Троицкий кафедральный собор

Современное состояние и режим посещения

Собор открыт в любой день с 8.00 до 20.00. Вход на территорию Крома и в сам собор бесплатный. Церковные службы здесь проходят дважды в день во всех четырех пределах – Троицком, Казанском, Александрово-Невском и Серафимовском. Особенно красивыми бывают вечерние богослужения (17.00), когда поет архиерейский хор.

В Свято-Троицком соборе можно увидеть мощи христианских святых, частичку Покрова Богородицы и иконы, самые старых из которых были написаны в XVI веке. Особое место занимает богатая рака, где хранятся останки Святого Всеволода Псковского.

Соборная колокольня

Храмовым праздником в соборе считают день памяти княгини Ольги. Его отмечают при большом стечении народа 11 июля.

Объёмно-планировочное решение

Несущую функцию выполняют шесть мощных столбов, на которые опираются подпружные арки. Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. В настоящее время в соборе открыты для богослужений четыре придела: в верхнем ярусе — Троицкий, Казанский и Александро-Невский, в нижнем — Серафимовский. Иконостас Серафимовского придела в 1988 году расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном. Во второй ярус ведёт крыльцо с широкой лестницей.

Колокольня Троицкого собора Пскова

Единый ансамбль с Троицким собором составляет соборная колокольня, находящаяся примерно в тридцати метрах от юго-восточного угла храма и вырастающая вплотную к стене кремля Пскова. Последний факт и некоторые особенности устройства основания колокольни дали повод исследователям утверждать, что она является не чем иным, как «преобразованной» башней псковского кремля. Но — утверждать не наверняка, так как ни в одном из древних документов башни на этом месте не значится.

Когда была выстроена колокольня

В описании 1699 года, который принято считать годом освящения псковского Троицкого собора, упоминаний о ней мы не найдем. Считается, что возвели ее вскоре после окончания строительства храма.

Нынешний вид колокольни сильно отличается от первоначального. Так, ее верхняя часть была деревянной — она погибла в пожарах 1770 и 1778 годов, после чего ее выстроили из кирпича. В XVIII же веке на башне установили часы, замененные в 1880-х годах новыми, немецкого происхождения. Вообще, верхняя часть колокольни стилистически заметно конфликтует с основанием постройки — это знаки совершенно разных эпох. Не говоря уже о шпиле, который неожиданно отсылает нас к петровской архитектуре Петербурга, не имеющей никакого отношения к древнему Пскову и его кремлю.

Часть колоколов, составляющих нынешнюю звонницу, — древнего происхождения. Еще в начале XX века среди них имелись колокола XV столетия, видимо со старой колокольни, на которой висел и вечевой колокол, снятый и увезенный по повелению Василия III. Самый старый из сегодняшних колоколов относится к 1526 году.

Все древние колокола снабжены надписями, поясняющими их происхождение и назначение. Приведем одну из таких надписей — на колоколе 1534 года рождения:

Монастыри Псковской области

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Дата основания: сер. XII в.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — древнейший в Пскове, один из древнейших на Руси. Время основания монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Как добраться: монастырь находится на Мирожской набережной, 2 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусах №2, 6 (остановка «Дамба).
Контакты: тел. +7(8112) 57-64-03, +7909-576-12-22.

Адрес: г. Псков, Мирожская наб., 2

Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь

Дата основания: не позже 2-й пол. XIII в.

Недалеко от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь, который изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу — Снятной горе в излучине реки Великая.

Монастырь всемирно известен фресками. Псковские художники в 1313 году создали ансамбль живописи, вырывающийся за пределы мирожских образцов. До нашего времени снетогорские фрески дошли далеко не в такой полноте, как мирожские и сохранились фрагментарно.

Как добраться: монастырь расположен по адресу Снятная гора, 1 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусе №1 (остановка «Снятная Гора»)

Контакты: тел. +7(8112) 75-01-88, 75-01-25.

г. Псков, ул. Снятная Гора, 1

Псковская обл., Псковский р-н, д. Елизарово

дата основания: ок. 1447

Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5

дата основания: 1473

Спасо-Онуфриев мужской скит

(Христорождественский Онуфриево-Мальский мужской монастырь)

Псковская обл., Печорский р-н, у д. Малы

дата основания: ок. 1480

Псковская обл., Псковский р-н, д. Крипецкое-1

дата основания: 1487

Псковская обл., Пушкиногорский р-н, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1

дата основания: 1569

Псковская обл., Порховский р-н, ур. Никандрова пустынь (6 км южнее д. Любовец)

дата основания: ок. 1589

Псковская обл., Стругокрасненский р-н, пос. Творожково

дата основания: 1865

Административное значение

В древние времена перед Троицким собором находилась вечевая площадь — центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч святого Довмонта-Тимофея (в настоящее время выставлен в Псковском музее-заповеднике), который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Именем Святой Троицы заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими княжествами, и скреплённые «крестным целованием» — клятвой на кресте, все грамоты хранились внутри. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и священства, а впоследствии и псковских архиереев. В частности, здесь похоронен юродивый Никола Салос, который в 1570 году единолично спас город от карательного похода Ивана Грозного. При соборе велось летописание, хранился архив и казна.

В 1935 году собор закрыли, организовав в нём антирелигиозный музей. Возобновление работы храма началось во время немецкой оккупации 1941—1944 годов и с тех пор уже не приостанавливалось.

Святыни

Главной святыней кафедрального собора Святой Живоначальной Троицы является икона «Пресвятая Троица», в 1780 году подаренная императрицей Екатериной Второй при посещении нею Пскова и молитвы в знаменитой церкви.

Большая серебряная рака, на которой изображен святой образ князя Всеволода, хранит святые мощи:

  • князя Всеволода;
  • литовского князя Довмонта, крещенного Тимофеем;
  • юродивого Николы Салоса;
  • преподобномученика Иоасафа.

На храмовой чудотворной иконе «Святая Троица с деяниями» изображены сюжеты из библии явления Духа Святого. Всегда людно у мироточивой иконы 17 века великомученика Пантелеимона.

Прихожане приходят с нуждами за помощью к чудотворным святым образам Божьей Матери «Чирской» и «Псково-Покровской», датируемой 16 веком.


Чирская икона Божьей Матери спасла Псков от холеры в средние века

В 20 веке Архимандрит Псково-Печерской обители Алипий (Воронов) написал святой образ великой княгини Ольги, который хранится в Псковском Троицком соборе.

В помощь паломникам

Богослужения в кафедральном соборе Пскова совершаются каждый день. Утренняя служба начинается в 9.00 по будням, в 7.30 — в воскресенье и праздничные дни, вечерня — в 17.00.

Адрес: Псков, Псковский Кремль, дом 1.

Проще всего добраться до Псковского Кремля общественным транспортом. Автобусами 14, 17 следует доехать по площади Ленина, Кремль находится на той же стороне, что и остановка. Автобусы 1, 11 также ходят в центр, но останавливаются на другой стороне, поэтому необходимо будет перейти дорогу.

Свято-Троицкий кафедральный собор в Пскове

История Троицкого собора Пскова

Первый деревянный псковский Троицкий собор простоял почти два века и совершенно обветшал. В 1137 году на его месте заложили каменный храм. Это событие летописи связывают с именем святого благоверного князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича. За год до этого изгнанный из Новгорода и приглашенный псковичами княжить в Псков, он стал первым псковским князем. По княжьему почину начали строить каменный собор, окончив строительство и освятив храм вскоре по его смерти.

Троицкий собор в центре духовной и мирской жизни Пскова

Со времен Всеволода Мстиславича Троицкий храм играл важнейшую роль в жизни складывавшейся Псковской республики, с 1136 года, то есть со времени распада Киевской Руси, лишь номинально зависевшей от Новгорода. Рядом с храмом собиралось вече, на соборной колокольне висел вечевой колокол, в соборе хранились важнейшие документы республики и ее казна, здесь же присягали на верность Пскову псковские князья… Наконец, с 1192 года, когда в Троицкий собор перенесли мощи святого князя Всеволода (Гавриила), храм служил княжеской усыпальницей.

Все крупные исторические события в Пскове так или иначе были связаны с Троицким собором. Известно, что в нем в 1242 году, после победы в Ледовом побоище, молился Александр Невский. А в 1265 году здесь принял крещение с именем Тимофей беглец из Литвы князь Довмонт, чье долгое княжение в Пскове явилось важнейшей эпохой, утвердившей псковскую государственность и обозначившей начало возвышения Псковской республики.

Третий Троицкий собор

В 1363 году обрушились своды Всеволодова собора, и, разобрав стены, на старом фундаменте к 1367 году возвели новый каменный храм, простоявший до конца XVII века. Новый Троицкий собор удался — одноглавая церковь, которую окружали многочисленные пристройки; они превращали храм в «пирамиду», безудержно устремленную к небу. Собор насчитывал — вместе с главным, Троицким, — семь престолов; это был действительно «собор», храмовый комплекс, в котором воплотилась идея охраняемого Святой Троицей сильного Псковского государства, каковым оно являлось в XV столетии, в эпоху своего расцвета.

Храм довольно сильно перестраивался на протяжении своей истории, однако его основа оставалась неизменной.

Увы, тот Троицкий собор стал свидетелем не только небывалой мощи Пскова, но и его пусть и мирного, но трагического конца. В 1510 году республика была присоединена к Москве, Великий князь Московский Василий III прислал указ ликвидировать вече и покориться московским наместникам, и псковичи покорились. Вскоре уже сам Василий III молился в Троицком соборе.

Молился в Троицком соборе и его сын, Иван Грозный, — в 1570 году. Залив кровью Новгород, он намеревался сделать то же самое в Пскове, и лишь разговор государя с блаженным Николаем Псковским, предложившим тому кусок сырого мяса и тем самым обвинившим Грозного в «людоедстве», спас город — укор святого образумил Ивана IV.

В эпоху русской Смуты, в 1609 году, во время гражданских столкновений, в Пскове разразился страшный пожар. Троицкий собор оказался сильно поврежден. Он, впрочем, простоял еще несколько десятилетий, но было ясно, что дни его сочтены.

Четвёртый собор

Новый, четвертый по счету, Троицкий собор, уже ни одной чертой не напоминавший о классической псковской архитектуре, начали строить на старом же фундаменте в 1682 году в полном соответствии со сложившейся к тому времени московской архитектурной традицией.

Строительство шло трудно и долго. Освятили новый Троицкий собор только в 1699 году. Высоко вознесшись стройным пятиглавым телом над огромным в то время городом, Троицкий собор по-прежнему неистово устремлялся в небо, четко обозначая духовную вертикаль тогдашней русской жизни.

Часовни

  • Часовня Собора Московских Святителей на Снятной горе (XVIII в.).
  • Часовня на Мироносицком кладбище. Памятник истории и культуры (Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 г.).
  • Часовня Св. Анастасии у Ольгинского моста (1911 г.; арх. Щусев А. В., худ. Рерих Н. К.). Памятник истории и культуры (Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 г.).
  • Часовня Державной Божией Матери на Завеличье (1996 г.)
  • Часовня Св. Ольги на Ольгинской наб. (освящена 23 июля 2000 г.; арх. Красильников А. А.)
  • Часовня Воскресения Христова на Привокзальной площади (освящена 17 июля 2003 г.; арх. Кондратьев С. Н.)

Утраченные часовни

  • Владычного креста на Завеличье
  • Св. Ольги на Завеличье
  • Часовня Рождества Пресвятой Богородицы у Варлаамовских ворот.

Утраченные храмы Пскова

  • Богоявления с Бродов (1444 г.; в 1701 г. засыпана по указу Петра I при строительстве укреплений).
  • Рождества на Кстове. (1397—1399 гг.) Левый берег р. Псковы, у Лапиной горки.
  • Богоявления в Кстове в углу Среднего города (1398 г.)
  • Николы из Песок. (1419 г.) Левый берег р. Псковы, у Лапиной горки. Остатки храма — памятник археологии.
  • Пятницы из Песок. (1534 г.) Левый берег р. Псковы, у Лапиной горки. Остатки храма — памятник археологии.
  • Благовещения в Песках. (1421 г.) Левый берег р. Псковы, у Лапиной горки. Остатки храма — памятник археологии.
  • Михаила Архангела в Песках. XV в. Угол ул. Свердлова и ул. Спегальского (Михайловской). Остатки храма — памятник археологии.
  • Николы со Взвоза. Набережная р. Великой, рядом с церковью Георгия со Взвоза. Остатки храма — памятник археологии.
  • Никиты Гусятника — Никиты с Поля в Выползовой слободе (разрушена в годы Великой Отечественной войны)
  • Казанская — Иконы Казанской Богоматери. Угол ул. Карла Маркса (Новгородской) и Воровского (Петропавловской) ул. (1810 г.; окончательно разобрана в 1961 г.).

Последняя отчетная запись о Казанской церкви, сделанная уполномоченным по делам религии в 1960 г., гласит: «Закрытая Казанская церковь в г. Пскове являлась одной из активных церквей в Псковской области. В ней служили 3 штатных священника и дьякон. Доходность церкви была самой высокой, в 1959 г. она составила 414 509 рублей». По рассказам очевидцев, в 1961 г. Казанская церковь была охвачена пожаром, а вскоре полностью разрушена с помощью бульдозера.

  • Спасо-Нерукотворного Образа. Корытово. Усадьба Горожанского С. С. (1810-е гг.; деревянная; разрушена в Великую Отечественную войну).
  • Николая Чудотворца Иркутского пехотного полка (освящена 6 декабря 1840 г.)
  • Козьмы и Дамиана с Уток. XVI в. Ул. Свердлова, между ул. Калинина и Советской.
  • Козьмы и Дамиана. Старообрядческий храм. Запсковье. Большая Лесная ул. (1912—1913 гг.; арх. Подчекаев А. А.)
  • Иоанна Милостивого с Солодовников (первое упоминание в 1561 г. в связи с пожаром; в конце XVIII в. пострадала при пожаре; в 1820 г. из-за ветхости разобрана). Остатки храма — памятник археологии. В 2007 г. при работах на Петровском раскопе (пересечение улиц Карла Маркса и Гоголя) археологи открыли фундамент церкви, хорошо известной по псковским иконам.
  • Ильинский монастырь — Ильи Сухого (XV—XVI вв.) на Завеличье. Красноармейская наб., д. 1. Остатки храма — памятник археологии.
  • Николая Чудотворца на Завеличье. (1764 г.) Приделы Дмитрия Мироточивого и Сошествия Святого Духа (1818 г.) Разобрана окончательно в 1950-е гг.

История первого Троицкого собора

Место для главного городского храма выбирала сама княгиня Ольга. Она была уроженкой этих земель и посетила город в середине X века. Правительница осмотрела Псков и повелела строить деревянный Свято-Троицкий храм на защищенной земляными валами и частоколами возвышенной стрелке Великой и Псковы. Для возведения храма она прислала из Киева «много злата и серебра».

Строительство христианской церкви в те времена – сам по себе примечательный факт, ведь тогда христианство еще не имело статуса государственной религии. Как выглядел деревянный Троицкий храм, не известно, так как не сохранилось ни его описаний, ни изображений. Первый собор простоял в Кроме до XII века, пока его не уничтожил сильный пожар.

Источники

  • Ильинский Н. С. Историческое описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. Заключающее в себе многия достойные любопытства происходимости, составленное из многих древних летописцев, надписей, записок и Российской истории Николаем Ильинским. Ч. 1-6. СПб.: тип Б. Л. Гека. 1790—1795 гг.
  • Псковская летопись, изданная на иждивении Общества истории и древностей российских при Московском университете М. Погодиным. М.: Университетская тип. 1837 г.
  • Князев А. С. Указатель достопамятностей города Пскова. М.: тип. А. Семена. 1858 г.
  • Погодин М. П. Псков. (Из дорожных заметок). Псков. 1881 г.
  • Гедимин В. Н. Прошлое города Пскова в его исторических памятниках. Псков: тип. Губ. правл. 1902 г.
  • Кремлев Б. Древний и настоящий г. Псков. СПб.: «А. Ф. Сухова». 1906 г.
  • Псков и его окрестности. Очерк истории Пскова. Путеводитель и справочная книга с приложением 2-х планов. Под ред. Заборовского А. А. Изд. 2-е. Псков. 1907 г.
  • Соболев П. Г. Спутник по Пскову и окрестностям. (Библиотека «Вечернего времени»). СПб.: изд. Суворина. 1914 г.
  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. (Любителям родной старины). — Псков: Псковское археологическое общество. 1911 г. Изд. 2-е — 1913 г.
  • Янсон А. К. Псков в его прошлом. Псков. 1927 г.
  • 10 лет власти Советов в Псковской губернии. Псков. 1927 г.
  • Псковский край. Краеведный сборник. Псков. 1927 г.
  • Васильев А., Янсон А. К. Древний Псков. Исторический очерк и путеводитель. Л. 1929 г.
  • Платонов Н. И., Богусевич В. А. Современный и древний Псков. Путеводитель. Псков. 1932 г.
  • Спегальский Ю. П. «Псков». Л. — М.: «Искусство». 1963 г.
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. «Псков. Памятники древнерусского зодчества». Л.: «Искусство». 1969 г.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. «Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества». Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Советская археология. 1972 г. № 2. Стр. 252. Спегальский Ю. П. «Церковь Василия на Горке в Пскове».
  • Спегальский Ю. П. «По Пскову XVII века». Л. 1974 г.;
  • Спегальский Ю. П. «Псков». Л.: «Искусство». 1978 г.
  • Белецкий В. Д. «Довмонтов город. Архитектура и монументальная живопись XIV века». Л.: «Искусство». 1986 г.
  • Аршакуни О. К. «Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского». М.: «Стройиздат». 1987 г.
  • Бологов А. А. «Псков». Л.: «Лениздат». 1988 г.
  • Шулакова Т. В. «Храмы Пскова. Архитектурный путеводитель». Псков. 2003 г.
  • Новости Пскова. № 69 (2092). 13 апреля 2000 г. Ефимов А. «Церковь Спасо-Нерукотворного Образа в Корытове».
  • Храмы и монастыри губернского Пскова. Сборник дореволюционных публикаций. Псков: ГП «Псковская областная типография». 2005 г.
  • Филимонов А. В. «Поднятый из руин. Послевоенное восстановление и развитие Пскова (1944-начало 1950-х гг.)». Псков: ГП «Псковская областная типография». 2008 г.
  • Псков на старых открытках. Альбом. Сост. Левин Н. Ф. Псков: «Стерх». 2009 г.
  • Псковская епархия — 2009. Справочник. Составители: Воробьев П., Зилотов А. СПб.: «Ладан». 2009 г.
  • Псковская правда. 12 октября 2010 г. «Операция на сердце».
  • Псковская губерния. № 51. 29-31 декабря 2010 г. «Рождественские приказы».
                               * Подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Пскове.- Псков, 2016 г.

Как добраться самостоятельно к Троицкому храму в Пскове

Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт-Петербурга.

У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из Москвы, есть выбор — добираться ли до Пскова по трассе Мю (через Новгород и Лугу), либо по трассе М9 (через Ржев и Великие Луки). Расстояние от Москвы до Пскова — около 720 километров. У автомобилистов Санкт-Петербурга альтернатив нет: ехать придется в любом случае по трассе М20.

В самом Пскове найти Троицкий собор не составит особого труда, его видно издалека. Главный ориентир — Псковский кром, мимо которого пролегают многие маршруты общественного транспорта. Для тех, кто едет на машине, подсказка — обе центральные магистрали города, Рижский и Октябрьский проспекты берут свое начало от псковского кремля.

Религия средневекового Пскова

Несмотря на то, что в средние века религиозные и культурные разногласия стояли куда более остро, чем в наше время, когда речь заходила о торговле, все они зачастую отходили на второй план. Вот почему средневековые порты и просто торговые города во все времена были очагами веротерпимости и культурного обмена между народами.

В этом смысле Псков меня немало удивил: являясь для остальной Руси, по сути, окном в Европу, этот город до начала XVI века оставался независимым, обособленным, и чужаков псковичи не очень-то жаловали. Достаточно сказать, что все сделки с иностранными купцами совершались за пределами Псковской крепости, проникать за стены которой заморским гостям запрещалось под страхом смерти. Разумеется, ни о каких католических или лютеранских костелах на территории старого Пскова и речи не шло. Напротив, по концентрации православных храмов на квадратный километр город, пожалуй, не уступает Суздалю.

Внешне главный собор Пскова показался мне более изящным, чем другие местные церкви, отличающиеся грубым исполнением. Дело все в том, что, по сравнению с остальными храмами Пскова, эта церковь в своем нынешнем виде была построена только в конце XVII века.

Общая информация

Свято-Троицкий собор – главная религиозная постройка Пскова, ставшая центральной частью его величественного историко-архитектурного комплекса — Псковского Крома.

Площадь, на которой сейчас расположен храм, в первой половине X века выбрала княгиня Ольга, родившаяся в этих краях. Вокруг церкви впоследствии сформировалось поселение. В дальнейшем именем Святой Троицы княжества стали заключать союзнические отношения и соглашения на взаимопомощь, подтверждая их целованием креста.

С собором связано много значимых исторических имен. Например, в 1242 году, перед Ледовым побоищем, храм посетил великий полководец Александр Невский вместе со своим войском. Это было за день до битвы псковитян с немцами на Чудском озере. В этом месте часто бывал его брат, а по совместительству преемник Владимирского княжества, — Ярослав. Появлялись и иностранцы – в церкви князя из Литвы Довмонта крестили с именем Тимофей. Он, как и многие другие, в том числе и ранее названные князья, часто приходил просить у Бога о даровании помощи в военных делах и благодарил за их удачное завершение. Его мощи, несмотря на многочисленные пожары и разрушения, на протяжении нескольких веков остаются в полной сохранности. В алтарной части храма долгое время лежал меч крещеного литовца, сейчас перенесенный в городской музей-заповедник. Им благословляли князей, бравших в руки бразды правления Псковом. Внизу, в крипте собора находятся гробницы правителей и духовенства. Там же была найдена могила Николы Салоса – блаженного защитника Пскова от очередной карательной меры царя-тирана, Ивана Грозного.

На площади у собора организовывались различные мероприятия, связанные с жизнью города: там созывали вече, проводили своего рода выборы, решали насущные проблемы. Церковь несколько раз строилась заново, и нынешний вариант исполнения стал четвертым по счету.

Изначальное здание было построено из дерева и, прослужив два с половиной века, сгорело при пожаре. После происшествия князь Всеволод-Гавриил, чьи мощи до сих пор хранятся в соборе, приказал заново отстроить религиозный центр города, но уже с использованием камня. Правда, исследования известных архитекторов свидетельствуют о том, что в качестве материала для возведения второго здания также была использована древесина. Собор из камня по предположениям был выполнен мастерами из Смоленска, потому что в XII веке псковское зодчество еще не сформировалось как отдельный вид древнерусской архитектуры

Во второй половине XIV века у многострадального собора обрушились своды. Во избежание повторения подобных ситуаций для очередного возведения храма был закуплен известняк. Его возобновление связали с празднованием тринадцатилетия независимости Пскова от Новгорода, поэтому с того момента он стал не только архитектурным, но и историческим памятником города. В связи с таким событием всю внутреннюю часть его украсили тонкими работами по дереву и росписями на стенах. Этой работой, в отличие от предыдущей, уже занимались не приезжие, а местные мастера. Важным жестом была попытка создания абсолютно аутентичного стиля, подчеркивающего обособленность Пскова от Новгорода и отсутствие чужого влияния.

Но все труды и старания уничтожились пламенем очередного пожара в начале XVII века, который не тронул структуру храма, но вычистил все богатство декоративного искусства. Поэтому четвертый и последний на данный момент вариант собора, строившийся 17 лет, возведен на сохранившемся основании. Однако, благодаря выросшему вместе с технологиями профессионализму, здание значительно увеличилось в размерах. В первую очередь бросается в глаза более современное относительно века закладки храма архитектурное решение.

Архитектура Троицкого собора Пскова

Троицкий собор — псковская доминанта, главная вертикаль: и архитектурная, и духовная, сегодня без него невозможно представить городскую панораму. Буквально паря благодаря своим устремленным ввысь формам над Псковским кромом, над всем Псковом, Троицкий собор плывет белым кораблем, неся радостную весть о Христе.

Что касается собственно архитектурных особенностей здания, то перечислить их недолго. Перед нами — стройная двухэтажная шести-столпная постройка с основным кубическим четвериком, увенчанным традиционным для московского зодчества XVII века пятиглавием (оно заметно сдвинуто к востоку относительно центральной точки здания) и опоясанным с трех сторон высокой галереей, в южном и северном рукавах которой устроены приделы — они обозначены башенками с небольшими главами. На второй этаж ведет крытая лестница, начинающаяся от самой стены Псковской крепости.

Собор выстроен, — в отличие от традиционных псковских храмов, на которые шел неотесанный известняк, делавший их стены неровными, с прихотливой игрой светотени, — из тесаных плит известняка, то есть плоскости его фасадов геометрически правильны. Монотонность такого построения взрывается умелым, хотя и скупым использованием ряда декоративных элементов. Стены разделены лопатками: с южной и северной сторон — на четыре части: с восточной и западной — на три. Каждое членение фасада завершают двухлопастные арки.

Все окна украшены наличниками двух видов; современные строительству собора наличники сохранились в основном на апсидах и представляют собой крупно-рельефные двухъярусные композиции. Сами сильно уплощенные апсиды основного здания понижены относительно высоты основного объема в два раза.

История строительства

Современное, четвёртое по счёту, здание Троицкого собора строилось на протяжении 17 лет и было закончено в 1699 году. Храм возводился на основе предыдущего строения, но при этом существенно вырос в высоту, простираясь вверх на 78 метров. Кроме того, большое влияние на его внешний вид оказали традиции московской архитектуры XVII века, в частности главной частью выделен вытянутый шестистолпный четверик, увенчанный пятью главами, символизирующими Христа и четырёх Евангелистов. В конце XVIII века из-за трещин, образовавшихся вследствие неодинаковой осадки собора, были заложены открытые боковые галереи, а само здание храма укреплено контрфорсами. C 1894—1895 годов внешняя часть строения оштукатурена.

Тихвинская икона Божией Матери в Троицком соборе Пскова

В годы Великой Отечественной воины Троицкии собор оказался накрепко связан с величайшей русской святыней — Тихвинской иконой Божией Матери. Она была вывезена немцами из горящего Тихвина в 1941 году и в самом начале 1942 года доставлена в Псков, где образованная к тому времени Псковская духовная миссия активно возрождала религиозную жизнь на оккупированной территории.

Немцы, понимая огромную культурную ценность Тихвинского образа, держали его под охраной в специальной Оружейной комнате военно-полевой комендатуры, располагавшейся в Доме советов, и «выдавали» православным лишь по воскресеньям и некоторым праздникам. В эти дни Тихвинская икона Божией Матери с 9 часов утра до 6 часов вечера пребывала в Троицком соборе, куда для поклонения святыне стекалась масса православного люда. Поступали так оккупанты, исходя не из идей гуманизма и религиозной толерантности, а преследуя вполне определенные цели — сохранилась записка одного из немецких специалистов, отмечавшего в ней: «Из политико-пропагандистских соображений нельзя ее совсем изъять из культового обихода».

Эта ситуация сохранялась до лета 1944 года, когда, ввиду угрозы окружения фашистских частей в Пскове, из города, являвшегося до того главной базой хранения и перевалочным пунктом перемещения на запад награбленных на северо-востоке России культурных ценностей, начался их массовый вывоз. «Уехала» и Тихвинская икона Божией Матери, в конце концов добравшись до США, где чудотворный образ находился до начала 2000-х годов. В 2004 году он вернулся на родину — в тот самый Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, откуда был выкраден.

В Троицком соборе о времени пребывания здесь Тихвинского образа хранят трепетную память. Она выражается, помимо прочего, и в том, что на месте, где псковичи в годы войны молились Тихвинской Матушке, ныне мы видим точный список с чудотворной иконы.

Третий Троицкий собор

В 1363 году обрушились своды Всеволодова собора, и, разобрав стены, на старом фундаменте к 1367 году возвели новый каменный храм, простоявший до конца XVII века. Новый Троицкий собор удался — одноглавая церковь, которую окружали многочисленные пристройки; они превращали храм в «пирамиду», безудержно устремленную к небу. Собор насчитывал — вместе с главным, Троицким, — семь престолов; это был действительно «собор», храмовый комплекс, в котором воплотилась идея охраняемого Святой Троицей сильного Псковского государства, каковым оно являлось в XV столетии, в эпоху своего расцвета.

Храм довольно сильно перестраивался на протяжении своей истории, однако его основа оставалась неизменной.

Увы, тот Троицкий собор стал свидетелем не только небывалой мощи Пскова, но и его пусть и мирного, но трагического конца. В 1510 году республика была присоединена к Москве, Великий князь Московский Василий III прислал указ ликвидировать вече и покориться московским наместникам, и псковичи покорились. Вскоре уже сам Василий III молился в Троицком соборе.

Молился в Троицком соборе и его сын, Иван Грозный, — в 1570 году. Залив кровью Новгород, он намеревался сделать то же самое в Пскове, и лишь разговор государя с блаженным Николаем Псковским, предложившим тому кусок сырого мяса и тем самым обвинившим Грозного в «людоедстве», спас город — укор святого образумил Ивана IV.

В эпоху русской Смуты, в 1609 году, во время гражданских столкновений, в Пскове разразился страшный пожар. Троицкий собор оказался сильно поврежден. Он, впрочем, простоял еще несколько десятилетий, но было ясно, что дни его сочтены.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора