Каким камнем и почему отделан интерьер мавзолея гур — эмир?

Популярное

История Мавзолея Гур-Эмир

Гур-Эмир в переводе означает «могила эмира», что соответствует действительности, ведь сейчас в здании размещаются останки известного полководца и правителя Тамерлана, основавшего империю и династию Тимуридов. Здесь же похоронены многие члены его многочисленной семьи.
Изначально здание, состоящее из ханаки и медресе, строилось в качестве дворца для обучения детей царской династии и знатных отпрысков. Оно возводилось со всеми архитектурными требованиями дворцовых комплексов тех времен. Строительство началось в начале XV века по приказу Амира Тимура, то есть Тамерлана. Зодчим был выбран известный архитектор тех времен Мухаммад ибн Махмуд Исфахани, его имя до сих пор украшает северный портал в здание.
Но злая судьба распорядилась по-своему. В 1403 г. неожиданно умер любимый внук правителя – Мухаммад Султан. Безутешный дед Амир Тимур решил поместить тело почившего в одном из помещений выстроенного здания, распорядился в спешном порядке возвести вокруг сооружения общую стену. Так, появился мавзолей, дополнивший ансамбль с южной стороны, а также была создана наружная декоративная ограда с четырьмя минаретами по углам.
Всего через два года – в 1405 г. – от болезни умирает и сам великий Тамерлан. И хотя еще ранее он возвел для себя мавзолей в родном городе Шахрисабз, родственники покойного решили захоронить его именно в Гур-Эмир, рядом с любимым внуком. Позднее здесь же разместили останки и других членов всемирно известной династии – двоих сыновей, внуков, матери, жены и невестки, духовного наставника Амира.

Судьба мавзолея и современность

Удивительно, но большая часть зданий практически не изменилась с тех давних пор, очень хорошо сохранилось роскошное внутреннее убранство. К сожалению, современные реставраторы успели восстановить первоначальную красоту только усыпальницы и двух минаретов, но по фрагментам стен можно воспроизвести масштабы и планировку всего комплекса.
Сейчас в мавзолее размещены погребальные камни членов известной династии, сами же останки погребены в нижнем ярусе, но расположение могил точно соблюдено. Даже различные войны и неурядицы не повредили целостность захоронений: осквернители могил не решились вскрыть гробницу великого воина. К примеру, во время захвата территории иранским воском в XVIII веке надгробную плиту из дорогого нефрита сняли и отправили шаху, но тот, испугавшись, приказал вернуть ее на законное место.
Позднее склепы Тимура (или Тамерлана) и его внука Улугбека были открыты учеными для определения правдивости истории. Действительно, Улугбеку отрезали голову, после чего похоронили как воина в этой же одежде, что подтвердило старинную легенду о том, что славного вояку приказал обезглавить собственный сын. Местные мудрецы отговаривали историков тревожить прах мертвых, предрекая кары небесные. Так оно и случилось: всего через день после вскрытия могил началась Великая Отечественная война.
Сейчас же мавзолей постепенно восстанавливают, реконструкция продолжается еще с середины XX века. На данный момент комплекс признан исторической ценностью страны и внесен в список 1000 самых красивых мест мира.

Архитектура мавзолея Гур-Эмир

Невзирая на давность сооружения, красота мавзолея Гур-Эмир впечатляет. К тому времени местные мастера уже овладели искусством работы с камнем, о чем говорят искусные наборные решетки, аккуратная кладка и красота линий здания. Сам мавзолей представляет собой роскошное восьмигранное здание, на которое установлен цилиндр, переходящий в ребристый купол, выложенный голубо-зеленой майоликой.
Низ строения облицован мрамором, камень присутствует и в интерьере. Так, стены обшиты панелями из оникса и змеевика, карнизы из мрамора украшены цитатами их Корана. Окна оформлены панджарой – изящными наборными решетками из того же дорогого мрамора. Купол и паруса также красиво отделаны резьбой с золотой росписью.
О давней и богатой истории края недвусмысленно рассказывает уникальная архитектура Самарканда, в частности красивейший мавзолей Гур-Эмир, который стоит посетить если не для пополнения исторических знаний, то хотя бы в целях эстетического наслаждения!

Что посмотреть в Самарканде


Обсерватория Улугбека в Самарканде
Обсерватория Улугбека в Самарканде — лучшее доказательство того, насколько развитым в научном и культурном отношении был этот город. То, что об этой обсерватории, основанной внуком…

Площадь Регистан в Самарканде


Медресе Улугбека в Самарканде
Медресе Улугбека в Самарканде превратило главную рыночную площадь города в настоящий духовно-просветительский центр, слава о котором вышла далеко за пределы ханства. Ставшее доказа…


Мечеть Биби-Ханум в Самарканде
Мечеть Биби-Ханум в Самарканде можно назвать одной из самых масштабных строек своего времени. Тамерлан не пожалел ни людей, ни денег на то, что бы превратить здание в символ собств…

Смотреть все

Мавзолей Рухабад и мавзолей Аксарай

Недалеко от памятника Гур-Эмир расположены два маленьких сооружения: мавзолей Рухабад и мавзолей Аксарай. Все три мавзолея часто рассматривают как один ансамбль из-за их близкого расположения.

Рухабад (XIV век) — это маленький мавзолей, в котором, по легенде, хранятся волосы пророка Мухаммеда. По одной из версий, мавзолей над могилой шейха Бурханиддина Сагарджи был построен при Тамерлане в 1380-х годах. В одноэтажном медресе расположены мастерские ремесленников и магазины, а с ним граничит действующая мечеть.

Аксарай (XV век) расположен на тихой улице позади Гур-Эмира. Он был отреставрирован на частные средства в 2007 году и в настоящее время открыт для туристов. В мавзолее находится несколько захоронений, личности погребённых окончательно не ясны. Предположительно это советники или ближайшие помощники Тамерлана. По предположению Михаила Массона здесь был похоронен Абд аль-Латиф, по воле которого был убит его отец, выдающийся учёный Улугбек.

Что обязательно посмотреть

Наблюдать Гур-Эмир только снаружи — непростительная оплошность: все самое интересное находится внутри усыпальницы.

Заслуживающие пристального внимания детали экстерьера — это высокая стрельчатая арка, содержащая объемный узор и отделанная глазурованной майоликой, и знаменитый купол. Последний представляет собой симметричную рельефную поверхность с 64 наклонными гранями, равномерно распределенными по всей длине. Под ярким солнцем он, действительно, выглядит очень торжественно. Однако лучшим временем для знакомства с экстерьером Гур-Эмир будет темное время суток — включается иллюминация, отчего весь портал, фронтоны и купол становятся яркими и играют необычными цветовыми оттенками.

Внутри же все гораздо более разнообразно и впечатляюще вне зависимости от времени суток. Основная зала великолепно украшена, а не так давно проведенная реставрация в честь 660-летия Тамерлана дает о себе знать.

Посмотрите наверх — высокий купол с тонкой золотой росписью буквально уходит в небо и дополняется огромной люстрой. По бокам барабана купола с внутренней стороны можно увидеть высокие стрельчатые окна с изящной вязью решеток и объемными узорами на углубленных в стену частях сводов. Сами же стены искусно отделаны мозаикой в традиционных цветах — синем, темно-синем и голубом. В сочетании с позолотой это символизирует сияние жаркого солнца в чистом небе.

Не менее впечатляюще выглядит и нижняя часть помещения: на мраморном полу расположены точные копии гробниц Тамерлана и его потомков — оригинальные урны с прахом расположены глубоко под землей. Здесь же можно увидеть и легендарную малахитовую плиту с трона китайских императоров на надгробье великого полководца, которая была установлена Улугбеком в знак заслуг своего великого деда.

Кроме того, за дополнительную плату существует возможность попасть и в оригинальный подземный склеп, где покоится прах Тамерлана. Здесь, кроме осознания того, что вы стоите рядом с могилой одного из величайших завоевателей, удивляться особенно нечему. Нет никакого декора, все скромно и очень утилитарно — что неудивительно, так как в таком микроклимате любые украшения быстро теряют свой эстетичный внешний вид.

История

Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году (ныне — улица Регистан). Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.

Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Усыпальница Тимуридов (именно так она называется с 2009 года) послужила прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих Моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж-Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в своё время были правящей династией Северной Индии.. Памятник реставрировался в 1950-х годах (наружные купола и глазурь), более масштабные работы по его восстановлению были начаты в 1967 году.

Памятник реставрировался в 1950-х годах (наружные купола и глазурь), более масштабные работы по его восстановлению были начаты в 1967 году.

В 2014 году решением Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ внесён список достопримечательностей «Жемчужин Содружества».

Строительство

Гур-Эмир на картине В. В. Верещагина (1870 год)

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника эмира Тимура (Тамерлана) и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.

Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом Тимуридов. В этом архитектурном ансамбле находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, а также внуков — Улугбека и Мухаммад Султана и тимуридов Абдулло Мирзо, Абдурахмон Мирзо, учитель и наставник Тимура Мир Саид Барака. На возвышении усыпальницы за мраморной оградой находится неизвестное надгробие некоего суфия Сайида Умара. По версии Т. Саидкулова это мог быть шейх ад-дин Куляль. В мавзолее был также похоронен сын Абу Саид тимурида и внук главы Узбекского улуса Абулхайрхана от дочери Хан-хаде бегим — Султан Мухаммад.

Мавзолей был построен в юго-восточной части средневекового Самарканда, возведенного в конце XIV века по распоряжению Мухаммад Султана. Из состава зданий ансамбля Мухаммад Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение ансамблю, центром которого стал именно мавзолей. К началу XX века сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырёх минаретов.

Во время правления Улугбека был сделан дверной проём, чтобы обеспечить вход в мавзолей. Рядом с могилой Тимура были помещены мраморные надгробия его сыновей Миран-шаха и Шахруха и его внуков Мухаммад Султана и Улугбека. В то же время на могиле Тамерлана появилась легендарная нефритовая плита, содержащая эпитафию.

В 1871 году военный инженер З. Э. Жижемский подвёл к мавзолею Гур-Эмиру дорогу, которая связывала этот памятник с крепостью и начавшим в это время застраиваться новым городом.

В 1941 году захоронения в склепе были вскрыты антропологом Герасимовым, и исторические сведения об облике Тимура, о насильственной смерти Улугбека, о подлинности захоронений других тимуридов подтвердились.

Реставрация

В 1916 году был переложен свод над склепом и заново переделаны каменные полы.

В 1950-х годах отреставрированы наружные купола и глазурь.

В 1967 году начаты масштабные работы по восстановлению комплекса.

В 1996 году к 660-летию Тамерлана по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, восстановлено два минарета.

История создания мавзолея

Начало строительства родовой усыпальницы в 1403 г. — дело рук самого Тамерлана, который распорядился возвести сразу две гробницы. Первая была предназначена для него самого и располагалась в Шахрисабзе, родном городе правителя. Гур-Эмир же предназначался для последующих поколений династии, и так получилось, что первым в ней оказался захоронен внук Тамерлана, который и курировал процесс строительства — Мухаммад Султан.

Впрочем, сам Тамерлан пережил его всего на 2 года — в 1405-м г. он умирает от воспаления легких во время своего китайского похода. Таким образом, возведенный в кратчайшие по понятным причинам сроки Гур-Эмир (что в переводе означает «гробница эмира») стал местом захоронения самого полководца, двух его сыновей и двух внуков (включая знаменитого просветителя и астронома Мирзо Улугбека), а также нескольких видных представителей династии Тимуридов.

Монументальный комплекс с изумительной внешней и внутренней отделкой был готов сразу после смерти Тамерлана, но предполагавшиеся здесь ранее здания медресе и резиденции наследников не были возведены — вполне вероятно, что именно по причине дефицита времени. Тем не менее на качестве работ по строительству и отделке он никак не отразился.

При этом стоит отметить, что за всю свою историю здание не подвергалось разрушениям — ни войны, ни природные катаклизмы не затронули одну из ярчайших достопримечательностей Узбекистана. Масштабные реставрационные работы начались лишь в начале XX века, когда своду усыпальницы стала угрожать опасность обрушения из-за эрозии кладки. Также был полностью переложен пол в главной зале. Полная реставрация комплекса началась в 1967 г. и с перерывами продолжалась до конца 1990-х.

Легенды

Статья из газеты «Известия», 22.06.1941

В 1740 году персидский военачальник Надир-шах вывез надгробье Тамерлана, сделанное из цельной глыбы нефрита и положил его ступенью перед своим троном. С этого момента Надир-шаха стала преследовать череда неудач. Его советники уговаривали его немедленно вернуть камень на его законное место, но по дороге камень раскололи на две части и вернули в Гур-Эмир уже в таком виде[источник не указан 1256 дней].

Дух Тамерлана

«Дух Тамерлана» — археологическая легенда о том, что Великая Отечественная война началась из-за вскрытия гробницы Тамерлана, выпустившей дух войны. Миф основан на том, что раскопки гробницы Тамерлана начались 16 июня 1941 года в связи с постройкой у мавзолея Гур-Эмир гостиницы «Интурист». Строители гостиницы перекрыли один из арыков, и вода затопила склеп. Началось разрушение останков Тимура — их покрыли кристаллики гипса. В попытках предотвратить гибель захоронения древнего властителя к раскопкам приступила группа учёных под руководством Михаила Михайловича Герасимова. При вскрытии герметизированного гроба 19 июня 1941 года испарения ароматических веществ заполнили помещение гробницы, что легло в основу легенды о «духе Тамерлана».

Автором мифа о начале войны по причине вскрытия гробницы является присутствовавший при этом оператор советского кино Малик Каюмович Каюмов. Кроме него в экспедиции принимали участие археологи Ташмухамед Ниязович Кары-Ниязов и А. А. Семёнов, антрополог М. М. Герасимов, писатель и филолог Садриддин Айни и его сын Камал. По словам Малика Каюмова, на надгробии значилась надпись: «Когда я восстану, мир содрогнётся», а внутри гроба — «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». Однако ни на фотографиях, ни в экспедиционном журнале этих надписей нет. Надпись на большой тёмно-зелёной нефритовой могильной плите содержала перечень предков Тимура, начиная от одной из прабабушек Чингисхана — Аланкувы. Также Каюмов путается в датах, а вопрос о нападении германских войск был решён ещё задолго до вскрытия могилы Тамерлана.

Литература

  • В. А. Нильсен. У истоков современного градостроительства Узбекистана (XIX — начало XX веков). Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма,1988.-208 с., ISBN 5-635-00009-6
  • П.Захидов. Архитектурное созвездие эпохи Темура. Ташкент: Главная редакция издательско-полиграфического концерна «Шарк»,1996.—192 с., 85.113(2)1+63.3(5У)
  • Dietrich Brandenburg: Samarkand. Studien zur islamischen Baukunst in Uzbekistan (Zentralasien), Berlin: Hessling, 1972; ISBN 3-7769-0108-X
  • Ernst Cohn-Wiener: Turan. Islamische Baukunst in Mittelasien, Berlin: Wasmuth, 1930
  • John D. Hoag: Islamische Architektur, Stuttgart: Belser, 1976; ISBN 3-7630-1704-6
  • John D. Hoag: Islam, Stuttgart: DVA, 1986; ISBN 3-421-02855-9
  • Alfred Renz: Geschichte und Stätten des Islam von Spanien bis Indien, München: Prestel-Verlag, 1977 ISBN 3-7913-0360-0
  • Mortimer Wheeler (Hrsg.): Prachtbauten des Ostens. Tempel, Grabstätten und Festungen Asiens’, Frankfurt/Main: Ariel, 1965
  • Werner Speiser: Baukunst des Ostens, Essen: Burkhard-Verlag Ernst Heyer, 1964
  • Klaus Pander: Zentralasien, Ostfildern: Dumont, 2005; ISBN 3-7701-3680-2

Архитектура[ | код]

Экстерьер | код

Гур-Эмир ночью

Гур-Эмир представляет собой однокупольное здание со склепом. Он выделяется простотой конструкции и торжественной монументальностью архитектуры.

Доминирует огромный ребристый купол (диаметр купола 15 метров, высота 12,5 метров), немного нависающий над цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет восьмигранник, который почти скрыт множеством позднейших пристроек. К северу обращён небольшой портал. На долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания.

В Гур-Эмире к тимуровскому времени относится только главное здание мавзолея. В изразцовой декорации здания мавзолея решительно господствует крупная мозаика из квадратных и продолговатых поливных кирпичей — тёмно-синих, голубых и белых. Но только рёбра купола и сталактитового перехода к нему от барабана были сплошь покрыты поливными кирпичами. На барабане же орнаментальные мотивы и надписи выполнены по фону из жёлтых терракотовых облицовочных кирпичей.

Вывезенные предметы мавзолея | код

Плита у входа в мавзолей с надписью о том, что здесь похоронен Тимур в настоящее время находится в музее Эрмитаж Санкт-Петербурга[источник не указан 59 дней].

Интерьер | код

Внутри здания стены внизу украшены мраморной панелью с вставками из зелёного серпентина и фризами резных надписей, а выше расписаны синей краской и золотом. Рельефные розетки на плафоне купола имитируют звёздное небо. Декоративное убранство дополняют ажурные решётки на окнах и мраморная ограда вокруг надгробий, но они являются лишь декорацией, настоящие находятся в подвале.

В первые годы после смерти эмира Тимура помещение мавзолея было богато убрано предметами вооружения и утвари.

Склеп, находящийся в подвале мавзолея, в отличие от верхнего помещения имеет низкий потолок без декора. Здесь находятся настоящие могилы духовного наставника Тимура, его детей, внуков, которые расположены так же, как и декоративные надгробия на верхнем этаже.

В глубине ниши входного портала среди мозаичного узора запечатлено имя одного из создателей памятника — зодчего Мухаммада ибн Махмуда Исфагани.

Надписи на стенах и дверях | код

В орнаментации преобладают надписи, порой сильно геометризированные. На барабане огромными буквами уложено кругом несколько раз «вечность богу» и меньшими буквами в верхней строчке — «хвала богу». А на боковых и задних гранях основного восьмиугольного здания чередуются то наклонённые в разные стороны, то опрокинутые три слова: «раб божий Мухаммед».

  • Сказал Аллах благословенный и всевышний: Кто войдёт сюда, тот найдёт спасение!
  • Вот рай, который обещан нам — войдите в него, оставаясь в нём навеки!
  • Сказал Пророк, да будет над ним мир: счастлив тот, кто откажется от мира раньше, чем мир откажется от него; приготовит себе могилу раньше, чем войдёт в неё; угодит своему Господу раньше, чем свидится с Ним[неавторитетный источник?].

Тронный камень Кукташ | код

Тронный камень Тимура, фото второй пол. XIX века

Деталь тронного камня Кукташ (наши дни)

До 1868 года в восстановленном позже тронном зале Тимура находился тронный камень Кукташ (голубой камень в переводе с тюркского). На протяжении XV—XIX веков на тронном камне Тимуридов — Кукташе, находившемся во дворце, происходили церемонии восхождения на престол среднеазиатских правителей из различных династий начиная с тимуридов и до мангытов. Хотя столицей Бухарского эмирата была Бухара, узбекские эмиры Бухары Хайдар, Насрулла и Музаффар проводили обряд коронации именно в Самарканде, на Кукташе. Последний раз обряд коронации происходил в 1861 году, когда проводилась церемония восхождения на престол эмира Музаффара.

В 1920-е годы бывший дворец бухарских эмиров был окончательно разрушен советскими властями, а тронный камень — Кукташ несколько раз переносился, пока в 1960-е годы не оказался во дворике мавзолея Гур-Эмир, где и находится в настоящее время.

Примечания

  1. Словарь современного русского языка. Строчная или прописная? / И. А. Мудрова. — М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2010. — С. 73. — 319 с.
  2. Каттаев К. Самарканднома. Ташкент, 2017, с.267
  3. Б. Н. Засыпкин. Архитектура Средней Азии древних и средних веков. — М.: Академия архитектуры СССР, 1948. — С. 99. — 160 с.
  4. Дж. Мароцци. «Тамерлан: Завоеватель Мира» — Москва: «АСТ», 2009
  5. , с. 27.
  6. В. В Бартольд. 2. Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии // Сочинения / Б. Г. Гафуров. — М.: Наука, 1964. — Т. II. — С. 453—454. — 659 с.
  7. Лебедева Т. И. О неисследованных погребениях Гури Амир // Археология, история и культура Средней Азии. — Ташкент, 2002. — С. 68.
  8. Радлов В. Из Сибири. М., 1989, с.545
  9. Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403—1406) / Пер. со староиспанского, предисл. и коммент. И. С. Мироковой; Отв. редакторы Г. Г. Берадзе, К. К. Куция. Институт востоковедения АН СССР.. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. — 216 с. — ISBN 5-02-016766-5.
  10. Н. В. Ханыков. Описание Бухарского ханства. — СПб., 1843. — С. 102—103.
  11. Арминий Вамбери. Путешествие по Средней Азии. — М.: Восточная литература, 2003. — С. 161—162.
  12. Терентьев [кто?]. История завоевания Средней Азии. — Спб., 1906. — Т. 1. — С. 421.
  13. Зерабулакские высоты // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  14. Керсновский А. А. Глава XI. Туркестанские походы // История Русской армии. — М.: Голос, 1993. — Т. II. — ISBN 9785447510480.
  15. Радлов В. Из Сибири. М., 1989, с.542
  16. ↑ . tvkultura.ru (24.10.2015). Дата обращения 28 августа 2018.
  17. Якубовский, А. Ю. Самарканд при Тимуре и Тимуридах. — Л., 1993. — С. 55—56.
  18. Эльмира Гюль. Архитектурный декор эпохи Темуридов: символы и значения. — Ташкент, 2014.
  19. . www.e-samarkand.narod.ru. Дата обращения 11 августа 2019.
  20. М. Герасимова, К. Герасимова Михаил Герасимов: Издательство: М.: , с. Я ищу лица. О восстановлении внешнего облика исторических лиц. — М.: Наука, 2007. — С. 37-38.
  21. Милана Милана.  (рус.)  (неопр.) ?. YouTube. Дата обращения 5 января 2020.
  22. Амриддин Бердимурадов. Гур-и Амир макбараси, Тошкент, 1996, с.5-7
  23. Т. Рахматуллаев. . Новости Узбекистана. Новости Узбекистана сегодня: nuz.uz (12-07-2018). Дата обращения 5 января 2020.
  24. Г. Н. Матюшин. Археологический словарь. — Учебное издание. — М.: Просвещение, 1996. — С. 61. — 304 с. — ISBN 5-09-004958-0.
  25. . Государственный Дарвиновский музей. www.darwinmuseum.ru (21 сентября 2017). Дата обращения 3 января 2020.
  26. Из истории эпохи Улугбека. — Ташкент: Наука, 1965. — С. 327. — 390 с.
  27. Амир Тимур в мировой истории / Государственный музей истории Тимуридов. — Ташкент, 1996. — С. 241. — 290 с.
  28. Бартольд В. 2 // Сочинения. — М., 1964. — Т. 2. — С. 433.
  29. Справочная книжка Самаркандской области. Вып.6. 1898. Самарканд, 1899, с.251
  30. В. И. Дашичев. . katynbooks.narod.ru. Дата обращения 28 августа 2018.
  31. Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 годов. «Условный сигнал „Дортмунд!“, означающий проведение операции, передан». Запись от 20.06.1941. — М.: Воениздат, 1968—1971.
Оцените статью
Добавить комментарий