Колонна марка аврелия

Популярное

Краткая биография Марка Аврелия

Марк Арелий — один из самых образованных людей за всю историю человечества. И хотя образованность всё же не была редкостью, далеко не все светлые умы находились у власти. И тем более столь долго: Марк Аврелий правил народами средиземноморья целых девятнадцать лет. В момент смерти Марка не было в Римской империи человека, который бы не пустил слезу и не скорбел по его кончине…

Родился Марк в 121 году 26 апреля в семье претора (прим: одна из высших должностей в иерархии римского общества), хотя воспитывался по большей части дедом — Анний Вером (трижды консул римской империи, префект Рима). Это заранее предопределило судьбу Марка, как будущего управленца на самых высших государственных должностях. Как следствие, Марк получил лучшее воспитание и образование от самых выдающихся современников: философов, юристов, предпринимателей, врачей, риторов. Но больше всего он любил и увлекался философией, мечтал посвятить ей всю взрослую и сознательную жизнь.

С 16 лет — на государственной службе.  Очень рано Марк был замечен как способный и аккуратный юноша, что приблизило его к императорской семье Андриана (лат. Publius Aelius Traianus Hadrianus) и впоследствии он был усыновлен Адрианом по существовавшей тогда римской традиции, как претендент на передачу власти. Рассудительный и аналитичный, уравновешенный и честный, Марк получил от Адриана прозвище вериссимус — правдивейший.

Первую консульскую должность (высшая должность в римской иерархии) Марк получает в 140-м году, когда ему было 19 лет. В этот же год Марк Аврелий объявлен цезарем.

В возрасте 25 лет Марк всё еще интенсивно учится.  Главным учителем Марка в философии был Квинт Юлий Рустик (ученик и современник Эпиктета). Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Луций Волузий Мециан.

К 40 годам Марк прошел все должности в государственном управлении и был назначен консулом Римской империи уже в третий раз. Это третье консульское назначение было вариантом совместного управления империей вместе с его сводным братом — Луцием Вером. По смерти Вера через 7 лет Марк Аврелий правил империей единолично. Однако по дошедшим до нас сведениям, де факто Марк Аврелий управлял империей единолично на протяжении почти двадцати лет.

Годы правления Марка Аврелия были полны всех «прелестей», которыми нас щедро одаривает жизнь. 9 лет он провел в военной палатке, обороняя рубежи своей гигантской империи. В 163 году римская армия отвоевала потерянную ранее Армению. В 165 году Рим пережил наводнение Тибра. В 167 — война с германскими племенами на севере римской империи. Неурожайные годы в Италии 170-174, в 174 году — голод в империи. В 177 году землетрясение разрушило город Смирну. В 177 году — снова война с квадами и маркомманами. 178 год — эпидемия чумы.

Вершиной славы Марка были два военных триумфа, а в тяжелые годы жизни общества он распродавал личное имущество на аукционе, чтобы поддержать государственную казну.

Умер Марк Аврелий в походной военной палатке, под Веной. На руках у своего любимого врача и друга Галена. Среди личных вещей Марка в палатке были найдены 12 дневников, которые переиздавались тысячи раз во все времена последующей европейской истории. Дневники печатали в виде книги «Наедине с собой», «Письма самому себе» или Meditations. Эти личные записи обнажили душу Марка для всех последующих поколений. Мы знаем о чем думал император каждый день своей царственной жизни, наделенной интригами, войнами, борьбой за власть, политическими и экономическими проблемами. Дневники Марка для многих великих людей стали настольной книгой и морально-этическим руководством, придерживаться которому стоило бы каждому здравомыслящему человеку.

По случайному историческому казусу образ Марка в виде конной статуи сохранился до наших дней на Капитолийском холме в Риме, чего не случилось для прочих более чем полсотни императоров, переплавленных их последователями или невежественными потомками. Этот памятник, установленный Микеланджело в центре Рима, предопределил «дизайн» всех последующих конных статуй, создаваемых в Европе и России на протяжении последующих трехсот лет. 

Основные три вопроса, которые решают историки в отношения Марка, состоят в следующем:

  • каков был умственный, нравственный и практический багаж, с каким приступил Марк к управлению империей;
  • в каком состоянии досталось ему Римское государство;
  • в чем состояала деятельность Марка как императора.

На эти вопросы мы рекомендуем читателю самостоятельно найти ответы.

Далее мы приводим лишь отдельные фрагменты из биографии Марка Аврелия, на которые следует обратить внимание, в том числе тезисы и цитаты, которые раскрывают устойчиво закрепившееся за Марком прозвище — «философ на троне». 
 

Литература[править | править код]

  • Filippo Coarelli, La colonna di Marco Aurelio, Roma 2008.
  • Ranuccio Bianchi Bandinelli, «Arte Plebea», in Dialoghi di Archeologia a. I, pp. 7-19 1967.
  • Giovanni Becatti, L’arte dell’età classica, VI edizione, Firenze 1989.
  • Marta Sordi, «Le monete di Marco Aurelio con Mercurio» e la «pioggia miracolosa»», Scritti di Storia romana, Milano 2002, pp. 55-70.
  • Sabino Perea Yébenes, La legion XII y el prodigio de la lluvia en época del emperador Marco Aurelio, Madrid, 2002.
  • H.Z. Rubin, «Wheather Miracles under Marcus Aurelius», Atheaneum, 57, 1979, p.365-366.
  • Antony Birley, Marco Aurelio, trad.it., Milano, 1990, p.215.
  • Ilaria Ramelli, in Prefazione a: Sabino Perea Yébenes, La legion XII y el prodigio de la lluvia en época del emperador Marco Aurelio, Madrid, 2002, p.11-12.
  • A cura di J.Scheid e V.Huet, Autor de la colonne Aurélienne, Belgium 2000.

Интересные факты

  • Статуя Марка Аврелия считается прототипом многих конных памятников, возведенных в последующие периоды, в том числе Петра I у Михайловского замка.
  • Статуя пережила разрушительные набеги варваров и религиозный фанатизм христиан и дошла до нас в первозданном виде.
  • Изображение статуи содержится на реверсе пятидесятицентовой итальянской монеты.
  • Копия статуи в 1908 году была установлена во дворе одного из престижнейших североамериканских университетов – Брауновского (штат Род-Айленд).
  • Изначально статуя имела золотое покрытие. Древняя местная легенда гласит, что она снова станет золотой в день Страшного суда.

Описание

Статуя Марка Аврелия в Риме сделана из позолоченной бронзы и является единственной скульптурой такого типа, уцелевшей с древних времен. Император изображен одетым в тунику и солдатский плащ. По своей композиции статуя очень проста и лаконична. Марк Аврелий изображен не только как великий император-победитель, но и как философ-мыслитель. Лицо Марка реалистичное с выпуклыми глазами и выступающими скулами. Голова наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза императора наполовину прикрыты верхними веками. В прическе просматривается эффектная игра света и тени, которая оттеняет внешнее спокойствие и сосредоточенность Марка Аврелия.

Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара. Она считалась символом поверженного врага, а жест Аврелия означал великодушие к побежденным.

В статуе Аврелия нет той вычурной торжественности и величия, которые присущи изображениям других правителей Рима. В портрете императора мастер точно раскрыл настроения человека, который чувствует противоречия окружающей его действительности и стремится уйти от них в мир собственных переживаний.

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/66746/?page=4 Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе».

Конная статуя Марка Аврелия

Статуя Марка Аврелия
— бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев . Была создана в 160-180-е года.

Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя , уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого , которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана . В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III . Цоколь для статуи сделал Микеланджело ; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum

) поверх туники . Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Чудотворец

История о «чудесном дожде» приобрела широкую известность и нашла отражение в трудах многих историков, в том числе живших несколько столетий спустя, когда картина религиозных верований в империи радикально изменилась. Сравнение версий изложения различных авторов, особенно ранних языческих и поздних христианских, позволяет наблюдать, как происходила эволюция легенды и понимание природы чуда. Официальная точка зрения, по-видимому, приписывала заслугу совершения чуда молитве самого императора, обращавшегося к традиционному римскому покровителю неба и божеству-громовержцу Юпитеру. Эта версия выражена в жизнеописании Марка, составленном Юлием Капитолином и входившем в сборник «Жизнеописаний римских императоров», а также христианским автором Тертуллианом. Появляется она также и в ряде других источников.

Другая точка зрения прозвучала в процитированном выше тексте Кассия Диона. Она также имеет языческое происхождение. В этой версии сотворение чуда приписывается египетскому магу и чародею Арнуфию, посредством тайных заклинаний призвавшему на помощь Гермеса Эрия. Этот Арнуфий скорее всего являлся реальным историческим персонажем, входившим в состав свиты императора. Его имя упоминается в византийском словаре Суда как раз в связи с описанием чудесного дождя. Дополнительным доказательством его реальности является сделанная в Аквилее (Италия) археологическая находка — алтарь с посвящением богине Исиде от имени Арнуфия, жреца и иерограмматевта. Алтарь датируется последней четвертью II века, что с высокой степенью надёжности позволяет напрямую связать его с персонажем, упомянутым в тексте. В этом случае Гермес Эрий, божество, к которому обращался Арнуфий, скорее всего является ипостасью египетского бога Тота.

Посвящение Арнуфия на алтаре из Аквилеи. richardcarrier.info

Наконец, существует ещё одна языческая традиция, также зафиксированная Судой, которая приписывает сотворение чуда с вызовом дождя другому прославленному магу и теургу — Юлиану, также жившему во времена Марка Аврелия. Этот Юлиан был сыном другого знаменитого теурга Юлиана Халдея и почитался как величайший чудотворец своего времени. Согласно одной поздней легенде, Юлиан Теург соревновался с другими известными магами своего времени Апулеем и Аполлонием в том, кто из них быстрее отведёт чуму от Рима, и победил. Византийский историк Михаил Пселл полностью приписывает Юлиану авторство чуда с дождём, но рассказывает историю по-иному. Тот якобы изготовил маску из глины, которая выпускала ужасные молнии и обратила врагов римлян в бегство. Этими врагами, согласно Пселлу, являлись сарматы и даки, в то время как у остальных авторов фигурируют маркоманы и квады.

Без седла и стремян. Памятники Фридриха Вильгельма Шлютера и Людовика XIV Жирардона.

У Марка Аврелия нет ни седла, ни стремян, так как римляне их не знали. Интересно, после таких прогулок ничего себе не отбивали?

Заметим, что Фальконе, который сделал конный памятник Петру I, отказался от шагающего прототипа – коня под Марком Аврелием, избрав вставшего на дыбы коня в стиле берниниевского коня под Константином Великим. Петра, однако, тоже оставился без седла и стремян.

Кстати, когда автора Медного Всадника — Фальконе  утомили рекомендациями использовать в качестве прототипа памятник Марку Аврелию, он написал целую статью с критикой этого памятника, и особенно коня. Фальконе прав: до коня под Петром античному коню весьма далеко.

Зато Микеланджело, большой почитатель статуи, поставил Марка Аврелия прямо посередине знаменитой римской Капитолийской площади, говорят, не без мистический ассоциаций. А ведь уже стояли памятники Гаттамелате и кондотьеру Коллеони почти современных ему итальянских скульпторов (о них – в следующих статьях). Вряд ли так уж привлекли его художественные достоинства древней статуи, скорее действовал неотразимый шарм античности. Впоследствии этот памятник послужил прототипом многим памятникам монархам в значительной степени именно в связи с желанием хотя бы таким образом встать в ассоциативный ряд, начавшийся не с «кого-то там», а с римских императоров.

Без стремян и седла восседают и король Франции Людовик XIV работы его знаменитого придворного скульптора Франсуа Жирардона (1628-1715, умер в один год со своим королем), и Фридрих Вильгельм работы немецкого скульптора Андреаса Шлютера (1660-1714). Без седла и стремян получился Петр I на конном памятнике Б.К.Растрелли (1720-ые, задвинут подальше Екатериной II, установлен аж в 1800 при Павле I).

Жирардон. Конная статуя Людовика XIV. 1685-1692. Бронза. Высота 1 метр. Лувр. Некогда памятник стоял на Вандомской площади в Париже пока его не снесли во время Великой Французской революции

Стоит копия и в Эрмитаже.

Жирардон. Конная статуя Людовика XIV. Бронза. Высота 108 см. Эрмитаж

Шлютер. Памятник курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму. 1689-1708. Берлин

Жирардон в похвалах не нуждается, однако, и Шлютер был лучшим скульптором при дворе прусских королей, его называли «северным Микеланджело». Был он еще и архитектором. Устав от интриг против него, последний год своей жизни Шлютер провел в России, где работал на Петра I, проектируя постройки Петергофа.

В своем конном памятнике Шлютер ориентировался на памятник Жирардона: зачем ему было далеко ходить к «Марку Аврелию», путешествуя во времени, тем более что именно Людовик XIV (король-Солнце) всем европейским монархам ослепил глаза великолепием своих художественных начинаний.

А на кого мог ориентироваться Жирардон? В 1669 он ездил в Рим. Это первое. Второе: несмотря на модный, но страшно грязный парик (Людовик XIV вообще никогда не мылся), на французском короле одежда римского полководца – украшенный панцирь, туника, плащ. Да еще без седла и стремян. Не трудно догадаться, с кем должен ассоциироваться Людовик.

Самостоятельное правление

В 169 году умер Луций Вер, после чего Марк Аврелий был провозглашен императором Римского государства. Но фактически вся власть находилась в его руках с 161 г., поскольку соправитель не отличался талантом и не проявлял к внутренним и внешним проблемам страны никакого интереса.

Свидетельства того времени говорят о том, что Марк Аврелий завоевал любовь населения, благодаря своим мудрости и рассудительности в принятии решений. И это при том, что в империи начались серьезные проблемы – восстало население Парфии и Египта, распространялась чума, а войны и гражданские противостояния истощили государственную казну.

Большинство этих сложностей Марк Аврелий решал, используя собственные финансы и наследство.

Во время его правления были проведены следующие мероприятия и реформы:

  • Упорядочено судопроизводство, восстановлены многие старинные права и обычаи;
  • Было опубликовано множество законов и указов, направленных на улучшение жизни простого римского народа. Эта ответственность за жизнь граждан и забота о них, сделала Марка Аврелия популярным среди жителей Рима;
  • Были созданы учреждения для заботы о больных и тех, кто получил увечья;
  • Была усовершенствована система налогообложения, при этом наибольшие отчисления в казну должна была делать знать. На полученные деньги открывались специальные приюты для бедных, малоимущих и сирот;
  • Основывались колледжи;
  • Были созданы четыре философские кафедры в городе Афины. Каждая из кафедр представляла одно из основных античных философских течений: стоическое, академическое, эпикурейское, перипатетическое. Все профессора, работавшие на кафедрах, получали жалование из государственной казны;
  • Была введена обязательная регистрация новорожденных детей;
  • Была создана полиция нравов;
  • Укрепился престиж сената;
  • Все гладиаторы перед выступлениями отныне вооружались только тупыми мечами, а для канатоходцев создавались специальные страховки в виде матрасов, которые должны были их защитить в случае падения с высоты.

С 167 года Рим стал постоянно сталкиваться с варварскими племенами — сарматами и германцами. Борьбу с ними возглавил лично император. Только к 175 г. был подписан мир, в результате которого древние германцы начали селиться, на территориях занятых римскими гарнизонами.

В тот же год снова восстало население Сирии, где местный правитель Авилий Кассий объявил себя новым римским правителем. Именно он распространял в течение трех месяцев слух о том, что Марк Аврелий умер. Кассия убили его сообщники, после чего император торжественно объехал восточные провинции государства. Путь он начал в Александрии, оттуда выдвинулся в Сирию, затем -в Каппадокию и Смирну, а закончил путешествие в Греции.

С 176 года и до конца своих дней соправителем Марка Аврерия был его сын Коммод. Последние годы жизни государя Великого Рима не были спокойными. Он все время воевал с германцами, усмирял сирийцев. В 180 году он со своим войском дошел до центра современной Австрии (где сейчас располагается Вена), и тут же умер.

При этом Марк Аврелий был достаточно миролюбивым императором, если сравнивать его с предшественниками. Из 21 года самостоятельного правления  — 14 он провел в военных походах, защищая Рим и своих граждан.

Сразу после смерти императора возвели в ранг божества, построив в его честь храм. В Риме была установлена огромная (высотой в 30 метров) колонна, украшенная барельефами. Изображения рассказывали о подвигах императора, его походах и войнах. А на Капитолийском холме поставили конную статую Марка Аврелия, которая стоит там и сейчас.

Чудо с дождём

В это время произошла, пожалуй, самая известная история о вмешательстве сверхъестественных сил в военные действия на стороне римлян по молитве императора или кого-то из его приближённых. Этот эпизод известен по довольно подробному описанию, принадлежащему перу римского историка Кассия Диона:

И немного далее:

По-видимому, в основе этой истории лежит какое-то реальное событие, замеченное многими современниками и интерпретированное ими в сверхъестественном ключе. Указание на седьмую императорскую аккламацию Марка Аврелия позволяет датировать его временем между 172 и 174 годами. Возможно, именно в честь чудесного спасения императора и его легионов был установлен ежегодный праздник, справлявшийся 11 июня паннонской армией в императорском святилище на горе Пфафенберг.

Сцена № 16 рельефного фриза Колонны Марка Аврелия в Риме с изображением «чудесного дождя». commons.wikimedia.org

Эта история удостоилась даже отражения на рельефах Колонны Марка, воздвигнутой в Риме в честь побед, одержанных императором, уже после его смерти. Сцена № 11 рельефного фриза изображает грозу и молнии, поражающие варваров. Странная «лохматая» фигура выше человеческого роста, изображённая на сцене № 16 того же рельефа, по предположению историков, является аллегорией спасительного дождя, принесшего римлянам избавление от смерти и погубившего их врагов.

Смерть Марка Аврелия

В конце периода правления, когда германские племена угрожали границам Рима, Марк Аврелий стал во главе римской армии, но свирепствующая в Европе чума уносила тысячи жизней. Жертвой страшной болезни стал и римский император. 17 марта 178 года Аврелий умер в Виндобоне (территория нынешней Австрии). Учитывая повышение уровня жизни простых римлян, усиление авторитета Рима среди соседних стран, Марка Аврелия после смерти причислили к богам. Прах императора транспортировали в Рим и захоронили в мавзолее Адриана.

Умирая и отдавая себе отчет в этом, Марк не страшился смерти, но всей душой переживал за будущее Рима и своего народа. В память о мудром императоре остались книги, повествующие об античной философии стоицизма и устройстве государственной власти в гармонии с нравственными принципами человечества, а также конная статуя императора.

Памятник Марку Аврелию на Капитолийской площади в Риме

Скульптура найдена в Средневековье и водружена на один из семи холмов, где воздвигли Древний Рим – римский Капитолий. Памятник стоит в Новом дворце, на Капитолийской площади в Риме по сей день, напоминая о величии и высокой нравственности правителей Древнего Рима, выраженных в величественной статуе.

Со смертью мудрого императора завершился и период пяти хороших императоров в истории Римской империи. Сын и преемник Марка Аврелия Коммод, склонный скорее к удовольствиям, чем к мудрости и политике, не желая утруждать себя войной с варварами, подписал мирный договор, продемонстрировавший противнику слабость и уязвимость Рима.

Реализованные проекты

  • Создание информационной модели атомной станции, включая основные справочники, объекты данных, инженерные документы и связи

  • Разработка сервисного каталога с использованием QPR Enterprise Architect

  • Модель бизнес-объектов или основных сущностей для любой телекоммуникационной компании

  • Для компании «Русские башни» выполнены работы по дизайну и автоматизации workflow основных процессов на базе ПО «Тарантула»

  • С использованием нотации Archimate выполнено архитектурное моделирование ИТ-ландшафта (отдельных его доменов) с целью каталогизации и структурирования таких строительных блоков архитектуры (ABB), как системы, процессы, бизнес-функции, интеграционные интерфейсы.

  • Выполнена задача по систематизации, разработке и описанию нескольких десятков услуг и продуктов, включая услуги Интернет и IPTV начиная от анализа прейскурантов до создания каталога продуктовых предложений в автоматизированной системе.

  • Тренинги и семинары

    Для ряда телекоммуникационных компаний РФ и Казахстана проведены тренинги по методологиям от Telemanagement Forum (еТОМ, NGOSS, SID).

    Для команий других отраслей проведены консультационные семинары в области организационного инжиниринга и дизайна бизнес-процессов.

  • Внедрение CRM, биллинговых систем и других систем класса OSS\BSS

    Внедрение решений по CRM, биллингу и прочим системам класса OSS/BSS (WFM, Mediation, Provisioning, Rating), как на на базе решений российских вендров: PeterService, ИНФОСФЕРА, ФОРС, так и с и использованием решений от мировых лидеров: Amdocs, FORIS, Infranet (Portal software, USA, а позднее — BRM от Oracle), FTS (Formula Telecom Solutions).  

    С 2011 года в наших проектах по автоматизации мы активно используем продукт-каталоги, базирующиеся на информационной модели SID от TMF.

все проекты

Оцените статью
Добавить комментарий