Церковь св. варвары

Мощи святой Варвары

Святая великомученица Варвара. Икона. Русь. Вторая половина XIV в. Фрагмент. Фото:  wikipedia.org

Некий благочестивый муж Галентиан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (Малая Азия). На этом месте позже был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой.

В VI в. при византийском императоре Юстине мощи Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви известно о торжественных ежегодных празднованиях памяти святой. По свидетельствам, в храме св. Варвары спасались, как в месте убежища, обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.

На Русь мощи святой Варвары попали с 1108 года, их привезла в Киев греческая царевна Варвара, ставшая женой князя Святополка-Михаила. В те времена христианство у славян только укреплялось, в связи с этим им была необходима духовная поддержка древних церквей. Хранившиеся в Михайловском монастыре мощи святой Варвары были у нас единственной реликвией с древнего христианского Востока и почитались особо.

Святая великомученица Варвара. Середина VII в. Рим, Италия, Церковь Санта Мария Антиква. Фреска на западной стене пресбитерия.

В 1654 г. монастырь посетил патриарх Антиохийский Макарий, а его сын и спутник архидиакон Павел Алеппский записал, что в северном нефе храма стоит «красивая рака с мощами св. Варвары Баальбекской (Илиопольской)». «Здесь мы присутствовали за обедней в приделе св. Варвары… Когда в первый раз мы прикладывались к мощам этой святой, то думали, что она – одна из новых святых Московии, но теперь, услышав чтение ее синаксаря, поняли, что она здесь именно св. Варвара мученица Баальбекская. В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором пострадала святая великомученица Варвара. Когда я там расспрашивал о ее святых мощах, то мне сказали, что с глубокой древности их нет не только там, но и ни в другом каком-либо месте на востоке, но что они пребывают в Русской земле, которая некоторыми называется страною варварскою. Ныне несомненно верую, что здесь почивают истинные мощи святой великомученицы».

Патриарх усердно просил, чтобы ему дана была часть от сих святых мощей. Его просьба была исполнена Киевским митрополитом Сильвестром, и патриарх принял часть святых мощей с великою радостью и благодарением.

Святая Варвара. Фреска монастыря Грачаница. Сербия. Косово. 14 век.

Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Киевское предание гласит, что мощи святой Варвары спасали от язв и холеры, случавшихся в городе в 1710, 1770, 1830, 1848, 1853 и 1855 годах. Смертельная болезнь не коснулась только Михайловской Златоверхой обители, где почивали чудотворные мощи святой великомученицы Варвары,  и ни один из живущих в ней братьев не умер, невзирая на то, что святая обитель была открыта для всех, притекавших на поклонение святым мощам великомученицы. Целительная сила мощей святой Варвары простиралась далеко за пределы монастырских стен. Достаточно было во время эпидемии вынести нетленные останки святой за ворота и обнести вокруг обители, как «язва каждый раз по обнесении умалялась во всем городе».

Рака с мощами св. Варвары в Михайловском Златоверхом монастыре, фото 1872 года. Фото: wikipedia.org

После революции в 30-х гг. XX в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывали мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. Во время оккупации города нацистами, в связи с открытием храмов и монастырей, святыню перенесли в малый храм на территорию Златоверхой обители, в 1949 г. – в церковь апостола Андрея Первозванного на Андреевском спуске, а позже – в Свято-Владимирский собор, где они пребывают и сейчас.

История

Первоначальный костёл

В конце XVIII века маршалак (аналогично предводителю дворянства) Городокского павета (аналог уезда) Антоний Косов предоставил деньги на строительство небольшого каменного костёла на католическом кладбище в Витебске. Кладбище находилось возле шоссе, которое вело в Городок.

Костёл был закончен в 1785 году и освящён могилёвским архиепископом Станиславом Богуш-Сестренцевичем во славу святой мученицы Варвары, покровительницы от мгновенной смерти (мгновенная смерть, в христианстве, считается недоброй, так как человек не имеет возможности покаяться и причаститься).

В 1800 году возле костёла, на деньги витебского хорунжего Петра Лиозко, была построена кирпичная каплица (часовня) св. Креста.

Первоначально костёл исполнял роль кладбищенского храма, но по прошествии некоторого времени стал парафиальным (приходским, парафия — церковный округ) костёлом. Костёл св. Варвары находился сразу за чертой города и получил название Подвитебский (Подвитебской называлась и парафия).

В конце XIX века количество прихожан костёла составляло около 2000 человек, костёл же вмещал только 150 человек. Из-за частой переполненности храма было принято решение о строительстве нового кирпичного костёла большей вместимости.

Существующий кирпичный костёл

Костёл святой Варвары в начале XX века

Проектированием нового костёла занялся инженер-архитектор Виктор Пиотровский. Строился костёл на месте старого, деревянного. 4 декабря 1885 года новый кирпичный костёл был освящен ксендзом Мотушем в честь святых Варвары (Барбары) и Иосифа (Ёзефа). При костёле были также построены деревянные дом ксёндза и небольшая больничка.

На кладбище при костёле был похоронен старейший витебский фотограф и изобретатель шторно-щелевого затвора Сигизмунд Юрковский (умер 7 февраля 1901 года в Ковно).

В 1935 году, костёл, как и многие другие храмы города, был закрыт. Здание костёла стали использовать в качестве склада удобрений.

В Великую Отечественную войну башни костёла были частично разрушены. В течении 45 лет костёл постепенно приходил в упадок.

Восстанавливать костёл св. Варвары начали в 1988—1990 годах, первоначально планируя сделать в здании концертный зал. В 1988 году возле костёла была заново восстановлена кирпичная каплица св. Креста. Стараниями отца Януша Скечека костёл стал действующим католическим храмом. Он был повторно освящен архиепископом Казимиром Свёнтаком в 1993 году. Немногим ранее, 7 февраля 1992 года, была вновь зарегистрирована парафия св. Варвары (Барбары).

До июня 2011 года храм являлся кафедральным в Витебском диоцезе (епархии). 18 июня 2011 года кафедральным храмом епархии стал костёл Иисуса Милосердного (улица Воинов-интернационалистов 28).

В костёле установлен электронный орган.

История

Собор святой Варвары или Храм святой Барборы (Chrám svaté Barbory) начали строить с 1388 года. И уже на начальном этапе начались первые странности.

Причина строительства этого здания была довольно необычна. Его решили возвести не для нужд прихода и не по заказу религиозных организаций, а как здание, призванное демонстрировать богатство города, занимающегося добычей серебра. И заказчиками стали местные бюргеры.

Совсем другую причину строительства рассказывает легенда. Если верить ей, дело было так: троих рудокопов завалило в шахте. Они начали молиться о спасении. И только один из них просил о годе жизни для себя, чтобы успеть совершить благое дело. Он спасся. И принялся строить храм в честь святой, подарившей ему жизнь.

За проект и строительство здания отвечал Ян Парлерж, сын создателя Собора святого Вита. Но с началом гуситстких воин строительство было впервые приостановлено на целых 60 лет.

К тому времени храм уже достиг половины сегодняшней высоты.

Возобновились работы с 1482 года. Сперва над постройкой храма трудились строители, продолжавшие воплощать проект Парлержа, затем строительством стал руководить Матей Рейсек.

Он возвел хор, своды, окна и трифорий.

С 1512 года собор строился уже по плану другого архитектора – Бенедикта Рида. И он внес в уже существующее здание большие изменения. По сути, получилось, что он не просто достроил здание, а над старой церковью возвел новую.

Жизнь города в то время полностью зависела от добычи серебра. К середине XVI века объемы добычи ощутимо сократились, в результате сократилось и финансирование строительства. Работы снова приостановились.

Следующие вмешательства в облик здания были внесены иезуитами, которые рядом с храмом построили колледж и украсили храм барочными элементами.

Последние изменения храм пережил лишь в 1905 году.

Кстати, сначала храм планировался как капелла. При этом в архитектурном плане он смело конкурировал со знаменитыми соборами Праги.

Собор внутри

Как мы уже говорили, собор построен в стиле поздней готики. Самые примечательные части внешнего облика здания — скульптуры, расположенные на самой верхней его части.

Горгулии, демоны, мифические существа с высоты взирают здесь на жителей города и туристов.

Интерьер собора также украшен готическими элементами. Например, хорошо сохранились фрески на горно-добывающую тему в часовнях.

Здесь можно увидеть иллюстрации работы с лебедкой, чеканки монет.

Уникальны украшения Смишковской часовни, изображающие сцены из жизни царя Соломона.

Собор известен и своей потрясающей акустикой, поэтому здесь самое место органу.

Послушать звучание этого инструмента можно во время органных концертов, которые здесь периодически проводятся.

Интересное рядом

Советуем посмотреть еще несколько ключевых мест Кутной Горы, которые находятся недалеко от Собора святой Варвары:

  • Каменный фонтан
  • Наводящее ужас здание Костницы

  • Взрослый билет — 60 CZK
  • Льготный — 40 CZK.

Сайт: www.kutna-hora.net

Как добраться

  • Собор святой Варвары стоит рядом с рекой недалеко от центра города. Добраться до него можно на восьмиместном туристическом автобусе, который за 35 крон провезет вас по достопримечательностям города.
  • От ж/д вокзала Kutná Hora Hlavni Nadrazi пешком далековато. Лучше воспользоваться автобусом F01 или взять такси.

Кроме главного вокзала в Кутна Горе есть еще 2 станции: Kutná Hora město и Kutná Hora-Sedlec.

К этим станциям от главного вокзала ходит моторовагон «моторачек». Сначала он останавливается на Kutná Hora-Sedlec, выходите если хотите посетить Костницу. И конечная станция Kutná Hora město — от нее 15 минут пешком до собора святой Варвары.

Адрес: Barborská, 284 01, Kutná Hora

Рязанская область

Спаса Преображения, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Иоанно-Богословский монастырь. Церковь иконы Божией Матери «Знамение», Архангела Гавриила и Варвары великомученицы при настоятельском домеСмоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Сергия Радонежского, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Рождества Христова, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Казанский женский монастырь. Церковь Варвары великомученицы

Молитвы

Тропарь великомученицы Варвары
глас 8
Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак великомученицы Варвары
глас 4
В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество.

Ин тропарь великомученицы Варвары
глас 4
Агнице всеблаженная Варваре,/ Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным/ и в купели утвердившися,/ в побеждение лести отеческия/ веру исповедала еси Христову./ Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог/ исцеляти недуги и болезни вся./ Егоже моли, великомученице,/ да спасет души, наша.

Фото и описание

Знаменитая церковь Великомученицы Варвары расположена в Петровском посаде, неподалеку от Петровских ворот. На данный момент это единственная в городе Пскове срубная деревянная церковь, которой насчитывается более трехсот лет.

В известной «Истории Псковского княжества», написанной митрополитом Евгением, указывается, что церковь Варвары была выстроена в 1618 году при участии старицы Агафьи и ее сестер. Освящение церкви произошло в 1626 году при игумене Иулите. Такого же рода сведения можно найти в канцелярском деле 1827 года Псковского губернатора. Не только в клировых ведомостях, но и в каких-либо других источниках не было найдено совершенно никаких указаний о том, что церковь, возведенная в 1618 году, была полностью уничтожена сильным пожаром, после разобрана за ветхое состояние или каким-нибудь другим образом уничтожена. Таким образом, можно сделать вывод, что церковь Великомученицы Варвары уцелела буквально каким-то чудесным образом

Стоит обратить внимание на то, что деревянная церковь 17 столетия представляет собой невероятного масштаба редкость – именно по этой причине нужно признать, что Варваринская церковь заслуживает бережного отношения и чуткого внимания

Прежде церковь была монастырской, но когда точно был основан монастырь — так и неизвестно; есть лишь сведения о том, что в 1561 году женский монастырь сгорел во время сильнейшего и сокрушительного пожара. В 1786 году церковь была сделана приписной к Покровскому храму, расположенному на Торгу.

Церковь Варвары Великомученицы выстроена по типу самых древнейших и первоначально сельских церквей. Способ постройки выполнен самым простейшим образом, ведь церковь срублена по типу клети. Для постройки был выбран материал в виде строевых бревен, которые позже уже на Руси практически не встречались. Именно из этого материала был срублен куб основного храма, к которому с запада был прирублен кубического типа притвор, а с восточной стороны – кубический алтарь.

На притворе Варваринской церкви была выставлена кубической формы небольшая колокольня, внутри и снаружи которой все было зашито досками. Под всеми бревнами был сложен цоколь из подобного рода широких плит, которые уже очень много лет не встречаются при возведении построек. Церковь Великомученицы Варвары настолько древняя, что в 1882 году ее стены буквально выпучились на наружную сторону, по причине чего поперек них необходимо было поставить стойки, выполненные из дерева, которые насквозь связывались крепкими железными болтами. Длина церкви с колокольней составляет 6 сажень и два аршина (чуть более 12 метров), ширина – 3 сажени (6 метров), а высота до самого карниза – 3 сажени (6 метров).

После того, как прошла революция, храм Святой Варвары был закрыт. В 1973 году в церкви проводилась большая фрагментарная реставрация. Варваринская церковь – это единственный в своем роде сохранившийся до нашего времени уникальный памятник культурного деревянного зодчества, относящийся к началу 17 столетия. Осенью 21 ноября 2002 года настоятель церкви Александра Невского протоирей отец Олег принял ключи от церкви Святой Великомученицы Варвары (назначен в качестве настоятеля Варваринской церкви).

Многочисленные переборки и ремонты только нарушили древнюю композиционную составляющую церкви, были утеряны звонница, крыльцо, первоначальный церковный верх, но все же уникальные характерные черты деревянного срубного храма, который чудеснейшим образом сохранился с современном городе Пскове, очевидны. На данный момент в церкви осуществляется разбор и вывоз мусора, а также проводятся раскопки и подъем плит, под которыми находятся старые могилы. Наиболее старой плитой, найденной в зоне Варваринской церкви, стала плита, относящаяся к 1848 году.

17 декабря – день памяти великомученицы Варвары

Великомученица Варвара. Михаил Нестеров. 1924 г. Фрагмент. Фото: art-catalog.ru

Кто же такая эта великая девушка, что ее знает и почитает весь христианский мир?

Иногда в агиографии святую называют еще Варварой Гелиопольской, по названию местности, в которой она проживала. Тогда это была земля древней Финикии, часть Римской империи, а сейчас территория современного Ливана и города Баальбек. Древний город Гелиополь был языческим центром с целыми храмовыми комплексами, остатки некоторых  сохранились до наших дней. При императоре Максимиане христиане были вне закона и язычество отчаянно сопротивлялась появлению новой религии. Именно в такой период истории жила девушка с именем Варвара (Βαρβάρα), что на греческом означает «чужеземка».

Возможно, ее предки были пришлыми в этих землях, но определенно известно, что была она из достаточно влиятельного аристократического рода. Всю свою юность девушка провела в изоляции от внешнего мира, она отличалась красотой и родитель, согласно своим представлениям о лучшем будущем своей дочери, закрыл ее в башне подальше от посторонних глаз. Мать Варвары умерла, когда девочка была в детском возрасте.

Руины древнего города Гелиополя. Фото: skilly-do.ru

Уединенный образ жизни девушки сказался и на образе мышления. Вдали от мирской суеты она часто раздумывала о красоте окружающего внешнего мира, о смысле и возникновении жизни на Земле, и о том, что же в действительности является истиной.

При наступлении возраста, когда она могла бы выйти замуж, отец знакомил ее с потенциальными кандидатами, но всегда получал ее отказ. Тревожась за внутреннее состояние девушки и желая ее «социализировать», он все же позволил ей выходить в мир и общаться. В какой-то момент Варвара познакомилась с девушками христианками, которые и рассказали ей о своей вере в Иисуса Христа, о Едином Создателе всего, о существовании которого она догадывалась ранее.

Вскоре Варвара принимает Крещение. Узнав о крещении дочери, отец Варвары Диоскур пришел в ярость и сначала пытался самостоятельно переубедить свою дочь отречься от своей веры и вернуть ее к традициям предков. После этого дошел до побоев и видя твердую стойкость девушки отправил ее на суд к правителю города.

Её подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнём, водили обнаженной по городу, а позже опять приступали к более изощренным пыткам. Стоит упомянуть еще об одной мученице – святой Иуалинии, она обличила мучителей и сама открыто объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары. Девушка также была подвержена пыткам и умерщвлена палачом. Правитель Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью и язычник Диоскур обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие – оба они были поражены молнией.

Может ли быть такое, чтобы собственный отец издевался, мучил и лично убил свою дочь? Судя по тому, как это бывает и сейчас на Востоке в исламских странах, когда родственники и дети не просто проклинаются за отказ от своей веры и принятие Христа, но часто бывают убиты, то это вполне реальная и одновременно ужасная история о безумии одних и святости других.

Святая Варвара жила в конце III века – начале IV века и погибла в 306 г.

Описание

В алтаре находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.

Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве, это сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен, например в Хашплирской часовни можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовни на стенах изображена средневековая техника чеканки монет. Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены „Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие.“ В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись „литтерати“ — подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.

Самыми красивыми частями экстерьера являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

140px 250px 150px
Алтарь Фасад Своды

Интерьер кафедрального собора Святой Варвары

Главный алтарь храма располагается в проекции старинных сетчатых сводов, выполненных Матеем Рейсеком в XV веке. С 1905 года здесь установлен алтарь в неоготическом  стиле и относится к самому позднему этапу строительства собора. В центре алтаря изображена Тайная вечеря, а справа вверху на створе можно увидеть Святую Варвару – покровительницу тех, кто связан с горнодобывающим промыслом:

Интересен факт, что более ранний позднеготический алтарь 1502 года изготовления был удален иезуитами, когда храм перешел в ведение их ордена в XVII веке. Иезуиты организовали ряд изменений в интерьере храма в стиле барокко. Они же привнесли в отделку некоторых капелл сочетание черного с золотом:

На стенах храма сохранились средневековые фрески, самыми ценными из которых считаются росписи в Смишковской капелле. Известная личность в Кутной Горе М.Смишек играл важную роль и в развитии серебряного промысла, и в строительстве собора. Росписи под витражом изображают семью этого местного предпринимателя:

Витражи окон появились на последнем этапе реконструкции собора. Они представляют собой живопись на стекле, выполненную по эскизам художника исторических картин Франтишека Урбана:

Особого внимания заслуживает кафедра, вытесанная каменотесом Леопольдом в 1560 году. Столетие спустя, иезуиты дополнили кафедру деревянной облицовкой и декорациями. Заслугой иезуитского ордена также является органный шкаф первой половины XVIII века. После завершения строительства собора, орган располагается на балконе главного портала:

На этой же фотографии в левом нижнем углу видна скульптура человека в белом. Необычно для соборов, потому что это изображен шахтер в своем рабочем плаще. В левой руке у него горелка, а в правой – рабочий инструмент. Вот так, стоя на коленях, и работали добытчики серебряной руды по 10-14 часов в день… И благодаря этому тяжелейшему труду, возвысился такой великолепный собор Святой Варвары.

В храме доступны верхние галереи, где выставлены небольшие скульптурные коллекции, сохранившиеся с предыдущих эпох. Но это посещение требует незначительной входной платы – 15 крон. Вот эта пара статуй сохранилась с барочного периода, когда собор Барбары был на попечении иезуитов:

Скульптурные украшения органа также можно превосходно рассмотреть, находясь на верхних галереях. Композиция была создана иезуитскими мастерами во второй половине XVIII века:

Но еще более интересно увидеть изнанку органа, которая доступна при осмотре сверху. Сейчас в соборе установлен обновленный механизм музыкального инструмента. Он состоит из трех клавиатур, 4000 труб и 45 регистров:

Можно только представить, как великолепно звучит инструмент под 30-метровыми сводами храма. В настоящее время в соборе Святой Варвары проходят концерты органной и классической музыки.

Еще в храмовый комплекс входит часовня, сооруженная на склоне возле собора. Строительство часовни также начинал Ян Парлерж. Под руководством архитектора успели возвести первый этаж часовни с уникальными ребристыми сводами, но на этом строительство и прекратилось. Вместо второго этажа над часовней в нынешние времена оборудована смотровая площадка, с которой открываются панорамы Кутной Горы и долины речушки Врхлице.

Ваш euro-проводник Татьяна

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора