Фарный костёл в гродно расписание богослужений расположение на карте беларуси как добраться самостоятельно

Популярное

Ранняя жизнь

Замок Хавьер

Родился 7 апреля 1506 года в аристократической баскской наваррской семье в замке Хавьер (Наварра, Испания). Его отцом был Хуан де Хассо-и-Атондо, который принадлежал к зажиточной крестьянской семье и получил докторскую степень в области юриспруденции в Болонском университете, а затем стал тайным советником и министром финансов при дворе короля Жана III д’Альбре. Мать Донья Мария де Аспилькуэта-и-Аснарес была единственной наследницей двух аристократических наваррских родов. В 1512 году Кастилия вторглась в Наварру. Старшие братья Франциска в составе французско-наваррского войска приняли участие в неудачной попытке изгнать войска Кастилии из Наварры, после чего регент Кастилии кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос конфисковал земли семьи Хавьеров и приказал частично разрушить их фамильный замок. Отец Франциска Ксаверия умер в 1515 году.

В 1525 году возрасте 19 лет отправился учиться в Париж в Колледж Сен-Барб, где получил степень магистра искусств в 1530 году, после чего преподавал философию Аристотеля в Колледже Бове.

Первые иезуиты

Аудиенция Франциска Ксаверия с португальским королём Жуаном III

В 1529 году познакомился с Игнатием Лойолой, с которым проживал в одной комнате. 15 августа 1534 года в часовне Монмартра Игнатий де Лойола совместно с Франциском Ксаверием, Петром Фавром, Диего Лаинесом, Альфонсом Сальмероном, Николаем Альфонсом Бобадильей и Симаном Родригишем принесли друг перед другом обеты послушания, целомудрия и бедности. Этот день считается днём основанием Общества Иисуса. В 1537 году он вместе со своими товарищами (их было уже 9 человек) прибыл в Рим, где они были приняты Римским папой Павлом III. По отбытии из Рима 24 июня 1537 года в Венеции был рукоположён в священника. В 1540 году написал устав иезуитского ордена под названием «Формула института», который был утверждён буллой Римского папы Павла III 17 сентября 1540 года.

В 1540 году португальский король Жуан III попросил посла при Ватикане Педру ди Машкареньяша обратиться к Святому Престолу с просьбой направить миссионеров для работы в португальской Индии. Игнатий Лойола назначил на миссию Симана Родригиша и Николая Альфонса Бобадилью, который, заболев радикулитом, отказался от направления, после чего Игнатий Лойола просил Франциска Ксаверия. 15 марта 1540 года, взяв с собою бревиарий, катехизис и популярную в то время книгу хорватского гуманиста Марко Марулича «De Institutione bene vivendi» отправился в Лиссабон, где встретился на аудиенции с португальским королём.

Пожар 2006 года сильно повредил уникальный деревянный алтарь Фарного костёла в Гродно

Часть уникального деревянного алтаря костела была уничтожена в июле 2006 года при пожаре, случившемся из-за короткого замыкания. Были утрачены рельефные колоны, часть балюстрады, декор, четыре скульптуры: мецената Лозового, апостолов Якова и Фомы, святого Амброзия.

Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям резчикам по дереву из г.п. Вороново Казимиру Мисюре и его сыну Игорю. Мастера вырезали фигуры, как того требовал оригинал — из цельной липы.

По ходу реставрационных работ были восстановлены ранее утраченные элементы (части декора и прочее). Например, у фигуры апостола Андрея, как выяснилось, недоставало левой руки до кисти. Ее отсутствие скрывали деревянные складки одежды, к которой кисть была прикреплена. В результате положение фигуры было сильно изменено, но реставраторы исправили этот недостаток.

Золочение проводилось мастерами из Вильнюса. Цветовое решение определено после проведения исследований оттенков уцелевшей при пожаре части и четырех боковых алтарей, поскольку центральный алтарь, хоть и является главным, был покрашен в последнюю очередь и простоял неокрашенным почти 50 лет. Таким образом, его художественное решение было обусловлено уже духом другой эпохи.

При принятии решения учитывалось и влияние витража, расположенного в верхней части 21-метрового алтаря и изображающего голубя в лучах солнца, так как он является центром художественного решения всего костела. К слову, колористика витража основывается на аналоге из римской базилики святых апостолов Петра и Павла.

Семья

От брака с Александрой Васильевной Энгельгардт (1754—1838), племянницей князя Потёмкина, имел двух сыновей и трех дочерей:

  • Екатерина (1781—1820), 1-й муж (с 1813 года): граф Станислав Потоцкий (1786—1831), 2-й: муж князь Константин Сангушко.
  • Владислав (1783—1843) — обер-шенк и сенатор, утверждён был в графском достоинстве высочайшим указом 18 июля 1839 года.
  • Александр (1783 — после 1798) — умер после падения с лошади.
  • София (1790—1879), жена (с 1816 года): Артура Потоцкого (1787—1832).
  • Елизавета (1792—1880) — возлюбленная и адресат стихов Пушкина, была замужем за графом, а потом князем и генерал-фельдмаршалом Михаилом Семеновичем Воронцовым.

Супруга Браницкого организовала в родовом имении Белая Церковь дендропарк, получивший её имя, — «Александрия».

Собор Святого Франциска Ксаверия

Рекомендовать место

1

Католический собор Святого Франциска Ксаверия находится в канадском городе Шикутими провинции Квебек. На этом месте когда-то находились четыре разных храма. Кафедральный собор епархии Шикутими был построен в 1912 году в не совсем классическом стиле, сочетающем элементы романского и итальянского ренессанса. Фасад собора украшают две башни, на которых размещены три колокола. Их заказывали в известной французской мастерской, которая известна особенным колокольным звучанием. Так, колокола на западной башне звучат в чистой ноте ре, а на восточной — ми.

Главным архитектором собора Святого Франциска Ксаверия выступил Альфред Арман Ламонтан. Скульптуры на фронтоне, изображающие деяния Святого Франциска Ксаверия, выполнил известный скульптор Рудольф Гоффини. Над фресками на центральном куполе работал художник Луи Монти. Центральная изображает Христа и парящего над ним Отца в окружении архангелов и апостолов. Четыре медальона, ориентированные по сторонам света, представляют евангелистов.

В алтарной части сохранилась старинная статуя Святого Франциска Ксаверия, выполненная из красного дерева и украшенная сусальным золотом.

Архитектура и внутреннее убранство храма

Фарный костел – барочный памятник архитектуры и декоративно-монументального искусства европейского уровня. По размеру здание сопоставимо с иезуитскими церквями в Вильнюсе святого Казимира и Кракове святых Петра и Павла. Костел построен в виде трех нефной с двумя башнями базилики шириной 30 метров и длиной 60 метров. Высота главного нефа 21,5 м. По бокам апсиды, в которой размещается главный алтарь, пристроены две часовни – Святого Михаила Архангела и Матери Божьей Студенческой (Конгрегатской). На левой башне установлены действующие маятниковые часы–куранты начала XVI века. Восстановлены в 1997 году местными мастерами. Подлинный часовой механизм один из старейших в Европе, первое подтвержденное архивными документами упоминание датируется 1561 г. Первоначально часы были установлены на башне городской ратуши, после ее разрушения в ходе войны с Московией часы перенесли в деревянный иезуитский коллегиум.

Фронтальный 3-х ярусный фасад базилики практически лишен декоративных элементов: кроме коринфских капителей, в центре верхнего яруса установлена фигура покровителя храма святого Франциска Ксаверия, а в нишах нижнего яруса находятся скульптуры христианских святых Петра и Павла. Вход в базилику оформлен двух маршевой лестницей, на парапете которой установлена фигура Иисуса Христа на Крестном Пути. Композиция выполнена вначале XX столетия и напоминает фрагмент костела Святого Креста с Краковского предместья Варшавы.

Примечания

  1. Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 17
  2. Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 19
  3. Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 28
  4. Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 41
  5. Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 47
  6. De Rosa, Giuseppe (2006). Gesuiti, Elledici. p. 37
  7. Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 77
  8. De Rosa, Giuseppe (2006). Gesuiti, Elledici. p. 95
  9. Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 85
  10. Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 100
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июня 2019.
  12. Molins Mugueta, José Luis. Copatrono del Reino de Navarra (исп.) // San Francisco Javier en las artes. — Pamplona, 2006. — P. 323-345. — ISBN 84-96506-11-8.

Фарный костел или Фара в Познани (Kościół pw. św. Stanisława Biskupa w Poznaniu)

В самом центре Познани, к югу от площади Старый рынок, находится один из самых замечательных архитектурных памятников Польши в стиле барокко. Костел Святого Станислава Епископа известен, также, как Познаньская Фара. Он является одним из самых популярных, в городе, объектов. Причем, популярность эта отмечается не только среди католических прихожан, но и среди множества туристов, посещающих Познань.

Строительство этого костела было инициировано иезуитами, которые с момента своего основания были одним из наиболее заметных и влиятельных католических Орденов  Европы. Начало строительства приходится на 1649 год. Как и большинство подобных сооружений, этот архитектурный шедевр строился и перестраивался достаточно длительное время. Наиболее активно работы проходили под патронатом Бартоломея Натаниэля  Венсовкого, который занимал достаточно высокий пост в католической иерархии. Впрочем, после его смерти, финансирование, а соответственно и строительство, замедлились. После нескольких периодов достроек, костел стал исполнять роль уничтоженной Коллегии святой Марии Магдалены, и в 1798 году стал фарным костелом города Познань. Следует отметить, что в проектировании различных частей данного сооружения были задействованы известные архитекторы того времени. В частности, фасад строения является творением Джованни Катенацци. А главный портал спроектировал Помпео Феррари.

Сегодня Костел святого Станислава Епископа Мученика является одним из самых интересных архитектурных объектов города. В последние годы он подвергся существенной реставрации. Следует заметить, что убранство костела весьма богато и оригинально. Прямо над центральным входом можно увидеть фигуру Игнация Лойолы – основопожника Ордена Иезуитов.

Фронтон собора Святого Станислава Епископа

Трехнефный свод поражает своими размерами. Его длина превышает 55 метров, ширина 34 метра, а высота центрального нефа – 27 метров. Необычно роскошным есть убранство костела. При этом, ни одна польская святыня не имеет настолько ярко выраженной экспрессионной манеры римского барокко, которое не без причин, было названо «триумфальным барокко».

По бокам главного нефа стоит 16 роскошных колонн из искусственного мрамора, над капителями которых расположены барельефы 12 апостолов

Кроме того, стоит обратить внимание и на росписи 18 века, работы Кароля Данкварта

Особое внимание привлекает главный алтарь работы Помпео Феррари, который поражает изысканностью своих линий и гармоничным сочетанием цветов. Центральным элементом алтаря является образ изображающий Воскресение Епископа Станислава, работы Шимона Чеховича

По бокам алтаря находятся две скульптуры, изображающие двух святых. Один из них Святой Станислав Костка, монах Ордена Иезуитов, покровитель Польши, чьи мощи хранятся в одном из итальянских храмов. Вторая фигура изображает Станислава Епископа Мученика, который был убит королем Болеславом Храбрым. Впоследствии он был причислен Католической Церковью к лику святых.

Главный алтарь работы Помпео Феррари

Следует заметить, что в этом храме имеется достаточно большое количество алтарей. В одном из них, в восточном нефе, находится фигура Христа Мученика, которую перенесли  сюда из уничтоженной Коллегиаты святой Марии Магдалены.

В 1876 году, трудами Фридриха Ладегаста их Вайсенфельда, Познаньский фарный костел обзавелся одним из самых знаменитых в стране органов. Самый большой, из 2579 элементов этого органа имеет длину более 6 метров. И, конечно же, в Фарном костеле Познани часто проходят концерты органной музыки.  Кстати, с органом связана одна местная легенда, которая повествует о том, что на балконе, время от времени, появляется никому не известная женщина в черном. Она появляется ниоткуда и исчезает в никуда. Считается, что это дух таинственной женщины, которая сделала на храм пожертвование, и теперь приходит присматривать за храмом.

Как уже упоминалось выше, Костел святого Станислава Епископа является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей прекрасного города на Варте. И посещая Познань, нельзя не посетить это произведение архитектурного искусства.

Найти этот костел достаточно несложно. С площади Старый Рынок следует пройти один квартал на юг, по улице Свентославской (точный адрес расположения Костела – ул.Голомба,1).

Собор Святейшего Сердца Иисуса

Рекомендовать место

2

Первый католический приход в городе Батерст графства Глостер появился в 1871 году. Его основателем был священник Илларион Дусе, который приступил к строительству храма Святейшего Сердца Иисуса. Сначала это была небольшая деревянная часовня, на смену которой пришел каменный храм в неоготическом стиле. Для строительства использовался местный гранит особого оттенка.

Строительство было завершено в 1888 году, когда над храмом появились колокола, а окна украсили красивые готические витражи. Позднее церковь перешла к епархии Батерста и стала ее официальным кафедральным собором этой епархии. С этого дня началась глобальная реставрация, которая продлилась почти двадцать лет. Но в результате мы можем любоваться собором Святейшего Сердца Иисуса в его изначальной красоте.

Биография

Представитель литовского дворянского рода Хоминских герба «Лис». Сын хорунжего ошмянского Гилария Хоминского (1690—1758) и Анны Копец (1700—1760). Братья — суффраган жмудский Михаил (1729—1803) и судья земский ошмянский Игнацы.

Поручик пятигорской хоругви, депутат Трибунала ВКЛ, клиент дома Радзивиллов. В 1764 году — полковник в конфедерации Чарторыйских. Во время Барской конфедерации (1768—1772) Франциск Ксаверий Хоминский был региментарием ошмянского повета и сторонником гетмана великого литовского Михаила Казимира Огинского. Последний отправлял его с дипломатическими миссиями в Австрию (1770), Франци, Германию и Италию, чтобы получить финансовую помощь для барских конфедератов. В 1771 году он участвовал в битве под Столовичами, где литовское войско было наголову разгромлено Суворовым. После поражения конфедерации он вместе с князем Огинским эмигрировал в Баварию, Францию и Италию (до 1775 года). В 1775 году Франциск Хоминский был секретарем Огинского и представлял его интересы. Вскоре после этого Франциск Хоминский примирился с королем Станиславом Августом Понятовским, стал членом королевской партии, взаимодействуя с Антонием Тизенгаузеном и Ежи Хрептовичем.

В качестве старосты пинского в —1790 годах Франциск Ксаверий Хоминский был бригадиром Пинской бригады народной кавалерии (2-й Литовской). В 1784 году он принимал в Пинске короля Станислава Августа и князя Адама Казимира Чарторыйского.

Избирался послом (депутатом) на сеймы от Пинского повета в , и 1784 годах (в 1784 году он был избран сеймовым маршалком). В 1782 году он был награжден Орденом Святого Станислава. В 1785 году стал кавалером Ордена Белого орла.

В 1786 году — маршалок Трибунала Великого княжества Литовского в Вильно. Вскоре после этого он получил чин генерал-майора в 1-й дивизии Великого княжества Литовского, а в 1788 году стал воеводой мстиславским. Эта должность была номинальной, так как территория бывшего Мстиславского воеводства по итогам Первого раздела Речи Посполитой уже входила в состав Российской империи. Член конфедерации Четырёхлетнего сейма. На этом сейме он выступал за усиление королевской власти и был сторонником конституции 3 мая. В 1792 году Франциск Ксаверий Хоминский был включен российским послом Яковом Булгаковым в список польско-литовских депутатов и сенаторов, на которых российские власти могут рассчитывать во время реконфедерации и ликвидации новой польской конституции 3 мая 1791 года. В —1807 годах — маршалок Гродненской губернии.

После разделов Польши Франциск Хоминский продолжил политическую карьеру в Российской империи. В 1795 году на дворянских выборах в Минске он был избран первым губернским маршалком (предводителем дворянства) Минской губернии (1795—1797). В 1796 году он получил чин тайного советника. В 1797 году он был заподозрен в заговоре и заключен по царскому указу в тюрьму.

Во время наполеоновских войн Франциск Ксаверий Хоминский был сторонником политики князя Адама Ежи Чарторыйского, выступавшего за соглашение с Россией.

Скончался 9 июня 1809 года в Вильнюсе.

Франциск Ксаверий Хоминский был женат на Софии Тизенгуаз, дочери Казимира Тезенгуаза и Барбары Юдицкой. Благодаря браку получил во владение город Поставы, который избрал своей резиденцией. Их брак был бездетным.

Иезуитская история храма

После того как в 1569 году земли, где находится Гродно, от Литовского княжества отошли под владение Речи Посполитой, Стефан Баторий, король польский, в 1584 году решил основать в городе иезуитский коллегиум — образовательное учреждение монашеского ордена. Августейшим повелением из казны было выделено 10 000 злотых для возведения монастыря и католического костела в Гродно, строительство которого было отложено в связи с внезапной кончиной монарха.

Орден с 1622 года основал в Гродно миссионерскую станцию, через год открыл «грамматкальную школу», к 1630 году образовал музыкальную бурсу, которая при добавлении класса поэтики и риторики стала школой, поднявшейся в 1664 году до уровня полного коллегиума. В период с 1677 по 1744 год Иезуитский орден возвел большой монастырский комплекс с каменными строениями коллегиума, где в 1687 году открылась иезуитская Гродненская аптека. К 1764 году доход коллегиума составлял около 8062 злотых, и учреждение могло содержать до 38 обучающихся монахов.

Фундамент собственного костела гродненские иезуиты заложили в 1678 году. Проведение служб началось в незаконченном храме с 1700 года. После завершения строительства в 1705 году собор был торжественно посвящен католическому святому Франциску Ксаверию, одному из первых иезуитских миссионеров в Японии, Гоа, Индии. На церемонии посвящения присутствовали Август II, король Речи Посполитой и Российский царь Петр I. Через год была пристроена к храму часовня, куда монахи перенесли чудесный образ Божьей Матери Конгрегатской, подаренный костелу папой римским.

К 1772 году преподавательский состав коллегиума составляли 42 человека, включая восемь профессоров. При учреждении находилась библиотека с количеством книг около 2300 наименований, а также действовала собственная типография. В закрытом учебном заведении преподавалась теология, философия, математика, иностранные языки, другие предметы, работал студенческий театр.

Для иезуитов 1773 стал роковым, когда папа римский Климент XIV издал буллу об окончательном и полном запрещении ордена. В тот же год гродненский коллегиум перешел под руководство Комиссии по вопросам национального образования, и процветающее учебное заведение было преобразовано в окружную школу. С 1783 года собор стал приходским и неформально начал именоваться фарным костелом в Гродно. С XIX столетия в бывшем здании монастыря и коллегиума располагается городская тюрьма.

Литература

  • Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge
  • Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 558.
  • De Rosa, Giuseppe (2006). Gesuiti (in Italian). Elledici. p. 148. ISBN 9788801034400.
  • Attwater, Donald. (1965) A Dictionary of Saints. Penguin Books, Middlesex, England. Reprint: 1981.
  • Brodrick, James (1952). Saint Francis Xavier (1506—1552). London: Burns, Oates & Washbourne Ltd. p. 558.
  • De Rosa, Giuseppe (2006). Gesuiti (in Italian). Elledici. p. 148. ISBN 9788801034400.
  • Jou, Albert. (1984) The Saint on a Mission. Anand Press, Anand, India.
  • Pinch, William R., «The Corpse and Cult of St. Francis Xavier, 1552—1623,» in Mathew N. Schmalz and Peter Gottschalk ed. Engaging South Asian Religions: Boundaries, Appropriations, and Resistances (New York, State University of New York Press, 2011)

Смерть

В начале сентября 1552 года корабль «Санта Круз» достиг китайского острова Шанчуань (Shangchuan), в 10 км от южного берега континентального Китая (современный уезд Тайшань округа Цзянмэнь), в 200 км к юго-западу от того места, где позднее возник Гонконг. В те годы (до основания Макао) этот остров был единственным местом в Китае, которое регулярно разрешалось посещать европейцам, да и то лишь для сезонной торговли. На этот раз компанию Франциска Ксаверия составляли студент-иезуит Альваро Ферейра, китаец Антонио и слуга из Малабара Кристофер. В середине ноября он послал письмо, в котором писал, что один человек согласился доставить его на материк за большую сумму денег. Отослав назад Альваро Ферейра, Франциск Ксаверий остался только с Антонио. 21 ноября 1552 года он упал в обморок после мессы. Он умер на острове 2 декабря 1552 года в одинокой хижине в возрасте 46 лет, не сумев достигнуть материкового Китая. При нём был только слуга-китаец Антоний, обращённый им в христианство, который и похоронил его на берегу острова Шанчуань. В феврале 1553 года его тело было вывезено с острова Шанчуань и 22 марта 1553 года временно захоронено в церкви Святого Павла в Малакке. 15 апреля 1553 года Перейра, вернувшийся с Гоа, перевёз его тело в свой дом. 11 декабря 1553 года тело Ксаверия было перевезено в Гоа, где оно и находится до настоящего времени в базилике Бон-Жезуш в Старом Гоа. Раз в 10 лет на 6 недель его нетленные мощи выставляются для всеобщего обозрения (последний раз это было в 2014 году). Существуют разные мнения о том, как тело может оставаться нетленным такое длительное время. Некоторые считают, что его тело было забальзамировано; другие настаивают, что это свидетельство чуда.

Правое предплечье мощей святого Франциска Ксаверия было передано в 1614 году генеральному настоятелю ордена иезуитов Клаудио Аквавиве и помещено в реликварий иезуитской церкви в Риме. Левое предплечье мощей первоначально находилось в Макао в соборе святого Павла, потом были перемещены в 1978 году в часовню святого Иосифа на остров Колоан около Макао.

Годы социализма

При советской власти, как и большинство храмов, собор Св. Франциска Ксаверия подлежал сносу. Такая участь неоднократно угрожала костелу. Прихожане отстояли свою святыню. Дежуря круглосуточно группами у здания, они не позволили взорвать церковь. Свыше двадцати лет в соборе не было настоятеля. Устояв против притеснения властей, верующие поддерживали порядок в храме, сохраняли его имущество и сами проводили службу в фарном костеле Гродно до 1988 года, когда к собору был приставлен католический священник Тадеуш Кондрусевич.

Во время войны храм чудом уцелел. В него попал единственный фашистский снаряд, который не взорвался. Однако взрывом, произошедшим возле костела, выбило стекла, осколки которого вместе с частицами металла глубоко проникли в некоторые из деревянных алтарей и повредили резьбу. При недавней реставрации 300-летнего алтаря Божьей Матери Розарии специалисты обнаружили множество таких кусочков, которые весьма затруднили мастерам работу.

Строительство Фарного костёла в Гродно

В 1622-м в Гродно обосновался могучий в ту пору орден иезуитов, чьими усилиями был возведен вначале деревянный костел Святых апостолов Петра и Павла. А в 1678-м был заложен первый камень в строительство каменного храма в честь французского миссионера Франсуа Ксавери, реальной исторической личности, посвятившего в христианство множество африканских народов.

Здание возводилось более четверти века, и только в 1705 году, как свидетельствуют документальные источники, костел был освящен. Это само по себе великое торжество было отмечено серьезным политическим событием. К нему приурочили свои визиты в Гродно русский царь Петр I и польский король Август II. Освящение храма стало поводом для встречи двух самодержцев.

Фарным, т.е. приходским храм стал в 1783 году. Фарный костел и монастырь — это воистину выдающиеся памятники зодчества Беларуси. В свое время ансамбль домов костела и монастыря занимал целый квартал в самом центре Гродно, при всем при этом костел был наиболее роскошным во всей Речи Посполитой. В ансамбль застройки входили коллегиум, аптека (первая в Беларуси, работает в том же месте), библиотека и большое количество подсобных помещений. Вместе с аптекой, библиотекой и прочими помещениями костел входил в комплекс иезуитского монастыря, который занимал целый квартал в Гродно.

Иезуитский коллегиум

Основная статья: Гродненский иезуитский коллегиум

Собор Святого Франциска Ксаверия изначально строился гродненскими иезуитами в 1678—1705 годах как здание для коллегиума. Служение в костеле началось в 1700 году, а торжественное посвящение его св. Франциску Ксаверию состоялось в 1705 году в присутствии союзников в войне против Швеции — короля Речи Посполитой Августа II и российского царя Петра I. В 1706 году в пристроенную к костелу каплицу был перенесен чудесный образ Матери Божьей Конгрегатской.

В 1709 году в коллегиуме стал преподаваться курс философии для схоластиков и построено отдельное каменное здание аптеки. Курс философии относил коллегиум к высшей школе. Следствием этого стало обустройство в 1713 году нового помещения библиотеки и увеличение собрания книг.

Следующая фаза активного развития началась в тридцатые годы XVIII ст. по окончании полосы войн. Видимым знаком этого стало украшение
костела в 1736-37 гг. уникальным главным алтарём работы Яна Христиана Шмидта из Решля (Jan Chrystian Schmidt z Reszla). Менее заметным признаком наступления нового качества в жизни коллегиума стало введение в её образовательную программу в 1737-38 гг. моральной теологии. Теология в учебном плане означала приближение коллегиума вплотную к уровню академии/университета, а это, в свою очередь, подстегнуло к развитию материальной базы. В 1744 году было окончено строительство всего комплекса зданий коллегиума. В 1745 году в библиотеке поставлены новые шкафы и смонтированы железные ставни. В 1752 году окончательно надстроены башни и купола костела. В 1763 году надстроен этаж над аптекой. В 1762 году расширено содержание курса теологии и учреждено Братство Найсвятейшего Сердца Иисуса для расширения набожных практик в студенческой среде.

Оцените статью
Добавить комментарий