Русский музей. михайловский дворец

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Набережная реки Мойки 106

ДворецВеликого Князя Александра МихайловичаиВеликой Княгини Ксении Александровны

Дворец Великого князя Александра Михайловича — внука императора Николая I и Великой княгини Великой Княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III. В середине XIХ века здесь архитектором Монигетти был возведен дворец княгини М. В. Воронцовой.  В 1895-1897 гг . он восстанавливался архитекторами Николаем Владимировичем Султановым и графом Николаем Ивановичем де Рошфором (Рошефор). Работы Рошфора представляют исключительный интерес как первые интерьеры стиля модерн в Петербурге. Более того, Рошфор открывает эру этого стиля в России. «Сейчас в здании вы можете увидеть камин изысканной формы и лепные плафоны времен Монигетти; двери, печи, кабинет Шателена (управляющего дворцом, брата известного ученого) от де Рошфора». Кабинет Шателена — уютная небольшая комната с угловой темно-зеленой керамической печью. Дубовая панель вдоль стен имеет вставки с изображениями цветов и фруктов, выжженных и раскрашенных художником Ясинским. Верхняя часть стен затянута соломкой. Соломкой затянуты и кессоны потолка, образованные дубовыми балками, украшенными металлическими накладками. Комнату опоясывает фриз из керамической плитки с анютиными глазками и желтофиолями. Кабинет Шателена является уменьшенной копией «Кабинета наследника», будущего Николая II, в Беловежском дворце. «Соломенные комнаты» графа де Рошфора уникальны и, насколько известно, не имеют аналогий.

Сырость в Михайловском замке. Гибель императора Павла

Отделка парадных покоев была великолепна, однако, по свидетельству современников, в замке было множество переходов, лестниц, проходов, что создавало большие неудобства. Кроме того, ввиду той поспешности, с которой велись работы, в Михайловском замке ощущалась сильная сырость. Так, Пыляев отмечает:

Парадная лестница в Михайловском замке

Павел буквально влюбился в свой замок. Когда императрица Мария Федоровна преподнесла ему в дар сервиз с видами Михайловского замка, он прослезился. Однако император прожил здесь совсем недолго – всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками, в своей спальне в Михайловском замке.

Интерьеры Михайловского дворца

Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.

Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.

Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.

Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову. Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

Владимирская церковь в Быково

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

Интерьеры

Внутреннее обустройство резиденции гармонично сочеталось с внешним обликом. В интерьерах сооружения, выполненных в стиле классицизм, присутствовали отсылки к рококо, готике, восточному искусству. Снос старых стен и некоторых перекрытий позволил создать более просторные дворцовые залы и комнаты. Немалая часть оригинальной отделки сохранилась до наших дней. Росписи залов, комнат и помещений выполнили художники М. А. Зичи и Н. И. Тихобразов.

Первый этаж

На первом этаже размещён парадный вход (главный вестибюль, парадная лестница), а также личные покои великокняжеской фамилии (будуар, баня, ванная комната, кабинет). Стены личных помещений были затянуты узорной тканью, потолки и падуги украшены лепниной. Все комнаты оборудовали каминами. Кабинет великого князя был роскошно обустроен. Стены комнаты отделали панелями из орехового дерева, имелся резной (тоже ореховый) камин.

Среди жилых помещений особо выделяется предназначенная для водных процедур комната «с бассейном». Бассейн, представлявший собой углубление в полу, до нашего времени, ввиду своей ограниченной функциональности, не сохранился. Стены облицевали розовым искусственным мрамором, обрамлённым деталями из зелёного мрамора. Каменные блоки были разделены также мраморными каннелированными пилястрами дорического ордера. Фриз составляли барельефы, на которых были запечатлены античные сценки и герои. Двери оформили позолоченными фигурами дельфинов.

Парадный вход представлен главным вестибюлем и парадной лестницей. Главный вестибюль (также известен как приёмный зал) украсили 8 колоннами и 18 пилястрами из серого гранита, увенчанными белыми ленными капителями. Парадную лестницу сложили из мрамора и обрамили чередой зеркал. На втором этаже одна из стен лестницы была стеклянной, и сквозь неё был виден зимний сад. Лестница вела на второй этаж, к анфиладе прочих парадных помещений. Зимний сад занимал место на первом и втором этаже под домовой церковью.

Интерьеры первого этажаВсе фотографии относятся к 1903 году.
Кабинет великого князя Михаила Николаевича Приёмная великого князя Главный вестибюль (приёмный зал) Парадная лестница

Второй этаж

На втором этаже располагались помещения парадной анфилады. Здесь обустроили гостиные (жёлтая, белая, малиновая), приёмную, дубовую столовую, а также банкетный, танцевальный и зелёный залы. В столовой был установлен высокий камин, отделанный резным дубом и украшенный гербом великого князя. Стены комнаты затянули тиснёной кожей, облицевали всё тем же резным дубом. Гостиные исполнены наряднее. Стены затянуты уже шёлковой штофной тканью. Потолки были украшены позолоченной лепниной. Наборные паркеты и двери изготовили из разных ценных пород дерева. Над мраморными каминами повесили заключённые в резные рамы зеркала.

Представляет определённый архитектурный интерес двусветный зелёный зал, весьма живописно декорированный и украшенный лепниной. Однако самыми пышно и роскошно обустроенными помещениями по праву считаются двусветные танцевальный и банкетный залы. Архитектором применяется один для обеих парадных комнат приём. По периметру стен двух залов были сооружены двухъярусные колоннады, выраженные белыми каннелированными колоннами коринфского ордера.

Интерьеры второго этажаВсе фотографии относятся к 1903 году.
Дубовая столовая Белая гостиная Зелёный зал Танцевальный зал Банкетный зал
Эскиз росписи свода церкви, сделанный А. Е. Бейдеманом

Церковь во имя Архангела Михаила

Церковь во имя Архангела Михаила располагалась на третьем (верхнем) этаже дворца, прямо в середине фасада сооружения и была домовой церковью великокняжеского семейства. Снаружи она была увенчана одной позолоченной главкой, бывшей самый высокой точкой дворца. Церковь освятили 9 декабря 1861 года во имя архангела Михаила — покровителя великого князя. Росписи стен и свода церкви были выполнены в псевдорусском стиле «золотыми арабесками по голубому фону». А. Е. Бейдеман написал образа для иконостаса, оформил плафон.

В 1917 году во время Октябрьской революции помещения были национализированы, а церковь на волне антирелигиозной политики закрыли. До наших дней ни образа, ни росписи не сохранились. Позолоченная главка отсутствует.

Примечания

  1. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века.. — СПб.: «Крига», 2009. — Т. 1: 1830-1860 годы. Ранняя эклектика.
  2. ↑ , с. 207.
  3. ↑ , с. 146—150.
  4. Горчаков М. . МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ (1649-1725). Опыт историко-юридического исследования свящ. М. Горчакова. (1868). Дата обращения 31 октября 2010.
  5. ↑ . CITYWALLS. Дата обращения 26 октября 2010.
  6. Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII—начало XX вв. — СПб.: «Искусство—СПб», 1999. — 479 с.
  7. Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. стр. 318. — СПб : Крига, 2008. — 576 с.
  8. Шемяк, Тамара (Tue, 27 Dec 2005 09:59:26 GMT). Дата обращения 2 ноября 2010.
  9. , с. 96, 100.
  10. . Национальная библиотека Республики Карелия. Дата обращения 2 октября 2011.
  11. . Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского. Дата обращения 2 октября 2011.
  12. Крюковских А. П. Дворцы Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург: Лениздат, 1997.
  13. ↑ — статья из Архитектура Санкт-Петербурга. Энциклопедия архитектурных деталей.
  14. — статья из Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник.
  15. Религиозный Петербург: альманах. — СПб.: Palace Editions, 2004. — С. 192—197. — 559 с. — ISBN 978-5-93332-150-7.
  16. .
  17. .
  18. . CITYWALLS. Дата обращения 3 октября 2011.
  19. .
  20. , с. 163.

Комментарии

  1. Охраняется ЮНЕСКО, как часть Исторического центра Санкт-Петербурга.
  2. Подробнее о Д. И. Иенсене смотрите в Йенсен, Давид Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Здесь филёнка — обрамлённая часть пилястры. Подробнее см. — статья из Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Шталмейстер — заведующий конюшнями.

Строительство

Дворец в 19 веке, литография по рисункуИ. Шарлеманя

18 августа 1857 года состоялась свадьба баденской принцессы и маркграфини Цецилии Августы (нем. Cäcilie Auguste von Baden, в православии — Ольга Фёдоровна) и великого князя Михаила Николаевича. Для новообразованной семьи требовалось построить дом, великокняжескую резиденцию. О месте проживания для семейства задумались до бракосочетания: церемония закладки дворца состоялась ещё 20 июля 1857 года, за 29 дней до свадьбы великого князя. Дворец для четы решили построить в центре столицы — на Дворцовой набережной, примерно напротив Петропавловской крепости. Проект резиденции разработал придворный архитектор Николая I Андрей Штакеншнейдер. К тому времени он уже был достаточно опытным зодчим, среди его работ числилось немало ансамблей, таких как Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге или Дворец Лейхтенбергских в Петергофе.

В процессе строительства под снос попало несколько более ранних сооружений. Это довольно распространённая практика в Санкт-Петербурге того времени. В середине XIX века от построек в центре города освобождались участки под строительство великокняжеских дворцов для детей Николая I. Например, для Николая Николаевича возвели Николаевский дворец, а для Марии Николаевны — Мариинский дворец. По замыслу архитектора в единое здание предполагалось объединить близлежащие строения, придать им общий, обращённый к Неве фасад.

Эскизы и чертежи Штакеншнейдера (оба документа относятся к 1859 году). Слева: поперечный разрез дворца и прилегающих строений.Справа: план помещений и внутреннего двора.

Для осуществления планов зодчего потребовалось передать в казну не только здание Департамента уделов, но и выкупить имения Н. С. Голицыной и О. А. Зубовой. Дворец возводился на протяжении 5 лет с 1857 года по . Сооружение включило в себя фундамент, немалые отрезки стен особняка Черкасского (дома Департамента уделов), а также остатки дома княгини Голицыной и Землемерного училища. Землю у Миллионной улицы и набережной реки Мойки, принадлежавшую графине Зубовой, приспособили для устроения на ней некоторых дворцовых служб: каретной, конюшни, кузницы. Резиденция заняла значительную территорию от Невы до Мойки.

Применяемые в сооружении Ново-Михайловского дворца технологии были уникальны для России тех лет. При возведении дворца использовались металлические стропила и балки — новый метод для Санкт-Петербурга 2-й половины XIX века, несмотря на то, что эта технология появилась ещё в 1820—1830-х годах и применялась в основном для перекрытия крупных помещений (во дворцах, особняках, общественных зданиях). Изготовленные из металла стропила обладали огнестойкостью и долговечностью конструкций. Как раз в 1840—1850-х этот метод окончательно вошёл в практику и заключался в следующем: кирпичные стены служили опорой для сводов, а также деревянных и железных балок . Резиденцию, также одну из первой в городе, оборудовали водопроводом. Другой технической новинкой было отопление, которое осуществлялось подачей нагретого воздуха в помещения дворца. Стоимость работ по сооружению составила 993 525 рублей. 9 декабря 1861 года новую городскую усадьбу торжественно освятили.

В 1889 году дворец электрифицировали.

Памятник Петру I

Прежде Михайловский замок окружала стена. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни Анны Иоанновны. Перед замком был разбит большой плац — Коннетабльский. Здесь же, у Михайловского замка был установлен памятник Петру Первому. Внизу подпись: «Прадеду правнук 1800 г.».

Михайловский замок и памятник Петру I

У этого памятника долгая история. Первоначальная его идея принадлежала Анне Иоанновне. Предполагалось поставить его на Васильевском острове, в том месте, где сейчас находится университет. Отлит он был литейщиком Мартилли по проекту Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если внимательно присмотреться к памятнику, то можно увидеть странность – одна из ног лошади, если смотреть на неё под определенным углом, немного напоминает человеческую. Барельефы на постаменте затерты до блеска — считается, что это приносит удачу.

Памятник Петру I перед Михайловским замком

Михайловский замок сегодня

К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.

В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции — «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Так дворец выглядел зимой 1914 года, за пол-года до Великой Войны.

Вид с набережной Мойки. Хорошо видна надстройка третьего этажа…(((

Главное крыльцо дворца

Деталь внешнего декора здания

Садовый балкон во дворце. Сидят на первом плане — паж Князь Императорской Крови Федор Александрович, моряк Кн. Имп. Крови Андрей Александрович, на заднем плане — Кн. Имп. Крови Ростислав Александрович.
Фотография сделана зимой 1914 года

Садовый фасад дворца  рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой. Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой. На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.
Александр Михайлович был женат на Вел. Кн. Ксении Александровне — сестре Николая II. Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время Первой Мировой войны возглавляла  госпиталь для раненных, устроенный в одном из флигелей дворца.

Прямо напротив дворца находится арка Новой Голландии, через которую когда-то выплывали прекрасные парусники…
Калитка и главные ворота, выходящие на набережную Мойки

Бальный зал дворца; В открытую дверь видна оранжевая гостиная с бюстом Великого Князя Александра Михайловича.
Фотография сделана зимой 1914 года

Интерьеры были оформлены в различных стилях. Внутренняя отделка почти не сохранилась. В 1919 г. во дворце разместился Государственный институт физического образования — сейчас Академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Оранжевая гостиная; через дверь видна белая гостиная.Фотография сделана зимой 1914 года

Великая Княгиня Ксения Александровна, Великий Князь Александр Михайлович
и их дочь, Ирина, будущая жена Феликса Юсупова, убийцы Распутина

Мавританский кабинет. На полу настоящий китайский ковер — подарок Китайского Императора.Фотография сделана зимой 1914 года

Голландская комната; в перспективе — белая гостиная, далее столовая.Фотография сделана зимой 1914 года

Кое что из современных интерьеров дворца — сохранившийся камин.Фотография прислана Еленой Прониной.

Фрагмент спинки кабинетного дивана.Фотография прислана Еленой Прониной.

Боковые флигели дворца

 Парадная дворца сегодня.
Дворцовая передняя изнутри, за этим парадным входом, в 1914-году.
Справа стоит казак Императрицы Марии Феодоровны

Ну а теперь моя любимая тема — связь с Одессой. Великий Князь Александр Михайлович был Председателем Императорского Одесского Общества истории и древностей. Кстати его членом был также и брат Александра Михайловича, Георгий.

часть фотографий взята с сайта  www.citywalls.ru

Строительство Михайловского замка

Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною».

Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:

Двор

Внешние изображения

Участок, на котором расположилась великокняжеская резиденция, представлял собой прямоугольник, почти квадрат. Помимо собственно Ново-Михайловского дворца, за имением Михаила Николаевича значился комплекс служебных строений. Некоторые здания, относящиеся к резиденции (каретная служба, кузница), расположились по обе стороны Миллионной улицы, а также у набережной реки Мойки. Прислугу поселили в перестроенный Дом Зубовой. Иные службы (контора великого князя, построенный в 1877 году манеж и конюшни) обосновались во внутреннем дворе резиденции, «зажатом» между самим дворцом и шталмейстерским корпусом.

Шталмейстерский корпус

Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца. Фотография 2009 года

Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца фасадом выходит на Миллионную улицу. Отделён от основного здания двором. Одно время в Шталмейстерском корпусе находились покои Георгия Михайловича — среднего сына великого князя Михаила Николаевича. Кроме того, в этой части дворца располагались квартиры некоторых лиц, служивших при дворе и в свите великого князя.

В результате революционных событий 1917 года здание было передано Петроградскому (Ленинградскому) военному округу. Здесь разместились его организационные структуры (в 1920-е годы здесь находилось Управление начальника военных сообщений военного округа), а также квартиры высокопоставленных военных. В разное время в доме проживали Михаил Николаевич Тухачевский (1928—1931 годы), Август Иванович Корк, Виталий Маркович Примаков, Борис Миронович Фельдман, Борис Михайлович Шапошников (1925—1927 годы). В квартире Тухачевского время от времени бывал молодой композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В 1932—1933 годах в доме жили разработчики ракетной техники Борис Сергеевич Петропавловский и Иван Терентьевич Клеймёнов. В ведении военных дом оставался вплоть до 1960 года. В настоящее время здание по адресу Миллионная, 19 является жилым.

Фасад Шталмейстерского корпуса по Миллионной улице исполнен более скромно и сдержанно, нежели обращённый к Неве главный фасад Ново-Михайловского дворца. Корпус выстроен на основе возведённого ещё в 1740-х дворца А. М. Черкасского, о чём свидетельствует изогнутая стена выходящего во двор фасада. Его криволинейная композиция признаётся уникальной для ранней архитектуры Санкт-Петербурга, отражает влияние итальянского барокко. В целом корпус походит больше на доходный дом, что объясняется связью функции здания и его архитектурного решения.

Иногда архитектурный стиль здания характеризуют, как «ретроспективное стилизаторство по мотивам раннего русского и французского классицизма».

Запасной дворец

 памятник архитектуры (вновь выявленный объект)

Запасной дворец, а также Конюшенный двор расположены по адресам Миллионная ул., 6 и наб. реки Мойки, 5. Занимают квартал к югу от Ново-Михайловского дворца. Являлись частью великокняжеской резиденции, предназначались для служебных нужд.

В 1780-х на месте современного Запасного дворца был возведён двухэтажный дом князя Щербатова. На первом этаже была устроена аркада. В 1861 году был надстроен третий этаж, переоформлен фасад. Начиная с 1857 года участок от Миллионной улицы до реки Мойки претерпел множество изменений. В конце 1860-х под руководством Штакеншнейдера дом по Миллионной декорировали в стиле рококо. В нём обустроили квартиры для придворных Михаила Николаевича. Дворовые строения были приспособлены под конюшни и сараи. Впрочем, в 1863 году землю, примыкающую к Мойке, арендовал мебельный фабрикант К. А. Туру.

Церковный канал

Назначением Церковного канала было ограждение Михайловского замка с западной стороны. Протекал он вдоль современной Садовой улицы.

Церковный канал входил  по истине в уникальную систему водоемов, которой являлась система Михайловского замка. Ведь замок был по сути неприступной крепостью, которую со всех сторон окружала вода, а попасть в него можно было лишь по одному из нескольких разводных мостов, которые перекидывались через окружавшие его водоемы.

Три великолепных канала прекрасно украшали природный и архитектурный ансамбль Михайловского замка, гармонично вписываясь в его природу.

Важно знать, что в те времена это был единственный в мире замок, аналогов которому не было. Церковный канал на пару со своим братом Воскресенским канал являлись судоходными и входили в единую систему

Вдоль них величаво тянулись набережные, отделанные камнем, оснащенные чугунными решетками, прекрасно дополняющими полную картину этого ансамбля

Церковный канал на пару со своим братом Воскресенским канал являлись судоходными и входили в единую систему. Вдоль них величаво тянулись набережные, отделанные камнем, оснащенные чугунными решетками, прекрасно дополняющими полную картину этого ансамбля.

Но, к сожалению, такой  уникальный вид  Михайловского замка существовал относительно недолгое время. Так, после убийства Павла I он потерял статус резиденции императорской семьи, а каналы и красивейшие парки очень быстро начали увядать и в результате окончательно пришли в запустение. 

В 1822 году весь этот архитектурный ансамбль перешел во владения Главного Инженерного училища. 

А через год началась перепланировка всей территории, и Церковный канал засыпают по ненадобности. Сохранился лишь Воскресенский канал. Но не смотря на все эти работы, уникальная система все же сохранилась благодаря тому, что были произведены строительные работы дополнительного коллектора, который находился под землей. Строили его от большого пруда и непосредственно до самой Мойки. 

Но в конце 80-х годов 19 века и Воскресенский канал также засыпают. 

На сегодняшний день от всего этого  уникального великолепия остались лишь два чугунных моста.

Облик Михайловского замка

Освящение Михайловского замка и церкви при нем состоялось 8 ноября 1800 года. Замок отличался великолепием. Он напоминал палаццо эпохи Возрождения. Его окружали рвы с перекинутыми через них подъемными мостами. Фасады были украшены мраморными статуями, позже перенесенными в Зимний дворец. В плане замок был четырехугольным, внутри было три двора: главный – восьмиугольный, выходящий к Фонтанке – пятиугольный, в сторону Царицына луга (Марсова поля) – треугольный. В главный двор через Воскресенские ворота дозволялось въезжать лишь членам императорской фамилии и посланникам.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Фонтанки и Главный фасад

Внутренний двор

Все фасады Михайловского замка разные. По преданию, красноватый цвет, в который выкрашены стены, выбран неслучайно. На одном из балов фрейлина, будущая фаворитка Анна Гагарина (Лопухина) выронила перчатку такого цвета, император поднял ее и, восхитившись колером, отправил составителю красок для образца. Кстати сказать, многие петербуржцы стали красить свои дома в такой же цвет. По другой версии, это цвет Мальтийского ордена (Павел был Великим магистром Мальтийского ордена, подробнее об этом можно прочитать в посте Приоратский дворец в Гатчине: землебитный замок для Великого магистра Мальтийского ордена).

План Бель-этажа Михайловского замка, по рис. Бренны. Из книги: К.Валишевский, Сын Великой Екатерины. Император Павел I. Издание Т-ва А.С.Суворина — «Новое Время»

На главном карнизе выбита надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». По легенде, императору было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так оно и случилось – император погиб на 47-м году жизни.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Воскресенские ворота

Макет Михайловского замка

Обзор залов

Этажи и залы объединяет вестибюль, украшенный вензелями, фризами, барельефами с атрибутикой русского оружия. Все помещения архитектор сконцентрировал около внутренней лестницы. На первом этаже – личные покои Михаила Павловича, состоящие из шести скромных комнат без излишней роскоши. Квартиры придворных расположены здесь же.

Арсенал с коллекцией оружия и мундиров занимает одну из комнат князя. Роскошная комната в покоях хранит военное снаряжение и мундиры, головные уборы и ордена В коллекции Михаила Павловича три пушки, подаренные императором Николаем I, из которых стреляли при подавлении восстания на Сенатской площади.

Михаил Павлович – участник подавления восстания декабристов на Сенатской площади. Великий князь настоял на замене смертной казни каторгой Вильгельму Кюхельбекеру, поэту и другу Пушкина, которого обвиняли в том, что стрелял в Михаила Павловича.

На втором этаже – комнаты для проведения балов и приемов. В центре анфилады залов роскошно и оригинально отделан Белоколонный зал. Художественное оформление впечатляет. Разделенный на три части рядами колонн, он украшен барельефами и живописными панно со сценами из античных поэм.

Мебель и хрустальные люстры сделаны по эскизам Карла Росси. Отделка зала в бело-золотом цвете. Комнаты перекрыты системой зеркальных сводов, украшенных росписью.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора