Подворье патриарха московского и всея руси

История церкви

Улан-Удэ берёт начало в 1666 году, когда служилые люди под началом пятидесятника Гаврилы Ловцова и казачьего десятника Осипа Васильева поставили на вершине скалы близ устья реки Уды ясачное зимовье. В 1677—1680 годах на месте зимовья был сооружён Удинский острог – крепость для защиты границ Российского государства. По окончании обустройства крепости, в первой половине 1690-х годов, жители города – казаки, служилые люди — начали хлопотать о строительстве в Удинске церкви.

В 1696 году с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия и при активном содействии настоятеля Троицко-Селенгинского монастыря архимандрита Мисаила была построена деревянная церковь во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Первая Спасская церковь сгорела. Вторая деревянная церковь была построена и освящена в 1765 году.

В 1786 году немного севернее деревянного храма началось строительство каменной Спасской церкви. Средства на строительство пожертвовал иркутский купец И. М. Бутыгин (1744—1808). Строительство завершилось в 1800 году. Церковь была возведена у перекрёстка современных улиц Калинина и Линховоина (бывших Спасской и Соборной).

В 1801 году был закончен и освящён зимний придел с северной стороны во имя Святителя Димитрия Ростовского, в 1809 году освящён зимний придел с южной стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая. Главный храм, во имя Нерукотворенного образа Спасителя, был освящён в 1816 году, а придел под колокольней во имя Святых Апостолов Петра и Павла — в 1820 году.

В 1830 году из трёх тысяч жителей Верхнеудинска прихожанами Спасской церкви состояли более двух тысяч человек – жители города и окрестных деревень: казаки, купцы, дворяне, мещане, военные, чиновники, ремесленники, крестьяне, учителя, ясашные.

Священники  вели так называемые «Троечастные книги», в которых указывали всех родившихся, вступивших в брак и ушедших из жизни, выполняя задачу статистической и метрической регистрации граждан. Церковь выполняла важные общегосударственные задачи: здесь объявлялись общероссийские указы, приводились к присяге должностные лица, хранились государственные деньги и драгоценности местного казначейства. Её служители  участвовали в противоэпидемических мероприятиях, добивались от городских властей сострадательного отношения к калекам, убогим, сиротам, преподавали в образовательных учреждениях.

Зачастую служение православию переходило от отца к сыну, создавались династии священнослужителей. В Удинске (Верхнеудинске, Улан-Удэ)  такими династиями стали Софроновы, Шергины, Трапезниковы, Поповы, Пляскины, Старковы, Корнаковы, Рубцовы, Громовы и другие.

В 1909 году на средства Ф. В. Машанова осуществлён капитальный ремонт церкви и установлено электрическое освещение. При церкви работало Общество трезвости. 7 апреля 1914 года Общество провело Праздник трезвости.

В октябре 1926 года технический осмотр церкви установил, что здание находится в аварийном состоянии и не может эксплуатироваться без ремонта.

После революции 1917 года церковь была отделена от государства. В 1936 году Спасская церковь была закрыта, договор с общиной верующих расторгнут, ценности изъяты, а храм разобран на строительные материалы.

Примечания[править | править код]

  1. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками / Под ред. А. Зоста. — СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и Ко, 1880. — С. 33. — XLVIII с.
  2. Покровский И. М. // Русские епархии в XVI — XIX вв., их открытие, состав и пределы: В 2 томах. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1897. — Т. I (XVI — XVII вв.). — С. 509. — 534 с.
  3. Ива А. (Иваненко А. С.).  . PRO.Тюмень (12 января 2001). Дата обращения 22 января 2013.
  4. Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт первых её насельников. — Харьков: Тип. Губернского Правления, 1889. — С. 84. — IV, 345 с.
  5. Заварихин С. П., Жученко Б. А. Архитектура Тюмени. — 1-е изд. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — С. 22, 77-80, 128-129. — 295 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-93544-001-6.
  6. Иваненко А. С. Улица Челюскинцев // Новые прогулки по Тюмени: Путеводитель. — Тюмень: Радуга-Т, 2008. — С. 157—161. — 335 с. — 4 000 экз. — ISBN 5-93544-006-7.
  7. Козлова-Афанасьева Е. М. Церковь Спасская (ул. Ленина, 43) // Архитектурное наследие Тюменской области: Научный каталог. — 1-е изд. — Тюмень: Издательство Искусство, 2008. — С. 249—250. — 488 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-9901237-2-4.
  8. ↑ . Тобольская и Тюменская епархия. Дата обращения 6 января 2013.
  9. Петрушин А. А. «Живее всех живых…» // Тюмень без секретов, или Как пройти на улицу Павлика Морозова. — 1-е изд. — Тюмень: Мандр и Ка, 2011. — С. 132—133. — 320 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-93020-449-7.. Тем не менее улица Иркутская сохранила старое название до июня 1934 года.
  10. В мае 2006 года возле здания церкви обнаружено захоронение 5 расстрелянных (Петрушин А. А. Несовместимость // Тюмень без секретов, или Как пройти на улицу Павлика Морозова. — 1-е изд. — Тюмень: Мандр и Ка, 2011. — С. 136—137. — 320 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-93020-449-7.).
  11. ↑  (недоступная ссылка). Управление по делам архивов Тюменской области. Дата обращения 25 января 2013.
  12. Петрушин А. А. Крымское золото Спасского собора // Тюмень без секретов, или Как пройти на улицу Павлика Морозова. — 1-е изд. — Тюмень: Мандр и Ка, 2011. — С. 144—147. — 320 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-93020-449-7.
  13. Из донесения тобольскому губернатору: «Нынешнею весною, когда не было ещё дождей, и именно в 14 апреля, живущий в Тюмени ржевский мещанин Андрей Березников, проезжая днём на запряжённой в телегу лошади мимо Гостиного двора, утопил оную лошадь в грязи, так что не было возможности освободить её от сего, которая в то же время и на том же месте издохла» ( ≡ Корандей Ф. С. . Живой Журнал (30 сентября 2009). Дата обращения 25 января 2013.)
  14. Объект культурного наследия № 7210007000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено 2012-12-18

Архитектурный облик и росписи храма

Спасская церковь (Иркутск) представляет собой типичный ранний посадский храм. Двухъярусное здание с высоким бесстолпным четвериком в форме куба сопряжено с трапезной. Колокольню венчает золотой шпиль. Порталы верхнего этажа как будто повисли в воздухе. Раньше здесь была паперть и галерея-гульбище, опоясывающая второй ярус. Главу венчает кованый вызолоченный крест.

Ярусы и фасады украшены орнаментом. Элементы декора меняются от яруса к ярусу, а в верхнем окне четверика складываются в прихотливый рисунок. Перехваченные полочками, раздробленные, превращённые в специальные нити колонки напоминают ожерелье. Неповторимый облик зданию придают и мастерски вылепленные рельефы. Благодаря плотному расположению окон на чистой глади стены декор становится полнозвучным и изящным.

Спасская церковь в Иркутске (Россия) — единственный в регионе храм, где сохранились росписи XIX века, причём не только внутри, но и снаружи здания. К сожалению, во время реставрации восстановили только внешнее оформление, внутреннее убранство утрачено.

Восточный фасад украшен тремя композициями. На левом рисунке изображено таинство крещения (предположительно бурятского народа), в центре — вход Иисуса Христа в реку Иордан, а справа — церемония причисления православного к лику святых. Есть основания полагать, что высокой чести удостоился первый епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий).

Южную стену украшают лики святых. Под карнизом четверика изображён Николай Мирликийский, чуть ниже — Митрофан Воронежский, а на апсиде — Спас.

Клир

В конце XIX века при храме по штату состояли священник и псаломщик, в году была открыта вакансия диакона . Для причта имелся деревянный двухэтажный церковный дом, построенный в году прихожанином Гаврилой Тимофеевичем Молодых.

Настоятели

  • Александр Фокин (31 декабря 1860 — 30 апреля 1904)

Алексей Тоболкин (1920 — декабрь 1929) 2-ой свящ.

Диаконы

  • Александр Фяскин (25 мая 1901 — январь 1902)

Псаломщики

  • Димитрий Тресвятский (24 марта 1879 — 7 января 1880) диак.
  • Соболев (? — февраль 1883 )
  • Задорин Николай (март — июль 1883 )
  • Емельянов Николай Степанович (сентябрь 1883 — упом. 28 декабря 1890 )
  • Сторжевский Петр Александрович (1893 — 1894)
  • Капустин Федор Иванович (1898)
  • Михаил Румянцев (12 октября 1898 — 23 августа 1899) диак.
  • Лебедев Сергей Иванович (1900 — 1901 )
  • Емельянов Николай Степанович (июнь 1902 — сентябрь 1908 )
  • Протопопов Михаил (сентябрь 1908 — ?)

Росписи Рублева

Орнаментальный фриз на откосе алтарного окна Спасского собора. Андрей Рублев. 1420-е

После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца. До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки. На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.

Рюриковичи — первые русские князья

На Руси храмы всегда строились на самом высоком месте — ближе к богу. В округе самая высокая корка — Нередица. На ней и стоит храм Преображения Господня. Посвящен он двум погибшим сыновьям Ярослава Владимировича. Некоторые историки считают, что к прозвищу «Мудрый» забыли добавить «Жестокий». Не хватит пальцев на руках, чтобы перечислить количество детей у каждого из правящих на Руси Рюриковичей. А сын Юрия Долгорукого, Всеволод, из-за количества жен и детей получил прозвище «Большое гнездо». Князья умирали, да и при их жизни брат шел войной на брата, сын на отца, отец на сына. Первые русские святые — Борис и Глеб, братья Ярослава Мудрого и Святополка, который по официальной версии убил их, за что и получил прозвище «Окаянный». Существует мнение, что они пали от руки Ярослава. Так или иначе, церковь Спаса на Нередице была отчасти посвящена и им, потому что уникальная роспись храма хранила и лики первых русских святых.

Современный облик

Спасский собор, вид с юго-западной стороны. Современный облик

В 1947 году, к моменту основания Музея имени Андрея Рублева в стенах Спасо-Андроникова монастыря, собор находился в аварийном состоянии: его убранство было утрачено, крыши и купол протекали. Одним из инициаторов спасения храма стал первый директор музея Давид Арсенишвили. Реставраторам Петру Максимову и Борису Огневу в результате натурных исследований и снятия обмеров удалось узнать, каким был древний, первоначальный вид храма. Реставраторы-архитекторы Лев Давид, Борис Альтшулер и Сергей Подъяпольский вернули Спасскому собору его исторический облик.

Фотографии предоставлены сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала заместителя директора по развитию Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Светлану Липатову.

Архитектура[править | править код]

Храм в плане продолговатый, трёхчастный, что типично для западносибирского культового зодчества. План Спасской церкви подобен плану построенной несколько ранее Вознесенско-Георгиевской, совпадают даже многие размеры. Вместе с тем она обладает архитектурным своеобразием. В основном объёме активно применялись приёмы сибирского барокко, хотя и менее раскованно по сравнению со Знаменским собором.

Храм вытянут «кораблём», над трапезной возведена колокольня типа «восьмерик на четверике», почти равновеликая с четвериком. Он «сдвоен» не только в ширину (состоит из двух основных объёмов), но и в высоту (двухэтажный). Зимой службы велись в подклете, крытом коробовым сводом. Свод верхнего этажа более нарядный — гранёный, восьмилотковый. Наличники весьма разнообразны по узору. Как отмечают историки архитектуры, «стиль барокко ощутим в пластичной трактовке завершений церкви с использованием фигурных купольных покрытий с переломом, разорванных фронтонов, ярусных контрастно убывающих восьмериков со скульптурными волютами».

Мотив пятиглавия получил в данном храме оригинальную декоративную интерпретацию. Благодаря малым размерам угловых главок и усложнённому ярусному построению центральной главы, церковь воспринимается как одноглавая. Высотная активность придана и венчанию апсиды. Фасады церкви отличаются развитым декором. Особенность зданию придаёт приём фланкирования четверика храма гранёными башнеобразными пилястрами, которые увенчаны наподобие фиал малыми главками.

На втором этаже в интерьере летней церкви присутствуют фрагменты росписи, скорее всего выполненной мастером золотарского цеха, тобольским мещанином Петром Михайловичем Бельковым. В этом же месте находилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса. К настоящему времени иконостасы утрачены.

История строительства храма

История храма непосредственно связана с Никитским ботаническим садом, основанным в 1812 году. Вокруг сада и на его территории проживали ученые, садовники и сотрудники научного центра. Именно для них по просьбе директора Александра Ивановича Базарова, который заступил на пост в 1881 году, была спроектирована больница и церковь при ней.

Работы вел гражданский инженер-архитектор Платон Теребнёв, его задачей было организовать пространство так, чтобы церковь могла вмещать до 200 человек, 6 больничных коек и еще надо было предусмотреть квартиру священника с тремя комнатами.

Возведение сооружения началось сразу после закладки фундамента в 1884 году, в этом же году выполнили основной объем работ, и уже в сентябре 1885 года установили крест. Наружные и внутренние отделочные работы завершили к августу 1986 года, затем были выполнены росписи в алтаре и на фасаде здания.

История[ | код]

XVII — XIX вв. | код

Первая деревянная Спасская церковь Иркутска до наших дней не сохранилась. Она была построена в 1672 году примерно в центре Иркутского кремля. Церковь сгорела 3 августа 1716 года.

Существующая каменная церковь заложена в 1706 году. Основное здание построили к 1710 году, а колокольня и шпиль появились в конце 1750-х—начале 1760-х годов. Древнейшая часть храма имеет форму четверика.

Спасская церковь — единственная в Сибири, на внешних стенах которой имеются росписи (начало XIX века). Их уникальность в том, что они присутствовали не только внутри, но и снаружи храма. В 1970-х годах внешние росписи были восстановлены, а внутренние были утрачены, так как не поддавались реконструкции.

На восточном фасаде храма размещены три многофигурные композиции. Левая из них показывает обряд крещения, по-видимому, местного бурятского населения. Центральная раскрывает сюжет крещения Иисуса Христа в реке Иордан, а правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого возлагают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий (Кульчицкий).

На южной стене церкви находятся образы святых, которым была посвящена церковь и её приделы. Под самым карнизом четверика изображён Николай Чудотворец, а ниже — святой Митрофан Воронежский. На стене апсиды — лик Спаса Нерукотворного.

Советское время | код

Внешние росписи церкви

После Октябрьской революции 1917 года Спасская церковь была на грани уничтожения. Её могли снести так же, как и другие памятники Иркутска того времени: Московские и Амурские ворота, Казанский кафедральный собор и другие. Но, к счастью иркутян и епархии, этого не произошло. Однако, церковь закрыли в 1931 году. В разное время в ней размещались сапожная мастерская, коммунальные квартиры, различные организации.

В 1960 году вновь вернулся вопрос о сносе Спасской церкви и близстоящего Богоявленского собора. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за их реконструкцию. В этом же году Спасскую церковь признали памятником архитектуры республиканского значения.

В 1982 году храм был открыт для посетителей в качестве выставочного отделения Иркутского областного краеведческого музея

Современный период | код

В июле 2003 года корона на купольном кресте церкви сдвинулась из-за сильного ветра. В результате, пришлось вызывать специалистов, чтобы её снять. Операция длилась пять часов.

2006 год для церкви стал богат на события: иркутяне отмечали её 300-летие, храм был передан Иркутской епархии, проведена очередная реконструкция.

Осенью 2010 года к 350-летнему юбилею Иркутска началась основательная реконструкция церкви.

Строение

Спасская церковь, строительство которой завершилось в 1700 году, была встроена в стены острога. А. Л. Биркенгоф так отзывался о зодчих Спасской церкви («Потомки землепроходцев», 1972): «Скромными средствами из дерева и щепки творили строители Зашиверского храма своё прекрасное произведение. В тоске по далекой родине они вложили свою русскую душу в постройку, и здесь в „Юкагирской землице“ они создали памятник для себя — о Руси, потомкам — о себе и своих славных подвигах».

Сохранилась почти в первозданном виде, за исключением внутренних перестроек. Сохранность здания обеспечила, прежде всего, прочность брёвен из лиственницы, со временем «окаменевших». Ко времени проведения экспедиции СО АН СССР в 1969—1971 годах была частична повреждена кровля крыши и пол церкви, уничтожена печь и перегородки в трапезной, выявлена осадка стен в результате повреждения нижних частей церкви.

Колокольня и Спасская церковь в Зашиверске, 1930-е годы

Планировочно церковь состоит из трёх помещений, находящиеся на единой оси: церкви, алтаря и трапезной. Трапезная в форме квадрата, имевшая мирское назначение, имела наибольшую площадь — 6,17 на 5,99 метров. Не имеет фундамента, держится на окладных венцах, установленных на глубине 30—40 см от поверхности. Церковь имела размеры 5,3 на 4,35 м. Тепло зимой достигалось за счёт низких двойных потолков (высота помещения в трапезной составляла 3,14 м) и двойного пола, маленьких слюдяных окон, размещённых на южной стороне: так, в самой церкви имелось три окна размером 51 на 49 см, в трапезной — два совмещённых окна размером 52 на 49 см. Печь располагалась в трапезной, откуда тепло поступало в церковное помещение. Церковь имеет два яруса: четверик (церковное помещение) и восьмерик, над которым поднимается шатёр с шейкой и главкой луковичной формы.

В 8 метрах западнее церкви находилась колокольня того же года постройки, высотой до креста 12,5 м. Ко второй половине XX века оказалась в полуразрушенном состоянии. В первозданном виде сохранилась лишь нижняя часть из 14 венцов четверика и 4 венцов восьмерика. В стене имеются вырубленные в брёвнах бойницы размером 5 на 5 см. Шатёр колокольни завершает главка с крестом.

В 1971 году по решению правительства Якутской АССР церковь была в разобранном виде перевезена в Историко-архитектурный музей под открытым небом под Новосибирском. В 1960 году отнесена к объектам культурного наследия РСФСР.

Святыни

Икона Николы Можайского

В 1408 г. отряд золотоордынского хана Едигея, осадившего Москву, неожиданно захватил и сжег Верею и Можайск. К 1412 г. князь Андрей Дмитриевич (кн. с 1389 до 1432 гг.) вместо сожженного деревянного храма выстроил в Можайске каменный Никольский собор. А на восстановленные деревянные крепостные ворота велел изготовить святой оберег — резную икону святого Николы Чудотворца с мечом и градом в рукax: надвратный Меченосец должен был охранять с этих пор храм и град. В Сибирь икону Николы с мечом в руке принесли казаки. Интересно, что на поздних иконах прямой русский меч становится слегка изогнут — наподобие казацкой сабли, так как казаки считали Николу своим небесным покровителем. Первая часовня, выстроенная казаками на самом гребне Каменных (Уральских) гор — также посвящена Николе Можайскому.

Образ с частичкой гроба великого сибирского святого — праведного Феодора Томского.

Несколько лет назад один молодой человек по имени Сергей вез из Томска икону праведного через Иркутск. В храме Спаса Нерукотворного Образа икону встретили с радостью и решили заказать подобный образ из Томска, чтобы икона с частичкой мощей великого святого была доступна и иркутским верующим.

Икона Божией Матери — Ярославской

21 июня празднуется память иконы Божией Матери — Ярославской. Она была привезена в Ярославль великими князьями Василием и Константином в XIII в. и помещена в кафедральный собор. Списки и копии этой иконы широко распространены по всей Руси. Одна из них с первых дней передачи Спасского храма Иркутской епархии появилась здесь. Икона пришла в церковь из Знаменского храма Иркутска в состоянии, которое требовало большой реставрационной работы. Ее проделала иконописец Светлана Турчанинова.

Подобные храмы

Небольшой по размерам храм, к которому применимо прилагательное «камерный», водружен был в память об убитых сыновьях, и задумывался как княжеская усыпальница. Строительство велось ударными темпами, сроки были рекордными — всего 4 месяца, зато весь следующий 1199 год церковь расписывали. По своей форме и архитектуре (однокупольная церковь кубической формы) храм Спаса на Нередице напоминает другие культовые сооружения, воздвигнутые в те же времена. Очень похожими на него являются Преображенский собор в Переяславе-Залесском, Дмитриевский собор во Владимире, Пятницкая церковь в Чернигове, церковь Благовещения на Аркаже, Петра и Павла на Синичной горе и другие. Все они представляют собой основной тип православного храма. Строительство каменных крестово-купольных храмов на Руси началось с возведения в Киеве Десятинной церкви в конце X века, активное строительства церквей этого вида активно продолжается и сейчас. Именно в наши дни восстанавливаются разрушенные советской властью культовые сооружения и возводятся новые. И хорошо, что они сохраняют форму, присущую православному русскому храму, и так напоминают картины Нестерова и Глазунова. Сохраняется преемственность, современным детям прививается любовь к России с детства, и понятие «Святая Русь» становится очень близким.

Святыни

В храме находятся три почитаемые иркутянами иконы: Никола-воин, Святой праведный Феодор Томский и Божья Матерь Ярославская. Святой Николай выбран образом храма, так как чудотворная икона с мечом и градом в руках помогала русскому народу во время войн.

Праведному Феодору Томскому молятся об исцелении. В икону вмонтирована капсула с частицей мощей святого. Образ привезли в Иркутск из Томска по просьбе служителей храма.

Личность святого точно не установлена, но некоторые исследователи полагают, что Феодор Томский — это царь Александр I Благословенный, победивший Наполеона Бонапарта.

Икона Матери Божьей Ярославской — запись, отреставрированная в начале XX века Светланой Турчаниновой. На иконе показано единство Христа и церкви. Символизирующая церковь Богородица склоняется к Сыну Божьему, просит у него милости для людей, а младенец Христос, прикоснувшись ликом к матери, благословляет её и мир. Иркутск, Спасская церковь — место, где прихожанки молят Богородицу о рождении детей.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора