Лучшие развлечения в петрозаводске, россия

Протоиерей Иоанн: служение

С тех пор прошло 20 лет. Разоренный когда-то храм вновь наполнили святынями. Иконы художника Чижова пропали, так что для собора написали новые: образы Ксении Петербургской, Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, Матроны Московской и других святых.

«Когда собор восстановили, ко мне пришел директор Онежского тракторного завода и спросил: «Что мы можем сделать для храма как преемники Александровского завода?» — рассказывает настоятель собора протоиерей Иоанн. — Я предложил заказать икону Александра Невского. Рабочие собрали деньги, торжественно эту икону привезли, а я им сказал: «Помните, этот храм не мой, не епископа. Этот храм — всех нас, и ваш в том числе. И вы для него сделали великое дело».

Отец Иоанн (Тереняк). Фото: “Республика” / Леонид Николаев

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Фото: “Республика” / Леонид Николаев

Совершенно уникальна и находящаяся в одноименном приделе храма икона «Собор Карельских святых»: здесь  запечатлены фигуры 34 карельских подвижников, хотя в карельских землях их было гораздо больше: Олонецкий край много веков считался местом особенных молитвенных подвигов для монахов-отшельников, его даже называли Северной Фиваидой, по аналогии с египетской пустыней, где зародилось монашество. Кстати, образ «Собор Карельских святых» владыка Мануил заказал специально к открытию восстановленного собора Александра Невского в 2000 году, и, более того, 3 июня, день освящения храма, стал одним из главных православных праздников республики — Днем Карельских святых.

Одна из особо почитаемых святынь Собора —  образ Фаддея Петрозаводского — покровителя карельской столицы. И не только образ: возле храма стоит плита с могилы святого, когда-то находившейся в часовне на Соборной площади (сегодня — площадь Кирова). В ближайшее время  эту утраченную часовню планируют  восстанавливать: фундамент ее уже нашли, а после празднования Дня республики можно будет начинать строительные работы, говорят в управлении по охране объектов культурного наследия.

Отец Иоанн совершает службу. Фото: Леонид Николаев

Певчие собора. Фото: Леонид Николаев

В праздники собор посещают сотни горожан. Фото: Леонид Николаев

Фото: «Республика»/Николай Смирнов

Приходят люди и не в праздничные дни: помолиться за близких, попросить помощи, поблагодарить Господа. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Убранство собора. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

У иконы карельских святых всегда горят свечи: на ней — сразу 34 покровителя нашего края. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Икона Божией Матери «Казанская». Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Собор Карельских святых», кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, Петрозаводск. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

В соборе Александра Невского. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Сегодня храм живет той жизнью, которой жил до закрытия. Удалось восстановить то, что было прервано после революции, — говорит отец Иоанн. — Богослужения совершаются каждый день, крещения, венчания, отпевания. При храме есть воскресные школы — детская и взрослая, миссионерский отдел».

Сколько у храма прихожан, никто не считает. Да и как посчитать, говорит отец Иоанн: одни ходят на службы каждую неделю, другие — по великим праздникам, третьи заходят изредка — посидеть в тишине и подумать. Прихожане они? Прихожане, уверен настоятель собора.

Отец Иоанн стал священником около 40 лет назад: сначала служил в храме в Сортавале, потом был настоятелем Екатерининской церкви в Петрозаводске. Он был одним из священнослужителей, начинавших в Карелии дело социального служения.

«Ко мне как к священнику люди всегда приходили с проблемами, и я старался помочь: исправить семейные отношения, определиться с целью в жизни, спасти от излишнего винопития, — рассказывает отец Иоанн. — Но в советское время церковь не имела права заниматься социальной помощью. А в 90-х это изменилось, и владыка Мануил назначил меня руководителем отдела социального служения: мы стали помогать нуждающимся».

Наладить работу помогли иностранные партнеры: финские церкви православная и лютеранская, священнослужители из Дании. Причем помогли не только советом, но и деньгами.

«На эти средства мы покупали продукты и раздавали сотням людей, которые в тяжелые 90-е нуждались в помощи. Кормили на эти деньги детей в школах, и некоторые ребята, которые часто прогуливали уроки, специально приходили на занятия, чтобы как следует пообедать».

Немного истории

Строительство храма на острове Ломзе (сегодня это остров Октябрьский) стало необходимым в связи с началом жилой застройки этого района: имеющиеся церкви находились довольно далеко. Участок под строительство был определен еще в 1913 году, но постройку приходилось откладывать дважды: первый раз из-за Первой мировой войны, а второй из-за особенностей предложенного проекта, который признали неудачным.

В конечном итоге, первый камень заложили в 1930 году, а осветили готовый новый храм в 1933 году. Возведение финансировалось церковными общинами, а также правительством. Реализованный проект был создан берлинским архитектором Артуром Киктоном, который до этого много работал над восстановлением храмов в Иерусалиме. Киктон придумал целый комплекс строений: не только здание церкви, но и дом для встреч общины и апартаменты священника.

Во время Второй мировой войны был сожжен купол южной башни, но в целом здание пострадало незначительно. В послевоенные годы, храм, как и многие другие в СССР, не использовался по назначению. Здесь работали автомастерская и фабрика снастей для рыбной ловли. К сожалению, здание бессистемно перестраивали, нагружали фундамент дополнительными перекрытиями, во времена, когда здесь размещалась фабрика, собор нес на себе тяжесть многотонного оборудования, создававшего вибрацию. В результате чего фундамент не выдержал нагрузки, а стены дали трещины.

В 80-х заброшенное здание было передано православной церкви, и к середине 90-х годов собор был восстановлен. Правда, внутреннее убранство храма не было сохранено, после реконструкции внутри храм оформили в соответствии с православными канонами. Уникальным элементом и достопримечательностью церкви считается янтарный иконостас, освещенный в 2000 году.

До освещения в 2006 году калининградского Храма Христа Спасителя Крестовоздвиженский Собор являлся кафедральным собором Калининградско-Смоленской епархии Русской Православной Церкви.

Немного истории

В качестве архитектора этого монументального заведения выступал талантливый умелец Посников. Однако строительством заведовал заморский инженер Мадерни. Это было связано с тем, что в эту пору на Руси было отлично развито деревянное зодчество, а вот каменные здания были новинкой. Возведение православной святыни шло на протяжении 1826-1832 годов.

В январе 1832 года после окончания строительства собор был освящен епископом Игнатием. Первоначально храм имел три престола, которые были построены во имя Александра Невского, Николая Мирликийского и Святой Троицы. В 1888 году на территории религиозного сооружения заработала воскресная школа.

Советский период в истории кафедрального собора был омрачен разорением и разрухой. Из-за существования атеистической пропаганды пять прекрасных куполов были снесены в 1929 году, а само здание передано под краеведческий музей. Свою первоначальную роль церковь вернула лишь в 1991 году, когда святая обитель была возвращена под покровительство Петрозаводской епархии. К 1993 году было принято решение о проведении реставрации церковного комплекса, автором которой выступил В. Г. Копнин.

Строящиеся

Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Где: Птицефабрика, напротив поликлиники

Жители Птицефабрики собрали подписи за строительство храма в 2008 году. В 2011 году начали строительство. Сегодня возведены своды храма, установлен купол с крестом. Прихожане  благоустраивают территорию вокруг, планируют построить воскресную школу, где будет размещаться и библиотека.

Следить за ходом строительства можно в группе храма.

Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери

Где: Кукковка, перекресток улиц Ровио и Торнева

Каменную церковь строят на Кукковке на пересечении улиц Ровио и Торнева с 2012 года. Здание храма высотой в 15 метров по своему стилю напомнит древние храмы Новгорода и Пскова. На сегодняшний день начались работы по созданию бетонных сводов кровли храма.

Как идет строительство и как можно помочь — читайте в группе прихода храма Казанской Божьей Матери.

Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Где: перекресток улиц Антонова и Нойбранденбургской

На Ключевой также планируют возвести каменный храм и отдельно стоящую колокольню. Пока приход собирает пожертвования для начала стройки, на перекрестке улиц Антонова и Нойбранденбургской построили временную — «палаточную» церковь. В ней регулярно проходят службы. Зимой на территории церкви устроили колодец, благоустраивают территорию вокруг.

О событиях, связанных со строящимся храмом и о возможностях помочь — читайте в группе прихода.

История

Александро-Невская Горнозаводская церковь появилась в Петрозаводске, когда история города насчитывала уже более ста лет. Не случайным явился выбор посвящения главного престола храма: святой благоверный князь Александр Невский, канонизированный Русской Православной Церковью как славный защитник Отечества, издавна почитался покровителем северного Олонецкого края. Один из приделов первой церкви Петрозаводска во имя апостолов Петра и Павла был освящен в честь святого князя Александра Невского.

Первую в городе каменную церковь решили возводить на пожертвования мастеровых и служителей: много лет, начиная с 1808 г., с каждого заработанного на заводе рубля в фонд строительства отчислялось по 2 копейки. Таково было условие Новгородской духовной консистории: «не инако как на доброхотноскладчинную постройку». Часть средств на возведение церкви – 30 тыс. руб. – поступила из императорской казны по указанию Александра I, который в августе 1819 г. посетил Петрозаводск для ознакомительного осмотра завода. Пожертвования шли от горных чиновников и петрозаводских купцов.

27 января 1832 г. в день святого Иоанна Златоуста новый заводской храм торжественно освятил Преосвященный Игнатий (Семенов) в сослужении петрозаводского духовенства. Просторная Александровская церковь, свободно вмещавшая до 1,5 тыс. человек, имела три придела — главный престол во имя святого благоверного князя Александра Невского, правый — Святой Троицы, левый — святителя Николая Чудотворца.

В одной из четырехугольных башен церкви, на южной стороне, была устроена колокольня с восемью колоколами весом 157 пудов 34 фунта, 53 пуда, 18 пудов 22 фунта, 10 пудов 22 фунта, 5 пудов 12 фунтов, 2 пуда 4 1/2 фунта, 1 пуд 5 1/2 фунта, 21 фунт. Любопытно, что 53-пудовый колокол был взят по благословению епископа Игнатия из старой Троицкой церкви по просьбе первого священника Александро-Невской церкви; его отлили в Белозерске в 1813 г. из старых разбитых колоколов.

Гармоничностью своих пропорций, блеском золотых (первоначально зеленых) куполов храм уверенно «держал» все окружающее пространство. Посетивший Петрозаводск в начале ХХ в. историк М.А. Гудошников назвал Александро-Невскую церковь, возведенную в стиле классицизма, одной из лучших построек города: «Следующее здание, заслуживающее внимания по своему художественному исполнению, это заводская церковь на Голиковке… Выстроена она в том же стиле что и правительственные дома, строил ее такой же безымянный художник, может быть ученик большого мастера. Постройка выполнена в скромных размерах, число колонн сведено до четырех, очень красиво выведен главный купол. Среди серых построек городской окраины эта церковь выделяется красивым пятном и глаз невольно останавливается на правильности архитектурных форм».

До 28 декабря 1838 г. церковь подчинялась епархиальному начальству, а затем была передана в распоряжение Александровского завода, который находился в ведении Департамента горных и соляных дел. В 1873 г. Александро-Невская церковь снова возвратилась в духовное ведомство.

История

Внутреннее убранство храма (2019)

25 апреля 1825 года руководство Александровского пушечно-литейного завода получило разрешение Департамента горных и соляных дел на строительство заводской церкви, митрополит Новгородский Серафим благословил устроение нового храма.

Для организации строительства была учреждена комиссия под председательством управляющего Олонецкими горными заводами Адама Армстронга.

В объявленном конкурсе проектов будущей церкви, победил проект архитектора Департамента горных и соляных дел Александра Ивановича Постникова (1766—1830). Торжественная закладка нового заводского храма состоялась в июле 1826 года.

Храм строился на выделенные казной средства и пожертвования мастеровых и служителей Александровского завода.

Строительство собора велось под руководством инженера Пьетро Карло Мадерни в 1826—1832 годах. Работы по устройству иконостаса были выполнены под руководством мастера А. Боброва из Кексгольма. Иконы написал художник А. С. Чижов. На колокольне церкви, в четырехугольной башне на южной стороне, были установлены восемь колоколов различного веса.

Епископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатием 27 января 1832 года в день памяти святителя Иоанна Златоуста освятил главный престол храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Боковые приделы были освящены в честь и славу Пресвятой и Живоначальной Троицы и святого чудотворца Николая Мирликийского. Первым священником Александра-Невской заводской церкви стал Иаков Васильевич Васильковский, кандидат богословия, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.

В январе 1888 года при храме была открыта церковно-приходская школа на средства священника о. Василия Нименского и пособие от Олонецкого епархиального совета для детей заводских служащих и мастеровых.

В 1929 году храм был закрыт по решению общего собрания рабочих Онежского завода и Петрозаводского городского Совета. Здание передано краеведческому музею, при этом были снесены все 5 куполов, а внутри устроено межэтажное перекрытие, устроен подвал для хранения музейных экспонатов. Первая экспозиция музея в здании бывшей церкви открылась в 1931 году.

В 1991 году храм возвращён Петрозаводской епархии. Осенью 1993 года началась реставрация храма. Автор проекта реставрации — архитектор В. Г. Копнин. Внешний вид собора был восстановлен в точном соответствии с первоначальным (за единственным исключением — купола собора прежде никогда не золотились). Новое оформление интерьера (иконостасы, киоты, паникадила и пр.) не соответствует стилистике здания.

9 мая 1995 года епископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил первый торжественный молебен. В июле 1996 года на собор установлены православные кресты.

3 июня 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм, который стал кафедральным собором Петрозаводской и Карельской епархии. В освящении принял участие митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (тогда архиепископ Тихвинский, ректор СПбПДА).

В июле 2000 года из краеведческого музея в храм переданы частицы святых мощей преподобного Антония Римлянина, великомученицы Параскевы Пятницы и частичка жезла первосвященника Аарона.

Внутри ограды собора находится мемориальная плита с могилы местночтимого святого Фаддея Блаженного. В сквере собора (Заводская площадь) находятся мемориальные знаки — участникам ликвидации Чернобыльской аварии и в честь 300-летия Петрозаводска от армянской диаспоры города Петрозаводска.

3 июня 2010 года в год девяностолетия Республики Карелия рядом с собором был открыт памятник святому князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). В тот же день его освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Примечания

  1. [http://visz.nlr.ru/searchname.php?lname=%EF%E0%E2%EB%EE%E2&rpp=20&p=20&razdel=1 Возвращённые имена]
  2. [http://www.ticrk.ru/ru/regions/region_3659/sights/6234.html Крестовозвиженсикй собор]
  3. [http://monuments.karelia.ru/news/krest.htm Крестовоздвиженский собор]
  4. [http://www.rkna.ru/projects/mosaic/viewdoc.phtml?lng=&id=473 Ведомость о приписных церквях]
  5. Галкин А. У Троицы на Зареке // Петрозаводск. 1995. 24 марта.
  6. Кутьков Н. Юбилей дороги к океану. Часовня при железной дороге // Петрозаводск. 1996. 15 ноября.
  7. [http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=1315&page=3 Часовенка в честь Феодосия на берегу Половинного озера // Олонецкие губернские ведомости. № 76 за 2 июля 1902 года]
  8. [http://www.gov.karelia.ru/Different/Religion/date_st.html Памятные даты из истории Олонецкой епархии вт. пол. ХУШ — нач. ХХ в.]
  9. [http://300.ptz.ru/history/1910.shtml Страницы истории]
  10. [http://eparhia.onego.ru/krest.htm Крестовозвиженский собор Петрозаводской и карельской епархии]

Современные

Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Храм во имя великомученика Димитрия Солунского

Где: Сулажгорское кладище, второй участое

Построен в 2002 году на месте сгоревшего храма XIX века на средства семьи Александра Лукина в память о трагически погибшем сыне. Эта церковь — единственная в Карелии из новопостроенных, своды и стены которой украшены росписью.

Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Где: улица Крупской, 12 а

Церковь освящена в 2004 году. Строительство вели руководитель молодежной организации «Равновесие» Александр Гезалов и иерей Константин Савандер. Храм расположен рядом с коррекционной школой-интернатом и Дворцом творчества детей и юношества, по первоначальной задумке предназначен, прежде всего, для детей.

В храме есть иконы с частицами мощей священномученика Климента, первомученика и архидиакона Стефана, свтятого Игнатия Брянчанинова.

Фото: Карельская епархия

Храм во имя преподобного Ионы Яшезерского

Где: Птицефабрика, исправительная колония №9

Тюремный храм освящен в 2005 году. Он посвящен вепсскому святому, основателю Ионо-Яшезерского монастыря в Прионежье. Церковь открыта для заключенных и сотрудников колонии ежедневно, а раз в две недели здесь совершают Божественную литургию.

Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Храм во имя великомученика Пантелеимона

Где: улица Древлянка, 8а

Церковь на Древлянке освятили в 2010 году. В ее облике объединили поздний московский стиль начала XVIII века и элементы северного деревянного зодчества.  Среди святынь храма — икона святого Пантелеимона с частицей мощей, ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской.

Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

Где: Вытегорское шоссе, 4

Храм возведен на подворье Корнилие-Палеостровского мужского монастыря, который расположен на острове Палей Онежского озера, и освящен в 2013 году. Деревянная шатровая церковь высотой 18 метров построена  на средства благотворителей. Иконостас выполнен в Саратове, киоты настенных и напольных икон изготовили петрозаводские мастера, иконы написали мастера из Петрозаводска и Черногории.

Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Храм во имя святого пророка Божия Илии

Где: Первомайский проспект, 2а

Храм был простроен в память о жителях Карелии, погибших в Афганистане, Чечне и в зонах других локальных конфликтов и освящен в 2016 году. Инициативу строительства высказал Союз десантников Карелии и поддержал заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев.

В храме пророка Илии установлены памятные плиты c именами 133 карельских воинов, погибших при исполнении служебного долга.

Экскурсии

Прогулка по столице Карелии
Знакомство с атмосферой и характером северного провинциального города
Продолжительность: 2 часа
Для многих путешественников Петрозаводск – перевалочный пункт, с которого отправляются в один из символов Русского Севера – Кижи. Однако мало кто знает, что первые поселения на месте нынешней столицы Карелии появились еще в 6000-5000 гг. до н.э. Представьте, какую богатую историю хранит наш город! На прогулке вы познакомитесь с самыми яркими эпохами Петрозаводска и увидите не только известные достопримечательности, но и любимые места местных жителей.
Рейтинг: по 20 отзывам путешественников
Цена: 1200 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Людмила
Все экскурсии гида

Путешествие к хаски и северным оленям
Крупнейший в России питомник хаски, ферма северных оленей и резиденция карельского Деда Мороза
Продолжительность: 3 часа
Предлагаю вам отправиться в самый большой в России питомник ездовых собак, где живут дружелюбные и активные хаски и рассудительные маламуты. Вы пообщаетесь с очаровательными собаками, узнаете всё самое интересное о северных ездовых породах и русском ездовом спорте. Понаблюдаете за настоящими северными оленями и угоститесь ароматным карельским чаем с выпечкой в уютном домике Талви Укко.
Рейтинг: по 3 отзывам путешественников
Цена: 2500 руб. за человека
Подробнее…

Гид
Artem
Все экскурсии гида

Рождение: заводская церковь

История собора началась в XIX веке, когда двигателем жизни в городе был Александровский пушечный завод. Его в 1774 году основала Екатерина II, и до середины XIX века предприятие было крупнейшим в России производителем корабельной и крепостной артиллерии. В отдельные периоды там работали больше тысячи человек.

Мастеровые селились на правом берегу реки Лососинки: создавали семьи, растили детей, вели нехитрое хозяйство и, конечно, ходили в храм — в то время они были приписаны к Троицкой церкви на Зареке.

«Начальство завода бдительно следило, чтобы рабочие были людьми религиозными, ходили на службы, вовремя исповедовались, — рассказывает доктор исторических наук, профессор ПетрГУ Александр Пашков. — Но мастеровые вместе с членами семей — это уже несколько тысяч человек. Понятно, что маленькая и отдаленная Троицкая церковь (которая к тому же уже была очень ветхой) не вмещала всех прихожан».

Александр Пашков. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Модель цеха Александровского завода. К концу века производство стало более технологичным, но принципиально не изменилось. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

В начале XIX века решили строить новую заводскую церковь. Деньги собирали, что называется, всем миром: поучаствовала и императорская казна, и благотворители, и сами рабочие. Последние выкраивали из жалования буквально по копейке.

Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:

Предписание горного начальника Олонецких заводов А.В. Армстронга: «Препровождая при сем собранную от мастеровых подписку о вычете из получаемого ими ежемесячного награждения по две копейки с каждого рубля на строение церкви, предписываю вашему благородию при выдаче такового награждения удерживать оные деньги у всех тех артелей, которые изъявили на то свое согласие».

Проект здания будущего храма создал Александр Посников, архитектор департамента горных и соляных дел из Санкт-Петербурга.

«Были и другие проекты, один из них предложил знаменитый Монферран, который в то время как раз сооружал Исаакиевский собор, — рассказывает Надежда Басова, историк и главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива Карелии. — Но этот проект не прошел: посчитали, что для Петрозаводска такой храм будет слишком большим, дорогим и пышным — решили выбрать проект скромнее».

Надежда Басова. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Фрагмент утвержденного плана Александро-Невской заводской церкви, выполненного заведующим чертежной Александровского завода инженером-технологом М.И. Марковым. 19 декабря 1877 г. Фото: Национальный архив Карелии

Строительные работы под руководством итальянца Карла Мадерини шли семь лет и обошлись в 134 334 рубля — сумму по тем временам весьма немаленькую. Иконы для храма писал петербургский художник Александр Чижов. Причем по пути из Петербурга в Петрозаводск они чуть не погибли: лодка, в которой их везли, опрокинулась, и ящик пропал. Потом, правда, чудесным образом нашелся.

Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:

Из рапорта управляющего Олонецкими заводами Р.А. Армстронга: «…ящик сей с иконами найден… на одном из кижских островов, и иконы от десятидневного в воде пребывания нимало не пострадали».

В 1832 году храм освятили, начались регулярные богослужения.

Рекомендации к посещению

Крестовоздвиженский собор обязательно стоит посетить, он выглядит очень необычно за счет своей формы и огромного креста на фасаде и сочетания двух христианских традиций — православной внутри и лютеранской снаружи.

Думаю, вы получите еще больше впечатлений, если посетите это место в темное время суток. Вечернее освещение делает здание еще более величественным.

Октябрьский остров, на котором расположен Крестовоздвиженский собор, соединен с островом Канта Медовым мостом (видно на карте выше), уже одно название которого так и манит. Вы, конечно же, начнете знакомство с городом с острова Канта, расположенного на нем старинного Кафедрального собора, а может быть даже посетите органный концерт в концертном зале, которому теперь отдано это здание. После осмотра острова Канта прогуляйтесь по Медовому мосту, чтобы в жилых кварталах отыскать этот шедевр и получить впечатления, которые, поверьте, останутся с вами надолго!

Янтарный иконостас находится на втором этаже.

Посмотреть на него проще всего во время служб. К сожалению, доступ к нему в другое время может быть ограничен. Но, если вы окажетесь в храме в неурочное время, не поленитесь, попросите дать вам возможность взглянуть на него, возможно, вам не откажут.

Что касается фотосъемки: запрещающих табличек я не увидела, но с учетом того, что в России часто к фото в храме относятся неоднозначно, я бы уточнила у служителей, разрешено ли фото, выказав таким образом свое уважение к этому месту.

Утраченные

Петрозаводск. Соборная улица. Начало ХХ века. Фото из виртуального музея арбитражного суда РК

Главным украшением дореволюционного Петрозаводска была Соборная площадь. Сегодня она носит имя Кирова и об ансамбле из трех древних храмов здесь напоминает немногое.

Петропавловская церковь в Петрозаводске, 1916 год. Фото: С. М. Прокудин-Горский

Петропавловский собор

Деревянный собор в любимом Петром Первым «новоманерном штиле» построили в первые годы существования Петровского завода — в начале XVI века. В храме молился император в дни своих визитов в Петровскую слободу. Из его походного храма в Петропавловский собор передали древние иконы. В темноте на 40-метровом шпиле зажигали фонарь — маяк для судов с рудой, древесным углем и известью.

В 1916 году церковь запечатлел царский фотограф Сергей Прокудин-Горский.  А в 1924 году храм, простоявший на берегу Онеги более двух веков, неожиданно сгорел. На месте храма — в современном парке культуры и отдыха — установлен поклонный крест.

Собор во имя Воскресения Господня

Первый каменный храм с колокольней в Петрозаводске построили на пожертвования горожан в 1800 году.

В 1924 году Воскресенский храм сильно пострадал от пожара, уничтожившего Петропавловский собор. После чего здание разобрали.

Год назад во время археологических раскопок  на площади Кирова специалисты обнаружили фундамент храма. Раскоп оставили открытым для всеобщего доступа как памятник дореволюционной истории города.

Кафедральный Святодуховский собор. Фото Прокудина-Горского из книги «Три века Петрозаводска»

Кафедральный собор во имя сошествия Святого Духа

Большой каменный собор в Петрозаводске начали строить в 1860 году по типовому проекту архитектора Константина Тона под руководством губернского архитектора Василия Тухтарова.

Часть денег на строительство выделили из казны, остальное пожертвовали горожане. Освятили собор через 12 лет — в 1872 году. Он на долгие годы стал главным храмом Олонецкой и Петрозаводской епархии.

В 1930 году власти города приняли постановление: «Петрозаводский кафедральный собор и находящуюся при нем часовню закрыть. Здание собора… передать ленинскому комсомолу под юношеское кино». Спустя шесть лет собор взорвали.

Проект «Православная Карелия» выходит по благословению главы Карельской митрополии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина

Автор проекта: Анастасия ЗалазаеваРедактор проекта: Мария Лукьянова

Проект «Православная Карелия» посвящен истории православия в Карелии. Традиции, культура и весь уклад жизни современной Карелии неотделимы от веры, в которой они формировались. Узнав, как жили православные на карельской земле, кем были здесь подвижники и святые, каким был быт православной веры в обычных семьях и каких высот эта вера достигала в кельях монахов-отшельников, мы лучше поймем себя и людей, находящихся рядом.

Собор Александра Невского на современном этапе

Сегодня здание православного храма полностью восстановлено. Внешний фасад выполнен в лучших традициях христианской архитектуры. Для стен выбран уникальный коралловый цвет, который гармонично разбавляется белыми вкраплениями. Вместо роскошных куполов возведены небольшие барабаны, на которых сверху помещены православные кресты. Вновь зазвучали мелодии из колоколов, которые расположены в центральной звоннице.

Внутренний интерьер кафедрального собора выполнен в традиционном стиле, который описан в глубокой древности. Особого внимания заслуживает удивительный по своей красоте и яркости позолоченный иконостас. Для его создания были вызваны лучшие мастера-иконописцы, проживающие в городе Софрино. Эта главная святыня храма порадует любителей искусных орнаментов.

Под самым потолком зафиксирована позолоченная паникадила, которая представляет собой красивую и богатую люстру, которая загорается множеством лампочек в самые ответственные времена во время богослужений.

Собор Александра Невского – это одно из самых умиротворенных мест на территории Петрозаводска. Здесь воцарились невероятная гармония и лаконичность, которые позволяют всем верующим обрести душевный покой и радость от своего бытия. Кафедральный храм является визитной карточкой православного комплекса на территории Петрозаводска.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора