Номера телефонов +7 (495) 524-77-xx, уточните информацию о владельце

Изобразительные формы Шивы

Шива традиционно изображается нагим, либо одетым в шкуры убитого слона и тигра. Его тело натёрто пеплом, символизируя сожжение материального и проявленного. В руках он держит трезубец, диск, топор и булаву. В образе танцора Натараджа (царя танцев) Шива смеётся, поёт и танцует Тандаву. Атрибуты Шивы имеют сокровенный смысл, который раскрывается в его садхане.

Абстрактное  значение основных атрибутов Шивы:

  • Жезл (Данда) — это время и смерть. Поскольку Шива держит его в руке, смерть в форме времени не имеет над ним власти. Одно из имён Шивы — Махамритьюнджая (Великий Смерти Победитель).
  • Лимон (Джамбхара) — одна из форм Хираньягарбхи (мир, сокрытый в яйце или семени).
  • Трезубец (Тришула) — символ трёх гун: саттва, раджас и тамас.
  • Щит (Кхетака) — это Дхарма и космический закон (Рита).
  • Спутанные волосы — множественность форм Брахмана.
  • Полумесяц (Каумуди) — это Чандра или Сома, получивший убежище в волосах Шивы, спасаясь от проклятия. Одно из значений Сомы — прохладный и свободный ум от похоти, жадности и гнева.
  • Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — победа над похотью.
  • Одежда из слоновьей шкуры — подчинение эго (ахамкары) и гнева (кродхи).
  • Три глаза Шивы это солнце, луна и огонь: три источника жизни, тепла и света. Два глаза прикрытых в самадхи — сон для проявленного мира. Открытый третий глаз — чистое знание Высшего, а также разрушение силы желаний проявленного мира. В конце творения огнём из третьего глаза Шива разрушает мир.
  • Дамару (барабанчик) — Шабда Брахман (Брахман в форме звука), символизирующий изначальный звук Ом. Играя на дамару, Шива создал санскрит.
  • Лань, сжатая в руке — неподвижный ум.
  • Шивалинга — форма разворачивающейся из семени силы Вселенной.

История о супругах Шивы

Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши. Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери. Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога. Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились. На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.

Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы. В жертву принесли прекрасного коня. Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал. Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.

Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову. Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.

За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати. Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием. Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.

Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами. Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров. К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.

Парвати снова предалась покаянию. Изнуряла богиня тело и душу долгие годы. Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя. На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.

Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог. Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати. Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве. После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.

Ардханаришвара

После того, как Брахма родился на лотосе, выросшем из пупка Вишну, он захотел сотворить мир с помощью ума. Но он не смог создать существ, способных размножаться. Чтобы обрести это умение Брахма стал совершать тапас и концентрироваться на Триямбаке. Удовлетворённый покаянием Брахмы, Шива появился перед ним в форме Ардханаришвары (Шива состоящий из мужской правой половины и левой женской половины). Брахма воздал хвалу Шиве и попросил дар творения, способного к размножению. В ответ Ардханаришвара отделил от своего тела Ади Шакти (изначальную Шакти). Брахма сказал ей: «Хотя дэвы и были сотворены из моего ума, но они не могут размножаться. Прошу тебя, о Дэви, родиться дочерью моего сына Дакши, чтобы существа размножались в результате связей друг с другом».

Легенды о рождении Шивы

Существует несколько легенд о том, как появился на свет Шива, и они разнятся в своем повествовании.

  1. Брахма долго медитировал в начале кальпы о появлении сына, который был бы ему подобен. Тогда и появился на его коленях мальчик с голубой кожей. Малыш начал бегать вокруг Брахмы и просить о том, чтобы он дал ему имя. Брахма назвал его Рудра, но мальчик все равно кричал, и Брахме пришлось дать ему еще десять имен, и так у него в общей сложности получилось одиннадцать имен, а также одиннадцать воплощений.
  2. Другой вариант легенды гласит, о том, что Рудра (Шива) появился от гнева Брахмы, между его бровей, поэтому его природой стала самая негативная из трех главных энергий в индуизме.
  3. Еще одна история несколько иначе говорит о рождении Шивы. Брахма был сыном, рожденным богом Вишну, но у самого Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели иметь собственных детей. Брахма так разгневался на них, что из его межбровья родился мальчик с синей кожей. Сын плакал и просил отца дать ему имя и положение в обществе. Брахма дал ему имя Рудра, а также еще десять имен: Махинаса, Ману, Манью, Махан, Бхав, Уграретас, Кама, Ритудхваджа, Дхритаврата и Шива.Также им было получено одиннадцать воплощений, которым были назначены места их нахождения — это пять разных органов в теле, ветер, вода, земля, огонь, жизненная сила, Луна и Солнце. Воплощение под именем Шива стал одним из трех полноправных богов — Тримурти, наравне с самим Брахмой и Вишну.
  4. В этой легенде говорится, что Брахма появился из пупка Вишну. Асуры, находящиеся рядом, хотели убить Брахму, тогда между бровей Вишну от его гнева появился Шива, держа в руках Трезубец, и защитил Брахму от демонов.

Абхишека

Абхишека это омовение священных мест и предметов, например, лингама. В храмах Шивы над установленными лингамами подвешиваются сосуды с отверстием снизу. В сосуд наливаются освящённые мантрами вода, масло, молоко или панчамрита (молоко, йогурт, мёд, сахар и топлённое масло гхи). Из отверстия жидкость тонкой струйкой стекает вниз, омывая лингам. Также лингам омывается брахманами руками с произношением мантр и писаний.

Почему так важна абхишека в ритуалах почитания Шивы? Яд, который выпил Шива, обжигает горло, а третий глаз это воплощение гнева, в котором постоянно горит огонь. Чтобы охладить голову, Шива носит на голове полумесяц и Гангу. Ритуал Абхишеки, выполняемый преданным, говорит о том, что он также хочет охладить огонь в голове Шивы.

Если Шива пылает гневом, абхишека это то что помогает успокоить его.

Праздники

Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.

Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).

После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.

Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.

Символ праздничного мероприятия – лингам.

Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.

Шива и Рудра

Шива занимает в Тримурти место, связанное с разрушением и трансформацией Вселенной. Проявленный мир это иллюзия, в которой индивидуумы воспринимают ложное как истинное, в связи с чем пребывают в состоянии сна, испытывая страдания от собственного невежества. Шива это сила, не просто разрушающая космическую иллюзию спящих индивидуумов, но позволяющая взять её под контроль. То есть намерение Шивы это закон для Пракрити.

В Ведический период Шива отождествляется с Рудрой — одним из двенадцати Адитьев. Рудра живёт в горах, носит одежду из шкуры, а его оружие молния, лук и стрелы. Шива имеет несколько тысяч имён на санскрите. Одно из имён Триямбак, что означает «трёх матерей сын» (земли, воздуха и неба). Во время пахтания океана дэвами и асурами появился ужасный яд, который выпил Шива, отчего у него посинело горло, поэтому одно из имён Шивы — Нилакантха (Синешеий). По разным данным Шива имеет от пяти до десяти ликов, которые могут звучать в писаниях по разному, например: Садьйоджата, Вамадэва, Татпуруша, Агхора и Ишана.

Рудра это воплощение огня и гнева. Если нарушаются данные им предписания, Рудра принимает гневную форму и могут прийти великие катаклизмы. Чтобы умилостивить Рудру существуют ритуалы поклонения (в особенности абхишека) и гимны, например в Ригведе: «не уничтожай в гневе наш скот, детей, родных и близких». В благой форме Рудру просят о защите от врагов, болезней и других бед. Он могущественный целитель, проявляющий заботу не только о людях, но и животных. Рудра в благой форме это Шива, что дословно означает «благой».

В тексте Шатарудрийи Рудра имеет имя Гириша, что означает «обитающий в горах». Он странствует по горам и лесам. Его сыновья Рудрии проникают во все стороны света. Атхарваведа говорит о Рудре, как повелителе двуногих и четвероногих созданий. Рудра искусный стрелок: никто ни на земле ни на небе не может уклониться от его стрел и молний. Он видит во всех направлениях и проникает во все элементы.

В период Пуран образ Рудры практически полностью сливается с Шивой. Помимо функций разрушения и трансформации, он становится создателем и защитником, выполняя функции Брахмы и Вишну. Он душа Вселенной, повелитель и первый мастер йоги.

Что дает регулярное чтение мантры Шиве

Джапа, многократное повторение молений – важная составляющая в духовной практике йога. Регулярное чтение или слушание текстов защищает от зла, дурных деяний, негатива. Практикующий получает божественную благодать, процветание, ощущает радость. Записи святых слов, трансляции мантр положительно влияют на ум. Сосредоточившись, устремив мысли к Шиве, вы почувствуете легкую вибрацию в конечностях – укрепление энергетики тела. Тепло, приятное согревание — положительная реакция организма на произнесенные строки.

Мантры защищают дух от зла, невежества. Священные Писания пробуждают в голове истинную чистоту мыслей, способность смотреть на житейские трудности отрешенно, решать проблемы осмысленно. Результат ритуала зависит от веры молящегося в силу текстов, готовности к переменам, решительным действиям.

Независимо от исповедуемой религии, расы или пола, Божества Шива и Шакти, слитые в вечном единстве, даруют сильный благодатный импульс человеческим душам, молящимся им через мантру.

Кто неспособен поклоняться Шиве, но обходит Господа и предлагает ему намаскар (почтение со сложенными ладонями), им Бог будет доволен и станет счастливым. Если человек не имеет времени совершить ритуал, он может думать о Господе там, где находится. В ответ на мантру, кажущуюся незначительной, Творец щедро наделит благами.

Как читать для усиления энергии

Произнося слова мантры, человек отстраняется от препятствий, мешающих достичь желаемого. Концентрация помогает направить энергию внутрь, воплотить задуманное в реальность. Читать можно перед едой, на голодный желудок. Позиция, в которой проговаривается текст к Шиве, направляет распределение потоков по организму. Для выполнения упражнений найдите тихое, спокойное место.

Стоя

Тадасана. Ноги вместе, сжать попу, втянуть живот, расправить плечи

Важно избежать скопления напряжения в спине, шее. Руки опустите вдоль туловища, ладони, пальцы выпрямите

Чтоб энергия Шивы наполнила чакры, мантру проговаривают в этой позе от 30 секунд.

Падангустасана. Из положения тадасана опускают корпус вперед, параллельно к полу. Через несколько секунд продолжите тянуться к пальцам ног. Замрите на 15-20 сек, медленно выпрямитесь. Вознося тексты к Шиве, не суетитесь, поспешность негативно влияет на результат.

Уттхита Триконасана. Стоя в тадасане, переходим в новое положение – ноги на ширине плеч, руки разводим в стороны. Плавно отведите правую стопу, наклоняйтесь. Левая кисть находится вверху: устремите взгляд на нее, задержитесь на 20-30 секунд. Тексты мантры, предназначенной Шиве, проговаривайте спокойно, вдумываясь в их значение. Повторите движения, отобразив в другом направлении.

Сидя

Эффективна для медитации мантра в позе Сукхасана: сядьте на коврик, скрестите ноги перед собой. Руки вытяните вверх, устремитесь всем телом. Сделайте 5-7 глубоких, размеренных вдохов и выдохов. Задержите дыхание на 2-3 секунды, расслабьтесь, позвольте Шиве направить мудрость, понимание мира в ваш ум. Упражнение повторяют, сменив упорную ногу.

Вирасана – станьте на коленки, расставив нижние конечности шире плеч. Таз опустите, стопы – по бокам, спину держите прямо. Поза подходит для проговаривания мантры и медитации. Чакры открываются, тело воспринимает высшие посылы из космоса.

Падмасана – классическая асана лотоса, в которой обращаются к божеству Шиве. Ноги скрещены, согнуты в коленях. Руки сложены перед собой ладонями плотно друг к другу. Голова смотрит вперед, плечи расслаблены.

Бадхаканасана или бабочка – сядьте прямо, стопы ног сложите вместе, колени опустите в пол. Болезненных ощущений не должно возникать, это отвлечет от мыслей при воспроизведении мантры.

Проговаривая текст, зафиксируйте позу, удерживайте тело неподвижно. Асаны благоприятно влияют на женскую половую, нервную систему, репродуктивные функции йогини.

Текст и значение мантры Шиве

Образ Махадеве в индийской иконографии отражается полумесяцем, украшающим голову Всемогущего. Кобра, обвивающая шею, знаменует вечное обновление, преграждения дороги всякому, кто дерзнет приблизиться к Шиве, не отказавшись от эгоистических желаний. Третий глаз испепеляет вещи материальной природы.

Воспевая Всевышнего, шиваиты приближают себя к Создателю, отождествляясь с постоянством, покоем, истиной. Мантра Хара хара хара хара махадева шива восхваляет вечного супруга Шакти. Перевод слов гимна и их значение:

  1. Хара – вбирающий, уносящий, забирающий
  2. Махадева – Великий Мудрец
  3. Сива – добрый, добродетельный

Текст мантры Шиве Ом Намах Шивая считается священным, действенным древним заклинанием. Толкование сакральных слов:

Намах – обозначает душу человека, ее ментальное ограничение. Объединяет блага, не принадлежащее молящемуся.

Сива – в концепции школы Джняни – Мировой Дух, окончание – йа символизирует воссоединение человеческого, духовного начал. Бхакти-йога трактует этот элемент мантры к Шиве, как то, что предназначено для Махадевы

Ом – разрушение иллюзии, Майи. Слог понимается как живой и неживой мир, окружающий индивида.

Концепция сакрального гимна, смысл мантры: на земле все существует для Бога Шивы, не для удовлетворения желаний личности.

Шива разрушает Трипуру

Три сына асура Тараки предались суровому тапасу. Перед ними предстал довольный подвижничеством Брахма и спросил, что они хотят в качестве дара за аскезы. Асуры пожаловались Брахме, что их угнетают дэвы и чтобы защититься, попросили построить три крепости: на земле, воздухе и небе. И чтобы они были неуязвимыми для любого оружия, кроме лука Шивы, причём уничтожить их он сможет только одной стрелой. Брахма подарил асурам три крепости Трипуру и исчез. Довольные асуры поселились в Трипуре и стали притеснять дэвов, но те в свою очередь не могли ничего не поделать, поскольку Трипура обладала неуязвимостью к их оружию. Тогда дэвы пришли на гору Кайлас и попросили у Шивы защиты. Махадэв встал снизу городов Трипуры и в благоприятное положение планет, при котором крепости сошлись на одну вертикальную линию, вложил змеиную стрелу в свой лук и сжёг Трипуру одним выстрелом.

В данной истории Трипура представляет такие качества как: похоть, жадность и гнев (по другой версии это эгоизм, привязанность к деятельности и вовлечённость в иллюзию). Данные качества завязывают в тонком канале сушумна три узла (грантхи), которые можно развязать почитанием Шивы и добродетельной жизнью.

Символы-атрибуты Шивы

В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

  • Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом — это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
  • Спутанные волосы Шивы — единение духовной, физической и ментальной энергии.
  • Ганга, живущая в его волосах — это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
  • Луна в волосах Шивы — символ контроля над разумом.
  • Шива изображается трехглазым: один глаз — это солнце, второй глаз — луна, а третий — символ огня.
  • Глаза Шивы полуоткрыты — символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца — это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью – мир разрушается, чтобы родиться вновь.
  • Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время — это прошлое, настоящее и будущее.
  • Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) — символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
  • Правая рука бога, дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
  • Тришула (трезубец) Шивы — это его энергии (шахти): знание(джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
  • Барабан (дамару) — символ формы существования — физическая и духовная.
  • Бык Нанди, сопровождающий Шиву — его неизменное средство передвижения.
  • Шкура тигра — символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
  • Шива, сидящий на обожженной земле — символ его контроля над физической смертью.

Шива и Камадэва

Камадэва рождён из союза Вишну и Лакшми. Его оружие лук из сладкого тростника и пять стрел из благоухающих цветов. Асур Тарака за свои аскетические подвиги попросил неуязвимость от Брахмы, но тот предложил выбрать смерть, которой погибнет асур, потому что неуязвимость может нарушить гармонию во Вселенной. Тарака попросил смерть от руки семидневного сына Шивы, поскольку Шива был известный на весь мир аскет, живущий на Кайласе. Брахма согласился и исчез. Асур, гордясь своей неуязвимостью, стал притеснять всех живых существ во Вселенной. Дэвы попросили Брахму и Индру придумать, как заставить Шиву, пребывающего в самадхи, излить семя для того, чтобы родился его сын. Они вспомнили, что у ног Шивы совершает аскетические практики Парвати, желая стать его женой. Они попросили Камадэву выстрелить в Шиву цветочной стрелой. Когда стрела пронзила сердце Шивы, он открыл третий глаз и сжёг Камадэву. Поэтому считается неблагоприятным одновременное почитание Шивы и Камадэвы. Открыв глаза, Шива увидел Парвати и у него пролилось семя. Индра попросил Агни (огненного дэва) подхватить обжигающее семя Шивы, но он не смог его удержать и выпустил в Гангу. Река вынесла семя в на небесную гору, где оно превратилось в мальчика с шестью ликами. Его увидели жёны Саптариши (семи мудрецов) и стали кормить грудью. На исходе семи дней к Сканде пришёл царь дэвов Индра, со своей свитой. Сканда, увидев приближающееся войско, воспылал гневом и обратил всех в бегство. Брахма успокоил его, сказав, что они друзья и просят его помощи в убийстве Тараки. Сканда во главе войска дэвов отправился к Тараке и уничтожил его перед тем, как солнце село на исходе седьмого дня.

Символика и атрибутика бога в буддизме

Как и другие индийские божества, многорукое божество имеет символы, атрибуты Шивы, отражающие грани его естества. К атрибутам относят:

  • тело – осыпано пеплом, выражает начало Вселенной, которая шире границ существования;
  • заплетенные волосы – сплетение различных энергий;
  • луна в волосах – олицетворяет силу контроля над разумом и пониманием;
  • 3 глаза – луна и солнце, огонь;
  • полузакрытые глаза – бесконечность жизненных процессов; открытые глаза – зарождение жизни, закрытые – разрушение старой жизни;
  • змеи на шее и плечах – олицетворение текущего времени, прошедшего и будущего;
  • Ганга в волосах – символизирует снятие и очищение от грехов;
  • правая рука – побеждает зло, придает силу и благословение;
  • бык – верный спутник разрушителя желаний, средство для перемещения;
  • одежда из тигриной шкуры – победа над недостатками и непотребными желаниями;
  • барабан также относится к атрибутам Шивы, олицетворяет физическое и внетелесное существование;
  • ореол вокруг тела – олицетворяет Вселенную;
  • фаллос – лингам, мужское начало и плодородие;
  • оружие божества – трезубец, символизирующий 3 грани: разрушитель желаний, хранитель и создатель.

Самый распространенный символ Индии – танцующий Шива. Танец называется тандава. Каждый элемент изображения или статуэтки, каждое движение пропитано неслучайным смыслом. Основное значение – разрушение Вселенной. Образ динамичен, подвижен, некоторые жесты сплетаются в орнамент.

108 имен Шивы

В тантрах, пуранах и Махабхарате приведены несколько списков из 108 имён (сахасранама) Шивы. Ниже приведены некоторые из имён Шивы с приблизительным переводом.

  • Шива — благой, приносящий счастье;
  • Амарнатх — Владыка бессмертия (есть одноимённое священное место — Амарнатх);
  • Бахурупа — Обладающий Многими Формами;
  • Бхайрава (санскр. भैरव, bhairava) — «ужасный», жестокое проявление Шивы, связанное с уничтожением;
  • Бхоленатх — «покровитель (владыка) простых». Так как слово «бхола» значит и «простой, нелицемерный» и «простой, наивный, простак, дурак», то Бхоленатх часто понимается в значении «Владыка простаков»;
  • Бхутапати, Бхутешвар — Владыка бхутов (нежити);
  • Вамадева — Прекрасный бог;
  • Вирабхадра — Прекрасный герой; яростная форма Шивы;
  • Вишванатх — Господь Вселенной;
  • Гангадхара — Держащий Гангу;
  • Гангаприйа — Любящий Гангу / Любимый Гангой;
  • Гириша — Владыка Гор;
  • Дурвасас — Неодетый, Плохо одетый;
  • Ишана (санскр. ईशान, īśāna) — Властвующий;
  • Кайлаш Васин — Живущий на горе Кайласа;
  • Капалималин — Носящий гирлянду из черепов;
  • Капардин — Носящий Капарду (причёску узлом в форме раковины);
  • Лингараджа — Царь лингама;
  • Махадэва (санскр. महदेव , mahadeva) — Великий Бог;
  • Махешвара (санскр. महेश्वर, maheśvara) — Верховный Властитель;
  • Мритйунджа — Побеждающий смерть;
  • Натараджа (санскр. नटराज, naṭarāja) — Царь танца;
  • Нилагрива или Нилакантха (санскр. नीलग्रीवा, nīlagrīvā) — синешеий (по преданию, проглотил яд, способный отравить все мироздание и задержал в своём горле; по другой версии горло посинело из-за того, что Парвати сжала руками горло Шивы, чтобы тот не проглотил смертельный яд);
  • Пашупати — Владыка Тварей;
  • Рамешвара — Бог Рамы (согласно Рамайане, Рама перед атакой на Ланку совершил поклонение Шиве, прося у него защиты и поддержки, что и принесло ему успех в битве);
  • Стхану — Стойкий, Непоколебимый;
  • Трайамбака — Трёхглазый;
  • Трипурантака, Трипурари — Разрушитель трёх городов;
  • Тришулдхара — Держащий Трезубец;
  • Тьягараджа — Царь аскезы;
  • Хара — Разрушитель;
  • Шанкара (санскр. शङ्कर, śaṇkara) — Приносящий Благо;
  • Шарва — Стрелок;
  • Шриканта — «Прекрасношеий».

Воплощения Вишну в человеческом облике

Рама-Кришна-Будда
(к слову, Вишну воплощался не только в человека: в послужном списке есть рыба, значительно вырастающий гном )

Седьмое воплощение Вишну невероятно подробно описано в “Рамаяне” (мы застряли в чтении на седьмом проценте). В этот раз Вишну пришел в образе великого и благородного воина. Синевато-зеленоватого цвета, как и Вишну, Рама обычно в руках держит лук и стрелы, а сам облачен в доспехи.

Восьмой аватар Вишну участвует в эпических “Махабхарате” и “Бхагавад Гите” (до которых мы еще не добрались). Он обычно выглядит как темнокожий или синекожий юноша, играющий на флейте симпатичным коровам. Или вообще ребенок с флейтой, в цветочной гирлянде и с павлиньим пером.

Ну, основателя буддизма-то мы точно должны узнать с первого взгляда. Будда, девятый (и на сегодня последний, потому что десятый появится, когда все будет совсем плохо) аватар Вишну знаменит своей полуулыбкой Мона Лизы. Считается, что слишком сильные эмоции вредят, поэтому самое позитивное — вот такая полуулыбка. И медитация.

Кстати, настоящее имя будды — Гаутама, потому что слово будда — нарицательное, означает “просветленный” и ничего больше. По большому счету, такой будда где-то сидит и улыбается в каждом из нас.

Легенды о супругах Шивы

У Шивы было три супруги: Сати, Парвати и Ганга.

  • Сати — первое воплощение жены Шивы. На ее появление родители получили благословление четырехрукой и трехглазой богини Маха Майи. Сати по сложившимся обстоятельствам пришлось войти в жертвенный огонь. Шива долго был безутешен, он бродил по свету с прахом любимой. И, ему в утешение, душа Сати воплотилась в дочери царя гор, по имени Парвати.
  • Парвати имела много имен, одно из них Кали, так как она родилась черной. Парвати долго завоевывала Шиву и, наконец, добилась его любви. Шива женился на ней, и у них родилось два сына: Ганапати (Ганеша) — устраняемый препятствия, бог мудрости и Субрахманью (Сканда) — предводитель богов-воинов.
  • Богиня Ганга представлена в виде реки, но это не простая река — она течет в трех мирах — Небесном, Земном и Подземном, и имеет особую силу смывать все земные грехи с живых существ. Ганга влюбилась в Шиву и попросила его, чтобы он принял ее на свою голову. Ганга стала супругой Шивы, и с тех пор живет в его волосах.

Изображение


белом цвете, что означает духовную чистоту

Еще одна тонкость в облике Шивы – три полоски на лбу. Они называются «трипунда» (tripuṇḍraṃ).

Одна из интерпретаций такая: они напоминают людям, что следует искоренить в себе эгоизм (анава), избавиться от кармы (действий с расчетом на результат), иллюзии (майя). Другое толкование полосок – избавление от лишних желаний:

  • на телесном уровне нельзя хотеть увеличить срок жизни, улучшить здоровье и внешность;
  • на духовном уровне нужно избавляться от тщеславия, тяги к успешной жизни и богатству;
  • на уровне ума не следует накапливать лишние знания, заумствовать, испытывать гордыню.

Справка! Имеется в виду чрезмерное направленность ума в этих направлениях. Например, когда люди делают себе операции, чтобы выглядеть лучше. Слишком сфокусированы на богатстве в ущерб другим сферам жизни. Получают знания только ради знаний и т. д.

Три белые полосы в образе Шивы (лингама с трипундрой) еще означали тюрьмы в душе человека, это гуны – Саттва, Раджас и Тамас.

Позднее божество стало изображаться в сидячем или танцующем виде. Одним из основных вариантов четырехруких статуэток стало изображение Шивы с бледной кожей и синей шеей. Его тело согнуто в позе лотоса и расположено на меховой подстилке, плечи покрывает слоновья или тигровая шкура.

Третий глаз на лбу всегда с открытым веком. Одним из атрибутов божества еще была змея, накинутая на плечо, висящая на шее или окольцовывающая запястья и щиколотки. У Шивы обычно в ушах разные сережки: одна в женском исполнении, вторая в мужском.

Другое исполнение статуэтки – Шива в виде танцующего божества. Это Нритья-Мурти. Количество его рук неограниченно каким-то определенным числом. В ладонях он может держать разные атрибуты, как мирные, так и военные. У ног танцующего Шивы всегда лежит сраженный карлик. Он символизирует демона Аласмар-Пуруша (иллюзии).

Считается, что этот бог обитает в горах на вершине Кайлас. Именно там ему удается погрузиться внутрь своего мира.

В Шиве воплощается строгость, отреченность от внешнего мира. Благодаря третьему глазу он постигает глубокие тайны Вселенной. Ладонью, обращенной к зрителю, Шива указывает на путь высвобождения дживы (личной души). Он избавляет от оков, мешающих просветлению.

Трезубец бога Шивы


Тришула.

Современная система власти также часто состоит из двух противоборствующих сил, как в дуализме. А вот древнее управление миром состояло чаще из трех политических сил, например триумвират в Древнем Риме. Нет смысла останавливаться подробнее на политическом строе, в этой статье задача другая. Но в триувирате было все-таки больше согласованности, стабильности, чем в современной системе государственного управления. В демократии борьба всегда ведется между двумя сторонами, баланса нет. Сначала выигрывает одна, через какое-то время победу одерживает другая.

В символе трезубца заложены три аспекта в том числе и современного мира: творца, хранителя, разрушителя в одном лице. Такое обозначение встречается в кашмирском шиваизме. Именно в этой традиции Шиве соответствуют перечисленные аспекты. Другие же традиционные течения относят творение к Брахме, сохранность к Вишну, разрушение к Шиве.

Смысл

В школах шиваизма во все времена Ом Намах Шивайя считалась самой главной и почитаемой мантрой. Переводов существует несколько десятков, так как санскрит допускает множественность толкования. Еще больше написано трудов о сакральном смысле этих трех слов.

Состоит мантра из двух отдельных частей — «Ом» и «Намах Шивайя». Если отбросить первое слово, то она становится пятислоговой (на-мах-ши-ва-йя), иначе — Панчакшара мантра. Добавление «Ом» увеличивает влияние молитвы, расширяет ее значимость. Агхора мантра — еще одно название, буквально — «мантра бесстрашия». Ее огромная сила наделяет человека всем желаемым.

Каждая религиозная школа на востоке имеет свои трактовки мантр. В этом нет противоречия, это всего лишь разные философские взгляды. Один из популярных вариантов:

  • Ом — бессмертное божественное начало;
  • Намах — почтение, поклонение;
  • Шива — имя божества;
  • окончание «йя» — единство каждой отдельной души с Высшим Духом.

Другая расшифровка вкладывает смысл во все слоги мантры, соотнося их с пятью основными элементами, из которых состоит Вселенная:

  • На — с землей;
  • Мах — с водой;
  • Ши — со стихией огня;
  • Ва — с воздухом;
  • Йя — с эфиром.

Шива разрушает не только материальный мир, но и человеческие иллюзии и невежество. Простая фраза в три слова (или 6 слогов) несет в себе огромный, бездонный смысл. В ней умещается все мироздание.

https://youtube.com/watch?v=sbUT9hS1LKU

Змеи на теле Шивы

На своём теле Шива имеет несколько могущественных змей. Змей Васуки Яджнопавита — невыразимая бесконечная мудрость.

Над головой Шивы раскинул капюшоны Ананта Шеша. По одним источникам у него бесконечное число капюшонов, по другим капюшонов пять. Они означают пять кармендрий (органов действия), пять джнянендрий (органов чувств), пять таттв (элементов): землю, воду, огонь, воздух и пространство. Как вдох и выдох напоминают шипение змеи, так и пять пран, подобно змеям, издающим звуки нада, передвигаются по телу.

Шива свободен от страха (абхайам) и бессмертен (амритам). Для обычных людей змеи имеют устрашающий вид, однако Шива с легкостью носит змей, как украшения на теле. Змеи могут жить в несколько раз дольше человека, поэтому, обвивая тело Шивы, они указывают на его вечную природу.

Нисхождение Ганги

Однажды царь  Бхагиратха узнал о том, что под землёй находятся тысячи его не погребённых предков. Он решил совершить тапас в их честь. Удовлетворённый аскезой, перед ним появился Шива и спросил, какой он хочет дар. Бхагиратха попросил омовения священными водами небесной реки места, где покоились останки его предков. Шива сказал ему сконцентрироваться на великой Ганге, чтобы с небес она спустилась на землю. Мудрец стал думать о Ганге и она бурлящим потокам пролилась с неба. Жители земли, увидев бурные потоки Ганги, в ужасе разбежались, а оставшиеся стали молить Шиву защитить от потопа. Шива милостиво подставил свой лоб (в другом варианте волосы) под мощный поток, и Ганга умерила свою мощь, спустившись в три потока на землю. Когда она достигла места, где лежали останки предков Бхагиратхи, они восстали удивительным образом и восславили Шиву, Гангу и  Бхагиратху, а затем вознеслись на небо. Шива сказал, что смертные, которые искупаются в Ганге, смоют с себя прошлые грехи, если они искренне стремятся к добродетели.

Шива тандава

Тандава это космический танец Шивы, очаровывающий грацией, совершенством и красотой. Каждое движение танца отличается завершённостью и имеет сокровенный смысл.

Шива танцует не для себя, а во благо всех живых существ, для благополучия и духовной эволюции мира. Предназначение танца — это освобождение Дживатм от обусловленного существования в Майе. Шива танцует с закрытыми глазами, чтобы огонь и искры из его глаз не уничтожили Вселенную. Но если уничтожение всё-таки происходит, за ним следует трансформация и перерождение, несущие радость и высочайший экстаз.

Кали были известная во всей Вселенной танцовщица. Она очень гордилась своим умением танцевать и всегда побеждала на танцевальных состязаниях. Однажды она танцевала перед мудрецами, но они засмеялись, сказав, что её танец ничто на фоне космического танца Шивы. Обиженная Кали вызвала Шиву на состязание. Она кружилась и показывала необыкновенные танцевальные пируэты. Но вот вышел Шива и поднял левую ногу вертикально вверх, направив пальцы в небо. Кали смущённо опустила глаза и не смогла повторить движение Урдхва-Тандавы. Вселенная радостно зааплодировала, признав победителем Шиву.

Натараджа танцует свой танец на карлике Муялаке, который символизирует ограниченный ум и элемент земли.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора