История китая (36): император у-ди — величайший император династии хань

Китайская иероглифика: история и реформы

Будучи одной из древнейших систем письма на Земле, китайское иероглифическое письмо (汉字 hànzì) значительно отличается от систем письма других языков.

Китайский язык в своем роде уникален. Имея 4 тысячелетнюю историю, китайская иероглифика уже не может рассматривать отдельно от китайской цивилизации, так как она отражает ее традиционные особенности и до сих пор является единственным общепринятым способом записи китайского языка. На эту интересную тему написано немало книг и проведено множество исследований. 

Итак, как вы уже знаете, в китайском языке нет привычного европейскому человеку алфавита, зато есть иероглифика. Следовательно, каждый иероглифический знак – это не буква, а целое слово, или слог-морфема. За всю свою многовековую историю китайская иероглифика претерпела значительные изменения.

Древнейшие китайские записи сделаны на черепаховых панцирях и гадательных костях животных. На них обычно наносились результаты гаданий. Назывались они 甲骨文 (jiǎgǔwén). По датам в разных источниках встречаются расхождения – но наиболее древние относятся к 17-12 вв. до н.э.

После возникновения технологии бронзового литья, начинают появляться надписи на бронзовых сосудах – 金文 (jīn wén). Относят их обычно к XIII-IV вв. до н.э. В отличие от 甲骨文 (jiǎgǔwén), где иероглифы выцарапывались, надписи на бронзовых сосудах предварительно выдавливались на глиняной форме. Еще одним отличием было их предназначение. В основном они наносились на бронзовых сосудах для жертвоприношений предкам, то есть являлись своего рода средством коммуникации между живыми и духами предков.

Эволюция китайской иероглифики, пройдя еще через несколько этапов, (до 200 г. до н.э. существовал стиль 隶书 (lìshū), который считался стилем делового письма), в том числе через унификацию во времена императора 秦始皇 (Qín ShǐHuáng), завершилась выделением в 4 веке трех нормативных каллиграфических стилей: 楷书 (kǎishū), 行书 (xíngshū) и 草书 (cǎoshū).

Стиль Кайшу 楷书 (kǎishū) являлся уставным письмом, употреблялся при написании или составлении официальных документов.

Стиль Синшу (Курсивное письмо 行书 – xíngshū) допускал некоторые сокращения элементов в иероглифе, а стиль Цаошу (Скоропись 草书 — cǎoshū) мог употребляться в частной переписке или собственно в каллиграфии.

Так и жили китайцы до начала 20 века. Когда началась кампания за искоренение безграмотности среди населения, китайцы поняли, что существующая система письменности слишком сложна для овладения ей всеми слоями населения. Плюс к этому, в 1905 году была отменена система государственных экзаменов (мы обязательно сделаем статью об этом).

После студенческого движения 4 мая 1919 года, одним из требований участников которого была отмена 文言 (wényán – письменный язык) и переход на 白话 (báihuà – разговорный язык), вэньянь был вытеснен из художественной литературы в сферу научных текстов и деловой переписки. А после 1949 года правительство КНР перестало пользоваться вэньянем как языком официальных документов. С того времени все тексты в КНР стали записываться на живом, разговорном языке.

Последним пунктом в изменении китайской иероглифики был переход к упрощенным иероглифам (简体字 jiǎntǐ zì). Это произошло в 60-х-70-х гг. 20 века. Полные иероглифы все еще используются, например, на Тайване, Макао и в Гонконге (см. статью «полные и сокращенные иероглифы»).

Готлиб О.М. «Основы грамматологии китайской письменности». М., 2007 г.
Кравцова М. «История культуры Китая», Санкт-Петербург-Москва-Краснодар, 2003 г.
М.В.Софронов. «И ценное наследие, и тяжкое бремя» (статья).

Философско – религиозные системы Древнего Китая

Даосизм

Основатель даосизма мудрец Лао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI –Vвв.до н.э. Основная философская категория даосизма – это «дао» — закон и весь мир подчинен этому закону. Все в мире зависит от дао и человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека — пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао – теория «недеяния»- основной принцип даосизма. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм, основанный на понятии «абсолтного дао»: жизнь – это иллюзия, смерть- это возвращение к дао –истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии. Религиозный даосизм также проповедовал теорию «недеяния» и «непротивления».

Конфуцианство

В конце VI – начале Vвв.до н.э. В Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировозренческая система- конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 гг.до н.э.). Основу учения составляла заповедь: « почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни», а также строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества в соответствии с его положением. Учение не решало проблем бытия, а лишь узаконивало старые порядки, но уже во II – I вв.до н.э конфуцианство становится господствующей идеологией правящих классов. Конфуцианство становится религиозной системой, а Конфуция канонизируют. Он разрабатывает иерархию общества, во главе которой стоит император, выполняющий также функции верховного жреца.

Буддизм

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в.до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний. Дух вечен, материя же имеет начало и конец, полагали буддисты. Материальный дух не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа. К IV в.н.э. буддизм увеличивает свое влияние, растет число монастырей, монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству.

Письменность Древнего Китая

Известно, что уже в 2021 году до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающего более 2000 иероглифов. Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. Количество иероглифов в этот период составляет уже более 3000. Чрезвычайное развитие письменности приходится на первые века нашей эры и уже в III веке количество иероглифов превышает 18000. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое в последствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари, при императорских дворах создаются библиотеки.

Архитектура Древнего Китая

Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в 2-3 и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко очерченный карниз ( пагода). Самыми известными являются погоды в Хэнани (523г.), в Сиане (основана в 622г., перестроена в 701-704 гг.). Пагоды возводились как из дерева, так и из кирпича. Наиболее известна 13-этажная железная пагода в Таньяне (X-XI вв.).

История Династии Хань

Падение империи Цинь было вызвано рядом крупных мятежей знати бывших царств периода Чжаньго, направленных на восстановление захваченных ранее государств. Поводом послужил случай с 900 рабочими, которые из-за сильных дождей опаздывали на работы по постройке Великой Китайской стены. По законам того времени – это каралось смертью. Вместо того, чтобы явиться к месту работ и принять казнь, они образовали повстанческий отряд, который вскоре составил 300 000 человек.

Основатель династии Лю Бан происходил из крестьян. Лю Бан встал во главе повстанцев, которым удалось взять столицу Сяньян и свергнуть династию Цинь. Он основал новую династию. Она вошла в историю под именем Первой, или Западной династии Хань

Начальный период (206 до н. э.- 9 н. э.) со столицей Чанъань носит название ранней Хань или западной Хань. История этой империи изложена в письменном сочинении Ханьшу. Правление династии Лю прервалось на 16 лет в 8-23 гг. в результате захвата власти родственником династии по женской линии Ван Маном (империя Синь).

Второй период (25-220 н.э.) со столицей Лоян называется поздней Хань или восточной. Его история излагается в сочинении Хоу Ханьшу.

Изобретение древнего Китая № 4 — компас

Первый прототип компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в 1 веке н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».

Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг».

Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119 г.).

Как был изобретен порох

Одним из важнейших изобретений Древнего Китая стал порох. Это взрывчатая смесь, состоящая из мелких частиц серы, угля и селитры, которая при нагревании образует эффект небольшого взрыва

Главным компонентом пороха является селитра, которой было достаточно много на территории Древнего Китая. В регионах с щелочными почвами она встречалась в чистом виде и внешне напоминала хлопья снега.

В древности китайцы часто использовали селитру в кулинарии вместо соли, она применялась в качестве лечебного снадобья и популярного компонента в смелых опытах алхимиков.

Рис. 1. Селитра в природе.

Первым, кто изобрел рецепт получения пороха, стал китайский алхимик Сунь Сы-мяо, живший в VII веке. Приготовив смесь из селитры, локустового дерева и серы, и нагрев ее, он стал свидетелем яркой вспышки пламени. Данный образец пороха еще не обладал хорошо выраженным взрывчатым эффектом. Впоследствии состав был улучшен другими учеными, и вскоре был выведен наиболее оптимальный его вариант: сера, уголь и калиевая селитра.

Сиань — центр культурного наследия

По версии историков, Сиань существует уже около 3100 лет, это один из самых старых городов Китая. Это важнейший исторический центр страны, который становился столицей при 13 китайских династиях. Первой из была династия Цзи, правившая в эпоху Чжоу (начало эпохи относят к 1045 году до нашей эры). Кроме того, на территории Сианя были найдены стоянки древних людей, которые по возрасту оценивают в 500 000 лет. Археологи обнаружили неолитическое поселение, существовавшее 3 000 лет назад. Нет точных данных, кто именно основал Сиань, но он был развитым культурным центром еще во времена Чжоу. В 7 веке до нашей эры на этих землях был основан первый китайский уезд Дусянь. Затем династия Цинь захватила все царства и образовала свою империю, 1-ую на территории Китая, со столицей в Сиане. Главной достопримечательностью Сианя, сохранившейся до нынешнего времени, является Терракотовая армия. Она является частью захоронения императора Цинь Шихуанди. Количество терракотовых статуй исчисляется 8100 экземплярами. В их число входят статуи солдат и лошадей. Считается, что армия была создана после 246 года до нашей эры, когда Шихуанди начал сооружение своей гробницы. По замыслу императора, солдаты должны были сопровождать его после смерти. При раскопках обнаружили бронзовые колесницы, запряженные лошадьми. Скульптуры имеют золотые, серебряные детали.

Другой древней достопримечательностью является пагода Диких гусей. Дата постройки — 7 век. Она предназначалась для хранения буддийских рукописных документов, которые привез из Индии буддийский монах. Сначала она имела 5 ярусов, 3 из которых были снесены, так как пострадали во время войн. Теперь ее перестроили и дополнили до 7 ярусов, верхний из которых находится на высоте 64 метров. Исторической частью Сианя является мусульманский квартал, откуда начинался Шелковый путь. Он был основан примерно 1300 лет назад. К известным памятникам Средневековья относятся Колокольная башня Сианя и Барабанная башня. Их считают символами города. Обе постройки возведены при правлении Мин (14 век). На первой установлен большой колокол, в былые времена оповещавший своим звоном жителей о наступлении утра. На второй окончание дня отмечалось барабанной дробью. Внутри Барабанной башни расположен музей старинных барабанов, возраст некоторых из них определяется 1000 лет. Еще одним памятником старины является каменный лес Сианя. Здесь собраны стелы и скальные рельефы, изготовленные в разные периоды китайской истории. Наибольшее культурное значение имеют артефакты, возникшие при правлении династии Тан.

Достижения Древнего Китая

В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры – науки, медицины, искусства, литературы.

Китайцы были великими изобретателями, подарившими миру немало полезных предметов.К важнейшим достижениям Древнего Китая относят:

  • Изобретение бумаги. Технология ее изготовления была очень сложной, и требовала большого мастерства. С появлением бумаги китайцы стали первыми, кто изобрел книгопечатание.
  • Порох, который применяли не только в качестве начинки для зажигательных снарядов, но и при лечении язв и ран, создании увеселительных фейерверков.
  • Магнитный компас. Навигационное искусство Древнего Китая было очень хорошо развито благодаря тому, что в стране большое значение уделялось таким наукам как математика и астрономия.
  • Изготовление тонкого и прочного шелка из коконов шелковичного червя.

В Китае было очень популярно искусство красивого письма – каллиграфия, а основным направлением в живописи было изображение эффектных пейзажей скал Южного Китая, персонажей мифов и легенд.

Большой интерес представляет архитектура Древнего Китая. Все здания, будь то императорский дворец или жилище простого ремесленника, гармонично вписывались в окружающий ландшафт и всегда были окружены дополнительными пристройками. Обычно они украшались искусной резьбой с изображениями животных и растений, расписывались яркими красками.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Китай» по программе истории 5 класса мы узнали кратко самое главное об истории Древнего Китая

Узнали, как и кем была образована Поднебесная империя, какие философские учения были наиболее популярны, каким наукам уделялось особое внимание. Также мы узнали, какие достижения Древнего Китая заняли особое место в истории страны

Западная Хань

Западная Хань (206до н.э. – 9 н.э.) вошла в историю, как первая единая и могущественная империя в истории Китая. Период ее власти начинаеться с 206 г. до н.э. и оканчивается 24 годом н.э.. Лю Бан стал императором Гао-Цзу после четырех лет гражданской войны, развязанной крестьянскими повстанческими движениями против деспотического правления династии Цинь (221 ​​- 207 до н.э.).

Лю Бан давал людям работу смотря на их способности. а не на происхождение и богатство. В круг его правительства вошли многие крепостные и простолюдины. В следствии чего, экономика стала очень быстро восстонавливаться, в правительстве Гао-Цзы было много действительно хороших политиков. Столица была названа Чанъань (ныне Сиань).

Он отменил суровые наказания времен династии Цинь и сделал акцент на нижнем звене администрации, на сельских старейшинах – саньлао, в среде которых бытовали древние традиции. Сохранив легистскую систему административных рангов, низшие, восемь из них он распорядился по-прежнему присваивать простолюдинам, включая сань-лао.

В 199 г. до н.э. было начато строительство дворцового комплекса Вэйянгун в новой ханьской столице Чанань. Однако главной слабостью ханьской власти продолжало быть отсутствие надежной централизованной административной системы. Создать ее вместо развалившейся циньской было делом нелегким и требовало много времени. Кроме того, Гао-Цзу сознавал необходимость вознаградить всех, кто помог ему одержать победу, кто был рядом с ним в суровые годы, кто был в числе его родственников и приближенных.

Дворцовый комплекс Вэйянгун

Способ вознаграждения, известный из древнекитайской истории, был один – раздать заслуженным людям титулы, ранги и соответствующие земельные пожалования, по большей части с заметными защитными правами, что превращало всех их в могущественных удельных властителей.

В первые годы правления Гао-Цзы (Лю Бан), в Поднебесной было создано 143 удела. В среднем это были уделы в 1 — 2 тыс. дворов, но иногда достигали и до 1 0 — 1 2 тыс. Каждый из владельцев удела имел титул хоу, передававшийся вместе с уделом по наследству. Ближайшие преемники Лю Бана продолжали в этом смысле его политику, жалуя десятки новых уделов своим близким родственникам и заслуженным помощникам.

Со времена многие представители удельной знати настолько укрепились в своих владениях, что наиболее близкие из них по степени родства с императором стали именоваться уже титулом ван. Ваны и хоу чувствовали себя в своих уделах прочно и порой затевали мятежи против законного правителя Поднебесной.

Собственно, это и было главной целью деятельности нескольких ближайших преемников Лю Бана, вплоть до его великого правнука У-Ди, который окончательно решил, наконец, проблему управления империей. Династия Западная Хань на основе ряда политических и экономических реформ, правила в течение 12 императорских правлений, которые привели Поднебесную к миру и процветанию. За более чем 200-летний период, Западная Хань стала одной из самых могущественных династий.

Государство Шан

Территорию современного Китая люди населяли ещё в каменном веке. Следы их деятельности находят археологи. Самые ранние находки датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Как и у других древних народов, у древних китайцев был матриархат. Род вёлся не от отца, а от матери. Потом постепенно власть в племенах перешла к мужчинам – вождям. Вождь управлял племенем совместно с советом старейшин.

В 18 веке до нашей эры в противостоянии племён ся и шан победило племя шан. Шан создали своё государство. Их политический центр находился на территории современной провинции Хэнань. Государство Шан иногда также называют Инь. Общественный строй Шан был рабовладельческим. В этом государстве было налажено производство орудий труда и оружия из меди и бронзы. Было распространено земледелие и скотоводство. Самой популярной культурой было просо. В это время уже разводили шелкопряда для производства шёлка, выращивали тутовые деревья. В быту и для войны использовали слонов, которые доставлялись в Шан зависимыми племенами. Росло производство разных изделий; в связи с чем начал налаживаться обмен продуктами и товарами. Мерилом стоимости служила драгоценная раковина каури, так как её не хватало, её аналоги делали из яшмы и других материалов.

Правил государством царь – ван, что означает примерно правитель. Иероглиф ван состоит из двух элементов: великий и единственный. Ван считался сыном неба, то есть власть его имела в идеологическом смысле божественное происхождение. Ван был номинальным землевладельцем всех земель государства, первосвященником и главнокомандующим в одном лице. Ниже на ступень на иерархической лестнице находилась рабовладельческая аристократия – сыновья, родственники и подчинённые царя. Хоу – так называли военачальников. Хоу занимались защитой приграничных территорий. Бо дословно означает дядя. Бо обычно были управителями областей. Цзы также управляли областями. Цзы означает царский сын. Существовал также широкий слой свободных людей в основном земледельцев-общинников. Этих людей именовали минь – народ или сяоминь – мелкий люд. Самые низы общества – рабы были бесправны, их обменивали на вещи, продавали и иногда приносили в жертву богам, также как домашний скот. В Шане были армия и тюрьмы. Преступники подвергались разным казням: сожжению на костре, повешению, четвертованию, обезглавливанию, закапыванию живым в землю. Были и другие наказания: отрезание носа и ушей, выкалывание глаз, отрубание рук и ног. Иероглифы свидетельствуют о том, что людей держали в колодках, клетках и ямах – это было видами тюремного заключения.

Шанские цари подчиняли соседние племена и присоединяли их земли к своему государству. Другие племена попадали в зависимость от шанских царей. Эти племена должны были платить дань. Вожди этих племён получали разные титулы и почести от шанских властителей. Племена цян, шу, чжоу находились в такого рода зависимости от государства Шан. Много хлопот доставляли государству Шан кочевые племена, жившие у северных его границ. Шан часто воевал с ними. Государство Шан было уничтожено племенем чжоу, когда вождь этого племени У Ван разбил войско шанского правителя Шоу (Ди) Синя в битве при Муе. Результатом победы чжоу были предательство и переход на сторону противника нескольких военачальников со своими отрядами из стана лагеря шанского войска. Последний правитель Шан Шоу (Ди) Синь правил с 1154 по 1122 год до нашей эры (даты условны, так как наиболее точными считаются датировки китайской истории только с 9 века до нашей эры).

Культура и искусство

В период правления династии Восточная Хань, искусство стало все более приобретать статус и значение.

Каллиграфия и живопись перестала быть лишь средством передачи информации, стали появляться первые работы мастеров, увидевших все очарование каллиграфических рисунков и живописи.
Развивалось керамическое производство. Изделия из керамики прочно вошли в обиход людей в этот период. Методы изготовления фарфора, разработанные в это время были настолько великолепны, что их  можно сравнить только с тем, что производится сегодня. До сих пор археологи находят образцы, которые показывают превосходство данного ремесла в период династии Хань.

Литература процветала с изобретением бумаги, как искусство процветало с изобретением ткацкого станка, и изобретением фарфора.
Великий историк Сыма Цянь внес свой вклад в китайской историографию, написав книгу истории

Это первая летопись китайской истории (период от Хуанди до императора У – Ди), которая занимает важное положение в истории и литературе Китая.

Достижения Западной Хань оказало глубокое влияние на развитие Северного Вьетнама и Северной Кореи путем расширения империи, и на Японию через тесные торговые связи.

Промышленность

Значительно улучшилось металлургическое производство и текстильной промышленности.

  1. Стали применяться ткацкие станки, заменив собой мануфактуры.
  2. Плавление железа стало производиться в больших масштабах, уголь стал применяться в качестве топлива.
  3. Были разработаны гидравлические системы, с использованием энергии воды.

Правление династии Хань было периодом мира и процветания. В это время Китай был Мировой державой с развитым литературным творчеством, искусством, культурой и технологиями. В этот период достигаются многочисленные успехи в разных отраслях жизни народа. Некоторые из достижений эпохи Хань, все еще имеют влияние на жизнь китайского народа сегодня.

Просмотры: 1 693

Имперский Китай (дин. Цинь 221 год до н.э. – дин. Цин 1911 год)

В 221 году до н.э. правитель царства Цинь – Ши Хуан-ди объединяет разрозненный Китай под своей властью и становится первым императором всего Китая. С этого момента начинается второй период китайской истории – имперский.

Династия Цинь просуществовала около 10 лет, однако, несмотря на это императору Ши Хуан-ди удалось сделать то, что не смог никто до него – объединить Китай, превратив его в мощное государство. В период правления императора Цинь была достроена Великая китайская стена, создана единая система управления армией и проведены множество экономических реформ. Однако, после смерти императора в 210 году до н.э. Китай вновь вступил в эпоху междоусобных войн.

В 202 году до н.э. военачальник царства Чу Лю Бан захватывает власть в Китае и основывает новую династию китайских императоров – Хань, которая просуществовала до III века н.э. Одним из самых выдающихся императоров этой династии был У-ди, при котором конфуцианство стало господствующей идеологией в Китае. Ханьская империя просуществовала до 220 года, когда была свергнута в результате мятежей военачальников. Китай на несколько веков погрузился в эпоху мятежей и разрозненных царств.

Однако в 581 году основатель династии Суй захватывает власть и снова объединяет Китай. Именно в правление этой династии началось строительство знаменитого Великого канала, который сегодня считается одним из новых чудес света. Кроме того, огромной заслугой этой династии является и то, что в этот период была создана система управления, способная обеспечить целостность Китая. Однако династия Суй быстро пришла в упадок из-за многочисленных разорительных военных походов. На смену ей пришла династия Тан.

Династия Тан правила в Китае с 618 по 907 года, которые вошли в историю Китая как эпоха наивысшего расцвета средневекового Китая. Основатель династии Гаоцзу вел гуманную политику, направленную на развитие искусства и культуры. Эта была эпоха императоров-поэтов, которые покровительствовали художникам, поэтам и мыслителям. Тем не менее, династия Тан также приходит в упадок к началу IX века. Начинается период междоусобных войн и борьбы за власть. В 906 году после смерти последнего императора династии Тан, начинается эпоха «Пяти династий» когда правители сменяют одного за другим. Однако именно в этот период в Китае был изобретен печатный станок и появились первые бумажные деньги.

В 960 году появляется новая династия Сун, основатель которой – военачальник Чжао-Куан-инь сумел объединить под своей властью большую часть Китая. В этот период на северо-востоке страны у Китая появляется новый враг – монгольские племена киданей, которому в 1075 году Китай вынужден был отдать часть своих территорий. Однако, несмотря на это период сунн считается в истории Китая эпохой экономического и культурного расцвета страны.

В XIII веке по всему миру началось монгольское нашествие. Как ближайшие соседи монгол, Китайцы первыми подверглись захвату. В 1279 году, внук Чингизхана, хан Хубилай, полностью завладел Китаем и стал основателем новой монгольской династии императоров Китая – Юань. Столицей государства стал Ханбалык (Пекин), однако монголы правили недолго, и после смерти Хубилая, власть перешла в руки династии Мин.

Династия Мин правила в Китае до 1644 года. В период правления этой династии развивалось строительство, сельское хозяйство, были отправлены морские экспедиции к Персидскому заливу и побережью Африки. Этот период совпал с активными морскими путешествиями европейцев, в Китай стали проникать христианские миссионеры, а в 1557 году Китай отдал в аренду Португалии современную территорию порта Макао.

Последняя династия китайских императоров – Цин была основана захватчиками-манчжурами. Этот период считается эпохой мира и процветания Китая, однако именно манчжуры проводили политику изоляции страны на протяжении 300 лет. Династия Цин правила вплоть до начала XX века, когда в результате массовых восстаний и Синьхайской революции 1911 года Китай становится демократической республикой.

Династии Мин (1368-1644)

В 1368 году, Чжу Юань Чжан ,известный также как Тай-Цзу основал Династию Мин (1368-1644) в Нанкине. Когда его сын и преемник Чжу Ди (1360-1424) взошел на престол в 1402 году, он в больших масштабах создал, и расширил уже имеющиеся дворцы, храмы, крепостные стены и рвы в Пекине, а в 1421 году Пекин стал официальной столицей империи.

Во время его правления, евнух по имени Чжэн Хэ собрал флот из большого количества кораблей, дабы совершить шесть дальнодействующих рейсов. В 1431 году Чжу Ди (внук императора Сюань Цзуна) отправляет Чжэн Хэ в седьмое путешествие.

В своем путешествии он прошел страны Юго-Восточной Азии, Индийский океан, Персидский залив и Мальдивские острова. Он исследовал Сомали и Кению на восточном побережье Африки. Это была одна из самых масштабных и длительных экспедиций в мире до эпохи Колумба.

Но стоит заметить, что хотя Китай и совершал многие географические открытия и осваивал новые территории, для мира он оставался закрытым государством, что во многом повлияло на дальнейшее падение империи, не сумевшей выдержать натиск  маньчжуров с севера.

Династия Цин (1644-1911 гг.)

Маньчжуры (Северо-Восточный Китай) дали начало следующей Династии Цин (1644-1911 гг.) в 1644 году. Пожалуй, самый известный из императоров Династии Цин – это Канси (1661-1722). Он восстановил центральную империю с Тайванем, и сопротивлялся вторжению царской России. Для административного усиления Тибета он сформулировал правила и положения, согласно которым тибетским лидерам необходимо было пройти подтверждение своих полномочий. Развивалась аграрная экономика и наука, порицалось инакомыслие. В 1840 г. произошла опиумная война.

Великобритания была поставщиком крупных партий опиума в Китае, что вызвало необходимость запрета на наркотики. В целях защиты своей торговли опиумом, Великобритания начала агрессивную войну против Китая в 1840 году. Многие страны – Великобритании, США, Франция, Россия и Япония  принудили правительство Цин подписать различные неравноправные договора после Опиумной Войны.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора