Наследники богатыря. в 33-м регионе живут потомки ильи муромца

Содержание
  1. Мощи Ильи Муромца. Чудотворные мощи Ильи Муромца.
  2. Описание иконы
  3. На картинах русских художников
  4. Примечания
  5. Гущины из рода Муромцев
  6. Почему он сидел на печи?
  7. Быль — былина — небылица
  8. Жизнеописание
  9. Мощи Петра и Февронии. Золотошвейная мастерица монахиня Феврония
  10. В небесах, на земле и на море
  11. Почему богатырь свят?
  12. Богатырь Илья Муромец — историческая личность
  13. Народные выдумки и былины
  14. Образ в кинематографе
  15. Муром или Моровск?
  16. Потомки Ильи Муромца
  17. Троицкая церковь
  18. Мощи Петра и Февронии в Муроме. Мощи Петра и Февронии Муромских в муромском Свято-Троицком монастыре
  19. Былинная биография
  20. Прозвище Чоботок
  21. Былины об Илье Муромце
  22. Илья Муромец и Святогор (П.Л. Калинин)
  23. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
  24. Три поездки Ильи Муромца
  25. Бой Ильи Муромца с сыном
  26. Границы
  27. Образ героя
  28. Происхождение названия
  29. Популярные темы сообщений

Мощи Ильи Муромца. Чудотворные мощи Ильи Муромца.

Сенсационные исследования.

В 1988 году межведомственная комиссия провела исследование мощей преподобного Ильи муромца. Результаты поразительными оказались. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста — 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см

Но больше всего ученых поразило другое: Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание — туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.

Родился Илья муромец примерно между 1150 и 1165 гг. а погиб он в возрасте около 40-55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти послужил, видимо, удар острого орудия (копья или меча) в грудь.

Проклятие и чудесное исцеление.

В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками.

Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.

Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли старцы — калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги ….

Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

Подвиги русского Геракла.

После чудесного исцеления Илья муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над соловьем — разбойником.

Исследователи считают, что соловей — разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению. В дальнейшем Илья муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три Богатыря», на который Илья муромец изображен в центре — как самый сильный и могучий.

В былинах и легендах три богатыря — Илья муромец, Алеша попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Вопреки легендам, Илья муромец никогда не служил князю Владимиру великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев.

Православная церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. Илья муромец был причислен к лику святых уже в 1643 году и стал одним из 69 угодников киево-печерской лавры.

Тело Ильи муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар бога, который дается только святым.

От мощей Ильи муромца происходят исцеления тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти свое служение людям … продолжает.

Описание иконы

На святых образах преподобный Илья изображается с посохом в виде меча. Каждая икона подчеркивает богатырское сложение бывалого воина. Его огромные кисти руки уверенно и спокойно лежат на рукоятке посоха, напоминающего орудие борьбы. Несмотря на то что знаменитый богатырь почил в возрасте 45-50 лет, на иконах его изображают с длинной белой бородой и умными, уставшими глазами. Весь святой лик символизирует мудрость и умиротворение.

Голова святого покрыта капюшоном, который венчается схимническим крестом, означающим Голгофу. На разных иконах можно видеть капюшон от синего до черного цвета, но везде он, как правило, в виде шлема, который подчеркивает боевой дух преподобного.


Икона Ильи Муромца

Нестарый возраст выдает благородный овал лица и ясность глаз, плотно сжатые губы олицетворяют волю и выдержку.

Правая рука поднята в святом крещении, при этом два последних пальца прижаты к ладони, а три соединены вместе. Этим жестом неизвестный художник хотел подчеркнуть, что Илья Муромец — истинный православный верующий.

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Примечания

  1. Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  2. Карачаровская улица // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0.
  3. Рязанский проспект // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0.

Гущины из рода Муромцев

За окнами поезда на Муром проплывает природа, еще не пробудившаяся от зимнего сна; довольно однообразный незатейливый пейзаж бесконечные еловые и березовые леса, болота, пожухлая прошлогодняя трава да местами чудом сохранившиеся снежные поляны. Мелькнула за стволами деревьев быстрая тень. Волк? Неужто и впрямь матерый серый разбойник? Возможность не исключена, хотя, пожалуй, на самом деле я видел обычную одичавшую дворняжку, заблудившуюся в лесу. Но сама атмосфера дремучих муромских лесов настраивает на такой лад, чтобы предположить скорее волка, чем собаку.

Цель моей поездки в Муром своими глазами увидеть былинные места, встретиться с возможными потомками Ильи Муромца, поговорить с местными краеведами, собрать карачаровские предания и легенды о великом богатыре.

В Муромском историко-художественном музее судьба преподнесла мне славный подарок местного краеведа А. Епанчина. Энтузиаст, истинный знаток истории родного города, неустанный собиратель местных преданий и легенд, да к тому же и представитель древнего знатного дворянского рода. Не один день пробродили мы с ним по Мурому и Карачарову. А что касается Ильи, то он с таким жаром говорит о своем великом земляке, словно знал его лично.

На родине богатыря все известное по былинам воспринимается по-новому. Вот здесь, к примеру, стояла изба Ильи. Адрес: ул. Приокская, д. 279. Здесь богатырский конь пробил копытом родник. Былины приобретают реальную форму, сказочные пейзажи плавно превращаются в действительность.

Вот и возможные наследники Ильи Муромца семья Гущиных. Местные предания разъясняют, что раньше изба Муромца стояла в гуще леса, отсюда его второе прозвище Гущин, впоследствии она стала фамилией потомков. Гостеприимные хозяева накрывают на стол. На столе появляются копченый судак, умело приготовленный заботливыми руками хозяйки, маринованные грибы, соленья, варенья. И это заставляет вспомнить еще об одном атрибуте легенд и сказок скатерти-самобранке. И, конечно, беседа за самобранкой о великом предке, дедах-прадедах славного рода Гущиных.

Феноменальная сила Ильи Муромца передалась по наследству его далеким потомкам. Так, например, прадед хозяина Иван Афанасьевич Гущин был известен в Карачарове и за его пределами своей недюжинной силищей. Ему даже запрещали участвовать в кулачных боях, ибо, не рассчитав силу удара, он мог убить человека. Он также мог легко тянуть воз дров, который лошади-то не сдвинуть с места. Легенды рассказывают, что подобный случай произошел с Ильей Муромцем. Однажды богатырь принес на гору три огромных мореных дуба, выловленных в Оке рыбаками. Подобный груз был бы не под силу лошадям. Эти дубы легли в фундамент Троицкой церкви, развалины которой сохранились по сей день. Интересно, что недавно при чистке фарватера Оки обнаружили еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Да только вытащить их на крутой берег не смогли технику не достали, а богатыри перевелись.

Не вызывает сомнения то, что род карачаровских крестьян Гущиных древний. Довольно легко удалось проследить их родословную до середины XVII века, а точнее до 1636 года.

Так и хочется написать: «В городе память о великом богатыре хранится свято». Увы, это не соответствует действительности. Часовню, которую срубил сам Илья, разрушили; родники, возникшие на скачках его коня, засыпали. Собирал-собирал город деньги на памятник Илье, да только время превратило те тысячи в труху, и их еле-еле хватило на установку мемориальной доски одному известному писателю. О памятнике городские власти и думать забыли. Потомки же Ильи Гущины чтут его память. На свои деньги они заказали икону преподобного Ильи Муромца. В нее вставили ковчежец с частицей мощей богатыря, переданный в свое время Киево-Печерской лаврой. Икону торжественно установили во вновь отстроенной карачаровской церкви Гурия, Самона и Авива в день памяти Ильи 1 января 1993 года.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. «Калики перехожие», которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила — чудо, дарованное Илие Богом.

Быль — былина — небылица

Конечно, мы не можем утверждать, что все, о чем говорится в народных сказаниях об Илье Муромце, имеет реальную подоплеку. В приключениях былинного богатыря встречаются сугубо фантастические сюжеты, которые носят чисто фольклорный характер. К таким сюжетам относятся победа Ильи над чудовищными «супротивниками» — Соловьем Разбойником и Идолищем, рассказ о поединке русского богатыря с собственным сыном Сокольником, который гибнет от руки отца.

Ученые установили, что народная фантазия изменила социальное происхождение героя. Реальный Илья был, вероятнее всего, знатным человеком, состоящим в родстве с князем Владимиром Мономахом. Сказители русского Севера сделали его крестьянским сыном, а исполнители казачьих песен, в которых тоже встречается этот славный герой, назвали его «старым казаком».

Однако есть в сказаниях об Илье и достоверные элементы. Прежде всего — это рассказ о его чудесном исцелении и о призвании на ратное служение. Согласно преданию, несчастный калека, который с самого рождения до тридцати лет был парализован, исцеляется с Божией помощью. В советских изданиях этого текста Илье помогают «калики перехожие» — паломники в Святую Землю, носители народного религиозного сознания. Но в дореволюционных изданиях былины духовный характер призвания Ильи еще более очевиден, потому что в них будущего героя под видом калик исцеляет Сам Господь Иисус Христос в сопровождении двух апостолов. Сюжет этого сказания не имеет аналогов в эпосе других народов.

Былинный рассказ о благочестивой смерти героя — «Три поездки Ильи Муромца» — столь же нетипичен для народных преданий, хотя его начало носит чисто сказочный характер. Мы видим Илью у дорожного камня с надписью, предвещающей тому, кто поедет по первой дороге,— убитому быть, по второй — женатому, по третьей — богатому. Вначале Илья, как и подобает герою, едет по дороге смерти, но, вопреки нашему ожиданию, опасность, которая подстерегает его там,— ничтожна. Его встречает не былинное чудовище и не несметное полчище врагов, а всего лишь небольшая шайка разбойников, которых Илья побивает без труда. Приключение на второй дороге, которая обещает Илье семейное счастье, носит не героический, а сказочный характер. Здесь Илья встречает ведьму, напоминающую Бабу-ягу, и ее дочку, которая пытается соблазнить богатыря. Однако Илья легко побеждает плотской соблазн. Но что же ждет нашего героя на пути к богатству, которое обещано ему на третьей дороге? Илья Муромец действительно находит на этой дороге клад и на эти деньги строит церковь. Здесь он умирает, и в этой церкви его и хоронят. Очевидно, что последняя поездка Ильи отражает реальные события. Последний подвиг, который совершает любимый герой народных сказаний, — это подвиг благочестия.

Былинные сказания об Илье рисуют картину мирной святой кончины: герой или окаменевает, то есть превращается в святые мощи, или спокойно умирает, перед смертью построив церковь. По народным представлениям, такому великому герою «смерть на роду не писана». В действительности все было куда более драматично. Согласно экспертизе, преподобный Илия умер от ран, что говорит о том, что он был убит. По одной из версий, это произошло во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». И естественно, бывший воин не мог оставаться в стороне и встал на защиту символа древнерусского Православия и своей обители. Непосредственной причиной смерти стала обширная рана от копья в области груди, которую святой воин пытался прикрыть привычным движением левой руки, в которой на этот раз, увы, не было щита. Правая рука святого воина сложена в крестном знамении — это был его последний жест перед смертью.

Газета «Православная вера» № 01 (548)

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

Мощи Петра и Февронии. Золотошвейная мастерица монахиня Феврония

Одной из первых золотошвейных муромских мастериц была наша святая и праведная княгиня Феврония. В своей уединенной келье она вышивала церковные воздухи и пелены, такие специальные облачения на престол. Перед тем как предстать перед Господом, она как раз и заканчивала вышивать воздух. Но ее супруг Петр прислал ей весточку о том, что умирает, и поторопил ее. Она же попросила его подождать немного, но потом пришло еще два известия, в последнем он сказал, что у него уже нет сил ждать ее. И тогда она, воткнув иглу в свою работу, отставила ее и отошла в мир иной в один день со своим благочестивым супругом.

После многих лет современный монастырь все так же живет своей тихой молитвенной жизнью. Взяв пример со святой Февронии, инокини вышивают иконы лицевым шитьем. Игуменья Тавифа благословила своих матушек к началу возрождения этого декоративно-прикладного искусства с самых первых дней открытия женской обители. Теперь память святых Петра и Февронии отмечается в Православной Церкви дважды в год – 8 июля и 19 сентября.

Всегда был богат на историю и святых подвижников Муром. Мощи Петра и Февронии теперь находятся в Свято-Троицком женском монастыре, и святых почитают в России как покровителей семьи и брака. На территории обители есть святой источник и часовня, построенная в честь благоверных Петра и Февронии. В обители также хранится Виленский крест-мощевик.

В небесах, на земле и на море

Бронепоезд №762 («Илья Муромец»). Муромский железнодорожный узел. 1941-1942

Бомбардировщик С-22 («Илья Муромец»). Главный конструктор Игорь Сикорский. 1913-1917

Ледокол «Илья Муромец». Главный конструктор Михаил Бахров. Спущен на воду в июне 2016

В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Почему богатырь свят?

Слово «богатырь» ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще — слова «Бог» или «богатый». Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово «богатырь» появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, «не в силе, а в правде». А тридцать лет, которые герой провел «на печи», следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

Богатырь Илья Муромец — историческая личность

После установки памятника некоторые муромцы впервые узнали, что Илья был их земляком, а не просто вымышленным былинным героем. Многие российские историки единодушно сходятся во мнении, что родиной богатыря является село Карачарово близ Мурома. Именно здесь в XII веке родился силач по прозвищу «Чобиток», ставший прототипом для былинного персонажа Ильи Муромца. 33 года богатырь не «владел» руками и ногами и лежал на печи, а затем получил чудесное исцеление от старцев и пошёл сражаться со Змием. Илья Муромец уехал в стольный Киев-град и поступил на службу к князю Владимиру Красное Солнышко. Незадолго до своей кончины герой-воин принял монашеский постриг. Его мощи покоятся в Киево-Печёрской лавре. Современные антропологи, исследовавшие останки преподобного Ильи, подтверждают, что ноги этого человека длительное время не действовали вследствие врожденного паралича или травмы. Позднее кости в местах переломов срослись, и это позволило Илье восстановить подвижность конечностей. В селе Карачарово сохранились следы пребывания богатыря. Здесь стояла его изба (о чём напоминает мемориальная доска), и до сих пор бьют родники, возникшие в том месте, где богатырский конь ударил копытами. Легендарному герою посвящена одна из экспозиций Муромского музея.

Во дворе музея лежит огромный дубовый пень, а табличка, установленная рядом с ним, гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем. Образ героя-воина, народного заступника вдохновил Вячеслава Клыкова на создание памятника Илье Муромцу. Скульптура богатыря воплощает в себе победительное начало, торжество Победы, которая нужна России. «Нам необходимо понять, что у нас нет другой страны, кроме той, что завещана нам предками и Богом. Русским нужно почувствовать себя единым народом, и мы победим», — так считает автор памятника. И многие века на высоком берегу Оки на страже Земли Русской будет стоять бронзовый «Илья Муромец».

Народные выдумки и былины

На родине богатыря ходят былины, отождествляющие его образ со святым пророком Илией. Однако это нельзя считать правдой. Единственное, что объединяет этих людей — это имя. Хотя и нет точных сведений о годах жизни Ильи Муромца, но все исторические факты о нем свидетельствуют о временах правления русских князей.

А это означает, что историю богатыря можно причислить приблизительно к 970—1200 годам. В то время как пророк Илия жил до рождества Христова. Получается, что между жизнями этих людей проходит более тысячи лет времени. К тому же считается, что пророк Илия, единственный из людей, кроме Пресвятой Богородицы, был вознесен Богом на небеса, не умирая, вместе с телом. А мощи Ильи Муромца хранятся и по сей день.

Образ в кинематографе

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого — не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.

«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» — так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.

Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.

Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.

Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Троицкая церковь

На холме высится Троицкая церковь. Она была построена в 1828 году. Сейчас находится в руинированном состоянии, но ведется реставрация. Так что, возможно, спустя несколько лет она возродится. От нее открываются красивые виды на Оку и заокские дали.

Троицкий храм в Карачарове

Троицкий храм в Карачарове

Троицкий храм в Карачарове

Вид на источник Ильи Муромца

Ока в Карачарове

Статья обновлена 8 мая 2019

Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking и RoomGuru
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Мощи Петра и Февронии в Муроме. Мощи Петра и Февронии Муромских в муромском Свято-Троицком монастыре

К сожалению, мощам преподобных Петра и Февронии не суждено было остаться не тронутыми. После революции 1917 года их изъяли и перевезли в один из музеев города, где выставили на всеобщее обозрение, снабдив недостойными подписями.  Возвратилась в лоно церкви эта важная православная реликвия лишь в 1992 году.

Но на этом тяжкие скитания мощей благоверных не закончились. В 2012 году часть мощей была бессовестно украдена из храма на Васильевском острове Санкт-Петербурга, куда их привезли на поклон местным жителям.

Начиная с 1992 года основная часть реликвии хранится в Свято-Троицком женском монастыре Мурома. Ежедневно обитель посещает огромное количество людей, стремящихся приложиться к великой православной ценности и вознести молитвы высоко чтимым святым угодникам Петру и Февронии. 

Также частица мощей преподобных выставлена вместе с иконой праведных княжеских супругов в храме Вознесения Господня, что находится на улице Большая Никитская в Москве. Каждое воскресенье здесь служится акафист в честь святых.

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

Прозвище Чоботок

«Илья Муромец» звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок — это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды обороняться от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:

Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

И он начал тут

шеламом помахивать,

Как в сторону махнет —

так тут и улица,

Ай в другу отмахнет —

дак переулочек.

Былины об Илье Муромце

Илья Муромец и Святогор (П.Л. Калинин)

На тых горах высокиих,
На той на Святой Горы,

Читать далее

Tags: Былины о Святогоре, Илья Муромец, Святогор, Былины об Илье Муромце

Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича

Ай во том во городи во Рязанюшки,
Доселева Рязань‑то слободой слыла,
Нонече Рязань‑то словё городом.
В той‑то Рязанюшке во городе
Жил‑был Никитушка Романович.
Живучись, братцы, Никитушка состарился,
Состарился Никитушка, сам преставился.
Еще жил‑то Никита шестьдесят годов,
Снес‑де Никита шестьдесят боев,
Еще срывочных, урывочных числа‑смету нет.
Оставалась у Никиты любима семья,

Читать далее

Tags: Илья Муромец, Былины об Илье Муромце, Былины о Добрыне Никитиче

Три поездки Ильи Муромца

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне

Бой Ильи Муромца с сыном

Кабы жили на заставы богатыри,
Недалеко от города – за двенадцать верст,
Кабы жили они да тут пятнадцать лет;
Кабы тридцать‑то их было да со богатырем;
Не видали ни конного, ни пешего,
Ни прохожего они тут, ни проезжего,
Да ни серый тут волк не прорыскивал,
Ни ясен сокол не пролетывал,
Да нерусской богатырь не проезживал.
Кабы тридцать‑то было богатырей со богатырем:
Атаманом‑то – стар казак Илья Муромец,

Границы

Село располагалось южнее нынешней платформы «Карачарово» по обе стороны от современного Рязанского проспекта. Энциклопедия «Москва» определяет Карачарово как «местность, расположенную к югу от одноимённой платформы».

Кроме того сейчас обычно под Карачаровом понимают также территорию к северу от платформы «Карачарово», ограниченную тремя линиями железных дорог: Малым Кольцом Московской Железной Дороги, Казанским и Горьковским направлениями МЖД — ведь именно там располагается конечная автобусная станция «Карачарово», а также 1-я, 2-я и 3-я Карачаровские улицы и Карачаровское шоссе. Раннее на этой терриитории располагались посёлки Фрезер и Кавказ, а также Старый и Новый Карачаровский посёлки.

Образ героя

(Илья Муромец — доблестный богатырь, защитник народа на Руси)

Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.

Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.

(Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью)

Примечательно, что семьи в обычном понимании – жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.

Происхождение названия

Есть несколько версий происхождения названия села

по официальной: от фамилии служилых людей Карачаровых, которые вели свою родословную Фёдора Карачарова, жившего во второй половине XV века тиуна (управителя) удельного князя М. А. Верейского .

Также есть несколько популярных, но не очень правдоподобных версий[неавторитетный источник?][источник не указан 2470 дней]:

  • «кара за чары» — т.е название произошло от выселок, первое население которых составили жители Москвы, высланные сюда из-за приверженности к занятиям колдовством и знахарству.
  • «кара за чару» — т.е название выселки получили из-за чрезмерного пристрастия местного населения к «зелёному змию», то есть к чарке. Хотя сомнительно, чтобы во времена, когда царские указы запрещали даже гнать «питухов» (пьяниц) из кабаков, кого-то могли выслать за пьянство из Москвы.
  • от двух татарских слов «кара» и «чура», что по-русски означает «чёрный богатырь». Значительную часть населения села, действительно, составляли татары. Правда, большинство всегда было русским.

Популярные темы сообщений

  • Национальные парки Танзании

    Танзания – это страна с очень богатым и разнообразным животным миром. Танзания – государство в Восточной Африке и считается самым лучшим для проведения экотуризма. На территории государства есть много национальных заповедников.

  • Летние явления природы

    Не только в жизни человека, в самой природе свойственны изменения. Мы можем часто наблюдать дожди, снега, солнышко и ветер. Все это явления природы. Обычно это изменения, которые будут происходить независимо от человека. Каждый сезон имеет свои

  • Оренбургская область

    Оренбургская область – это один из субъектов Российской Федерации. Она была выделена из состава Средневолжского края в 1934 году. До 1975 года область именовалась Чкаловской.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора