Патриарший дворец

История храма

Храм святых Двенадцати апостолов в Балаклаве наряду с другими православными храмами Крыма является уникальным памятником архитектуры XVIII века. Он был возведен во имя святого Николая Чудотворца в 1794 году. В качестве материала строительства использовался бутовый известняк, добываемый в каменных карьера Крыма, а само здание возвели на фундаменте старинной церкви, построенной здесь в 1375 году.

В 1861 году во время проведения работ по реконструкции церкви над ее входом обнаружили камень, скрытый под слоем штукатурки, надпись на котором гласила: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна». Такие каменные доски генуэзские мастера оставляли в построенных ими зданиях. По предположению исследователей, камень с надписью использовали вторично уже при возведении храма святых Двенадцати апостолов.

Вот что писал в 1864 году епископ Симферопольский и Таврический Гермоген: «Еще в 1375 году в Балаклаве была построена церковь во имя Двенадцати апостолов. Настоящая же каменная церковь построена в 1794 году, но в Крымскую войну была повреждена неприятелем и потом возобновлена прихожанами и освящена 8 июля 1875 года во имя святого Николая Чудотворца».

Храм святых Двенадцати апостолов сначала находился в ведении главного священника армии и флотов. В нем хранили знамена и другие реликвии Балаклавского греческого батальона, который после присоединения Крыма к России в 1783 году поступил на службу в русскую армию. В 1959 году после упразднения Балаклавского греческого батальона культовое сооружение передали в епархиальное ведомство.

После установления в Крыму советской власти церковь святых Двенадцати апостолов закрыли — в ней размещались сначала дом пионеров, затем клуб ОСОАВИАХИМ.

В 1990 году полуразрушенный храм святых Двенадцати апостолов передали в ведение Православной церкви, после чего начались работы по его восстановлению. Разработкой проекта восстановления занимался киевский архитектор Ю. Лосицкий. Как считают специалисты, это здание является уникальным памятником архитектуры XVIII века, который не встречается в сооружениях Крыма и соседних с ним регионов. Культовое сооружение, представляющее собой четырехстолпную крестово-купольную постройку из бутового известняка, относится к типу крестово-купольных одноглавых церквей, вытянутых по оси восток — запад. Внутри него нет росписей, но в прежние века, возможно, они украшали его стены. Здание небольшое по объему, но устремленные вверх колонны дорического ордера и симметрично-осевая композиция создают впечатление величия.

Церковь была отреставрирована трудами архимандрита Августина (тогда еще протоиерея Александра) и освящена вновь 13 июля 1991 года во имя святых Двенадцати апостолов. В настоящее время она является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Здесь хранятся частицы мощей святых угодников — святого блаженного Василия, святого преподобного Сергия Радонежского и святого священномученика Климента Римского.

Город

Инкерман Крым
Инкерман — город с многовековой историей, последнее название которого было Белокаменск. Такое название город имел 15 лет до 1991 года, а потом переименовали в Инкерман. Основанный как крепость, он сформировался в 20 веке в рабочий поселок.

Город расположен в юго-западной части Крыма, вблизи Севастополя, и является составляющей единицей Балаклавского района города…

Балаклава, Крым
Один из прекраснейших городов Крыма, расположен недалеко от города-героя Севастополь, всего в 12 км, в одной из красивейших и спокойных бухт Крыма.

Географические координаты г. Балаклавы на карте Крыма N 44.5071, E 33.6020

Население города — 24 300 человек. Климат в городе умеренно-континентальный, переходящий в субтропический.
Город расположен на Юго-Западном побережье…

Севастополь
​Севастополь — это город с многовековой историей, который расположен в юго-западной части Крыма непосредственно у берега Черного моря, береговая линия которого составляет 106 километров. Основные исторические достопримечательности расположены в южной части Севастопольской бухты.

Географические координаты города Севастополь на карте Крыма GPS N44.6146, E33.6380 .

Оружейная палата

Наиболее интересный музей, собравший в себе сокровища царской казны, Оружейная палата — построен сравнительно недавно, если измерять историческими рамками Кремля, в 1851 году. До этого его экспонаты претерпели несколько переездов и пожаров. Название намного древнее самого здания и заимствовано у древнейшего казнохранилища Кремля, упоминания о котором относятся к началу 16 века. Местом хранения экспонатов в течение всего периода были «Оружничая» палата, Казенный дом, мастерская, Теремной дворец.Экспозиция Оружейной палаты включает в себя парадное платье царей и иерархов, золотые и серебряные предметы работы мастеров ювелирного искусства, как русских, так и западноевропейских, оружие различных армий и веков. Интерес представляет экспозиция экипажей и конской парадной экипировки. Возрастной разброс экспонатов от IV столетия до начала XX века. Формировалась экспозиция за счет подарков, военных трофеев, археологических и других находок. Центральный экспонат музея – шапка Мономаха, коронационный атрибут допетровской России. Из предметов, принадлежащих царям, интерес представляют двойной трон братьев –царей Ивана и Петра и богато облицованный трон Ивана Грозного. Вся экспозиция занимает 9 залов по различным видам представленных предметов.

Музей в Патриарших палатах

Во время экскурсии стоит обратить особое внимание на экспозиционные витрины Крестовой палаты. Один из самых примечательных экспонатов, выставленных в музее – мраморная печь, украшенная золоченой сенью и изготовленная в XIX столетии по приказу Екатерины II для совершения чина мироварения

Ароматное масло используется в православии для совершения таинства миропомазания. Печь выполнена в форме креста и облицована мраморными плитами

Один из самых примечательных экспонатов, выставленных в музее – мраморная печь, украшенная золоченой сенью и изготовленная в XIX столетии по приказу Екатерины II для совершения чина мироварения. Ароматное масло используется в православии для совершения таинства миропомазания. Печь выполнена в форме креста и облицована мраморными плитами.

Сваренное миро хранилось в кади, которая была сделана из серебра. Двухсоткилограммовый сосуд, украшенный резными серебряными орнаментами, хранится здесь же в музее. На крышке кади размещены позолоченные статуэтки пророка Самуила и царя Давида и литые фигуры евангелистов. Еще два сосуда для хранения миро, выставленные в Крестовой палате, были подарены императорами Павлом I и Николаем II в память о присутствии их при совершении чина мироварения.

Предметы патриаршего быта и столовая посуда изготавливались из драгоценных металлов, хрусталя и декорировались перламутром. На выставочных стендах Крестовой палаты можно увидеть кубки и кувшины, солонки и стаканы, ковши и братины, ведра и блюда.

Личные вещи патриархов Никона и Филарета занимают отдельную витрину музейной экспозиции. Они являются образцами русского декоративно-прикладного искусства. Одеяние патриарха Никона, называемое саккос, было изготовлено из драгоценной итальянской ткани, расшитой золотыми нитями. Клобук патриарха Филарета выполнен из белого шелка и украшен жемчугом и шелковой вышивкой. Крест патриарха Филарета изготовлен из серебра и покрыт позолотой. Его украшают драгоценные камни, а на рукояти различима надпись, свидетельствующая о дате изготовления креста – 1623 год.

Настоящий шедевр русского ювелирного искусства – чаша из горного хрусталя, оправленная в золото и богато декорированная изумрудами, рубинами и бирюзой. Кроме нее в витрине-поставце Крестовой палаты хранятся образцы драгоценной столовой утвари, украшавшей царские и патриаршие приемы.

Изделия златокузнецов, представленные в музее, служили и в определенных политических целях. Демонстрируя роскошь и, в том числе, иноземные подарки, царский двор информировал иностранных визитеров о собственном благосостоянии и тесных отношениях с соседними государствами.

Витрины трапезной Патриарших палат демонстрируют посетителям коллекцию русского художественного шитья. На стендах представлены изделия, выполненные методом лицевого шитья, и предметы, созданные при помощи орнаментального. Коллекция датируется периодом XVI-XVII веков. Лицевое шитье использовалось, главным образом, для создания предметов церковного интерьера. В этой технике выполнены представленные в музее пелены, украшавшие алтарные преграды и стены храмов, покровы на престолы, шитые иконы и хоругви. Наиболее древний и значительный экспонат – воздух «Троица Ветхозаветная», изготовленный в конце XVI столетия в мастерской светлицы бояр Годуновых. Еще одна работа, несомненно достойная внимания экскурсантов – плащаница «Положение во гроб», вышитая по заказу Михаила Романова и патриарха Филарета. Плащаница была изготовлена в кремлевской мастерской Вознесенского монастыря, которой руководила великая старица Марфа, мать первого русского царя из династии Романовых.

Часы Ивана Грозного

В наши дни комплекс Патриарших палат и собора пользуются повышенным интересом не только историков, но и всех гостей Москвы. За последние годы неподалеку от Кремля возвели множество роскошных отелей и скромных мини-гостиниц, постояльцы которых могут спокойно пешком дойти до этого архитектурного шедевра, осмотреть его снаружи и побывать на экскурсии внутри. В палаты теперь допускают не только особ царских кровей или священнослужителей верхней ступеньки иерархической лестницы русского православия, но и абсолютно всех желающих. В наши дни Патриаршие палаты – это музей прикладного искусства, собравший под своими старинными сводами множество предметов быта людей прошлых веков и произведений художников, мастеров по дереву, искусных вышивальщиц, гениальных иконописцев. Крестовая палата на втором этаже собрала огромную сокровищницу любопытнейших памятников старины.

Здесь вниманию гостей представлены мебель, ювелирные украшения, книги, богатые иконные оклады XVII столетия и даже более ранних веков. В числе самых интересных экспонатов можно назвать подлинные карманные часы Ивана Грозного, выполненные в виде крошечной книжки. Предполагают, что они были подарены государю-тирану иностранными послами во время одного из визитов.

Еще одно подношение Грозному – большие настольные часы «Бахус». Как именно они оказались у Ивана Васильевича, точно неизвестно, но скорее всего их тоже подарили иноземные гости. Эту гипотезу подтверждает такой факт: во время аудиенций у государя послов-иностранцев часы стояли в Грановитой палате, где и шел прием. А вот еще одно диво дивное: часы в форме луковицы. Они принадлежали когда-то всесильному Никону.

Из Крестовой палаты удобно пройти в церковь 12-ти апостолов, которая сегодня хранит большое собрание редких икон XVII в. Если вы оказались в Москве, постарайтесь найти немного времени для посещения собора и Патриарших палат. Получите истинное удовольствие и удовлетворите свое любопытство касательно образа жизни наших предков – как богатых и знатных, так и простых.

Немного истории

Архитектурный ансамбль, которым любуемся мы, люди XXI столетия, начал складываться примерно в XIV в. на основе построек митрополичьего двора. В 1450 г. здесь возвели первую белокаменную палату, искусно украшенную и изузоренную, а потом рядом стали расти другие роскошные хоромы и кирпичные хозяйственные постройки.

1589 год стал судьбоносным для двора митрополита: отныне он именуется патриаршим. Смутное время, обрушившееся на русскую столицу всей тяжестью гражданских волнений и иностранной интервенции, закончилось плачевно для Патриарших палат: они были охвачены мощным пожаром и практически полностью сгорели в 1626 г. – остались лишь остовы зданий из камня и кирпича. Восстанавливать русское чудо света принялись в тот же год, и вскоре москвичи вновь могли любоваться хоромами.

К 1653 г. в судьбе палат наметился новый перелом: они были с царского плеча пожалованы близкому другу-приятелю Алексея Михайловича – патриарху Никону, и тот сразу занялся усовершенствованием и обустройством царева подарка.

Отныне Патриаршие представляли собой сложную систему, где протекала большая часть жизни духовных властителей Московии. Первый этаж великолепного дворца был отдан в распоряжение дьяков множества приказов. Никон имел огромные вотчины в собственности, поэтому управлять всеми имениями был попросту не в состоянии. На него работала целая команда (если употреблять современные термины).

Далее, на втором этаже, помещалась Филипповская церковь и трапезная, а третий этаж занимал сам Никон. Чтобы ему не приходилось спускаться на службы вниз, рядом, на том же этаже, устроили специальную келейную церковь для всемогущего патриарха.

Как добраться (доехать)?

Чтобы проехать к храму, вам нужно будет добраться до площади 1-го Мая. Сюда ходит несколько севастопольских маршрутов городского транспорта. Так, от 5-го км Балаклавского шоссе вы доедите на маршрутке №8, №9, №33 и №99; от аквапарка «Зурбаган» — №34; от Нахимовской площади — №94. Далее потребуется пройти порядка 500 м в южном направлении – по улице Калича.

Пешком дойти до церкви от центра Балаклавы проще всего таким образом:

Туристу на заметку

Достопримечательности Севастополя неизменно привлекают внимание туристов, что понятно – город и его «спутники» обладают богатой, многосторонней историей. Среди примечательных мест г

Балаклава – храм 12 апостолов, соединивший в себе влияние Византии, Генуи, античности и русской православной традиции в Крыму. В заключение предлагаем короткое видео про то, как тут празднуют Крещение. Приятного просмотра!

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения. В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов. Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Описание Храма двенадцати апостолов

В плане он напоминает крест – это так называемая крестово-купольная конструкция, нередко встречающаяся в церковной архитектуре. Строительным материалом является местный белый бутовый камень. По размерам здание невелико.

Среди памятников, какими знаменита Балаклава, храм Двенадцати апостолов не принадлежит к числу самых знаменитых, но многочисленные ремонты и перестройки сделали его весьма необычным. Основу создает строение крестово-купольной конструкции, характерной для Византии, а пристроенная позже колоннада с дорическими колоннами воплощает русский классицизм эпохи просвещенного абсолютизма. Фото позволяют оценить внешний вид церкви – она невелика, но колоннада придает ей особое величие, свойственное больше античным постройкам.

Сегодня внутри никакой росписи нет. Однако ученые полагают, что в генуэзские времена она могла быть, мол, просто не выдержала испытаний временем. При реконструкции 1990 г., проводимой по проекту архитектора Ю. Лосницкого, никаких художеств предусмотрено не было. Предполагалось, что такой декор сделает храм близким поздневизантийским традициям.

Ныне сакральный комплекс является действующим. Верующие особенно стремятся почтить хранящиеся в нем святые мощи – блаженного Василия, святого Климента (покровителя монастыря, которому принадлежит церковь) и преподобного Сергия Радонежского.

Географические координаты Храма Двенадцати Апостолов в Балаклаве GPS N 44.497708, E 33.601409

Храм 12 Апостолов в Балаклаве находится по адресу: г. Балаклава ул. Рубцова, 41, телефон для справок +7 3692 63-77-12. Время работы Храма 12 Апостолов с 09:00 до 18:00, вход бесплатный. По большим религиозным праздникам, время работы храма меняется.

Как добраться до Храма 12 Апостолов в Балаклаве

Добраться до Храма проще всего с центральной набережной Назукина по лестнице, пешком 5 минут и Вы у цели. Так же на набережной, есть указатель к Храму, или если Вы спускаетесь из крепости Чамбало, то от источника, во время спуска в город, не идите в низ по лестнице, а двигайтесь прямо метров 500 и Вы у цели.

История Храма 12 Апостолов в Балаклаве

По некоторым версиям историков, первая церковь была построена в период раннего христианства в период 2-4 веков нашей эры. Официальной археологией подтвержден факт существования церкви в 1375 году, о чем свидетельствует найденный в фундаменте камень с датой основания храма. Но более ранние слои храма были не исследованы и поэтому сейчас более чаще придерживаются версии более позднего основания храма.
Каменный храм на этом месте скорее всего возвели в 1794 году, но есть та же версия и 1796 года. Связано это с датой закладки и окончательной постройки.

После окончания турецкой войны большая часть Крыма находилась в руинах, так было и в Балаклаве. После завершения военной кампании греческий корпус, воевавший на стороне Российской империи, решил обосноваться на своей исторической родине в окрестностях Севастополя. И первым делом начал с возведения разрушенных храмов. Так в 1875 году 8-го июля была освящена и открыта для всех прихожан Церковь Двенадцати Апостолов в Балаклаве. Историческое свидетельство о название более ранних церквей до нас не дошло, но с 1875 года церковь стала называться во имя Святого Николая — покровителя мореплавателей и земледельцев.
После открытия храма для прихожан греки передали в нее захваченные в бою трофеи: флаги, вымпелы и прочую символику, напоминающую о славной победе Русского оружия в Крымской войне.

Храм 12 Апостолов получился не совсем обычным на христианский лад. Большинство ученых считают, что во время строительства греческая община внесла большой вклад в инженерные расчеты. Возможно именно поэтому церковь больше напоминает древнегреческий храм. Церковь построена в виде креста. Переднюю часть церкви обрамляют 4 колонны, которые держат треугольную крышу. По центру крыши находится серебряный купол. Внутренняя отделка храма выполнена в лучших традициях христианства.
После революции, как и большинство церквей, Храм Двенадцати Апостолов был передан на попечение местным органам самоуправления, которые не очень заботились об исторической и духовной ценностях святынь. Здание церкви начало длинный путь, практически в 70 лет, от дома престарелых до развлекательных заведений. Лишь в 90-х годах Церковь Двенадцати Апостолов вновь освятили и открыли для верующих и туристов к посещению.

Сегодня храм Двенадцати Апостолов является духовным центром Балаклавы и одним из самых посещаемых мест города, наравне с секретным объектом ГТС 825 и Крепостью Чембало. Посещая Балаклаву, непременно зайдите в Храм Двенадцати Апостолов. Это займет не более 20 минут, а удовольствие доставит на многие годы.

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов.После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого — более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро — особого церковного масла — и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Грановитая палата

Получила свое название благодаря внешнему оформлению восточного фасада, состоящему из облицовки из белых каменных блоков, отесанных на 4 грани, в парадном стиле эпохи Возрождения. При строительстве Грановитая палата задумывалась как торжественный тронный зал для официальных мероприятий. Период ее строительства 1487-1491 годы, к сожалению здание после этого многократно реконструировалось и глазам туристов доступно в более поздних (вплоть до 19 века) вариантах. Кирпичное здание имеет центральный приемный зал, в который можно попасть через Красное крыльцо (так называется открытая лестница из камня) и Святые сени. Площадь главного зала немаленькая – всего 495 квадратных метров для того, чтобы вместить всех желающих присутствовать у трона на парадных церемониях и приемах.

Стены Грановитой палаты Кремля изначально были расписаны фресками, восстановленными в 1881 году по старинным описаниям. В 20 веке был восстановлен элемент западной стены в виде резного белокаменного портала и Красное крыльцо.Здание до сегодняшнего дня используется в качестве представительского зала.

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора