Туризм в введенье, россия: отзывы и фото

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий, и на его территории живут более ста насельников и монахов. Здесь есть собственные огород, тепличное хозяйство, яблоневый сад, кузница, столярная мастерская, коровник, конюшня, пасека, мастерская по литью колоколов и пекарня.

Монастырский корпус

Монахи ведут большую просветительскую работу в городах и селах Ивановской области – открывают воскресные школы, создают православные библиотеки и лектории. Подворьями монастыря считаются 16 храмов, расположенных в старинных городах Шуя и Гаврилов Посад, а также в Шуйском, Приволжском и Тейковском районах. Проживающая в подворьях братия восстанавливает и реставрирует храмы, занимается рыболовством и резьбой по дереву. В деревне Клещевка, благодаря монахам, вот уже более 10 лет работает школа-интернат для мальчиков.

Богослужения в обители совершают ежедневно. По будням в 6.45 и 16.45, а праздничные дни в 8.00 и 17.00.

Литература

  • Федоров, Анания, «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале,» Временник Московского общества истории и древностей Российских, кн. 22, М., 1855, Материалы: 189. № 11.
  • Толстой, М., Путевые письма из древней Суздальской области, М., 1889, 79.
  • Успенский, 1913–1916, т. 4, 181.
  • Алексеев С. В. Иконописцы Св. Руси: Духовные основы древнерус. иконописи. СПб., 2008.
  • Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 116;
  • он же. О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859. С. 27-28;
  • Толстой М. В. Путевые письма из древней Суздальской обл. М., 1869. С. 79;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241-242;
  • Миловский Н., свящ. Неканонизированные святые города Шуи Владимирской губ., XVII в. // ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. IV. C. 5-17;
  • Березин Е., Добронравов В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский у. С. 59-66;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560;
  • Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 99-100;
  • Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 2. С. 69-70;
  • Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 302.

Текст

Объявление о наборе в школу.

Частное образовательное учреждение школа-интернат при Николо-Шартомском мужском монастыре объявляет набор детей в возрасте от 6,5 до 14 лет (с 1 по 8 класс включительно). В школу дети принимаются по результатам вступительных испытаний и собеседования.

Обучаясь в школе, ребята приобретают много полезных навыков, которые пригодятся в жизни каждому человеку. Этому способствует особый уклад жизни в школе, ведь детям приходится трудиться на земле на пришкольном участке и по благоустройству школы, участвовать в творческой самодеятельности, получать знания в области православной культуры. А активное участие в богослужении способствует приобретению навыков пономарского делания.

По окончании школы выпускники имеют возможность продолжить обучение в духовных учебных заведениях (семинариях, православных институтах), а также в светских ВУЗах и ССУЗах.

Критериями отбора являются:

1. -Любовь к Богу, православное вероисповедание.

2. -Желание и стремление к получению духовного образования.

3. -Удовлетворительное состояние физического и психического здоровья, согласно заключения лечащего врача.

4. -Удовлетворительные результаты вступительных испытаний.

В школу не принимаются дети, состоящие на учете в полиции, имеющие склонности к воровству, курению, имеющие отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, не имеющие произволения получать православное образование.

Справки по телефону: 8 910 982 98 47, 8 962 164 75 00 (и.о. директора иеромонах Спиридон) 

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ

1.Прошение (заявление) от родителей (или др. законных представителей)

2.Анкета для родителей (или др. законных представителей)

3.Анкета о ребенке

4.Свидетельство о рождении ребенка ( с вкладышем о гражданстве) или паспорт

5.Медицинская карта, мед.полис, общий анализ крови, мочи, кал на я/глист, на диз. группу, мазок зева на BL, кровь на RW, ВИЧ, HBsAg, HCV (rеп В и С), УЗИ сердца, внутренних органов, ЭКГ, осмотр специалистов.

6.Справка о состоянии здоровья ф.084 (у);

7.Справка о прививках

8.Личное дело (карта обучающегося)

9.Характеристика на ребенка (с последнего места учебы), кроме первого класса;

10. Справка о регистрации ребенка по месту жительства (выписка из домовой книги ежегодно к 01.09.)

11.Копии паспортов родителей ((или др. законных представителей)

12.Справка с места работы (с указанием заработной платы за последние три месяца)

13.Справка о получении алиментов

14.Заявление на использование персональных данных родителей и ребенка

15.Разрешение от родителей (или др. законных представителей) на соблюдение ребенком постов, установленных Русской Православной Церковью (РПЦ)

16.Для иностранных граждан и граждан СНГ — документ регистрации паспортно-визовой службы

17.Для детей находящихся под опекой:

·постановление об опеке;

·удостоверение опекуна;

·направление (согласие) органов опеки на обучение в школе;

18.Для неполной семьи:

·свидетельство о смерти (копии);

·свидетельство о расторжении брака (копию);

·решение суда о лишении родителя родительских прав;

19.Договор образовательного учреждения с родителями

20.Пять почтовых конвертов с марками

Наши новости

20 июня 2014

Епархиальный поисковый отряд выехал в Псковскую область

17 июня епархиальный поисковый отряд «Православная дружина в честь святого благоверного князя Александра Невского» выехал в Псковскую область.

20 июня 2014

Закончился учебный год в школе-интернате при Николо-Шартомском монастыре в д.Клещевка.

14 мая 2014

Участие в фестивале детских социальных учреждений «Пасхальная радость»

Клиросный хор школы под руководством иерея Иоанна Чайкина участвовал в фестивале детских социальных учреждений «Пасхальная радость» в г. Кинешма.

14 мая 2014

День Победы — это праздник всей страны

В нашей школе прошёл ряд мероприятий, посвящённых победе в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годах.

19 марта 2014

Тайна русского духа

В рамках Дней православной книги, приуроченных к 450-летию начала книгопечатания на Руси, 18 марта в школе-интернате при Свято-Николо-Шартомском монастыре состоялась встреча воспитанников с доцентом Шуйского филиала ИвГУ, кандидатом филологических наук Татьяной Владимировной Грудкиной.

2 марта 2014

Богатырские забавы в Клещевке

Воспитанникам школы-интерната при Николо-Шартомском монастыре, детского дома-интерната имени Стасовой, православной школы при монастыре Животворящего Креста Господня предстоял третий день соревновательной программы, соорганизатором которого стали духовно-культурный Кремль «Богатырская Слобода» и школа «Русский богатырь».

2 марта 2014

Финальный день соревнований «Когда мы едины — мы непобедимы!»

27 февраля состоялась заключительная часть спортивно-игровой программы, в которой принимали участие воспитанники школы-интерната при Николо-Шартомском монастыре, детского дома-интерната имени Стасовой г.Иваново, православной школы при монастыре Животворящего Креста Господня. Так же, как и предыдущий этап, мероприятия прошли на базе школы-интерната при Николо-Шартомском монастыре в д. Клещевка.

2 марта 2014

Финальный день соревнований «Когда мы едины — мы непобедимы!»

27 февраля состоялась заключительная часть спортивно-игровой программы, в которой принимали участие воспитанники школы-интерната при Николо-Шартомском монастыре, детского дома-интерната имени Стасовой г.Иваново, православной школы при монастыре Животворящего Креста Господня. Так же, как и предыдущий этап, мероприятия прошли на базе школы-интерната при Николо-Шартомском монастыре в д. Клещевка.

2 марта 2014

Настоятели и наместники монастыря

Архимандриты
  1. Конон (после 1425, при великом князе Василии Васильевиче)
  2. Михаил (1458)
  3. Иоанникий (1463)
  4. Максим (1485)
  5. Константин (1506)
  6. Тимофей (бывший, упом. 1519)
  7. Тихон (1535—1538)
  8. Иона (1553)
  9. Геласий (1578)
  10. Тихон (1618)
  11. Феодосий (1623)
  12. Онисифор (1630 — 23 августа 1634)
  13. Варсонофий (16 сентября 1634 — 1635)
  14. Иоасаф (1639—1650)
  15. Макарий (1651 — июнь 1654)
  16. Павел (1658—1661)
  17. Иаков (упом. февраль 1663 — упом. 1664)
  18. Савватий (упом. 1666 — упом. 1668)
  19. Иона (упом. 1671 — упом. 1672)
  20. Нафанаил (1675—1676)
  21. Симеон (упом. 1678 — упом. 1680)
  22. Моисей (упом. 1683)
  23. Матфей (упом. 1683 — упом. 1686)
  24. Александр (1700—1710)
  25. Павел (1710—1712)
  26. Сильвестр (1713—1720)
  27. Нафанаил (1721—1734)
  28. Кирилл (1735 — 20 марта 1736)
  29. Лев (1736—1740)
  30. Макарий (1740—1746)
  31. Филарет (1748 — ?)
  32. Феодосий (1754—1756)
  33. Филарет (упом. 1757)
  34. Феофилакт (упом. 1759)
  35. Иоасаф (Шестаковский) (10 января 1761 — 1763)
  36.  ? Димитрий и Кирилл (ректоры семинарии)
  37. Анания (1764—1767)
Игумены
  1. Венедикт (1768—1770)
  2. Никодим (1770—1771), архим.
  3. Соломон (Доброгорский) (1771—1772)
  4. Арсений (Изографов) (1772—1774)
  5. Порфирий (упом. 1776—1779)
  6. Филарет (1779—1780)
  7. Иоасаф (1780 — 29 августа 1786)
  8. Виктор (1786—1797)
  9. Гавриил (1797—1822)
  10. Филарет (упом. 1825)
  11. Макарий (упом. 1828)
  12. Назарий (упом. 1829)
  13. Аарон (1830 — ?)
  14. Иларион (упом. 1844)
  15. Алексий (упом. 1845)
  16. Гедеон (упом. 1853 — упом. 1856)
  17. Иларион (упом. 1857—1867)
  18. Петр (упом. 1869)
Наместники при архимандритстве Иваново-Вознесенских архиереев (1990 — 4 октября 2012)
  1. Никон (Фомин) (1 февраля 1991 — 4 октября 2012)
Наместники при архимандритстве Шуйских архиереев (с 4 октября 2012)
  1. Филипп (Понамарчук) (с октября 2012 — н.в.).

Архитектурный ансамбль Николо-Шартомского монастыря

Архитектурный ансамбль Николо-Шартомского монастыря сформировался в целом в границах второй половины XVII — первой половины XIX веков. Вторым по старшинству каменным зданием после Никольского собора стал корпус трапезной с храмами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Григория Акрагантийского, выстроенный в 1678 году. Трапезная строилась не без участия «высоких попечителей»: согласно указу царя Алексея Михайловича, архиепископ Суздальский Стефан выдал монастырю 319 рублей на строительство трапезной с храмом.

К середине XIX века, как следует из «Краткого описания Николо-Шартомского монастыря», составленного священником Павлом
Румянцевым в 1860-е годы, Казанская церковь обветшала и пребывала «в самом бедном и мрачном виде». Однако в 1858 году «старанием игумена Илариона, при усердных пожертвованиях шуйских купцов Посылиных, Калужских и Поповых и других благотворителей, вся внутренность Казанского храма переделана,возобновлена и украшена». Из этого же «Описания» известно, что иконы для одноярусного иконостаса Казанской церкви писал палехский мастер Софронов. Конечно, тогдашнее убранство храма не сохранилось.

Церковь свт. Григория была устроена в южной части трапезной, и ее отмечает лишь небольшая главка над крышей корпуса.

Неподалеку от Никольского собора, к северу от него, стоит колокольня. Она, возможно, является третьей по старшинству монастырской постройкой, а, быть может, даже имеет право претендовать на второе место. Точное время ее возведения неизвестно. В альманахе «Памятники Отечества» (№1 за 1981 год), издававшемся Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, о колокольне Шартомского монастыря говорится, что «в начале XIX века она изменила свой силуэт и на расстоянии воспринимается памятником архитектуры поздней поры. Между тем, подойдя ближе, можно увидеть в ее трех нижних ярусах формы, свидетельствующие о древнем происхождении. Фантазия может дорисовать к трем древним четвертый ярус звона с высоким шатром, и сразу вспомнятся колокольни-свечи Тутаева, Ярославля, Костромы и других городов Верхней Волги». А вот «Свод памятников архитектуры и монументального искусства» однозначно определяет ее как «памятник позднего классицизма», ориентируясь на верхние ярусы с арками, имеющие, действительно, позднейшее происхождение.

Над Святыми воротами монастыря выстроена церковь Преображения Господня, заложили ее в 1696 году, а освятили спустя сто с лишним лет— в 1813-м. А в начале XIX столетия ее перестроили в соответствии со вкусами эпохи. «Преображенская церковь, — говорится в «Памятниках Отечества», — в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание. Поражаешься тому, сколько композиционных вариантов использовали русские зодчие при строительстве пятиглавых храмов».

В «Памятниках Отечества» не приводится сколько-нибудь точных датировок ни «древнейшего слоя» Преображенской церкви, ни ворот, ни примыкающих к ним корпусов. Сказано лишь: «В ней, как и в монастырской колокольне, два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, — древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны речки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ними единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно». Надо понимать, что под «древностью» здесь разумеется конец XVII века. Похоже на то. Во всяком случае, данные, почерпнутые из дореволюционных описаний монастыря, этому не противоречат. Правда, о времени постройки келейных корпусов старые авторы ничего не сообщают. Борисов, упоминая о них, отмечает, что они «довольно поместительны и крепки», а о. Павел Румянцев рассказывает о перестройке «внутренностей» всех «келлий» в 1859—1862 годах, вследствие чего они устроились «удобно и прилично». «Свод памятников» при этом вновь глаголет о «позднем классицизме», усматривая его черты в «пропорции и ритме фасадных членений».

О классицизме, но на сей раз «зрелом», «Свод» говорит и применительно к монастырской ограде.

Архитектура храма

Никольский собор является четырёхстолпным храмом с четырьмя луковичными главами зелёного цвета и одним куполом золотого цвета. В настоящее время господствует теория, что кровля изначально была четырёхскатной, что ставит Никольский собор в один ряд с более поздними сооружениями, но отсутствие новшеств, наподобие членения фасадов лопатками, несоответствующее расположению внутренних столпов, как в Успенском соборе Коломны 1670-х годов, придаёт Никольскому собору более консервативную окраску. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. Стены храма снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Внешнее деление стен лопатками на прясла продолжается внутренним строением собора. Центральный купол храма находится восточнее обычного, вследствие чего столбы также смещены к востоку. Соответственно, западное прясло самое широкое, среднее — у́же, а восточное — самое узкое. Примечательно, что данная асимметрия построена на принципе золотого сечения. Трёхапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма, что придаёт ему его суровый вид. Окна собора, длинные и узкие, расположены в два яруса. Окна нижнего яруса имеют наличники с килевидным завершением, а окна второго яруса устроены без архитектурных обрамлений. Можно заметить также, что среднее окно, окно алтаря, единственное растёсанное и что южная апсида выступает чуть более северной.

История монастыря XVII-XX вв.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, колокольня, церковь Спаса Преображения

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы. Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень. Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

В XIX веке неподалеку провели железную дорогу, и ежегодные никольские ярмарки утратили свое значение. Поезда доставляли товары быстрее и дешевле, чем заезжие купцы по судоходным рекам. В связи с закрытием ярмарочной торговли, материальное положение монастыря значительно ухудшилось, и строительные работы здесь стали проводить только на частные пожертвования.

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады. В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

Никольский собор Шартомского монастыря

Среди зданий Шартомского монастыря Никольский собор занимает совершенно особое положение, являясь центром всего архитектурного ансамбля. Он имеет суровый, «глыбистый» облик, столь отличный от облика практически современных ему посадских храмов недальнего Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую.

В «Памятниках Отечества» читаем:

«Свод памятников архитектуры» напоминает нам о том, что Никольский собор — «самый ранний памятник архитектуры области» и указывает на известную его близость к ярославской школе зодчества. Действительно, в соборе есть черты, роднящие его с ярославскими храмами (мастера, возводившие его, если не были ярославцами сами, то, во всяком случае, имели весьма полное представление о ярославском зодчестве)

Но подходить к этому родству следует с осторожностью: в XVII веке в Ярославле строились главным образом приходские храмы, причем вкусы заказчиков в это время уже обрели известную прихотливость. Храм приходский и монастырский — это все-таки разные жанры (хотя впоследствии явилась тенденция к их смешению)

Вероятно, при постройке Никольского собора мастерам также приходилось учитывать требования заказчика — в данном случае «архимандрита Иоасафа да келаря чернеца Варлаама с братиею». И, сколько можно судить по внешности собора, их взгляды на то, каким должен быть монастырский храм, были «добротно-архаичными», укорененными в XVI веке.

К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. Говоря о нем, «Памятники Отечества» скупо сообщают:

В современном убранстве собора заслуживают внимания старинные иконы, помещенные у левого и правого клиросов. Слева — иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Шуйская-Смоленская», справа — Нерукотворенный образ Спасителя очень выразительного письма. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться в местном ряду иконостаса.

Святыни и престольные праздники

Явленная, по преданию, икона Николая Чудотворца и Казанский образ Богородиц, написанный преподобным иноком Иоакимом, обладающая чудотворной силой, являются основными святынями Николо-Шартомского монастырского комплекса в Ивановской области.


Богослужение в Николо-Шартомском монастыре

1897 год положил начало традиции крестных ходов со святынями вокруг города и окрестных деревень.

Множество паломников приезжает в Никольскую обитель поклониться иконам:

  • святой Матронушке Московской;
  • Георгия Победоносца;
  • Чудотворца Серафима Саровского;
  • Петербургской Ксении;
  • Пантелеимона-Целителя и других святых.

Престольные праздники:

  • 5 июня чтится память Иоакима Шартомского.
  • 22 мая — престольный праздник Николая Чудотворца, поминовение дня перенесения его мощей.
  • 19 августа гости и паломники в праздник Преображения Господнего собираются на богослужение в Преображенском храме.
  • Весь православный мир 4 ноября вспоминает об иконе Богородицы «Казанская», праздничные богослужения проходят в церкви Казанской Богородицы.
  • 6 декабря прихожане храма Григория Акрагантийского чтят память своего покровителя.
  • 19 декабря — престольный праздник Николая Угодника, священника Мирликийского, покровителя Николо-Шартомского монастырского комплекса.

Использованные материалы

  • А. А. Романова. Иоаким Шартомский // Православная энциклопедия, т. 23, с. 137-138

  • Маштафаров, А. В., «ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» // Православная энциклопедия, т. 10, 143-144:

  Ранее включался в список Собора Ивановских святых, но в 2015 году исключен из списка в числе святых, сведения о канонизации которых отсутствуют — «Утвержден список Собора святых Ивановской Митрополии»,

  РГБ. МДА. № 201. Л. 334 об., сер. 1650-х

  Федоров. 1855. С. 191; Сказание известно также в отдельном списке нач. XVIII в. в собрании НБ МГУ

  Федоров. 1855. С. 193

  Федоров. 1855. С. 189

  Голубинский. История канонизации. С. 357

  ААЭ. Т. 3. С. 380-381, № 249

  Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176-177, № 683

  РГБ. МДА. № 209, кон. XVII в.; др. списки XVIII-XIX вв.

  «Утвержден список Собора святых Ивановской Митрополии»,

  РГБ. МДА. № 201. Л. 380-380 об.; см. также пересказ «Сказания…» в кн.: Гедеон (Губка), игум. Краткая история подольных храмов. Серг. П., 2001

  Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893. Вкл.

  2005, Шартомский Никольский монастырь

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора