Венецианское

Как распознать обман?

Существуют характеристики, которые помогут беспрепятственно разглядеть фальшивку. Вот они:

  • наружное покрытие изделия имеет шероховатость;
  • стекло содержит инородные предметы, к примеру, соринки, могут проглядываться пузырьки и различные примеси;
  • в некачественной подделке откалываются кусочки с поверхности, осыпается краска;
  • продукция не имеет сертификатов и не содержит клейма мастера;
  • швы и другие инородные стыки указывают на то, что работа выполнена неручным способом.

Визуально очень просто распознать фальшивку. Теперь стало понятным, что это такое – муранское стекло. Остановимся более подробно на украшениях.

История промысла

Стекловарением в Венеции занимались задолго до переноса мастерских на остров — начиная с 8 века. Быстрому развитию производства способствовала не только уже вполне отработанная технология, но и выгодное географическое положение города.

Венецианцы работали не только с уже известными всем технологиями, но и активно интересовались секретами соседей. Так, в 1204 году Энрико Дандоло получил доступ к секретам византийских стекловаров.

Последовавшее за этим бурное развитие отрасли повлекло за собой перенос мастерских на остров Мурано и всемирно известное и баснословно дорогое «венецианское стекло» стало не менее дорогим «муранским».

К 16 веку муранское стекло было не просто предметом роскоши, но и необычайно желанным приобретением практически для любого аристократа. Особенно ценились вазы для фруктов и блюда на крепких ножках, кувшины с выгнутыми ручками и воронкообразные стаканы на тонкой ножке.

Ревниво оберегая секреты своих мастеров, венецианские власти начали, как говорится, «закручивать гайки». О попытках вывезти какие-либо компоненты стеклянной смеси не стоило даже думать, а уж о том, чтобы выехать куда-то мастеру — и речи не шло. За такую попытку можно было запросто лишиться не только свободы, но и жизни.

Были, правда, и привилегии. Например, дочь стеклодува могла выйти замуж за представителя аристократического семейства. Мастерам также предоставлялись и некоторые налоговые льготы.

Как ни берегли венецианцы свои производственные секреты, французам удалось добыть секрет изготовления фирменных зеркал. Министр финансов Людовика XIV — Кольбер — подкупил трёх мастеров и вывез их во Францию, пообещав всяческих благ. Несмотря на потерю невероятно дорогого секрета, тайну изготовления цветного муранского стекла так и не удалось никому раскрыть.

На смену любому расцвету неизменно приходит угасание. Этот естественный ход событий не миновал и муранских стекловаров и стеклодувов. К 17 веку Венеция уже утратила свои преимущества как крупный торговый центр. В добавок ко всему, мода на хрупкие творения муранских мастеров сменилась модой на тяжелое гранёное стекло Богемии и Силезии.

Кончилось совсем печально: в 1797 году Италию заняли войска Наполеона и к 1806 году буквально все заводы и мастерские были разрушены, а вхождение Венеции в состав империи Габсбургов в 1814 году вообще поставило крест на отрасли.

Шаги

Метод 1

Поверхностные способы определения муранского стекла

  1. 1

    Найдите наклейку или штамп. Если на наклейке или штампе есть надпись «Made in Italy» или «Made in Venice», то, скорее всего, это не муранское стекло. Это один из двух способов, используемых людьми, не имеющими отношение к стеклоделию, чтобы убедить туристов в том, что изделие было сделано в Мурано без прямого указания этого факта.

    • Изделие с наклейкой «Made in Murano» может быть подделкой. В настоящее время много предметов производится в Китае и продается в Венеции как муранское стекло.
    • Точно так же, если на изделии есть надпись «Murano-style», то это вряд ли настоящее муранское стекло.
  2. 2

    Спросите у продавца, является ли стеклянный предмет старым, или он новый?

    Муранское стекло, изготовленное до 1980 г., вряд ли будет иметь сертификат, поэтому этот метод идентификации работает на 100% только для нового стекла.

    Новое муранское стекло должно сопровождаться сертификатом от фабрики, гарантирующим его подлинность. В случае покупки или продажи стекла продавцами антиквариата, он должен прилагаться к стеклянным изделиям.

  3. 3

    Будьте очень осторожны, когда имеете дело с пресс-папье и аквариумами. Это самые распространенные подделки, продаваемые под видом муранского стекла. Переходите к следующим методам распознавания, чтобы узнать, является ли стекло муранским.

Метод 2

Определение по внешнему виду

  1. 1

    Не рассчитывайте на свою способность распознать настоящее муранское стекло по цвету. С уверенностью это может сделать только натренированный глаз эксперта.

  2. 2

    Не пытайтесь определить подлинность муранского стекла по интернету. Если вы хотите купить изделие, лучше определять его по подписи мастера-стеклодела, каталогу или сертификату аутентичности.

  3. 3

    Поищите подпись на самом изделии. В Мурано работают следующие мастера-стеклоделы: Эрколе Баровье, Архимеде Сегузо, Аурелиано Тозо, Гальяно Ферро, Винченцо Назон, Альфредо Барбини и Карло Моретти. В прошлом на муранских фабриках по производству стеклянных изделий конечно же трудились и другие мастера.

    • Если подпись выглядит так, будто ее процарапали на поверхности стекла после того, как оно затвердело с помощью ручки с карбидным наконечником, то это вероятнее всего попытка выдать подделку за дизайнерский оригинал.
    • Чтобы узнать, находится ли подпись в правильном месте, вам нужно будет перейти к следующему методу. О местах расположения подписей и ярлыков указывается в каталогах.
  4. 4

    Попробуйте найти свидетельства использования настоящего золота или серебра при изготовлении стеклоизделия.

  5. 5

    Найдите свидетельства изготовления изделия вручную. Муранское стекло выдувают с помощью стеклодувной трубки, поэтому в нем должны быть пузырьки, асимметрично расположенные в объеме стекла.

  6. 6

    Ищите сформованную с погрешностями поверхность, мутное стекло или размытые цвета. Хотя стекло, полученное посредством выдувания, не является совершенно равномерным, подобные ошибки допускаются редко.

Метод 3

Идентификация по каталогу

  1. 1

    Прочитайте «Глоссарий муранского стекла» на сайте Fossilfly.com. Это хорошая инструкция по технике и стилям муранского стекла. Вы можете обращаться к нему, читая фабричные каталоги.

  2. 2

    Запросите каталог на самой фабрике. У фабрик есть каталоги по крайней мере их текущих изделий, но возможно и их винтажных изделий из стекла. Зайдите на сайт 20thcenturyglass.com, где вы можете найти популярные муранские фабрики по производству стекла, а затем зайдите на их сайты, чтобы запросить каталоги.

  3. 3

    Воспользуйтесь услугами эксперта для идентификации изделий из стекла.

    Если вы не смогли найти эксперта, попробуйте разместить фотографии и информацию на форуме по антикварному стеклу. Вы можете выяснить более креативные способы идентификации стекла.

    Если подлинность все еще под вопросом, вам следует связаться с местным экспертом по антиквариату из стекла и показать ему всю имеющуюся у вас информацию. Хотя эксперты не могут быть точными на 100%, им будет легче чем кому бы то ни было идентифицировать изделие из стекла.

Остров Мурано. Как добраться

Как и в случае с островом Бурано, удобнее и быстрее всего добраться до Бурано от пристани Fondamente Nove в районе Каннареджо. Подойдут вапоретто (маршрутные теплоходы, курсирующие в Венецианской лагуне) линий 4.1, 4.2, 12, 13.

Если вы живете в районе площади Святого Марка и Соломенного моста, то вам подходит причал San Marco-San Zaccaria, где можно сесть на вапоретто линии 7.

Мурано сообщается не только с «большой Венецией», но и с другими, не менее интересными островами лагуны – Бурано (линия 12), Лидо (линия 18), Торчелло (сначала до Бурано, затем до Торчелло на линии 9).

Слева – стеклянная инсталляция, установленная у причала вапоретто Colonna, справа – герб древнего рода Muranexi

История

Н. Н. Качалов выделяет в истории стеклоделия в Венеции четыре периода: 1) зачаточная стадия, производство простейших предметов домашнего обихода (X—XIII вв.); 2) период интенсивного развития (XIII—XIV вв.); 3) эпоха мирового господства Венеции в области стеклоделия (XV—XVII вв.); 4) период упадка (XVIII в.). К этой периодизации можно добавить период возрождения традиций, начавшийся в XIX веке и продолжающийся до сих пор.

Ключевым моментом в истории венецианского стекла стал XIII век. Стекло в Венеции изготавливали и до того, но оно ничем не отличалось от стекла, производившегося в других европейских странах, и особой художественной ценности не имело. Это были изделия бытового назначения: простейшие питьевые сосуды, бусы и т. д. Однако в XIII веке венецианцы привезли из Константинополя образцы византийского художественного стекла и рецепты его изготовления, что дало толчок к развитию новых технологий.

Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому в конце XIII века было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, а потом и вовсе на отдельный остров. Именно с тех пор Мурано стал центром производства венецианского стекла.

Венецианская республика вела широкую торговлю со странами Запада и Востока, и одним из предметов этой торговли было муранское стекло. Получая от продаж немалую прибыль, Венеция всячески стремилась держать в тайне секреты его производства, чему как нельзя лучше способствовала изоляция мастеров-стеклодувов на острове. Чужаки не имели права заниматься производством стекла в Мурано, фабрику могли построить только те, кто уже был в профессии: или сыновья владельцев других местных фабрик, или мастера-стеклодувы. Вывоз сырья за пределы Венеции запрещался, разглашение технологий производства каралось тюрьмой или смертью. Однако наряду с этим стеклодувам предоставлялись и особые привилегии, дабы удержать их на острове. Самой почётной из них была та, что дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы. Это было особенно удивительно для такой страны, как Венецианская республика, где знать очень держалась за свои аристократические привилегии.

Стакан из муранского стекла. Около 1330

XIV—XV века — время расцвета венецианского стекла. В этот период оно уже широко известно и высоко ценится во всей Европе; изделия из него венецианские дожи преподносят в качестве ценного подарка гостям города. В это же время вырабатываются и определённые каноны изготовления стеклянных изделий, появляются устойчивые формы различных сосудов. Современников особо поражала абсолютная прозрачность венецианского стекла, которая сейчас представляется само собой разумеющейся. Удивительными казались и богатство красок, и разнообразие декоративных деталей.

В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой; заказы на него поступают в Венецию из разных стран. Типичными изделиями этого периода были бокалы в виде широкой чаши на узкой длинной ножке, зачастую украшенной декоративными элементами. Кроме того, мастера изготавливают сосуды причудливых форм в виде цветов, животных, птиц, гондол, колоколен.

Люстра из муранского стекла

В XVII веке мода на муранское стекло проходит: Европа отдаёт предпочтение гранёному богемскому стеклу. Ходовым товаром оставались только зеркала и люстры из венецианского стекла, богато украшенные гирляндами листьев и цветов, гроздьями плодов, изогнутыми рожками и розетками. Металл в них почти не использовался; там, где без него нельзя было обойтись, железная арматура тщательно маскировалась. Спрос на них держался вплоть до XVIII столетия, когда эти люстры считались незаменимым элементом интерьеров в стиле Людовика XV.

В XVIII веке Венецию оккупируют французские войска, стекольные цехи закрываются. Многие мастера покидают страну, старинные технологии утрачиваются.

Возрождение стеклянного производства начинается только в середине XIX века благодаря энтузиазму одного человека — Антонио Сальвиати, адвоката из Виченцы. Он основал в Мурано завод, производивший изделия по традиционным венецианским технологиям. С тех пор интерес к венецианскому стеклу уже не ослабевал, и оно неизменно пользуется популярностью во всём мире.

В 1861 году на острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий с XV по XX век.

Что посмотреть на острове Мурано

Мурано можно назвать уменьшенной и чуть более потертой копией Венеции (в отличие от Бурано, где домики карамельных расцветок создают совсем другое настроение). Остров Мурано даже неофициально так и называют – «малая Венеция».

Как и сама Венеция, Мурано — это не один остров, а несколько, и разделены они между собой каналами различного размера. Самый большой так же, как и в Венеции, носит название Grande.

Трудно поверить, но до XIX века Мурано утопал в райских кущах фруктовых садов и цветов, пока большую часть деревьев не вырубили для строительства жилых домов. Хотя кое-что еще напоминает о тех временах.

До прихода Наполеона Бонапарта с его все сметающей и разрушающей армией на острове было 18 приходов и монастырей. Сегодня осталось только три полностью сохранившихся церкви. Одна из них — малая базилика Санти-Мария-э-Донато (Duomo dei Santi Maria e Donato), первоначально построенная в VII веке и являющаяся одной из старейших в лагуне. Собор примечателен тем, что в нем хранятся мощи Святого Доната, епископа, жившего в IV веке, чьи останки были привезены из Кефалонии одним из венецианских дожей. По легенде, кости размером более метра, висящие за алтарем, принадлежат дракону, убитому Святым Донатом.

Интерьер собора довольно аскетичен, но стоит обратить внимание на драгоценные мозаики и росписи в византийском стиле. 

Еще одна сохранившаяся церковь — Святого Петра Мученика (Chiesa di San Pietro Martire), построенная в 1348 году. Как и во многих других итальянских церквях, здесь можно посмотреть произведения искусства — работы мастеров венецианской школы живописи: Тинторетто (предположительно, его кисти принадлежит «Крещение Христа»), Джованни Беллини, Паоло Веронезе. 

На этой фотографии видна колокольня церкви, увенчанная луковичным куполом. 

Пожалуй, самое красивое и запоминающееся место в Мурано – центральная площадь, где находится часовая башня и необычная, переливающаяся всеми оттенками лазури колючка из стекла с очень красивым названием «Natale di luce in una cometa di vetro» («Рождество света в стеклянной комете»)

Эта стеклянная звезда-комета, созданная мастером-стеклодувом Simone Cenedese к празднику Рождества в 2008 году, привлекает внимание всех без исключения туристов и украшает большинство открыточных снимков из Мурано. 

Еще одно знаковое сооружение вы, наверное, не пропустите, если отправитесь обратно в Венецию или на Бурано с причала Faro (маяк). Со времен Венецианской республики на Мурано всегда находился какой-нибудь маяк. Свет маяка помогал кораблям ориентироваться в лагуне, где навигация была сложным и опасным делом. Современный нам маяк построен в 30-х годах XX века. У его основания размещены барельефы Девы Марии с Иисусом на руках.

По дороге к причалу и маяку находится стеклянный сад в прямом смысле этого слова, ведь в нем растут цветы из стекла, которые позволят еще раз полюбоваться мастерством местных стеклодувов. 

Текст и фото: Анна Струкова

Другие статьи по Венеции:

  1. Где поесть в Венеции вкусно и недорого
  2. Карнавал в Венеции: лайфхаки от тех, кто побывал
  3. Мастер-класс по созданию венецианской маски
  4. Остров Бурано
  5. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари
  6. Необычный музей в Венеции: Scuola Grande di San Marco

Квесты в Италии
Экскурсии в Италии
Мастер-классы с итальянцами
Трансферы в Италии

Больше интересных статей об Италии:

Колизей в Риме в 10 занимательных фактах

Лидо-ди-Остия: отдых на море рядом с Римом

Как отметить день рождения ребенка в Риме. 5 веселых идей

Римский Пантеон. 10 занимательных фактов

Что посмотреть в Риме? Советы туристам

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

  • 9
    Поделились

Виды венецианского стекла и техники их изготовления

Существует несколько разновидностей муранского стекла:

  • Цветное. Для того, чтобы изготовить стекло разных цветов, мастера используют окиси цветных металлов. Например, зелёный цвет можно получить с помощью окиси железа, синий достигается применением кобальта и т.д.

    Стеклянные сосуды из цветного стекла впервые были созданы во 2 половине XV века. В качестве росписи применялись эмалевые краски;

  • Прозрачное стекло ‘Cristalo’ было создано в XV в. мастером А. Баровьером;
  • Молочное стекло ‘Latticinio’, ‘Lattimo’, создаваемое с помощью окиси олова. Из этого вида муранского стекла делают светильники, вазы для цветов и др.;

  • ‘Filigrano’, или кружево из стекла. Бесцветное стекло с нитями внутри, XVI в. Рисунки на изделиях, созданных в этой технике представляют собой нити цветного или молочного стекла внутри предмета;
  • Авантюриновое стекло, XVII в. Добавлением в состав меди достигается эффект мерцания.

    Особенно завораживающе выглядят игрушки в виде шаров;

  • Агатовое стекло. Его узоры напоминают этот камень;
  • ‘Millefiore’, мозаичное стекло (итал.»тысячи цветов»), XVI в. Техника применяется при создании украшений. Аксессуары из муранского стекла, выполненные в этой технике, например, кулоны, серьги или браслеты, напоминают яркое лоскутное одеяло;
  • ‘Pulegozo’, множество пузырьков воздуха, заключенных внутри стекла. Эффект достигается путем погружения раскаленного стекла в холодную воду, а затем, стекло снова отправляют в горящую печь;
  • ‘Craquele’, кракелаж или «ледяное стекло». Техника заключается в погружении раскаленного стекла в ледяную воду. В процессе остывания на поверхности изделия образуются трещины.

    Таким же способом создаётся золотое или серебряное покрытие. Раскаленное стекло покрывают тонкой фольгой, затем быстро остужают в холодной воде. Фольга трескается, образуя красивейшие узоры;

  • ‘Incalmo’, изготовление изделий с вкраплениями разных цветов, которые остаются четкими и не перемешиваются между собой.

Чем славится венецианское стекло?

Во-первых, оно отличается сложной техникой изготовления, которая оттачивалась и шлифовалась веками. Кстати, в производстве используется только венецианский песок. А во-вторых, это неописуемая красота.

Изделия из муранского стекла – это сказка, которая окунает в волшебство. Каскад красок и ярких бликов взрывается калейдоскопом удивительных картинок, сияющих и переливающихся. Это высокое искусство. Мастера-венецианцы производят не только ювелирные украшения и бижутерию, а еще и разнообразные аксессуары, статуэтки, посуду, люстры, которые могут стоить баснословных денег, из муранского стекла. Что это такое? Это — предметы интерьера и даже светильники и многие другие мелкие вещицы. Смотрятся они просто как экспонаты музея. Имеют взрывной успех и вызывают полный восторг. Завораживают своей изысканностью и утонченной красотой.

Еще одна особенность кроется в том, что сама технология производства очень вредна. Мастера совершают величайший подвиг, создавая эту неземную красоту ценой собственного здоровья. Сама муранская стеклянная бижутерия — безопасна. Абсолютно.

А также муранские стеклянные украшения покрываются специальной глазурью с добавлением золотой крошки. В этом их изюминка.

Муранское стекло в Италии, в частности, бусы, браслеты, колье, серьги и другие предметы пользуются всемирной популярностью. Поэтому продается и очень много подделок.

Литература

  • Всеволожская С.Н. Венеция. — Ленинград: Искусство, 1970. — 222 с.
  • Качалов Н.Н. Стекло. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1959. — С. 98—128. — 465 с.
  • Красильникова Е.Н. Венеция. — Москва: Вече, 2003. — С. 164—170. — 208 с.
  • Пристинский В. 100 знаменитых изобретений. — Харьков: Фолио, 2006. — 511 с.
  • Marc Heiremans. Murano glass: themes and variations. — Arnoldsche, 2002. — 223 p. — ISBN 3 89790 163 3.
  • Carl I. Gable. Murano Magic: Complete Guide to Venetian Glass, Its History and Artists. — Schiffer Pub., 2004. — 256 p.
  • Laura Morelli. Venice. A Travel Guide To Murano Glass,Carnival Masks, Gondolas, Lace, Paper, & More. — 2015. — ISBN 978-0-9893671-5-8.

Об изделиях из муранского стекла

Теперь о продукции. Основными видами изделий из муранского (венецианского) стекла были бусы и украшения, посуда, зеркала и люстры.

Бусы производили не только на острове, но за его пределами. Для производства не требовалось специального оборудования, а достаточно было «настольного» горна с трубкой и искусного мастера. Сырьё для бусин (цветные палочки и трубки) готовили на острове Мурано, где как раз располагались большие печи.

Производство стеклянной бижутерии — крупный сегмент рынка, который приносил колоссальный доход. Ещё одним из серьёзных источников дохода было производство искусственных драгоценных камней, в котором тоже преуспели венецианские мастера.

Посуда из муранского (венецианского) стекла знаменита во всех уголках планеты. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. До нашего времени не сохранились венецианские стеклянные изделия, произведённых ранее XV века. О их внешнем виде и технологиях можно судить только по картинам итальянских художников. Это были достаточно незаурядные предметы посуды. До этого периода совершенствовалось и закреплялось качество стекла.

После XV века началась работа над формами и структурой материала. Как итог муранское (венецианское) стекло получило несколько различных технологий:

  • Цветное стекло. Его не окрашивали, а добавляли окиси металлов, которые давали определённый цвет массе.
  • Бесцветное стекло. Идеально прозрачное стекло без помутнений и дефектов.
  • Стекло с покрытием. Как правило, стекло покрывали эмалью или позолотой.
  • Филигранное стекло. Прозрачное стекло, внутрь которого помещали нити разных цветов (чаще белого). Секрет этого метода долго сохранялся и был очень популярен.
  • Молочное стекло. Стекло с белым оттенком получалось при помощи примеси окиси олова.
  • Авантюриновое стекло. «Искрящееся» стекло. Эффекта достигали добавлением меди.
  • Агатовое стекло. В стекле такого типа использовались разные окрашенные слои, они создавали узор, напоминающий мраморный.
  • Мозаичное стекло. Техника, в которой стекло выглядит созданным из разных мелких частей, несущих в себе узоры (цветов, звезд и т. д.).
  • Кракелированное стекло. Кракеляж (от французского слова «craquer»- трещать, растрескиваться). Интересный способ декорирования стекла. Суть его в том, что стекло покрывалось «трещинками». Достигался эффект во время выдувания формы, которую погружали на мгновение в воду, заставляя наружный слой резко охладиться и потрескаться. При этом внутренний сохранял свою температуру и его можно было дальше обрабатывать и выдувать.

На что необходимо обратить внимание при покупке бус?

Во многих странах сегодня научились искусно изготавливать подделки. Притом, что стоимость будет такой же высокой

Итак, рассмотрим пошагово, на что требуется обратить внимание:

  • Поверхность изделия. Стекло муранских украшений будет очень гладким на ощупь. Благодаря сложной технологии, обладает высокой прочностью. Издает продолжительный и звонистый гул при легком ударе.
  • Рисунки и узоры. За счет использования различных окисей химических элементов мастера создают невообразимые голографические картинки. Они собраны в единую неповторимо красивую композицию. В подделке же такого изображения не будет. Оно, как правило, разбросано и не дает при долгом сосредоточенном рассмотрении объемного эффекта.
  • Уникальность. Если вы увидели два и более одинаковых украшения, то это подделка. Потому что каждое изделие неповторимо и единственно в своем роде. Это — ручная работа. Плюс ко всему, должен быть сертификат качества.

И еще муранское стекло тяжёлое, но ни в коем случае не массивное. И необходимо помнить, что если оно упадет на пол, разобьётся.

На вид украшения походят на цветные камни. Узоры наносятся на поверхность, но углубляются в сердце изделия.

История муранского стекла

Сам термин муранское или венецианское стекло у многих на слуху. Однако мало кто знает его историю. Давайте немного в неё углубимся.

Историки считают, что технология муранского стекла зародилась в XIII веке. До этого времени в Венеции производили стекло, но его качество не превосходило других европейских производителей. Прорыв состоялся после появления технологий, рецептов и примеров византийского стекла в руках у венецианцев.

Профессор Качалов Н.Н. делит стеклоделие Венеции на 4 этапа:

  • X, XI и XII века — первый трёхсотлетний этап. Производство стекла находилось в зачаточной стадии. Производили только простые предметы быта.
  • XIII и XIV века — второй этап. Период максимального развития отрасли. Ремесло заняло одно из ведущих мест в экономике страны.
  • XV, XVI и XVII века — третий этап. Этап пышного роста мастерства и расцвета искусства стеклоделия. Период позволил Венеции захватить мировое лидерство в отрасли.
  • XVIII век — период упадка. Венеция была оккупирована Францией, поэтому многие мастера уехали из страны, а технологии были утрачены. Мода на венецианское стекло постепенно угасала.

Искусство из производства сформировалось в результате крестового похода и ловких политических ходов правительства. Из Константинополя были вывезены уникальные коллекции византийских стеклянных предметов. А ещё в Венецию переселилось большое число мастеров-стекольщиков из Греции, которые бежали от крестоносцев.

Правители дальновидно почувствовали потенциал отрасли стеклоделия и всячески поддерживали его развитие, монополизировали технологию. Вводились законы о сохранении тайн производства, за нарушение которых были суровые наказания. Работающим же во славу родины стекольщикам наоборот выдавались награды и привилегии.

Вразрез с устроем общества Венецианской республики, где денежная аристократия была обособлена, словно каста, в 1346 году был издан указ, гласящий, что брак между дочерью стеклодела и патрицием считается равным.

Возрождение традиций

Несмотря на столь печальный исход, меньше чем через полвека в 1854 году шесть братьев по фамилии Тосо основали фабрику по производству бытового стекла, а вскоре занялись и стекольным искусством.

Ещё через пять лет адвокат Антонио Сальвияти открыл собственную фабрику «Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo». Этот достойный человек занялся производством стеклянной плитки для реставрации пришедшей в упадок венецианской мозаики, также созданием новых полотен.

В 1921 году произошло очередное знаковое событие в истории возрождения традиций Мурано: компания «Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini & C.» стала законодателем мод в области модерна.

Сегодня на острове насчитывается около четырёх тысяч заводов, фабрик и мастерских по производству знаменитого стекла. К сожалению, дела у современных стекловаров и стеклодувов идут не всегда хорошо, но отрасль жива и, хочется надеяться, ещё не скоро угаснет.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора