Музей русской гармоники а. микера 24.01.20

Фото и описание

Музей русской гармоники А. Мирека – филиал Музея Москвы. Его экспозиция посвящена истории существования и развития русского народного инструмента – гармони, а также язычкового музыкального инструмента – гармоники.

Музей основан А. Миреком. Альфред Мартинович Мирек – доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, профессор. Сбором материалов посвященных гармоникам, Мирек занимался с 1947 года. К началу семидесятых годов он собрал огромную коллекцию. Это научно-исследовательские материалы, фотографии, биографические материалы, грамзаписи, афиши. Это более двухсот музыкальных инструментов разных видов, многие из которых встречаются крайне редко. Это множество архивных документов.

В 1952-56 годах Мирек строит для своей коллекции частный дом. Двухэтажный дом находился в поселке научных работников Софрино, в 43 километрах от Москвы. Дом Мирека часто посещали иностранные специалисты из разных стран: Болгарии, Румынии, Германии, Чехословакии, Голландии и Польши, а также стран Африки.

К 1994 году Альфред Мирек собрал еще около ста гармоник. По совету своего друга, Народного артиста СССР Юрия Никулина, в 1996 году Мирек обратился с прошением к мэру Москвы. Он объяснил необходимость создания Международного музея русской гармоники. В том же году музею Мирека было выделено помещение в центре Москвы.

В 1997 году, ко дню 850-летия Москвы, Мирек передал коллекцию своего частного музея, в дар Москве. В 1998 году все музейные экспонаты были включены в фонды Музея Москвы. В январе 1999 года вышло постановление Правительства Москвы «О создании Музея русской гармоники А. Мирека на правах филиала «Музея Москвы». Его открытие состоялось в декабре 2000 года.

Музей Мирека – единственный музей гармоник в нашей стране и четвертый в мире. Подобные музеи есть еще в Германии, Италии и США. В музейной экспозиции больше 250 видов гармоник

Важное место в ней занимает реконструкция гармоники 1783 года

Зал,посвящённый А.Миреку

Альфред Мартинович Мирек. Человек, жизнь и творчество которого достойны отдельного большого рассказа. Перечень его регалий, званий, достижений, география и библиография его научных и творческих изысканий, круг друзей и многое-многое другое поражает воображение.

Удостоенный ордена «Живая легенда», он и впрямь человек легендарной судьбы, которая вместила светлое детство и трагическую судьбу отца, лагеря, радость научных открытий, многолетний подвижнический труд по поиску раритетов русской гармонной культуры, признание коллег и друзей, десятки научных работ, пронзительную публицистику патриота, обширную педагогическую и общественную деятельность и, конечно же, безграничную любовь к национальной музыкальной культуре России, ярким выразителем которой является гармонь.

Более полувека в биографии Альфреда Мирека посвящено созданию уникальной коллекции гармоник и, в конечном итоге, созданию музея, о котором идёт рассказ. Не всё было гладко на этом пути, но упорство и целеустремлённость, помощь друзей, таких, как Юрий Никулин, Любовь Соколова, Игорь Бриль и других, следование лучшим традициям благотворительности и усилия Галины Ведерниковой, директора Музея истории Москвы, чьим филиалом является сегодня Музей русской гармоники, достигли цели. И с 2001 года москвичи и гости столицы смогли стать гостями этого уникального места.

Музеем разработано несколько экскурсионных программ для различных возрастных групп и интересов: обзорные, тематические, костюмированные экскурсии, семейные и календарно праздничные программы, музыкальный дивертисмент и чаепитие, программы для иностранцев.

Здешние экскурсоводы(они же-научные сотрудники) никак не соответствуют привычному стереотипу. Это, скорее, радушные хозяева, приглашающие гостей к чему-то очень интересному. Они не только рассказчики, но ещё и прекрасные, известные в стране музыканты. И когда они собираются вместе, получается замечательный музейный оркестр.

Самая яркая и масштабная страница деятельности музея-Международный фестиваль «Гармоника-душа России». Он проводится ежегодно в последнюю неделю октября и собирает лучших отечественных и зарубежных исполнителей на концертах в Центральном доме работников искусств и на сцене Музея русской гармоники. Заключительный концерт и награждение победителей проходят в Концертном зале имени Чайковского. Фестиваль собирает гармонистов, баянистов, аккордеонистов со всей страны. Разные пласты, разные культуры встречаются на одной сцене. И тогда разворачивается многокрасочная панорама исполнительского мастерства, в котором соревнуются и зрелые и совсем юные музыканты. И звучат искромётные мелодии, заставляющие радоваться жизни, и приходит ясное понимание того, что история гармоники продолжается.

Одну из книг этого замечательного исследователя гармоники можно скачать здесь: «Справочник по гармоникам»

Музей русской гармоники Альфреда Мирека Телефон: 251-6730 Адрес: 101000, Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, 18 Проезд: Ст. м. «Маяковская»

Читайте,также: —О саратовской гармонике и не только…

Экспозиция,посвящённая развитию кустарного производства гармоники в России

Первые гармонные фабрики Воронцовых, мастеров-самородков Чулковых дали мощный старт гармонному производству в России, обогатив его целым рядом изобретений, доживших до наших дней. Дороговизна сложного в изготовлении инструмента стимулировала развитие гармонного промысла в России и появление большой группы умельцев-самородков, которые со временем становились настоящими гармонными мастерами, чей статус подтверждало государство.

Уголок гармонного мастера-интереснейшая, наглядная часть экспозиции-подробно показывает всю сложность процесса изготовления и настройки такого непростого инструмента, как гармонь.

Отношение мастеров к своим детищам было очень ответственным. Гармоники любовно украшались в соответствии с художественными традициями места производства различными накладками и инкрустациями. А знаменитые мастера ставили на инструменты личное клеймо. После смерти мастера штамп-клеймо обычно уничтожался или, даже, уходил с мастером в могилу. Поэтому, представленная в экспозиции коллекция клейм знаменитых мастеров, попросту, бесценна.

Записи гармониста Петра Невского и первые баяны

В музее, также, можно послушать записи знаменитого Петра Невского, который, первым из гармонистов, записал свою игру ещё в 1898 году. Благодаря этому музыканту, гармонь из народной шагнула в профессиональную музыкальную среду и была прославлена в крупных европейских городах. Был открыт путь к созданию первых гармонных оркестров. Первым стал оркестр под управлением Н.И.Белобородова, получивший мировую известность. А оркестр В.П.Хегстрема выступал даже на сцене Московской консерватории.

Рост интереса к концертным возможностям гармони повлёк её дальнейшее совершенствование. В 1907году петербургский мастер Пётр Стерлигов создал сложную пятирядную гармонику, которой дал название «баян». Этот первый русский концертный инструмент, способный исполнять полифоническую музыку-настоящая гордость экспозиции музея гармоники.

В начале 20-го века гармоники и баяны уже вызывали интерес в серьёзных музыкальных кругах. О дальнейшем совершенствовании исполнительского мастерства, выдающихся его представителях, большой экспериментальной работе российских мастеров и создании целого ряда уникальных инструментов, рассказывает экспозиция второго зала музея Мирека. Как и везде, здесь тоже есть свои раритеты, отражающие развитие гармонной культуры в России.

Оркестровые баяны мастеров Стерлигова и Косорукова, например, можно не только увидеть. Система озвучивания в музее позволяет услышать голоса этих уникальных инструментов.

В экспозиции представлены баяны,так называемой, «московской» системы, отражающей процесс массового производства этих инструментов российской промышленностью. Среди них выделяется своей формой и богатыми украшениями баян мастера Синицына, изготовленный им специально для аккомпанирования жене, артистке оперетты.

На баяне собственной системы играл известнейший в 30-е годы исполнитель классических произведений Павел Гвоздёв. В экспозиции представлена афиша его Ленинградского концерта 1935-го года. Этот концерт недавно был воспроизведён московскими музыкантами на сцене второго зала музея гармоники. Подобные музыкальные праздники-важная и органичная часть музейной работы.

Сведения о работе музеев ГБОУ Школа № 950

Адрес

Название музея

Руководитель музея

Контактный телефон

Березовая аллея, д.15Б Музейный комплекс: «Защитник Отечества», «Морской Славы России», «Карельский фронт»

Сарин
Дмитрий
Петрович

Петров
Михаил Дмитриевич

+7 (977) 145 02 92

+7 (926) 763 50 65

ул. Отрадная
д.1А
Музей Боевой Славы 32 ГМБ имени И.А. Флерова

Меметов 
Энвер Рустемович

+7( 977) 748 09 73

ул. Отрадная
д.1А
Музей «Отрада»

Бешкарев
Максим Владимирович

+7 (903) 713 46 26
ул. Отрадная д.11А Музей гвардейских минометных
частей и артиллерии РВГК

Фирсова
Ольга Аркадьевна

+7 (909) 969 68 67
ул. Отрадная д.11Б Музей Боевой Славы им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского Панюкова Анастасия Валерьевна  
ул. Декабристов д.40

Музей «Великое в малом»

Кирпичев
Игорь
Павлович
+7 (909) 998 01 99

Расцвет гармонного производства в России конца 19-го века

К концу 19-го века Россия переживает расцвет гармонного производства. Возникают первые крупные гармонные фабрики и связанные с ними торговые дома и магазины.

Продукция тульской фабрики Киселёвых, например, двух- и трёхрядные гармоники «венки», быстро завоевала российский рынок и получила мировое признание на выставке в Париже. Гармоники Киселёвых звучали долгие десятилетия и после закрытия фабрики в революционные годы.

Торговые дома Мюллера, Циммермана и других способствовали не только распространению гармоник по России, но и формированию связанной с этим музыкальной культуры, росту исполнительского мастерства.

Музей гармоники-это не просто экскурсии но и живое участие!

Музей отличается и тем, что предлагает своим гостям не просто экскурсии, а настоящее взаимодействие, в котором есть место и музыке, и встрече с виртуозами гармони, весёлому плясу, и даже-дружескому чаепитию!

Наталья Вороненко: «Мы отошли от концепции «сухого» музея, где экскурсовод с указкой рассказывает монотонно об объекте. Наших зрителей встречает прекрасная народная музыка, выходят в народных костюмах артисты, ведут экскурсии, водят с детьми хороводы, делают детские праздники, дни рождения, тематические праздники, русские вечера… Гармоника живёт. Причём, у нас идёт уникальная работа со старинными инструментами. У нас в процессе экскурсии звучат не только записи, как играли старинные инструменты, но мы и воспроизводим это на живых экспонатах музея».

В первом зале музея начинается история язычковых инструментов. Поиск её истоков-от древней эоловой арфы, звучание которой здесь можно услышать, и экзотических восточных инструментов вылился, в конце концов, в создание обширной схемы-родословной язычковых инструментов, начиная с середины 18-го века. Её автор, профессор Мирек, протянул во времени взаимосвязи между почти двумя сотнями типов инструментов, проследил развитие конструкторской мысли и этапы возникновения каждого типа.

Эта схема нашла мировое признание и вошла в учебные пособия музыкальных учебных заведений многих стран (скачать ее в полном разрешении можно здесь).

Знаменитые аккордеоны

Первые аккордеоны зарубежного производства появились в нашей стране ещё в 20-е годы прошлого столетия. И вскоре заняли достойное место в популярных джаз-оркестрах. А с 1935-го года выпуск аккордеонов начала и советская промышленность.

В экспозиции представлен один из первых образцов ленинградской фабрики «Красный партизан», принадлежавший известному аккордеонисту Юрию Шахнову, который научился играть и завоевал популярность на фронтах Великой Отечественной Войны.

Гармоника была боевой подругой наших бойцов.Наиболее распространённой была гармоника «венка». В экспозиции музея представлен немецкий аккордеон, подобранный нашими бойцами во время битвы под Москвой. Бойцы освоили этот инструмент, дошли с ним до Берлина и именно этот аккордеон участвовал в концерте, посвящённом краху фашистской Германии, на котором выступала Лидия Русланова, пела свои знаменитые «Валенки» и аккомпанировали ей 100 различных гармошек, среди которых был и этот аккордеон. Впоследствии, он был подарен Туркиным Тимофеем Андриановичем жителям города Ташкент.

Музей Мирека-крупнейший в мире музей гармоники

Наталья Вороненко, заведующая музеем Русской гармоники, кандидат педагогических наук: «Наш музей очень сильно отличается от своих «коллег» за рубежом тем, что мы работаем не только с музыкальными инструментами. В этом музее поднят весь пласт музыкальной культуры, связанный с гармоникой. Это и музыкальные мастера, это и уникальные документы, уникальные афиши, уникальные судьбы гармонистов. Всё это сплелось в единый клубок истории не только России, но и зарубежной истории. У нас есть целый зал, посвящённый истории гармоники за рубежом».

Музей уникален и тем, что создан, как частный и подарен столице интереснейшим человеком-доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств России, Альфредом Миреком, который более полувека собирал и изучал гармоники и огромный пласт материалов, связанный с историей и развитием этого инструмента в России и в мире.

Альфред Мирек: «Когда говорят «он коллекционер» и я «коллекцию собирал», это в корне неверно… Коллекционеры, вот, собирают монеты, марки, там:»сколько у тебя марок?»…»у меня-15″…»а у тебя есть марка Мексика такого-то года»…»нет»…» а у меня есть!». И… всё… Вот также, как один сейчас собрал 400 граммофонов… Он просто собирал граммофоны! Коллекция-это коллекция! Галерея Третьяковская-это галерея… А музей-это особый вид собранных вещей, в которых вы должны увидеть идею, потом-развитие процесса на всех участках и до сегодняшнего дня».

Исполнители на гармониках

Виртуозные, необычные и даже эксцентричные исполнители на гармониках появились ещё на заре 20-го века. Это были и солисты и семейные коллективы, вроде династии Стрыгиных или цирковой русской лапотной труппы Юровых, использовавших в своих выступлениях, помимо различных видов гармоник, такие эксцентрические инструменты, как пилу и точило.

А такие мастера-конструкторы, как Алексей Тульский и Батищев завоёвывали титул «человек-оркестр», поражая публику одновременной игрой не только на нескольких инструментах, но ещё и на сложных музыкальных конструкциях.

Гармоники и аккордеоны-инструменты, любимые во многих странах мира. Их звучание нередко становится своеобразной визитной карточкой той или иной страны: аккордеон напоминает о Франции или Италии, тирольская гармошка-об Австрии, губная гармошка-о Германии и США.

Экспозиция четвёртого зала музея гармоники А.Мирека рассказывает о зарубежной гармонной культуре, её особенностях и достижениях, начиная с такого европейского инструмента,как фисгармония.

Гордость экспозиции-подлинный инструмент французского мастера Дибена, сделанный ещё в 1832 году, подобного которому нет ни в одном музыкальном музее мира.

Добрая музейная традиция-чаепитие в четвёртом зале. Любят её все, без исключения, посетители. Но это не банальная гастрономическая процедура. Процесс организован так, что приятное сочетается с полезным: рассказом о различных музыкальных инструментах с демонстрацией их голосов.

Ф.Киршник и его прародительница гармони

А началось всё в России, в 1783 году, когда органный мастер Франтишек Киршник продемонстрировал в Санкт-Петербурге свой инструмент, напоминающий пианино, но построенный на новом принципе звукоизвлечения. Именно гармонике Киршника, именно в России, надлежало стать родоначальницей всех разновидностей гармоники.

Альфред Мирек: «Теперь люди приезжают из-за рубежа(из 26-ти стран были)… Родина первой гармоники это Россия! Хотя везде(и у меня в первой диссертации) написано, что родина-Германия. «В 1821 году-сделана первая губная гармоника, в 1822-м — ручная…»  Нет!.. В 1783-м, то есть на 40 лет раньше, Киршник, мастер музыкальный, на Васильевском острове в Петербурге сделал первую гармонику. Я не сторонник того, что, вот, «Россия — родина слонов», понимаете… Но мы гордимся и проповедуем чужое и не знаем своё!.. Вот это недопустимо совершенно».

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора