Методологический паспорт проекта » как жили наши предки»

Жизненный уклад наших предков

Знакомясь с жизнью наших предков, порой диву даёшься… Вся жизнь — сплошная борьба за выживание. Главной целью было не умереть с голоду.

С рассветом женщины вставали и шли готовить еду для домашнего скота и семьи, а потом отправлялись в поле. Мужчины выполняли тяжелую работу.

Детей у наших предков во все века было много. Детям доставался более легкий труд — им приходилось нянчить младших, пасти гусей, охранять избу.

Когда читаешь про житьё-бытьё древних людей, становиться грустно от того, что в их жизни не было места творчеству, самореализации, эмоциям, наслаждениям и радости. Точнее, все это было, но не с таким размахом, как в наше время, а скудно и кратковременно.

Зато, правда, люди тогда были здоровее физически и выносливее, жили в гармонии с природой.

Наши предки могли себя реализовать, разве что, через свое ремесло. Однако, и оно было рутинным, по шаблону. Кузнец мог ненавидеть свою работу, но ничего другого он делать не умел, поэтому и ковал подковы до конца своих дней.

Кто-то скажет, что женщины должны были быть счастливы от того, что имели много детей. Но, увы, в таких условиях жизни, какие достались нашим далеким прабабушкам, было не до любви и упоения. И зачастую дети воспринимались как обуза или наоборот, рабсила.

Как жили наши предки до крещения Руси

На территории Руси издавна было множество городов и сел. Города были большими, с высокими точеными теремами, с мощенными улицами, с базарными и общественными площадями. Что в городах, что в селах люди жили родовыми поселениями. Строили большие деревянные дома, объединяющие сразу несколько семей, во дворах было много построек для скота, для инвентаря и обязательно были бани.

Наши предки были большими умельцами на все руки. Какими узорами они украшали дома! Уже в то далекое время, они шили одежду из меха и кожи, украшали ее бусинами, ткали полотна, вплетали цветные нити, вышивали

Большое внимание предки уделяли воспитанию детей и развитию у них правильных навыков. Девочек лет с 9–10 учили шитью, вязанию, плетению

Как правило, вечером, когда уже вся работа по дому была сделана, у кого-то одного, собирали всех соседских девчонок, и старшие девушки или взрослые женщины учили, как прясть или шить, при этом работа сопровождалась песнями или сказками о былых временах.

Мальчишек же воспитывали мужчины. Сызмальства юношей учили сидеть в седле, ходить за плугом, вырезать по дереву, плести. Тех, кого определяли в будущих защитников, распределяли в ученики к старшим мужам-воинам, и те обучали их военному делу.

Откуда пошли славяне?

46% современных русских мужчин имеют гаплотип R1a, который считается арийским (или индоевропейским, если говорить языком историков XX века), 23% имеют гаплотип N1a1, который встречается у финно-угров, и примерено 5% имеют гаплотип I1, который связывают с догерманским населением Европы.

Как пишет в своей книге «ДНК-генеалогия славян. Происхождение и история», американский профессор, биохимик Анатолий Алексеевич Клесов, основной гаплотип русских – R1a, согласно данным генетиков, исследовавших древние останки, образовался примерно 24 тыс. лет назад где-то в районе Алтая. Разумеется, никаких русских в то время не было, как не было и славян. Речь идет об их далеких предках по мужской линии.

Затем арии – представители гаплотипа R1a через Тибет распространились на запад. Их останки находят на территории Индостана – там они жили 12 тыс. лет назад, на территории Ирана и на Ближнем Востоке в Анатолии – здесь они жили около 10 тыс лет тому назад. В это же время арии распространились и по Европе, здесь их останки датируются теми же 9-10 тыс. лет назад.

Первые арии появились на Русской равнине 10 600 лет назад, но их потомки не выжили. Следующее появление ариев на территории современной России датируется 4900 годами назад, причем останки их встречаются от Черного моря до Балтики.

На территории Германии подобные гаплотипы появились 4600 лет назад, но при этом имели свои особенности – субклады.

Примерно в это же время – около 5 000 лет назад представители гаплогруппы R1a (группы гаплотипов) были вытеснены из Европы рядом военных конфликтов. Часть ариев ушла в Малую Азию, часть – на Русскую равнину, а часть переселилась в Британию. Именно этим процессом объясняется схожесть некоторых мифологических персонажей и сказаний, бытующих среди этих разных и далеких друг от друга народов.

Между пятым и четвертым тысячелетиями арии разделились – часть их осталась жить на Русской равнине, смешиваясь с коренным населением, а часть двинулась обратно на восток. Через Урал и Прикаспийские степи эта часть ариев целую тысячу лет добиралась до Индии, Ирана и островов Индийского океана, основав по дороге целую вереницу цивилизаций, среди которых – представители Андроновской культуры, жившие на Алтае и в Северном Казахстане в I тысячелетии до нашей эры; Потаповской культуры; ставший для неозычников священным, город Аркаим; а главное – цивилизацию Синташты (III—II века до нашей эры), чьи памятники культуры простираются от северного Казахстана до Тобола и Челябинской области.

Таким образом, жители Аркаима не являются предками восточных славян, а всего лишь родственниками.

Голубой, синий и зеленый

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий. 
Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).

«Разноцветные способности» растений

По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе. 
Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой. 
Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.

Также интересно: Как в старину делали теплый пол  

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело…Хочешь попробовать?опубликовано econet.ru

Как жили наши предки

Справа за полем синеют вершины смерек. Это Карпатский регион. Все постройки из дерева, поскольку чего-чего, а леса там предостаточно. Тут же маленькая, кстати, действующая, деревянная церквушка — в Карпатах всегда жили очень набожные люди. Цветовая гамма костюмов жителей Карпат довольно сдержанная с преобладанием белого, красного и черного цветов.

То ли дело Полтавщина и Приднепровье! Беленькие хатки, разрисованные веселыми узорами печи, красные сапожки, яркие веночки, криница-журавель — все по Гоголю.

А вот и Полесье. Здесь уже веет сырыми непролазными чащами лесов северной части Украины

Внимание привлекают деревянные ульи, выбитые из цельного ствола дерева. В этих краях издавна было развито бортничество

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям клубок и задаёт вопрос:

— Вы догадались, куда мы сегодня с вами отправимся (в гости к нашим предкам. К дедушке и бабушке, к внучке Алёнушке. В русскую избу.)

— Да, мы с вами отправимся в гости к Ивану Сергеевичу, это дедушка Алёнушки, к Марфе Петровне, это бабушка Алёнушки, и к самой Алёнушке.

— Кто помнит, какое правило надо знать, когда заходишь в избу (Надо пожелать хозяевам здоровья и поклониться).

(На другой стороне группы устроена русская изба: стоит стол и скамейки, на столе самовар. В углу комнаты печка, рядом с печкой ухват, коромысло и тряпичная кукла спорынья. На печи лежит коврик, сплетённый из тряпочек и тряпичная кукла баюнок. На полке стоят чугунки. Деревянные ложки, глиняные кружки и крынки.)

Дети вместе с воспитателем заходят в русскую избу. Здороваются с дедушкой, бабушкой, внучкой Алёнушкой, кланяются хозяевам и садятся на скамейку.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть убранство комнаты и задаёт детям вопрос:

— Вы хотите узнать как жили наши предки?

— Тогда слушайте внимательно мой рассказ. Давным– давно жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот. Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо- невидимо. Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. Дверь в дом была очень маленькая, а потолок у двери низкий.

— Мы когда в избу зашли, что сделали (хозяевам поклонились)

— Но не все тогда были вежливыми как мы с вами, вот и придумали люди дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежду учить. Забудет гость поклониться хозяевам, да и стукнется о потолок, вот тебе и шишка на голове, знай да уважай хозяев дома.

— Главное в избе это печь. Как вы думаете, зачем нужна была печь (чтобы в холод избу согревать, готовить пищу)

— Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду.

— Посуда была очень необычная: горшки, крынки, чугунки. В чугунке варили щи и каши. Молоко наливали в крынку и ставили в печь. В печи горячо, жар.

— Как достать оттуда крынку (ответы детей)

— Для этого брала хозяйка ухват (название произошло от слова ухватить).Ухватит чугунок или крынку и вытащит его из печи.

— Перед едой надо обязательно … что сделать (руки помыть). Раньше руки мыли в деревянном тазу. Он назывался лохань. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей. Вот помоют все руки и за стол. А на столе стоят: щи в чугунке, каша в горшке и молоко в крынке. Раньше тарелок не было и все ели из одного чугунка или горшка. Все сели за стол и ждут когда дедушка возьмёт первую ложку из чугунка.

— Почему надо было ждать, пока Иван Сергеевич возьмёт первую ложку (ответы детей)

— Все очень уважали старших и никогда вперёд старших не лезли. Но и в старину были проказники. Не дождутся старшего, да и шасть в чугунок. А тут ему…

— Как вы думаете, что здесь могло бы произойти (ответы детей)

— Самый старший возьмёт свою деревянную ложку, да и по лбу, тому кто проказничает и нарушает обычаи семьи. А обычай таков- «Вперёд старших не лезь», старших надо всегда уважать.

— Но наша Алёнушка очень хорошая. Она все правила знает и старших уважает. После обеда бабушке посуду в лохань поможет отнести.

— Что в лохани с посудой будут делать (мыть)

— А когда всё будет в порядке, прыг на печку, да давай просить баюнка…

— Кто такой баюнок (тряпичная кукла- оберег, которая сказки рассказывает)

— Давайте найдём здесь баюнка и тоже попросим его рассказать нам сказку.

(Дети на печи находят тряпичную куклу баюнка, и он им рассказывает сказку по желанию.)

Открытие берестяных грамот

Береста как материал для письма в Древней Руси использовалась издревле. Иосиф Волоцкий писал, что в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». До наших дней сохранилось много (правда, довольно поздних) документов и даже целых книг (в основном старообрядческих), написанных на расслоенной бересте.

Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы.

В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. В. Арциховский. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века.

А.В. Арциховский

26 июля 1951 года на одном из раскопов была найдена берестяная грамота № 1. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок. В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, – Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов.

Впоследствии открытия берестяных грамот стали обычным явлением. Первые грамоты в Смоленске были найдены в 1952 году, в Пскове – в 1958-м, в Витебске – в 1959-м. В Старой Руссе первая находка появилась в 1966 году, в Твери – в 1983-м. В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади.

Конспект

В курсе «История Древнего мира» речь идет о таких событиях, которые происходили тысячи лет назад. Но откуда же ученые знают, что все было именно так, а не иначе? Дело в том, что они используют самые разные исторические источники, которых существует несколько видов. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим основные виды исторических источников, узнаем о происхождении науки история.

Интерес к прошлому возник у человека с момента его появления. Сначала люди стремились объяснить все произошедшее при помощи мифов, преданий и легенд, в которых вымысел переплетался с реальными событиями. Но с течением времени повествования о прошлом становились все более достоверными — так зарождалась историческая наука.

Первоначально значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». В древнеримской историографии это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

«Отцом истории» называют греческого ученого Геродота (рис. 1), жившего в V в. до н. э. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. Геродот — один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и свидетельств очевидцев дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой «Истории», как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов. Однако с точки зрения современных исторических исследований труд Геродота не выдерживает критики.

Рис. 1. Геродот (Источник) 

Подлинное историческое знание всегда строится на работе  с дошедшими до нас предметами прошлого — историческими источниками. Эти источники бесконечно разнообразны. Рассмотрим основные группы источников, с которыми работают исследователи прошлого.

Письменные источники — эпиграфические документы (надписи на твердых предметах), рукописные и печатные издания, среди которых можно выделить такие источники, как летописи, саги, законы и др. Изобразительные источники — картины, парсуны, иконы, фотографии. Любые материальные свидетельства прошлого мы можем отнести к вещественным источникам. Среди них — предметы быта, посуда, одежда, украшения, уцелевшие постройки и многое другое (рис. 2).

Рис. 2. Вещественные источники (Источник)

Важную роль в поиске материальных свидетельств прошлого играет наука археология.  Ученые археологи ведут раскопки на месте древних поселений, находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена (рис. 3).

Рис. 3. Археологические раскопки (Источник)

История Древнего мира охватывает огромный период времени, когда люди еще не знали письменности, поэтому особо велико значение данных археологии — почти все, что известно о наших древних предках, добыто трудом археологов.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

 Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Хронос (Источник).
  2. История Древнего мира (Источник).
  3. История Археологии (Источник).

Домашнее задание

  1. Кого называют «отцом истории»?
  2. Где и когда зародилась историческая наука?
  3. Какие основные виды исторических источников вам известны?
  4. Какая группа источников дает наиболее ценные сведения о дописьменном периоде всемирной истории?

«Патриотическая» версия

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

От каких детей старались избавиться?

Прежде всего от «лишних ртов». Если семье было нечем прокормить ребенка, то его могли принести в жертву если не в прямом смысле этого слова, то в переносном. Попадали в «группу риска», конечно, больные и ослабленные дети, так как они становились обузой для сородичей.

Могли убить или бросить ребёнка с каким-либо уродством, так как полагали, что он может быть зачат от дьявола или демона. Некоторые африканские народы убивали близнецов, считая их дьявольским порождением. Американский журналист Джон Кеннан отмечал случаи ритуальных убийств одного из близнецов у коряков.

Девочки тоже часто не являлись желанными детьми. Ведь женщины были слабее мужчин и не могли работать так, как они, а также воевать. К тому же, выйдя замуж, девушка переставала помогать своей семье. В общем, содержать девочек было невыгодно.

Как уже говорилось выше, старались избавиться от внебрачных детей. Это являлось позором для женщины, к тому же матери было сложно одной прокормить ребёнка.

Избавлялись от детей самыми разными способами. Их не только заводили в лес, но и топили, душили и тайком хоронили. Порой родители поступали более «гуманно», просто переставая кормить ребенка или не ухаживая за ним во время болезни.

Иногда детей просто выгоняли из дому. Понятно, что это было легче сделать, если ребенок не родной. У мачехи обычно бывали свои собственные дети, поэтому забота о падчерице или пасынке ей была ни к чему. Если все же не хотели смерти ребенка, подбрасывали его к воротам церкви, богатого дома или приюта.

В наше время традиции детоубийства (в основном новорожденных девочек) сохранились в некоторых странах третьего мира, и власти активно пытаются с ними бороться.

Топонимика

  • деревня Маслово Судогодского района Владимирской области.
  • деревня Маслово Каширского района Московской области.
  • деревня Маслово Одинцовского района Московской области.
  • деревня Маслово Солнечногорского района Московской области
  • деревня Маслово Орловского района Орловской области
  • деревня Маслово Калининского района Тверской области.
  • деревня Маслово Думиничского района Калужской области.
  • деревня Маслово Старицкого района Тверской области.
  • деревня Маслово Торжокского района Тверской области.
  • деревня Маслово Белевского района Тульской области.
  • деревня Маслово Октябрьского района Тульской области.
  • поселок Маслово Джанкойского района Республики Крым.

Хозяйство славян

Как жили наши предки славяне, когда пришли на разные территории Европы? Когда наступила стужа, предки наши задумались о том, как сделать себе более крепкий и теплый кров. Шалаши, которые были ими построены, они начали обмазывать глиной. А те племена, которые поселились возле лесов, решили строить избы из бревен. Среди жилищ славяне делали очаги, чтобы развести огонь. Дым, который шел от огня, уходил в дыру на крыше или же в стене. Столы и различная утварь были сделаны из дерева.

Ненастье и низкая температура заставили славян сделать и теплую одежду себе. В лесах жили различные пушные звери. Чтобы поймать быстрого зайца или хитрую лисицу, сделал человек лук и острые стрелы. Таким орудием можно и птицу в небе догнать, и зайца быстрого в поле.

Конечно, в те далекие времена не было хорошего оружия у предков наших. Но у них все же были и стрелы, и лук, и копья с острыми наконечниками.

Количество берестяных грамот

Археологическая экспедиция в Великий Новгород – это уже традиция.  Ежегодно с 1951 года археологи открывают свои сезоны. К сожалению, количество грамот, найденных в разные годы, сильно разнится. Были сезоны, когда ученые находили несколько сотен экземпляров, а были и нулевые. Тем не менее сегодня найдено уже более 1000 берестяных грамот.

На конец 2017 года общее количество найденных грамот распределяется следующим образом:

Великий Новгород

1102 грамоты и 1 берестяная грамота-иконка

Старая Русса

48

Торжок

19

Смоленск

16

Псков

8

Тверь

5

Москва

4

Звенигород Галицкий (Украина)

3

Мстиславль (Белоруссия)

2

Витебск (Белоруссия)

1

Старая Рязань

1

Вологда

1

Привилегированное сословие

Представители фамилии «Трофимов» относились к различным сословиям:

  • представители фамилии упоминаются в «Списке опричников Ивана Грозного с указанием их служб и «жалования по окладу» в 1573 году». в котором записаны:
    • Трофимов Некраско (стр.30)
    • Трофимов Подосенко (стр.34 обр.)
    • Трофимов Тренка (стр.34)
    • Трофимов Фетко (стр.34)
    • Трофимов Шарапко (стр.34 обр.)

Представители фамилии упоминаются в Книге писцовой и межевой писма и меры столника Никиты Телегина да подьячего Трофима Анцыфорова 194 (1684) года по Землянскому уезду как черкасы переселившиеся в 17 веке под руководством атамана Дашкеева из-за Днепра в поместья Стана Подгородного города Землянск Воронежской губернии.

Представители фамилии Трофимов’ упоминаются в «Писцовой книге XVI века» по Орловского уезду как помещики («испомещавшиеся», т. е. получавшие в пользование землю (поместье) за государственную службу) проживающие в д.Булгакова Орловского уезда.

ДворянеТрофимовы — дворянский род.Предки рода Трофимовых владели жалованным в 1647 и 1648 годах поместьем.Происходящей из сего рода потомственный почетный гражданин Антон Трофимов, с Высочайше конфирмованным 17 октября 1840 года мнением Государственного Совета, утверждён с потомством в первобытном предков его древнем дворянском достоинстве, и род Трофимовых внесён в шестую часть родословной книги.

Файл:Герб дворян Трофимовых.jpg «Герб дворян Трофимовых»

Представители фамилии Трофимов внесены в Родословные книги Дворянского Депутатского собрания:
  • Казанской губернии: во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»), в 3-ю часть («Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена»).
  • Калужской губернии: в 1885 году в 3-ю часть («Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена»).
  • Киевской губернии: в 1840 году в 6-ю часть («Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I»).
  • Минской губернии: в 1873 году в 3-ю часть («Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена»).
  • Московской губернии: во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»), в 3-ю часть («Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена»).
  • Новгородской губернии: в 1855 году во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Области Войска Донского (Донской области).
  • Оренбургской губернии.
  • Пензенской губернии: в 1856 году во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Псковской губернии.
  • Рязанской губернии: в 1821, 1847 годах во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Санкт-Петербургской губернии: в 6-ю часть («Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I»).
  • Смоленской губернии: во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Таврической губернии.
  • Тамбовской губернии.
  • Тверской губернии: в 1851 году во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Тульской губернии: в 1826, 1852 годах во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Харьковской губернии.
  • Херсонской губернии.
  • Черниговской губернии: во 2-ю часть («Военное дворянство, приобретенное чином военной службы»).
  • Ярославской губернии.

Оранжевый и красный

Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы. 
В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора