Нивхи

Песни и шаманские песнопения

Обрядовые песни в силу их специфики в наст. время не бытуют. На Сахалине известны песни тятя-дугс, ранее исполнявшиеся на медвежьем празднике. Они произносились речитативом под звуки
муз. бревна, содержали иносказат. обращение к медведю. Чаще всего тятя-дугс – четверостишия, изредка и др. строфы, содержащие рефрен. В худ. самодеятельности тятя-дугс приобрели нов.,
игровой смысл.

Песни-плачи чырйудь у погребальных костров – импровизации с выражением скорби по умершему.

Шаман. песнопение чам лудь исполнялось в 3 случаях: в обряде врачевания, на шаман. игрищах в янв. и при хождении из дома в дом с благопожеланиями всем жителям селения. Врачуя больного,
шаман пением вызывал духов-помощников, к-рые отбирали украденную злыми духами душу больного, что спасало его от смерти.

Необрядовые песни сохранились лучше, особенно лирич., а среди них – любовные – валглу (на вост.-сахал. – алхтур). Их содержание – поэтич. обращение мужчины или женщины к любимому
человеку (слов «я люблю тебя» избегали, это считалось нескромным), воспевание красоты и достоинств избранника, мольба о встрече, горечь разлуки, счастье взаимности. Валглу пели друг другу
влюбленные, идя на смерть или если брак был невозможен. На Амуре во множестве вариантов известна песня о бедной девушке, взятой в дом второй или третьей женой. Колыбельные песни оола
быпы лу сочинялись и исполнялись каждой матерью. Бытовали и др. песни-импровизации на темы из собств. жизни. Лучшие из них запоминались и пелись другими, при этом исполнители старались
указывать, чья это песня. Приветств. песни, исполнявшиеся в честь гостей, посвящались в т.ч. и собирателям фольклора. В сов. время появился ранее неизв. вид песни – частушки, сначала
переводы русских, а затем и оригинальные.

Одежда

Традиционный нивхский костюм отличался простотой кроя, был схожим у мужчин и женщин. Носили короткие штаны из рыбьей, тюленьей, собачьей кожи, ноговицы, меховую обувь. Поверх надевали халат азиатского кроя с правосторонним запахом, женский кроили длиннее мужского. Зимние халаты утепляли ватой, женские украшали одинарным рядом металлических бляшек по подолу, спиральным, растительным, зооморфным орнаментом. Поверх надевали куртку из собачьей шкуры, в богатых семьях шили шубы из меха рыси, лисицы. Мужчины для тепла надевали юбку из шкур нерпы. Летом голову покрывали берестяными коническими шапками, зимние варианты шили из собачьего меха или ткани, украшенной аппликациями.

Плач на одной струне тынрына

Исполняет Ольга Анатольевна Няван (жительница села Некрасовка Охинского района). Запись сделана на полуострове Шмидта (северная часть острова Сахалин) в 1993 году. Автор записи —Василий Курикалов

Тынрын — единственный струнный инструмент нивхов. Его название проис­ходит от звукоподра­жания звучанию инструмента — «тын», «рын». Основа тынрына — полый берестяной коробок, затянутый с одной стороны рыбьей кожей, сквозь него продет гриф с вырезан­ным желобом и натянутой струной. Играют на тынрыне при помощи смычка, напоминающего маленький охот­ничий лук.

На тынрыне может одновременно звучать два-три звука. Многослойная фак­тура возникает за счет использования трех резонаторов, в которых отра­жа­ются звуки. Первый резонатор — берестяной короб, второй — желоб на грифе, а третий — рот исполнителя (обычно это женщина). Исполнитель­ница водит смыч­ком, зажимая струну двумя пальцами левой руки, а когда звучит длинная нота, быстро прикасается языком к открытой струне — от этого и возникает вибрация.

Появление тынрына тоже объясняет легенда. Когда-то давно женщина, кото­рая долго не могла иметь детей, забеременела и родила сына. Мальчик вырос и стал прекрасным охотником. Однажды он ушел на охоту и все никак не воз­вращался. Женщина стала громко кричать и звать его, чтобы сын смог найти дорогу домой, но он так и не услышал ее. Мать продолжала кричать, плакать и потеряла голос. Чтобы сын нашел путь, она вырвала свои голосовые связки и сделала из них струну для музыкального инструмента, на котором стала играть. Поэтому чаще всего песни, которые исполняются на тынрыне, называются «плачами».

Численность и расселение

Файл:Расселение нивхов 2010.png Расселение нивхов в РФ на 2010 год в % от общей численности этого народа в РФ

Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Национальный язык: нивхский. Но большинство современных нивхов говорит на русском языке. Численность — 4652 человека ().

Численность нивхов в России:

ImageSize = width:400 height:300
PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20
TimeAxis = orientation:vertical
AlignBars = justify
Colors =

 id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy
Period = from:0 till:6000
ScaleMajor = unit:year increment:1000 start:0 gridcolor:gray1
PlotData =

 bar:1926 color:gray1 width:1 
  from:0 till:4076 width:15  text:4076 textcolor:red fontsize:8px
 bar:1939 color:gray1 width:1 
  from:0 till:3857 width:15  text:3857 textcolor:red fontsize:8px
 bar:1959 color:gray1 width:1 
  from:0 till:3690 width:15  text:3690 textcolor:red fontsize:8px
 bar:1970 color:gray1 width:1 
  from:0 till:4356 width:15  text:4356 textcolor:red fontsize:8px
 bar:1979 color:gray1 width:1 
  from:0 till:4366 width:15  text:4366 textcolor:red fontsize:8px
 bar:1989 color:gray1 width:1 
  from:0 till:4631 width:15  text:4631 textcolor:red fontsize:8px
 bar:2002 color:gray1 width:1 
  from:0 till:5162 width:15  text:5162 textcolor:red fontsize:8px
 bar:2010 color:gray1 width:1 
  from:0 till:4466 width:15  text:4466 textcolor:red fontsize:8px

Файл:Nivkh settlements 2002 map.svg Населённые пункты с нивхским населением согласно переписи 2002 года (исключая Хабаровск, Поронайск и Южно-Сахалинск).

Основные населённые пункты, где проживали нивхи в 2002 году:

Хабаровский край
Населённыйпункт Нивхи Всего населения  %% нивхов
г. Николаевск-на-Амуре 407 28 492 1,4 %
г. Хабаровск 131 583 072 0,02 %
село Иннокентьевка 129 664 19,4 %
село Тахта 118 937 12,6 %
пгт. Лазарев 117 1954 6,0 %
посёлок Тыр 89 729 12,2 %
село Кальма 85 139 61,2 %
посёлок Нижнее Пронге 82 461 17,8 %
посёлок Пуир 77 269 28,6 %
село Богородское 77 4119 1,9 %
пгт. Многовершинный 73 2798 2,6 %
село Сусанино 62 882 7,0 %
село Красное 60 1251 4,8 %
пгт. Маго 56 2244 2,5 %
село Оремиф 54 325 16,6 %
село Алеевка 49 65 75,4 %
село Ухта 45 175 25,7 %
село Нижняя Гавань 40 377 10,6 %
село Воскресенское 36 114 31,6 %
село Константиновка 35 908 3,9 %
село Тнейвах 33 55 60,0 %
село Булава 30 2226 1,3 %
село Белоглинка 30 89 33,7 %
село Макаровка 22 26 84,6 %
посёлок Чныррах 21 455 4,6 %
село Чля 20 933 2,1 %
село Солонцы 18 570 3,2 %
село Власьево 11 39 28,2 %
посёлок Октябрьский 11 170 6,5 %
село Сахаровка 10 85 11,8 %
Сахалинская область
Населённыйпункт Нивхи Всегонаселения  %% нивхов
пгт. Ноглики 647 10 604 6,1 %
село Некрасовка 572 1126 50,8 %
г. Оха 299 27 795 1,1 %
село Чир-Унвд 200 291 68,7 %
г. Поронайск 116 17 844 0,7 %
г. Южно-Сахалинск 98 170 356 0,1 %
село Рыбное 56 84 66,7 %
посёлок Трамбаус 45 105 42,9 %
село Москальво 44 807 5,5 %
г. Александровск-Сахалинский 29 12 693 0,2 %
село Виахту 26 286 9,1 %
посёлок Луполово 21 28 75,0 %
село Вал 19 1211 1,6 %
пгт. Катангли 17 896 1,9 %
посёлок Рыбобаза-2 11 34 32,4 %

До 1945 года в южной (в то время японской) части Сахалина проживало около 100 нивхов, носителей южно-сахалинского диалекта. После войны большая часть переселилась на остров Хоккайдо. Южно-сахалинский диалект считается в настоящее время вымершим.

Современные данные о численности этнических нивхов Японии отсутствуют.

Народы

  • Эвены
  • Эвенки
  • Юкагиры
  • Долганы
  • Чукчи
  • Алеуты
  • Алюторцы
  • Коряки
  • Кереки
  • Ительмены
  • Камчадалы
  • Эскимосы
  • Нанайцы
  • Негидальцы
  • Ороки
  • Орочи
  • Тазы
  • Удэгейцы
  • Ульчи
  • Нивхи
  • Нганасаны
  • Кеты
  • Чулымцы
  • Чуванцы
  • Энцы
  • Ненцы
  • Селькупы
  • Ханты
  • Манси
  • Кумандинцы
  • Вепсы
  • Саамы
  • Сойоты
  • Тофалары
  • Тубалары
  • Челканцы
  • Шорцы
  • Телеуты
  • Теленгиты
  • Тоджинцы

Арктика

  • Арктическая зона РФ
  • Арктические улусы РС(Я)
  • Адаптация человека в Арктике
  • Краткая характеристика климата Якутии
  • Коренные народыːтрадиционные знания, культура и окружающая среда
  • Видеолекции по проблемам Арктики

Расселения КМНС РФ

  • Карта расселения КМНС РФ
  • Схема расселения КМНС ДВ РФ
  • КМНС Республики Саха(Якутия)
  • КМНС Сахалинской области
  • КМНС Чукотки
  • КМНС Хабаровского края
  • КМНС Камчатской области
  • КМНС Магаданской области
  • КМНС Приморского края
  • КМНС Амурской области
  • КМНС Забайкальского края
  • КМНС Республики Бурятия

Антропология нивхов

Файл:V.M. Doroshevich-Sakhalin. Part II. Nivkh Children.png Нивхские дети. Сахалин, 1903 год

Антропология нивхов находится в стадии активного изучения. Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии. Нивхи являются довольно однородными в антропологическом плане.

Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза. В связи с особенностями их языка и культуры — нивхи палеоазиаты, они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо-маньчжурам. Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается во многом сходная культура амурских народов.

Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Амура и Сахалина (археология мезо/неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой является субстратным по отношению ко всему современному населению Амура. Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так и тунгусо-маньчжурских народов Приамурья. В рамках этой теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур одна из групп северо-восточных палеоазиатов. Относительная противоречивость данных этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления.

Каторжанин и кыхкир лудь

Запись мужского пения на восковых валиках. Амурский край, 1910 год. Автор записи — Лев Яковлевич Штернберг 

В 1889 году за участие в деятельности народовольческих кружков недавний студент Лев Штернберг получил 15 лет каторги на Сахалине. У политических заключенных было особое положение, и Штернберг мог свободно передви­гаться по острову. Его очень увлекла культура нивхов, и он стал ее изучать: записывал нивхский фольклор, учил язык. Благодаря своим исследованиям он был досрочно освобожден и получил место штатного этнографа в Музее антропологии и этнографии при Академии наук в Петер­бурге. Через несколько лет после освобождения он вновь вернулся на Сахалин и записал на восковых валиках песни нивхов. У нивхов есть два типа пения: просто пение — кыскир луть, и пение горловой трелью — кыхкир лудь. Мужская горловая трель сложна в исполнении и оттого особенно красива. Запись Штернберга — одна из самых старых записей нивхской музыки.

Имена

Особое внимание уделяли наречению новорожденного, происходившему после отпадания пуповины. Имена давали на основании привычек и характерных особенностей родителей, событий, случавшихся в момент рождения младенца

Если ребенок к дню проведения обряда обретал отличительные особенности внешности, поведения, их использовали как основу наречения. Поскольку народ верил в переселение душ, возвращение предков в образе младенцев, малышей часто называли по имени предков. Это происходило в двух ситуациях:

  1. С момента смерти родственника прошло не менее трех лет.
  2. Младенец напоминал членам семьи ушедшего родственника. В этом случае говорили: «пришел, став его кровью».

Примечательно: как и американские индейцы, в повседневной жизни нивхи не использовали данные при рождении имена, заменяя прозвищами. Обычай связан с поверьем, что настоящее имя священно, известно богам, духам-помощникам. Если произносить имя всуе, его прознают злые духи, навлекающие беду.

  • собственных детей называли «старший», «средний», «младший»;
  • пожилых людей — «бабушка», «старик»;
  • к родителям и детям сверстников обращались «отец такой-то», «дочь такого-то»;
  • к людям из других родов, селений — «житель такого-то селения», «пришедший оттуда», например, «гость моря», «Амура Лап’ин».

Литература

Отдельные работы

  • История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / Ред. В. А. Тураев, В. Л. Ларин, С. В. Березницкий. — СПб.: Наука, 2008. — ISBN 978-5-02-025238-7.
  • Крейнович Е. А. Нивхгу. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — ISBN 5-88453-025-0.
  • Нивхи Сахалина: современное социально-экономическое развитие / Отв. ред. В. И. Бойко. — Новосибирск: Наука, 1988. — ISBN 5-02-028980-9.
  • Таксами Ч. М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. — Л.: Наука, 1975.

Разделы в книгах

  • Нивхи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Нивхи // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. — Хабаровск: Дальгиз, 1933. — С. 13—388.

Менталитет

Особенности языка существенно влияют на менталитет его носителей. Лингвисты отмечают связь грамматики нивхов с анимизмом – для них любой объект персонифицирован и одушевлён. Для отвлёчённых понятий слов нет, отсутствуют прилагательные, зато вместо слова «идти» нивхи употребляют разные слова в зависимости от направления движения. Дополнения присоединяются к сказуемым, изменяя их фонетический облик и образуя из корневых морфем уникальные словокомплексы для описания конкретной ситуации.

Исследователи относят нивхский язык к пространственным. Пространственная семантика в нём необычайно детализирована, что, вероятно, объясняется практической необходимостью для охотников точно описывать положение предметов. Например, указательные слова (демонстративы), как пишет филолог Екатерина Груздева, обозначают пять пространственных «колец», расположенных на разном расстоянии от говорящего – ближайшее (проксимильное), близкое, срединное, отдалённое и далёкое. Таким образом, нивх сразу указывает собеседнику, где находится то, о чём он говорит. Для сравнения, в русском языке слова «то» и «это» не имеют пространственной семантики.

Из девяти падежей нивхского языка в русском есть соответствия только для номинатива (именительный) и инструменталиса (творительный). Еще одна особенность в том, что для счёта людей, животных и предметов в нивхском языке используются разные ряды числительных.

Мифологические рассказы

Центральное место занимают мифологические рассказы. Многие из них связаны с тотемистическими
представлениями и промысловым культом. Связь с тотемным предком, по мнению нивхов, может выражаться либо в форме прямой помощи (медведь спасает от голода заблудившегося и попавшего в
берлогу охотника, давая сосать свою лапу), либо в виде любовных или брачных отношений. Таковы же рассказы о «рыбных людях»: бедный рыбак вступает в связь с выловленной рыбой и
появляется человеческое дитя, обычно мальчик, который, вырастая, становится великим добытчиком. Некоторые т’ылгуры передают космогоничские мифы о гибели всего живого на земле от нестерпимого
жара 2 или 3 солнц, о потопе и последующем появлении суши, о луне-покровительнице и т.п. Весьма распространены рассказы о духах-хозяевах стихий – Т’уур Ытик (Старушка Огня), Тол Ыз (Хозяин
Моря), Миф Ыз (Хозяин Земли) и др. – и о различных вредоносных духах – Пал Милк (Злой дух леса), Нахтю Гинс (Пугающий злой дух), Хелк-хелк Гинс (Огненный дух) и др. Героями т’ылгуров выступают
также карлики и великаны, «лесные» и «морские» люди. Отдельное место занимают шаманские легенды – рассказы о деяниях злых шаманов, которые способны изводить своих сородичей, и повествования о
хождениях в мир мертвых – Млы Во.

Жизнь

До установления в регионе российской власти у нивхов отсутствовала государственная власть. Народ жил оседло, селившись по берегам рек родовыми общинами, во главе которых стоял совет старейшин с выбранным главой рода. К концу XIX столетия преобладающей формой стала малая семья, состоящая из двух поколений. Общая численность составляла 6-15 человек, поскольку часто в состав объединения входили семьи братьев.

Традиционной формой брака выступал люлечный сговор, предпочитаемая форма — женитьба кузенов. Матери старались женить дочерей на сыновьях брата, отдавая девочку в новую семью в возрасте 3-4 лет, где она воспитывалась до наступления половозрелого возраста. В 15-17 лет «жених и невеста» начинали жить семейной жизнью без проведения дополнительных обрядов. Подобная форма заключения брака позволяла значительно сэкономить на расходах. В случае свадьбы по сговору сторона жениха уплачивала калым деньгами. Отсутствие материальной базы предполагало отработку жениха в семье будущей невесты, длившуюся годами. Традиционным свадебным обрядом выступала традиция «топтания котлов». Перед домами жениха и невесты устанавливали большие котлы, в повседневной жизни предназначавшиеся для варки собачьего корма. Молодожены обязаны были наступать на них, уходя из дома невесты и вступая в дом жениха: обряд символизировал пожелание благополучия, сытой жизни. Особое отношение у нивхов к беременности и родам. Женщину в положении избавляли от тяжелой работы, ограждали от участия в ритуалах, особенно похоронных, даже если усопший был близким родственником, мужем, ребенком. Остальным жителям семьи в период последнего цикла беременности и родов запрещалось вить петли и узлы, использовать давящие ловушки, сети, закрывать замки. Шокирующая традиция связана с рождением разнополых близнецов. Считалось, что мальчик приводит в земной мир выбранную в верхней сфере жену. По наступлении половозрелого возраста брат и сестра начинали жить семейной жизнью, инцестом сожительство кровных родственников не считалось. Среди архаичных форм брака практиковались левират, сожительство с женами братьев и их сестрами, женами брата матери, сестрами матери и жены.

Песня о запретной любви и о встрече в нижнем мире

«Алхтунд» — песня о любви (фрагмент). Исполняет Татьяна Улита. Поселок Чир-Унвд Тымовского района Сахалинской области, 2000 год. Автор записи — Наталья Мамчева

Эта народная песня рассказывает историю о том, как в одной семье полюбили друг друга дядя и племян­ница. Кровосмешение у нивхов было запрещено и нака­зуемо: ребенка, рожденного у такой незаконной пары, убивали. Однажды дядя уехал по льду в Николаевск-на-Амуре за товарами, а его возлюбленная узнала, что беременна. Когда он вернулся, то не смог найти девушку: она, зная, что им не дадут жить вместе, ушла в лес и повесилась. Дядя нашел свою пле­мян­ницу, сложил рядом все вещи, которые привез ей в подарок, и пове­сился тоже, чтобы пара смогла соединиться навеки в нижнем мире. Песня испол­няется горловой трелью.

Материал подготовлен журналистской мастерской «Большая история», органи­зованной Arzamas в рамках кинофестиваля «Край света-2017» на Сахалине.

Также в мастерской мы подготовили курс «Сахалин: как жить между Россией и Японией» в приложении «Радио Arzamas» и проект «Музей самого себя. Сахалин» на сайте Relikva. 

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Язык дня

СербскийФреска дня

Орфей или ХристосОбувь дня

Галоши

Архив

Язык

Нивхский язык учёные относят к изолированным – это значит, что его родство с другими языками не установлено. Таких языков в мире совсем немного, одним из самых известных является язык басков в Испании – предположительно, «наследство» доиндоевропейского населения Европы. Таким же осколком глубокой древности на Дальнем Востоке является нивхский. О его генетических связях существуют разные версии, ни одна из которых до конца не доказана.

Например, по мнению японских языковедов Кадзухико Ямагути и Кацунобу Идзуцу нивхский – это ранняя стадия японского языка. Рассматривается версия о родстве гиляцкого с соседними тунгусо-манчжурскими – вместе с ними его иногда включают в алтайскую языковую семью и шире – в ностратическую макросемью, объединяющую языки всех континентов. Российский лингвист Сергей Николаев нашёл в нивхском языке общие черты с алгонкинскими и вакашскими языками, распространёнными среди туземцев Северной Америки.

Точно установлено лишь то, что нивхский относится к палеоазиатским языкам – согласно воззрению учёных, в древности он был гораздо шире распространён в Северной Азии.

Из-за широко распространённого чередования согласных соседи нивхов практически были не в состоянии усвоить их язык, в то время, как они сами легко учились говорить по-русски и по-маньчжурски.

Примечательно, что одним из учёных, внёсших значительный вклад в изучение нивхской речи, был Бронислав Пилсудский – родной брат президента Польши Юзефа Пилсудского.

Свадьба мужчины и медведицы

Фрагмент фильма «Пегий пес, бегущий краем моря», 1990 год. Режиссер Карен Геворкян

В фильме «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Айтматова показан медвежий праздник, важнейшее событие в культуре нивхов. Он прохо­дил, как правило, один раз в несколько лет в зимний период и длился неско­лько дней. Специально для него нивхи воспитывали медвежонка. Если это был медведь-самец, то его растили три года, если самка, то четыре: в мифологии и веро­ваниях нивхов число 3 считается мужским, а 4 — женским. Медвежонка кор­мили, поили и выгуливали. Женщины иногда выкарм­ливали новорожден­ного медве­жонка грудью. Когда медведь вырастал, его убивали, чтобы «освобо­дить его душу»: плоть оставалась в мире людей, а душа возвращалась в горный мир.

Главным инструментом на медвежьем празднике было музыкальное бревно — тятя чхарш. На нем играли женщины, ударяя по бревну палочками и прогова­ривая слова песни про себя: голос скрывался, потому что он у нивхов сакрален. Исполнительницы могли пританцовывать под музыку, согнувшись, подражая движениям медведя, чтобы показать священному животному свое родство с ним. А когда тушу медведя разделывали, мужчины рычали, имити­руя голос зверя.

Нивхи вырезали на одном конце тятя чхарша морду медведя и уста­навливали бревно головой на восток (на восток уходила душа зверя в своем сакральном путешествии в горный мир). Стойки, к которым привязывали бревно, были украшены инау — священными стружками, которые связывали людей с ду­хами. Тятя чхарш считали одушевленным существом, его «кормили»: мазали рот обрядовой едой мос — холодцом из рыбьих шкурок и ягод. Ритмы, которые извлекали на бревне, должны были дойти до горного мира и передать инфор­мацию духам об этапах праздника.

У каждого этапа был свой ритмический рисунок. Первый наигрыш — «Мыкрфин», о родоначаль­нике медвежьего праздника. По легенде, в древние времена нивх по имени Мыкрфин пошел на охоту, заблудился и выбился из сил. Умиравшего мужчину нашел дух и забрал с собой в горный мир. Мыкрфин прожил там целую зиму. Женился на женщине, которая в мире людей была медведицей, стал отцом двоих детей-медвежат. Но при всем желании остаться со своей семьей в горном мире мужчина был вынужден вернуться в мир людей. Спустя какое-то время он снова отправился на охоту и убил медведицу, которая оказалась его женой из горного мира. Медведица упала на него, и он тоже умер. Только после смерти возлюбленные смогли вос­соединиться. По легенде, в честь первого союза медведицы и человека люди и стали проводить медвежий праздник.

Словесные формулы и ритмы этого праздника очень разнообразны. Кроме «Мыкрфин», на празднике звучали и другие наигрыши. Так, в «Пал лергун» («Горные дети») говорилось о детях-духах из горного мира, пришед­ших на медвежий праздник и танцующих возле огня; «Хуруфин нисимам» («Лесная старуха») повествовал о горной женщине-духе — хозяйке медведей, а «Чхыф тёнрш» («Медвежья голова») исполнялся во время обрядов с головой медведя: считалось, что в голове живет одна из душ животного, самая главная.

История

См. также: Охотская культура

Файл:Map of Nivkh terria.jpg Карта расселения коренных народов на территории Сибири

Нивхи заселили Сахалин, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но с окончанием ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделёнными Татарским проливом на 2 группы.Шаблон:Нет АИ

Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала 600 годов н. э. В них говорится о народе гилями (Шаблон:Lang-zh Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань (в китайских хрониках VII века не может быть сведений о контакте с династией XIII-XIVвв) в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их гиляками. Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849—1854 годах на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего город Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1858 года и Пекинского договора 1860 года.

Храбрый Кульгин (нивхская сказка)

В старину было много рыбы, много зверя, много дичи. Нивхи юколу готовили, складывали ее в амбар. Хорошо жили.

Однажды тьма ворон появилась. Нивхи не могли ходить в амбары: вороны вырывали из рук юколу и съедали. Люди стали бедствовать. Только с палками в руках и ходили к амбару, отгоняя ворон.Потом один человек по имени Кульгин увидел на бугорке что-то блестящее и острое. Поднял он это блестящее и острое, рубанул по траве – трава срезалась, ударил по дереву – дерево перерубилось. Оказалось, это сабля была. Понес Кульгин саблю домой.Настала осень. Снег чуть-чуть покрыл землю. Ворон стало еще больше. Кульгин взял саблю, вышел и закричал по-вороньи. Вороны стали слетаться к нему. Тогда он саблей начал рубить их. Снег кругом почернел. Ворон стало мало, они испугались и попрятались. Люди снова хорошо зажили.Прошло несколько лет. Однажды люди переходили вброд маленькую реку и утонули. Кульгин пошел к реке

Он разделся и стал переходить ее вброд, осторожно ощупывая дно ногами. Вдруг из воды высунулась огромная рука и схватила его за ногу

Тогда Кульгин перерубил эту руку саблей. Когда взглянул – увидел, как всплыла маленькая нерпа, разрубленная пополам. Эта нерпа была чертом. С тех пор нивхи не тонули. Снова хорошо стали жить.Кульгин убивал своей саблей медведей, а мясо отдавал односельчанам. Однажды он отрубил медведю левое ухо, и медведь убежал от него. Через некоторое время возле деревни море выбросило на берег мертвого кита. Люди пошли к нему, разрезали его. Пришел на берег и товарищ Кульгина. Тогда из разрезанного брюха кита вышел человек. Левого уха у него не было. Он подошел к товарищу Кульгина и сказал:– Кульгин своей саблей медведей убивает. После этого ни один из убитых медведей не возвращается в свою деревню. Когда другим оружием убивают медведей, они приходят обратно. Теперь я пришел подстеречь Кульгина. Пришли его сюда.Товарищ пошел к Кульгину и сказал ему:– Один человек из брюха кита вышел, левого уха у него нет. Этот человек сказал, что ты медведей саблей убиваешь, поэтому они обратно в свою деревню не приходят. Он сказал, чтобы ты к нему пришел.Кульгин понял, что пришел медведь, которому он отрубил ухо. Тогда он своему товарищу сказал:– Пойдем со мной, неподалеку сядь, смотри.Вот вместе пошли. Товарищ сел невдалеке, стал смотреть. Кульгин к киту пошел. Как только он подошел ближе, из брюха кита выскочил медведь без левого уха. С ревом он набросился на Кульгина. Кульгин стал рубить его саблей. Медведь был очень ловок и не поддавался. Все же Кульгин его убил и с товарищем обратно вернулся в деревню. Люди опять хорошо стали жить.Прошло несколько лет. Однажды вечером дети вышли на двор играть и пропали. Черт ли похитил их – никто не знал. Тогда Кульгин своему товарищу сказал:– Друг, ты не женат, а я жену имею и двух сыновей. Если я случайно погибну, ты мою жену возьми и моих детей воспитай.Товарищ Кульгина согласился. Вечером Кульгин сказал товарищу:– Давай понесем моих детишек на берег. Пусть они там играют. Мы оба чуть повыше в траве сядем. Оттуда будем за ними смотреть.Вот они понесли детей на берег. Сами сели невдалеке и стали смотреть. Через некоторое время что-то красное и большое в море показалось и исчезло. Через некоторое время около берега что-то показалось и снова погрузилось в воду. Тогда Кульгин товарищу сказал:– Спустись, возьми детей, унеси их в жилище.Товарищ спустился, взял детей и унес их. Кульгин побежал к самому краю воды. Тогда вода поднялась, выплеснулась на берег и покрыла Кульгина. Люди увидели, что через некоторое время Кульгин показался над водой и опять погрузился. Потом снова выскочил из воды и опять погрузился. Потом снова показался и исчез.Когда настал отлив, люди нашли на берегу большого сивуча из красного камня, которого Кульгин перерубил пополам. Этот сивуч был чертом. Сабля храбреца была сломана. Одна половина сивуча в воде ногу Кульгина придавила, поэтому он утонул. Нивхи взяли тело и с почестями сожгли его.С тех пор дети не пропадали, чертей стало меньше. Люди опять хорошо стали жить.

— КОНЕЦ —

Кто такие нивхи

Нивхи. Фотография: uzan2.wordpress.com

Бронислав Пилсудский. Нивхи во время рыбной ловли. Фотография: humus.dreamwidth.org

Нивхский музыкальный инструмент «певс». 1990. Сахалинский областной краеведческий музей, Южно-Сахалинск

Нивхи — самый древний коренной народ Сахалина. Сегодня их численность не превышает 5000 человек. Ученые до сих пор спорят о происхождении нивхов. По мнению некоторых археологов, предки нивхов появились в бассейне реки Амур 20 тысяч лет назад.

Нивхи не занимались земледелием и даже считали его грехом, как писал Чехов. Тысячами лет основой жизни им служил рыболовный и морской зверобойный промыслы. С июня нивхи ловили мелкую рыбу типа корюшки, потом — более крупную: горбушу, кету, осетра. В начале осени мужчины промышляли китом, ближе к октябрю охотились на нерпу. Женщины в этот период заготавливали ягоды, съедобные коренья и лекарственные травы.

Примерно 12 тысяч лет назад часть народа перекочевала из Азии на Сахалин. Тогда были возможны пешие миграции: моря и океан частично сковывали льды, и на местах современных проливов существовали сухопутные мосты-перешейки. Когда ледник растаял, переселенцы оказались отрезаны от соплеменников на материке. Так появились две этнические группы нивхов: амурские и сахалинские.

Амурские нивхи соседствовали с другими сибирскими народами — со временем у них стали появляться новые языковые диалекты и традиции. Сахалинские нивхи долго жили обособленно и сохраняли оригинальную культуру.

Первые европейцы появились на Сахалине в XVII веке — это были русские землепроходцы, которые осваивали остров с севера. Немногим позже на юг стали приезжать японцы. Сахалин стал спорной территорией двух стран. После поражения Российской империи в Русско-японской войне юг острова отошел японцам. Новая власть начала вести агрессивную политику по отношению к коренным жителям: нивхам стали насильственно давать японские имена и фамилии, запретили праздновать национальные праздники и говорить на родном языке.

После окончания Второй мировой войны остров полностью отошел СССР. Но и это не улучшило положения нивхов. Коренным жителям не разрешали исповедовать свою религию, обращаться к шаманам и развивать традиционную культуру. Во времена Хрущева началась принудительная урбанизация деревенских жителей. Неперспективные села — а среди них и все нивхские — были разрушены, а жители расселены в районные центры и города. Лишенный привычной среды обитания, древний народ стал быстро утрачивать свои традиции и язык. С начала 1990-х годов нивхи стали восстанавливать родовые хозяйства, но возродить быт и культуру им удалось лишь частично.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора