главным украшением часовни является мраморный иконостас с мозаичным образом распятого Христа.

Церковь на Лахтинской

Церковь на родной для Ксении Лахтинской улице станет первым полноценным храмом святой в центре Петербурга. С инициативой много лет назад к властям обратилось общество инвалидов Петроградского района. В 2002-ом приход предлагал возвести церковь на углу Лахтинской с Большим проспектом, однако, там был запланирован торговый центр.

В результате храм заложили в 2010 году между домами №15 и №19. Залили фундамент, поставили стены, окна и пять куполов, занялись кровлей и лифтовой шахтой. Но на этом работы застопорились. Возобновили их весной 2015-го, а уже осенью на главном куполе заблестел крест.

В конце прошлого года здание приняли в эксплуатацию. Но внутренняя отделка продолжается: завершаются росписи, трудятся над иконами, иконостасом и убранством. По задумке, в храме проявится уникальная икона святой: Ксению изобразят в мундире.


Церковь на Лахтинской. Фото: Олег ЗОЛОТО

КАК ДОБРАТЬСЯ

АДРЕС: Санкт-Петербург, Лахтинская ул., 17.

РЕЖИМ РАБОТЫ: строящаяся.

МОЛИТВА КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ


Художник Александр ПРОСТЕВ.

А ЧТО ЕЩЕ?

Фото: Олег ЗОЛОТО. Художник Александр ПРОСТЕВ

  • Храм в поселке Приладожский Ленинградской области: д. 15 лит. А;
  • Храм в деревне Жабино Ленинградской области: Поселковая ул., 23;
  • Часовня-храм в Шушарах: Пушкинская ул., 8;
  • Домовой храм в частной православной школе Шостаковичей: В.О., Волжский пер., 11.

Смоленская церковь

Московская область / Можайский городской округ / АлександровоОбъект утрачен / Объект утрачен

Церковь.  Утрачена.Год постройки:Год утраты:Адрес:

Московская область, Можайский район, село Александрово.

Координаты:55.516746, 36.112964Проезд:

Вид на церковное место с юга.МОРПЕХ879
14 мая 2017

МОРПЕХ879
14 мая 2017

Развернуть

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич, 
27 мая 2017

Александрово — деревня в Можайском районе Московской области в составе сельского поселения Спутник. В деревне находилась церковь иконы Божией Матери Смоленская 1780 года постройки, разрушенная в ходе боёв 1941 года и окончательно разобранная в 1950-х годах.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина, 
22 октября 2018

Существовавшая ранее церковь Смоленской Божией Матери в селе Александрове.

На речке Ведомке в Дягилеве стане в XVII ст. находилось сельцо Александрово, принадлежавшее Петру Федоровичу, а потом Федору Петровичу Резвановым. В 1705 г. оно было за Петром Ивановичем Бражниковым, в 1729 – 36 гг. это владение путем покупки перешло в руки вдовы Д. А. Камынина Дарьи Григорьевны, урожденной княжны Шеховской. Все недвижимые имения, принадлежавшие ей и мужу ее, она разделила между детьми, и сельцо Александрово досталось ее сыну Алексею, а, по смерти его в 1737 г., его братьям Михаилу и Василию.

В 1730 г. Михаил Дмитриевич Камынин построил в Александрове деревянную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Архистратига Михаила, и сельцо стало селом Александровым-Богородским. В 1768 г. в приходе числилось 43 двора, усадебной земли десятина, пашенной и сенокосной 33 десятины; от вотчинника Василия Дмитриевича Камынина выдавалась «на церковные потребы» в год на просфоры одна четверть муки.

В 1770 г. церковь упразднена и приписана к селу Тесову, так как священник Афанасий Васильев за упущение в торжественное 30 ноября 1766 г. должного по табели служения отрешен, а на его же место той церкви от приходских людей во священника к производству кандидатов никого не представлено и из саможелающих никто не явился.

В 1777 г. местный благочинный донес Крутицкой Консистории, что на всей церкви Смоленской крыша ветха, сквозь потолок проходит в храм дождь, в алтаре над северными дверями четыре венца насквозь прогнили. Консистория представила Московской Синодальной Конторе такое мнение, что церковь в Александрове следует совсем сломать, приход и землю церковную приписать к Дмитриевской села Тесова церкви, туда же отдать утварь и ризницу; по разобрании Одигитриевской церкви, лес перевезть в Тесово для топления церковной печи и печения просфор; на местах же, где стояли престолы, построить безвходные «срубцы».

Контора согласилась с мнением Консистории – это было 12 июня 1777 г., а 7 августа помещик Василий Дмитриевич Камынин подал прошение о разрешении построить, вместо деревянной церкви, каменную в честь Смоленской иконы Божией Матери, на что Синодальная Контора дала разрешение.

Церковь каменная с колокольнею построена в 1780 г. и освящена 23 августа того же года архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Венедиктом. В 1812 г. церковь была разорена, а в 1817 г. приведена усердием прихожан в первоначальный вид и освящена Лужецкого монастыря казначеем Иоасафом.

С 1813 г. церковь была приписана к церкви Димитрия Селунского в селе Тесове, а в 1888 г. стала самостоятельною с учреждением при ней причта из священника и псаломщика. Земли при церкви для причта усадебной 1 дес. 800 кв. саж., пашенной и сенокосной 33 дес. На содержание причта с 1900 г. получается казенного жалования 392 руб., % с причтового капитала 95 руб. Приход составляют: село Александрово, деревни Апарина, Шиколова, Адриановка и Юрково. Н. А. Скворцов

«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г.

История

Первые исторические сведения о храме восходят к 1573 г. Можно предположить, что деревянную, клетскую церковь в Новоселках-Георгиевском построили в 1520—1530 гг.

К концу 1590-х гг. церковь была построена заново и служила прихожанам до 1664 г., когда братья Бирдюкины-Зайцевы получили разрешение на владение селом и на строительство новой деревянной церкви. Храм во имя великомученика Георгия построили через десять лет на старом месте. Два его колокола были укреплены на березе, а третий без «языка» — лежал рядом.

3 июля 1730 г. владелица села И.Ф.Шереметева подала в Казенный приказ прошение о построении в селе Новоселки новой деревянной церкви. 16 декабря 1737 г. церковь освятил по благословению епископа Коломенского и Каширского Вениамина (Сахновского) протопоп Большого Успенского собора Никифор Иванов.

К концу XIX в. храм княгини Шереметевой начал приходить в упадок и нуждаться в капитальном ремонте. По рассказам супругов Н.И. и С.А. Лифанцевых, старожилов Новоселок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства одного богатого купца из села Хомутова (близ Щелкова). Этот храм, выполненный плотниками в характерном для деревянного зодчества конца XIX в. псевдорусском стиле, дошёл до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества и в Подмосковье, и во всей России, в целом. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новоселок. Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия; крышу покрыли луженым железом, внутри оштукатурили стены. До наших дней на куполе Георгиевской церкви сохранились кресты конца XVII в., а на окнах фигурные решетки конца XVIII столетия.

Документальные материалы, касающиеся времени перестройки последней Георгиевской церкви, не сохранились, однако в «Клировой ведомости» Сергиевской церкви села Комягино и приписной к ней Георгиевской церкви за 1918 г. есть упоминание о том, что Преосвященный посещал Георгиевский приход в 1892 г.. Как известно, к этому времени Георгиевский храм был уже отстроен, и владыка посетил новопостроенную церковь для ее освящения. Таким образом, 1892 г. – год последнего посещения храма правящим архиереем, следует считать датой рождения последнего Георгиевского храма. По меньшей мере, четырежды возобновлялись храмы в истории Новоселок, но всегда традиционно возводились из дерева и неизменно посвящались покровителю христолюбивого воинства.

В мае 1922 г. представители комиссии по изъятию церковных ценностей, в присутствии настоятеля протоиерея Димитрия Александровича Боголепова, изъяли из Георгиевского храма часть богослужебных предметов из драгоценных металлов, общим весом в четыре пуда (примерно 65,5 кг). В середине 1930-х гг. с колокольни были сброшены и отправлены на переплавку колокола. Но, тем не менее, по воле Божьей, Георгиевской церкви суждено было уцелеть после событий 1917 г., она никогда не закрывалась, спасенная героическими усилиями своих мужественных прихожан.

На протяжении советской эпохи она оставалась единственным храмом-хранителем Православия в Ивантеевке и во всей ближайшей округе. И, конечно, помогали поддерживать святую веру в своих прихожанах настоящие пастыри ушедшего столетия, на долю которых выпало служение в это трудное безбожное время. Так, за самовольное возведение пристройки с северной стороны Георгиевского храма в 1959 г., которая не только расширила внутрихрамовое пространство, но и укрепила церковь, протоиерей Василий Решетин пострадал от властей и лишился прихода.
Тяжела была пастырская жизнь и у других отцов-настоятелей Георгиевского храма: о. Гавриила Раевского и о. Серафима Голубцова, прошедших лагеря и ссылки, о. Владимира Ткаченко – участника Великой Отечественной войны, о. Иоанна Зайцева, о. Павла Москвина, о. Георгия Кондратьева и ныне здравствующего протоиерея о. Владимира Ильчука и почившего о. Зиновия Анисимова.
Главные святыни Георгиевской церкви — чудотворный образ Черниговской иконы Божьей Матери, чудесным образом обретенный в 1950-х гг. XX в., перед которым по средам служится молебен с акафистом и икона с частичкой мощей Святого великомученика и победоносца Георгия.
В безбожное советское время церковь избежала разорения и осквернения.

История

В 1857 году на Смоленском православном кладбище, в связи с его расширением, было решено построить Успенскую церковь, третью по счёту. Её проект составил архитектор Д. И. Гримм в византийском стиле в подражание Софийскому собору в Константинополе. Проект был утверждён только в 1884 году, однако деньги на строительство собрать не удалось. Через пятнадцать лет архитектор В. А. Демяновский составил новый проект церкви, причём она уже называлась Воскресенской и решена в совсем нехарактерном для того времени стиле нарышкинского барокко — конца XVII и начала XVIII столетий. Проект был утверждён и церковь была заложена 16 июня 1901 года на месте двухэтажного деревянного дома, где много лет помещалась кухмистерская, посетители которой, поминая своих родных и знакомых, нередко нарушали тишину «непристойными воплями и беспорядочным поведением».

Чин основания храма совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Высокопреосвященный Антоний, которому сослужили архимандрит Антонин, кафедральный протоиерей И. А. Соболев, благочинный протоиерей А. И. Хойнацкий, протоиерей А. И. Исполатов, настоятель местной Смоленской кладбищенской церкви протоиерей А. И. Сперанский и весь причт, при пении Александро-Невского Владычного хора.

В состав строительной комиссии под председательством настоятеля Смоленской церкви протоиерея А. И. Сперанского вошли члены причта, церковный староста М. Ф. Крутиков, архитектор В. А. Демяновский, совещательный член профессор Академии художеств архитектор М. Т. Преображенский; подрядчиками строительных работ были гражданские инженеры Я. Я. Брусов и М. А. Евментьев; стоимость работ по постройке и оборудованию храма дошла до 200 тыс. рублей.

16 июня 1903 года епископом Гдовским Константином (Булычёвым) был освящён правый боковой придел во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали».

30 июня 1903 года епископом Нарвским Антонином (Грановским) был освящён левый придел во имя Всех Святых.

2 мая 1904 года в Неделю о слепом был освящён и главный престол во имя Воскресения Христова. Его украшал золочёный резной барочный иконостас с мозаичными образами по эскизам художника В. М. Васнецова. Чин освящения храма, как и ранее чин его основания, совершил митрополит Антоний в сослужении епископа Ямбургского преосвященнейшего Сергия, наместника лавры архимандрита Корнилия и ризничего архимандрита Гедеона, благочинного протоиерея П. П. Виноградова, настоятеля протоиерея А. И. Сперанского, архидиакона Иоанна и местного причта при пении Александро-Невского Владычного хора. Храм был заполнен молящимися, как и площадки вокруг него; на богослужении присутствовали градоначальник генерал-лейтенант И. А. Фуллон, вице-адмирал В. П. Верховский, почётная попечительница Ксениинского Дома трудолюбия княгиня Н. А. Барятинская, графиня Е. П. Гейден и другие.

Церковь представляет собой неоштукатуренное здание из красного кирпича и имеет форму корабля, его венчали три купола. Три придела внутри разделены глухими перегородками и по сути являются изолированными церквями. Углы фасада украшены по горизонтали белыми полосками, окна украшены лепниной в русском стиле.

10 августа 1921 года в Воскресенской церкви отпевали Александра Блока. В январе 1930 года Воскресенская церковь была закрыта и переделана под общежитие. Церковные ценности и внутреннее убранство были уничтожены. Все три купола утрачены. В 1977 году в здании храма была обустроена насосная станция. В ходе работ были сломаны своды в подвале и сделаны металлические конструкции. В 1989 году работы были остановлены.

В 1991 году церковь возвращена Санкт-Петербургской епархии в руинах. Началось восстановление храма. В первой половине 2010-х годов восстановлены купола. К 2016 году бетонный строительный забор заменён металлической решёткой.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора