Традиции,национальные праздники народов республики башкортостан занимательные факты (старшая группа) на тему

Казахи

Карлыгаш Толеубаева, 58 лет, родной город ― Павлодар, заместитель директора научной библиотеки ПГПУ

О традициях и обычаях

У казахского народа множество традиций и обычаев, которые сохранились и в наши дни. Территория Казахстана ― колыбель тюркских народов, поэтому тюркские традиции активно бытуют и у современных казахов.

Например, обычай, когда мальчику на макушке отращивают волосы и вплетают бусы — от сглаза и порчи. В истории зафиксирован факт: у Наурызбай батыра была длинная коса ― айдар.

Еще есть традиция «ақ құйып шығару». Казахи словом «ақ» называют молочные продукты, а традиция берет начало со времен кочевничества. Этот обычай демонстрирует дружелюбие казахского народа, который даже недруга готов напоить молоком.

Национальная игра Алтыбақан и обычай «төр» дошли до нас от тюрков.

О современных казахах

Все тюркские народы объединяет желание сохранить национальную культуру. Однако казахи дольше, чем другие тюркские народы, продолжали кочевой образ жизни. Это отразилось на современном менталитете. Каждый казах готов накрыть дастархан почетному гостю.

Калым: традиции переговоров

Калым определялся финансовым состоянием обоих семей. Традиционно он включал в себя деньги, одежду, скот и прочие сборы полезных мелочей. Исключая лошадей, все остальные дары предназначались для невесты. Одна из лошадей предназначалась ее отцу, а вторая к обеду на свадебном торжестве.

Для матери в качестве выкупа часто предназначалась лисья шуба. Несмотря на то, что семьи сами устанавливали размеры калыма, были обязательные пункты, которые никто не в силах был отменить, а несоблюдение их считалось проявлением неуважения к одной из сторон. К таковым пунктам относились:

  • для матери шуба из лисы хорошего качества;
  • для отца годная в хозяйстве лошадь;
  • вторая лошадь для свадебного угощения.

Также оставляли максимум по 15 рублей на дополнительные траты, что по тем меркам было адекватной суммой.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу?

К башкирской свадьбе готовились очень тщательно. Для новобрачных шилась нарядная одежда, которую после церемонии они могли надевать по торжественным случаям. Традиционный праздник был насыщен яркими цветами, которые в него привносили пестрые женские платья с пышной юбкой, украшенные разноцветными атласными лентами, узорами, полосками и оборками. В некоторых регионах Башкирии свадебные платья по традиции украшались вышивкой тамбурным швом. Сверху на основной наряд надевали халаты и камзолы.

Важным в башкирском свадебном обычае было традиционное переодевание невесты в костюм женщины. Этот ритуал проходил перед исполнением молодой причитаний, после чего ее забирали в дом мужа. Особое значение имел головной убор нареченной. Нередко на свадьбе с девушки снимали ее убор и надевали женский. В Юго-Восточной части Башкирии голову невесты покрывали платком, поверх которого надевался шлемообразный кашмау из серебра и кораллов. В другой местности роль головного убора традиционно исполнял колпачок, вышитый бисером.

Предметы одежды башкир, которые служили подарками, обладали знаковой символикой. Невеста перед свадьбой преподносила своему будущему мужу рубаху, воротник и рукава которой она ранее вышивала. В довесок девушка вручала жениху тюбетейку и тканые штаны. Цвета свадебной одежды много значили, поэтому традиционно использовались яркие оттенки красного, синего или зеленого. Жених на свадьбу подпоясывался кушаком красного цвета, а для башкирской нареченной шился пояс из ярких лоскутков.

Обряд Малой Свадьбы

Традиционно свадебный обряд в Башкирии проходил в дома отца невесты. Тут же собирались и те старики, которые ранее принимали участие в обряде сватовства. Задача пришедшего муллы была в том, чтобы спросить согласия отца невесты на свадьбу. При положительном ответе мулла читал определенную часть Корана, после чего вносил брачный договор в так называемую метрическую книгу. За такое действие мулле полагалась компенсация 1% от общей суммы калыма. После обряда жених имел право посещать дом жены тогда, когда захочет на роли мужа.

Что такое празднество Туй

После того, как весь калым был уплачен, муж приезжал к тестю за своей невестой или уже законной женой. Тесть же обязан был заранее приготовиться к визиту и организовать праздник под названием Туй. Свадьба в Башкирии позволяла создать семью даже малообеспеченным семьям. В таком случае вместо праздника Туй устраивалось небольшое скромное угощение. Церемония празднества обычно длилась от 1 до 3 дней. Если финансы семьи позволяли, то не обходилось без проведения различных массовых мероприятий вроде скачек и борьбы.

Церемония борьбы за невесту

Данный обряд чем-то похож на конкурсы для современных молодых и заключался в том, что гости различными методами препятствовали отъезду невесты из родного дома. Препятствия зависели от фантазии собравшихся и самих новобрачных: могли как препятствия чинить, так и вовсе привязать невесту к столбу. Ущерб, который был нанесен от борьбы, обычно оплачивал жених. После победы жениха и дополнительного одаривания невесты в качестве компенсации за возможный моральный ущерб, ее все-таки забирали в новый дом к жениху.

Обряды при погребении

Заключительным этапом жизненного цикла любого народа является обряд погребения. Ритуал захоронения у башкир проходил в пять этапов:

  • над умирающим человеком читалась молитва, а после смерти к покойнику приставляли «охрану», так как считалось, что мертвый человек очень опасен для живых и его надо охранять; сидеть возле покойного считалось очень достойным занятием;
  • подготовка покойного к захоронению включала в себя обмывание тела, прощание с ним близких и друзей, которые несли деньги, мыло, продукты и платки;
  • усопшего заворачивали в саван, а процессия, в которой участвовали только мужчины, шла очень быстро.
  • перед закапыванием над покойным читалась молитва и только тогда его опускали в могилу;
  • над могилой устанавливали камень высотой 1.5 м, на нем писали дату рождения, смерти, и имя покойного, а также молитву из Корана;
  • после похорон устраивались поминки, олицетворяющие общение с ушедшим родственником, при этом главным при приготовлении поминальной еды был запах жареного мяса, который по поверьям отгонял злых духов.


Обычаи погребения
Совет

Если вам повезет побывать на народном башкирском празднике Сабантуй, непременно попробуйте национальные блюда: чак-чак, баурсак или бешбармак.


Праздник Сабантуй
Вывод:

Семейные традиции и обычаи башкирского народа утратили свою первозданность, но многие из них дожили до наших дней и несут в себе семейные ценности, которые преследуют только одну цель – уважение и заботу о близких.

https://youtube.com/watch?v=umphIR6sGec

Башкиры — их культура, традиции и обычаи

Башкирский кыстыбый

Традиционно ни одно застолье у башкиров не проходит без выпечки. В основном, это пироги с различными начинками и всевозможные десерты. Особого внимания заслуживает башкирское национальное блюдо «кыстыбый». В принципе, это обычная лепешка (или блин) с начинкой из картофельного пюре (иногда вместе с пшенной кашей).

Для ее приготовления понадобится:

4 стакана муки, яйца, 50 грамм масла сливочного, по 250 миллилитров воды и молока, картофель и масло растительное.

Процесс приготовления блюда предельно прост:

  1. Из муки, яйца и воды замесить достаточно тугое тесто. Добавить в него масло сливочное и дать полуфабрикату минут 40 «отдохнуть».
  2. Разделить его руками на небольшие кусочки, каждый из которых раскатать в лепешку.
  3. Заготовки обжарить на раскаленной сковороде (без масла).
  4. Отдельно сварить картофель. Добавив немного масла и молока, приготовить нежное пюре. При желании параллельно можно сварить и пшенную кашу.
  5. На одну сторону каждой лепешки положить немного пюре и прикрыть его второй половиной.
  6. Обжарить изделия с двух сторон с добавлением масла.

Такое блюдо можно готовить впрок и хранить в холодильнике. Это прекрасный вариант для быстрого завтрака. Утром остается только подогреть лепешку с начинкой любым удобным способом (на сковороде или в микроволновке).

Жизнь

Долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, но постепенно перешли на оседлость. Юрты, характерные для кочевников, сменились на дома из деревянного сруба и глинобитные хижины. Приверженность к исламу всегда подразумевала патриархат, поэтому мужчина остается главным. Также для башкир характерны следующие особенности жизненного уклада:

  1. Родство четко делится на материнскую и отцовскую части, чтобы можно было определять наследство.
  2. Имущество и дом переходили по наследству к младшим сыновьям.
  3. Старшие сыновья и дочери получали часть наследства при вступлении в брак.
  4. Парни женились в 16 лет, а девушки становились женами уже в 14.
  5. Ислам позволял иметь несколько жен, хотя подобной привилегией пользовались лишь богатые.
  6. За невесту по сей день дают калым, который всегда зависит от статуса родителей новобрачных. Раньше калым выплачивали скотом и лошадьми, нарядами, расписными платками, лисьими шубами.

Каз умахэ

У башкир существует традиционный обычай взаимопомощи Каз умахэ (ҡаҙ өмәһе, от баш. ҡаҙ — гусь, өмә — помочь). Взаимопомощь заключалась, в частности, оказанием помощи в заготовке тушек гусей, уток. Обряд Каз умахэ проводился зимой или осенью при установлении снежного покрова. Приглашались девушки и молодые женщины (чаще невестки). После обработки тушек птиц их полоскали на водоёме. По дороге к водоёму проводился обряд «Ҡаҙ юлы» («Гусиная дорога») — дети разбрасывали гусиные перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде, приговаривая, чтобы в будущем году гуси ходили этой дорогой. Исполнялись сольные и парные танцы, песни, такмаки. В домах готовилось чаепитие с блинами на гусином жиру, вечером — праздничное угощение из гусиного мяса и потрохов. К столу подавали мед, бузу, баурсак, чак-чак, блины, пекли балеш с гусиными потрохами.

Обычаи в семейных отношениях

Большим грехом считалась измена жены мужу. Для мужчин такого запрета не было. Муж мог жениться и на другой женщине, предварительно спросив на это разрешение у первой жены. При смерти мужа, для сохранения честного имени вдовы, её выдавали за младшего брата умершего, племянника, сына брата. При смерти жены и уже уплаченном калыме, отец умершей должен был отдать вдовцу замуж её сестру, если калым не уплачен, сестра отдавалась при уплате вдовцом уменьшенного калыма.

В семейных отношениях башкир действовали правила избегания, при которых между женатые дети должны были избегать появление на виду у родителей в определённом месте и времени (родители жены уходили из дома во время посещения их дома зятя и др.). При этом учитывалось оплачен или нет калым.

При смерти родителей у башкир действовал миноратный порядок наследования, то есть имущество родителей получала старшая дочь или сын..

См. также: Свадебные обычаи башкир

Почитание старших

Башкирские всадники

Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела.

Свадебные традиции в Башкирии

Нередко родня задумывалась о церемонии в период, когда детям не исполнялось и 5 лет. Традиционным считался обряд помолвки молодых, на башкирском он звучит как «сыргатуй». по мере приближения времени свадебной церемонии начиналась тщательная подготовка к ней семьи: сбора приданного, подготовка украшений и так далее. В обряде свадьбы Башкирии присутствует несколько ключевых этапов:

  • проведение переговоров и установка сроков и условий брака (сговор и сватовство);
  • никах или сама свадебная церемония;
  • традиции и ритуалы после свадьбы.

Традиции башкирской свадьбы претерпевали множество изменений, но в малых поселениях они соблюдаются и сегодня почти в неизменном виде.

Культурное наследие и семейные ценности

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Культура и быт бурятского народа

На культуру и быт Бурятского народа повлияло воздействие различных народов на их этнос. Но несмотря на все изменения, буряты смогли сохранить культурные ценности своего рода.

Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной чему служил кочевный образ жизни. Свои дома они воздвигали из решетчатых каркасов и войлочных покрытий. Внешне это было очень похоже на юрту, строящуюся для одного человека.

Быт бурятского народа основывался на скотоводстве и земледелии. Хозяйственная деятельность бурятов отразилась на их культуре, обычаях и традициях. Изначально среди населения было востребовано кочевое скотоводство и только после присоединения Бурятии к Российской Федерации, скотоводство и земледелие приобрели материальную ценность для людей. С этих пор буряты продавали свою добычу.

В ремесленной деятельности бурятский народ использовал в основном метал. Кузнецы создавали произведения искусства, когда в их руки попадали железные, стальные или серебряные пластины. Помимо эстетической ценности готовая ремесленная продукция была источником доходов, объектом купли-продажи. Для того, чтобы придать изделию более драгоценный вид, буряты использовали драгоценные камни в качестве украшения изделий.

На внешний вид национальной одежды бурятского народа повлиял их кочевный образ жизни. Как мужчины, так и женщины носили дэглы — халат без плечевого шва. Такие одежды были прямыми, расширяющимися к низу. Для того, чтобы пошить зимний дэгл, необходимо было использовать более 5 овчинных шкур. Подобные шубы украшались мехом и различными тканями. Повседневные дэглы покрывались обычной тканью, а праздничные украшались шелком, парчой, бархатом и плисом. Летний наряд назывался тэрлинг. Он был пошит из китайского шелка и украшенный вышивкой из золотых и серебряных нитей.

История

Башкиры считают, что их предки начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание о народе, занимавшем уральский хребет. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было много зверя и дичи.Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.

Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск. Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами. В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями. Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось

Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым

В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения. В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.

Традиции

Обычаи

Очевидно, что башкирский народ чтит не только традиции, но и обычаи, которые связаны с прошлыми поколениями и устоями ислама. Так, хоронить усопших необходимо до наступления заката. Омывание производится трехкратно, усопшего обязательно окутывают в саван, читают молитвы и обустраивают могилы. По мусульманским обрядам захоронение происходит без гроба. Башкирский обычай предписывает, чтобы была прочтена молитва аят.

Удивительны свадебные традиции и обычаи, которые включают целый комплекс. Башкиры считают, что мужчина не станет добропорядочным до тех пор, пока не женится. Интересно, что башкиры планируют свадьбы своих детей еще с подросткового возраста. Это связано со старой традицией рано сочетать детей браком. На свадьбу подарки дарились особым образом:

  • Седлая лошадь, обычный мальчишка собирал подарки от всех, кто пришел поздравлять новобрачных;
  • Собрав деньги, платки, нитки и другие подарки, он отправлялся к жениху;
  • К подаркам было прикасаться запрещено;
  • Теща приглашала гостей на чайную церемонию, в основном это были родные и знакомые;
  • В ходе свадьбы обязательно происходила борьба за невесту. Девушку старались похитить, а жениху навязывали борьбу. Иногда доходило до довольно серьезных драк, причем по традиции весь ущерб должен был покрывать жених.

В связи с браком вводилось немало запретов. Так, муж должен был быть старше своей жены минимум на 3 года, в жены запрещалось брать женщин из своего рода, вступить в брак могли только представители 7 и 8 поколений.Сейчас свадьбы стали скромнее, а молодожены — более прагматичными. Современные темпы урбанизации привели к иному жизненному укладу, поэтому башкирам предпочтительнее получить автомобиль, компьютер, другое ценное имущество. Пышные обряды и выплаты калыма ушли в прошлое. Обычай соблюдения гигиены появился с давних времен. Люди мыли руки перед тем, как сесть за стол. Обязательно нужно было вымыть руки после мяса. Споласкивание рта считалось хорошей подготовкой к приему пищи. Взаимопомощь у башкир называется каз умахэ. Обычай касался заготовки уток и гусей. Обычно на него приглашались молодые девушки. При этом разбрасывались гусиные перья, а женщины просили обильного приплода. Затем гусей ели с блинами, медом, чак-чаком.

Богатый ассортимент

Это только на первый взгляд кажется, что башкирская кухня не отличается разнообразием. На самом деле полукочевой образ жизни стал для местных хозяек дополнительным стимулом. Стараясь как-то украсить свою жизнь, они придумали много интересных блюд, которые по сей день не потеряли своей актуальности.

И сегодня во многих башкирских семьях с удовольствием готовят то, что было придумано много лет назад:

  1. Шурпа (наваристый суп с мясом и зеленью).
  2. Тушеная конина, нашпигованная чесноком и сладким перцем.
  3. Бешбармак (отварное мясо с кусочками теста).
  4. Беляши.
  5. Мясное ассорти по-башкирски. Отварные мясопродукты (говядина, курятина, язык, печень и домашняя колбаса) подаются в одной тарелке вместе с овощным салатом.
  6. Куырылган (салат из картофеля, отварной рыбы и соленых огурцов с майонезом).
  7. Суп-салма. Кусочки теста отваривают в мясном бульоне, а затем доводят до готовности, добавив соль и сырой репчатый лук.
  8. Элеш. Для этого супа сначала мясо отваривают большими кусками, а потом в бульоне отдельно готовят овощи. Картофель, капусту, лук и морковь тоже режут крупными кусочками или просто пополам.
  9. Тутырлган-таук (курица, фаршированная смесью яиц с молоком и сливочным маслом).

10. Пирожки с разными начинками (вак-бэлиш, уч-почмак, шурпалы-бэлиш).

11. Дучмаки (пироги с творогом).

12. Напитки (айран, боол, кумыс и курут).

Даже этот короткий список дает возможность убедиться, насколько разнообразна традиционная башкирская кухня.

Гостеприимство

Башкир у своего дома. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915

У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт пожалел», — гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.

Чтобы корова у башкира не стала яловой, нельзя было хозяину подавать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.

Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот.

При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен окончанию весенних полевых работ, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший окончание ранних сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Традиционные брачные запреты

Основной запрет в Башкирии налагался на то, чтобы мужчина мог взять в жены женщину своего рода. Родство считалось между родней 4-х поколений. В брак могли вступить родственники в пятом и шестом поколениях, иначе говоря, тыуа аят и ете аят. Брачный возраст девушки составлял 14-15 лет, в идеале муж должен быть старше ее года на 3 как минимум.

До 20 века нормой права в Башкирии считался левират. Это форма брака, при которой вдова могла выйти замуж при своем желании за брата умершего. Также денитья мог любой другой родственник покойного на вдове. К новому мужу вдовы переходили не только дети и имущество покойного, но и все его социальное положение и состояние. Такая система способствовала меньшей утечке рабочей силы, например, внутри богатых династий и семей.

Ход занятия: Гуси в озерный камыш прилетели,

Иволги в песенной пойме запели,

С самого детства в родной стороне

Птицы родными кажутся мне.

Тот, кто побродит по белому свету,

Знает, прекраснее Родины нету.

(А. Игебаев)

Ребята вспомните как называется наша республика (Башкортостан). Наша республика многонациональная, в ней живут люди разных национальностей: и башкиры, и татары, и русские. Башкиры живут здесь очень-очень давно. Здесь жили их предки. Тогда не было таких высоких домов, трамваев, троллейбусов и других машин. Башкиры жили в степях и ездили они на лошадях с одного места на другое. Может быть, кто-то из вас знает, как называли дома башкир? (правильно юрта) Вот как они выглядели (воспитатель показывает макет).

В ютре было тепло, потому что покрывались они специально теплой прочной тканью. А как вы думаете, что было внутри? Какие были предметы? Что можно было увидеть там? Вспомните, что можно увидеть у вас дома? В юрте у башкирского народа можно увидеть различную кухонную утварь, посуду.

Ребята, какая посуда у вас дома? Из чего она сделана? (из железе, стекла, глины) А вот в домах у башкир бала посуда из кожи животных, в ней было удобнее перевозить кумыс (кислое молоко лошади). Из дерева были кадки, скалки, лопаточки, чаши для масла и меда, круглые большие блюда для подачи картофеля или гуся. Корыто, в котором стирали белье или кормили животных. Из бересты изготавливали кузова для ягод. Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и самовар (рассматривание иллюстраций).

Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом доме можно увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду, одежду.

Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг которой садились гости. Башкирский народ известен своим гостеприимством.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их разгадать, а отгатку вы уведите: 1. В небе дыра,

в земле дыра,

А в середине

огонь да вода (САМОВАР).

2. Рыба в море

Хвост на заборе. (КОВШ).

3. Круглое, да не луна,

Подавали в нем гуся (БЛЮДО).

4. В ней хранили мед и масло

потому что это …. (ВАЗА).

Ребята, посмотрите внимательно на эти предметы.

Сейчас я опешу один из них, но не назову его. А вы попробуйте догадаться, о каком предмете я буду говорить и назовите его после моего рассказа.

Он блестящий, серебристого цвета, округлой формы. БОЛЬШОЙ ПО РАЗМЕРУ, ИЗ ЖЕЛЕЗА. У него есть крышка, труба, две ручки, подставка для заварника, носик и краник (подставка-ножки). В нем кипятят воду для чая (самовар).

Кто хочет попробовать составить рассказ про любой предмет?

Вспомним, с чего начала я рассказ? (воспитатель показывает схему). Назовите цвет, форму, величину, из чего он сделан, какие есть детали, и для чего он нужен. (4-5 детей рассказывают: если есть ошибки, воспитатель исправляет в анализе после каждого рассказа, поощряет).

А сейчас мы поиграем в башкирскую игру «Юрта». (тирмэ)

Дети встают в круг, в середине большой платок. На слова:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем (идут по кругу)

И помчимся на лужок (с окончанием подбирают концы платка и поднимают его над головой).

Обряды при рождении младенца

Очень важным событием в башкирской семье считается рождение малыша. Подготовка начинается задолго до назначенного срока и соблюдение всех условностей и примет считается обязательным.

  1. Беременной женщине оказывалась посильная помощь, ее старались не беспокоить в пустую и потакать всем ее кулинарным капризам, чтобы не нанести вред плоду.
  2. Роды принимала повитуха, она перерезала пуповину, которую впоследствии обязательно сохраняли вместе с волосами и ногтями крохи.
  3. Пуповина считалась частью младенца, ее не выбрасывали, обматывали определенное количество раз в белую материю, перевязывали и закапывали в укромном месте.
  4. Ребенка мыли и пеленали в старую рубашку отца или матери (такие пеленки называли старьем).
  5. Имя ребенку тоже давала повитуха сразу после рождения. Это было так называемое «пеленочное имя», а постоянное давали ребенку только после прочтения молитвы муллой.


Обычаи при рождении ребенка

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора