В коневском рождество-богородичном монастыре прошли торжества по случаю престольного праздника обители

Настоятели

  • Арсений Коневский (1393 − 12 июня 1447)
  • Иоанн
  • Авраамий
  • Тарасий (1530—1554)
  • Герасим (упоминается в 1551)
  • Трифиллий (упом. 1553)
  • Пимен
  • Варлаам (упом. 1558)
  • Геннадий (упом. 1585)
  • Варлаам (XVI век)
  • Леонтий (1597—1610), перешёл в Деревяницкий монастырь
  • Невфалим (15 августа 1679)
  • Тихон (1718—1719)
  • Тихон (с 1719) назначен из Деревяницкого монастыря
  • Варлаам (упом. 1743)
  • Игнатий (1760—1762)
  • Тарасий (1762—1782)
  • Иоанникий (1783—1785)
  • Патермуфий (1785—1786)
  • Иона (1785—1790)
  • Адриан (1790—1797), назначен по указанию митрополита Петербургского Гавриила
  • Варфоломей (22 марта 1798 — 15 ноября 1801)
  • Дамаскин (Васильев) (1801—1802)
  • Аркадий (1803—1810)
  • Иларион (Кириллов) (1807—1823)
  • Вениамин (1823—1825), переведён в Валаамский монастырь
  • Никон (Кепишев) (1825—1830)
  • Георгий (уп. в январе 1839)
  • Амфилохий (1840—1858), переведён из Дымского монастыря
  • Герман (Яманди) (1858—1859)
  • Израиль (Андреев) (1859—1884)
  • Пимен (Гаврилов) (1884—1895)
  • Макарий (Иванов) (1895—1907)
  • Никандр (Сапрыкин) (1908—1919)
  • Тихон (1919—1920)
В Финской православной церкви


Епископ Михаил (Чуб) с настоятелем Петром (Йоухки) и братией Коневского монастыря в Кейтеле в 1954 году

  • Амфилохий (Кулаков) (1920—1926)
  • Исаакий (Селиверстов) (1926—1927) и. о.
  • Варлаам (Трофимов) (1927—1929) и. о.
  • Маврикий (Сережин) (1931—1944)
  • Петр (Йоухки) (1944—1954)
  • Дорофей (Беляков) (1954—1957)
  • Максим (Хлопотин) (1957—1964)
Возрождение
  • Назарий (Лавриненко) (февраль 1991 — 19 июля 1999)
  • Мстислав (Дячина) (19 июля 1999 — июль 2001)
  • Исидор (Минаев) (4 июля 2001 — октябрь 2007)
  • Александр (Арва) (с 1 ноября 2007, с 11 сентября 2013 года — наместник)

Рождество-Богородичный Коневский монастырь: что рядом?

Рождество-Богородичный Коневский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря ~ 0,1 км. Казанский скит Коневского монастыря ~ 1,0 км

Казанский скит Коневского монастыря ~ 1,0 км

Конь-камень и часовня Арсения Коневского ~ 1,4 км

Крепость Корела ~ 32,1 км

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы ~ 32,8 км

Церковь Всех Святых ~ 33,0 км

Лютеранская церковь ~ 33,0 км

Церковь Всех Русских Святых в Сосново ~ 36,5 км

Современное состояние

В 1991 году остров Коневец и монастырские постройки были переданы государством Санкт-Петербургской епархии. В феврале 1991 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский назначил наместником и строителем монастыря архимандрита Назария (Лавриненко). 28 мая 1991 года о. Назарий впервые прибыл на Коневец. Спустя более пятидесяти лет после того, как Коневская братия, спасаясь от войны, покинула остров, новые молитвенники продолжили монашескую традицию.

В том же году были обретены мощи преподобного Арсения, чудесным образом сохранившиеся в подвале под полом храма.

В 1993 году Русская Православная Церковь отпраздновала 600-летие обители. Коневский монастырь вновь живет, уповая на молитвы своего основателя, преподобного Арсения.

Сегодня монастырь посещает большое количество паломников и туристов, продолжаются восстановительные работы, открыты два подворья — в Петербурге и Приозерске.

История

От западных ворот Большого скита дорога, проложенная через лес и скалы в 1863-1864 гг., ведет к трем живописным озерам. Крупнейшее из них — Игуменское. С 1827 г. семь лет на его берегу в деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница (высотой 32 м диаметром обхвата 1 м), да фундамент напоминают о пустыннике.


Игумен Дамаскин

В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец — очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна.

Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. В 2003 г. началось воссоздание скита по имеющейся иконографии. В 2004 г было совершено освящение воссозданного деревянного храма в честь Коневской иконы Божией Матери. Построен келейный деревянный корпус.

Как добраться

Пребывание на острове Коневец возможно только с разрешения Паломнической службы Коневского монастыря либо по личному благословению настоятеля монастыря либо его доверенного лица. Также Паломническая служба организует приём на острове трудников и паломников. До острова можно добраться из Санкт-Петербурга по приозерскому шоссе. Не доезжая примерно около 20 км до Приозерска на 106 км шоссе необходимо повернуть направо по указателю в направлении «Совхоз первомайский», через 0,5 км в пос. Плодовое на развилке — налево, затем прямо до пос. Заостровье, проехав пос. Заостровье, на Т-образном перекрестке — направо (грунтовая дорога), через 4 км — развилка, поворот по указателю — «Бухта Владимирская 1 км», через 1 км у автобусной остановки поворот налево к причалу (60 м). Если нет возможности добраться до бухты «Владимирская» на собственном транспорте, необходимо сесть на электричку с Финляндского вокзала в направлении Приозерск-Кузнечное и доехать до станции Громово. От Громово до бухты Владимирская едет автобус. Автобус ходит дважды в день, утром в 9.55 (прибытие в бухту Владимирская в 11.00) и вечером в 16.25 (прибытие в бухту Владимирская в 17.30—17.45). От причала до острова в период навигации ходит монастырский катер. Катер не имеет четко установленного расписания своего следования, потому о времени его отхода лучше узнать заранее, через Паломническую службу. Путь на катере до острова, в зависимости от погоды, занимает не более часа. Следует также помнить, что если у вас нет разрешения на посадку на катер, выданного в Паломнической службе, либо благословения настоятеля, капитан катера вправе не взять вас на борт. В штормовую погоду катеру может быть запрещено выходить из бухты. Ответственность за подобные задержки, возникшие не по вине капитана катера, монастырь и Паломническая служба не несет. В зимнее время, когда Ладога покрыта льдом, выход на лед без благословения игумена категорически запрещен! В период навигации на остров Коневец также осуществляются регулярные туристические и паломнические рейсы из Санкт-Петербурга, Приозерска и с острова Валаам на круизных теплоходах. Все приезжающие на остров трудники и паломники обязаны следовать правилам пребывания в православном монастыре. За несоблюдение этих правил гости могут быть отозваны с острова.

Посмотреть на интерактивной карте

Фото и описание

Коневский Рождество-Богородичный монастырь – это мужской православный монастырь, расположенный на западе Ладожского озера, на острове Коневец. Часто монастырь рассматривают как двойник Валаамского, тоже находящегося на одном из островов Ладожского озера.

Остров Коневец расположен в пяти километрах от материка. Его размеры составляют 2х5 км. От материка его отделяет Коневецкий пролив. На острове в Средние века располагалось финское языческое святилище. Финские племена особо почитали находящийся здесь валун, напоминающий череп лошади и весящий более 750 т. Валун этот известен под названием Конь-камень, отсюда и название острова.

Монастырь в 1393 году основал преподобный Арсений Коневский, который намеревался обратить карельские языческие племена в христианскую веру. Один раз, чтобы избежать наводнения, менялось расположение монастыря.

В 1421 году святым Арсением был заложен собор Рождества Богородицы, который стал главным монастырским храмом с основной его святыней – Коневской чудотворной иконой Божией Матери, которую святой Арсений привез из Афона. На иконе изображен Христос, играющий с птенцом голубя, что олицетворяет духовную чистоту.

Монастырь на о-ве Коневец, как и Валаамский, получил свою известность, благодаря миссионерской деятельности.

Во время войны России со Швецией в 1614-1617 годах остров был захвачен шведами. Монахов заставили перебраться в Новгород, где они разместились в Деревяницком монастыре. После того, как в ходе Северной войны эти территории были возвращены себе Россией, монахи восстановили свои владения на острове. До 1760 года возрождённый Коневецкий монастырь продолжал зависеть от Деревяницкого монастыря в Новгороде. В 1760 году он получил самостоятельность.

Расцвет Коневского монастыря пришелся на 19 век, когда слава о нем дошла и до столицы империи. В 1858 году император Александр II посетил остров с семейством, сюда также приезжали известные люди Петербурга, в т.ч. Федор Тютчев, Александр Дюма, Николай Лесков. Последний описал свои впечатления от монастыря в сочинениях, написанных в 1873 году.

В связи с такой большой популярностью, росли и доходы монастыря. Монашеская община начала значительные строительные проекты. В 1800-1809 годах шло строительство нового собора с колокольней, который представлял собой огромное восьмиколонное двухэтажное здание. Проект был выполнен местными старцами. Его венчали пять восьмиугольных барабанов, которые поддерживают пять куполов. В этом же стиле выполнена трёхэтажная колокольня в 1810-1812 годах высотой 35 м. На месте древнего монастыря были организованы два скита: Казанский и Коневский.

После революционный событий 1917 года монастырь попал под юрисдикцию Финской автономной православной церкви, поскольку оказался на территории независимой Финляндии. Остров укрепили финские военные, военнослужащие заняли гостиницы.

В период Финской и Великой Отечественной войн монастырские здания были повреждены. В марте 1940 года монахи были эвакуированы в Финляндию вместе с иконой Коневской Божией Матери, на острове остался иконостас, библиотека и церковные колокола. Сегодня личные вещи святого Арсения (наперсный крест, ковш из капа) находятся в Финляндии в Куопио в музее Православной церкви. Коневскую псалтырь, датированную 14 веком, вероятнее всего, отправили в Российскую национальную библиотеку. На короткий период с 1941 по 1944 годы монахи вернулись на остров, но потом вместе с финской армией снова ушли в 1944 году. В 1956 году они присоединились к бежавшим из Валаамского монастыря монахам, которые основали в Финляндии Ново-Валаамский монастырь. В советское время монастырь был занят военными.

В 1990 году Коневский монастырь стал одним из первых, которые в регионе решено было вернуть Русской Православной Церкви. В ноябре 1991 года вновь были обретены мощи святого Арсения Коневского, которые были скрыты в 1753 году от шведов.

Военные испытания на Коневце

Практически сразу после окончания Второй мировой войны на Коневце была устроена военно-морская база, где проводили испытания химического оружия образцов новейшего морского вооружения.

Военная часть и сегодня находится на противоположном от монастыря краю острова. Пусть сюда, даже если идти быстрым шагом, займёт не меньше полутора часов.

Пока мы не наткнулись на военных — меня не покидала уверенность что военная база в наши дни полностью заброшена. Это оказалось не так, точнее не совсем так — частично гарнизон остался, и эта часть острова формально считается режимной территорией. Встретить военных здесь практически невозможно, но территория базы — ухожена. Среди могучих деревьев стоит накрытая брезентом техника, под бесконечными дождями постепенно ржавеют полуразобранные двигатели… Говорят, что испытания проводятся на острове до сих пор, конечно уже не с таким размахом как в советские времена, но всё же…

Заброшенный КПП. Таких — тысячи по всей стране.

Военные корпуса. Всё аккуратно закрыто на замки.

Заброшенный гараж.

Что это — я так и не понял. Очень похоже на какие-то военные лаборатории.

Центральный периметр, огороженный  несколькими рядами колючей проволоки. Но ворот нет — заходи кто хочет.

Невообразимо, но этот старый МАЗ — на ходу, и вполне себе работает. Что пытался сделать водитель — так для меня и осталось загадкой: выглядело всё так, будто он собрался краном валить сосну.

The show will go on!

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора