?

Жилище

Традиционное жилище небогатых адыгейцев — дом, собранный из прутьев, обмазанных глиной. Обычно состоял из одной комнаты, в центре которой размещался очаг. Согласно традиции, он никогда не должен был гаснуть, так как это сулило семье несчастья. Впоследствии к дому пристраивали дополнительные комнаты для сыновей, которые женились и решали оставаться с родителями. Позже популярность получили обширные усадьбы, в центре которых стоял главный дом, а по бокам размещались хозяйственные постройки. В богатых семьях отдельные жилища на территории двора строили для гостей. Сегодня это встречается редко, однако каждая семья старается иметь специальную комнату для размещения путников, родственников и гостей.

История

Первое документальное упоминание села встречается в Камеральном Описании Крыма… 1784 года, судя по которому, в последний период Крымского ханства в Аргынский кадылык Карасьбазарского каймаканства входили 3 деревни Найман: Ашага, Ени и Юкары Найманы. Были это разные поселения, или приходы-маале одного, не установлено. После присоединения Крыма к России (8) 19 апреля 1783 года, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Симферопольскому уезду. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Найман был включён в состав Аргинской волости Симферопольского уезда.

В Ведомости о всех селениях в Симферопольском уезде состоящих с показанием в которой волости сколько числом дворов и душ… от 9 октября 1805 года в Аргинской волости Симферопольского уезда записана одна деревня Ашага-Найман, в которой числилось 18 дворов и 132 жителя, исключительно крымских татар. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года обозначены 2 деревни: Найман с 25 дворами и Тобек-Найман с 24 дворами. После реформы волостного деления 1829 года Найман, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года», остался в составе преобразованной Аргинской волости. На карте 1842 года изображён один Найман с 36 дворами.

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревню приписали к Зуйской волости, в которой состояла до советских реформ 1920-х годов. В «Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленном по результатам VIII ревизии 1864 года, Найман — владельческая татарская деревня с 8 дворами, 43 жителями и мечетью при речке Сары-Су (на трёхверстовой карте Шуберта 1865—1876 года в деревне Найман обозначено 6 дворов). В «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» по результатам Х ревизии 1887 года записан Найман с 26 дворами и 148 жителями.

После земской реформы 1890-х годов деревня осталась в составе преобразованной Зуйской волости. Согласно «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год», в деревне Найман, входившей в Аргинское сельское общество, было 38 жителей в 7 домохозяйствах, все безземельные. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне Нейман, входившей в Аргинское сельское общество, числилось 40 жителей в 7 домохозяйствах. По Статистическому справочнику Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск шестой Симферопольский уезд, 1915 год, в деревне и имении Серебряковых «Эфендикой и Найман» Зуйской волости Симферопольского уезда числилось 14 дворов со смешанным населением в количестве 89 человек приписных жителей.

После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село вошло в состав вновь созданного Карасубазарского района Симферопольского уезда, а в 1922 году уезды получили название округов. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа ликвидировались, Карасубазарский район стал самостоятельной административной единицей и село включили в его состав. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Найман, Эфендикойского сельсовета Карасубазарского района, числилось 18 дворов, все крестьянские, население составляло 88 человек, из них 64 русских, 22 немца и 2 украинца. Вскоре после начала Великой отечественной войны, 18 августа 1941 года крымские немцы были выселены, сначала в Ставропольский край, а затем в Сибирь и северный Казахстан.

В 1944 году, после освобождения Крыма от нацистов, 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма», в исполнение которого в район завезли переселенцев: 6000 человек из Тамбовской и 2100 — Курской областей, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины. С 25 июня 1946 года Найман в составе Крымской области РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года, Найман переименовали в Червонное, а в 1953 году, после объединения с селом Грушевка, образованный населённый пункт стал селом Зеленогорским.

Динамика численности населения

  • 1805 год — 132 чел.
  • 1864 год — 43 чел.
  • 1889 год — 148 чел.
  • 1892 год — 38 чел.
  • 1902 год — 40 чел.
  • 1915 год — 89 чел.
  • 1926 год — 88 чел.

Жилище

Традиционным жилищем крымчаков считается дом из бутового камня. В таких дпостройках стены обмазываются раствором из глины, а для побелки используют известь. Окна по обыкновению выходят во двор, ведь крымчаки никогда не стремились показывать свой быт посторонним. В доме одна-две комнаты, кухня, быт скромный, но обстановка уютная. Если верить И.С. Каю, во многом дома крымчаков похожи на те, в которых жили татары. Земляные полы устилались войлочными коврами, а вокруг стен располагали миндеры — своеобразное подобие тюфяков. Подушки служили главными элементами декора и расшивались хозяйками вручную. В комнате ставили маленькую софру — столик, специально предназначенный для семейной трапезы. Днем в комнате ели и отдыхали, а ночью спали, раскладывая матрасы. Постельное белье складывали в отдельную нишу. Матрасы, одеяла и постельное белье формировали в июки, которые накрывали белыми покрывалами. В наши дни крымчаки все чаще обставляют свои дома на современный лад, используя кровати, кухонные ящики, стулья и шкафы. Конечно, наиболее религиозные жизненный уклад практически не меняют в соответствии с предписаниями.Несмотря на то, что крымчаки являются малочисленным народом, о них уже известно достаточно много. Как и самаритяне, эти люди стараются достигать в жизни как можно большего. Они понимают, что необходимо проявлять упорство и много трудиться, чтобы достигнуть процветания. Сейчас условия их жизни в разных странах в целом можно назвать комфортными, а жизненный уклад больше напоминает общинный. Чтобы лучше узнать о жизни крымчаков, можно посмотреть видеоролик, в котором подробно рассказывает о народе, его происхождении и жизни в наши дни.

Семейный уклад

У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи

Вместе с тем роль женщины была значительно более важной, а положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с парнями, могли участвовать в народных гуляньях, принимать у себя юношей: для этого в богатых домах даже оборудовали отдельные комнаты

Это позволяло присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко осуществлялись по сговору или умыканием без согласия. В древности были распространены большие семьи, численностью от 15 до 100 человек, в которой главой был старейшина, основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX-XX веков приоритет перешел к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов был муж, ему нельзя было перечить, спорить с ним, особенно при людях. Однако главной в доме была женщина: она решала все хозяйственно-бытовые вопросы, занималась воспитанием малышей и девочек. В богатых, особенно княжеских семьях, широко было распространено аталычество. Одного или нескольких сыновей из богатого рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но все же влиятельную семью. В ней мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в отчий дом. Этим укреплялись взаимосвязи между родами и соблюдалась традиция, согласно которой отцу запрещалось привязываться к детям и выражать прилюдно свои чувства к ним.

Известные крымчаки

  • Агатов (Пурим), Марк Исаакович — писатель и журналист. Заслуженный работник культуры АР Крым.
  • Анджело, Михаил Давидович — купец, предприниматель, председатель правления Симферопольского городского кредитного общества.
  • Ачкинази, Игорь Вениаминович — учёный секретарь Крымского отделения Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины, к.и.н.
  • Ашеров, Акива Товиевич — доктор технических наук, профессор.
  • Багинский, Андрей Александрович — поэт-рубаист.
  • Багинская (Гурджи), Виктория Ильинична — педагог, писательница, собиратель фольклора, одна из последних носителей живого крымчакского языка.
  • Бакши, Александр Моисеевич — российский композитор.
  • Бакши, Ким Наумович — писатель и кинодраматург, армяновед.
  • Бакши, Людмила Семёновна — доцент, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой теории и истории музыки МГИМ имени А. Г. Шнитке.
  • Бакши, Оскар Александрович — ученый, профессор, д-р технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
  • Бакши, Ральф — американский режиссёр-мультипликатор, сценарист, один из пионеров «взрослой» анимации.
  • Борохов, Илья Данилович — поэт, художник, скульптор, член правления общества «Кърымчахлар», Заслуженный работник культуры АР Крым.
  • Варшавский, Натан Менделевич — разработчик телевизора КВН-49.
  • Валит, Анатолий Анисимович — советский партийный и хозяйственный деятель.
  • Гурджи, Майя Михайловна — музыковед, член Союза композиторов, лектор и преподаватель теории музыки.
  • Кая, Исаак Самуилович — педагог, просветитель, этнограф, автор первого букваря на крымчакском языке.
  • Кая, Лев Исаакович — крымский краевед.
  • Кокос, Хозя — посредник Ивана III в делах с крымским ханом Менгли-Гиреем.
  • Колпакчи, Владимир Яковлевич — советский военачальник, Герой Советского Союза.
  • Кокуш, Анатолий Акимович — инженер в сфере кинотехники, основатель фирмы «Фильмотехник», дважды лауреат инженерно-технической премии американской киноакадемии Оскар (2006).
  • Леви, Владимир Ефимович — композитор, поэт, музыкант, создатель и бессменный лидер группы «Тамбурин» (Санкт-Петербург).
  • Лехно, Давид бен Элиэзер — писатель, живший в Карасубазаре в конце XVII — нач. XVIII в., автор книги по истории Крымского ханства за пятьдесят лет (1681—1731).
  • Ломброзо, Виктор Михайлович — музыкант, некоторое время председатель правления общества крымчаков «Кърымчахлар».
  • Мангупли, Лариса Исааковна — журналист.
  • Мизрахи, Борис Александрович — политик и общественный деятель Челябинской области, член-корреспондент РАЕН, вице-губернатор Челябинской области 1993—1996 гг.
  • Мизрахи, Виктор Метешьевич — радиоинженер, кандидат психологических наук.
  • Пейсах, Евсей Исаакович — знаменитый крымчакский просветитель, участник Великой Отечественной войны, советник финансовой службы I ранга.
  • Пейсах, Эдуард Евсеевич — советский и российский механик, специалист в области синтеза рычажных механизмов.
  • Пиастро, Иосиф Борисович — американский скрипач, композитор.
  • Пиастро, Михаил Борисович — американский скрипач.
  • Пиастро, Михаил Захарович — музыкант, руководитель Евпаторийского духового оркестра и первого в Крыму ансамбля крымчакской песни «Кърымчахлар». Заслуженный работник культуры АРК.
  • Пиркова (Бакши), Дора Товьевна — председатель Крымского Республиканского культурно-просветительского общества крымчаков «Кърымчахлар».
  • Пурим, Юрий Моисеевич — почётный председатель правления Крымского республиканского культурно-просветительского общества крымчаков «Кърымчахлар». Заслуженный работник культуры АР Крым и Украины.
  • Реби, Давид Ильич — педагог, публицист, общественный деятель. Почётный академик Академии наук АР Крым.
  • Сараф, Михаил Яковлевич — доктор философских наук, профессор.
  • Сельвинский, Илья Львович — советский поэт.
  • Сельвинская, Татьяна Ильинична — театральный художник, живописец, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994).
  • Слуцкий, Валерий Яковлевич — композитор, поэт, писатель, аранжировщик. Заслуженный деятель искусств АРК, лауреат Государственной Премии Крыма, лауреат Республиканских и Международных конкурсов эстрадной и джазовой музыки.
  • Ткаченко, Александр Петрович — поэт и правозащитник.
  • Токатлы, Шамиль Исаакович — основатель Белогорского историко-краеведческого музея.
  • Тревгода, Михаил Александрович — инженер, лауреат Государственной премии.
  • Чапичев, Яков Иегудович — Герой Советского Союза.

Примечания

  1. М. З. Закиев. «Происхождение тюрков и татар». — Казань: Инсан, 2002. — 496 с. — ISBN 5-85840-317-4.
  2. С. Е. Малов. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии.. — Москва, 1959.
  3. И. В. Кормушин. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования.. — Москва, 1997.
  4. История Казахстана в персидских источниках. Т.3. Му’изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания Ш. Х. Вахидова. Алматы: Дайкпресс, 2006. С. 118
  5. Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.
  6. Bügünüdei Гoncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  7. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  8. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  9. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. — Улан-Удэ: Респ. типогр., 2001. — 255 с.
  10. Бадиев А.А. Родословные унгинских бурят // Свет Октября : Газета. — 1996. — 19 марта (№ 20 (5692)).
  11. Д.Г. Дамдинов. Д.Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
  12. Валиев М., Найманский говор узбекского языка (фонетические и морфологические особенности). АКД. Самарканд. 1963, с.3-5,26

Географическое положение

Республика расположена на юго-западе Российской Федерации, на левобережье Кубани, занимает центральную часть Прикубанской наклонной (Закубанской) равнины и северные склоны Северо-Западного Кавказа.

Основная территория республики находится в бассейне двух главных притоков Кубани: рек Лабы и Белой и заключена между параллелями 44° и 45° СШ. 45-я параллель пересекает Краснодарское водохранилище и северную часть Прикубанской равнины, 44-я проходит через горные районы вблизи оз. Псенодах и пос. Гузерипль, 40-й меридиан почти посередине пересекает республику с севера на юг, проходя через центральную часть Лагонакского нагорья, чуть западнее Майкопа и ст. Гиагинской.

Адыгея граничит с Красноармейским, Динским, Усть-Лабинским, Курганинским районами Краснодарского края и городом Краснодаром на севере, с Адлерским, Лазаревским, Хостинским районами города Сочи на юге, с Апшеронским, Белореченским, Северским районами и городом Горячим Ключём на западе и Мостовским, Лабинским и Курганинским районами на востоке.

Площадь Адыгеи 7790 кв.км. Длина границ 900 км. Протяженность территории республики с севера на юг 208 км, с запада на восток 165 км.

Природные ресурсы

Адыгея богата лесными ресурсами, занимающими более трети её территории, в южной части. Из полезных ископаемых имеются небольшие запасы природного газа, велики запасы строительных материалов (гравий, песок, глина, известняк), в горной части республики расположены небольшие месторождения золота, рудных материалов.

Ход военной компании

К осени 1853 года события на Дунайском фронте протекали вяло и нерешительно для обеих сторон.

  • Русской группировкой сил командовал только Горчаков, который думал только об обороне Дунайского плацдарма. Турецкие войска Омер-паши после тщетных попыток перейти в наступление на границе Валахии, также перешли к пассивной обороне.
  • События на Кавказе развивались куда стремительней: 16 октября 1854 года отряд состоящий из 5 тысяч турок напал на русскую пограничную заставу между Батумом и Поти. Турецкий командующий Абди-паша рассчитывал смять русские войска в Закавказье и соединиться с чеченским имамом Шамилем. Но русский генерал Бебутов расстроил планы турок, разгромив их у селения Башкадыклар в ноябре 1853 года.
  • Но самая громкая победа была добыта на море адмиралом Нахимовым 30 ноября 1853 года. Русская эскадра полностью уничтожила турецкий флот находившийся в Синопской бухте. В плен к русским морякам попал командующий турецким флотом Осман-паша. Это было последнее сражение в истории парусного флота.

Рис. 1. Синопский бой. Истребление турецкого флота 30 ноября 1853 года.

Сокрушительные победы русской армии и флота пришлись не по нраву Англии и Франции. Правительства английской королевы Виктории и французского императора Наполеона III потребовали вывести русские войска из устья Дуная. Николай I ответил отказом. В ответ на это 27 марта 1854 года Англия объявила войну России. Из-за концентрации австрийских вооружённых сил и ультиматума австрийского правительства, Николай I вынужден был согласиться на вывод русских войск из Дунайских княжеств.

В следующей таблице представлены основные события второго периода Крымской войны с указанием дат и краткого изложения каждого из событий:

Дата Событие
27 марта 1854 год Англия объявила войну России
22 апреля 1854 год Попытка англо-французского флота осадить Одессу
Весна 1854 года Попытки проникновения англичан и французов на побережье Балтийского и Белого морей
Лето 1854 года Союзники готовят высадку десанта в Крыму
20 сентября 1854 год Бой на реке Альма
5 октября 1854 год Союзники начали обстрел Севастополя
17 октября 1854 г.-5 сентября 1855 г. Оборона Севастополя
25 октября 1854 год Сражение под Балаклавой
5 ноября 1854 год Инкерманское сражение
16 августа 1855 год Битва на Чёрной речке
2 октября 1855 год Падение турецкой крепости Карс

Рис. 2. Битва на Чёрной речке. 16 августа 1855 год. Уильям Симпсон..

Немало крестьян стремилось избежать рекрутской повинности, чтобы не попасть в армию. Это не говорило об их трусости, просто многие крестьяне стремились избежать рекрутского набора из-за своих семей, которые нужно было кормить. В годы Крымской войны 1853-1856 гг., напротив – произошёл всплеск патриотических настроений среди населения России. Причём, в ополчение записывались люди самых разных сословий.

Этнонимы адыгов

Адыгейцы, это один из народов адыгского происхождения.

В прошлом у адыгов и адыгских племен было много этнонимов, часть которых используется до сих пор, а именно: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты, меоты (в том числе дандарии, синды, досхи, тореты, агры, аррехи, тарпеты, обидиакены, ситтакены, аспургиане) и др.
Знак принадлежности к со­циальным верхам казачьего общества — «оселедец», основан на обычае, издавна принятом вначале у массагетов, затем у болгар, ставшем общепринятым у народов, входивших в состав хазарской державы, в связи с чем некоторые производят название народов «касоги» и «хазары» от слова «коса». Например, такая причёска была у древнерусского князя (кагана) Святослава. Как память о древнерусских государствах, в состав которых входили в т. ч. предки адыгейцев]]]Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.АдыгейцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.АдыгейцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Адыгейцы[источник не указан 1511 дней], эта причёска сохранилась у адыгейцев на Кавказе. После переселения черноморских казаков на Кубань, часть адыгейцев была ими ассимилирована.

Этническое происхождение

Предположительно существует преемственность крымчаков с древнейшим еврейским населением Крыма. Однако образование крымчаков как особой этнолингвистической группы началось в XIV—XVI веках из представителей еврейских общин Европы, Малой Азии, Кавказа и Ближнего Востока. Анализ крымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские и сефардские.

В начале 1920-х годов тюрколог А. Н. Самойлович, изучавший лексику крымчаков, полагал, что они принадлежат к хазарской культуре. С. Заболотный проводил исследования крови, надеясь подтвердить предположение о несемитском происхождении крымчаков. Крымчакский просветитель Евсей Исаакович Пейсах (1903—1977) полагал, что крымчаки — потомки прозелитов, принявших еврейскую веру в начале нашей эры от поселившихся в Крыму немногочисленных евреев.

Антрополог Самуил Вайсенберг отмечал: «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Одно только можно сказать, что тюркской крови в них меньше, чем в караимах, хотя известное родство обеих народностей с хазарами едва ли можно отрицать. Но крымчаки в течение средних веков и нового времени постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. За примесь итальяно-еврейской крови со времён генуэзцев говорят фамилии Ломброзо, Пястро и другие. Случаи смешения с русскими евреями в последнее время участились».

Обобщающие работы по этнографии крымчаков отсутствуют. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные антропонимики, хотя они отражают ситуацию конца XIX — начала XX века, не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы.
Исследование каждой из перечисленных групп источников сможет пролить свет на этногенез малочисленной этнической общности крымчаков.

Крымчаки

КРЫМЧАКИ,
этнолингвистическая группа евреев. Численность
в Российской Федерации 338 чел. Живут в осн. в Крыму
(Украина — 679 чел.), в Узбекистане (173 чел.). Общая
числ, 1448 чел. (1989). В странах бывшего СССР
считаются самостоятельным этносом,
происхождение к-рого трактуется учёными
по-разному. Говорят на крымчакском яз. (близком
крымскотатарскому яз.). В качестве языка культа,
лит-ры и общинного делопроизводства
используется древнеевр. яз. Верующие К. —
иудаисты.

Назв. «К.» («евреи-крымчаки»)
впервые появилось в офиц. рус. источниках в 1859
. В док-тах
Крым. ханов до присоединения Крыма к России (1783)
чл. общины именовались евреями. В 14-16 вв. гл.
центром евреев-раббанитов был г. Каффа (совр.
Феодосия), в кон. 18 в.- Карасу-Базар (совр.
Белогорск), с 1920-х гг. — Симферополь. В 16 в. число К.
достигало 500- 700 чел., к нач. 19 в. ок. 600. В 19 в. К. были
небольшой бедной общиной. Большинство К.
занималось ремёслами, часть — земледелием,
садоводством и виноградарством, немногие —
торговлей, По переписи 1897 зафиксировано 3345 К. В
нач. 20 в. К. проживали также в Алуште, Ялте,
Евпатории, Керчи. В 1912 число К. достигло 7500 чел.
Уменьшение числ. К, было связано с гражд. войной и
голодом 1921-22, а также с выездом из России в США и
Палестину. В 1926 их числ. в СССР составляла 6383 чел.,
в т. ч. 6 тыс. в Крыму; 98,4% К. жили в городах, 74,1%
назвали крымчакский яз. родным. Перед 2-й мир.
войной числ. К. составляла 9,5-10 тыс. •чел., в т. ч.
осн. часть в Крыму, 500-700 чел. — на Черноморском поб.
Кавказа (Новороссийск, Сухуми). В 1941 — нач. 1942
подавляющее большинство К. было уничтожено во
время нем, оккупации Крыма. В. 1948 по всему Крыму
насчитывалось 700-750 К., в СССР — не более 1,4-1,5 тыс.
чел. Из 1448 К. в 1989 родным яз. назвали крымчакский 505
чел., т. е. 34,9%, а русский — 900 чел. (62,2%).

К. создали богатый фольклор: легенды,
песни, загадки и пословицы («джонки»).
Фольклор и религ. тексты К, публиковались на
крымчакском яз., а также на идиш, иврите и рус. яз.
В нач. 20 в. в Крыму впервые были открыты начальные
школы для детей К. с преподаванием на рус. яз. В
1910-22 директором школы оыл И. С. Кая — первый К.,
получивший высшее образование, автор ряда работ,
посвященных истории и этнографии К. В нач. 20 в.
нек-рые К. участвовали в сионистском движении.
После 1917 вырос уровень образования К.: многие
становились врачами, преподавателями,
инженерами (лауреат Гос. премии — ленингр, инженер
М. А. Тревгода). Е, Пейсахом в течение ряда лет
составлялся крымчакско-русский и
русско-крымчакский словарь. К. сражались во время
2-й мировой войны в рядах сов. армии и партизанских отрядах.

Народы России. Энциклопедия. Москва,
Большая Российская Энциклопедия 1994

Далее читайте:

История евреев (хронологическая
таблица).

Достоевский Ф.М.
Еврейский вопрос (статья).

Дубнов С.Н. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону «Феникс»,
1997.

Любарев А.Е. Исход из
Египта и завоевание Ханаана (статья).

Кожинов В. Война и
евреи (глава из книги).

Судоплатов П.А.
Калифорния в
Крыму (глава из книги Судоплатова П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль
1930-1950 годы).

Цундел Эрнст. Шесть
миллионов — потеряны и найдены.

Происхождение и язык

По поводу происхождения найманов есть две основные версии. Одна из версий — это происхождение от тюркоязычного племенного объединения «сегиз-огуз». Этноним «сегиз-огуз» («сегиз» — «восемь» в тюркских языках, «огуз» — в значении «род, племя», то есть восьмиплеменый народ или «найман» по-монгольски) упоминается в рунических памятниках эпохи Уйгурского каганата. В 747 году впервые проявилось имя «сегиз-огузов» и «тогуз-татар», которые подняли мятеж, не признавая каганскую власть Моян-чура (то есть принца или князя Мояна) из династии яглакар Уйгурского каганата.

Данные рунического памятника указывают на группу племен, проживающих на тех же территориях, что и найманы позднее. Из географического описания мест, занимаемых найманами (современная Западная Монголия, Монгольский Алтай, Восточный Казахстан, Алтай), понятно, что они занимают земли, традиционно являвшиеся ядром более ранних государственных образований, таких как телэ/тегрег (тюрк. «тележники», «народ кибиток»), Тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Уйгурский каганат, Кыргызский каганат, следовательно, ошибочно утверждение, что найманы «все время проживали в среде монголов». Собственно монголы проживали компактно в сравнительно небольшом ареале на северо-востоке современной Монголии между реками Онон и Керулен, о чём сказано в «Сокровенном сказании», выдержки из которого приводит Рашид ад-Дин. Следовательно, они никак не могли «окружать» найманов.
Согласно второй версии, найманы монголоязычный народ. Л. Н. Гумилёв предполагает, что найманы произошли от монголоязычных каракитаев, которые, перейдя в Западную Монголию, после падения династии Ляо образовали союз родов или племен найман:

Однако известно, что киданьская империя Ляо неоднократно вступала в конфронтацию с «западными цзубу» (найманами), а в Западной Ляо (Каракитайская империя) найманы считались чужаками. В качестве аргумента Л. Н. Гумилев приводит тот факт, что найманы при столкновении великолепно изъяснялись с монголами и кереитами. Однако лингвист М. З. Закиев считает, что данный факт лишь подтверждает наличие международного языка, которым в одинаковой степени владели все кочевники Центральной Азии. Известно, что так же великолепно монголы объяснялись и с кипчаками, когда понадобилось расстроить их союз с аланами, и с огузами, и с уйгурами, выполнявшими в их империи канцелярские функции, что также отмечено Рашид ад-Дином. Со времен Тюркского каганата и до распада Кыргызского каганата языком межплеменного общения продолжал оставаться тюркский орхоно-енисейский язык, единый литературный язык (наддиалектный койне) того времени Именно наличие такого, понятного для всех языка (тюркского), придавало значение обращениям ко всем кочующим поблизости племенам, высеченным на памятниках Второго Тюркского, Уйгурского и Кыргызского каганатов, в орбите которых развивался найманский этнос. Кроме того, все известные имена собственные и титулы найманов тюркские.

Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид ад-Дина (XIII в.), который описывает их так:

Далее описывая найманов, Рашид ад-Дин пишет:

Трудно не узнать в близком найманам племени «тикин», описанном вместе с найманами, древнетюркское «тегин», держава предков которых «была больше, славнее и почтеннее». Рашид ад-Дин в этом тексте указывает на единственное племя, близкое с найманами по языку и крови. Поскольку в своем труде Рашид ад-Дин распределяет племена по степени родства, и близости, а племя «тикин» упоминется вместе с найманами. Так же упоминается, что обычаи и привычки найманов подобны монгольским, что естественно при схожем кочевом быте и религии, но ничего не говорит о их языке или о том, что найманы монгольское племя. Хотя в отношении других племен (мангутов, барласов, тайджиутов), он конкретен — прямо называя их монголами, и рассказывая о их происхождении от Бодончара и Алан-Гоа. Например, в отношении кереитов: «род монголов; их обиталище есть Онону и Кэрулэну, земля монголов». (Рашид ад-Дин Фазлуллах Хамадани. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. Пер. Л. А. Хетагурова, 1952)

Еда

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца.

Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора