Древнейший христианский храм на территории россии на горе шоан

История

Склон, на котором расположен храм, ранее был плотно заселен, о чем свидетельствуют остатки многочисленных древних построек. В поселении, как и внутри самого храма, осталось большое количество погребений. Несмотря на это, изначальная функция храма остается неизвестной. Шоанинский храм представляет собой уменьшенную копию Северного Зеленчукского (без нартекса и западного притвора). Безусловным доказательством копирования является характерное объединение восточных угловых ячеек и боковых вим в единый компартимент с одной слепой аркой на боковой стене. А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий полагают, что храм построила местная артель, повторяющая престижный образец, но технически лучше обученная и свободно трактовавшая выбранную форму. Идентифицировать артель с конкретной школой на данный момент затруднительно. Не сохранилось никаких письменных свидетельств позволяющих точно датировать церковь. Лишь живописная декорация Шоанинского храма проливает некоторый свет на его хронологию. Остатки фресковой живописи родственны второму слою росписи в Сентинском храме. Поэтому предположительно церковь в Шоане была построена к концу Х — началу XI вв. Таким образом, Шоанинский храм был построен после Среднего Зеленчукского (950-960-е гг.), Сентинского (965 г.) и Северного Зеленчукского (конец 960-х — 970-е гг.) храмов, он относится к третьему этапу храмового строительства в Алании после возвращения к христианству около 950 г..

В конце XIX в. Шоанинский храм был превращен в церковь скита Александро-Афонского монастыря. Храм был оштукатурен, была заменена крыша, а приделы перестроены.

Монета Банка России

В 2007 году жители села имени Коста Хетагурова после ряда обращений в правительство республики произвели самовольный ремонт собора. При этом была грубо сбита поздняя штукатурка в интерьере храма, под которой находилась просматривавшаяся и до этого первоначальная обмазка. В результате часть этой обмазки погибла, а на открывшихся частях в настоящее время имеются остатки древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки-тамги. Восточная часть храма, смотрящая на село, была побелена.

30 апреля 2011 года неизвестные подожгли храм, однако пожар был быстро ликвидирован, и внутреннее убранство и иконы не пострадали.

16 февраля 2016 года в России выпущена в обращение серебряная памятная монета номиналом 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму.

Храм Архангела Михаила (Усть-Джегута)

справа

История храма самым тесным образом связана с историей города — бывшей казачьей станицы Усть-Джегутинской.

С 1825 года во исполнение высочайшего императорского Указа «Об охране южных рубежей России», сюда, на земли верховьев реки Кубани, на постоянное поселение начали переводиться станицы казаков Хоперского полка. В 1861 г. была заложена и станица Усть-Джегутинская. Едва сложив свои курени наши благочестивые предки приступили к сооружению часовни (малого храма). Леса тогда вокруг было много, поэтому на сооружение часовни потребовался лишь год. Строилась она без особой тщательности, так как предполагалось вскоре заложить капитальный каменный храм. Однако закладка храма была осуществлена лишь в 1879 году. Казакам понравился проект архитектора А. Вознесенского, после утверждения которого началось возведение станичной церкви.

Строили храм согласно проекту в стиле уменьшенной (укороченной) базилики (т.н. «корабля»), применяя технику «афренто», когда каждый камень вытачивался строго для определенного места.

Адрес: 369300, Россия, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Шикута, 36

Телефон: 8(87875) 3-24-71

Интерьер

В Сентинском храме сохранилось очень много фрагментов росписи. Это самый большой фресковый комплекс на территории Алании.

Выделяют 4 этапа росписи храма.

Копия фрески I-го этапа в простенке между окнами апсиды Сентинского храма.

Первый этап

Изначально стены храма были побелены с расчётом на будущую роспись. Изображения были только между окон апсиды. Это два больших креста на ступенчатых возвышениях («голгофах»). Ветви крестов слегка расширяются к концам и украшены «драгоценными камнями». Использовано было три пигмента: самый дорогой синий (единственный случай во всех росписях храма), сажа и красная охра. Фрагменты крестов видны до сих пор. Возможно, существовали ещё изображения, которые скрылись под последующими слоями штукатурки.

Второй этап

На следующем этапе изображения первого слоя были забелены. В апсиде появились четыре крупных креста и линия орнамента над ними. Изображения этого периода просматриваются только частично (они либо утрачены, либо перекрыты последующими слоями росписи). Лучше всего виден западный крест на северной стороне апсиды. Его основной контур прочерчен графьей (заглублённый контурный рисунок, процарапанный по штукатурке). Крест имеет слегка расширяющиеся концы. Ветви разделены на «сегменты», окрашенные в белый, красный и серый цвета. На пересечении ветвей прочерчен круг, от которого во все стороны отходят по паре параллельных линий. На концах ветвей, по углам, находятся по две окружности. Под крестом просматриваются традиционные надписи с титлами: «IC XC NHKA». Правее креста, в промежутке перед следующим, просматриваются две аналогично декорированные окружности. Надо отметить, что все окружности этого этапа имеют глубокую циркульную графью. Другие три креста, судя по угадывающимся фрагментам, аналогичны по форме.

Роспись алтаря Сентинского храма. I—III этапы. Реконструкция Д. В. Белецкого и А. Ю. Виноградова

Выше крестов по всем стенам храма шла плетёнка — полоса орнамента. Элементы её окрашены в красный, серый, чёрный и белый тона и «декорированы» белыми и красными «точками». С внешней стороны плетёнка «украшена» мелкими «лепестками» красного и серого цвета. Автор этой росписи не был профессионалом, так что изображение выполнено несколько небрежно.

Третий этап

К третьему этапу относятся Богоматерь над окнами апсиды и святитель слева от алтарных окон. Богоматерь написана поверх проходившего над окнами орнамента-плетёнки второго этапа. Она представлена по пояс, в иконографии Знамения-Влахернитиссы. Она была зафиксирована дореволюционными художниками-исследователями И. А. Владимировым и А. Н. Дьячковым-Тарасовым. На уровне груди Богородицы сохранился и прекрасно просматривается представленный в медальоне образ Спасителя Эммануила. Судя по всему, в начале XX века обмазка с более поздней живописью четвёртого этапа осыпалась ещё не полностью, и Младенец не был виден. На рисунках исследователей Младенец не показан, поэтому Сентинский образ Богородицы иногда называют Орантой.

Акварель И. А. Владимирова. 1899 г. ИИМК РАН. Р. I. Д. 201. Л. 7.

Нимба у Спасителя не было — традиционное перекрестие написано белильным контуром. Перед нами символическое изображение «щита веры», когда круг нимба Христа и абрис медальона становятся одним целым.

Образ святителя расположен к северу от алтарных окон и вписан в прямоугольное поле красного цвета. Подпись не сохранилась, но её следы, сделанные белилами, просматриваются, кажется, на фоне справа. Образ смотрелся как своего рода большая икона. Под изображением святителя имеется процарапанное по штукатурке граффито, являющееся подписью к изображению с именем святого Николая. Видимо, перед нами образ свт. Николая Мирликийского, что подтверждает и его иконография.

Св. Николай. Северная стена апсиды.

Сетинский Храм – архитектурный памятник Карачаево-Черкесии

Cентинский храм фото

Сетинский Храм сооружен из блоков песчаника, которые соединены при помощи известкового раствора. Стены Храма украшены фресками, относящимися к одиннадцатому столетию. Ширина строения составляет 8 метров, высота с куполом – около 10 метров.
Архитектура Сетинского храма безупречна. Опытные мастера выполнили огромную работу, тщательно подогнав блоки и плиты. Здание отлично сохранилось до наших дней благодаря чистоте кладки, правильно выложенному скальному основанию, на котором расположен фундамент. На нем нет ни одной трещины. Без сомнений, возведение Сентинского Храма было доверено большим мастерам.

Мавзолей у Сентинского храма Теберда

У храма стоит мавзолей – постройка середины десятого столетия. Ее автором является архитектор из города Константинополь. Строительство мавзолея было организовано для социальной элиты города – духовной либо светской. Юго-восточная сторона мавзолея стоит поверх часовни – более раннего строения.  Иными словами, мавзолей был возведен на месте часовни. Если обратиться к хронологии, то какое сооружение – Сетинский храм либо мавзолей – было построено первым, пока остается тайной.

Спасско-Преображенский монастырь

Во второй половине девятнадцатого столетия рядом с храмом был построен женский православный Спасско-Преображенский монастырь. В советские времена он был разрушен. Монастырские насельницы позднее выполнили реконструкцию храма, исказив его изначальную форму. С площадки храма, расположенной на высоте 1280 метров, открывается красивейший вид на снежные вершины Передового хребта и Тебердинское ущелье.

Cентинский храм фото Карачаево Черкесия

Сентинская гора – культовое место

Ученые-археологи, благодаря проведенным исследованиям, пришли к выводу, что Сентинская гора было культовым местом до того, как в ней был построен храм. Вокруг памятника и на горном склоне удалось обнаружить древнейшие погребения с предметами пятого – восьмого столетий. Храм же был возведен на месте древнеязыческого святилища. Доказательством тому служит тот факт, что в его кладки найдены каменные блоки с петроглифическими рисунками змей и геометрическими узорами.

К сожалению, храм заброшен и в настоящее время не действует. Его интерьер утратился, однако до наших дней сохранились некоторые фрагменты древнейших фресок, считаемых основными достопримечательностями, покрывающими интерьер. Сегодня туристы могут увидеть отдельные фрагменты, покрытые автографами путешественников нашего времени.

Тоже интересно

Ущелье и река Аманауз

Ущелье Гоначхир

Муруджинские озера

История

Расположен на притоке реки Кубани Теберде близ карачаевского аула Сенты, в горной полосе Закубанского края, на границе пояса сплошных лесов. Основание монастыря в этой отдаленной глухой местности связано с восстановлением замечательнаго древнего храма, открытого здесь еще в начале 19-го столетия.

В 1802 г. Начальник Кавказской линии командировал для переговоров с карачаевцами майора Потемкина. Последний посетил верховья pек Большого Зеленчука, Кубани и Теберды, причем неожиданно открыл здесь многочисленные хорошо сохранившиеся памятники глубокой христианской древности: несколько храмов с отчетливой фресковой живописью, христианския кладбища, каменный крест с греческой надписью и явственной датой 6521. Впрочем, открытые Потемкиным памятники относятся преимущественно к Зеленчукскому ущелью на месте их существует теперь Александро-Афонский Зеленчукский монастырь.

Собственно Сентинский храм был впервые подробно обследован, описан и срисован в 1829 году итальянским архитектором Бернадацци, приглашенным русским правительством для устройства Кавказских минеральных вод. Войдя в храм, Бернадацци, по его словам, «увидел изображения множества святых и различные картины событий из жизни Спасителя. Все стены без всяких промежутков, даже в куполе разрисованы фресками, и, к удивлению, живопись сохранилась довольно хорошо… Стены храма, сложенные из камня и частью кирпича сохранились также прекрасно; только пол церкви (каменный) оказался весь исковерканным, вероятно, черкесами, искавшими здесь клад. Возле Церкви Бернадацци нашел две гробницы, одна из них «со сводом и красивой архитектуры», фундаменты двух небольших домиков и выросший на их развалинах вековой дуб. На склоне горы Бернадацци заметил гробницы из тесаного камня и между ними большой каменный крест. Одновременно с Сентинским Бернадацци осмотрел и описал древний храм, находящийся близ Хумаринского укрепления на берегу Кубани в 24 вер. от Сентов (ныне находится в заведывании Зеленчукского монастыря). Оба эти храма Бернадацци признает византийскими и относит их ко времени Юстиниана Великаго. После Бернадацци Сентинский храм посещали и описывали многие другие русские и иностранные исследователи

Однако, несмотря на внимание ученых, храм в течении почти целого столетия после открытия оставался по-прежнему в запустении, служа местом приюта для скота в ненастную погоду.

Наконец, две простые послушницы из сестер милосердия, движимые религиозным чувством, приняли на себя нелегкий труд возобновления святыни. Стараниями их, особенно сестры Евдокии, признанной строительницей, у подножия высокой горы, на которой расположен древний храм, в 90-х годах истекшего столетия возникла женская обитель. В древнем храме установлен был иконостас, исполненный в старинном стиле, приобретены были на собранные сестрами пожертвования необходимые предметы церковной утвари, снизу на вершину горы, на протяжении 4-х верст, разделана была удобная дорога. Наконец, 22 октября 1896 г. храм был освящен во имя Преображения Господня: впервые, после многовекового молчания, раздалось в нем слово Божие!.. Ко времени возобновления храма многие остатки старины, упоминаемые Бернадацци: надгробные памятники, крест, значительная часть фресок под влиянием времени исчезли. В 1898 г. храм посетил А. Н. Дьячков-Тарасов и нашел в нем только 17 фресковых изображений.

Первоначальное построение Сентинского храма ученые исследователи относят ко времени не позже XI века, некоторые же (Бернадацци) к веку Юстиниана Великого. Предполагают, что в эту эпоху в верховьях Кубани и Зеленчуков обитали адиги, т. е. кабардинцы и черкесы, в свое время находившиеся под сильным влиянием греков и от них принявшие христианскую веру. Следы этого влияния и остатки христианских воззрений находят у этих племен и в настоящее время, несмотря на долговременное воздействие на них ислама.

Храмы

Церковь Георгия Победоносца (Шоанинский храм)

справа

В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода.
На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

Шоанинский храм расположен на юго-восточном отроге горы Шоана (карач.-балк. Чуўана на левом берегу Кубани, в окрестностях села им. Коста Хетагурова, в 7 км к северу от города Карачаевск.

Адрес: Карачаево-Черкесская республика, Карачаевский район, поселок имени Коста Хетагурова.

Проезд: От города Черкесск по трассе (А 155) приблизительно 50 км до посёлка им. Коста Хетагурова. Дальше поворот с трассы направо на гравийную дорогу (въезд между домами)и двигаться вверх по серпантину на гору Шоана приблизит ельно 1,5 км. На верху будет площадка, там оставляете машину и дальше поднимаетесь пешком,до храма 50-60 метров.

Храм Архангела Михаила (Усть-Джегута)

справа

История храма самым тесным образом связана с историей города — бывшей казачьей станицы Усть-Джегутинской.

С 1825 года во исполнение высочайшего императорского Указа «Об охране южных рубежей России», сюда, на земли верховьев реки Кубани, на постоянное поселение начали переводиться станицы казаков Хоперского полка. В 1861 г. была заложена и станица Усть-Джегутинская. Едва сложив свои курени наши благочестивые предки приступили к сооружению часовни (малого храма). Леса тогда вокруг было много, поэтому на сооружение часовни потребовался лишь год. Строилась она без особой тщательности, так как предполагалось вскоре заложить капитальный каменный храм. Однако закладка храма была осуществлена лишь в 1879 году. Казакам понравился проект архитектора А. Вознесенского, после утверждения которого началось возведение станичной церкви.

Строили храм согласно проекту в стиле уменьшенной (укороченной) базилики (т.н. «корабля»), применяя технику «афренто», когда каждый камень вытачивался строго для определенного места.

Адрес: 369300, Россия, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Шикута, 36

Телефон: 8(87875) 3-24-71

Храм Спаса Нерукотворного (Нижний Архыз)

справа

В канун 2000-летия Рождества Христова в горах напро­тив монастыря, на скальной террасе был обретен Образ Христа, как его стали называть местные жители, – Лик Христа Спасителя (наскальная икона). По предварительным исследо­ваниям специалистов, Образ можно датировать византий­ским периодом жизни города.

Во всей России и за пределами нашего Отечества хорошо известен обретенный в горах Карачаево-Черкесии наскальный Лик Христа Спасителя.

Ежегодно тысячи человек приезжают в Нижний Архыз, чтобы прикоснуться к Святыне, помолиться у нее. Опыт этих лет показал, что в непосредственной близости от Лика необходимо устроить храм-часовню. По благословению Преосвященнейшего ФЕОФАНА, Епископа Ставропольского и Владикавказского начато строительство Храма Христа Спасителя у Лика Христа в пос. Н. Архызе, Карачаево-Черкесской Республики.

21 мая 2010 года благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского состоялось праздничное освящение шатрового купола и креста, которые были установлены на строящийся храм. Вызывает благоговейное удивление такой факт: после установки купола начался легкий дождь, но когда стали поднимать крест, погода сразу переменилась, стало свежо и тихо, воцарилась атмосфера необыкновенного спокойствия и умиротворения. Многие участники праздничного мероприятия с чувством радости и благодарности еще долго оставались на святом месте.

Адрес: 369167, КЧР, поселок НИЖНИЙ АРХЫЗ, а/я 4

Парк культуры и отдыха «Зеленый остров» в Черкесске

Город Черкесск – столица и гордость Республики Карачаево-Черкесия. А гордость Черкесска – парк культуры и отдыха «Зеленый остров». Название ему дали не случайно, ведь огромное количество зеленых насаждений на фоне крупного города выглядит как островок.

Тут проводятся спортивные и культурные мероприятия, тут можно отдохнуть населению и гостям города. На территории парка находится много водоемов с чистой водой, а вокруг них чаща из деревьев и кустарников. Островки соединены удобными переходами в виде мостиков. Здесь имеются различные аттракционы, кафе, очень интересным станет посещение аллеи «Лукоморье» по мотивам сказки А.С.Пушкина.

Местоположение: улица Орджоникидзе — 2.

Описание Сентинского храма

Храм однокупольный, в плане представляет собой крест с примыкающей к нему с востока апсидой. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе. В кладке подкупольных подпружных арок, в арке между коробовым сводом восточной ветви креста и сводом апсиды, а также в перекрытии оконных проемов (кроме апсиды) использована плинфа (так же, как и в других крестовокупольных аланских храмах ).

Подпружная арка перед апсидой имеет слегка подковообразную форму. Три окна в алтаре перекрыты блоками с выточенными в них арочными выемками-архивольтами – такое же перекрытие световых проемов мы встречаем в Шоанинском храме.

Стены фасадов завершаются простым карнизом из одной или двух полочек, который был восстановлен при последней реставрации по фотографиям XIX века. В древности храм был побелен, а крыша была покрыта черепицей. Сейчас памятник имеет двускатные кровли. Однако верхние ряды кладки в щипцах идут не горизонтальными рядами, а «дугой».

справа

Простота плана Сентинского храма выражается и в отсутствии каких бы то ни было пилястр: подпружные арки опираются непосредственно на стены

Из строительных особенностей следует обратить внимание на традиционные для Алании ступенчатые подпружные арки (на этот раз сильно развитые). Уникальна для аланского зодчества «лучковая» форма сводов

Торцы рукавов креста завершаются тонкими, ни на что не опирающимися архивольтами, повторяющими «лучковую» форму сводов.

В храм ведут три дверных проема: с запада, севера и юга. Все они имеют одинаковую форму со световым люнетом полукруглой формы наверху. Свет в интерьер попадал через эти люнеты и четырнадцать узких окон.

В настоящее время след от оконного заполнения хорошо читается только в западном тимпане. Скорее всего, деревянные рамы были вставлены во все оконные проемы. По всему Сентинскому храму были найдены остатки круглых стекол, вставлявшихся в эти самые рамы. С трех сторон (с запада, севера и юга) к храму примыкают притворы, равные по ширине рукавам креста; сюда выходят все три двери.

В настоящем виде притворы являются сооружениями 1897 года, построенными на старом основании. Вероятно, они изначально появились спустя какое-то время после окончания строительства основной части храма – в месте их примыкания к стенам прослеживаются следы обмазки . Предполагались ли они из­начально – не ясно. Возможно, что их ремонт с применением глиняного раствора совпадает по времени с последним этапом росписи храма (т.е. не ранее конца XI века).

Снаружи в кладке есть несколько украшенных неглубокой резьбой камней. Они явно использованы в строительстве вторично, но их происхождение остается непонятным. Вполне возможно, что изначально к зданию храма они не имели никакого отношения.

В Сентинском храме сохранилось очень много фрагментов росписи. Это самый большой фресковый комплекс на территории Алании.

Православные храмы в Карачаево-Черкесии

Сейчас территорию Кавказа занимают мусульманские народности, но это не помешало в Карачаево-Черкесии сохранить православные постройки, некоторые из которых признаны священными.

Средний храм, который также называют Троицким, был построен в первой половине десятого века. Посвятили его Иисусу Христу. По планам архитектора, здание должно было выглядеть как крест. Но дальнейшие решения немного изменили конструкцию здания. Храм был разрушен во время татаро-монгольского нашествия. В дальнейшем служители другого храма взяли на себя обязательство восстановить его. Восстановительные работы закончились в 1897 году, храм был заново освящен, но в этот раз в честь Троицы.

Южный храм, также называют Ильинским, находится под покровительством святого Илия. Это неповторимое место, где продолжают проходить богослужения на сегодняшний момент. Сам по себе храм мал, ученые сделали вывод, что его строили для обслуживания состоятельной семьи.

Северный храм, также названный Георгиевским, представляет собой самое древнее сооружение из всех известных на данный момент на территории республики. Как считают историки, он был построен в честь Николая Чудотворца в десятом веке.

Одна из внутренних комнат храма сделана для проведения необходимых обрядов, а в самом храме было найдено несколько захоронений.

Храмы Карачаево-Черкесии немногочисленны, но интересны как с точки зрения православия, так и с точки зрения истории и культурного вклада. Они были возведены много веков назад и смогли уцелеть до наших дней. При их посещении у туристов получается изучить историю места, проникнуть в ее глубинные тайны и посмотреть на коренных жителей республики немного другим взглядом. Это преподносит новые страницы многовековой истории, которая коснулась каждого уголка нашей планеты.

Храм Спаса Нерукотворного (Нижний Архыз)

справа

В канун 2000-летия Рождества Христова в горах напро­тив монастыря, на скальной террасе был обретен Образ Христа, как его стали называть местные жители, – Лик Христа Спасителя (наскальная икона). По предварительным исследо­ваниям специалистов, Образ можно датировать византий­ским периодом жизни города.

Во всей России и за пределами нашего Отечества хорошо известен обретенный в горах Карачаево-Черкесии наскальный Лик Христа Спасителя.

Ежегодно тысячи человек приезжают в Нижний Архыз, чтобы прикоснуться к Святыне, помолиться у нее. Опыт этих лет показал, что в непосредственной близости от Лика необходимо устроить храм-часовню. По благословению Преосвященнейшего ФЕОФАНА, Епископа Ставропольского и Владикавказского начато строительство Храма Христа Спасителя у Лика Христа в пос. Н. Архызе, Карачаево-Черкесской Республики.

21 мая 2010 года благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского состоялось праздничное освящение шатрового купола и креста, которые были установлены на строящийся храм. Вызывает благоговейное удивление такой факт: после установки купола начался легкий дождь, но когда стали поднимать крест, погода сразу переменилась, стало свежо и тихо, воцарилась атмосфера необыкновенного спокойствия и умиротворения. Многие участники праздничного мероприятия с чувством радости и благодарности еще долго оставались на святом месте.

Адрес: 369167, КЧР, поселок НИЖНИЙ АРХЫЗ, а/я 4

Три Зеленчукских храма

справа

На территории Карачаево-Черкесской республики находятся пять христианских храмов, построенных в первом тысячелетии по Рождестве Христовом. Три храма, известных как Северный, Средний и Южный, сохранились в Нижнем Архызе: в Средневековье в ущелье реки Большой Зеленчук располагалось Нижне-Архызское городище. Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).

На другом берегу реки находится написанный прямо на поверхности скалы Лик Спасителя. У подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в нем проводятся регулярные службы.

Проезд:

Ближайший аэропорт: Минеральные Воды. Из аэропорта нужно добраться городской маршруткой до автовокзала, далее на автобусе до станицы Зеленчукской.

Ближайшие железнодорожные станции: Невинномысск, Минеральные Воды, Кисловодск, далее также можно добраться до станицы на автобусе. Помощь паломникам оказывает благочинный приходов Южного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Евгений Субтельный. Связаться с ним можно по электронной почте: agnidx@rambler.ru

Аланские храмы Карачаево-Черкесии

Современная Карачаево-Черкесия является наследником средневекового государства аланов, возникшего в начале первого тысячелетия. Аланская держава была развитой в экономическом и культурно-духовном плане, что привлекало византийских миссионеров, главной целью которых было распространение христианства на здешних землях.

Пик расцвета Алании припадает на 11 век. В это время возводятся православные храмы, активно развиваются живопись и архитектура. Хаос и разруха, которые сеяла армия Тамерлана на своем пути, также коснулись и территорий нынешней Карачаево-Черкесской Республики. С середины 14 века Аланское государство прекратило свое существование, оставив после себя пять церквей крестово-купольного архитектурного стиля.

Зеленчукские храмы

Комплекс православных соборов расположен в поселке Нижний Архыз, чьи земли простилаются в долине реки Большой Зеленчук между Тебердой и Карачаевском. Всего здесь насчитывается три храма: Северный, Средний и Южный. Названия сооружений соотносятся с их географическим положением.

Северный храм (Георгиевский)

Здание находится за пределами городища. Северный храм является самым древним и главным святилищем среди церквей зеленчукского комплекса, о чем свидетельствует его статус кафедрального собора Аланской епархии (10 – 13 вв.).

Длина храма совпадает с его максимальной высотой и равна 21 метру, ширина здания составляет приблизительно 10 метров.

Фресковая живопись на стенах собора, к сожалению, не дошла до наших дней в первозданном виде. Те изображения, которые прихожане видят сейчас, являются реконструкцией утраченного предмета искусства, которое попытался восстановить Д. Струков – археолог и художник.

По словам историков, храм был возведен в честь святого Николая Чудотворца в 916 году.

Одно из помещений Северного собора было оборудовано для проведения обряда крещения. Возле южной стены архитектурного памятника найдены три захоронения.

Средний храм (Троицкий)

В первой четверти 10 века в аланском городище появился храм посвященный Христу Спасителю. По задумке инициаторов, здание должно было напоминать большой крест с равномерным соотношением сторон. Однако решением главного архитектора, к центральной части церкви было добавлено два выступа и вытянуто в длину ее западный рукав.

Обязанности по восстановлению руин храма, пострадавшего от разрушительных монгольских нашествий, полностью взяли на себя монахи из местного мужского Александро-Невского монастыря. В 1897 году ремонтные работы были закончены, собор освятили в честь Троицы.

Стены здания украшены старинными фресками с изображением святых воинов, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Южный храм (Ильинский)

Покровителем церкви считается святой пророк Илия. Это единственный собор из зеленчукского комплекса, который продолжает вести богослужения в наше время.

Снаружи храм похож на небольшой дом, его выдает лишь второй этаж украшенный куполом. По всему этому можно судить о том, что церковь задумывалась как частный объект для обслуживания потребностей одной богатой семьи.

Шоанинский храм

Между двух скал на краю обрыва горы Шоана возвышается одноименный православный собор, чье рождение уходит корнями в первую половину 10 века. Длина и высота здания равны почти 13 метрам, а ширина – приблизительно 9 метров.

Географическое положение храма было обусловлено большим количеством поселения в долине реки Кубань. Здесь также располагались здание монастыря и епископская резиденция.

До 18 века Шоанинский храм был местом хранения ценных древних книг.

Сентинский храм

Церковь получила свое название благодаря своему географическому положению в поселке Сенты (нынче Нижняя Теберда). Также, как и Шоанинский собор, Сентинский храм был основан в первой половине 10 столетия.

На базе святилища был возведен женский монастырь (19 век), который впоследствии был снесен советской властью.

Вместе с Сентинским храмом рядом строился также каменный мавзолей для погребения священников.

Храм Владимирской иконы Божией Матери (Лесо-Кяфарь)

справа

В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии в двадцати километрах от станицы Сторожевой вверх по ущелью реки Кяфарь есть небольшой населенный пункт — хутор Лесо-Кяфарь.

Этот хутор никогда не был многолюдным, сегодня в нем проживает немногим более 50 человек, тем большее удивление вызывает тот факт, что в хуторе полным ходом идет возведение православного храма. Казалось бы, разве могут пятьдесят жителей взвести храм? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что люди не просто строят храм, они создают неповторимый шедевр.

Храм имеет ту же форму и пропорции, что и древние христианские храмы. Он однокупольный и построен в форме равноконечного креста. Стены храма вылиты из бетона и обложены камнем, собранным в русле реки Кяфарь.

Храм расположен на самом высоком месте хутора, и после того как в мае этого года на него установили купол, храм стал виден каждому, кто приезжает в Лесо-Кяфарь.

Адрес: 369154, КЧР, Зеленчукский р-он, хутор Лесо-Кяфарь, улица Подгорная

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора