Одесский оперный театр

МХК 9 класс

«Карнавалы мира» — Золото костюмов. Представления. Городские купеческие корпорации. Народно-праздничные формы. Корабль шутов. Кёльн. Мысли. Маски для карнавала. Начало карнавала. Немного о карнавале. Отмечается в феврале. Маска. Карнавал. Удивительный мир. Знаменитый карнавал. Отдушина для людей.

«Общая характеристика романтизма» — Романтизм в русской литературе. Иван Айвазовский. Общая характеристика романтизма. Философская сказка. Причины возникновения романтизма. Декабристский романтизм. Истоки возникновения романтизма. Романтическая «школа гармонической точности». Направление в искусстве. Тема «униженных и оскорбленных». Взор. Эжен Делакруа. Радуга. Научно-фантастический роман. Романтический герой. Признаки романтизма. Психологический детектив.

«Каменное зодчество Древней Руси» — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Понятия. Техника каменного строительства и архитектурная типология. Каменное зодчество Древней Руси. Дмитровский собор во Владимире. Схема храма, его основные части. Золотые ворота во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Десятинная церковь. Православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Собор св.Софии Киеве.

«Купола» — Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола. Выразительной силы перекрытых куполами внутренних пространств. Византийская купольная церковь с греческим крестом. Влияние. Купола 19 век. Купола. Купола и арки. Псевдовизантийский стиль. Схема пропорций. Начало 20 века. Купола ХХ век. Арка.

«Деревянное зодчество России» — Все крестьяне — плотники. «Чувство дерева». Исторический экскурс по памятным сооружениям. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу. Основа строений – лес, топор да плотник. Основным элементом крепости были башни. «Срубить избу». «Сруб». На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница. Леса покрывали большую часть земель. Наибольшая устойчивость народных традиций в деревянной архитектуре.

«Архитектура 17 века в России» — Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Храм Покрова в Рубцове. Церковь Ильи Пророка. Церковь Рождества Христова. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гражданская архитектура XVII в.. Теремной дворец московского Кремля. Москва в начале XVII века. Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Архитектурные вкусы времен патриарха Никона. Московское барокко. Купеческие храмы. Сухарева башня в Москве.

«МХК 9 класс»

Высказывания о театре

После своего первого визита в театр Фёдор Шаляпин написал жене: «… Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».

Осенью 1992 года, после своего первого выступления в одесском оперном Елена Образцова сказала:
«Ваш театр — жемчужина. Я пела практически на всех сценах мира, и я отдаю предпочтение Вашему театру даже перед венской оперой, сооружённой по проекту тех же архитекторов».

В литературе

Почтовый конверт к 120-летию театра со спецгашением.

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворные строчки об Одесском оперном.

«Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей…»
«…А только ль там очарований?
А разыскательный лорнет?
А закулисные свиданья?
A prima donna? а балет?…»
«…Но поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-лёгкая завеса
Объемлет небо. Все молчит;
Лишь море Чёрное шумит…
———————————

Итак, я жил тогда в Одессе…»

История театра

Первый театр

Театральная Одесса ведёт свою историю практически с момента основания города. Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений. Одесса получила право строить театр в 1804 году (став третьим городом с театром в Российской империи), а в 1809 году он был уже возведён. Автором этого проекта был известный французский архитектор Тома де Томон, автор ряда зданий в Петербурге. Именно это здание посещал А. С. Пушкин во время своего пребывания в Одессе в — годах.

10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие. Первым представлением были одноактная опера Фрелиха «Новое Семейство» и водевиль «Утешенная вдова» русской труппы П. Фортунатова.

Здание располагалось несколько выше современного театра, ближе к скверу Пале-Рояль, и воспринималось как памятник молодому городу. Архитектура здания была выдержана в классическом стиле, с портиком коринфского ордера и фронтоном, обращённым к зданию тогдашнего английского клуба (ныне Музей Морского флота Украины). Театр вмещал 800 зрителей, по примеру старых итальянских театров 17 лож располагались на трёх ярусах, в партере было всего 44 кресла. Ещё 700 зрителей наблюдали за постановками, стоя в партере.

Для исправления недостатков здания театра производились неоднократные перестройки: в 1820—1822, 1831—1833, 1836, 1857 и 1872 годах. В результате этих перестроек по оси колонн появилась каменная стена, что позволило увеличить пространство фойе. Со стороны Ришельевской улицы был пристроен одноэтажный каменный вестибюль.
Работы по последней переделке здания окончились 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января театр полностью сгорел из-за возгорания газового рожка, освещающего часы в ночное время. В театре ночевали люди, но никто из них не пострадал.

Современное здание

Прототип одесского оперного театра — Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера

Главный портик Одесской Оперы

Создать проект нового городского театра было предложено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру (нем. Ferdinand Fellner) и Герману Гельмеру (нем. Herman Helmer), по проектам которых были построены театры во многих городах Австро-Венгрии (Вене, Зальцбурге, Загребе и др.) Проект был готов в 1882 году. Образцом послужила возведённая четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторявшего изгиб зрительного зала. Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра. Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном, популярного одесского известняка — ракушечника). Новый театр открылся 1 октября 1887 года.

В марте 1925 года возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений.

Во время Великой Отечественной войны фашисты планировали взорвать здание театра при отступлении, но, к счастью, этого не произошло. Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, именно на балконе театра 10 апреля г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.

В 1926 году театру было присвоено звание «Академический». 31 августа 2007 года указом Президента Украины № 807/2007 Одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора