Спасо-яковлевский димитриев мужской монастырь в ростове великом епархиальный мужской монастырь

Как добраться до Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Монастырь расположен в Ростове Великом на берегу озеро Неро по адресу: улица Энгельса, 44.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда, следуя по улице Луначарского, выехать к Ростовскому кремлю. А от кремля — двигаться по ул. Ленина до перекрестка с ул. Московской, где повернуть влево к озеру Неро. Вскоре открывается панорама монастырских стен.

Слева направо: Настоятельский корпус, Трапезный корпус, Келейный корпус

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра Ростова к обители можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.

История

Храм во имя Иоанна Милостивого первоначально назывался храмом Толгской иконы Богоматери и был выстроен в 1761 году. Храм был небольшой и являлся приходским. Его венчание осуществлялось при помощи одной главки, а рядом стояла «скромная» двухъярусная колокольня, которая была выстроена на денежные средства приходских жителей с Ивановской улицы, сегодня именующейся улицей Декабристов. Второе название храм получил от Блаженного святого Иоанна Власатова или Иоанна Милостивого, мощи которого бережно хранятся при храме.

Иоанн прибыл в Ростов в 1571 году. Есть мнение, что родом он происходил из Германии. Сохранились источники, в которых упоминается, что он носил длинные волосы; также он не имел постоянного места жительства и на протяжении почти всей своей жизни проживал в церковных папертях и только иногда мог отдыхать у своего наставника Петра – священника храма Всех Святых. Иоанн умер в 1580 году. После его похорон возле его могилы стали происходить невероятные исцеления. В настоящее время рака с мощами святого Иоанна Милостивого хранится в Толгской церкви, при этом за ракой висит икона, изображающая житие святого. Рака украшена изящными барочными клеймами, на которых также изображено житие святого, выполненное в технике чеканки, гравировки и литья. Имеющаяся при раке икона написана в 18 столетии в самых лучших традициях своего ремесла. Иоанн Милостивый изображается с посохом и в рубище, а также держит в руках свиток. Непосредственно над ракой размещается деревянная резная сень, которая ажурно украшается витыми колоннами, вензелем и волютами.

В вопросе внешнего убранства важно отметить, что оно сделано особенно лаконично и просто, ведь на оконных проемах главного объема и трапезной комнаты совсем нет наличников, а также отсутствуют полуколонки и резьба. Наиболее оживленным элементом убранства является простой карниз, который разделяет оконные ярусы и несколько приукрашивает стеновую гладь

В церкви сохранился иконостас, являющийся ровесником самого храма, для которого писал иконы знаменитый художник Харков.

На протяжении 1760-х годов интерьер храма Иоанна Милостивого был украшен при помощи фресковой росписи, которая была снова переписана маслом под конец 19 века. Первоначальная живопись сохранилась только в виде маленького фрагмента под названием «Вознесение Иоанна Милостивого» на большой арке, делящей храм на основную часть и трапезную комнату. В центральной части сомкнутого свода находилось «Саваоф», а на самом своде – «Снятие со креста», «Распятие», «Положение в гроб», «Поцелуй Иуды». Роспись написана в стиле официального сухого академизма и, в большей мере, наблюдалась на стеновых поверхностях в несколько ярусов в виде панно, которые обрамлялись плетеночным орнаментом. Что касается тематик сюжетов, то здесь представлены изображения Иакова и Леонтия в округлых медальонах, а также юродивого Иоанна Милостивого и Димитрия. На своде трапезной комнаты имеются: «Явление иконы Богоматери Иоанну Милостивому», «Рождество Иоанна Предтечи», «Смерть Иоанна Милостивого». В стороне северного придела, а именно на своде, изображено «Сретение», «Богоявление», а на стенах имеется роспись «Ростовские чудотворцы».

В храме есть четырехъярусный иконостас, выполненный золоченым, который был сооружен в середине 19 столетия. Его украшение сделано при помощи витых колонн и виноградных лоз, а венчает его небольшой крест. Как упоминалось, иконы были написаны художником Харковым, среди которых можно отметить: «Параскева Пятница», «Толгская Богоматерь», «Избранные святые».

В церкви сохранились старинные деревянные иконы, которые стоят в отдельных резных киотах, например, «Не рыдай по мне мати», «Никола», относящиеся к 17 столетию. Особенно интересна икона «Псалтирь», написанная на латинском языке на пергаментной бумаге – считается, что оно принадлежало Иоанну Милостивому. В 1702 году «Псалтирь» был заново переплетен и положен в гроб блаженного.

Толгская церковь является единственной в Ростове, которая не была ликвидирована в годы советской власти, по причине чего смогла сохранить свои интерьер.

Церковно-храмовый ансамбль

Самым старым храмом является собор Зачатия праведной Анны, возведенный по приказу митрополита Иона в конце 1680-х гг. При первом освящении он получил название Троицкий, а немного позже — Зачатьевский. Здание собора высокое, имеет мощные фасады, которые делятся на несколько частей. С виду храм — это пятикупольное строение, центральный купол которого расположен на световом барабане, а другие — на глухих. Их расцветка — золотой (главный купол) и синие (малые купола) – связана с Пресвятой Богородицей.Внутри собор украшен фресковой живописью, которую делали ярославские мастера. Деревянный иконостас изначально был заменен обычной каменной стеной с росписями. Гораздо позже иконостас был все-таки сделан, покрыт позолотой и иконами. На его изготовление потрачено одну тысячу рублей — для 18 века это была огромная сумма. Собор приобрел большую известность в христианском мире в середине XVIII века — когда под полом были найдены мощи святого Арсения.Возле комплекса возведена церквушка в честь святителя Иакова, которую несколько раз перестраивали и увеличивали. В результате была сооружена Яковлевская церковь, имевшая классические формы и органично вписавшаяся в общий ансамбль монастыря. Ее внешнее и внутреннее убранство имеет строгие черты, роспись сделана Т. Медведевым. К храму в подклете в начале XX века достроена Воскресная церковь, где разместили часовню Гроба Господнего.Очень похожим на Яковлевскую церковь является храм святителя Димитрия. Его возвели на средства ростовского графа Н. Шереметьева, который в конце 18 века пригласил из Москвы зодчих и мастеров. Как и церковь, храм множество раз менял внешнюю и внутреннюю архитектуру, из-за чего в конечном варианте наметилась определенная диспропорция в размерах. На самом верху находится купол, расположенный на четверике. Его венчает главка, дополненная более маленькими по краям четвериками. На фасаде находятся портики, имеющие колоны, барельефы. Внутри строение расписано иконами и фресками, над которыми трудился изограф П. Рябов.Еще одним важным строением в ансамбле монастыря стала колокольня, имеющая три яруса — ее крыша заканчивается высоким шпилем. На строительство ушло десять лет, к концу же 1780-х гг. она приобрела черты стиля классицизм. Все это позволило колокольне гармонично смотреться рядом с соседними зданиями, возведенными в том же стиле. Дополнили классические формы колоны, пилястры, руст. Рядом с ней были сооружены кельи и покои настоятеля. В монастырь ведут двое ворот — со стороны озера и дороги.

Особые даты в истории монастыря

В Спасо-Яковлевском Дмитриевом монастыре несколько раз в году — в строго определенные даты — совершаются крестные ходы. К таковым относятся 27 ноября, 21 сентября и 6 августа. Кроме того, сюда постоянно съезжаются паломники – чтобы поклониться мощам святых, а также желающие излечиться от тяжелых болезней. Круглый год церкви и храмы святыни принимают посетителей, которых интересуют находящиеся здесь мощи, ее история и архитектура. Открыт монастырь и для монахов со всего православного мира, для которых приготовлены специальные кельи.

Покровительство дома Романовых

Монастырь в XVII веке находился под защитой царской семьи. Сначала здесь хранился большой колокол, называемый Царским. Елизавета Петровна передала сюда и серебряную раку, в которой хранятся мощи святителя Димитрия. Екатерина II способствовала объединению женской и мужской обителей, постоянно защищала их от упразднения.

Паломнику

Информации о монастырской гостинице нет.

Гостиница есть при Троице-Сергиевом Варницком монастыре.

Гостиница расположена на территории Троице-Сергиева Варницкого монастыря недалеко от озера Неро. Номера уютные и тихие. Внутри царит домашняя атмосфера и покой. В морозную погоду в номерах очень тепло. Персонал приветлив, дружелюбен и заботлив. Гимназисты с радостью проведут для Вас экскурсии по монастырю и его окрестностям. Питание тоже домашнее для вас всегда свежеиспеченные хлеб, коржики и пирожки. На территории есть магазинчик в котором можно купить что-то из еды.

Адрес: 152100, Ярославская область, г. Ростов Великий, п. Варницы.

Телефон: (48536) 9-21-95.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

История

Рождественский монастырь основан в 1391 г. св. Феодором, племянником прп. Сергия Радонежского. До XVII в. все строения монастыря были деревянными.

В конце XVII в. по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича была выстроена первая каменная церковь во имя Рождества Богородицы с трапезной.

В конце XVIII в. в Рождественском монастыре были построены каменные кельи и настоятельские покои. В 1810-х гг. обитель была обнесена каменной стеной с небольшими декоративными башенками.

В середине XIX в. выстроена пятиглавая надвратная церковь Тихвинской Божией Матери.

Собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря Viktorianec, CC BY-SA 3.0

Близлежащий остров на озере Неро называается Рождественским, он был собственностью Рождественского монастыря.

В XX в. ансамбль монастыря был серьёзно повреждён, в том числе разрушена колокольня, лишь частично сохранились стены и башни.

В 1926 г. Рождественскй монастырь был закрыт, в храме Рождества Богородицы разместили архив.

В 1990-х гг. Рождественский монастырь возвратили Русской Православной Церкви, началось его возрождение. Восстанавливаются и реставрируются все строения обители, уже построена новая деревянная колокольня.

История Рождественского монастыря

Временем основания монастыря считают XIV век, по некоторым источникам – 1391 год. Он возник внутри укрепленного городского вала, защищавшего город от неприятелей. Главную роль в создании новой обители сыграл родной племянник и любимый ученик Сергия Радонежского святитель Федор, в это время бывший архиепископом в Ростове.

Помимо дипломатического и переводческого дара, Федор был известным иконописцем своего времени. Он лично написал копию знаменитой иконы Тихвинской Божией Матери и создал живописный образ Пресвятой Богородицы, и передал обе иконы в дар новому монастырю. Позже для этих почитаемых икон сделали богатые обрамления, которые украшали жемчуг и драгоценные камни. Но сегодня, к большому сожалению, судьба этих старинных образов не известна.

С момента основания до второй половины XVIII века обитель получала щедрые пожертвования от русских царей. После церковной реформы, проведенной в 1764 году, монастырь субсидировался государством и получал доходы от собственной хозяйственной деятельности. Эти средства позволяли обители возрождаться после крупных пожаров или разорений, произошедших в Смутные времена.

В 60-е годы XVII века в монастыре проживало 25 насельниц и игуменья. В конце XVII века здесь выстроили первый кирпичный Рождественский храм и освятили в нем четыре придела. На верхнем этаже – в честь Рождества Божией Матери и Живоначальной Троицы, а на нижнем – в честь Дмитрия Ростовского и Алексея, человека Божия. Строительство каменных храмов в те времена началось по указу императрицы Екатерины II и затронуло всю центральную часть Ростова.

Рождественский монастырь общий вид

Век спустя в монастыре появились новая трапезная Тихвинская церковь, кирпичные кельи, гостиные дома и настоятельский корпус. А в 10-х годах XIX века территорию монастыря, ранее огороженную деревянной рубленной в клеть оградой, обнесли кирпичной стеной, которую украшали шесть небольших декоративных башен.

В прежние времена собственностью монастыря считался остров на озере Неро, который виден от самой обители. Его раньше называли Рождественским и использовали под сенокосные луга. Оба гостиных дома также приносили монастырю доход. Кроме храмов, на его территории размещались конюшня, коровник, амбар и большой погреб. А в центре двора – пруд.

Большая прибыль шла монастырю также от труда монахинь-рукодельниц. Среди них было немало мастериц, владевших секретами белошвейного и золотошвейного шитья. Они могли делать искусную вышивку по канве, а также вышивать гладью, используя разноцветные нити, сделанные из шерсти и шелка. В обители можно было купить приданное, куда входили вышитое постельное белье и одежда. Своему мастерству насельницы учили девочек-сирот, живущих в монастырском приюте.

В середине XIX века при обители открыли первую в Ростове, да и во всем уезде, церковно-приходскую школу. Она началась со школы грамотности для девочек из бедных крестьянских семей. Около полувека учебные занятия проходили на квартирах, но в 1903 году на монастырские средства рядом с обителью был выстроен кирпичный дом, предназначавшийся специально для церковно-приходской школы. Сейчас в нем находится местный ЗАГС. Школа содержалась на монастырские средства и пользовалась библиотекой, которую собрали монахини.

Фрагмент ограды на фоне церкви Рождества Пресвятой Богородицы

В конце XIX века в монастыре проживало более двухсот насельниц и игуменья Мария (Чистовская). В 1894 году им выпала честь принимать в стенах обители высокого гостя – Иоанна Кронштадтского.

С приходом советской власти жизнь монастыря поменялась. В 1926 году его ликвидировали. Монашеские кельи заселили городские жители. В главном Рождественском храме разместили ростовский архив, который был здесь до 1989 года. В Тихвинском храме обустроили библиотеку, которая существует там и поныне. В 1960-е годы разобрали колокольню и главы Тихвинской церкви.

В 1997 году монастырь вернули верующим. Он находился в это время в сильно запущенном состоянии. Здесь поселились пять насельниц и настоятельница из Толготского монастыря. И начались годы непростых реставрационно-восстановительных работ, продолжающихся и в наши дни. В 1999 году к монастырю приписали расположенную с юго-запада от него церковь Николая на Подозерье. В этом храме сейчас и проходят монастырские богослужения.

Фрагмент ограды с Юго-западной башней

Храмы

Успенский собор (Ростов)


справа

Главный храм города Ростова – Успенский собор – был построен в 1508-1512 гг. Это уже пятый храм на одном месте, а первые службы начались здесь в 991 г.

Его порог многократно истирался стопами святых, по выражению святителя Филарета Романова. Говорят, что прообраз былинного витязя Алёши Поповича был сыном настоятеля Успенского собора и погиб в первой битве русских с монголами на Калке. В 1314 г. здесь был крещён отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. С 1702 по 1709 г. здесь звучали богодухновенные проповеди святителя Димитрия Ростовского. В 1894 г. здесь служил литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1913 г. здесь молились последний царь из династии Романовых Николай II и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх.

В 1935 г. в соборе был устроен склад кофе-цикорной фабрики.

Сейчас собор – действующий. В нём под спудом покоятся мощи ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия, Феодора, и князя Василько. Лежит там и митрополит Иона Сысоевич, строитель многих храмов Ростова.

Собор обнесен оградой, которая смыкается со стеной «кремля». Пройти к собору можно либо изнутри «кремля», либо снаружи через церковную лавку.

Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2

Телефон: +7 (905) 638-31-16, благочинный

Ростовский храм Исидора Блаженного (Вознесенский храм)


справа

Храм Вознесения Господня в большей мере известен как храм Исидора Блаженного на валах. Данное сооружение было выстроено в 1566 году. Церковь является одним из самых древнейших храмов, сохранившихся до сегодняшнего времени в городе Ростов.

Известно, что церковь Исидора Блаженного расположена на месте, на котором в прошлом был похоронен Исидор Твердислов (или Исидор Блаженный) – один из ростовских православных святых. Именно этот, родом из Ростова, юродивый скончался или в 1474, или в 1484 году – что на сегодняшний день достоверно неизвестно. Есть сведения, что сразу после трагической кончины его возвели в титул святого и стали почитать. В период между 1552 и 1563 годами святой Исидор был прославлен в качестве общерусского святого.

Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Карла Маркса, 25а

Телефон: +7 (903) 691-97-90, настоятель

Ростовский храм Иоанна Милостивого (Толгской иконы Богородицы)


справа

Храм во имя Иоанна Милостивого первоначально назывался храмом Толгской иконы Богоматери и был выстроен в 1761 году. Храм был небольшой и являлся приходским. Его венчание осуществлялось при помощи одной главки, а рядом стояла «скромная» двухъярусная колокольня, которая была выстроена на денежные средства приходских жителей с Ивановской улицы, сегодня именующейся улицей Декабристов. Второе название храм получил от Блаженного святого Иоанна Власатова или Иоанна Милостивого, мощи которого бережно хранятся при храме.

В церкви сохранились старинные деревянные иконы, которые стоят в отдельных резных киотах, например, «Не рыдай по мне мати», «Никола», относящиеся к 17 столетию. Особенно интересна икона «Псалтирь», написанная на латинском языке на пергаментной бумаге – считается, что оно принадлежало Иоанну Милостивому. В 1702 году «Псалтирь» был заново переплетен и положен в гроб блаженного.

Толгская церковь является единственной в Ростове, которая не была ликвидирована в годы советской власти, по причине чего смогла сохранить свои интерьер.

Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Декабристов, 10

Телефон: +7 (905) 634-52-54, настоятель

Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу


справа

Против Успенского собора с востока возвышается церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная. Она «вписана» в план Гостиного двора и называется так потому, что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником её существования была «руга» — особый сбор, пожертвования. Впервые была построена из дерева в 1206 г. (по одним источникам) или в 1216 г. (по другим). Во время польско-литовского нашествия разграблена и сожжена до основания. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году в июле в Ростове началась «моровая язва», такая сильная, что много людей умирало, и живые не успевали хоронить мёртвых. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовцы на денежные сборы построили на этом месте деревянный храм, в сильный пожар 1671 года опять сгоревший до основания, поэтому он был выстроен ростовцами практически заново. Время возведения храма совпало с годами строительства Архиерейского дома, поэтому заметно влияние архитектуры его храмов, в особенности церкви Григория Богослова. Благодаря этому церковь хорошо гармонирует с соседним ансамблем кремля.

Адрес: Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, пер. Советский, 6

Паломнику

Паломнические и туристические группы принимаются на территории монастыря с проведением экскурсий с 10 часов до 17 часов. Вход в Спасо-Яковлевскую обительЗаявки на проведение экскурсий желательно подавать не позднее одних суток до намеченной даты посещения монастыря. Договориться о проведении экскурсий можно по телефонам 8(48536)7-43-69 или +7(915)979-32-47 (спросить экскурсионную службу).

Паломнические группы численностью до 50 человек могут заказать обед в монастырской трапезной с предварительной заявкой за неделю до намеченной даты посещения монастыря. Возможность пообедать предоставляется только с 13 часов до 16 часов. Договориться об обеде необходимо по телефону +7(915)979-32-47.

К сожалению, на текущий момент, в обители нет условий для принятия паломнических групп на ночлег.

Для паломнических групп, остающихся на вечернее богослужение в обители или на ночлег, возможно предоставление монастырского ужина.

Расписание богослужений:

В будние дни: 6.00 – Братский молебен, утренние молитвы; 7.10 – Часы; 7.30 – Божественная Литургия; 17.00 – Вечернее богослужение

В воскресные и праздничные дни: 8.20 – Утренние молитвы; 8.40 – Часы; 9.00 – Божественная Литургия; 17.00 – Вечернее богослужение

В день, предшествующий празднику, в 17.00 служится Всенощное бдение

На Светлой Седмице в честь высокой торжественности праздника утренние и вечерние молитвы заменяются на Пасхальные Часы, а вместо монашеского правила вычитывается Канон Пасхи.

Богослужение в храме Свт. Димитрия Спасо-Яковлевского монастыря

Еженедельно в монастыре совершаются молебны с акафистом

начало – в 15.00

Понедельник – святителю Иакову Ростовскому (Яковлевский храм)

Вторник – святителю Димитрию Ростовскому (Димитриевский храм)

Среда – иконе Божией Матери «Ватопедская» (Димитриевский храм)

Четверг – святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне (Зачатьевский храм)

Пятница – Общий молебен заказанным святым (Яковлевский храм)

История Спасо-Яковлевскго Дмитриев монастыря

На озере Неро в XII -XIV веках велось активное возведение церковных объектов, появление которых должно было способствовать укреплению позиций христианства. В середине 1250-х гг. здесь возникает женская обитель, основанная княгиней Марией Михайловной. После смерти своего мужа — князя Василька Ростовского – она решила уйти в монастырь и перед смертью принять постриг. Заложенное Марией сакральное сооружение получило название Спасо-Песоцкий, или Княгинин монастырь. От той обители сохранился лишь храм Спаса.В конце 1380-х гг. святителя Ростовской епархии Иакова изгнали из города местные жители. По преданиям, он переплыл озеро на плаще и сошел на берег около Спасского монастыря. Тут-то им и была заложена мужская обитель, называвшаяся сначала Зачатьевской, а после — Яковлевской. Через несколько лет Иаков умер и был похоронен около главной церкви. Спустя полтора столетия его причислили к Святым. В то время практически все религиозные строения были деревянными, как следствие, уже к концу 1680-х гг. стали приходить в упадок. Митрополит Ростовский Иона решил заняться восстановлением обителей. Так, над могилой Иакова построена церковь, на месте же Зачатьевского монастыря возвели новые каменные церкви и храмы. Освящение святыни состоялось в 1691 г., названа она в честь святой Троицы. С начала XVIII века митрополитом в монастыре назначен святитель Димитрий, позже похороненный в Троицком храме и причисленный к Святым через несколько десятилетий. Обосновано это тем, что возле его мощей происходили чудеса: исцеление больных, прозревание слепых, душевное восстановление неверующих и маловерующих.Одновременно с обновлением мужской обители происходило восстановление женской. В 1764 г. их объединили, освятив как Спасо-Яковлевский монастырь, а в 19 веке было додано имя Дмитриев — в честь святителя Дмитрия. В течение второй половины 18-19 веков храм обновлялся за счет реставрации существующих построек, произведена замена деревянной ограды с башнями на каменную. Позже возведены постройки для жилья и ведения хозяйства, колокольня, храм святителя Димитрия и церковь святителя Иакова. Именно в этот период монастырь приобрел свой современный вид: окружали его стены с башнями по периметру и над воротами, парадный двор и три храма, напротив которых расположились двухэтажные строения для монахов, колокольня, хозяйственная зона.В 1920-х гг. в жизни обители произошли значительные изменения. Сначала ее закрыли, а потом там и вовсе отменили проведение служб. Территорию монастыря отдали под квартиры, склады и детский сад. Большая часть икон и церковной утвари были вывезены в неизвестном направлении. Только через 70 лет монастырский комплекс вернули под юрисдикцию православной церкви. Тогда же в него переехало 11 монахов, которые и начали постепенное восстановление строений. Важным событием стала передача мощей святителя Димитрия и преподобного Авраамия обратно, на территорию монастыря. В самом начале 2000-х гг. здесь открыто духовное училище, миссионерский и медицинский центры.

Древний Борисоглебский монастырь

Рекомендовать место

24

4

Борисоглебский монастырь был основан в XIV веке. Изначально он был деревянным, однако в XVI веке монастырь заново отстроили в камне. Изначально он выполнял функцию форпоста, расположенного на подступах к городу Ростову.

Сегодня монастырь являет собой живописное зрелище: эта монументальная постройка окружена мощными боевыми башнями, монастырь опоясывают высокие стены, протяженность которых – 1.5 км, высота достигает 12 метров, толщина – 3 метров. В общей сложности в монастыре 15 башен.

Кроме того, в 1680 году в монастыре возвели нарядные колоритные вороты и Сретенскую пятиглавую церковь. Монастырь представляет собой памятник Борису и Глебу, славные имена которых увековечены в соборе Бориса и Глеба, возведенном в 1522-1524 годах талантливым мастером Григорием Борисовым. Это древнейший памятник монастыря. Кроме того, этот же зодчий выстроил здесь в 1524-1526-е годы Благовещенскую церковь.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора