Свято-троицкий ипатьевский монастырь (кострома, россия): лучшие рестораны рядом

Династия Романовых

В 1601-1604 гг. в центре Ипатьевского монастыря, была выстроена столпо­образная звонница. Значительную роль Ипатьевскому монастырю было суждено сыграть в эпоху Смутного времени. В 1609 году его захватил отряд сторонников Лжедмитрия II («тушинского вора»). Нарродное ополчение несколько месяцев вело его осаду, завершившуюся полной победой над тушинцами.

14 марта 1613 году в Ипатьевском монастыре прибыло из Москвы посольство Земского собора, сообщившее находившему в Ипатьевском монастыре М.Ф. Романову об избрании его царем. С этого времени и вплоть до 1917 года, Ипатьевский монастырь находился под покровительством династии Романовых.

В 1619 году, совершая паломничество на реку Унжу, М.Ф. Романов вновь посетил Ипатьевский монастырь. В 1649 году в резуль­тате взрыва пороха, хранившегося в подклете, был разрушен Троицкий собор, взамен которого к 1652 году возвели новый собор с приделом преподобного Михаила Малеинз (в 1685 году собор был расписан артелью костромских живописцев во главе с Г. Ни­китиным и С. Савиным). В 1642-4645 гг. к Ипатьевскому монастырю пристроили «Новый город» с двумя угловыми и одной воротной («Зеленой»)       башнями.

Новый этап в жизни Ипатьевского монастыря начался в 1744 году, когда при образовании Костромской епархии по указу императрицы Ели­заветы Петровны II, костромской монастырь стал официальной резиденцией кост­ромских архиереев. С 1744 по 1834-гг. Троицкий собор Ипатьевского монастыря являлся кафедральным собором епархии.

В 1768 году, в подклете Троицкого собора устроили Лазаревскую церковь, ставшую архи­ерейской усыпальницей (в ней было погребено три архиерея; епископ Дамаскин (Аскаронский, 1769 г.), епископ Виталий (Щепотов, 1846 г.), епископ Александр (Кульчинский, 1888 г.).

Осенью 1747 года в Ипатьевском монастыре Костромы была открыта Костромская духовная се­минария (находилась здесь до 1750 г.). Со второй половины 18 века пос­ле полуторавекового перерыва Ипатьевский монастырь вновь становится тради­ционным местом паломничества русских царей. В 1767 году его посе­тила императрица Екатерина II, в 1834 г. император, Николай I, последующие три императора посещали Ипатьевский монастырь по два раза (наслед­ником и царем): Александр II — в 1837 и 1858 гг., Александр III — в 1866 и 1881 гг., Николай II в 1881 и 1913 гг.

На начало 20 века в Ипатьевском монастыре находились: Троицкий собор (летний) и зимний собор Рождества Богородицы (храм 16 века разобран в 60-е гг, 18 века, и взамен него построен новый, освященный в 1764 году, в свою очередь, и этот храм разобрали, а в 1860-1864 гг.. построили новый, третий по счету каменный собор на этом месте). Над выходящим на устье р. Костромы зданием Архиерейского кор­пуса, где с 1745 году жили епархиальные архиереи (а с 1866 г. и викарные архиереи), высился шатер церкви святых Хрисанфа и Дарии, освященной в 1869 г. Вокруг соборов находилось старинное кладбище, на котором покоились представители многих костромских дворянских родов.

Фото и описание

Главным храмом Ипатьевского монастыря является Троицкий собор. К югу от храма расположена звонница, колокола которой звучали в монастыре с середины 16 века.

В 1586-1590 гг. устроили каменную звонницу с круглым верхом. Сведений о колоколах первой монастырской звонницы не обнаружено, несмотря на то, что она просуществовала довольно долго. В 1763-1764 гг. она вместе с братскими и келарскими кельями была перестроена, а в 1812 г. была разобрана.  Звонница, которая дошла до нашего времени, была возведена в 1603 г. в десятке метров от Троицкого собора. Высота ее составляла около 30 м, длина – 19-20 м, ширина – 5-6 м.

Звонница Ипатьевского монастыря – это трехъярусное сооружение во втором и третьем ярусах с арками для колоколов. Первый ярус, скорее всего, использовался для хозяйственных целей. Во втором ярусе располагался часовой механизм, на третьем располагались звоны. С одного яруса на другой вели внутренние лестницы.

Предположительно, появление такого типа звонницы в русском храмовом зодчестве связано с переходом от очепного способа звона или раскачивания колоколов к звону «в языки». Для нового способа вытянутая конструкция сооружения была довольно удобна.

Часовой механизм на звоннице — один из древнейших в России. Первые часы при осаде монастыря польскими войсками были повреждены, но в 1628 г. укрывавшийся в Смутное время здесь царь Михаил Феодорович Романов пожаловал обители новые часы «с боем». Часы располагались во втором ярусе здания.

В середине 17 в. к звоннице был пристроен еще один пролет в форме башни, имевшей один ярус звона и три глухих нижних яруса. В нижнем ярусе был сквозной проход, а второй и третий использовали для хозяйственных нужд. На третьем ярусе должен был располагаться новый большой колокол-благовестник. Сооружение венчал небольших размеров восьмигранный шатер.

Самый ранний колокол звонницы, который существовал здесь вплоть до 20-х гг. 20 в. датируется 1561 г., его отлили еще до строительства каменной звонницы. Во второй половине 17 в. в подбор колоколов звонницы входили 18 колоколов. Во время Северной войны четверть веса колоколов отдали на военные нужды.

Длительное время самым тяжелым колоколом звонницы был благовестник, имевший вес 172 пуда, который был отлит на средства боярина И.И. Годунова в 1603 г. в память о своем отце, Иване Васильевиче. Мастер, отливший колокол – Богдан Васильев. В 1894 г. из-за трещины колокол был перелит с добавлением веса. Переливка выполнялась мастерами колокололитейного завода Забенкина Серапиона Ивановича Костромы. Колокол, весящий 104 пуда 25 фунтов, из-за трещины также был перелит в 1812 г. Часовой колокол, весящий 68 пудов, датируется периодом между 1596 и 1606 гг. Отливал его мастер Федор Васильев на средства боярина Д.И. Годунова. Интерес представляет колокол, отлитый в 1647 г. по повелению стольника А.Н. Годунова и его дяди В.И. Стрешнева в честь родителей А.Н. Годунова. Колокол отливали Данила Матвеев с сыном Емельяном Даниловым.

Звонница Ипатьевского монастыря от времени пострадала незначительно. В 1758-1759 гг. по причине ее ветхости преосвященный Дамаскин хотел разобрать ее и построить другую, но преосвященный Симон Лагов, ее преемник, сохранил старинное сооружение. В 1772 году над пролетами 1649 года был возведен новый шатер. Нижние ярусы звонницы сделали более удобными, в них были заложены открытые пролеты. С западной стороны по проекту архитектора А.П. Попова к звоннице была пристроена двухэтажная галерея в виде открытой аркады. В 1852 году над шатром 1772 года установили новый, покрытый мелкими чешуйками белой жести.

В то же время были расписаны «итальянским художеством» наружные стены звонницы. Но в 1912 г. эта роспись была признана не соответствующей традициям древней архитектуры, она была удалена. В 1877 г. звонница была соединена каменными переходами с Троицким собором и Рождественским храмом.

Самый значительный урон архитектуре монастыря был нанесен в 1919-1930 гг. После того, как обитель упразднили, богослужения в Троицком соборе продолжались до 1922 г. В храме Рождества Богородицы был устроен антирелигиозный музей, в других монастырских помещениях разместились помещения для жилья рабочих пос. «Текстильщица». В 1930 г. было решено снести монастырь, но этого не произошло – был снесен лишь храм Рождества Богородицы.

Паломнику

Ипатьевский монастырь находится на берегу реки Костромы. С моста на него открывается невероятно красивый вид. Монастырь был построен и сейчас отреставрирован с большим, царским, размахом. Если придти на богослужение (5:30 начало утреннего и 17:00 вечернего), то вход для вас будет даром. Иначе 150 руб.

На входе в монастырь целая гора юбок и платков, если вы в дорожных брюках, вас облачат подобающим образом. Слева от входа в монастырь, за кассой, туалет, где можно умыться.

На территории монастыря, на втором этаже колокольни, есть приятная трапезная, где душевно можно попить чайку с пирожками, а если нужно, и покушать. В этой трапезной продаётся невероятно вкусный хлеб — «чистое пирожное», как сказала моя приятельница. Цены приемлемые вполне.

В цокольном этаже главного храма расположены: выставка и церковная лавка. В лавке можно купить свечи, заказать сорокоусты, купить православные костромские сувениры, книги, иконы, календари… — там столько всего! Цены очень приятные. Пишу про цены, поскольку до этого были в Богоявленском Настасиином монастыре.

На территроии Ипатьевского монастыря проходит много экскурсий. При желании, можно пристроиться к какой-нибудь. Мы были уставшие, не захотелось, а так нам даже предлагали.

Рядом с монастырём выставка-ярмарка зодчества и ресторан. Ещё вдоль набережной расположены сувенирные палатки — целый настоящий рынок.

От любого вокзала можно доехать до монастыря на автобусе № 14.

Пешком из центра, по ул. Островского через мост, можно догулять за полчаса примерно. Прогулка приятная.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Ансамбль Ипатьевской обители уникален по своей сохранности. Главную ценность здесь представляет, конечно, Троицкий собор, строившийся в 1650—1652 годах. Вплоть до 1649 года на его месте стоял собор, возведенный в 1569 году на средства Д.И. Годунова. Это был сравнительно небольшой двухстолпный храм с двумя приделами — во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В январе 1649 года этот храм был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете.

Новый собор, строившийся на щедрое царское пожертвование, вышел гораздо величественнее прежнего. Кроме того, его украсили фресками. Основной их объем выполнялся в 1684 году артелью костромских мастеров под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. На северной стене собора есть клеймо, где все они перечислены.

Есть в соборе и фрагменты более ранних, 1654 года, фресок (например, композиция «Страшный суд» в западной галерее). Эти росписи выполнялись артелью костромича Василия Ильина Запокровского. Работы тогда прервала эпидемия чумы — возможно, самая страшная за всю историю России. От морового поветрия погибла, согласно подсчетам исследователей, едва ли не половина всего населения страны, и роспись собора была отложена до лучших времен — на тридцать лет.

В подклете Троицкого собора находится так называемая усыпальница Годуновых — хотя представителям этой фамилии принадлежат здесь только три надгробные плиты из семи. Древнейшая усыпальница Годуновых, где находились погребения более чем двадцати членов семьи (в том числе Федора и Стефании, родителей царицы Ирины и собственно Бориса Годунова), попала под фундамент Богородице-Рождественской церкви, перестраивавшейся в середине XVIII века и была, таким образом, уничтожена.

Ипатьевский монастырь основание обители легенды и факты

Ипатьевский монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы, близ города Кострома, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу Волги

Изначально он имел важное стратегическое значение как укрепленный пункт на подступах к городу

Предание возникновения Ипатьевского монастыря

Согласно преданию, монастырь был заложен в 1330 г. влиятельным вельможей Золотой Орды татарским мурзой Четом, который направлялся через эти края в Москву.

По одному ему ведомым причинам он не ужился в Золотой Орде. Бежал оттуда в Москву, к Ивану Калите, стремясь принять христианство. По дороге в 1330 году занемог и слег как раз на том самом месте, где Кострома вливается в Волгу. В горячечном бреду Чету было видение Божьей Матери. Сопровождал Богоматерь святой Ипатий. Оправившись от болезни, татарский мурза повелел заложить на месте своего выздоровления в честь святого Ипатия монастырь.

Крестившись, Чет принял христианское имя Захарий. Его праправнуки Федор, по прозвищу Сабур, и Иван, по прозванью Годун, стали родоначальниками двух известнейших в России родов — Сабуровых и Годуновых.

Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне. Он был вполне конкретной исторической личностью. Жил в IV веке и был епископом небольшого городка в Малой Азии. Порой путешествовал по своим святым делам и однажды по дороге домой был убит религиозными фанатиками. Говорят, в момент кончины Ипатий молился за своих убийц и просил простить им грехи.

Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет.

Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.

Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.

Колыбель дома Романовых

С осени 1612 года в кельях монастыря от поляков скрывался 16-летний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе Михаила Федоровича призвали на царство. С тех пор монастырь в Костроме называют колыбелью дома Романовых.

С 1621 года началось возрождение монастыря: были восстановлены монастырские стены и здания, которые пострадали во время осады. В середине XVII века монастырскую площадь увеличили почти вдвое, эту территорию стали называть «Новым городом».

В конце 1652 года построили новый пятиглавый Троицкий собор (ныне существующий). Его во второй половине XVII века расписывала артель иконописцев во главе с Гурием Никитиным — крупнейшим мастером фрески и иконописи того времени. Настенная фреска имеет четыре яруса: самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй и третий описывают чудеса и страсти Христа, нижний — жизнь святых апостолов.

В заново отстроенный монастырь присылали дорогие иконы, церковную утварь, рукописи и книги. До XVIII века в его стенах хранилась Ипатьевская летопись — один из древнейших списков Повести временных лет. К концу XVII века Ипатьевский монастырь стал одним из самых богатых на Руси.

В последующие годы монастырь был резиденцией костромского архиерея, а Троицкий собор почти на столетие стал кафедральным собором епархии. В 1747 году в монастыре открылась духовная семинария — сегодня она одна из старейших в России.

В 1764 году закончилось строительство теплого храма в честь Рождества Богородицы, а в Троицком соборе установили новый иконостас, сохранившийся до наших дней.

В 1835 году Николай I приказал отремонтировать и перестроить здания монастыря для возвращения ему «древнего вида». Руководил работами создатель храма Христа Спасителя в Москве — архитектор Константин Тон. По его проекту в архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Практически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор, перестроили монастырские корпуса. Изменился внешне и келарский корпус, в котором в 1613 году жил Михаил Романов.

После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители. Богородице-Рождественский собор в 30-е годы ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году в Ипатьевском монастыре открыли Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Пожар

Церковь Преображения на территории Ипатьевского монастыря

4 сентября 2002 года в Ипатьевском монастыре, вскоре после закрытия музея, загорелась деревянная церковь Преображения. Начинающийся пожар случайно заметил плотник, и вскоре с огнем боролись и работники музея, и монахи местного монастыря. Однако когда за дело взялись пожарные, над монастырем уже стоял огромный столб пламени, горящие деревянные ошметки несло за монастырские стены на находящийся в сотне метров музей деревянного зодчества. После засушливого лета церковь сгорела как спичка; хорошо еще, что пожарным, на которых буквально плавились огнеупорные костюмы, удалось отстоять сам монастырь.

Сгоревшая церковь была уникальным памятником. Построена она была в 1713 году в низине у села Спас-Вежи, куда во время половодья достигал волжский разлив. На Волге церкви обычно ставились просто на возвышенностях, но в этом селе строители пошли иным путем – церковь была поставлена на сваи. Всего в России свайных церквей было три – еще две находятся в Кижах. Кроме того, само архитектурное решение (оригинальный вариант «клетской» схемы, который описывается даже в знаменитой «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря, равно как и в других учебниках по архитектуре) делало церковь просто неповторимой. Это понимали уже столетие назад, и когда в начале XX века местные прихожане захотели заменить ее на каменную постройку, из Императорской Археологической комиссии поступил строжайший запрет, – церковь Преображения уже тогда была признана национальным достоянием.

В 1956 г. создавалось Горьковское водохранилище, и, чтобы спасти церковь от затопления, ее перенесли на территорию «Нового города» Ипатьевского монастыря. С того времени церковь Преображения стала настоящим символом Костромы, не меньшим, чем знаменитая каланча на центральной площади или сам Ипатьевский монастырь. Но пережив все перипетии XX века, она превратилась в прах из-за нелепой случайности.

Случайности ли? Анализ причин, приведших к гибели этого уникального памятника, заставляет вспомнить о борьбе, которая уже десять лет идет между епархией и музеем. Но сначала

История

Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.

С 1613 г. под опекой Романовых монастырь продолжал благоукрашаться. В 1652 г. на месте Троицкого собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклете, был возведён новый, который мы видим сейчас.

В Троицком соборе, где был благословлён на царство Михаил Романов, сохранились росписи 1684 г., выполненные первоклассным царским изографом Гурием Никитиным, и иконостас сер. XVIII в. В храме хранится вклад Димитрия Годунова, дяди царя Бориса, изготовленные в Москве медные двери, на которых в редчайшей технике золотой наводки изображены античные поэты, философы – Гомер, Еврипид, Платон и даже языческий бог Аполлон. (Историки полагают, что Платон и Аполлон считались в древней Руси пророками, предсказавшими приход Христа.)

Святыней, издревле почитаемой в Ипатьевском монастыре Костромы как точный список с чудотворного образа Тихвинского монастыря, является икона Тихвинской Богоматери сер XVI в. Вероятно, икона была вложена в костромской монастырь царем Михаилом Федоровичем. Образ Божией Матери Тихвинской стоит в настоящее время в местном ряду Троицкого собора слева от Царских врат, что согласуется с монастырскими описями.

В 2005 г. Ипатьевской обители возвращена древняя святыня – часть Ризы Господней, присланная в 1626 году по повелению царя Михаила Федоровича и по благословению Патриарха Филарета. В течение трехсот лет она хранилась над Царскими вратами Троицкого собора Ипатьевского монастыря

В новом драгоценном ковчеге эта бесценная реликвия пребывает ныне в алтаре собора вместе со второй по важности святыней – иконой священномученика Ипатия, епископа Гангрского, в которую вмонтирован ковчег с частицей мощей святителя – покровителя монастыря

Пётр I не пожалел и родовой святыни: часть колоколов была снята и переплавлена в пушки. Доходы монастыря были урезаны на общих основаниях, и уже к 1721 г. монастырь обветшал: «врата распалися и столпами деревянными подперты, всего же разорения обители вкратце и описать невозможно».

Новый период восстановления начался в 1744 г., когда была образована Костромская епархия и Ипатьевский монастырь стал резиденцией архиерея.

Российские императоры и императрицы считали своим долгом посетить свою фамильную святыню. При этом Екатерина II подарила Костроме герб с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в город, а Павел I одарил новым гербом, гораздо более сложным. Николай I повелел обновить все здания монастыря, и палаты Романовых реставрировал архитектор Тон. При Александре II палаты Романовых вновь отделали в стиле XVII в.

В 1913 г. все календари, посвященные 300-летию дома Романовых, вышли с видами Ипатьевского монастыря. 19 мая 1913 г. на литургии в Троицком соборе молился последний русский император.

В 1922 г. из Ипатьевского монастыря власть вывезла 14 кг золота и около 200 кг серебра в виде окладов с икон и церковной утвари. В церкви Рождества Богородицы сначала разместили антирелигиозный музей, потом и вовсе разрушили храм. Монастырь был превращён в рабочий посёлок «Текстильщица». В 1958 г. начали расселять посёлок и обустраивать в стенах обители Историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1993 г. Ипатьевский монастырь Костромы был возрождён. В 2004 г. обитель была полностью передана Церкви. 23 марта 2005 г. Ипатьевскую обитель посетил Президент РФ В.В. Путин, оставивший памятную запись, наилучшим образом отражающую значимость монастыря: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия, с его возрождением будет связано и возрождение России».

Настоятели[ | код]

Список настоятелей

  • Феогност, игумен (1511)
  • Паисий, игумен (1537)
  • Вассиан, игумен (1558—1566)
  • Никандр, игумен (1572—1574)
  • Порфирий, игумен (?-1582)
  • Варлаам, игумен (1582—1584)
  • Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
  • Иаков, первый архимандрит (1597—1606)
  • Феодосий, архимандрит (1608)
  • Кирилл, архимандрит (1613—1616)
  • Иосиф, архимандрит (1617—1622)
  • Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
  • Тихон, архимандрит (1631—1640)
  • Иосиф, архимандрит (1640—1641)
  • Авраамий, архимандрит (1642—1646)
  • Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649)
  • Гермоген, архимандрит (1649—1653)
  • Тихон, архимандрит (1653—1663)
  • Мисаил, архимандрит (1663—1666)
  • Кирилл, архимандрит (1666—1670)
  • Феодосий, архимандрит (1670—1674)
  • Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
  • Пахомий, архимандрит (1683—1684)
  • Феодосий, архимандрит (1684—1692)
  • Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
  • Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
  • Тихон, архимандрит (1711—1720)
  • Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
  • Серапион, архимандрит (1722—1730)
  • Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
  • Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
  • Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
  • Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
  • Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
  • Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
  • Платон (18??—1845)
  • Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
  • Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
  • Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
  • Павел (Фокин), архимандрит (1996—2002)
  • Иоанн (Павлихин), архимандрит (2004—2011)
  • Алексий (Фролов), архиепископ (2011—2013)
  • Ферапонт (Кашин), епископ (2013—по наст. вр.)

Советский период | код

Уничтоженная в 1934 г. церковь Рождества Богородицы (автор фото С. М. Прокудин-Горский, 1910 год)

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.

Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса

В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.

Ипатьевский монастырь во время Смутного времени на Руси

К началу XVII в. Ипатьевский монастырь был превращен в мощную крепость. А потом наступило Смутное время на Руси.

В начале 1609 года в Костроме вспыхнуло восстание против Лжедмитрия II. Ставленник самозванца воевода Вельяминов со своими людьми и польским отрядом под командованием пана Лисовского затворился в Ипатьевском монастыре и несколько месяцев выдерживал осаду.

Опираясь на монастырские укрепления, поляки и русские мятежники нападали на находившиеся к северу от Костромы территории. Для борьбы с ними к стенам монастыря из Галича прибыли отряды народного ополчения. Они осадили крепость и вырыли вокруг стен осадный ров. Однако изгнать интервентов и изменников из такой хорошо укрепленной крепости, как Ипатьевский монастырь, было нелегко: слабо вооруженному войску ополченцев монастырь-крепость мог противопоставить вооружение из 37 пушек, большие запасы пороха. Продовольствия также имелось достаточно.

Для того чтобы взять крепость, нужно было подорвать ее стены. Выполнить эту задачу взялись костромские служилые люди Константин Мезенцев и Николай Костыгин. В ночь с 24 на 25 сентября 1609 г. они подвели подкоп под монастырскую стену, заложили туда бочку с порохом. Оба патриота погибли при взрыве, но ценой их жизни крепость была взята, засевшие в ней поляки и их сторонники уничтожены.

Но до завершения Смуты, однако, было еще далеко. Конец смуте положило ополчение, созванное гражданином Мининым и князем Пожарским. России был нужен новый царь. Земский собор 1613 года, избравший на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова.

Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)

В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.
Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:

  • заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
  • заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
  • заходить, будучи нетрезвым;
  • снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
  • шуметь, мусорить, курить и выпивать.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь под покровительством Годуновых

Настоящий расцвет Ипатьевской обители относится ко второй половине XVI века, когда попечение о ней принял на себя Дмитрий Иванович Годунов, один из ближайших сродников Бориса Годунова.

После кончины царя Ивана Грозного трон занял его сын — Федор Иоаннович. По причине слабого физического и умственного здоровья править страной он не мог. Фактически за него во главе России встал совет, которым руководил Борис Годунов. Женой нового царя была сестра Бориса — Ирина, и это еще более укрепляло положение семейства Годуновых у российского трона. После кончины Федора Иоанновича и похожей на убийство гибели в Угличе наследника — царевича Дмитрия — Борис Годунов был избран на царство.

Годуновы чтили Ипатьевский монастырь как связанный с памятью их предков. В Ипатьевском монастыре началось каменное строительство, в особенности активизировавшееся после пожара 1581 года. В частности, в 1586 году обитель приобрела мощную каменную ограду. На средства этого влиятельного семейства на территории обители был построен первый каменный храм. Он простоял около полувека и был разрушен за несколько секунд — от случайной искры взорвался порох, который хранился в его подклетях.

По велению Бориса Годунова и его сестры царицы Ирины на месте развалин вскоре вырос величественный Троицкий собор. Он сохранился до наших дней и до сих пор радует глаз красивым шатровым крыльцом, примыкающими к собору крытыми галереями, великолепным пятиярусным иконостасом и чудесными фресками. В подвалах собора можно взглянуть на могилы родителей Бориса Годунова. Рядом с собором стоит красивая звонница.

Она тоже была построена на средства рода Годуновых. Библиотека монастыря хранит знаменитую Ипатьевскую летопись — один из важнейших рукописных документов, рассказывающий об истории древней Руси.

К началу XVII столетия монастырь превратился в крупнейшего землевладельца, обладателя удивительного собрания иконописи, церковной утвари, облачений, рукописных и печатных книг. С 1598 года он управлялся архимандритами.

После смерти Бориса Годунова новым правителем России стал его сын Федор. Однако его правление было недолгим и кончилось трагически. В Москве произошел мятеж, спровоцированный появлением так называемого Лжедмитрия — человека, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. В результате Федор и его мать были убиты. Так на Руси началась великая смута.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора