10 выдающихся мемориалов героям великой отечественной войны в россии

Реставрация

21 августа 2018 года столичный департамент по конкурентной политике объявили тендер на реставрацию часовни XIX века. Начался сбор заявок от компаний на конкурс по разработке проектно-сметной документации. Начальная стоимость контракта составила 11,2 млн руб.. Заказчиком проекта выступили ГКУ «Мосреставрация». Конкурсное задание было направлено на исследование памятника, фиксацию утрат и разработку проектной документации для работы по восстановлению объекта культурного наследия. Планировалось завершить сбор заявок до 4 сентября, а закончить подготовку проектных документов к концу 2019 года.

Чехия: розовый танк

Чуть ли не последний в Чехии памятник советскому военачальнику — маршалу Коневу в Праге — несколько раз планировали снести. Но пока установленную в 1970 году скульптуру не трогают.

Чего не скажешь о памятнике танкистам-освободителям. В апреле 1991 года студенты покрасили танк в розовый цвет и установили на крыше фаллический символ. Их арестовали за хулиганство, а по требованию российского правительства танку была возвращена защитная окраска. Но уже в мае акцию повторили депутаты. Ареста они не боялись из-за депутатского иммунитета.

чехия

Танк на пути к Праге для празднования 20-й годовщины вывода советских войск из Чехословакии, 20 июня 2011 года

Фото: wikipedia.org/ŠJů

Вскоре танк лишили статуса памятника и неоднократно использовали в качестве арт-инсталляции, в том числе запускали по реке на понтоне. Сейчас он стоит в Музее военной техники в 30 км от Праги как символ конца войны в 1945 году и прихода свободы в 1989-м.

Памятник героям Плевны

POI: 55.756700, 37.631200

wikipedia (Русский):

Памятник героям Плевны (архитектор и скульптор Владимир Иосифович Шервуд, инженер-полковник А. И. Ляшкин) — памятник русским гренадерам, павшим в бою под Плевной, во время Русско-турецкой войны 1877—1878, установлен в Ильинском сквере Москвы (площадь Ильинские Ворота).
За Плевну велись самые ожесточенные сражения, повлиявшие на ход всей русско-турецкой кампании.
Часовня сооружена по инициативе Московского археологического общества и офицеров и солдат Гренадерского корпуса, расквартированного в Москве, и собравших на его постройку около 50 тыс. рублей.

История создания
После подписания Сан-Стефанского договора возникла мысль, которую первым озвучил генерал Ганецкий, об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам. Сразу была открыта добровольная подписка в Гренадерском корпусе. По просьбе Ганецкого о «безвозмездной уступке в собственность гренадер» участка земли с курганом Копаная Могила, Совет Плевненского округа отдал его в «вечную собственность» Гренадерского корпуса. Когда гренадеры вернулись в Россию (в конце 1878 года), оказалось, что вместе с поступлениями из других армейских частей, была собрана сумма около 27 тысяч рублей. Была образована специальная комиссия по установке памятника, которая выработала программу конкурса на составление проекта. Летом 1880 года (с 16 по 21 июня) в залах МУЖВЗ были представлены десять проектов памятника. В итоге первая премия была присуждена архитектору А. И. Вальбергу (1844—1881). Тем не менее, комиссия посчитала, что все проекты «не соответствуют, однако, величию того события, для увековечения которого сооружается памятник».
Когда встал вопрос о новом проекте памятника, И. Е. Забелин предложил кандидатуру В. О. Шервуда, который в это время заканчивал постройку здания Императорского исторического музея.

История часовни-памятника
Как указал В. О. Шервуд в объяснительной записке к первоначальному проекту памятника, из-за того, что «людные пункты и дороги отстоят от места сооружения на значительное расстояние, то необходимо придать памятнику приличную высоту (10 саж)». Поэтому первый вариант памятника представлял собой часовню высотой более 20 метров с четырьмя скульптурными группами. Сметная стоимость такого памятника составила 70 тысяч рублей, что было гораздо больше собранной суммы. Комиссия, посылая проект на утверждение Александру II, рассчитывала, что император возместит недостающее: однако царь в ноябре 1880 года «соизволил вполне одобрить его» и разрешил открыть частную подписку для сбора средств и предложил обратиться к московскому купечеству. Решено было также продавать фотографии проекта памятника; в Манеже была устроена выставка рисунков памятника. К весне 1881 года собранная сумма увеличилась лишь до 29 тысяч рублей. Новый царь, Александр III, повелел 4 августа 1881 года, соорудить памятник на имеющиеся средства и в 1882 году Шервуд представил упрощённый вариант, в котором уменьшил размеры памятника и заменил скульптурные группы на горельефы, сохранив «при этом характер и мысль…
  … (Русский)

Plevna Chapel — English -> Русский  
Capilla de Plevna — Español -> Русский  

Польша: казаки за советское наследие

Поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма вступили в силу в Польше в октябре 2017 года. Они предусматривают снос памятников, переименование улиц, мостов, площадей и учреждений. Работы надо завершить в течение года.

Поправки не касаются памятников, которые находятся на кладбищах или других местах захоронений, а также объектов, которые демонстрируются в научных, культурных целях или являются памятниками архитектуры.

Сколько именно монументов должно быть снесено в Польше до октября 2018-го — пока неясно. В республике находится около 230 «пропагандирующих коммунизм» памятников Красной армии, передавал прошлой осенью ТАСС со ссылкой на экспертов Института национальной памяти Польши. Эту цифру подтверждал российский посол Сергей Андреев. Он сетовал на то, что 20 лет назад в стране вне мест захоронения был 561 памятник, посвященный Красной армии, а сейчас осталось только 230.

польша

Польша. Памятник солдатам Советской армии за освобождение Кракова

Фото: Global Look Press/Artur Widak

Однако в начале марта 2018 года портал URA.RU опубликовал интервью с «атаманом воссоздающегося Уральского казачьего войска» Олегом Сененко. Он предложил «всем миром» эвакуировать из Польши 169 культурных и исторических памятников эпохи Российской империи и СССР, которые ожидает демонтаж. Сененко отправил петиции российским и польским властям, а также в РПЦ. Рекомендовал перевезти памятники в Свердловскую область, где их разместят у себя некоммерческие организации и церкви, и сделать это на деньги, собранные в церквях, а также, надеется Сененко, на те, что удастся получить от правительства.

Самый известный монумент советским воинам на территории Польши, правда, уже демонтирован. Трех советских солдат на 6-метровом постаменте, под которым стояли четыре солдата войска Польского, убрали с площади Виленского вокзала в 2011 году. Их отправили на реконструкцию в связи со строительством метро и в 2015 году решили не возвращать на место. Так они отправились на другой конец Варшавы.      

Кроме того, советские монументы и мемориалы в Польше неоднократно подвергались нападениям вандалов. Например, 3 октября 2017 года в городе Щирк неизвестные разбили памятник 36 советским солдатам.

На ремонт мемориала в Трептов-парке Германия выделила больше 8 млн евро

В Берлине есть целых три монумента советским воинам, самый известный из которых стоит в мемориальном комплексе в Трептов-парке. Памятник Воину-Освободителю в Трептов-парке входит в скульптурную трилогию, состоящую, кроме него, из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Три памятника объединяет меч: в Магнитогорске его выковали, в Волгограде он поднят над головой Родины-матери, а в Берлине воткнут в землю: война кончилась.

12-метровый воин-освободитель со спасенной девочкой на руках в Трептов-парке стоит на вершине кургана, внутри его постамента обустроен памятный зал с мозаиками, в котором стоит ларец с книгой памяти: в нее вписаны имена советских солдат, павших в боях за Берлин и похороненных в братских могилах.

12-метровый воин-освободитель со спасенной девочкой на руках в Трептов-парке стоит на вершине кургана, внутри его постамента обустроен памятный зал с мозаиками. Фото Antoinevandermeer / wikipedia.org

Скульптуру изготовили весной 1949 года в Ленинграде, мемориал создали в том же году. Советская военная комендатура передала обязанности по уходу и содержанию памятника магистрату Берлина. С тех пор вопросов о целесообразности сохранения памятника в Германии на официальном уровне не поднималось: в начале 1990-х Германия и Россия подписали договор об уходе за могилами солдат, расположенными в многочисленных мемориальных зонах Германии, в том числе и в Трептов-парке (здесь захоронены около 7 000 советских солдат). Этот договор соблюдается и по сей день. Во время украинских событий несколько немецких газет требовали убрать с постамента танк Т-34, расположенный в другом берлинском мемориальном комплексе — в Тиргартене. Но власти страны и магистрат города даже не стали обсуждать этот вопрос.

В 2003—2004 году скульптуру в Трептов-парке разбирали, чтобы отреставрировать. 2 мая 2004 ее вернули на место: ее покрыли специальным воском и заменили поврежденные от времени части. Сейчас идет глобальная реконструкция мемориала: на это немецкие власти выделили больше 8 миллионов евро.

Литва: памятники в аренду

Четыре скульптурные композиции, изображающие солдат, крестьян, рабочих и студентов, убрали с Зеленого моста в Вильнюсе в 2015 году. Они простояли там с 1952 года и, по мнению литовских экспертов, оказались в аварийном состоянии. Незадолго до демонтажа мэр Ремигиюс Шимашюс посоветовал горожанам не ходить рядом с десятитонными конструкциями в сильный ветер, так как они могут упасть.

Уже тогда было понятно, что возвращать на место скульптуры не планируется. «Солдаты воевали не на своей войне, не на своей земле. Им наливали водку перед безнадежной атакой, а за спиной, если они задумают отходить, стоял приготовленный своими же пулемет», — цитировал ТВЦ запись Шимашюса в соцсетях. По мнению мэра, крестьяне в советское время были крепостными и их терпеливый труд сменила выпивка. Рабочие выбирали место по принципу «чтоб было что украсть». А студенты зубрили ненужные предметы только для того, чтобы получить распределение. Поэтому советское наследие городу и стране ни к чему.

вильнюс

Вильнюс, Литовская ССР. Одна из скульптурных композиции, изображающие солдат, крестьян, на мосту Черняховского (Зеленый мост)

Фото: ТАСС

В итоге памятники остались на хранении у подрядчика, который снимал их с постаментов. И вот 4 марта 2018 года вице-мэр Гинтаутас Палуцкас заявил, что они будут сданы в аренду. «Администрация должна подготовить условия конкурса на экспонирование и объявить его. По сути, это аренда скульптур, они будут выставлены там, где укажет тот, кто представит наилучшее предложение», — привели «Вести-Калининград» слова заммэра.

Скорее всего, конкурс объявлен под конкретного арендатора. Литовский предприниматель Вилюмас Малинаускас в 2011 году открыл парк-музей недалеко от города Друскининкай (129 км от Вильнюса). На 20 га он выставил немалое количество произведений монументального искусства, демонтированных в 1989–1991 годах. Их он получил бесплатно, а сейчас власти, очевидно, поняли, что на советском прошлом можно и заработать. Тем более что, по данным ТАСС, по посещаемости Музей Малинаускаса занимает пятое место в стране.

Бои под Плевной

Одним из важных эпизодов Русско-турецкой войны является осада Плевны. Турецкие войска в 1877 году укрепились в этом городе, упорно держали оборону, в результате чего продвижение русской армии было задержано. 20 июля — дата первого штурма.

19 июля турецкие и русские батареи в течение четырех часов обстреливали друг друга. Всё же русская армия перешла к решительному штурму уже на следующий день. В бою погибло около 2000 турок. Потери для русской армии были более значительны. Несмотря на это, военное командование приступило к подготовке следующего штурма, который состоялся 30 июля. В конце дня был отдан приказ об отступлении. В этом бою погибло около трех тысяч русских солдат.

История создания

После подписания Сан-Стефанского договора возникла мысль, которую первым озвучил генерал Ганецкий, об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам. Сразу была открыта добровольная подписка в Гренадерском корпусе. По просьбе Ганецкого о «безвозмездной уступке в собственность гренадер» участка земли с курганом Копаная Могила, Совет Плевненского округа отдал его в «вечную собственность» Гренадерского корпуса. Когда гренадеры вернулись в Россию (в конце 1878 года), оказалось, что вместе с поступлениями из других армейских частей, была собрана сумма около 27 тысяч рублей. Была образована специальная комиссия по установке памятника, которая выработала программу конкурса на составление проекта. Летом 1880 года (с 16 по 21 июня) в залах МУЖВЗ были представлены десять проектов памятника. В итоге первая премия была присуждена архитектору А. И. Вальбергу (1844—1881). Тем не менее, комиссия посчитала, что все проекты «не соответствуют, однако, величию того события, для увековечения которого сооружается памятник».

Когда встал вопрос о новом проекте памятника, И. Е. Забелин предложил кандидатуру В. О. Шервуда, который в это время заканчивал постройку здания Императорского исторического музея.

Венгрия: половина памятника

Как и в большинстве упомянутых стран, в Венгрии в начале 1990-х демонтировали советские памятники. Многие из них нашли пристанище в парке Монументов, который в 1993 году открыл под Будапештом архитектор Акош Элеёд. Сюда попали многочисленные Ленины и Белы Куны (венгерский партийный функционер. — Ред.), а также половина военной композиции 1947 года. Советский солдат отправился за город, а стоявшая рядом с ним женщина с пальмовой ветвью в руке осталась в Будапеште и сменила название с монумента Освобождения на монумент Свободы.

болгария

Будапешт. Памятник советским солдатам, 1945 год

Фото: wikipedia.org/Norbert Aepli

Единственный сохранившийся в венгерской столице военный мемориал времен Советского Союза — 14-метровый обелиск в центре города. Его неоднократно уродовали вандалы, а вопрос о переносе обсуждался правительством. Установленный в 1945 году на площади Свободы, он всё еще там, хоть и без подсветки по ночам в отличие от всех остальных памятников Будапешта.

Справка «Известий»

Соглашения о содержании воинских захоронений и памятников подписаны Россией со многими европейскими странами.

В том числе с Венгрией и Румынией, Польшей, Латвией и Словенией, Чехией и Словакией. До сих пор таких договоров нет с Литвой, Болгарией, Эстонией и другими странами Восточной Европы из бывшего соцлагеря.

Эстония: страсти по «Бронзовому солдату»

Закон о захоронениях был принят в Эстонии в январе 2007 года. Он позволяет демонтировать памятники, «представляющие угрозу общественному порядку», а также переносить захоронения советских солдат. После этого из центра Таллина перевезли на военное кладбище на окраине города двухметровый памятник советским воинам.

«Бронзовый солдат» появился в городе в 1947 году рядом с братской могилой 13 военнослужащих, погибших в боях за Таллин в 1944 году. Их имена были вырезаны на табличках за спиной скульптуры. В 1964-м перед ней был зажжен Вечный огонь.

эстония

Памятник советским воинам-освободителям Таллина и Вечный огонь

Фото: РИА Новости/В. Бабайлов

В начале 1990-х его потушили, а имена на табличках заменили надписью «Павшим во Второй мировой войне» на эстонском и русском языках. После депортации памятника останки перезахоронили.

С предложением убрать памятник выступила в 2006 году, за год до демонтажа, Националистическая партия. После этого он стал объектом интереса активистов. Они раскрашивали его, возлагали венки из колючей проволоки, пытались накинуть на шею петлю. В результате все работы пришлось вести в плотном кольце полицейских.

Во время демонтажа памятника и эксгумации останков происходили стычки местных националистов с живущими в Эстонии русскими. Это привело к массовым беспорядкам — сожженным киоскам, разбитым витринам и машинам, многочисленным задержаниям.

Художественные особенности

Облик памятника довольно необычен был даже на фоне Москвы 19 века. Внешне он напоминает небольшой храм шестнадцатого столетия. Основание имеет восьмиугольную форму. В создании часовни использовали такие материалы, как чугун, гранит.

Восьмигранный шатер, увенчанный короной, напоминающий шапку Мономаха, суживается кверху. На самой вершине – восьмиконечный крест.

Первые годы своего существования памятник с внешней стороны был разноцветным. Главки, кокошник, крест – позолоченными. На шатер и двери также была нанесена краска, имитирующая позолоту. Горельеф же покрывала медь. Стоит заметить, что детали смонтированы идеально: на поверхности часовни не видно ни одного шва.

Памятник украшен горельефами, расположенными на боковых гранях. Изображены на них довольно трагические сценки. Так, на одном из горельефов можно видеть жестокого янычара, который вырывает ребенка из рук матери. На другом изображён русский крестьянин. Старик благословляет своего сына-гренадера и, вероятно, дает напутствие, сражаться на поле брани не на жизнь, а насмерть.

Третий горельеф изображает гренадера, который берёт в плен турецкого воина. На четвертой сценке — русский солдат, освобождающий болгарскую женщину. Стоит сказать, что памятник, о котором речь идет в этой статье, по одной из версий, должен был быть воздвигнут недалеко от Плевны. Однако русско-болгарские отношения внезапно ухудшились, а потому часовню решили оставить в Москве.

На памятнике можно увидеть также торжественные надписи, посвященные солдатам, павшим в славном бою. На западной и восточной гранях выбиты цитаты из Нового Завета. В конце XIX века перед входом в часовню стояли тумбы с кружками для пожертвования. Собранные деньги шли солдатам, лишившимся здоровья при осаде Плевны, и сиротам гренадеров.

«Алешу» в Болгарии и построили, и отстояли местные жители

На одном из трех пловдивских холмов вот уже 62 года стоит скульптура солдата из железобетона высотой в 11,5 метра. В его руке — опущенный к земле ППШ, а смотрит «Алеша» на восток. Вокруг монумента простирается смотровая площадка, на нее ведут 100 ступеней широкой лестницы. «Алешу» видно из любой точки Пловдива, это одна из его ярких достопримечательностей.

Изначально идея поставить памятник советскому воину-освободителю принадлежала жителям Пловдива, а не коммунистическому руководству, вставшему у руля страны после Второй мировой войны. В 1954 году на высоком шестиметровом постаменте, украшенном барельефами, установили скульптуру солдата. Прообразом памятника стал рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Скурлатов, связист, который восстанавливал в 1944 году телефонную линию Пловдив — София. С его фотографии и изваял свою скульптуру автор памятника Васил Родославов.

К концу XX века по всей Восточной Европе прошла волна десоветизации: соцлагерь быстро переставал быть таковым. Параллельно с выводом советских войск европейские города избавлялись от «символов советской оккупации» — и конечно, в первую очередь это были памятники. Пловдивский совет общины в 1989 году попытался снести памятник, но пловдивцы защитили «Алешу»: вокруг него даже несколько ночей дежурили горожане. В 1993 году кмет (мэр) Пловдива снова решил демонтировать памятник — десятки общественных организаций выступили против. Следующая попытка уничтожить монумент была предпринята в 1996-м — в процесс вмешался окружной суд и отменил решение совета общины. И наконец Верховный суд Болгарии постановил, что «Алеша» — памятник Второй мировой войны и трогать его нельзя.

На всех подборках фотографий из города он обязательно есть, и отовсюду, кроме новых спальных районов, его видно. Фото fototravels.info

Впрочем, волна антисоветских настроений Болгарию не миновала, поэтому нельзя сказать, что «Алешу» единодушно любит весь Пловдив.

Жительница Пловдива Гелена Беляева рассказала «Реальному времени»:

«Пожилые люди относятся к памятнику лучше, чем молодежь, — тут вообще сложное отношение к советскому наследию. Те, кто постарше, говорят, что при Союзе было хорошо, а при Евросоюзе хуже. Молодежь в основной массе те события воспринимает как геноцид. В Болгарии сейчас есть много памятников жертвам социализма. Не так давно соцсети обошла фотография, на которой в «Алешу» попала молния — было множество комментариев в духе «хорошо бы молния его раздробила совсем». Тут много ехидничают по этому поводу, ведь боев в Болгарии не было, здесь не гибли советские воины.

Вопрос о сносе поднимался, когда демонтировали остальные памятники социализму. Но с «Алешей» получилось иначе: он уже успел стать символом Пловдива. На всех подборках фотографий из города он обязательно есть, и отовсюду, кроме новых спальных районов, его видно».

Художественные особенности

Чугунный восьмигранный шатёр-часовню на низком постаменте венчает православный крест. Отлитые из чугуна детали собирались и монтировались с идеальной точностью — на поверхности не видно ни единого шва.

Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами: русский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадера; янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; умирающий русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию. На гранях шатра надписи: с северной стороны — «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28го ноября 1877 г.»; с южной — «В память войны с Турцией 1877—1878 годов» и перечень основных сражений — «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали»; на восточной и западной — цитаты из Евангелия. Перед памятником — чугунные тумбы с надписями «В пользу увечных гренадер и их семейств» (на них стояли кружки для пожертвований).

В интерьере часовни, отделанном полихромными изразцами, помещались живописные образа Александра Невского, Иоанна Воина, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, семь бронзовых плит с именами погибших гренадеров (убитых и умерших от ран) — 18 офицеров и 542 солдат.

После 1917 года большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадеров были утрачены; часовня была закрыта и разорена. В ней устроили туалет. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, к концу войны её привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В 1959 и 1966 годах ремонтировалась; была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид чёрного чугунного памятника. В 1984 году исполкомом Моссовета было принято решение о реставрации памятника, — под наблюдением архитектора Г. Ф. Мелентьева.

В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму. На сегодняшний день часовня приписана к Кадашевскому храму, настоятелем которого является протоиерей Александр Салтыков.

В ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора, 1 марта 1998 года состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II; 3 марта, в день национального праздника Дня освобождения Болгарии от османского ига у вновь освящённой часовни состоялось торжественное поминовение воинов духовенством Русской и Болгарской Православных Церквей; в декабре 1999 года при часовне было учреждено Патриаршее подворье (в настоящее время здесь регулярно совершается заупокойное богослужение).

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора