Караимская кенаса в г.евпатории

Как добраться до кенас в Евпатории?

Кенассы в Евпатории посетить довольно просто. Нужно сесть в автобусы №1, №6 или №17 (они проходят автовокзал), а затем доехать до остановки «Укрсоцбанк». Теперь следует просто двигаться на запад – надо пройти не менее 350 м вдоль старинной малоэтажной застройки, имея возможность по пути осмотреть синагогу Егия-Капай.

Чтобы доехать до достопримечательности на машине, от центра Евпатории предстоит преодолеть такой маршрут:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Караимская, 68, Евпатория, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.198390, 33.374186.
  • Телефон: +7-36569-3-30-35.
  • Режим работы: летом – с 8:00 до 20:00, в остальное время года – с 10:00 до 17:00.
  • Цены на посещение: 100 рублей.

Кенассы в Евпатории – такая же ценная часть религиозного наследия северо-западного Крыма, как останки античного Херсонеса, храм Иоанна Златоуста или Мечеть Джума-Джами. Данный шедевр является частью туристического маршрута «Малый Иерусалим», ознакомиться с информацией о нем можно в городском музее. Многие путешественники указывают в своих онлайн-заметках, что здесь их обволакивала приятная атмосфера уюта. В завершении смотрите небольшое видео об этом культовом объекте.

История комплекса кенасс

Комплекс кенасс в составе Большой кенассы и Малой кенассы был построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено возведение Большой соборной кенассы, а в 1815 году на месте обветшавшего молитвенного дома XVI века сооружено здание Малой кенассы.

Обе кенассы представляют собой двусветные здания зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В Большой кенасса верхний ряд окон имеет стрельчатое завершение, в Малой — полукруглое. Северные фасады обрамлены остеклёнными арочными галереями-верандами («азара»), где ожидали начала службы старейшины общины. Входы в здания выполнены в форме стрельчатых арок, украшенных резьбой по камню. Кровля зданий — черепичная четырёхскатная.

В 1851 году в память о посещении кенасс императором Александром I (ноябрь 1825) был установлен мраморный обелиск. Центральные ворота кенасс, выполненные в стиле Ренессанс по проекту архитектора Евгения Исаковича, появились в 1900 году.

В 1927 году обе кенассы были закрыты и не использовались до 1939 года. В 1942 году, во время немецкой оккупации, была открыта Малая кенасса, тогда же в Большой кенассе был воссоздан музей караимов. После освобождения Крыма Большая кенасса с согласия общины была передана под детский сад. Последнее закрытие Малой кенассы произошло в 1959 году.

В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей.

С 1991 года руководителем Евпаторийской караимской религиозной общины является Виктор Захарович Тирияки. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенассы в Евпатории. В 1998—1999 гг. он руководил строительными работами по восстановлению памятника.

13 сентября 2005 кенасса была снова открыта.

В 2007 году была закончена реставрация мраморного обелиска, на верхушке которого, после длительного отсутствия, был восстановлен двуглавый орёл из позолоты.

Комплекс кенасс — памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. В настоящее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием «Караман».

Храмовый комплекс

Одной из значительных построек историко-архитектурного достояния общины, сохранившихся в Крыму, становится сооружение религиозного культа — евпаторийские кенасы. Их архитектурный образ выдержан в духе эклектизма, гармонично сочетая неоготическую, мавританскую и византийскую стилистику. В состав храмового комплекса входят Большая и Малая кенасы, школа, столовая, постоялый двор и несколько внутренних участков. Вход в кенасы украшает триумфальная арка, декорированная гладкими колоннами. Над аркой красуется треугольный портик с изысканной лепниной. Пройдя ворота, с левой стороны находится небольшой фонтан для омовения. Далее следуют несколько двориков, создающих специальный душевный настрой для последующих молитв.

  • Виноградный дворик — коридор длиной почти 30 метров с мраморными плитами на стенах. Галерею покрывает металлическая решетка, увитая виноградными ветками. На плитах высечены на древнееврейском языке значимые события, а также имена деятелей, принимавших участие в строительстве. Самая давняя плита помечена 1790 годом. В конце прошлого столетия во дворе установлена памятная плита в честь караимов, отдавших жизнь во времена гонений и войн.
  • Мраморный дворик продолжает виноградную галерею. Стены и пол галереи выложены итальянским мрамором и декорированы колоннадой, которая накрыта металлическим решетчатым шатром, увитым растениями. Здесь в 1851 году, как память о посещении караимов императором России Александром I, установлен обелиск, увенчанный двуглавым бронзовым орлом.
  • Дворик ожидания молитвы — это квадратный участок, окруженный с трех сторон рядом декоративных ложных арок. Место, где решают вопросы религиозной общины и ожидают начало молитвы. Во время празднований двор украшают коврами и выставляют фрукты для освящения. На площади установлены солнечные часы, по которым раньше определяли время молитв.
  • Лапидарий. На участке собраны образцы древней письменности, увековеченной в камне и надгробные плиты (без могил) с караимского кладбища.
  • Малая кенаса. Здесь по будням проходят службы. Напротив входа на помосте располагается алтарь, где хранятся древние свитки «Книги Закона» (Торы). В восточной стороне находится каменные ступени, ведущие на резной балкон — женское помещение для молитв.
  • Большая кенаса предназначена для проведения праздничный богослужений. Кенасе предшествует небольшой портик с экспозициями. Солнечный свет, проходя через цветное мозаичное остекленение, создает соответствующий настрой. В архитектурном исполнении Большая кенаса является аналогом храма Соломона.

Газзаны

Имя Годы жизни Годы служения Комментарии
Алты-Ока, Аарон Авраамович 1797—1865 Старший газзан
Бабаджан, Авраам Исаакович 1790—1855 Газзан Малой кенаса 12 лет
Джигит, Соломон Юфудович 1874—? 1944—1946 Газзан
Дубинский, Сима Хилькиевич 1898—1902 Старший газзан
Ельяшевич, Борис Саадьевич 1881—1971 1915—1929, 1946—1971 Старший газзан
Ефет, Авраам Моисеевич 1833—1896 1865—1896 Старший газзан
Кальфа, Рафаил Яковлевич ?—? 1941—1944 Газзан
Катык, Арон Ильич 1883—1942 1916—1922 Старший газзан
Луцкий, Авраам Иосиф-Соломонович 1793—1855 1844—1855 Старший газзан
Луцкий, Иосиф-Соломон Моисеевич 1768—1844 1803—1844 Старший газзан
Нейман, Самуил Моисеевич 1844—1916 1895—1916 Младший газзан
Султанский, Исаак Мордехаевич 1824—1899 Старший газзан
Тирияки, Виктор Захарович род. 1955 г. с 1991 г. Газзан обеих кенас

Дворик евпаторийской кенассы

Большая (Соборная) кенасса

Интерьер Большой соборной кенассы

Построена в — гг. Предназначается для праздничных богослужений.

На западной стене кенассы установлена известняковая мемориальная плита с надписью, русский текст которой гласит «Суббота 5 февраля 1855 г. Ядро россійск. орудія». Считалось, что кенасса пострадала во время Крымской войны. Однако, как выяснилось в ходе предреставрационного исследования, ядро было изготовлено из камня как одно целое с мемориальной плитой, и западная стена большой кенассы, в которой во врем войны располагался арсенал турецкой армии, никак не могла попасть под обстрел, так как штурм города вёлся с северо-восточной стороны.

Вновь открыта 9 сентября .

Примечания

  1. Данный объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Архитекторы и строители // Караимская народная энциклопедия : Исакович Евгений Самойлович. — СПб. : ООО Издательский дом „Galina scripsit“, 2006. — Т. 5 : Культура крымских караимов (тюрков) / сост. М. М. Казас, Р. А. Айваз. — С. 158. — (Караимская народная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. М. М. Казас ; 1995—2007). — ISBN 5-901495-14-7.
  3. , с. 127.
  4. , с. 11.
  5. Приднев С. В. Предреставрационные исследования караимских кенас в г. Евпатории // Археологические открытия в Украине 1999—2000 гг. : сб. научн. трудов. — К.: ИА НАНУ, 2001. — С. 194—197. — ISBN 966-02-1887-7.
Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора