Почтовый индекс улица горная, с. сурхахи, назрановский р-н

Жилые башни

Жилая башня (ингуш. гӏа́ла, мн. ч. гӏа́лаш) представляла собой квадратную или прямоугольную в плане каменную постройку, сложенную обычно в два-три этажа, с плоской земляной крышей, хорошо обмазанной глиной. Высота трехэтажной башни достигала в среднем 10-12 метров, а размеры основания варьировались от 5×6 до 10×12 м. Стены башни сужены к верху, что составляет отличительную деталь архитектуры ингушей периода Средневековья. Например, боевые башни имели значительный угол сужения стен, достигавший в среднем 10-11 градусов. В боевой башне с. Верхний Лейми угол сужения стен достигает рекордных 14 градусов, что придает особую стройность ее внешнему виду.

Кладка стен в жилых башнях, состоявшая из грубо обработанных каменных блоков, была более примитивной по сравнению с кладкой боевых башен, что вполне объяснимо

Задача построения жилой постройки отличалась от боевой, так как требовала скорейшего завершения строительства для заселения семьи, поэтому внешнему виду не уделялось такое пристальное внимание. Возводились башни в Горной Ингушетии повсеместно на известковом растворе, а сверху покрывались толстым слоем штукатурки желтого, либо желто-белого цвета, изнутри швы кладки замазывались раствором

Это было характерной деталью всех архитектурных памятников Горной Ингушетии: боевых и жилых башен, склепов и святилищ. По преданию, в состав известкового раствора добавляли молоко или сыворотку и куриные яйца.

Центральный опорный столб «ердабӏоагӏа» ингушской жилой башни

Первый этаж жилой башни отводился под хлев, в котором скот был привязан к яслям в определенной последовательности. Для лошади устраивали особый угол. Часть этого помещения огораживалась плетнем: в этом углу хранили зерно. В некоторых случаях для мелкого рогатого скота освобождали весь второй этаж, куда скотину подгоняли по устроенному для этого деревянному настилу. Посередине башни с самого основания возвышался четырехугольный каменный столб («ердабӏоагӏа»), служивший опорой для основных толстых балок межэтажных перекрытий. «Поперек их проходили более тонкие балки, упирающиеся одним концом на выступающие параллельно им камни противоположной стороны. Сверху балок укладывался хворост, на который насыпалась и утрамбовывалась глина».

В большинстве башен второй этаж представлял собой основное жилое помещение («лакхера цӏа»). Оно в среднем было площадью 40-45 м², в некоторых башнях площадь довольно значительна — 60-70 кв. м. Высота этого этажа превышала 3-4 м. Это было просторное помещение, в котором находились основные предметы домашнего обихода — спальные принадлежности, посуда, утварь. Здесь же был устроен центральный очаг («кхуврч»), над которым спускалась надочажная цепь («зӏы»).

Основную часть времени, свободную от работы и других забот, семья проводила в этом помещении. Последний этаж предназначался для хранения продуктов и сельхозинвентаря. Он же являлся помещением для отдыха гостей, которых, принимая в жилом помещении, на ночь устраивали в отдельном верхнем помещении, где для этого было оборудовано специальное спальное место. Иногда к третьему этажу пристраивали балкон, имевший хозяйственное назначение. Первоначально «гӏала» имели также и оборонное значение, что подтверждается конструктивными деталями архитектуры: защитными парапетами на крыше башен, устройством множества смотровых щелей и бойниц, отсеками для содержания невольников и т.д.

Боевые башни и их устройство

Боевые башни считаются верхом мастерства. Технология строительства башен постепенно эволюционировала: сначала появились полубоевые башни, после исключительно боевые. Сначала их строили с плоской крышей, а после с пирамидальной. Но с появление новых технологий старые не исчезали. По одной из теорий, башни с пирамидальными крышами строили в более опасных и открытых местах, они считались более укрепленными.

Каждый этаж башни нес свое назначение. Боевые башни строили 4, 5, и 6-этажными с уклоном стен 10-14 градусов. В известковый раствор для прочности добавляли сырые яйца и сыворотку.

На первом этаже в специальных отсеках хранились запасы, здесь же по необходимости держали пленных. Сообщение между этажами осуществлялось с помощью приставных лестниц через ходы в углах башни.

Второй этаж предназначался для жизни воинов и защитников. Именно на втором этаже был вход в башню, таким образом исключалась возможность тарана, а башня с земли оставалась неприступной. Жильцы попадали сюда, приставляя в стене бревно с зазубринами. Дверь крепко запиралась на встроенный в стену засов, своды второго этажа были выполнены только из камня — значит враг не мог поджечь башню, даже если прорвется на этаж.

Специальные каменные перекрытия (матки) в своде башни служили дополнительным укреплением при землетрясении и опорой для верхних этажей. Их делали на втором, а иногда и на третьем этажах.

Остальные этажи в большинстве случаев имели деревянные перекрытия. Начиная со второго этажа в стенах делали отверстия для света, бойницы и наблюдательные щели. Бойницы располагались так, чтобы можно было контролировать всю территорию вокруг башни, без «слепых пятен».

Последние этажи боевой башни были наблюдательными и оборонительными пунктами. Они предназначались для защитников, также здесь хранилось оружие. На последнем этаже обустраивалась боевая площадка, прикрытая каменными выступающими балкончиками (машикули).

В этом случае пирамидальная форма была куда более эргономичной, так как на плоской крыше располагалась открытая боевая площадка, которая не была защищена от природных стихий, а значит крыша башни могла быстрее разрушаться.

Башня с пирамидальной крышей и балкончики-мяшикули

Так как аулы в ущельях располагались неподалеку друг от друга, то башни служили замечательной сигнальной системой для оповещения об опасности соседей. Только в одном Джейрахском ущелье насчитывалось около 150 поселений. Поэтому башни строились с таким расчетом, чтобы можно было увидеть сигнал и передать его дальше.

Строительство

Боевые башни, как и жилые, строились без фундаментов на скальной основе. Выбор места строительства башенных поселений и их фортификационных сооружений (боевых и полубоевых башен) зависел от совокупности нескольких основных факторов. Поселение как правило основывалось в наиболее выгодном в стратегическом плане месте: у дороги, у переправы через реку, у входа в ущелье, что позволяло контролировать пути сообщения. При выборе места поселения также учитывались природные условия местности и качество почвы. Никогда по-
селения не основывались на участках пригодных для занятия земледелием, так как огромный дефицит таких земель в горах вынуждал буквально использовать под засевы каждый клочок, ценность которого в экономике горцев была очень высокой. Для возведения башенных поселений выбирали как правило наиболее бесплодные участки с каменистой почвой, а порой, строили и на голых скалах.

Кроме этого также учитывались факторы безопасности от природных катаклизмов различного рода: сходов лавин, землетрясений, паводков, оползней и других. Поэтому старались не строить на участках, представляющих такую опасность. Селения основывали близ источников с питьевой водой, в которых в силу многочисленности небольших речушек и родников недостатка не было. Большое количество селений расположено в непосредственной близости от главных рек Горной Ингушетии – Ассы и Армхи.

Особое внимание уделялось выбору места строительства оборонительных сооружений: боевых и полубоевых башен, заградительных стен. Они должны были обеспечивать надежную защиту населения от нападения извне, а также давать возможность контролировать прилегающую к поселению местность.. Существует большое количество ингушских песен о строительстве башен, которые воспевают их красоту, умение и талант мастеров

Наиболее известны имена древних мастеров: Деци Льянова, Дуго Ахриева, Хабзи Цурова, братьев Беркинхоевых.

Существует большое количество ингушских песен о строительстве башен, которые воспевают их красоту, умение и талант мастеров. Наиболее известны имена древних мастеров: Деци Льянова, Дуго Ахриева, Хабзи Цурова, братьев Беркинхоевых.

В Ингушетии существовали целые «тейпы» (фамилии), специализировавшиеся на возведении башенных строений. Они были известны и за пределами Ингушетии – в Чечне, Осетии и Грузии. Народные сказания утверждают, что ингушский сход («мехка кхел») разрешал «тIовговзанча» (умелец по камню) отправляться на отходный промысел для строительства башен у соседей, но при жестком запрете на возведение там классических боевых башен: разрешалось строить только жилые и полубоевые. Этот запрет был выработан из-за угрозы утраты архитектурной «монополии» ингушей, как единственных владельцев классических «воув» (ингушских боевых башен). Не поощрялось у ингушей и желание выделиться своеобразием и роскошью построения башен: «Сов лакха латтар – Iокхет, сов дIаьхденнар – хад» («Высокое без меры – рушится, длинное без меры – рвется»). Эстетика и порядок башенных сооружений соблюдалась строго: «Фусамда вовзаргва цун ков-картага хьежача» («Лицо хозяина узнаешь по состоянию его двора и ограды»).

ингушские башни .

ИНГУШСКИЕ БАШНИ. ТОП-10 ИНГУШСКИХ БАШЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ

Нажми для просмотра

В этом
видеоролик
е вы
узнаете
десятку
наиболее
величестве
нных и
грандиозны
х башенных
комплексов
в горах…
 
 
 
Тэги:
 
Горная Ингушетия. Зачем ингуши строили башни?

Нажми для просмотра

Первая
серия
видеоверси
и
экспедиции
«Неизвед
анный
Кавказ».
В этом
выпуске мы
расскажем
о горной
Ингушетии:.
..
 
 
 
Тэги:
 
Caucasus — country legends and towers / Кавказ — страна легенд и башен

Нажми для просмотра

такие
башни
можно
увидеть
только на
Вайнахских
(Ингушетия,
Чечня)
землях. это
памятники
архитектур
ы, а раньш…
 
 
 
Тэги:
 
вот это Красота, горная Ингушетия (АЛАНИЯ) Кавказ

Нажми для просмотра

ингушские
башни.
 
 
 
Тэги:
 
Горная Ингушетия (самая красивая)

Нажми для просмотра

Средневеко
вый
замковый
комплекс
«Вовнушк
и»
(ингуш.
«Воувнуш
ке» —
«Место
боевых
башен») —
уникальный
памятн…
 
 
 
Тэги:
 
На чем стоят Вовнушки

Нажми для просмотра

Компьютерн
ый
анимационн
ый фильм
«Ижарте —
ингушский
горный
замок»
созданный
ингушской
анимационн
ой…
 
 
 
Тэги:
 
Так вот кто воровал камни с Ингушских башен! даже до Джейраха дошел!

Нажми для просмотра

Я рад
представит
ь вашему
вниманию
полное
видео с
квадрокопт
ера по
достоприме
чательност
ям
Ингушетии.
Этот…
 
 
 
Тэги:
 
Ижарте — Ингушский горный замок

Нажми для просмотра

ЯРасскажу.
ф
Путешестви
е в горную
Ингушетию
и город
Грозный 7-9
мая 2016
года.
Курорт
«Армхи&quo
t;, Эгикал,
Тхаба-Ерд…
 
 
 
Тэги:
 
Башни Ингушетии с дрона — Летопись русской усадьбы

Нажми для просмотра

Don’t forget
that this is
360 video: you can
change the angle of
view. Watch Towers
of Ingushetia can
fascinate with their
 
 
 
Тэги:
 
ЯРасскажу.рф Путешествие в страну древних башен.

Нажми для просмотра

Историк
Хасан
Бакаев-
Кавказская
Линия.Выпу
к 7.
 
 
 
Тэги:
 
ГIaлгIaй тайпаш — Ингушские фамилии

Нажми для просмотра

Видео про
то, как Юни
Успанов
пытается
рекламиров
ать свое
черное
творчество
,
представля
ясь
патриотом..
.
 
 
 
Тэги:
 
Watch Towers of Ingushetia, Russia, 360 video aerial in 8K

Нажми для просмотра

Режиссер –
Г. Б. Сушко
Ингуши –
«галгай»,
что в
переводе
означает –
«люди
башен».
Башни
сильно…
 
 
 
Тэги:
 
кем построены сторожевые БАШНИ в Чечне и в Ингушетии?

Нажми для просмотра

 
 
 
Тэги:
 
Чеченцы воруют ингушские камни, башенные и не только» rel=»spf-prefetch

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Человеку для жизни нужна башня» rel=»spf-prefetch

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
ингушская башня» rel=»spf-prefetch

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Сенсация! Обнаружены аланские поселения в Китае» rel=»spf-prefetch

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Запев из романа Идриса Базоркина «Из тьмы веков»Кавказские Горы!Ингушские башни!Седьмое чудо России!» rel=»spf-prefetch

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Гогиев решил удревнить ингушские башни.» rel=»spf-prefetch

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Сравните чеченские и ингушские башни.» rel=»spf-prefetch

Зарождение и развитие

Каменные башенные постройки существовали у древнеингушских кобанских племён Северного Кавказа конца II-I тыс. до н.э. Сохранившиеся в горной Ингушетии остатки мегалитических циклопических построек из крупных каменных плит и блоков расположены у башенных поселений Таргим, Хамхи, Эгикал, Дошхакле, Карт и др. Циклопические постройки из сложенных без раствора больших камней ученые склонны относить к весьма отдаленным временам, вплоть до времен неолита. Обычно эти постройки выполняли роль заградительных стен, воздвигавшихся перед входом в пещеру или же — вокруг жилища. На смену циклопическим строениям со временем пришли строения из обычного камня скальной породы с употреблением скрепляющего раствора. Речные округлой формы камни почти не употреблялись, так как они плохо скреплялись с раствором и между собою. Датировку начала таких строений установить весьма затруднительно: одни ученые относят ее к первым векам нашей эры, другие — к 8 веку н.э. В результате археологических раскопок на нескольких мегалитических жилищах были найдены остатки керамики, датируемой I тыс. до н.э., т.е. периодом кобанской культуры.

По признакам планировки, технике кладки и некоторым другим особенностям циклопические постройки имеют общие черты с более поздними башенными строениями горной Ингушетии. Исследователи отмечают преемственность башенной архитектуры ингушей, получившей высокое развитие в Средневековье, от техники каменного строительства, бытовавшей в горах Центрального Кавказа с древнего периода.

В горной зоне Ингушетии на территории современного Джейрахского района располагалось около 150 населённых пунктов. Все они состояли из комплексов каменных жилых башен, за редким исключением в каждом из них имелись полубоевые и боевые башни. Многие селения представляли собой укрепленные замковые комплексы, включавшие в себя одну или несколько боевых и полубоевых башен, объединенных высокими оборонительными каменными стенами с жилыми постройками. Боевые башни, имеющие строгие гармоничные пропорции, сочетающиеся с крепостью стен, достигают у основания толщины около одного метра, и наглядно демонстрируют высокий уровень развития средневековой ингушской архитектуры. В то же время они – иллюстрация своей эпохи, повседневностью которой являлись война и борьба за выживание. Постоянное отражение внешних агрессий, внутренние междоусобные столкновения, а также само географическое расположение на перевальных путях из Закавказья на равнины Северного Кавказа – все эти обстоятельства, вынуждали ингушей строить крепкие каменные дома-крепости.

Постепенно разрастаясь с увеличением населения, средневековое поселение превращалось в укрепленный замковый комплекс, в котором были все атрибуты средневековой крепости – высокие боевые башни, крепостные стены, жилые и хозяйственные постройки. Каждое такое поселение было единым, самодостаточным и прочным объединением соседей-родственников. Все отношения с окружающим миром регулировались посредством института старейшин, деятельность которых была строго регламентирована в соответствии с народным правом – адатом. По своей внешней форме эти поселения напоминали небольшие «средневековые города», в которых была единая политика, во главу которой были поставлены интересы «свободных и равноправных горожан». Эти интересы были превалирующими во всех отношениях с внешним миром и ограничивались лишь интересами соседей – таких же, расположенных рядом, «поселков-городов». В каждом таком поселении был избираемый старший («градоначальник»), которому беспрекословно подчинялось местное население. Горные ущелья, в которых группировалось до нескольких десятков средневековых поселений, так же являлись своеобразными «федерациями городков-поселков» со своими отличительными чертами и особенностями. Как правило в каждом таком ущелье был свой политический центр наподобие столицы, который обыкновенно являлся и самым крупным населенным пунктом ущелья, расположенным в самом выгодном в стратегическом плане районе, контролирующем перевальные пути.

По мнению исследователей ингушские башенные постройки заметно выделяются среди башен соседних народов своим изяществом и обилием мелких деталей архитектуры, выполненных в камне: кормушек для коней, вмонтированных в стены и заборы; камней – коновязей, выступающих наподобие катушек; наличием над окнами каменных навесов – козырьков и др. Все это придает башням ингушей особую живописность. Также важным отличием ингушских боевых башен является их значительная высота по отношению к основанию — 10:1.

Устройство жилых башен

Жилые башни по понятным причинам имели не таких крепких стен, как боевые, их основание было гораздо более широким до 12 метров по одной из сторон. Камни обрабатывались не так тщательно и в целом кладка не была такой аккуратной. Во многом это объясняется назначением башни.

Жилые строились гораздо быстрее, чтобы быстрее дать семье кров. Внутри башни отделывались штукатуркой желтого или белого цвета. Такие постройки имели 2-3 этажа. Перекрытия в жилых башнях были деревянными и держались на центральной каменной опоре.

Первый этаж служил хозяйственным нуждам: стойлом для лошадей, хлевом для скота, хранилищем продуктов.

Второй этаж служил основным жилым помещением. Здесь же располагался очаг с котлом на цепи. Это место считалось в определенном смысле святым.

Третий этаж мог служить дополнительным складом или гостевой комнатой. Иногда в третьем этаж также располагались бойницы для обороны. Камни, покрывавшие крышу, не скрепляли раствором, чтобы в бою можно было кидать их на головы врагов.

Башни как произведения зодчества

С давних времен башни приковывали к себе внимание историков, путешественников и этнографов. Будучи одним из самых устойчивых типов сооружений, они появлялись в культурах различных народов на протяжении многих веков

Это сложные и дорогостоящие произведения зодчества.

На Северном Кавказе башни несли и жилую функцию, и оборонительную, именно поэтому они чаще всего были сторожевыми родовыми. Из-за вражеских нашествий бóльшая часть этих сооружений не сохранилась. Некоторые из башен были фамильными. По обычаю башня должна была строиться не более года, иначе род могли счесть неблагополучным; возводилась она обычно вблизи поселения. Ранние сторожевые башни (XV–XVII века) отличались от сторожевых родовых высотой и месторасположением.

Влияние на культуру и быт

Ингуши как этнос ментально неразрывно связаны со своей башенной культурой.

Средь башенных построек, привлекают взгляд камни, на которых высечены рисунки–петроглифы. Они расположены по стенам здания без видимой системы и симметрии. Среди петроглифов — знаки, напоминающие буквы, рисунки в виде крестов, спиралей, свастик, соляных кругов, изображения предметов быта и вооружения, тамгообразные знаки.

Иногда встречаются фигуры людей и животных. При этом, у людей подчеркнуты признаки пола, их сопровождают не совсем понятные знаки (кружки, зигзаги, спирали), наводящие на мысль, что это изображения божеств, мифологических персонажей или героев. Возможно среди них «мать людей» — богиня плодородия Тушоли, особенно почитавшаяся ингушами, а также бог Дэла. Обычно у входа в башню имеется оттиск ладони – руки мастера, возводившего здание. Оно являлось своеобразной гарантией прочности творения зодчего, что и подтверждено временем – многие башни пережили своих создателей на много веков.

Значительные башенные комплексы имеются в селениях Эрзи, Лялах, Таргим, Пуй, Пялинг, Хяни, Эгикал, Верхнем и Нижнем Лейми, Хамхи, Эбан, Ляжги, Джейрах.
Башенное строительство Ингушетии, яркое наследие древней материальной культуры, уникально как на Кавказе, так и во всем мире.

Считается, что башенные комплексы в течение многих веков вырабатывали у горцев эстетическое чувство прекрасного, чувство бережного отношения к дому, как святилищу семьи, которое является одним из основ ингушского кодекса поведения Эздел.

Почему башенные комплексы называют «замковыми»?

Дело в том, что ингушские башни создавались такими не для красоты, а для выживания и защиты. В те времена люди старались оградить себя от междоусобиц и набегов соседей. Кроме того, через ущелья лежал путь к западным и северным землям, через который проходили не только дружественные народы.

Поселение ингушей представляло собой укрепление на подобие небольшого замка, обнесенного стеной, а иногда и рвом. Внутри располагались жилые, боевые башни и хозяйственные постройки. Ингушские постройки отличала «аккуратность, продуманность и монументальность. Например, толщина стен боевых башен достигала до одного метра, в стены замка и башен были встроены кормушки и коновязи, вершины башен украшали родовые камни и символы.

Мастер, построивший башню, по-традиции оставлял на ней свою «печать» — этот символ называли «рукой мастера». Также упоминается, что мастера, работавшие за пределами своей страны не имели права строить там классические боевые башни.

Здесь как раз видны эти знаки

В случае нападения, всё было продумано до мелочей. Поэтому особенно интересно устройство боевых башен.

День 9. Возвращение во Владикавказ

Собираем вещи, прощаемся с прекрасной Ингушетией и её гостеприимными жителями! Переезжаем на жд вокзал Владикавказа. Если будет желание, можно перед отъездом пообедать в очень красивом осетинском национальном ресторане, попробовать настоящие осетинские пироги!

Особенности похода по Ингушетии

  • Поход проходит в ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЕ. Гражданам России достаточно иметь с собой паспорт. Гражданам других стран необходимо заранее оформить погранпропуск, заявку на его получение необходимо подать не позже 40 дней до начала маршрута!
  • Это полноценный пеший поход. Палатки, продовольствие и прочее снаряжение мы несем на себе, равномерно распределяя по рюкзакам всех участников похода.
  • В зависимости от погоды, состояния группы инструктор может внести изменения в маршрут.
  • Оплата наличными инструктору при встрече в первый день похода. При досрочном сходе с маршрута без уважительной причины (болезнь, травма) деньги не возвращаются!
  • Размер группы — от 5 до 15 участников.
  • Благоустройство лагеря (установка палаток, приготовлениe пищи) осуществляется всеми участниками похода.

Стоимость тура: 11 000 руб

В стоимость тура входит:

  • трехразовое питание в походе
  • услуги инструктора-проводника
  • групповая медицинская аптечка
  • костровое или газовое оборудование
  • регистрация в МЧС

В стоимость тура не входит:

  • прокат личного снаряжения
  • переезды по маршруту
  • медицинская страховка

Дополнительные расходы составят примерно 3000 руб на человека.

Советуем почитать перед походом:

Строительство башен Ингушетии

Сооружение башни было заметным событием для всей семьи. Заниматься строительством вовна могли лишь представители нескольких родов зодчих. Они передавали секреты мастерства по наследству. Главный мастер, в случае удачной работы, получал богатое вознаграждение. Расплачивались, в основном, крупным и мелким скотом.

Перед началом возведения башни в предполагаемом месте проверяли грунт, выливая в ямку молоко. Если земля достаточно плотная, оно не должно было впитываться в течение нескольких дней. Затем устраивали праздник, принося в жертву быка. Его кровью помазывали речные валуны, предназначенные для фундамента. Далее главной заботой заказчика становилось содержание мастеров. Репутация главы рода могла пострадать, если строителей плохо кормили или недостаточно вознаграждали.

Существуют предания, показывающие важность отношения заказчика к мастеру. Когда кто-то из строителей случайно срывался со значительной высоты, то должен был успеть крикнуть слово «голоден!» до того, как разбиться

В этом случае семья заказчика обязывалась содержать семью строителя до конца своих дней. Но и у хозяина был шанс оправдаться. Пока неудачливый работник еще находился в воздухе, он должен был успеть возразить: «Завтрак был!», чем освобождал себя от ответственности.

Камни для строительства нужно было приносить из долин рек. Эта тяжелая работа также породила легенды об ее исполнителях — полумифических силачах, которым гордились многие поколения.

Возведение вовна обычно занимало не больше года, что свято соблюдалось. «Долгострои» так и оставались незавершенными, позоря слабость всего тейпа. Каждая башня, при внешнем сходстве, строго индивидуальна и хранит почерк мастера. Отпечатки ладоней, сохранившихся на некоторых вовнах у входа, относят к «автографу» строителя. Бывало, что имя писалось арабской вязью, в числе других загадочных изображений и символов.

В свободное от заказов время ингушский зодчий мог «подработать» в другой стране на строительстве любых зданий, кроме вовнов. Они считались авторской собственностью галгалов.

История вовнов

В мирные времена ингуши довольствовались каменными жилищами, сооружавшимися без скрепляющего раствора. Подходящие по размеру «циклопические» скальные глыбы складывались в стены замка, где обитали семейства одного рода. Из-за дефицита полезной земли в горах, уже тогда строительство велось преимущественно вверх: на первом этаже дома содержался скот, на втором жили люди. Такое устройство и сейчас можно наблюдать во многих домах на Кавказе.

В период средневековья до горных ущелий добрались сначала скифы, а затем и монголы. Потеряв в оборонительных войнах множество людей и имущества, ингуши задумались о превращении своих жилищ в крепости. Так появились знаменитые боевые башни — вовны. Они тесно соседствовали с жилыми строениями. Весь комплекс обносился защитной стеной.

Строительство боевой башни обходилось очень дорого и это могли себе позволить только состоятельные фамилии. Менее удачливые соседи старались селиться поблизости, чтобы в минуту тревоги воспользоваться готовым убежищем. Так вокруг каждой башни образовывался крепостной городок, практически недоступный для врага.

Времена быстро менялись не в пользу архитектурных памятников. В период «замирения» Кавказа Российской империей вовнам пришлось познакомиться с пушечными выстрелами, перед которыми они оказались бессильны. Дорогостоящее строительство башен тут же прекратилось как бесполезное. Наступала эра новых, более масштабных и жестоких войн.

Разрушения, причиненные во время Кавказской войны 19 в, дополнились бомбардировками, проводимыми по горной Ингушетии в ходе подавления бесконечных восстаний в советское время, некоторые древнейшие постройки пострадали уже в конце 20 века при зачистках ущелий от бандформирований. Тем не менее, до сегодняшнего дня в горах сохранились около сотни уникальных строений. Все они поставлены на государственную охрану и реставрируются, в том числе за счет потомков древних ингушских родов.

Что вас ждет в горах Ингушетии?

В Салгинском ущелье есть башенный поселок Маготе. Согласно легенде великий чародей и провидец захоронен в одном из солнечных могильников на этой же вершине. А на расстоянии 500 м от поселения, над самым обрывом, вы можете найти древний храм XIII – XIV века – Маго-Ерды. Он почитался местным населением в далеком прошлом. Один из первых христианских храмов.

Почти до конца XIX века в дни летнего и зимнего солнцестояний там проводились языческие жертвоприношения и обряды. Хотя некоторые исследователи считают, что изначально он строился как христианский храм, на что указывают шестиконечный крест, высеченный на одной из арок храма и уникальный псалтырь, записанный вручную на пергаменте. Чтобы добраться до Маготе, вам потребуется взобраться на высоту около 100 метров, преодолев 1,5 км пути по лесу.

Очень интересным для исследователей окажется поселок замкового типа – Някист. Расположен на горной вершине недалеко от Тумги и Цоли. В наше время, доступными для осмотра являются 2 боевых башни и 11 жилых, а также 2 оборонительные стены времен позднего средневековья. Любопытно то, что в толще земли на территории поселка до сих пор сохранились остатки старинного глиняного водопровода с каменными желобками. Расположен еще выше чем Маготе, на высоте 150 метров. Путь наверх по тропинке составит 2,5 км.

Примером мощных фортификационных сооружений, неплохо сохранившихся и в наши дни, служит Эги-чож, или Дзурдзукские ворота, как их еще называют. Предположительная дата строительства X – XVI век. Башни, находясь по обеим сторонам Фортанагра, в самом узком месте ущелья, раньше эффективно защищали горский народ от набегов степняков.

Эги-чож состоит из 22 башен (5 из которых боевые, а остальные 17 жилые) и склепового могильника. В настоящее время труднодоступен, т. к. склоны реки густо заросли лесом.

В горах Ингушетии много красивейших водопадов. Самый большой – Ляжгинский. Его высота 18 метров, а ширина 5 метров. В чистой воде с легким голубоватым оттенком, благодаря питающему его леднику, водится форель. Лучше всего посещать это место в солнечный день, тогда на поверхности водопада, среди тысячи брызг, можно увидеть радугу…Ляжгинский водопад легкодоступен для посещения и очень популярен среди отдыхающих курорта «Армхи». Путь к нему оснащен указателями, а через ручей Лош–хи перекинут деревянный мостик.

Остановиться в горной части Ингушетии можно на курорте «Армхи», расположенном в Джейрахском ущелье. Там вы сможете поплавать в бассейне с чистой родниковой водой, покататься на лыжах и велосипедах, поиграть в пейнтбол и даже прыгнуть с парашютом! А целебный воздух гор, наполненный сосновым ароматом, будет особенно полезен.людям с заболеваниями верхних дыхательных путей. В горах Ингушетии есть еще много красивых мест, а дружелюбный народ всегда рад гостям.

Фото и описание

Стометровая «Башня Согласия» в Магасе — символ и визитная карточка Ингушетии. Расположенное в центре столицы республики высотное здание было построено в 2013 г. в стиле средневековой ингушской башни, увеличенной в четыре раза. Автором этого проекта выступил Алихан Харсиев. К приему посетителей башня готова осенью 2013 г.

Согласно легенде, в давние времена на месте современной башни стояла самая высокая «Башня Страны», которая являлась для жителей древнего поселения символом свободы. Враги, напавшие на селение, уничтожили все живое и полностью разобрали башню. Предание гласит, что лишь народ, объединенный единым духом созидания и общей целью, сможет возвести на этом же месте новую башню выше прежней.

Высота нынешней башни составляет 100 м., что сделало ее самым высоким зданием в республике. Сооружение стало главным туристическим объектом в Ингушетии. Инвестиционный проект был реализован за счёт личных средств А. Харсиева. Все работы по оформлению башни проводились с учётом общественного мнения.

К росписи стен были привлечены художники-дизайнеры, придавшие зданию индивидуальность и собственный характер. Стены смотровой башни украшают образы известных ингушских героев и амазонок, которые отражают исторический колорит и специфические черты народа. На высоте 85 м располагается смотровая площадка, с которой открывается потрясающая панорама на город Магас и окружающие территории.

Огромная площадь и планировка этажей смотровой Башни Согласия позволяют проводить в ней разные научные конференции, культурно-массовые мероприятия, в частности, молодёжные форумы, заседания Совета тейпов и Крупновские чтения.

Башни Ингушетии — уникальные архитектурные сооружения республики.

Ингушетия — самая маленькая по площади республика, входящая в состав Российской Федерации. С трудом полученная в 1992 г автономия дорого обошлась ингушам. До сих пор ведутся споры о пригородах Владикавказа и границе с Чечней. На взгляд жителя Центральной России, привыкшего к бескрайним, «ничьим» просторам, территориальные споры об узких полосках горной земли кажутся нелепыми. Но ингушам очень нужна эта земля, напоенная жизнью и кровью их предков.

К тому же, ингуши ревностно охраняют главное сокровище: уникальные архитектурные сооружения многовекового возраста. Самые активные путешественники мира — граждане восточных государств — давно оценили красоту и величие ингушских боевых башен и священных гор, украшенных храмами и святилищами незапамятных времен.

Российские туристы, в основном, все еще находятся под впечатлением недавних «чеченских войн» и не решаются путешествовать по землям, пахнущим порохом. Но любопытство берет верх: велосипедные группы, навьюченные разноцветным скарбом, то и дело сворачивают в Джейрахское ущелье, а туристы-одиночки с увлечением описывают в блогах восхождение к Мят-сели, сопровождая рассказы захватывающими фотографиями. Немалый труд несут и сами ингуши, наполняя интернет познавательной информацией о памятниках старины, описывая маршруты и проявляя гостеприимство к приезжающим. Стоит лишь раз побывать в стране галгалов (так они себя называют), чтобы полюбить ее навсегда.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора