«музей-квартира а.и.куинджи», филиал научно-исследовательского музея российской академии художеств (санкт-петербург, россия): лучшие рестораны рядом

Примечания

  1. . Архип Иванович Куинджи. Дата обращения 25 июля 2019.
  2. ↑ . Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Дата обращения 25 июля 2019.
  3. ↑ . Музеи России. Дата обращения 25 июля 2019.
  4. . Культура.рф. Дата обращения 25 июля 2019.
  5. . Путеводитель по Санкт-Петербургу. Дата обращения 25 июля 2019.
  6. . Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (2019). Дата обращения 25 июля 2019.
  7. . Мир Петербурга (27 февраля 2019). Дата обращения 25 июля 2019.
  8. . ПРО АРТЕ (2012). Дата обращения 25 июля 2019. (недоступная ссылка)
  9. Анна Матвеева. . Ведомости (3 октября 2012). Дата обращения 25 июля 2019.
  10. Павел Герасименко. . Arterritory.com (2 октября 2012). Дата обращения 25 июля 2019.
  11. . КГИОП Санкт-Петербурга. Дата обращения 8 августа 2019.
  12. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

Куинджи — передвижник

Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Государственный Русский музей

Архип Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875. Государственная Третьяковская галерея

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей

Руфин Судковский. Мертвый штиль. 1879–1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

«На острове Валааме», 1873

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.

Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.

Иллюстрации

А.И. Куинджи. 1897 (?)
Санкт-Петербург. Фотография. Отдел рукописей. ГРМ. Ф. 100. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 3

Картина А.И. Куинджи «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма» (1868, местонахождение неизвестно)
Фотокопия (воспр. по изд.: Неведомский М.П., Репин И.Е. Куинджи. СПб., 1913). Фототека ГТГ

Вид предместья Карасeвка в Мариуполе. Фотография. 1910 (?)
Фототека ГТГ

Посещение И.К. Айвазовским пейзажной мастерской при Высшем Художественном училище Императорской Академии художеств. А.И. Куинджи – стоит третий слева. Между 1896 и февралем 1897, Санкт-Петербург
Фотография. Научный архив Российской Академии художеств. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 5

Экспозиция Третьяковской галереи. Зал №4 с произведениями А.И. Куинджи, Г.Г. Мясоедова и других (левая продольная стена) 1898
Фотография. Отдел рукописей ГТГ. Ф. 8.XI. Ед. хр. 66

Экспозиция Третьяковской галереи. Зал №4 с произведениями А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского, В.М. Максимова и других (правая продольная стена) 1898
Фотография. Отдел рукописей ГТГ. Ф. 8.XI. Ед. хр. 64

А.А. Киселев
Фотография. Отдел рукописей ГТГ. Ф. 90. Ед. хр. 101

А.И. Куинджи среди учеников на станции Гродно во время заграничной поездки. Фотография. 1898
Фототека ГТГ

А.И. Куинджи в пейзажной мастерской Высшего Художественного училища при Императорской Академии художеств. Фотография. Между 1894–1897
Санкт-Петербург. Фототека ГТГ

А.И. Куинджи с учениками пейзажной мастерской при Высшем Художественном училище Императорской Академии художеств во время полета на воздушном шаре в окрестностях Парижа. 1898
Фотография. Научный архив Российской Академии художеств. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 19

А.И. Куинджи в окружении учеников своей пейзажной мастерской при Высшем Художественном училище Императорской Академии художеств во время заграничной поездки. 1898
Фотография. Научный архив Российской Академии художеств. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 16

А.Д. КИВШЕНКО. А.И. Куинджи за работой над картиной «Вид на о. Валаам». 1873
Картон тонкий серый, графитный карандаш. 31,6 × 22,6. ГРМ. Современное название полотна, изображенного на рисунке: «На острове Валааме» (1873, ГТГ)

А.И. КУИНДЖИ. Портрет жены художника Веры Леонтьевны Куинджи. 1875
Набросок. Бумага, графитный карандаш. 20,9 × 13,1. (размер листа). ГРМ

Алупка. Ай-Петри
Открытка. Научная библиотека. ГТГ

Военно-Грузинская дорога. Гора Эльбрус
Открытка. Научная библиотека. ГТГ

А.И. КУИНДЖИ. Эльбрус. 1900‑е
Бумага серая, масло. 20 × 27,2. ГРМ

Картина А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» из собрания великого князя Константина Константиновича (с 1928 – ГРМ)
Фототипия (воспр. по изд.: Ростиславов А. Куинджи. СПб., 1914) Научная библиотека ГТГ

Картина «Лунная ночь на Днепре» в Ореховой гостиной Мраморного дворца, в которой располагался приемный кабинет великого князя Константина Константиновича 1910-е
Фотография. ИРЛИ РАН

А.И. КУИНДЖИ. Ночь на Днепре. 1890‑е
Бумага на холсте, масло. 40 × 54. ГРМ

И.Е. РЕПИН. Портрет великого князя Константина Константиновича. 1891
Холст, масло. 93 × 76. ГТГ

Картина А.И. Куинджи «Березовая роща» (1881, местонахождение неизвестно)
Фототипия (воспр. по изд.: Ростиславов А. Куинджи. СПб., 1914). Научная библиотека. ГТГ

А.И. КУИНДЖИ. Солнечный день в лесу. 1910-е (?)
Бумага на картоне, масло. 34,8 × 25,8. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Дружеский шарж А.И. Лебедева «А.И. Куинджи. Свет Яблочкова». Обложка художественно-юмористического журнала «Стрекоза» (1879, № 11, 18 марта)
Государственная публичная историческая библиотека России, Москва

А.Н. Ляпунов
Фотография. Частное собрание, Москва

Е.В. Ляпунова с детьми
Фотография. Частное собрание, Москва

Картина А.И. Куинджи «Степь в цвету» (1875, местонахождение неизвестно) 1932. Фотография
Фототека ГТГ

Степь (Курган в степи. Закат солнца) (1875, местонахождение неизвестно)
Национальный музей «Киевская картинная галерея». Фотография сделана до Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Д.И. Менделеев и А.И. Куинджи за игрой в шахматы. 1890–1900-е. Санкт-Петербург
Фотография. Музей-архив Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет

А.И. Куинджи на «менделеевских средах» (сидит третий слева). 1880-е. Санкт-Петербург
Фотография. Музей-архив Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет

Фото и описание

Музей-квартира А.И. Куинджи располагается в Санкт-Петербурге, в Биржевом переулке, в доме, часто называемом Домом художников, так как в нем в разное время жили многие знаменитые русские живописцы: И.Н. Крамской, М.П. Клодт, А.И. Корзухин, А.К. Беггров, Н.А. Бруни, И.И. Шишкин, братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, Г.Г. Мясоедов; ученые Н.Е. Введенский, В.И. Вернадский и другие. Является филиалом Музея Российской Академии художеств, также как и музеи-квартиры П.П. Чистякова, И.Е. Репина, И.А. Бродского.

Музей-квартира А.И. Куинджи представляет собой мемориальный музей, в котором полностью воссоздана обстановка, окружавшая много лет талантливого художника, ставшего знаменитым благодаря своим великолепным живописным пейзажам.

Архип Иванович Куинджи (1842-1910) является одним из лучших русских художников пейзажной живописи. Очень многое связывало его с Санкт-Петербургом. Именно здесь он испытал первый успех, стал знаменитым, здесь он повстречался со своей будущей супругой. Все свои «петербургские» годы Куинджи прожил на Васильевском острове.

Поменяв большое количество квартир, молодые супруги выбрали дом в Биржевом переулке

Квартира, располагающаяся на последнем этаже, привлекла внимание художника, в первую очередь, обширной мансардой-мастерской. Отсюда открывался прекрасный вид на Петербург, Петроградскую сторону и Стрелку Васильевского острова

В мастерской было очень удобно работать. Здесь по вечерам к Архипу Ивановичу приходили его ученики, с которыми он беседовал, передавал им свой опыт. Среди особенно знаменитых учеников выделяют Н. Рериха, К. Богаевского и А. Рылова. Также по-своему интересны Я. Бровар, А. Борисов, К. Вроблевский, П. Вагнер, Г. Калмыков, В. Зарубин, А. Кандауров, А. Курбатов, П. Краузе, В. Пурвит, М. Латри, Е. Столица, Ф. Рушиц, А. Чумаков, Н. Химона.

В этой квартире А.И. Куинджи прожил 13 лет. Здесь и скончался в 1910 году. После смерти мастера его ученик Н. Рерих предложил создать в исторической мастерской музей. Но осуществить эту идею удалось лишь к 150-летию со дня рождения Куинджи.

В настоящее время в музее посетители могут посетить кабинет, столовую, гостиную и мастерскую, восстановленную в 1980-х годах. В нее из квартиры можно попасть, поднявшись по лестнице.

Мастерская художника представлена экспозицией, посвящённой его педагогической деятельности в Академии художеств, где с 1894 по 1897 годы он являлся профессором пейзажной живописи. Здесь можно увидеть большое количество работ учеников мастера, как совсем юной поры, так и более зрелого периода. Помимо постоянной экспозиции в мастерской проводятся временные выставки.

Куинджи оставил весьма заметный след в истории Академии художеств. На его пожертвования проводились регулярные Весенние выставки, на которых молодых живописцев поощряли премиями за наиболее удачные работы. В 1909 году по инициативе художника и на его средства появилось сообщество живописцев, которое получило название Общества имени А.И. Куинджи. Центром правления данного творческого союза выступили ученики Куинджи. Художник завещал «Обществу» внушительную сумму, земли на побережье Крыма и все работы, оставшиеся после его кончины. Общество проработало до 1929 года, а после было закрыто, и вся его живописная коллекция попала в Русский музей.

Арт-блог

Опубликовано: 10-02-2020, 15:56

Ф. Михельсон: об интуитивном обучении и поиске пути

В музее современного искусства АРТМУЗА проходит выставка «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» художника Фридриха…

Опубликовано: 7-02-2020, 15:42

Акира Утияма: Человек, который остановил мгновение

В музее современного искусства АРТМУЗА проходит выставка всемирно признанного японского…

Опубликовано: 6-02-2020, 17:54

В АРТМУЗЕ прошёл фестиваль уличной моды Street Fashion Show 2020

  1 февраля 2020 года музее современного искусства АРТМУЗА состоялся фестиваль уличной…

Опубликовано: 14-01-2020, 11:24

Работа на воздухе – источник вдохновения

Поговорили в нашей постоянной рубрике «Прямая речь» с Ингой Поповской, завоевавшей 3 место в…

Опубликовано: 23-12-2019, 17:31

А. Федай: я понял, что это честный конкурс

Художник из Орла Анатолий Федай удостоен гран-приVIВсероссийского конкурса «Муза должна работать»…

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора