Владимир: церкви и соборы

Архитектура

Церковь и дом священника сооружены в стиле краснокирпичной неоготики и представляют собой единый архитектурный ансамбль. Авторы проекта — губернские архитекторы А. П. Афанасьев и И. О. Карабутов.

Здание церкви представляет собой прямоугольной формы однонефный зальный храм без трансепта. С одной стороны к нему примыкает передняя проходная — пристройка прямоугольной формы, несколько меньше в ширину и выше основной части храма, с главным входом. Снаружи, справа от этого входа установлена мемориальная доска с краткой информацией о церкви. Над главным входом, посередине главного фасада возвышается башня-колокольня со шпилем, который венчает крест. Внутри эта часть здания образует не отделенный от основного объема храма небольшой нартекс, c хорами на верхней открытой галерее и служебными помещениями.

С другой стороны к храму примыкает прямоугольной формы абсида — самая важная часть храма, образующая пресвитерий, в котором находится алтарь — место где приносится Евхаристическая жертва, дарохранительница и алтарь Cвятых Даров. В алтаре имеются мощи св. Антония Великого, св. мученицы Варвары, св. Феликса из Канталиче и св. Андрея Боболи, а также блаженной Марии-Ангелы Трушковской — основательницы сестёр-фелицианок, служащих ныне во владимирском приходе. На передней стене абсиды имеется окно круглой формы, под которым располагается распятие, написанное в технике энкаустика православным священником и иконописцем Андреем Давыдовым. Справа от алтаря находится амвон, слева — купель.

В наосе, основном помещении церкви, расположены два сектора скамеек, разделенных проходом. В боковых стенах имеются стрельчатые оконные проёмы, между которыми помещены 14 небольших изображений — 14 стояний Крестного пути Иисуса Христа.

Архитектурные особенности

По архитектурному решению к Владимирской церкви близка Воскресенская церковь в Гончарах (Москва, 1649)

Средства на строительство существующей церкви дал «государев гость» Семен Астафьев Лузин. Совершенно нетипичный для Ярославля бесстолпный храм трапезного типа, завершённый поставленными в ряд тремя глухими малыми шатрами наподобие горящих свечей, строился в 1670—1678 годы.

Как свойственно церквям такого типа, основной объём заметно вытянут по оси север-юг, что позволяет зрительно выделить западный и восточный фасады, заодно увеличив пространство для богослужения внутри храма. Алтарь прямоугольный, притвор устроен с западной стороны, над ним — невысокая шатровая колокольня. Декоративная отделка церкви крайне скудная, что соответствует статусу кладбищенского храма для бедноты. Фресковые росписи 1691 года не раз поновлялись, в настоящее время находятся под побелкой.

Шатровое решение храма противоречило запрету патриарха Никона на строительство подобных «неканонических» церквей. Тем не менее, по любопытному совпадению, в один год с Владимирской был освящён трёхшатровый же храм в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском. (Его шатры обрушились в 2007 году). Эти два памятника — последние трёхшатровые храмы в допетровском зодчестве.

После революции его закрыли. В 1938 арестовали последнего священника. После в церкви было зернохранилище, в 80-е годы место облюбовала молодежь. И вот спустя 80 лет под первозданными небесами вновь прошла служба.

Трудно поверить, но этот великан затерялся и на онежских просторах, и в памяти поколений. На бумаге — охраняется государством, на деле практически брошен.Александра Невдах:— Владимирский храм — один из лучших образцов Онежского деревянного зодчества. Построенный в 1757 году, он высотой больше 30 метров, это практически 10 этажей. Раньше здесь был целый ансамбль — зимний храм, неподалеку летний и часовня, но до наших дней дошел только этот.Сейчас он под защитой минкультуры региона. Но стучат молотками здесь люди, далекие от гос службы. За восстановление Владимирской церкви взялись добровольцы. Авторы проекта «Общее дело» помогли сохранить около 150 храмов по всему Северо-Западу. Всё, что в их силах — это отремонтировать крышу и постелить пол. Трудятся здесь, в основном — москвичи, семинаристы Сретенского монастыря, и неравнодушные жители Самары. 12 добровольцев сменяют друг друга каждые несколько недель.Екатерина Набережнова, участник проекта «Общее дело»:— В этом году летние работы, они заключаются только в том, чтобы сделать консервацию кровли, для того, чтобы храм не разрушался. Вот, в дальнейшем, конечно, будет планироваться ремонт глав. Фундамент находится в достаточно хорошем состоянии.Внутри — следы многовековой истории. Уникальные архангелы на небесах сохранились в первозданном виде. Последний раз храм ремонтировали в 1911 году. Работы здесь требуются серьезные и затратные.Сергей Головченко, плотник:— Проблема еще в том, что храм за рекой находится. Здесь материал можно подвести только в зимнее время. Летом — очень проблематично, потому что по этому берегу нету, нет дороги из Онеги.От рассвета до заката, и вновь до рассвета. День и ночь они готовили храм к большому православному празднику. Больше 200 прихожан со всего района собрались здесь в день Владимирской иконы Божьей Матери. Впервые за 80 лет прошла Божественная литургия.  Отслужил её епископ Плесецкий и Каргопольский Александр. Как сказал владыка, если храм в запустении, то и на людях это сказывается.Александр, епископ Плесецкий и Каргопольский:— Человек может только траву покосить. От него не требуется, чтобы он восстановил, допусти, стены храма, или купол, или крест. Но траву-то покосить можно. А другой человек даже траву покосить не может. Может просто прийти и, не знаю, подмести или еще что-то. В общем, если каждый будет делать то, что может, то это уже много.Каждый год на большие церковные праздники участники проекта «Общее дело» обещают приезжать в храм. Консервацию добровольцы закончат в конце июля. И будут добиваться разрешения на продолжение работ в следующем году.

Александра Невдах

Как добраться до Владимирской церкви на Божедомке

Церковь расположена в Кировском районе города, на ул. Рыбинской, 44Г.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, и от площади Волкова повернуть налево на улицу Свободы. По ней проехать 1,9 км и свернуть влево на ул. Лисицина. Владимирский храм находится возле перекрестка улиц Лисицина и Рыбинской.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Владимирской церкви составляет 5 км. От автостанции «Ярославль Главный» — 1,2 км. До храма можно пройти пешком, а также подъехать на такси.

Комментарии и обсуждение

Церковь действительно великолепна и уникальна по своей архитектуре. Сейчас она полностью вторую зиму стоит без крыши. В этом году её снова предполагается включить в федеральную программу «Культура России». Попадёт она туда или нет — неизвестно. Но в Липецкой и Елецкой епархии владыкой Никоном открыт целевой счёт для благотворителей. Помогайте чем можете! Будем восстанавливать всем миром, как раньше!
Cпасибо за неравнодушное сердце! У меня много информации. Меня зовут Иван Васильевич, т. 8 906 779 35 10, эл. почта biv1962@bk.ru Пишите, звоните. Буду рад знакомству, общению и помощи. Дополнительную информацию можете получить набрав в поисковике «Арнадзор Владимирская церковь в Баловнево».

21 февраля 2011.

К сожалению, в 2011 году начать ремонт церкви не получилось ввиду недостаточности средств и помощи.Новый настоятель в Баловнево иерей Алексей Сергеев, т. (909) 219-8615.

21 ноября 2011.

Алфавитный список репрессированных в годы Советской власти священно-и церковнослужителей

285. КАЧУРОВ Сергей Васильевич, 1880 г.р., уроженец с. Баловнево, Данков. р-на, священник церкви в с. Хрущевоподлеское Становлян. р-на. Постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 02.12.33 по ст. 58-10 приговорен к высылке в Северный край на 5 лет, реабилитирован определением Липец. обл.прокуратуры от 31.07.89 325. КОЧУРОВ Михаил Васильевич, 1870 г.р., уроженец и житель с.Баловнево? Данков. р-на, дьякон, постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от25.12.29 по ст. 58-10-1 приговорен к 3 годам ссылки, реабилитирован определением Липец. обл. прокуратуры от 18.05.92

Список составлен сотрудником Государственного архива Липецкой области, членом Липецкого областного краеведческого общества В.Б. Поляковым на основании следственных дел, хранящихся в фондах архива

Георгиевская церковь «на Ржавце»

Тульская область / Тула, город / ТулаОбъект не принадлежит Православной Церкви / Объект не принадлежит Православной Церкви

Церковь. Не действует. Престолы:Владимирской иконы Божией МатериГод постройки:Адрес:

Россия, Тульская область, г. Тула, ул. Ленина, 15а

Координаты:54.195463, 37.607293

Печка Александр
17 мая 2015

Развернуть

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статью добавил(а): Марина Зуйкова, 
3 апреля 2017

Владимирская на Ржавце (Георгиевская) церковь

Приход существовал в ХVII в. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца находилась у истока р. Ржавец. С середины XVIII в. по главному престолу имела название — во имя иконы Владимирской Божьей Матери с приделом вмч. Георгия. В 1800 г. устроен второй придел в честь иконы Божьей Матери «Троеручицы». Закрыта на основании постановления Мособлисполкома от 16 февраля 1930 г.

Ф. 566, III кат., 10 ед. хр., 1803-1910 гг., 1 оп. (хронол., машинопись).

http://new.rusarchives.ru/guide/gatyo/fz9.shtml

Статью добавил(а): Андрей Семенов, 
4 апреля 2018

Владимирская на Ржавце. В прошлом столетии за деревянным городом несколько сажен ниже Абрамова пролаза (ныне узкий переулок около Николо-часовенской церкви), по Никольской слободе протекала небольшая речка Ржавец, сливавшаяся с Серебровкою пред впадением их в Воронку. На сем-то Ржавце, невдалеке от его истока, построена была Владимирская церковь, называвшаяся в отличие от другой того же имени Ржавскою, или что на Ржавце. О первоначальном возникновении прихода этой церкви не сохранилось сведений. Несомненно только, что в XVII ст. он уже существовал. Настоящий состав прихода определен в 1880 г. Всех прихожан числится м. п. 418 д. и ж. п. 419 д. В приходе есть раскольники в незначительном количестве.

По письменным актам существование Владимирской церкви становится известным с 1727 г. Но можно думать, что здесь когда-то была церковь только во имя вмчк. Георгия. Это подтверждается тем, что Владимирская церковь в официальных актах прежде называлась больше Георгиевскою, а в народной речи никогда иначе и не назывались. Когда и кем построена была Владимирская церковь вместо Георгиевской, сведений не имеется, но в 1753 г. прежняя Георгиевская церковь упоминается уже как придел во имя вмчк. Георгия при Владимирской церкви. С увеличением числа прихожан Владимирская церковь оказалась малопоместительною. Вследствие этого в 1797 г. всю трапезную решено было разобрать и построить новую, более просторную с двумя в ней приделами: с правой стороны во имя иконы Божией Матери Троеручицы, с левой во имя вмчк. Георгия. Постройка эта окончена была в 1800 г.; она произведена на церковные средства и добровольные пожертвования со стороны прихожан, причем особенное участие в этом деле принимали Баскаковы, Веницеевы и Колпакова. Вместе с приделами начата была постройкою и каменная колокольня. В последующее время были различные поновления храма, из которых наиболее крупным была замена старого иконостаса новым в 1860 г., что сделано старанием купца М. Я. Василькова. Наиболее чтимая икона в храме образ Божией Матери Троеручицы. По преданию, эта икона прославилась чудотворениями в страшную годину моровой язвы в 1771 г.

На содержание храма получаются % с 881 руб. Причт состоит из двух священников, из коих один сверхштатный, и псаломщики. В пользу причта получаются % с 7579 руб.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 15

История

Католический приход города Владимира был основан в 1891 году, его основу составляли поляки. Тогда же было получено разрешение городских властей на приобретение участка земли и строительство часовни в Куткином переулке (ныне улица Гоголя), неподалеку от Золотых ворот. Строительство было начато в 1892 году и завершено в первые месяцы 1894 года. В том же году часовня была освящена как филиал нижегородского прихода во имя Божией Матери — Царицы святого Розария. В 1904 году был учреждён автономный владимирский приход, численность которого в начале XX века превышала 1000 человек, а освященная часовня получила статус приходской, что позволило церкви вести собственные метрические книги. В 1910 году число католиков во Владимире достигло 1500 человек, настоятелем приход был о. Амвросий Паштукас

После революции 1917 года храм еще функционировал, но количество прихожан стало сокращаться. 25 декабря 1930 года, в праздник Рождества Христова по григорианскому календарю, власти приняли решение о ликвидации Римско-католической церкви во Владимире. Вскоре храм был закрыт, а его колокольня долгое время использовалась в качестве радиоретранслятора. Настоятель прихода о. Антоний Дземешкевич был сослан на Соловки, затем 3 ноября 1937 года — расстрелян в урочище Сандармох. Дом священника использовали под жилые помещения, а в 1986 году после расселения жильцов там разместился выставочный зал «Музей одной картины».

Возрождение деятельности католической церкви во Владимире, как и в России в целом, началось в начале 1990-х годов. В 1992 году владимирская католическая община была официально зарегистрирована и получила здание храма. После проведения реставрационных работ, 24 июля 1993 года храм вновь освятили. В 1996 году приходу был возвращён и прилегающий к храму дом священника. В 2009 году были проведены ремонтные работы по обновлению алтарной части храма, после которых 10 октября того же года архиепископ Паоло Пецци освятил пресвитерий и алтарь церкви, расположенные в абсиде.

История Владимирской церкви на Божедомке

В старину на Руси существовали кладбища, на которых хоронили людей «случайных» — безымянных странников, утопленников и городских бродяг, покинувших земную жизнь без покаяния. У этих несчастных не было родных, поэтому некому было позаботиться о месте для могил и достойном погребении.

На таких окруженных забором кладбищах или, скорее, в братских могилах, называвшихся «убогими домами» или «божедомками», людей хоронили не сразу, а выкапывали большую яму и складывали в нее тела одно на другое. Погребение и отпевание по церковным традициям проходили только раз в году – на седьмой день после празднования Пасхи («семик»), когда к «божедомке» приходил крестный ход от Успенского собора. Осуществлялись такие похороны за счет города, то есть Христа ради. После того, как яму засыпали, рядом выкапывали новую – для захоронений на следующий год.

Ярославская «божедомка» располагалась на самой городской окраине, на Всполье, названном так потому, что за последними домами находились только поля для выпаса скота. С начала XVII века здесь существовал деревянный храм, первые упоминания о котором относятся к 1601 году. Строительство каменной церкви произошло в период с 1670 по 1678 год на деньги богатого ярославского купца Семена Астафьевича Лузина. Это было время, когда по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича каменные храмы по епархии стали строить повсеместно.

Удивительно, что ярославские зодчие решились на возведение храма с шатровыми завершениями. Ведь работы начались, когда в России уже действовал указ патриарха-реформатора Никона, запрещавший строительство шатровых церквей. Каноном, которого должны были придерживаться все церковные приходы, служили крестово-купольные храмы. Однако, запрет патриарха был нарушен лишь отчасти, поскольку перекрытие основного объема церкви сделали все-таки крестово-купольным. А три шатровых главы выполняли только декоративную роль.

Владимирская церковь в Ярославле – один из последних шатровых храмов, который стал завершением важного этапа в древнерусском зодчестве допетровского времени. После нее шатровые церкви не строили долгое время

И лишь в самом конце XIX века традиция шатрового храмостроения начала постепенно возрождаться.

В 1691 году стены церкви расписали фресками. Настенная живопись потом дважды подновлялась. В 1819 году эти работы проделал С.А. Иконников, а в 1898 году – М.И. Дикарев. Теперь старые настенные росписи покрыты побелкой.

В 1771 году указом Сената для санитарной безопасности «божедомки» повсеместно запретили, и погребать бездомных начали вне городской черты. Потом согласно генеральному плану наместника Алексея Петровича Мельгунова город стал быстро изменяться. Прошло семь лет, и во время большого градостроительного переустройства кладбище вокруг церкви ликвидировали и перенесли его к Леонтьевскому храму. Так Владимирская церковь оказалась среди городских кварталов, на окраине Ярославля. А сегодня место, где она расположена, считается уже историческим центром города.

В 1822 году рядом с Владимирским храмом построили теплую церковь, посвященную почитаемому на Руси празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Она имела характерные для культовых зданий черты провинциального классицизма — куполообразную сферу и многоярусную колокольню с барочным завершением. Тогда же вокруг Владимирской церкви разбили аккуратный Власьевский сад, который сразу полюбили все горожане. В праздничные дни, особенно на Троицу, в саду проходили народные гуляния. К началу XX века приходская жизнь Владимирской церкви настолько разрослась, и к ней приписали несколько больших и малых деревень.

В 1918 году в Ярославле проходило восстание белогвардейцев против советской власти. В непростые для города дни боев и разрушений красногвардейский отряд ворвался в церковь и убил служившего в ней священника — отца Геннадия (Здоровцева). В 1929 году церковь закрыли, а ее помещения стали использовать под склады.

Спустя год рядом соседнюю Покровскую церковь капитально перестроили. Снесли колокольню и купол, а также надстроили над основным объемом еще один этаж. В результате культовое здание стало напоминать обыкновенный жилой дом. Позже помещения бывшего Покровского храма использовали для магазина, цеха завода резинотехнических изделий, заселяли сюда различные учреждения и обустраивали склады. А в 2009 году после большого ремонта это здание было отдано городской прокуратуре.

В 1992 году Владимирский храм передали в управление Российской православной автономной церкви.

Архитектурные особенности Владимирской церкви

Основной бесстолпный четверик храма невелик по размеру и перекрыт сомкнутым сводом. К нему примыкает пониженная прямоугольная алтарная абсида с тремя окнами. Здание заметно выделяется в окружающей городской застройке и отлично видно с улицы Свободы.

Как и положено кладбищенской церкви для малоимущих, внешний декор постройки скромен и лаконичен. Окна не обрамлены наличниками – они просто «утоплены» в глубокие ниши по фасадам здания. Из украшений на церкви есть только профилированный цоколь, карниз вдоль стен и небольшие кокошники вокруг трех глухих шатров. Они, словно горящие свечи, выставлены в ряд и увенчаны небольшими изящными главками.

С запада к храму примыкает трапезная, а за ней стоит красивая трехярусная шатровая колокольня, в которой для усиления акустики проделаны «слухи». Эта колокольня была построена в первой половине XIX века. Такая храмовая композиция, названная позже «кораблем», в конце XVII века только зарождалась.

Экскурсии

Знакомьтесь, Владимир!
История, «визитные карточки» и смотровые площадки города на обзорной экскурсии
Продолжительность: 2.5 часа
Я расскажу о возникновении, становлении Владимира и особенностях его архитектуры. Покажу самые интересные памятники столицы Древней Руси и поясню, почему они не имеют аналогов в стране.
Рейтинг: по 38 отзывам путешественников
Цена: 2400 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Николай
Все экскурсии гида

Владимир и Боголюбово: шедевры русского зодчества
История древнего города и памятники домонгольской архитектуры
Продолжительность: 5 часов
Эта обзорная прогулка создана для тех, кто хочет прикоснуться к истокам богатейшей древнерусской культуры. Я открою для вас самые яркие страницы истории Древней Руси, помогу понять значение событий прошлого. Познакомлю с потрясающими постройками домонгольской эпохи, в каждой из которых поёт душа русского зодчества.
Рейтинг: по 71 отзыву путешественников
Цена: 3600 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Николай
Все экскурсии гида

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора