Буддийский храм тодай-дзи

Содержание:

В японском городе Наре, с населением менее 400 000 человек, находится «Великий восточный храм», название которого на японском языке звучит, как Тодайдзи.

Храм Тодайдзи с высоты птичьего полёта

Несмотря на небольшую площадь этого города Страны восходящего солнца, он является самым святым местом на всей территории Японии. Каждый год в Нару приезжает более 3 миллионов паломников, исповедующих буддизм, и в это число еще не входит огромное количество туристов, которые воочию желают увидеть самое большое строение в мире, выполненное из дерева, и, находящуюся в нем, гигантскую статую Будды. Как нетрудно догадаться, таким своим положением он обязан построенному в нем храму Тодайдзи. Кстати, Тодайдзи, это не единственный буддистский храм в Наре и прилегающих к городу окрестностях, неподалеку от него находится еще 525 (!) святых для каждого японца (и не только) мест. Каждое из этих зданий, которые также сделаны из дерева, имеют многовековую и интереснейшую историю.

Совсем неудивительно, что старейшее и самое крупное деревянное сооружение в мире внесено в легендарный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сам по себе Тодайдзи уникален, впрочем, как и все в Японии. Посещение буддистского храма, прилегающих к нему сооружений и прогулка по оленьему саду, подарит даже искушенным туристам незабываемые впечатления. Возле храма Тодайдзи практически в любой день можно встретить огромные толпы гостей. Как уже говорилось выше, только паломников сюда каждый год приезжает более 3 000 000 человек. Несмотря на такую популярность среди туристов, стоит помнить, что «Великий восточный храм» является действующим, и там по-прежнему проводят ритуалы буддистские монахи.

Общий вид храма

Достоверно известно, что храм Тодайдзи был построен в VIII веке нашей эры. Естественно, он не дошел до наших дней в своем первоначальном виде, так как был построен из дерева и неоднократно сгорал дотла. Правда, по предположениям историков и археологов, то строение, которое в настоящий момент видят паломники и путешественники, восстановлено многочисленными реставраторами с предельной точностью

Кстати, грандиозные работы по восстановлению одной из главных святынь Японии велись несколько раз: неосторожное обращение с огнем и благовониями – и храм в очередной раз вспыхивал. В неизменном виде до наших дней сохранилась только огромнейшая статуя Будды в Тодайдзи

Повредить ее, даже при огромном желании было бы довольно непросто. Кроме статуи Будды в японском храме можно увидеть и другие бесценные реликвии, однако следует более подробно остановиться на строительстве храма Тодайдзи и отливке гигантской по своим размерам статуи.

Храм Тодайдзи в наше время

Тот внешний вид храм Тодайдзи, которым в наши дни может наслаждаться современный гость Японии, приобрел только после 1913-года. Дело все в том, что после пожара 1567-го года святое место было восстановлено лишь частично. Масштабная реконструкция одной из главных достопримечательностей страны была предпринята властями только в 1903-м году. Чтобы полностью восстановить самый большой в мире деревянный храм понадобилось 10 лет! И это при том, что в восьмом веке его построили всего за два. Кстати, голова 500-ста тонного Будды тоже «ненастоящая». Точнее говоря, не та, которая была прикреплена к торсу во время ее возведения. Во время гражданской войны ее повредили в одной из многочисленных битв. Правда, практически сразу же отлили новую голову буддистского божества. Именно по этой причине в наши дни она отличается по цвету от торса и трона, на котором сидит Будда.

Внутри храма

Войти в храм, окруженный от суетного мира стеной, в 21-м веке паломники, исповедующие буддизм и гости города Наре, который ранее был столицей (!) Страны восходящего солнца, могут через Южные ворота. Вход в храм, где на своем троне восседает Будда Дайнити, охраняют два чудовища Нё. Бояться их не стоит, они, как и многие архитектурные элементы храма, выполнены древними мастерами и наводят ужас только своим внешним видом. Кстати, у этих ворот довольно часто многочисленные туристы делают фото храма Тодайдзи.

Кроме статуи Будды, к которому поклониться идут миллионы паломников, огромный интерес в храме вызывает и его внутренний интерьер. Довольно интересна роспись стен и потолков, по которым можно без особого труда определить, что ты находишься не в Китае, а в Стране восходящего солнца. Особого внимания заслуживает коллекция сокровищ храма Тодайдзи: вот здесь действительно можно увидеть редчайшие и не имеющие цены предметы, датируемые еще началом нашей эры, и которые проливают свет на непростую историю Японии и становлению в ней буддизма. Гости храма, которые внимательно прочитали туристические проспекты по Тодайдзи, которые выдают абсолютно бесплатно всем своим клиентам отели Японии, после ознакомления с 500-ста тонным Буддой, направляются к двум древним самурайским мечам.

Вид на потолок храма

Через пять лет после окончания строительства статуи Будды императрица по имени Комё, в качестве дара преподнесла монахам храма два самурайских меча. Кстати, об их существовании знали из древних летописей, но найти их удалось только в 1907-м году. Оказывается, по приказу императрицы, рабочие спрятали эти реликвии под полом прямо у трона Будды. Таким образом, Комё хотела убедиться, что эти бесценные мечи останутся в храме Тодайдзи навечно. В 1930-м году два самурайских меча, которые выполнены по особой технологии и украшены благородными металлами, были внесены в список национальных сокровищ Японии. В тот самый список, в который входит и легендарный замок Мацумото. Кстати, ученые нашли на рукоятках иероглифы, по которым удалось узнать имена мечей (в Японии каждый меч, который делался на протяжении десятилетий, и, принадлежавший самураю, одушевлен и имеет свое имя). Посмотреть на Инкэн и Ёкэн (такие имена носят два самурайских меча) можно в специальном помещении храма Тодайдзи. Несмотря на то, что им, по меньшей мере, более 1 200 лет, они сохранились в прекрасном состоянии, а их лезвия способны разрезать практически невесомый шелковый платок.

Кроме статуи Будды, скульптур его перевоплощений, уникальной росписи стен и потолков, мечей Инкэн и Ёкэн, туристы смогут увидеть в сокровищнице Тодайдзи огромное количество предметов и украшений из благородных металлов, украшенных драгоценными камнями, которые в свое время принадлежали японским императорам.

Отверстие в колонне храма

Всем гостям храма Тодайдзи следует обратить свое внимание и на несущие колонны, точнее, на проход между ними. Интересно то, что по своему диаметру он идентичен ноздрям гигантской скульптуры Будды

Существует древнейшая легенда, что тот, кто пройдет по этому проходу, станет счастливым человеком и на него снизойдет просветление. Строился храм для японцев, а они, как известно, не отличаются высоким ростом. Поэтому через этот проход легко могут пройти только дети или подростки. Многие туристы, которые не смогли трезво соотнести свое телосложение с диаметром прохода, попадают в него, а выбраться самостоятельно не могут. Практически каждый день монахи и смотрители монастыря сталкиваются с определенной трудностью, которая заключается в том, чтобы достать упитанного путешественника из прохода между несущими колоннами.

История[править | править код]

Во время Тэмпё на Японию свалились бедствия и эпидемии. В 743 году император Сёму издал указ, по которому жители должны построить статую Будды для своей защиты. В строительстве приняло участие 2 180 000 человек. Проект создал Кунинака-но-Мурадзи Кимимаро. Он же руководил сборкой статуи размером 15 метров по частям. Храм был завершён в 745, а Будда закончен в 751 году, при этом на проект была брошена почти вся производимая в стране бронза. Статую ремонтировали несколько раз, в частности после землетрясения и двух пожаров. Храм приобрёл современный вид в 1709 году, при этом были демонтированы две пагоды высотой 100 м, вероятно, самые высокие деревянные строения в мире того времени, которые были разрушены землетрясением.

Тодай-дзи считался главным храмом области Ямато. В сокровищнице храма Сёсоин находится немало реликвий времён постройки храма. Также в храме хранится обширная коллекция рукописей.

Обретение мечей «Ёхокэн» и «Инхокэн»править | править код

28 октября 2010 года сотрудники Сёсоина объявили об обретении двух священных мечей, которые считались утраченными на протяжении более чем 1250 лет.

На рентгеновских снимках двух мечей, хранившихся в собрании, обнаружены ранее не замеченные надписи: «Ёкэн» и «Инкэн». Это позволило идентифицировать экспонаты с мечами «Ёхокэн» и «Инхокэн», которые были пожертвованы храму в 756 году . Эти два церемониальных меча занимают две верхние строчки в списке сокровищ, пожертвованных Тодай-дзи, но до сих пор считались утраченными.

Древние железные мечи, украшенные золотом, серебром и глазурью, были найдены в 1907 году с помощью рентгеновской проверки под полом у подножья гигантской бронзовой статуи сидящего Будды, находящейся в особом павильоне в Тодай-дзи. Они были помещены в Сёсоин и в 1930 году включены в реестр национальных сокровищ Японии.

Специалисты полагают, что императрица Комё, пожертвовав храму множество драгоценностей, повелела отделить эти два меча от остальных своих даров и поместить их в тайник, надеясь, что тем самым обеспечит храму вечную сохранность.

Описание статуи

Будда сидит с поджатыми ногами на 56-листном лотосе. Его рука протянута вперед в благословляющем жесте. Волосы из 966 завитков окрашены в синий цвет, символизирующий пребывание Будды в небесном мире. Общая высота скульптуры — 22 метра, из них только фигура Будды — 16 метров. А внутри Будда полый и состоит из множества деревянных конструкций. Ежегодно статую чистят, собирая сразу несколько ведер пыли. 

Трон-лотос имеет диаметр более 20 метров. Вся его поверхность покрыта иероглифами и изображениями религиозного характера. За спиной Будды находится ореол с 16 фигурами  предыдущих воплощений Будды. Также здесь находятся две фигуры бодхисатв в два раза меньших главной статуи. Удивительно, что храм Тодайдзи даже через столько лет является действующим, и каждый день здесь проводятся служба.

история

Корнеплоды

Карта комплекса Todai-дзи с рядом зданий, которые больше не существуют, такие как две пагоды, и библиотека, лекционный зал, трапезная, и четверти монахов позади главного зала

Запись храмовых земель в провинции Этидзэн в 757 ( ПМС ); в качестве главы национальной сети провинциальных Храмов , привилегия Тодай-дзи включала в себя большую сеть безналоговых усадеб

Начало строительства храма , где комплекс Kinshōsen-джи сидит сегодня может быть датирована 728 г. , когда император Shomu установленной Kinshōsen-дзи (金鐘山寺) в качестве умиротворения для князя Motoi ( ХА:基王 ), его первый сын с его Фудзивара Consort Kōmyōshi . Принц Motoi умер через год после его рождения.

В Tenpyō эпохи, Япония пострадала от ряда стихийных бедствий и эпидемий. Это было после того, как возникли эти проблемы , что император Shomu издал указ , в 741 , чтобы содействовать строительству провинциальных храмов по всей стране. Todai-дзи (еще Kinshōsen-дзи в то время) был назначен в качестве провинциального храма провинции Ямато и главы всех провинциальных храмов. С предполагаемого государственного переворота Нагой в 729, в крупной вспышки оспы вокруг 735-737, ухудшена лет подряд неурожая, а затем последовали восстания во главе с Фудзивара не Hirotsugu в 740, страна была в хаотическом ситуации , Император Shomu был вынужден перенести столицу в четыре раза, что указывает на уровень нестабильности в течение этого периода.

Роль в раннем японском буддизме

Оригинальный главный зал был гораздо больше, чем его преемника структуры

Согласно легенде, монах Гёки пошел в Храм Исэ примирить синто с буддизмом, проведя семь дней и ночей читал сутры , пока оракул не объявлял Вайрочана Будды совместимы с поклонением богини солнца Аматэрасу .

Под системой рицурё системы правления в Нара период , буддизм был в значительной степени регулируется государством через Сый ( 僧綱 , Управление священнических дел ) . За это время, Todai-дзи служил в качестве центрального административного храма для провинциальных храмов для в то время: в Hossō , Kegon , Jōjitsu , Sanron , Рица и Куш . Письма знакомства с этого времени также показывают , что все шесть буддийских школ имели офисы в Todai-дзи, в комплекте с администраторами, святилищами и их собственной библиотекой.

Great South Gate ( nandaimon ), A National Treasure (13 век)

Японский буддизм в это время все еще сохраняется родословная Винае и все официально лицензированные монахов должны были принять их рукоположение под Винаем в Todai-дзи. В 754, рукоположение было дано Гандзин , который прибыл в Японии после преодоления трудностей в течение 12 лет и шести попыток пересечения моря из Китая, имп KOKEN , бывший император Shomu и другие. Поздние буддийские монахи, в том числе Kukai и Сайтё приняли их рукоположения здесь. Во время администрации Kukai о Сого, дополнительные церемонии рукоположения были добавлены Todai-дзи, в том числе рукоположения в Бодхисаттвых Заповедей от Брахмы Сутры Чистой и эзотерических наставлений, или Samaya , из собственной вновь созданного Kukai в Сингоне школы буддизма. Kukai добавил абхишеки зал для использования инициирующих монахов шесть Нары школ в эзотерические учения. от 829.

В период расцвета власти, известный Todai-Цзи Шуни-е церемония была создана монахом Jitchū, и продолжается по сей день.

снижение

Как центр власти в японском буддизме сместился от Нары к горю Хиого и Тэндайте секты, и когда столица Японии переехала в Камакур , роль Тодай-дзи в поддержании авторитета нет. В последующих поколениях, родословная Vinaya также вымер, несмотря на неоднократные попытки оживить его; Таким образом , больше нет рукоположения церемоний не происходят в Todai-дзи.

Архитектура

Первоначальное строительство

звонница

В 743, император Сёму издал закон , в котором он заявил , что люди должны принимать непосредственное участие в создании новых буддийских храмов по всей Японии. Его личная вера была , что такое благочестие будет вдохновлять Будду , чтобы защитить свою страну от дальнейшего бедствия. Гёкий , со своими учениками, путешествовал по провинции с просьбой о пожертвованиях. Согласно записи , которые хранятся Todai-дзи, более чем 2,600,000 человек в общей сложности помогли построить Великий Будда и его зал; способствуя рис, дерево, металл, ткань или труд; с 350000 работает непосредственно на строительство статуи. Высокая статуя 16 м (52 футов) была построена через восемь отливок в течение трех лет, голова и шея быть брошенные вместе как отдельный элемент. Изготовление статуи было начато первым в Сигараках . Выдержав несколько пожаров и землетрясений, строительство было возобновлено в конце концов , в Нара в 745, и Будда был окончательно завершен в 751. Через год, в 752, то церемония поучительной была проведена с посещаемостью 10000 монахов и 4000 танцоров отпраздновать завершение Будды. Индийский священник Бодайзена выполнил поучительный для императора Shomu . Проект почти разорил экономику Японии, потребляющих большую часть доступной бронзы времени; золото было полностью импортируется. 48 лакированная киноварь колонны, длина 1,5 м в диаметре и 30 м, поддерживают голубую черепичную крышу Дайбуцы-ден.

Оригинальный комплекс также содержал два 100 м пагод , среди самых высоких зданий в то время. Они были расположены по обе стороны от комплекса, один на западной (西塔) и один на восточной стороне (東塔). Сами пагоды были окружены стеной двор с четырьмя воротами. Они были разрушены в результате землетрясения. Один из СОРИН флеронов выжили и стоит на том месте , где один из пагод , используемых стоять.

Сёсоин была его сокровищница, и теперь содержит множество артефактов из периода Tenpyo в японской истории .

Реконструкций после Нара Период

Великий Будда ( Daibutsu ) в главном зале

Великий Будда Холл ( Daibutsuden ) был восстановлен дважды после пожара. Нынешнее здание было закончено в 1709 году, и хотя громадные-57 метров (187 футов) в длину и 50 метров (160 футов) в ширину, это на самом деле на 30% меньше , чем его предшественник. До 1998 года это было самым большим в мире деревянное здание. Он был превзойден современных структур, таких как японский бейсбольный стадион « Odate Jukai Купол », среди других. Статуя Великого Будда была переделка несколько раз по различным причинам, в том числе ущерба от землетрясения. Нынешние руки статуи были сделаны в Момояма период (1568-1615), а голова была сделана в период Эдо (1615-1867 гг).

Существующий Nandaimon (Great South Gate) был построен в конце 12 — го века на основе стиля Daibutsuyō , после того, как оригинал ворота был разрушен тайфуном в течение периода Хэйан. Цифры пляски Нио , два 8,5-метровый (28 футов) опекуны на Nandaimon, были построены примерно в то же время , по Ункому , Кайкею и их членам семинара. Нио являются А-ипом парой известной как Ungyo , который по традиции имеет выражение лица с закрытым ртом, и Agyo , который имеет открытое выражение горлышка. Две фигуры были тщательно оценены и широко восстановлены командой искусства реставраторов в период между 1988 и 1993 годами до тех пор, эти скульптуры никогда прежде не были перенесены из ниш , в которых они были изначально установлены. Этот комплекс сохранение проекта, стоимостью 4700000 $, участвует в реставрации команду из 15 экспертов из Национального института Treasure ремонтны в Киото.

Размеры Дайбуцу

Храм дает следующие размеры статуи:

  • Высота: 14,98 м (49 футов 2 дюйма)
  • Лицо: 5,33 м (17 футов 6 дюймов)
  • Глаза: 1,02 м (3 фута 4 дюйма)
  • Нос: 0,5 м (1 фут 8 дюймов)
  • Уши: 2,54 м (8 футов 4 дюйма)

Плечи статуи 28 метров в поперечнике и есть 960 шесть локонов на вершине своей головы. золотое гало Birushana Будды составляет 27 м (87 футов) в диаметре с 16 изображениями каждых 2,4 м (8 футов).

В последнее время , используя рентгеновские лучи, человеческий зуб, наряду с жемчуг, зеркала, мечи, и драгоценных камней были обнаружены внутри колена Большого Будды; они , как полагают, мощи императора Shomu .

Статуя весит 500 тонн (550 коротких тонн).

Главный храм Киёмидзу-дэра

Главное святилище Храма (Хондо / 本堂), посвященное богине Каннон (観音さま), отличает обширная выдающаяся терраса, опорами которой являются более ста деревянных столбов высотой порядка 13 метров. Опоры выполнены из дзельквы пильчатой (японской) – рода деревьев из семейства вязовых (японское наименование keyaki — 欅 (ケヤキ)). Отличительной особенностью конструкции является то, что все эти опоры сооружены без единого гвоздя. Настил пола террасы выполнен из более четырехста кипарисовых досок. Такой вид архитектурной конструкции с выступающей вперед частью здания получил в Японии наименование какэ-дзукури (懸造 / かけづくり). С террасы (или как её называют японцы сцена киёмидзу — kiyomizu-no butai; 清水寺の舞台) открывается потрясающий вид на город Киото и окрестности храмового комплекса. Особенно прекрасные пейзажи можно увидеть весной, когда цветет сакура, и осенью, когда наступает торжество яркой багреной листвы клёнов. Знаменитый вид с террасы Киёмидзу дэра – визитная карточка Киото.

Отметим также, что конструкцию крыши главного храмового здания, покрытую корой кипарисовика, обозначают в Японии термином мукури-сори「起り反り(むくりそり)」, поскольку её верхняя часть образует выпуклую поверхность, а нижняя – вогнутую. В связи с этим общий силуэт крыши выглядит как извилистая дуга.

Чем туристов так привлекает Тодайдзи?

Внешний вид храма напоминает туристам об эпохе могучих сегунов и отважных самураев. Это деревянная резная постройка, возведенная в два яруса. Выпуклая крыша с загнутыми краями выполнена в национальном восточном стиле. Многочисленные цветочные клумбы, разбитые вокруг храма, придают этому месту очарование и уют.

Вход в Тодайдзи стерегут два больших чудовища. Их вид заставляет туристов насторожиться, а некоторых даже испугаться. Но приглядевшись можно понять, что это всего лишь искусно выполненные скульптуры.

Огромное внимание туристов привлекает вылитая из бронзы могучая статуя Будды. Высота статуи – 22 метра, длина – 2.5 метра

Огромная фигура Будды (выкрашенная в синий цвет), величественно восседающая на троне, восхищает и удивляет туристов. Трон выполнен в форме священного японского цветка лотоса. На каждом лепестке этого цветка туристы смогут увидеть огромное количество японских иероглифов – молитвы, которые японцы возносили к своему богу. Японцы считают, что пока статуя цела и невредима – народ будет прибывать в мире и согласии.

Сложно представить, как в те далекие древние времена можно было соорудить такой огромный постамент?

Скульптура Будды не единственная в Тодайдзи. Здесь туристы смогут полюбоваться на 16 других статуй. Конечно они не такие большие как Будда, но не менее красивые и притягательные. Каждая из них индивидуальна, но разделить их нельзя, так как вместе они великолепно дополняют друг друга.

Большой интерес для туристов представляет необычный интерьер храма. Потолок и стены Тодайдзи украшены многочисленными японскими росписями. А его обстановка – это верх аскетизма. Никакой роскоши, все достаточно скромно и сдержанно.

Кроме этого внимание туристов всегда привлекала коллекция уникальных сокровищ этого храма. Здесь представлены редкие ценные вещи, история которых уходит далеко в древность

Некоторые из них состоят из дорогих металлов и украшены великолепными драгоценными камнями. Несколько тысяч лет тому назад эти вещи принадлежали великим японским императорам и их женам.

Режим работы храма: ноябрь – февраль – 8:00 – 16:30ч; в марте – 7:30 – 17:00ч; апрель – сентябрь – 7:30 – 17:30ч; в октябре – 7:30 – 17:00ч.

Храм Тодайдзи — подвиг во имя буддизма

Перед тем, как более подробно рассказать, как именно отливалась и устанавливалась статуя Будды в храме Тодайдзи, следует уточнить ее размеры и вес. С троном высота статуи немного превышает 22 метра, только уши Будды имеют длину в 2,5 метра. Чтобы человек, который планирует поездку в Японию и посещение самого «Великого восточного храма», составил представление о трудностях, которые возникли перед древними строителями, можно провести сравнение: Статуя Свободы в Нью-Йорке весит 31 тонну, а вот вес статуи Будды в Тодайдзи превышает 500 тонн! При уровне развития технологий в середине VIII века отлить и установить Будду Дайнити, казалось невыполнимой задачей. Но только казалось. Японцы, которые всем сердцем желали, чтобы несчастья, обрушившиеся на их страну, остались в прошлом, совершили самый настоящий подвиг. Правда, для этих целей им пришлось использовать практически все запасы бронзы целой страны!

Бронзовый фонарь перед входом в зал Великого Будды

Существуют древние японские летописи, в которых указывается, что установить Будду в храме Тодайдзи удалось только с восьмой попытки. Во время работ по отливке под массивными частями статуи часто гибли люди. Современные специалисты провели определенные исследования, результаты которых показали, что во время отливки Будды мастерами было использовано около 10 000 тонн (!) древесного угля для печей, 440 тонн бронзы, около 70-ти килограммов ртути (даже этот ядовитый химический элемент пошел в дело), 150 килограммов чистейшего золота и 7,5 тонн пчелиного воска.

Как удалось в те далекие времена воплотить этот фантастический замысел в жизнь, и какие при этом использовались технологии, так до сих пор и остается тайной. Есть лишь доказательства, что трон и туловище Будды отливались отдельно от головы с шеей. После того, как трон в виде лотоса и туловище было установлено на отведенное место, к ним прикрепили голову с шеей. После этого еще пришлось залить бронзой место соединения и покрыть всю статую золотом.

Статуя Будды Вайрочаны

Удивительно и необъяснимо! Точно также необъяснимо, как и строительство египетских пирамид. Да, в работах участвовало огромное количество людей, да, многие из них отдавали жизнь под тяжелыми частями или умирали от ядовитых испарений ртути, но как были отлиты цельными такие две огромные части, объяснить не возьмется даже самый авторитетный современный скульптор. Кроме этого, не стоит забывать, что работы велись не сейчас, когда существуют огромные доменные печи и краны, способные переносить тяжелейшие блоки, а в VIII веке….

Особенности строения храма Тодайдзи

Сегодня храм занимает площадь 58 * 51 метр, а его высота равна 49 метрам. Его главный зал Дайбуцудэн с его массивной двухъярусной четырехскатной крышей под черепичной кровлей впечатляет, с какой бы точки им не любовались.

В самом центре зала находится статуя Будды. Сидящая фигура имеет высоту 16 метров. Лицо в длину равно 4,9 метра, в ширину 3 метра, а гигантские уши — 2,4 метра. Ведь только лицо Будды было 5 метров от уха до уха, длина его вытянутой ладони составляла 3,7 метра, а средний палец достигал двух метров. Даже глаз мудрости во лбу был больше нормальной человеческой головы. Правая рука Будды протянута вперед с раскрытой ладонью. Это — жест благословения, и тот, к кому он обращен, получает душевное спокойствие. Положение левой руки символизирует исполнение желаний.

Будда сидит на фундаменте в форме террасы, которую образуют 56 бронзовых лепестков лотоса. За головой Будды находится деревянный позолоченный ореол, где изображены 16 его воплощений. Справа за Буддой находится деревянная колонна с небольшим отверстием, через которое все паломники пытаются пролезть: по старому поверью, им в случае успеха обеспечен рай.

Однако Тодайдзи — это не только Дайбуцудэн и установленный в нем Большой Будда, но также целый ряд других построек со своей историей, оригинальной архитектурой, связанными с ними обрядами.

Сёсоин — единственная в Тодайдзи постройка VIII в., сохранившаяся до наших дней. Расположен позади Дайбуцудэн за высокой оградой в роще криптомерий. Внешне здание не представляет собой ничего примечательного: простая бревенчатая постройка, поднятая на сваях на 3 метра над землей. Однако за этой кажущейся простотой скрываются поражающие нас и сегодня изобретательность и инженерная смекалка строителей той далекой эпохи. Дело в том, что Сёсоин с самого начала сооружался как хранилище художественных ценностей, и вся постройка как нельзя в большей степени отвечает этой функции. Началось все с того, что в 756 г. императрица Кокэн пожертвовала часть своих личных вещей Большому Будде, дабы тот услышал ее молитвы за упокой души ее супруга — императора Сёму. Вот для того, чтобы хранить дары императрицы, и было сооружено несколько бревенчатых построек на сваях, получивших общее название Сёсоин. Задумка строителей была проста, как все подлинно гениальное. Они исходили из того, что в дождливую, влажную погоду бревна будут набухать и расширяться, пропуская внутрь лишь минимум влаги, а в сухую погоду между ними, наоборот, будут образовываться широкие щели, позволяя свежему воздуху свободно циркулировать внутри здания. Такая конструкция превратила Сёсоин в идеальное хранилище, благодаря чему большое количество исторических и культурных ценностей дошло до наших дней практически в первозданном виде.

Его коллекция включает большое количество рукописей, предметов буддийского ритуала, музыкальных инструментов, одежды, оружия, произведений прикладного искусства. Здесь хранится немало вещей, пришедших не только из Китая и Кореи, но и из далекой Индии и Персии. Последние служат вещественным напоминанием о временах, когда эти страны связывал с Восточной Азией Великий Шелковый путь. Многие из них были получены японскими послами в качестве даров от китайских императоров. Коллекция Сёсоин ныне является старейшей музейной коллекцией в мире.

Расположенный на склоне холма в нескольких сотнях метров к востоку от Зала Большого Будды, Хоккэдо (Зал лотоса) был построен еще раньше, чем Сёсоин, в 733 г., когда еще не было Тодайдзи, в комплекс которого он был включен позже.

Хоккэдо больше известен под названием Сангацудо — Мартовский зал: ежегодно в марте здесь читается «Сутра Лотоса» — один из основных буддийских текстов. В Сангацудо собрана значительная часть буддийских изображений, сохранившихся в пределах Тодайдзи. Главное из них — более чем 3,5-метровая статуя бодхисаттвы милосердия Фукукэндзяку Каннон, материалом для которой послужил сухой лак. Скульптура производит впечатление не только своими размерами, но и богатым убранством: на груди у нее ожерелье со множеством подвесок, на голове — серебряная корона, украшенная почти 20 тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. Богато оформленная статуя как бы символизирует период наивысшего расцвета Хэйдзё.

По соседству с Сангацудо к отвесной скале «прилепилось» еще одно строение — Нигацудо. Сооружено оно было в 752 г., то есть в год освящения Большого Будды, Свое название Нигацудо (дословно — Зал второго месяца) получил от проводимого ежегодно ритуала, время которого раньше приходилось на второй месяц лунного календаря, а ныне на первые две недели марта.

Фото и описание

Храм Мэйдзи (Мейдзи Дзингу) – усыпальница императора Мейдзи и его супруги императрицы Сёкэн, самое крупное синтоистское святилище, которое появилось в 1920 году по общественной инициативе. Оно находится в районе Сибуя, в городском парке Йойоги.

Во время правления Мейдзи, который стал императором в 1868 году, Япония после феодального правления Токугава отказалась от самоизоляции и стала более открытым внешнему миру государством. Имя «Мейдзи», которое взял император Муцухито при вступлении на престол, означает «просвещенное правление». В своем «Клятвенном обещании» Муцухито продекларировал принципы своего правления: демократизм (учет общественного мнения при решении государственных дел), преобладание национальных интересов, свобода деятельности и независимость суда, а также эффективное использование знаний для упрочения роли Японии в мире. После смерти императора и его супруги в 1912 и 1914 годах в знак уважения к императорской чете в стране возникло общественное движение за создание храма, и были собраны необходимые пожертвования. Во время Второй мировой войны храм сгорел, его реконструкция также была поддержана многими японцами в стране и за ее пределами. Храм был восстановлен в 1958 году.

Здание святилища – характерный образец уникальной храмовой архитектуры Японии, при его строительстве использовался кипарис, произрастающий в Кисо — это горный хребет в центральной части острова Хонсю, так называемые японские Альпы. Здание окружено садом, в котором растут все деревья и кустарники, которые встречаются в Стране Восходящего солнца. Растения для него также были пожертвованы многими японцами. В северной части храмового комплекса находится музей-сокровищница, в котором хранятся вещи и предметы времен правления Мейдзи.

Внешний Сад храма Мэйдзи Дзингу также является местом проведения спортивных соревнований. Здесь расположена Картинная Галерея мемориала, которая содержит 80 фресок, запечатлевших события из жизни императорской четы. Во Внешнем Саду также находится Мемориальный (Свадебный) Зал Мэйдзи, где продолжают проводить свадебные церемонии в традициях синто.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора