Памятники архитектуры москвы, том 8. окрестности старой москвы (юг и восток)

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

Западный модерн

Дом в стиле Гауди

Фото: wikipedia.org/ NVO

С учетом любви россиян к Испании (по данным momondo, эта страна входит в топ-5 самых популярных туристических направлений), москвичам будет интересно посмотреть на красочный дом стиле Гауди, который находится в Сеченовском переулке и хорошо просматривается с Остроженки. Архитектура этого жилого дома, известного также как «Доходный дом Лоськова», напоминает творения гениального Гауди в Барселоне.

Адрес: пер. Мансуровский, д. 4/1 (метро Парк Культуры)

Особняк Арсения Морозова

Фото: wikipedia.org/Shakko

Купец Арсений Морозов в первой половине XIX века долгое время путешествовал по Испании и Португалии и настолько вдохновился дворцом Пена в португальском городе Синтра, что решил построить похожий дом в Москве на улице Воздвиженка.

Особняк Морозова, отделанный в неомавританском стиле, часто называют слишком вычурным, а его мать отреагировала на архитектурную причуду сына фразой: «Раньше только я знала, какой ты дурак, а теперь вся Москва об этом знать будет».

Сегодня в этом здании располагается Дом приемов Правительства РФ.

Адрес: ул. Воздвиженка, д. 16/1 (метро Арбатская)

Средневековый город

Фото: vk.com/ stroyka

Отдельно стоит рассказать о европейском городе-призраке Piligrim Porto, застывшем в 18 веке. Его построили специально для съемок фильма «Записки экспедитора тайной канцелярии», а теперь декорации служат образцом европейского города позднего Средневековья.

Здесь вам удастся побывать в кабаке и католической церкви, посмотреть на гильотину и виселицу и прогуляться по узким средневековым улочкам. Несмотря на то, что все здания – это декорации, атмосфера средневекового города ощущается в Piligrim Porto даже ярче, чем в старой части Москвы, где все дома настоящие.

Адрес: Московская область, пос. Фирсановка (недалеко от Химок)

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Презентация на тему: » Архитектура Древней Руси Архитектура Древней Руси.» — Транскрипт:

1

Архитектура Древней Руси Архитектура Древней Руси

2

«Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь История возникновения

3

Архитектурный облик Древней Руси

4

Деревянное зодчество

5

Десятинная церковь В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена – византийского царевна Анна, сюда же из Вышгорода перенесли прах княгини Ольги. В 1044 г. Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира Ярополка и Олега Древлянского.

7

Из истории В 1240 г. Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя. В гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1630 г. Был отреставрирован и при нём основан мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 г., когда он окончательно приобрёл нынешний облик. В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились.

8

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме шлемов древнерусских богатырей, центральный символизирует Илью Муромца. Собор Святой Софии. г. Великий Новгород

9

Архитектурные особенности Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи ещё более широкой одноярусной. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки.

10

Успенский собор во Владимире Величественны Храмы на планете. Трудом людей они воздвигнуты в юдоли. Но, человек, запомни- в этом Свете- Все Храмы — суть Творенья Моей Воли. В твоей Вселенной — Я Есть Всё во Всём. Помощниками чада избираю- Талантом, гением всех чад благословляю- Нуждаюсь Я в cо-творчестве твоём.

11

Храм покрова на Нерли …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь

12

Храм Покрова Богородицы « Гордость русского зодчества, гимн красоте и гармонии человека и природы. Одни сравнивают его с парусом, другие уподобляют церковь милой девушке в подвенечном наряде или белой лебеди, голубке. Третьи называют его «поэмой из камня». Нежность, красота, гармония, женское обаяние, грусть и печаль – всё слилось здесь воедино». И.Э Грабарь

13

Успенский собор – главный собор России Первое упоминание в документах об Успенской церкви, сооруженной в конце XVI века каменный Успенский собор Успенский собор, заложено новое здание окончание строительства здания , возведение колокольни собора начало реставрационных работ открытие в здании собора Дома органной и камерной музыки

14

Владимирский с обор Над храмами сверкают купола, Народу возвращаются иконы, И мы идем и отдаем поклоны, Под звон, что издают колокола. Вернулось то, что ждали много лет, Вернулась Вера к русскому народу, Пройдя через гоненья и невзгоды, Заблудшим душам подарила свет.

15

Викторина Назовите архитектора Успенского собора Московского Кремля Аристотель Фиораванти Покрова на Нерли Согласно одному старинному источнику, князь построил храм «на лугу», печалясь о смерти любимого сына Изяслава. О каком храме идет речь?

16

Викторина София Киевская (XI в.) была построена при сыне Владимира. Назовите его имя. Ярослав Мудрый

17

Викторина «Он, словно шлем, надвинул главы И стены выставил, как щит. Он весь – тугая соразмерность, Соотношение высот, Асимметрия, тяжесть, верность И сводов медленный полёт». Архитектурный облик какого собора запечатлён в стихотворении В. А. Рождественского? Собор Святой Софии в Новгороде

18

Викторина «Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет и не будет такой». О какой церкви идёт речь? Преображенская церковь в Кижах В Византии Где зародилась архитектура?

Трамвайная остановка, садовый павильон и доходный дом

В августе 2018 года завершилась реставрация чугунного павильона трамвайной остановки «Красностуденческий проезд» — одного из старейших в Москве. Его построили в конце 1980-х годов по проекту архитектора Франца Когновицкого. В наши дни остановка используется по назначению: здесь останавливается трамвай № 27.

Инвестору пришлось восстанавливать облик павильона по историческим образцам, архивным чертежам и фотографиям. На момент начала работ в исходном виде сохранились только основания колонн. Специалисты демонтировали все поздние элементы, искажавшие облик памятника, расчистили чугунные фрагменты кровли, воссоздали капители, располагавшиеся по периметру павильона, и другие детали. Арендатор провел работы на объекте менее чем за два года.

Садовый павильон на Арбате, в переулке Сивцев Вражек, также отреставрировали в короткие сроки: аукцион на право аренды объекта состоялся в июне 2017 года, а уже в марте 2018-го комиссия Мосгорнаследия оценила выполненные работы. За это время специалисты восстановили северную и западную стены здания, перекрытия, столбы, колонны, двери, окна, лестницы и декор.

Изначально парковая беседка в стиле классицизм, построенная в 1911 году, входила в ансамбль городской усадьбы Лопатиных. Из пяти зданий комплекса в советские годы сохранились только главный дом и садовый павильон. Сейчас в восстановленной беседке работает кафе.

Кроме того, к осени прошлого года на средства инвестора был отреставрирован современник этого садового павильона — доходный дом в Настасьинском переулке. Двухэтажное каменное здание с подвалом, построенное в 1911 году по проекту архитектора Клавдия Розенкампфа, привели в надлежащий вид: интерьерам помещений, парадной и служебной лестницам вернули исторический облик, отремонтировали фасады здания.

Спасение памятников

Чтобы предотвратить разрушение и гибель памятников, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, противоаварийные работы в 2017 году провели на 22 исторических объектах. В их числе:

— жилой дом Наркомфина на Новинском бульваре — в мае 2018 года должна начаться его реставрация, вся необходимая документация согласована, после реставрации здание останется жилым;

— палаты Левашовых в Староваганьковском переулке — согласована документация на проведение реставрационных работ, восстановить фасады планируют к июлю 2018 года, а помещения — в 2019 году;

— несколько объектов городской усадьбы XIX века в Шелапутинском переулке — реставраторы усилили конструктивные элементы зданий, сделали обрамление проемов, установили распорки, заделали трещины, расчистили культурный слой по периметру зданий; к реставрационным работам приступят в октябре 2018 года;

— дом Орлова-Денисова на Большой Лубянке — усилены фундаменты и перекрытия, отремонтированы стропила и кровля, обновлены интерьеры и воссоздан лепной декор главного, бокового и дворового фасадов, проведена консервация на зимний период. В 2018 году планируется отреставрировать фасады, парадные интерьеры и обустроить инженерные сети. Ремонтные и реставрационные работы завершатся в 2019 году.

Во время противоаварийных и изыскательских работ на историческом здании Софийского механического завода акционерного общества Г. Листа на Болотной площади обнаружили подлинные скульптуры литейщика и кузнеца, украшавшие раньше пилоны ворот парадного входа. Предполагалось, что они были утрачены. После реставрации скульптуры вернутся на свое место.

Дом 21 на Остоженке, построенный архитектором Львом Кекушевым в 1903 году, — это один из наиболее ярких образцов московского модерна. По проекту реставрации на крышу здания вернется скульптура льва — визитная карточка архитектора. При невыясненных обстоятельствах ее утратили еще в начале XX века. Специалисты смогли восстановить ее лишь по единственной старой фотографии, которую отыскали в архивах. Длина медной скульптуры — 3,2 метра. Она имеет большой запас прочности и может выдерживать экстремальные погодные условия. 1 июня 2018 года планируется завершить реставрацию фасадов здания. Тогда вниманию москвичей представят обновленное здание с фигурой льва на 15-метровой высоте.

Вокруг «Зарядья» и на ВДНХ

В 2017 году завершился крупнейший проект по сохранению объектов культурного наследия, расположенных рядом с парком «Зарядье». Работы стартовали в 2012 году с реставрации Старого Английского Двора и финишировали в 2017 году восстановлением Государева двора, палат бояр Романовых и комплекса служб Знаменского монастыря, а также памятника средневековой русской фортификационной архитектуры — стены Китай-города.

Отреставрированы церковь Зачатия Святой Анны, что в Углу XV века, палаты XVI–XVII веков, храмы XVII–XIX столетий. Алексей Емельянов подчеркнул: «Сегодня этот небольшой участок территории города, где мы можем познакомиться с 600-летней историей нашей столицы». Именно здесь археологи обнаружили берестяную грамоту XIV века.

Крупнейшей реставрационной площадкой Москвы стала территория ВДНХ. «Из 49 объектов по 43 на протяжении четырех лет проводятся реставрационные работы», — сказал руководитель Департамента.

В 2017 году там завершили реставрацию центральной части арки главного входа. Работы не проводились с 1954 года. По сохранившимся образцам специально для этого объекта специалисты изготовили облицовочный материал терразит. Скульптура «Тракторист и колхозница», установленная на арке, вернулась к своему первозданному виду 1954 года, когда она была также облицована смальтой.

На центральных пилонах северного входа (исторический вход на выставку 1939 года) по архивным материалам воссоздали уникальные барельефы.

Специалисты также привели в порядок павильоны № 84 «Дом культуры» и № 62 «Охрана природы». В последнем открылся центр балета.

В начале 2018 года завершились работы по реставрации павильона № 32/34 «Космос». Реставраторы восстановили уникальный стеклянный купол, воссоздали гипсовый лепной декор по фасадам и интерьерам, облицевали колонны цветным мрамором, привели в порядок скульптурную группу на крыше здания. Под куполом павильона установлена точная копия звезды, украшавшей Троицкую башню Кремля с 1935 по 1937 год. По чертежам также удалось воссоздать историческую люстру диаметром более четырех метров и весом почти тонну, которая украшала купол павильона с 1954 года, а в 1970-х годах была демонтирована и утрачена. Она станет частью новой экспозиции центра «Космонавтика и авиация», который откроется в отреставрированном павильоне «Космос» в 2018 году.

«Важно то, что в результате работ, проведенных реставратором совместно с ВДНХ и специалистами Департамента городского имущества,  павильону вернули исторический облик, а благодаря сложнейшим инженерным работам теперь он может использоваться круглогодично», — подчеркнул Алексей Емельянов. В павильоне № 58 «Земледелие» (бывший павильон Украинской ССР) — завершена реставрация внешнего облика: проведена сложнейшая работа по восстановлению фасадов здания, сложенных из блоков керамики, и скульптурных композиций, установленных на крыше павильона

В павильоне № 58 «Земледелие» (бывший павильон Украинской ССР) — завершена реставрация внешнего облика: проведена сложнейшая работа по восстановлению фасадов здания, сложенных из блоков керамики, и скульптурных композиций, установленных на крыше павильона.

Также в 2017 году на ВДНХ началась масштабная реставрация 17 фонтанов. В завершающей стадии — гидротехнические сооружения центральной аллеи и фонтан «Золотой колос». В 2018 году начнутся работы по восстановлению и сохранению легендарных фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок».

ВДНХ стала лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2017». В номинации «Объекты садово-паркового искусства» победил проект возрождения системы цветочных партеров на главной аллее.

Масштабы и качество работ по восстановлению ВДНХ высоко оценили недавно приезжавшие в Москву эксперты ЮНЕСКО. Они выразили уверенность, что после реставрации выставка станет точкой притяжения для иностранных туристов. Возрождение ВДНХ планируется завершить до конца 2018-го. В ближайших планах на этот год — реставрация исторических фасадов и интерьеров павильона «Центральный», Зеленого театра, ресторана «Золотой колос».

Глава Департамента добавил: «Мы постепенно начали снимать леса с главного павильона, завершено золочение звезды».

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах — четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Деревянный дом, каменные своды и аптека Феррейна

В 2017 году исторический облик вернули дому коллежского асессора Эдуарда фон Беренса в Гусятникове переулке. Усадьбу построили в 1880 году. Семья фон Беренсов владела ею до 1917 года, в 1920-х в одной из расположенных в доме коммунальных квартир жил режиссер Григорий Рошаль, а в 70–80-х годах прошлого века здесь находилось строительно-монтажное управление. Усадьба признана объектом культурного наследия регионального значения.

Ремонт дома на средства арендатора начался в 2016 году. За год в здании восстановили утраченные элементы кирпичных и деревянных стен, отремонтировали стропильную систему, отреставрировали двери и деревянные лестницы, восстановили разрушенные оконные проемы, оштукатурили потолки, воссоздали паркет и печные изразцы по сохранившимся историческим образцам, а также выполнили гидроизоляцию стен цокольного этажа.

Кроме того, в ходе реставрации заменили крышу, восстановили декоративные детали фасадов и кованые металлические элементы — железный зонт на консолях и флагодержатель. Все металлические элементы обработали антикоррозионным составом, а деревянные — антигрибковым. Вокруг здания оборудовали систему отвода ливневых и талых вод.

Также благодаря льготной программе в 2017 году завершилась реставрация жилого дома купца Николая Баулина на Николоямской улице. Эта усадьба еще старше: в ее основе — каменный фундамент сводчатых палат, возведенных в конце XVIII века. После пожара 1812 года их использовали для строительства нового дома, а в 1880-х архитектор Николай Струков реконструировал здание по заказу Баулина.

В 2012–2017 годах реставраторы воссоздали утраченные фрагменты памятника, в том числе кровлю здания, установили новые перекрытия, перегородки, дверные и оконные заполнения, восстановили исторический облик белокаменной палаты и цоколя, помещений с историческими сводами, лепного декора интерьеров и изразцовых печей.

К 2017 году на средства инвестора отреставрировали дом Марка Гусева на Большой Полянке. Он был построен в первой половине XIX века. В 1880-х его владельцем стал знаменитый фармацевт Карл Феррейн. Он открыл здесь аптеку — одну из крупнейших в городе — и реконструировал фасад здания, выходящий на Серпуховскую площадь.

Здание, существенно пострадавшее в советские годы и 1990-е, восстановили всего за год. Рабочие усилили фундамент и стены постройки, заменили конструкции крыши, восстановили лестницы и перегородки, оштукатурили фасады и внутренние помещения. По архивным чертежам на главном фасаде здания воссоздали витрины, лепной декор и входную дверь.

Доходный дом с магазинами

Доходный дом с торговыми помещениями сохранил первоначальный облик.Фото: globallookpress.com

Здание возвели в стилистике эклектики начала XX века. Доходный дом с торговыми помещениями хорошо сохранил первоначальный облик и обладает несомненной архитектурно-художественной ценностью и градоформирующей значимостью. Хотя проект доходного дома в три-четыре этажа был реализован не в полной мере. В 1901 году возвели только левую (западную) часть здания по эскизам московского архитектора Митрофана Арсеньева. Тогда дом принадлежал почетному гражданину Александру Арбатскому. Но спустя год он решил продать здание. Купила его вдова генерал-майора Мария Сокол. Доходный дом так и не довели до совершенства. Главный фасад имеет несимметричную композицию. Украшают его горельефные изображения в виде стилизованных герм с ионическими капителями и четырьмя масками Гермеса.

Где: ул. Кузнецкий Мост, д. 3, стр. 1. Ближайшая станция метро «Кузнецкий Мост».

Что там сейчас: торговые площади, офисы.

Церковь Покрова на Нерли

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой.  В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие — это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Усадьба пасечника

Это место вряд ли заинтересует тех, кто хочет взглянуть на произведения искусства и царский быт. Но если вы устали от банальных музеев, то усадьба пасечника запомнится надолго. Сюда стоит приехать ради того, чтобы ознакомиться с тем, какой была жизнь обычного крестьянина, который жил за счет пчеловодства.

Здание полностью деревянное. Внутри него два выставочных зала. В первом можно посмотреть на оборудование, которым пользовались русские пасечники вплоть до 20 века. Второй зал — жилое помещение, полностью отображающее крестьянскую жизнь в Москве 19 века.

Лучше всего приезжать в усадьбу летом, потому что зимой вы не сможете полюбоваться приусадебным участком, который засажен медоносными растениями.

Находится усадьба пасечника на территории заповедного комплекса «Коломенское».

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

В 1913 году архитектору Алексею Щусеву поручили строительство нового здания Казанского вокзала. Проект был непростой, его реализация затянулась — строительство закончили лишь в 1940 году. Архитектурный облик вокзала выдержали в неорусском и восточном стилях: это было асимметричное здание с многоярусной угловой башней, выстроенной в духе башни Сююмбике Казанского кремля.

Казанский вокзал стал знаковым проектом сначала для царского, а затем и для советского правительства, поэтому на его реализацию направили серьезные деньги и лучших специалистов. В частности, над интерьерами вокзала работали Николай Рерих, Борис Кустодиев и Зинаида Серебрякова.

Пассаж купца Солодовникова в Москве

Солодовниковский пассаж на Кузнецком Мосту в Москве. Фотография: oldmos.ru

Огюст Кадоль. Кузнецкий Мост. 1834.

Новый корпус ЦУМа, вид со стороны Неглинной улицы. Фотография: academic.ru

Первый московский пассаж возвел по заказу Гаврилы Солодовникова архитектор Николай Никитин, а позже переделал Митрофан Арсеньев. Здание было грандиозным торговым сооружением. Оно располагалось на Кузнецком Мосту и имело две галереи, ведущие на Петровку и Неглинный проезд.

Помимо многочисленных магазинов, в пассаже находились театр «Кинофон», кинотеатр «Синема-театр», а в 1920-х годах в расположенном здесь Российском телеграфном агентстве работал Владимир Маяковский.

В 1941 году пассаж был разрушен во время бомбардировки Москвы. После войны остатки здания разобрали, а на его месте разбили сквер. Сейчас здесь находится новый корпус ЦУМа.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора