Раифский богородицкий мужской монастырь. зеленодольский район. республика татарстан

Из истории

Раифский монастырь был основан отшельником Филаретом, известным тем, что после смерти родителей он раздал все свое имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришел в Казань и жил в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля, а затем перебрался на берег Сумского озера в Раифу, где построил себе келью. Это было удивительно красивое место, окруженное заповедным лесом.

Постепенно в округе разнесли слух, что на берегу озера в хижине-келье живет святой человек и после этого вокруг Филарета собралось много православных христиан. Вскоре была построена часовня, в которую привезли копию иконы Грузинской Божьей матери, списанной с оригинала Красногорского монастыря близ села Холмогоры. В 1659 году Филарет умер, а через два года в 1761 году с благословения митрополита Казанского Лаврентия был основан мужской монастырь, который в то время был построен из дерева.

Сильный пожар в 1689 году уничтожил все строения и первыми каменными постройками стали зубчатые стены и башни, которые образовали монастырский кремль, сохранившийся до настоящего времени.

Среди главных сооружений можно отметить следующие:

  • Церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, построена в 1708 году
  • Софийская церковь над братскими кельями, возведена в камне в 1739 -1827 годах. Это одна из самых маленьких церквей, в храмовой части ее могут находиться только 7 человек
  • Грузинский собор построен в стиле классицизма в 1835 — 1842 годах под руководством архитектора Михаила Коринфского
  • Надвратная колокольня высотой около 60 метров возведена в 1889 — 1903 годах, это самое высокое сооружение монастыря
  • Троицкий собор в неорусском стиле построен в 1904 — 1910 годах под руководством архитектора Федора Малиновского.

Перед революцией в монастыре было 80 монахов. Когда в 1918 году обитель была официально закрыта, в обители несколько лет проходили богослужения. В 1930 году ее последние иеромонахи Сергий, Антоний и Варлаам, Иов и Иосиф, послушник Петр Тупицын и миряне Василий Гаврилов и Степан Абрамов были расстреляны по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1930-е годы на территории монастыря содержали политзаключенных, позже – малолетних преступников, а в храмах находились ремонтные мастерские.

Раифский монастырь был возвращен русской Православной церкви в 1991 году. Тогда он представлял печальное зрелище – разрушенные стены и кровля, купола без крестов и обезглавленная колокольня.

Внутри обители

Что делать, как себя вести и во сколько приезжать? Самые распространенные вопросы, когда речь идет о священных местах.

Для девушек настоятельное пожелание, чтобы были закрыты плечи и колени, также без откровенных декольте, на голове – платок. Если с собой нет (а что у туристов может случиться), в монастыре при входе можно найти много оставленных вещей именно на такие случаи, а юбки вообще, специально сшитые для паломников. Для мужчин условия те же – быть не в шортах, а сверху в чем-либо, закрывающем плечи.

Внутри разговаривать стоит тихо, мобильные телефоны выключить, фотографировать только по благословению священника. Он обязательно будет в храме, поэтому смело спрашивайте у работников, где его найти, если не увидели сразу. Открыт Казанский Богородицкий монастырь ежедневно с 8 утра до 7 часов вечера, службы начинаются в 8:00 и 17:00 соответственно.

Архитектурные особенности

До революции обитель располагалась на территории в несколько гектаров. Казанский собор был образцом классицизма. Его площадь, только вообразите, была 49 на 43 квадратных метра. Никольский собор (теплый, т.е. зимний), как и Крестовоздвиженский, который встречает нас сейчас первым, строили тоже по канонам классицизма, но они имеют отличия.

И, наконец, особый символ всего комплекса обители – колокольня высотой 55 метров! Именно она была разрушена большевиками. В новом проекте колокольни нет, потому что недалеко от места ее расположения сразу после закрытия обители возвели пятиэтажку, которая сейчас жилая.

Лучшего всего первоначальный облик сохранила Софийская церковь, поэтому ее посещение стоит занести в лист обязательного. Говорят даже, что издалека она напоминает лампадку с маленьким куполом.

Перед посещением обители стоит знать и помнить, что основные постройки, датированные 1800-1880 годами, в советское время были разрушены. Современный ансамбль реставраторы пока только начинают подводить к тому, что было. В 2005 году храм передали православным, и постепенно, год за годом, монастырь приближается к тому облику, что был до революции. Сейчас завершен ремонт фасадов, установлен крест (300 килограммов), покрытый сусальным золотом. А ведь раньше казанскую обитель сопоставляли с Александро-Невским монастырем, называя их «братом и сестрой».

Видение девочки Матрены

В июне 1579 года в нижней части Казани, расположенной пол кремлем, вспыхнул пожар. К этому времени местное татарское население было полностью выселено, а их место заняли русские переселенцы.

Вскоре после пожара, охватившего значительную часть города, десятилетней дочери стрельца Данилы Онучина Матрене приснился вещий сон. Ей привиделась Богоматерь, которая дала девочке знать, что на месте их сгоревшего дома зарыт ее Пречистый образ. Девочка рассказала об этом взрослым, но никто не принял ее рассказа всерьез.

Прошло какое-то время, и в подвале дома Онучиных действительно нашли старинную икону, завернутую в рукав. Икона поразила собравшихся исключительной сохранностью и свежестью красок. Весть об этом облетела весь город. На место находки прибыл архиепископ Иеримей, который с почестями препроводил новообретенную икону в церковь Святого Николы. Так гласит предание.

Новости Казани

Ставки на спорт: в преддверии ЕВРО-2020 определены фавориты14 февраля 2020, 16:50Аналог или цифра? И мы не о телевизорах4 сентября 2019, 15:50РЕСТОПАРК – ивент, который меняет рестораны!29 августа 2019, 18:30ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗОВ И ПОДАРКОВ В КАЗАНИ: К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ28 августа 2019, 10:55Помощница президента РТ вышла замуж за Бекмамбетова22 апреля 2019, 13:30Шамовская психиатрическая больница стала пятизвездочным отелем3 апреля 2019, 09:10Татарстан находится на 64-м месте в рейтинге доступной ипотеки25 марта 2019, 18:35В Иннополисе запустят беспилотное аэротакси25 марта 2019, 18:30Где и как отметить Новый год в Подмосковье, чтобы он запомнился21 ноября 2018, 09:10На Гагарина появится сквер в честь памяти казанских летчиков1 октября 2018, 20:55

Монастырь после 1917 года

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 года на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (ныне — университета).

Святыни

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров.

Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо:

«Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».

Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».

Икона Св. Иоанна Предтечи

По преданию, в то время, когда явилась икона святого Иоанна Предтечи, села Серый Ключ еще не существовало, а было только несколько изб, в которых жили казаки. Увидев явленную икону на ключе, казаки дали знать о сем гражданам города Нижний Ломов. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли ее в город и поставили в церковь, но икона чудесным образом скрылась и опять была обретена на месте прежнего своего явления. Это повторялось несколько раз. Наконец, иноки Казанской обители пожелали взять сию икону в храм Пресвятой Богородицы, с тем чтобы в честь свято-
го Иоанна Предтечи соорудить особый храм.

Поскольку икона святого Иоанна Предтечи часто и на долгое время вместе с Казанскою иконою Божией Матери вы¬носилась в города и селения Пензенской губернии, то вместо нее в обители оставался список иконы. Риза и венец на списке были серебряными в позолоте, украшенными 18-ю драгоценными камнями. На ризе, на свитке в руке святого Предтечи текст: «Се Агнец Божий вземляй грехи…» (Ин. 1, 29) Икона была помещена в медном посеребренном киоте с полукруглым верхом. Риза и киот были устроены усердием братии монастыря в 1881 году.

Иверская икона Божией Матери

В списках святынь Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого монастыря в летописи упоминается «замечательная по древности» Иверская икона Божия Матери.
Придание гласит, что икона сия в копии списана с Московской Иверской иконы Божия Матери архимандритом Варлаамом, когда тот был в Московском Чудовом монастыре наместником, и привезена им в Нижне-Ломовский монастырь, когда он вторично был назначен настоятелем сего монастыря. Вот как о сей иконе говорится в летописи:

«Икона сия пользуется великим уважением от жителей Н-Ломова и приходящих поклонников. Последние выносят сию икону на молебствия на родник в день Казанской иконы Божия Матери вместе с чудотворною Казанскою; а первые, в годины общественных бедствий, берут ее из монастыря в крестные ходы, и при молебствии о бездождии, по вере своей, часто видели и видят благодать и покровительство Царицы Небесной».

В храме в честь Казанской иконы Божия Матери есть аналой с частичками мощей святых угодников всего 39 мощевиков:

  • святитель Дмитрий Растовский,
  • святитель Феодосий Черниговский,
  • святитель Феофан Затворник,
  • преподобный Максим Грек,
  • преподобный Засима Соловецкий,
  • преподобный Савватий Соловецкий,
  • преподобный Герман Соловецкий,
  • преподобный Гавриил Седмиезерский,
  • преподобный Гавриил Мелекесский исп.,
  • преподобный Антоний Радонежский,
  • Преподобных старцев Оптинских,
  • преподобных матерей Девеевских,
  • преподобномученницы Елисаветы,
  • преподобной Софии Суздальской,
  • священномученика Климента папы Римского,
  • блаженнаго Василия Московского,
  • преподобных старцев Глинских,
  • преподобных отцов Гортинских.

В Казанском храме Святой обители находятся следующие иконы святых угодников с частичками их мощей:

  • Преподобный Сергий Радонежский;
  • Преподобный Серафим Саровский;
  • Пензенские Святые: свящ. исповедник Иоанн Оленевский, святитель Иннокентий Пензенский;
  • Дивеевские блаженные: Пелагея, Параскева, Мария;
  • Санаксарсские святые: прп. Александр, прп. Фёдор Санаксарский, св. праведный воин Фёдор (Ушаков);
  • Икона св. блаженной старицы Матроны Московской с частичкой гроба.

Раифское озеро в Раифском заповеднике

Раифское озеро находится в очень живописном месте и, без собмнений, является одной из достопримечательностей заповедника. Берега озера окружены вековыми елями, здесь просто великолепные закаты и рассветы. Желающие могут покататься по озеру на лодке или загадать желание, привязав ленточку к дереву на берегу.

С озером связан один загадочный факт — лягушки здесь не квакают. Даже те, которых привезли из других водоемов. По легенде, лягушачьи песни мешали монахам молиться и они попросили, чтобы лягушки замолчали и… они молчат до сих пор.

Длина озера 1322 метра, а ширина 323. Раифское озеро входит в гидрологическую систему, состоящую еще из пяти озер: Белое, Линево, Ильинское, Шатуниха и Гнилое. Оно самое крупное из них. В озеро впадает и вытекает из него река Сумка.

400 лет назад размеры озера достигали 6 км, в то время здесь жила народность черемисы, которые веками совершали на берегу озера жертвоприношения.

После завоевания Казанского ханства Иваном Грозным лес начали вырубать под пашни, а в округе начали появляться деревни. Хозяйственная деятельность способствовала вымыванию почвы, которую река Сумка сносила во все проточные озера. Постепенно большое Раифское озеро разделилось надвое, так появилось озеро Белое.

Фауна места достаточно разнообразна. В Раифском озере обитают плотва, щука, лещ, карась, окунь плотка и дргуие рыбы. Также здесь можно наблюдать крякв, чирков, цапель, чаек, крачек, куликов, уток, выпей и других птиц. Водятся здесь и бобры, и ондатры, а изредка приходят и лоси, чтобы полакомиться водными растениями.

В настоящее время сотрудники заповедника прилагают все силы, чтобы спасти озеро от превращения в болото. Удивительно, но одним из инструментов ощистки озера стали… бобры. 

С 1996 года сотрудники заповедника отлавливали бобров в пойме реки Вятка и выпускали в водоемы Раифского участка. Строительная деятельность животных стала орудием в борьбе с заилением водоемов заповедника, а сами бобры — спасателями, продлевающими жизнь заповедных мест.

Как доехать до Раифского монастыря

  • Автобусы №552 и 554 отправляются от станции у ж.д. вокзала Казань-2 на улице Воровского (станция метро «Северный вокзал»). Стоимость проезда 45 рублей (на 2019 г.). Время в пути без пробок (от вокзала) около получаса. Выходить надо на остановке «Раифа» (есть еще остановка «Поворот на Раифу», это поворот с Горьковского шоссе на дорогу, ведущую к монастырю, от нее идти до монастыря более часа!). От остановки «Раифа» до монастыря не больше 5 минут пешком. В летний период автобус до Раифы ходит каждый час-полтора. Расписание можно уточнить на сайте www.zpatp.ru или по телефону +7(919) 621-73-12.
  • На автомобиле – по трассе М7 в направлении Зеленодольска до поворота на Раифу, а затем 5 км до самого монастыря. На прилегающей территории есть автостоянка, а при наличии свободного места машину можно оставить недалеко от монастырских ворот.

Чудотворная икона

В конце XIX века ученые, исследовав найденную девочкой икону, пришли к выводу, что она является точной копией старинной иконы, в свое время вывезенной из Иерусалима в Константинополь. Как же этот список (т.е. копия) попал в Казань?

Высказывалось предположение, что икону — еще до покорения Казани — привез кто-то из местных мусульман в качестве боевого трофея, а затем спрятал в подвале. Не исключено, что члены семьи Данилы Онучина знали об этом и раньше, но поведали только после пожара, чтобы как-то реабилитировать себя в глазах горожан, поскольку пожар начался в их доме, возможно, по их вине. Вскоре вокруг иконы стали твориться чудеса. Пошел слух, что с помощью образа Пречистой Девы исцеляются неизлечимо больные, прозревают слепые… К ней стекались толпы паломников. Молва о чудотворной иконе распространилась далеко за пределы Казанского края. По заказу из Москвы с иконы сняли копию и послали в столицу. Увидев чудотворный образ и познакомившись с историей находки, Иван Грозный повелел соорудить в Казани на месте явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и основать при ней девичий монастырь на сорок монахинь. С этого Указа и начинается более чем четырехвековая история Казанского Богородицкого монастыря.

Новая история

Возвращение святыни

Первая весточка о возвращении всего монастыря поступила в 1994 году. Тогда верующим Казани отдали Софийскую церковь, а уже в XXI веке вернули храм в честь воздвижения Креста Господня. Случилось это в 2004-2005 годах. Следующая радостная для казанцев новость не заставила себя долго ждать. До сих пор помню телевизионные сюжеты, напряженные разговоры прохожих и интересные статьи в местных газетах о том, как в Казань привезли список иконы Богородицы.

В 2005, напомню, праздновали 1000-летие Казани. К этой дате отстроили мечеть Кул Шариф, разрушенную еще войсками Ивана Грозного, и к этому же моменту были завершены переговоры между Папой Римским, Патриархом Алексием II и Камилем Исхаковым, тогдашним мэром столицы Татарстана, по поводу передачи ватиканского списка иконы. Он был сделан в России на рубеже XVII — XVIII веков, а в 20-е годы прошлого столетия вывезен одним поляком из Берлина в Англию. В начале тридцатых годов британский коллекционер Норман Вайс приобрел чудотворный список, а затем вновь благодаря стечению обстоятельств икона оказалась в Ватикане.

Новое дыхание

Любопытно, что с 2005 года решено было возрождать монастырь уже как мужской, в то время как Зилантов – на Зилантовой горе, бывший мужским, сделать женским.

Видимых следов табачной фабрики на территории обители больше нет, народная тропа с постоянством следует в монастырь, а в 2015 году появилось еще одно известие – решение о восстановлении Казанского собора. После взрыва остался лишь фундамент, по которому строители и архитекторы могут полностью воссоздать планировку собора, его раскопки уже завершены.

Торжественная закладка назначена на празднование Казанской иконы 21 июля 2016

На это важное для православных не только Казани, но и России событие приедет Патриарх Кирилл

Традиционно 21 июля и 4 ноября (в день освобождения от поляков в 1612 по молитвам у иконы) проходит крестный ход с тысячами верующих.

Что рядом

В минуте ходьбы от Казанского Богородицкого мужского монастыря находится церковь Параскевы Пятницы – тоже место с особой историей. Помню, как впервые меня пробрал ужас того, что там делалось с заключенными во времена использования храма как тюрьмы НКВД.

Если от ворот Богородицкого монастыря отправиться прямо, то можно выйти к парку «Черное озеро», где весной и летом особо приятны пикники, веселые фотосессии и неспешные прогулки. Если же от обители повернуть налево, то можно оказаться на улочках литературно-музыкальной Казани – тут Горький и Жуковский, а если пройти еще дальше – дом-музей Аксенова.

А вообще на посещение Богородицкого монастыря стоит выделить побольше времени. Чтобы замедлить свой собственный ритм, оттолкнуться от суеты, успокоиться, обрести мир на душе.

Интересные факты

  • Раифский монастырь назван по месту на Красном море — Раифа, где в IV веке погибли монахи от рук язычников — в честь Св отцёв в Раифе и Синае избиенных. Поскольку монастырь в те времена также находился в окружении язычников, его назвали Риифским
  • Хотя рядом с монастырем находится озеро, где немало лягушек, они не мешают послушникам — не квакают. Рассказывают, что однажды, монахи попросили бога избавить их от кваканья лягушек, которое мешало им петь. И свершилось чудо – лягушки замолчали. Проводились эксперименты – когда лягушек из озера вывозили за пределы Раифы, через некоторое время они становились активными и начинали громко квакать. Французские ученые привези из Франции жаб в Раифу и те вскоре тоже замолчали.

И снова об иконе

Икона Казанской Божьей Матери очень скоро превратилась в общерусскую святыню. Небольшая (26,5 на 22 см) деревянная, выполненная в стиле древнего греческого письма, она была обшита малиновым бархатом с прорезанными отверстиями для ликов Богоматери и Спасителя и руки Спасителя. Икона имела две драгоценные ризы: одну из чистого золота с инкрустацией из 18 крупных бриллиантов и 412 драгоценных камней, другую — сплошь унизанную жемчугом с бриллиантовой короной, пожертвованной Екатериной II во время посещения Казани в 1767 году. Эту ризу украшали 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней.

«Святое знамя России», как называли икону Казанской богоматери, почиталось всем православным миром. День ее обретения, 8 июля, отмечался как общероссийский праздник. Заступничеством казанской иконы объяснялись победы русского оружия в 1612 и 1812 годах, изгнание из Москвы поляков и французов.

В Казанском соборе на Красной площади в Москве и в Казанском соборе на Невском проспекте в Петербурге находились списки этой иконы. Сам же первообраз (подлинник) хранился в Казани. Но уберечь общерусскую святыню не удалось.

Летом 1904 года, когда Казань и вся Россия готовились к очередному празднику обретения иконы Казанской Божьей Матери, было совершено величайшее святотатство. 29 июня икону похитили из летнего храма при Богородицком монастыре. Как выяснилось в ходе следствия, хищение совершил матерый вор и грабитель Чайкин (Варфоломей Стоян). В тот же день Чайкин и его сообщники изрубили икону и сожгли в печи, а ризу содрали и поделили между собой. Как позднее объяснил сам вор, схваченный полицией, он самолично порубил и сжег икону, чтобы доказать всему свету, что никакая она не святая, а просто доска. И он, вор, может безнаказанно надругаться над ней. Дело о хищении Казанской чудотворной иконы всколыхнуло всю Россию. Им постоянно интересовался императорский двор, поскольку икона считалась покровительницей дома Романовых. Некоторые прорицатели пророчили на этом основании скорую гибель императорской семьи. И в общем оказались недалеки от истины.

Сам Стоян-Чайкин немного не дожил до революции и умер в Шлиссельбургской тюрьме в 1916 году в возрасте 38 лет. От иконы остались лишь копии и некоторые драгоценности, украшавшие этот уникальный предмет культа и неповторимое произведение искусства.

Исчезнувший собор

Первоначальные постройки церкви и монастыря были деревянными. Среди первых монахинь была и Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавра.

В 1595 году сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович повелел построить при монастыре вместо деревянного каменный храм. Хранителю же царских сокровищ Дементию Черемисову было приказано выделить из казны золото, жемчуга и драгоценные камни для украшения иконы Казанской Божьей Матери. За долгие годы своего существования Казанский Богородицкий монастырь неоднократно перестраивался, расширялся и обрастал новыми постройками. Центральное место среди них занимал ныне уже не существующий собор Казанской Богоматери — великолепное здание с пятью величавыми главами и тремя коническими портиками. Он был центром уникального архитектурного ансамбля. В его главном иконостасе в специальном киоте по левую сторону от царских врат находились две казанские святыни — две старинные иконы: Казанской Божьей Матери и Спасителя.

Собор построен в 1798 — 1807 годах губернским архитектором Ф.Емельяновым по проекту великого русского зодчего И. Старова (автора проекта Таврического дворца в Петербурге).

На Раифском озере началось строительство деревянной купальни

С самого момента основания Раифской обители знали о родниках, которые своими чистыми водами впадают в одноименное озеро… Четыре столетия назад к этому лесному озеру вышел иеромонах Филарет, устроив здесь свою хижину. И до сегодняшнего дня благодатные воды Раифского озера влекут сюда нынешних паломников отдохнуть после богослужения, созерцая красоты векового величественного леса, который окаймляет тихие воды лесного озера.

На Крещение Господне совершается Чин великого освящения воды: все желающие могут пригубить воду из освященного Раифского озера или просто набрать ее и увезти с собой. Здесь же, на озере, под стенами древнего монастыря традиционно возводят и ледяной городок с купелями.Надо отметить, что на западной стороне прихрамовой площади Раифского монастыря находится часовня, в которую из артезианских скважин подведена вода. В сентябре 1997 года часовня и источник были освящены в честь преподобного Сергия Радонежского Патриархом всея Руси Алексием II.

После длительной подготовки, по молитвам братии обители, для удобства паломников на Раифском озере началось строительство деревянной купальни.
Прокт купальни был подготовлен казанским дизайнером.

Наместник и насельники монастыря всегда молятся за жертвователей, благотворителей и помощников.

т  

Вода. Она всегда имела удивительные свойства: снимает усталость, дарует бодрость и душевный покой. Свойственна освященной воде и целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Да и в песнопениях богослужения на Крещение говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».
В то же время стоит вспомнить высказывания святых отцов и современных подвижников о болезнях:

«Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье… Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу…»

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Хочешь быть постоянно здоров и покоен? Выплакивай или выстрадывай свои грехи, ежедневно совершаемые, и поверь – будешь всегда здоров и покоен».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«…Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать….
И болезни – попущение Божие споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу…»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных…»

Преподобный Антоний Оптинский

Информационный отдел Раифского монастыря

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора