Рогожская слобода ресторан в городе москве, отзывы, адрес, телефон

Товары и услуги

Товаров и услуг, предлагаемых ТСЖ «РОГОЖСКИЙ ПОСЕЛОК, 1», не найдено.Предлагаем вам ознакомиться с предложениями от других компаний региона.

  • Сад рядом с озером, Тэц-3,

    Alpatev

  • Киоск (оборудованный с местом)

    Проходимое и рентабельное место

    Техника Сибири

  • Симферопольское ш., 23 км от МКАД, г. Климовск

    Дом 100 кв.м (под снос) в центре города.

    ZAN

  • # Особняк # Рига, Вецаки, пр. Мангалю 43

    Площадь земельного участка, м²: 2292.00
    Количество строений: 2
    Общая площадь, м²: 186.3

    АН Покровские ворота

  • Гараж

    Продаю Волгоградский проспект 166

    Хозяин

  • Дом монастырский рид — 2 этажный

    РЗП — 200 кв.м.Площадь участка — 500 кв.м.Полное юридическое сопровождение сделки.

    NAP Trans Ltd. Varna

  • К\п «Тургеневские дачи» Загородный дом+участок

    Уникомстрой

  • Загородный дом от собственника

    С участком,отдельно стоящий,2-этажный.Напраление-курорт Албена.От аэропорта — 20км,от Варны — 17 км.Полное юридическое сопровождение сделки.

    NAP Trans Ltd. Varna

  • Продажа производственного комплекса 4 км от МКАД

    Бизнес недвижимость

  • Участки от 10 соток в коттеджном поселке Певчее. Киевское ш, 16 км

    Продажа участков от 10 соток от собственника в коттеджном поселке «Певчее».
    Поселок располагается в экологически чистом месте в 16 км от МКАД по Киевскому или Калужскому шоссе.
    Все центральные коммуникации на участке.

    Деслойд

Примечания

  1. Рачинский Я. З. Полный словарь названий московских улиц. — М.: Информполиграф, 2011. — С. 450. — 605 с. — 2000 экз. — ISBN 987-5-85209-263-2.
  2. . Мосгоргеотрест (1952). Дата обращения 21 июля 2015.
  3. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  4. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  5. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  6. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  7. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  8. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  9. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  10. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  11. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  12. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  13. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.
  14. . Реестр объектов культурного наследия Москвы. Дата обращения 21 июля 2015.

История Школьной улицы

Школьная улица получила своё название в 1923 году, вероятно, просто из идеологических соображений (соседняя с ней 2-я Рогожская, например, в то же время стала Библиотечной). До этого она носила имя 1-й Рогожской, а ещё ранее была известна как Тележная и Крутоярская (по трактиру «Крутой яр»).

Улица сформировалась в 16 веке как одна из главных улиц Рогожской ямской слободы — места, в котором селились ямщики, доставлявшие почту и товары из Москвы в село Рогожу, ныне — подмосковный город Ногинск. Слобода была богата на постоялые дворы, трактиры и магазины с необходимыми для путешествий товарами: телегами, шорно-седельными изделиями, дорожным скарбом — местные жители активно зарабатывали на обслуживании проезжающих ямщиков

Здесь ямские обозы останавливались на ночлег, а затем отправлялись на Владимирский и Рязанский тракты, и Тележная (Школьная) улица играла роль важной транспортной артерии для Москвы тех лет. Изначально её застройка была полностью деревянной

После возведения в 1742 году Камер-Коллежского вала и его застав территория слободы стала частью Москвы, и её облюбовали купцы, которые стали выкупать местные владения для устройства в них лавок. Однако, позже она стала приходить в упадок: серьёзно пострадав от пожара 1812 года, слобода не смогла полностью восстановиться, а впоследствии лишь утрачивала своё значение. Дело в том, что в 19 веке на территории России начала развиваться железнодорожная сеть, и потребность в ямщиках постепенно отпадала — они попросту не справлялись с конкуренцией. От слободы сохранились лишь основные улицы, которые после пожара 1812 года застраивались схожими по строению двух- и трёхэтажными каменными домами с большими въездными воротами, лавками и жилыми помещениями. Однако, и после этого пожары здесь были обычным делом: во дворах устраивались деревянные навесы с деревянным же настилом для лошадей, и в случае возгорания огонь легко по ним распространялся.

К началу 20 века слобода и будущая Школьная улица представляли собой трущобы.

В 1923 году Школьная улица приобретает своё современное название, в уцелевших домах бывшей Рогожской ямской слободы обустраивают коммунальные квартиры.  В 1952 году по улице пускают трамвай, который ходил по ней до 1980-х.

В 1970-х московские власти задумались о создании в городе ряда заповедных исторических зон, в число которых вошла и Школьная улица. Предполагалось, что она станет пешеходной; коммуналки были расселены, а историческую застройку вдоль улицы стали реконструировать, фактически — перестраивать, сохраняя фасадные стены. Основные работы прошли в 1980-х годах, однако, полностью пешеходной улица так и не стала: по ней лишь закрыли сквозное движение, и постепенно она превратилась в тупиковую улицу-парковку. Возможно, причина в том, что советские градостроители ещё не имели достаточного опыта по обустройству пешеходных зон.

До наших дней улица дошла именно в таком виде: как огромная парковка.

К сожалению, ансамблю Рогожской ямской слободы не суждено было стать «вторым Арбатом», которым его хотели видеть в 1980-х годах. Однако, несмотря на все недостатки планировки, в наши дни он остаётся достаточно популярной городской достопримечательностью — причём не для туристов, а для горожан, которые во множестве приходят сюда, чтобы узнать, что это такое — ямская слобода.

А ещё летом здесь устраивают ярмарку выходного дня, и местные жители приходят сюда на рынок.

Школьная улица и ансамбль Рогожской ямской слободы находятся в Таганском районе Москвы. Добраться до них можно пешком от станций метро «Площадь Ильича» Калининско-Солнцевской линии и «Римская» Люблинско-Дмитровской.

История

На плане, датируемом 1821 годом, обозначено здание, габариты которого схожи с частью современного Дома причта. Нынешнее здание построено в 1863—1866 годах.

На нижнем этаже помещались: Кладбищенская контора-гостиница, кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей. В конторе находился также архив Рогожского кладбища. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского кладбища. Во второй половине XIX века здесь были покои московского старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси, происходили Освященные соборы, Всероссийские съезды мирян и представителей церковных общин.

После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг. передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом. В послевоенные годы снова стало общежитием.

Осенью 1987 года в результате произошедшего пожара здание пришло в негодность — от здания остались одни стены. Жильцы были расселены.

В декабре 1987 года Дом причта в послепожарном состоянии передают в аренду Московской архиепископии (с 1988 года — Московской митрополии). Однако в результате судебного иска договор аренды здания был прерван, и только в 1996 году после многочисленных длительных тяжб здание уже в полностью руинированном состоянии было возвращено в пользование Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Средств восстанавливать здание у РПСЦ на тот момент не оказалось, и год за годом оно все больше разрушалось и приходило в запустение.

Лишь митрополиту Андриану (Четвергову) удалось привлечь внимание московских властей к этой проблеме. В марте 2005 года на Рогожское прибыл тогдашний градоначальник Юрий Лужков, который и дал добро на реконструкцию Рогожского историко-архитектурного комплекса

В ходе встречи Юрия Лужкова с митрополитом Андрианом было решено летом того же года приступить к обследованию фундамента Дома причта и его укреплению. Юрий Лужков дал поручение подготовить проекты восстановления зданий Дома причта и храма Рождества Христова. Также мэр обратил внимание, что многочисленные заборы и решетки, разделяющие внутреннюю территорию Рогожской слободы, мешают восприятию её как единого целого, которые необходимо убрать, а взамен оградить историческую зону общей оградой, которая бы «смотрелась достойно, в старорежимном духе»

Работы по реконструкции здания, восстановлению начались лишь в 2010 году. При укреплении фундамента были пробурены скважины по периметру здания, насосы откачивали воду из скважин в процессе отливки нового фундамента, таким образом, понижая уровень грунтовых вод — теперь здание фактически стоит на герметичном железобетонном «стакане». Был отреставрирован фасад здания, причём строителям удалось практически полностью сохранить в первозданном виде северный фасад дома, он в наименьшей степени пострадал за годы запустения. Предполагалось, что Дом причта будет окончательно сдан в эксплуатацию в июле 2012 года.

31 октября 2013 года в отреставрированном здании Дома причта открылась постоянно действующая экспозиция музея старообрядческой иконы. На экспозиции представлены иконописные памятники XVI—XX веков из собрания Рогожского иконохранилища.

24 апреля 2015 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) совершил молебен с водоосвящением в отреставрированном Доме причта, который стал административным зданием РПСЦ.

В октябре 2015 года митрополит Корнилий, выступая с докладом на Освященном Соборе в Москве, сказал: «Буквально заново был воссоздан из небытия Дом Причта, сильно пострадавший и изменивший свой облик в прошлом веке. Теперь в нём проходят наши Освященные Соборы, за небольшой период времени после передачи его нам здесь уже прошли несколько значительных выставок и конференций по старообрядчеству и истории русской культуры. Вчера была открыта выставка старинного шитья и облачений».

Кто такие старообрядцы?

Cтарообрядческий раскол возник в Русской православной церкви в XVII веке. В 1650-60-х годах царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали церковную реформу, которая провозглашала унификацию богослужебного чина в Русской церкви с Церковью константинопольской (греческой).

Реформы встретили сильную оппозицию от сторонников старых обрядов, которые называли решение царя «нововерой» или «никонианским православием», а себя именовали «истинноверами» и «древлеправославными». Они продолжали совершать крестное знамение двумя перстами, не принимали греческого писания слова «Иисус» (пишут его как «Исус»), молитвы на коленях и без скрещенных на груди рук, сохраняли монодеическое пение во время служб, совершали крестный ход по Солнцу, считали крещением только строго троекратное погружение в воду и поощряли ношение древнерусской молитвенной одежды: косовороток, сарафанов и рубах.

Наиболее известным сторонником старой веры был церковный и общественный деятель XVII века протопоп Аввакум Петров — за полемику с царем он был сослан в город Пустозерск на Печоре, заточен в тюрьму и казнен, как и многие другие идеологи течения. Но и совершение этих обрядов со временем вызвало разногласия внутри староверов — постепенно образовались три «крыла»: поповцы (к ним относится современная Русская Православная Старообрядческая Церковь), беспоповцы (течение, в котором нет священнослужителей) и единоверцы (сохраняют двоеперстие и службы по старопечатным книгам, но признают юрисдикцию Московского Патриархата).

С этого момента приверженцы старообрядчества в Российской империи назывались «раскольниками» и преследовались церковными и советскими властями. До переписи 1897 года в стране насчитывалось более 1 млн 682 тысяч старообрядцев, многие из которых расселились на русском севере, в Поволжье и Забайкалье. Законодательные ограничения в отношении староверов были сняты только к 1905 году Высочайшим Указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В 1971 году Русская Православная Церковь на Поместном соборе сняла все ограничения середины XVII века, и в наши дни РПЦ и РПСЦ существуют без конфликтов.

Храмы Рогожской слободы[ | код]

Первый деревянный храм во имя Сергия Радонежского был построен в слободе в начале XVII века. В 1776 году московские купцы-старообрядцы возвели здесь храм Николая Чудотворца. В 1790—1792 годах архитектор Матвей Казаков воздвиг Покровский собор ― летний храм в честь Покрова Богоматери. Храм оказался самым большим в Москве, превосходил по площади Успенский собор в Кремле.

По указанию Екатерины II храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили лишь одну, алтарные выступы пришлось разобрать. Чуть позже были выстроен храм Рождества Христова (зимний).

Рогожские храмы старообрядцы превратили в музеи иконописи.

Купеческие династии, строго соблюдавшие старые обряды, жертвовали старинные рукописи и книги, иконы в серебряных вызолоченных ризах, богатую церковную утварь. Иконы были новгородского и , не подновлённые, не искажённые поздними влияниями. Самой древней и знаменитой была икона «Спас Грозное око». Поблизости от неё находилась Боголюбская икона Божией Матери, а в великолепном иконостасе главного алтаря ― Смоленская икона Божией Матери, приписываемая кисти иконописца Андрея Рублёва.

В настоящее время кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище располагает ценнейшими древними иконами из рахмановского, солдатёнковского и других собраний. В библиотеке и архиве кладбища хранилось уникальное собрание древних рукописей и старопечатных книг, впоследствии отобранные в Отдел рукописей Румянцевского музея (ныне Российской государственной библиотеки); собрание портретов старообрядческих деятелей попало в Исторический музей. В 1856 году правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов, а построенный к этому времени храм Николая Чудотворца обратило в единоверческий. Только в 1905 году на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские храмы были распечатаны.

В память распечатания алтарей в 1912—1913 годах по образцу старинных русских столпообразных храмов был выстроен храм во имя Воскресения Христова (с 1949 года до 1 февраля 2015 года — во имя Успения Пресвятой Богородицы) с красивейшей колокольней, по фасаду украшенной рельефными изображениями сказочных райских птиц и пеликана («неясыти»), кровью своей кормящего птенцов своих.

Внутри храм-колокольня был расписан в новгородском стиле XVI века, в иконостасе находились иконы XIV века. Есть легенда, что старообрядцы выхлопотали разрешение выстроить храм всего на метр ниже кремлёвского Ивана Великого (в действительности колокольню никто не измерял, есть только приблизительная высота — более 80 м). В 1949 году храм-колокольня за неимением антиминса был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, в 1988 году был возобновлён колокольный звон, а в 1990 году был освящён и поднят на колокольню один из колоколов весом 4293 кг, сохранившийся во МХАТе. 1 февраля 2015 года колокольня была освящена во имя Воскресения Христова.

Рогожское после октябрьской революции

Уже в 1918 г. большевиками был закрыт старообрядческий учительский институт, действовавший на Рогожском с 1911 года, другие духовные и благотворительные учреждения на Рогожском. В 1921 году эта же судьба постигла храм-колокольню Воскресения Христова. В 1924 г. хранящееся в нем богатейшее собрание рукописей, старопечатных книг и архив Рогожской общины были перевезены в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне РГБ), а сам храм, воздвигнутый в ознаменование свободы вероисповедания, был превращен в склад.

В 1929 году президиум Моссовета постановил закрыть кафедральный собор Московской Архиепископии — храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище и открыть в нем объединенный клуб для близлежащих заводов. К счастью, этот проект не был осуществлен благодаря активной позиции ряда советских культурных и музейных учреждений, а также настоятельным просьбам рогожских прихожан во главе с архиепископом Мелетием (Картушиным). Вместо этого в 1929 г. власти отобрали у верующих храм Рожества Христова на Рогожском, и на Пасху 1930 года в нем открылись столовая и буфет с продажей ликеро-водочных изделий. В пользу государства были отсуждены и все остальные здания старообрядческого духовного центра.

Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище. Фото 1930 года

Старообрядческая церковь Рождества Христова Рогожской общины. 1985 год

До середины сороковых годов последний храм на Рогожском, Покровский собор, находился под угрозой закрытия, архиерейских богослужений в нем почти не совершалось. Лишь в 1941-1943 годах после ослабления гонений на религию на московскую архиерейскую кафедру был возведен архиепископ Иринарх (Парфенов), помощником которого стал вернувшийся из заключения епископ Геронтий (Лакомкин). На тот момент все здания Рогожского, кроме Покровского собора, были экспроприированы государством, и архиепископ Иринарх вместе с помощниками ютился в дворницкой, принадлежавшей Никольскому храму Московской Патриархии.

Рогожское. 1950-е годы

Крестный ход на Жен Мироносиц вокруг Покровского кафедрального собора. 70-летие распечатывания старообрядческих алтарей. 1976 г.

К началу 80-х годов духовная жизнь на Рогожском слабеет, архиепископ Никодим (Латышев) под давлением властей оставляет свою Московскую резиденцию и уезжает на постоянное место проживания в Молдавскую ССР. В годы перестройки у властей созрел план передачи зданий, некогда принадлежащих старообрядческому центру, Московской Патриархии. Однако к чести главы издательского Отдела Московской Патриархии митрополита Питирима (Нечаева), которому предлагались эти здания, он отказался поддержать подобный «проект».

Общественный транспорт до Рогожская слобода в Москве

Не знаете, как доехать до Рогожская слобода в Москве, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Рогожская слобода от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Рогожская слобода с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Рогожская слобода? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения:
Рогожский Посёлок; Старообрядческая Улица 46; Старообрядческая Д.46; Смирновская Улица; Смирновская (Ул. Подъемная).

Вы можете доехать до Рогожская слобода на метро, автобусе, поезде, маршрутке или троллейбусе. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости:
(Автобус) Автобус — 106, Автобус — 51 (Поезд) Поезд — КУРСКОЕ, Поезд — РИЖСКОЕ (Метро) Метро — 10, Метро — 14 (Троллейбус) Троллейбус — 26 (Маршрутка) Маршрутка — 316М, Маршрутка — 340М, Маршрутка — 567М

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Рогожская слобода с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Рогожская слобода проще простого, именно поэтому более 720 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Москвы! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Отнятие храмов

В 1848 году митрополит синодальной церкви Филарет (Дроздов) предложил программу «репрессалий», которые должны были послужить переходу Рогожского кладбища в так называемую православную унию или единоверие. Филарет надеялся, что как только в Москве скончаются последние «дозволенные» древлеправославные священники, тогда христиане поневоле будут вынуждены обратиться к господствующей Церкви.

При активном участии министра внутренних дел Бибикова правительство утвердило новый закон о купеческих гильдиях. Согласно этому нормативному акту купеческий статус могли получить лишь члены господствующей Церкви. Купцы-староверы теряли все купеческие права, превращались в бесправных людей, им запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью. Выход был один — присоединение к синодальной Церкви. Многие христиане выбрали потерю имущества, но сохранение православной веры. Однако среди 40 000 прихожан Рогожского кладбища нашлось несколько малодушных. После упокоения о. Иоанна Ястребова к синодальным властям обратился купец Владимир Сапелкин и еще несколько человек. 17 сентября 1854 года они подали митрополиту Филарету прошение с просьбой присоединить их к господствующей Церкви и передать один из храмов Рогожского кладбища единоверцам.

Никольская единоверческая церковь на Рогожском кладбище. Фото 1883 года

Через неделю в руках полутора десятка единоверцев оказался Никольский храм, который был сразу же «освящен». Рогожский богодельный дом был передан в ведение правительства. Из 36 домов, построенных благотворителями, двенадцать лучших и более поместительных домов обращены были на помещение единоверческого духовенства и должностных лиц. Полиция изъяла сотни священных облачений и икон. Во время обыска библиотеки было найдено 517 ценных книг.

Наиболее ценные облачения, книги и церковные ценности были разобраны единоверцами. Большая часть древних икон была передана в новообрядческие храмы. Священнические облачения, согласно личной инструкции митрополита Филарета, как «бывшие в святотатственном употреблении… предавались огню».

История

Из слобод состоял посад Москвы. Слободы были образованы посадскими людьми, которые пользовались определенными льготами, получаемыми от великого князя или царя.

Все слободы зависели по общей городовой управе от Земского дворца или Земского приказа. В XVII веке в Москве было около 150 слобод, все они располагались за пределами Кремля. Известно, что в Китай-городе числилась только одна Патриаршая певчая слобода, в Белом городе значилась 21 слобода, но главная их масса находилась в пределах Земляного города и в Замоскворечье.

Все слободы были подчинены одним законам и имели общее административное устройство, но по обычаям и быту они так сильно отличались, что трудно было встретить две одинаковые слободы.

Согласно документам XVII века, московские слободы различались по сословному составу, по профессиям и повинностям, всего их было пять групп:

  1. дворцовые и казенные, включавшие 51 слободу;
  2. военные (стрелецкие, пушкарские и так далее) — 33 слободы;
  3. монастырские и владычные (патриаршие и митрополичьи) — 26 слобод;
  4. для проживания иностранцев — 8 слобод;
  5. большая группа в 25 тяглых слобод, получивших название «чёрных» сотен и слобод.

Жители «чёрных» слобод должны были выполнять определенные повинности. «Чёрные» слободы находились в подчинении Земского приказа. Жители должны были следить за состоянием всех строений в слободе, дорог, мостов, в каждой слободе следовало иметь пожарную команду. Служба полицейских и исполняющих финансовые и судебные обязанности оплачивалась из средств слобожан.

В слободах действовало самоуправление, жители сами выбирали всех должностных лиц (старосту, десятских, целовальников и других). Канцелярия и тюрьма располагались в съезжей избе, которая находилась в центре слободы. Администрация каждой слободы находилась под надзором дворянина, назначавшегося Разрядным приказом. Все слободские дела решались сходками на братском дворе, который ставился на общий слободский счёт и по преимуществу вблизи слободской церкви, занимавшей всегда видное место в каждой слободе; около церкви помещалось слободское кладбище, на котором слобожане хоронили своих отцов и дедов и всех родных. Так, из слобод образовались почти все приходы Москвы. Старосты всех слобод встречались на общем собрании.

В 1649 году было запрещено создавать новые слободы. После того, как в начале XVIII веке столицей государства и страны стал Петербург, дворцовые слободы стали пустеть.

После того, как в 1722 году ремесленников обязали записываться в цеха, а в 1724 году горожан обложили подушным налогом, жители слобод стали переходить в разряд купцов и мещан, именно в этот период перестало существовать слободское самоуправление.

Названия многих слобод сохранились в наименованиях московских местностей, улиц, переулков.

Уклад жизни[ | код]

Рогожское кладбище

Именитые купеческие старообрядческие фамилии, узами родства и свойства издавна селились в районе между Таганкой и Рогожской заставой и тесно поддерживали отношения со старообрядческой общиной Рогожского кладбища.

Отделенная от остальной Москвы рекой Яузой и длинными улицами, Рогожа долго сохраняла патриархальный жизненный уклад. И облик её обитателей, и двухэтажные каменные жилые дома на каменных фундаментах, и запертые ворота ― всё это отличало её от остальной Москвы. В Рогожской слободе с XVII в. жили отлученные русской патриаршей церковью староверы. В начале 1790-х в Рогожской общине насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. ― 35 тысяч, в 1825 г. ― 68 тысяч.

Рогожское кладбище. Усыпальница Морозовых

Рогожское кладбище. Архиерейские могилы

П. И. Богатырев вспоминает:

Во время чумной эпидемии в 1771 года старообрядческие купцы на свои средства основали в Рогожской слободе бараки-больницы для больных «моровою язвой». По разрешению властей старообрядцы устроили в поле, справа от Владимирской дороги, кладбище для погребения в братской могиле своих умерших от чумы единоверцев. Здесь хоронили старообрядцев ― членов поповщинской общины.

Захоронения старообрядческих архиереев

Здание бывшего Богословского института.

За Рогожской заставой и кладбищем была построена богадельня для больных, престарелых и неимущих старообрядцев, появились лечебница, приюты, два училища, постепенно вырос целый посёлок. В начале XX в. в богадельне Рогожского кладбища нашли приют 700 стариков, действовала трёхэтажная больница Морозова (ныне стоматологическая поликлиника), в первую мировую войну переоборудованная под лазарет на 75 коек. Здесь же размещалась старообрядческая типография для печатания богослужебных книг, в 1911 г. был основан Московский старообрядческий учительский институт, первым директором которого стал А. И. Рыбаков, отец историка академика Б. А. Рыбакова. В институте было установлено шестилетнее обучение с четырьмя образовательными и двумя специальными, богословско-педагогическими курсами. В г. на базе закрытого института возникла Народная старообрядческая академия, просуществовавшая менее года. Кроме преподавателей-старообрядцев в ней читали лекции князь Е. Трубецкой, А. Кизеветтер, философ С. Булгаков (до рукоположения в иереи новообрядческой церкви). Здесь же находилась с г. резиденция главы российских и московских поповцев ― Большой дом архиепископа. В северной части территории сохранился некрополь с могилами епископов и священников-поповцев так называемой белокриницкой иерархии.

На Рогожском кладбище похоронены известные старообрядческие купцы и промышленники Рахмановы, Шелапутины, Морозовы (ветвь Тимофея Саввича Морозова), Рябушинские, Солдатенковы.

С г. в слободе работает первая в России керамическая фабрика А. К. Гребенщикова, выпускавшая фарфоровую посуду. Недалеко от монастыря в г. образовался гвоздильный заводик Пьера Гужона, ставший впоследствии известным заводом «Серп и молот».

На территории бывшей усадьбы княгини Варвары Репниной (ул. Новоблагословенная, она же Самокатная) в начале XIX в. появился Казенный винный склад № 1. Теперь это московский водочный завод «Кристалл».

Главные улицы Рогожской слободы

Главными улицами Рогожской были Тележная (позже 1-я Рогожская, ныне Школьная) и Воронья (ныне улица Сергия Радонежского). Тележная проходила там, где некогда образовалась Ямская слобода, и сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. На улице продавались телеги, тарантасы, кибитки, шорный товар. Одним концом улица выходила на площадь, образовавшуюся у заставы (Сенная пл.), другим упиралась в улицу Хиву (Добровольческая улица), название которой связано с тем, что здесь стоял двор, на котором останавливались послы и купцы из Хивы.

Название «Воронья» было дано улице в XIX века по находившейся здесь в XVII—XVIII вв. Вороньей слободке (бывшей Андроньевской слободы монастырских работных людей). Когда открывалась Нижегородская Макарьевская ярмарка, на Тележную съезжались обозы со всех трактов. На площади Рогожской заставы шла торговля сеном, отчего она называлась Сенной, или Рогожской-Сенной. От Сенной площади до Спасо-Андроникова монастыря тянулась Воронья улица, на которой были калачные пекарни, мясные и мучные лавки; в этих же мучных лавках продавали валяную обувь и знаменитые муромские свечи. Торговали ситцами, шапками, кушаками. Кроме лавочного торга производился торг в разнос самыми разнообразными товарами. Неподалеку от Рогожского вала, на улице Нижегородский лесной ряд (ныне Новорогожская улица) находились лесные торговые склады.

Около Рогожской заставы долгое время был этап, где собирали из тюрем для пересчёта отправленные в Сибирь арестанты. Здесь их выстраивали ― впереди каторжных в кандалах, с наполовину обритыми головами, с закованными руками и ногами, далее ― в ручных кандалах, за ними ― без кандалов. Следом шли возы с женами, ехавшими за арестантами, детьми и больными.

Сильный летний пожар 1862 году длился трое суток, горели Воронья улица, Тележная, 2-я и 3-я Рогожские. Полностью оправиться Рогожская слобода уже не сумела.

В 1896 году железнодорожную станцию у заставы упразднили, подведя линию к Курскому вокзалу. Железная дорога сначала пошла до Павловского Посада («Выхны», как его тогда называли), потом подвинулась до Владимира, там до Коврова и, наконец, достигла Нижнего Новгорода. Ямщичество отмерло окончательно, и Владимирка опустела.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора