Литургию в неделю крестопоклонную. крестовоздвиженский храм рязани (+видео и фоторепортаж)

Как добраться самостоятельно к Рязанскому Успенскому собору:

В Рязань легко добраться поездом. Из Москвы проще всего — электричкой с Казанского вокзала (время в пути — от «почти трех» до «почти четырех» часов, в зависимости от количества остановок). Можно воспользоваться автобусом, отправляющимся от Щелковского автовокзала или станции метро «Выхино». По времени должно получиться то же самое. Если, конечно, не встанете в пробке (в Рязани, кстати, они тоже есть). Что касается передвижения по самой Рязани в направлении кремля, то здесь вам потребуется троллейбус №1. Он имеет остановку «Соборная площадь» — ближайшую к кремлю.

На автомобиле из Москвы следует выезжать по Новорязанскому шоссе (М-5). Въезд в Рязанский кремль на личном автотранспорте запрещен, так что машину придется оставить на Соборной площади.

История

Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.


слева

Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом.

В 1693 году строительство возобновилось, вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1699 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия — митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри, иконостас был сооружен в 1701 году.

В 1702 году собор был освящен митр. Стефаном. В XVIII столетии собор стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. По стенам собора пошли трещины. При епископе Симоне (Лагове) в 1800 году встал вопрос о сносе обветшавшего собора и строительстве нового, но было принято решение о возможности ремонта существующего собора.

По окончании восстановительных работ, 15 августа 1804 года собор был вновь освящен. Успенский собор стал местом совершения летних богослужений, в то время как старый Рождественский собор оставался зимним.

Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 год на месте воротной Глебовской башни кремля.

В соборе хранились чудотворные Феодотьевская и Муромская иконы Пресвятой Богородицы.

К сожалению, сведения в дневнике С.Д. Яхонтова, касающиеся Рождественского и Успенского собора перемешиваются. Трудно понять, например, к каком собору относятся сообщения о захвате собора обновленцами в 1920-х и о кратковременном возвращении храма православным. В 1929 году Рождественский собор был отдан под архив, Успенский собор был закрыт предположительно в то же время. С. Яхонтов также сообщает об опасной трещине в западной стене Успенского собора и о сборе верующими средств на срочный ремонт, чему советская власть всячески препятствовала.

С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

В 2008 году собор окончательно передан епархии, в летнее время в нем проводятся богослужения.

Обновление собора

Ещё в 1800 г. обыватели Рязани узнали от преосвященного Симона (Лагова), что Священный Синод предписал разобрать собор по причине появления в нём «опасных ветхостей» и построить новый. А дело в том, что ввиду высоты и открытого местоположения, срывало у храма бурей главы и кровлю, в сводах и стенах появились трещины, в верхних окнах вставленная слюда ветрами выбивалась. В дыры зимним временем в храм наметало снег; летом галки и воробьи залетали и вили гнёзда в иконостасе и портили его. За птичьим гомоном, криком и порханьем едва слышны были церковные службы. Архиепископ Симон объявил Рязанской думе указ Синода и попросил граждан посоветоваться между собой и дать ему знать, как они «рассудят о пособии для собора», разобрать собор или починить. Тогда рязанские купцы Г. В. Рюмин и П. А. Мальшин пригласили из Москвы архитектора и каменных дел мастера осмотреть собор. Оказалось, что собор можно исправить. Часть денег на это именитые купцы обязались пожертвовать и принялись за дело: подрядили каменотесов, мастеров каменных работ, живописца. К 1804 году Успенский кафедральный собор был возобновлён, а 15 августа того года вновь освящён. От всех граждан пожертвования составили 69.100 рублей.

Белокаменные детали на фото 1912 года

Скорбященский храм г. Рязани


Благочиние: Восточное благочиние г. Рязани


Местонахождение: Октябрьский район г. Рязани

Контактная информация:

Адрес: 390046 г. Рязань, Колхозный проезд, д. 1Телефон/факс: 8 (4912) 44-48-45

Настоятель: протоиерей Георгий Булеков

Клирики:

игумен Онуфрий (Воропаев)

протоиерей Александр Зверев

протоиерей Димитрий Воронин

протодиакон Василий Аринчев

Историческая справка:

С самого начала храм строился как кладбищенский. Деревянная кладбищенская церковь была построена вскоре, после того как под очередное городское кладбище была отведена земля в 1784 году. Строилась эта церковь по образцовому проекту, прилагавшемуся к первому Генеральному плану Рязани 1780 года.

В 1807 году, при архиепископе Амвросии (Яковлеве-Орлине) на пожертвования надворного советника купца Петра Алексеевича Мальшина была построена вместо деревянной новая каменная церковь, в которой находились три престола: главный — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», правый – в честь праведного Алексия человека Божия и левый – в честь преподобного Онуфрия Великого. По соседству, одновременно с возводимой церковью, на средства крупнейшего рязанского мецената XIX века Петра Алексеевича Мальшина был построен жилой дом для служителей храма, ибо ежедневно добираться им к находившемуся за городской чертой Скорбященскому храму было затруднительно. При храме Мальшин хотел построить и богадельню, но по просьбе городских властей она была перенесена на другое место (на угол улиц Курганской и Мальшинской, ныне улиц Маяковского и Свободы).

Предназначение храма отразилось в его архитектурном решении и на характере внутреннего оформления. Небольшие размеры храма, камерность и уютность интерьера,- все это призвано не вызывать чувство восхищения и торжественности, а скорее успокаивать и утешать молящегося (в некоторых старинных источниках храм носит название «Всех скорбящих Утешение»).

В храме пребывает чтимый список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Эта святая икона впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, где хранилась с давних пор, исцелением Евфимии, родной сестры Патриарха Иоакима.

Немалый интерес представляет и Тихвинская икона Божией Матери, оклад которой мастерски вышит бисером неизвестными мастерицами. К числу святынь храма относится икона великомученика и целителя Пантелеимона с частью мощей святого. Иконостас храма написан в 1878 году. Стены храма были расписаны известным рязанским иконописцем Николаем Васильевичем Шумовым.

Возле храма погребен епископ Борис (Скворцов), возглавлявший Рязанскую епархию с 1965 по 1972 год. На территории Скорбященского кладбища расположена часовня в честь святой блаженной Любови Рязанской, над местом, где она была погребена. В годы Великой Отечественной войны на Скорбященском кладбище хоронили умерших в госпиталях Рязани раненых. Позже на кладбище был сооружен мемориал, посвященный воинам-героям Великой Отечественной войны.

При храме работают: воскресная школа для детей и взрослых; приходская паломническая служба и библиотека.

Ежедневно в храме совершается Божественная Литургия – в 8 часов утра

(в воскресные и праздничные дни – в 6.30 и в 9.00);вечернее богослужение начинается в 16.30(в субботу и праздничные дни -17.00).

По воскресным дням за вечерним богослужением читается акафист Божией Матери перед Ее чтимой иконой именуемой «Всех скорбящих Радость».В последний воскресный день каждого месяца по окончании поздней Божественной Литургии в храме совершается водосвятный молебен с чтением акафиста святому великомученику и целителю Пантелеимону перед чтимой храмовой иконой этого угодника Божия с частицей его цельбоносных мощей.

Реквизиты:ИНН 6230017440, КПП 623001001Р/С 40703810753100122001, БИК 046126614К/С 30101810500000000614в Рязанском ОСБ 8606 г. Рязани.

Архитектура Успенского собора в Рязани

Архитектура Успенского собора в Рязани принадлежит к стилю, именуемому «нарышкинским» или «московским» барокко. За пределами же Москвы именно Рязань с Успенским собором и подгородным Солотчинским монастырем дает наиболее яркие образцы этого направления. И собор Успения Пресвятой Богородицы, и ансамбль Солотчинской Рождества Пресвятой Богородицы обители обязаны своим существованием зодчему Я. Г. Бухвостову.

О Бухвостове известно очень немногое. Знаем, что родина его — село Никольское-Сверчково Берендеева стана Дмитровского уезда (нынешний Клинский район Московской области), а происходил он из крепостных М. Ю. Татищева. Впервые имя крепостного архитектора и подрядчика упоминается в 1681 году в документах, связанных с торгами на постройку церкви в селе Воскресенском на Пресне. В них он проходит как «Якушка Григорьев».

Почему именно Бухвостову поручил митрополит Авраамий строить Успенский собор в Рязани? Возможно, он был знаком с какими-то ранними работами зодчего, которых мы не знаем. Во всяком случае, должно предполагать, что после обрушения первого собора владыка ответственно подошел к выбору мастеров. Среди подрядчиков в документах упоминаются, помимо Бухвостова, «Никита Иустинов, Герасим Иванов и Иван Парфенов с товарищами».

В это же время Бухвостов имел несколько других подрядов — на постройку усадебной церкви в селе Уборы и надвратного храма в Новоиерусалимском монастыре. Но, очевидно, Успенский собор как архитектурный проект занимал его в значительно большей степени, поскольку оба упомянутых подряда он передал другим мастерам, а сам переехал в Переяславль Рязанский. И если в Уборах он поставил только основной объем церкви, а в отделке не участвовал, то в случае с Успенским собором ему принадлежит как объемно-планировочное решение (в котором содержится отсылка к Успенскому собору Московского Кремля — куда же без него!), так и декоративная программа.

Несомненной творческой удачей Бухвостова следует признать мысль поместить собор на высокий подклет (решение нетипичное для столь крупного храма), благодаря которому он приобрел значение архитектурной доминанты в городской застройке. Путник видел купола Успенского собора с Оки, с Астраханского и Московского трактов. Сейчас, конечно, Рязань разрослась и вширь, и вверх, но — спасибо Бухвостову — соборный храм все равно прекрасно просматривается с многих точек.

Реликвии

В 2002 году в храм были перенесены мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Захоронения и внимание российских императоров

В период с XIV по XV века в этом соборе были захоронены рязанские князья и их жены. За это время покой в стенах этого храма нашли пять князей и три княгини. А в XIX веке тут захоронили двух архиереев.

Собор известен тем, что его неоднократно посещали российские императоры. Трижды сюда приезжал Александр I, последний раз незадолго до смерти в 1824 году.

Дважды в рязанском храме бывал Николай I. Александр II приезжал в Христорождественский собор еще в 1837 году, когда был цесаревичем и только готовился принять на себя обязанность управлять огромной империей. Последний император России Николай II приезжал в рязанский храм в 1904 и 1914 годах. В последний раз молился об успехе российской армии в начавшейся Первой мировой войне.

В 1913 году в соборе был проведен капитальный ремонт. Затем на долгие годы до восстановительных работ руки не доходили, так как началась революция, последовавший за ней приход к власти большевиков. С того последнего ремонта до наших дней дошла метлахская плитка, уложенная на полу.

В 1930 году советские власти приняли решение закрыть собор. В его здание переехал областной архив. К Русской православной церкви здание вернулось только в 2002 году. Освящать его лично приезжал патриарх Алексий II.

Святыни Успенского собора

Главной рязанской святыней считалась чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, — явившаяся в 1487 г. в поле у села Феодотьево, близ Спасска. В честь этой иконы ежегодно совершались торжества 2 июля.

Другая чудотворная икона Божией Матери — Муромская — более древняя. Ранее упоминалось, что этой иконой благословил кн. Константина Муромского (Ярослава до св. крещения) его отец Святослав, великий князь Киевский, внук вел. кн. Владимира на княжение и распространение христианства на Муромо-Рязанском крае. Перед этой иконой молился свт. Василий, епископ Рязанский, когда в 1288 г. он плыл из Рязани (старой) в Переяславль-Рязанский (Рязань). В старинных описях икона именуется «моление свт. Василия».

Ещё был в соборе очень почитаемый древний образ св. Иоанна Крестителя.

Храмы Рязани

Православные храмы Рязани

  1. Николо-Ямской храм.

    Александро-Невский храм.

    Успенский собор с колокольней.

    Казанский храм Казанского монастыря.

    Церковь Св.Духа.

    Борисо-Глебский собор.

    Христорождественский кафедральный собор (Кремль, д. 13, тел. 27-54-14)

  2. Успенский кафедральный собор (Кремль, д. 14, тел. 27-06-66)
  3. Архангельский собор (Кремль, д.12)
  4. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Кремль, д. 15 — дворец князя Олега)
  5. Александро-Невский храм, (микрорайон Дашково-Песочня, ул. Новоселов, д. 33в, тел. 21-99-83)
  6. Благовещенский храм, (ул. Затинная, д. 58,тел. 27-25-40)
  7. Богоявленский храм, (п. Борки, ул. 1-й район, д.2)
  8. Борисо-Глебский собор, (ул. Сенная, д.16,тел. 25-69-73)
  9. Вознесенский храм, (ул. Вознесенская, д. 26а, тел. 44-72-30)
  10. Воинский храм в честь Воскресения Словущего, (ул. Военных автомобилистов, д.12 (РВВДКУ,  2-я территория) тел. 93-94-08)
  11. Входоиерусалимский храм, (ул. Затинная, ул.Скоморошинская, д.6, тел.: 27-22-12)
  12. Георгиевский храм (микрорайон Приокский, ул. Октябрьская, д. 63б)
  13. Екатерининский храм (ул. Маяковского, д.48 — Центральный рынок, тел. 24-09-28)
  14. Ильинский храм (Соборная площадь, д.3 — Рязанское Епархиальное управление, тел. 28-27-60)
  15. Иоанно-Кронштадтский храм (ул. Татарская, д.72)
  16. Казанский храм (ул. Голенчинская, д. 51)
  17. Крестовоздвиженский храм (микрорайон Дашково-Песочня, ул. Новоселов, д. 47)
  18. Крестовоздвиженский храм (пос. Строитель, ул. Качевская)
  19. Храм святого праведного Лазаря (ул. Татарская, д. 8 — Лазаревское кладбище)
  20. Храм в честь святых Царственных Страстотерпцев (Московское шоссе, д. 65б)
  21. Николо-Царский храм (ул. Чкалова, д. 33б)
  22. Николо-Ямской храм, (ул. Циолковского, д. 8, тел. 44-63-50)
  23. Николо-Дворянский храм (ул. Николодворянская, д. 12а)
  24. Покровский храм (пос. Мервино, ул. Советская, д. 57а, тел. 34-35-67,)
  25. Покровский храм (пос. Храпово, д. 1б)
  26. Покровско-Татианинский храм, (ул. Свободы, д.46, корп.4 — РГУ имени С.А. Есенина)
  27. Преображенский храм, (микрорайон Канищево, тел. 36-25-25)
  28. Преображенский храм (Спаса-на-Яру) (ул. Петрова, д. 14, тел. 25-29-35)
  29. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, (пос. Дягилево, ул. Шаповская, д. 70а)
  30. Скорбященский храм, (Скорбященский проезд, д. 20, тел. 44-48-45)
  31. Храм Святителя Василия Рязанского в Православном детском саду «Василёк»(ул. Семинарская, д. 41 а, тел. 25-50-22, 28-15-66)
  32. Храм святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Рязанской православной духовной семинарии (Кремль, д. 1, тел. 28-08-04)
  33. Храм Сретения Господня (площадь Новаторов, д.1а)
  34. Храм целителя Пантелеимона при Мальшинской богадельне г. Рязани (ул. Новаторов, д. 27б)
  35. Свято-Троицкий мужской монастырь — храмы Святой Троицы и св. прп. Сергия Радонежского (Огородный переулок, д. 23а, тел. 34-81-71)
  36. Храм Ильи-пророка в Рязанском Военно-Воздушном Десантном Командном училище ( пл. Генерала армии В. Ф. Маргелова, д. 1)
  37. Храм в честь святого Архангела Михаила (Бирюзова, д. 30А, стр. 1)
  38. Никольский храм при больнице имени Семашко (ул. Семашко, д.3, корп. 8)
  39. Храм Воскресения Словущего (ул. Восточный промузел, д. 18)
  40. Храм Воскресения Словущего (микрорайон Недостоево, ул, Сельских строителей, д. 5Г)
  41. Спасо-Преображенский монастырь — Спасо-Преображенский собор (Кремль, д.6)
  42. Казанский монастырь — Казанский храм (ул. Затинная, д. 56)
  43. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Рязанской Православной гимназии (ул. Затинная, д. 21)

Протестантские храмы Рязани

  1. Церковь христиан Адвентистов Седьмого Дня (ул. Интернациональная д.21б)
  2. Рязанская церковь Евангельских Христиан Баптистов (ул. Щедрина, 10)
  3. Автономная церковь Евангелистских христиан-баптистов (ул. 2-е Бутырки, д. 9 е)

Входоиерусалимский храм г. Рязани


Благочиние: Центральное благочиние г. Рязани


Местонахождение: Советский район г. Рязани

Контактная информация:Адрес: 390006 г. Рязань, ул. Скоморошинская, д. 6Телефон: 27-22-12

Сайт храма:

Настоятель: иерей Владислав БЕЛИНСКИЙ

Историческая справка:

Построение древнего деревянного Входоиерусалимского храма относится к 1550 году. Церковь Входа Господня в Иерусалим уже в 1676 году числилась как приходская. В его приходе показано 76 дворов, среди которых — двор «именитого человека Григорья Дмитриевича Строганова». Храм этот в том же году сгорел в пожаре. А в 1679 году по благословению преосвященного Иосифа на месте деревянной церкви было начато строительство каменного храма. В 1684 году церковь была достроена и освящена 15 мая митрополитом Павлом. В XIX веке храм неоднократно реставрировался. Рядом с храмом располагалась часовня.

В 1918 году храм был передан группе верующих, которые заключили договор с государством о содержании этого храма в должном порядке. Тогда же была сделана опись имущества. Через одиннадцать лет, а именно в конце 1929 года был составлен акт осмотра некоторых церквей города Рязани на предмет размещения в них складов, но во Входоиерусалимском храме еще несколько лет продолжались богослужения. В храме любил совершать ночные богослужения (полуночницы) архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), прославленный в лике святых как священномученик, живший неподалеку от церкви. Этот храм он считал «малым Иерусалимом». Последним настоятелем храма до его закрытия в 1935 году являлся игумен Полихроний.В 1935 году церковь была занята обновленцами, а через полгода закрыта. Окончательно закрыта Постановлением Президиума Московского облисполкома от 17.09.1935 за номером 2726. В 1936 году храм был закрыт богоборческими властями,помещение передали артели по производству мебели, затем в течение многих лет здание храма использовалось как цех и складское помещение фирмы «Ока». В советское время храм неоднократно горел.В 1992 году храм был передан церкви и в нём начались реставрационные работы.

Сохранилась храмовая икона XVII века « Вход в Иерусалим» из Входоиерусалимской церкви.

Осенью 1992 года Входоиерусалимская церковь передана верующим. 2 декабря 1992 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым) был освящен придел храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Ныне этот придел носит имя и священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого.

После восстановления разрушенного главного алтаря храма, проведения других ремонтно-восстановительных работ, 14 декабря 1996 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого, архиепископ Симон (Новиков) освятил главный алтарь храма в честь Входа Господня в Иерусалим.

Реквизиты:ИНН 6231028621Приход Входоиерусалимской церкви г. РязаньСч.40703810800000000055Прио-Внешторгбанк (ОАО) г. РязаньБИК 046126708Сч. 30101810500000000708

Христорождественский собор (Рязань): расписание храмовых служб

Сегодня этот собор представляет собой один из ведущих храмов Рязанской епархии. Здесь проходят службы митрополита.

Храм открыт каждый день, и каждый день здесь проходят службы.

Посетить этот удивительный собор и посмотреть своими глазами на его внутреннее убранство, частично восстановленные фрески и росписи 19 века могут все желающие.

По-новому сегодня смотрится древний Христорождественский собор (Рязань), расписание богослужений вывешивается на специальном стенде возле храма. Из этого расписания можно узнать, в какое время проходят службы, какие требы можно заказать и какой иерей из священства собора будет служить.

Более того, клир собора ведет активную просветительскую работу среди жителей города. Здесь есть большая библиотека и медиатека.

По-настоящему полюбился горожанам Христорождественский собор (Рязань), богослужения здесь представляют собой настоящее священнодействие: красивое и торжественное.

Древний собор сегодня смотрится удивительно по-новому. Он скромен, архитектурно выдержан и прекрасен и снаружи, и внутри. Собор представляет собой настоящую жемчужину Рязани, ее сокровище и предмет истинного почитания.

Дальнейшая судьба храма

После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. Внутренние росписи на колоннах и стенах испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество реквизированы новой властью. Некоторое время в храме действовал планетарий. Позже проводились музейные выставки.

В 1992 г. собор возвращён Рязанской епархии и вновь освящён 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора